Основание Foundation


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «imra» > Основание (Foundation), сериал, 2021
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Основание (Foundation), сериал, 2021

Статья написана 15 ноября 2021 г. 10:59

По мотивам. Отдаленным, или Что кого интересует

osnovanie_serial

Галактическая империя, объединившая тысячи миров, казалась вечной. Триллионы жителей, исключительное богатство, выдающиеся научные достижения, помпезная столичная планета.

И лишь один ученый — Харри Селдон, был уверен, что Империю постигнет крах. А за ним тысячелетия варварства.

Пользуясь методами психоистории, позволяющей прогнозировать поведение людских популяций, Харри убедился, что темную эпоху можно сократить.

Вот только позволят ли нынешние властители предпринять необходимые для этого действия? И не обманет ли психоистория надежды последователей Селдона?


Основание (оно же Академия, оно же Фонд) Азимова стало одной из первых ласточек забугорной фантлитературы, достигших наших пенат в 90-е. Приятный цикл с любопытными ходами и размышлениями о человечестве, охватывающий огромное время, созданный Айзеком под впечатлением от Эдварда Гиббона.

Книги достойны, а что же нам предложат кинематографисты?

Первым делом, оставив от романа лишь скелет, они, по мере способностей, пытаются этот скелет одеть, нарастить, дополнить и расцветить. По-своему. Если Азимова интересуют глобальные, стратегические вопросы падения и создания держав, развития людского общества, управления массами, если Айзек играет полувеками как теннисными мячиками, а тысяча лет сопровождается у него эпитетом «всего», то постановщики, как обычно в телепродуктах, наплевав на законы психоистории, рассказывают о судьбах отдельных человеков. По-видимому, это один из основных законов сценариста: не знаешь, что делать — введи людскую трагедию.

Главные герои в постановке «особенные», «не такие как все»: одну преследуют за занятие наукой, вторая даже в сообществе энциклопедистов умудрилась стать изгоем. С Сальвор, правда, есть нюансы. Об императоре отдельный разговор.

Постановщики, понятное дело, не смогли обойтись без современного политкорректного тренда, заменив героев-мужчин – женщинами, причем отнюдь не белокожими. И Гаал и Хардинг у Азимова были белыми мужиками. Впрочем, мальчик – девочка, какая разница.

Гаал Дорник – жительница водной планеты, религиозные жители которой очень не любят ученых. Прям до утопления последних не любят. Гаал умудрилась в таких условиях родиться математическим гением. Как несложно догадаться, житья на родине ей не стало, тут и подвернулся конкурс, позволивший победительнице заинтересовать самого Селдона. Гаал реально гений, способная заметить ошибку в работах лучшего психоисторика Вселенной. Как выясняется позднее, это не единственная ее сильная сторона. При этом она обычная девчонка, жаждущая любви, плавающая как рыба, считающая простые числа, когда волнуется.

Сальвор Хардинг – тоже «не такая как все», но за счет стремления к одиночеству и экстрасенсорных способностей. Дьявольского везения и проницательности, умения ощущать ложь, чувствовать людей изнутри. Сильная женщина, лидер и боец.

Ну хоть Селдона оставили белым и с первичными мужскими признаками. Хари в исполнении Харриса харизматичен, полон энергии, умения убеждать. Готов идти на жертвы, манипулировать окружающими. И даже смерть ему не помеха. Все для Плана, все ради Плана.


Перед нами две линии: императорская и жителей Терминуса.

Энциклопедисты сменяются, постаревшие родители благословляют повзрослевших детей (между стартом сериала и развитием проходит 30 лет). А вот с повелителем (-лями) Империи иначе. Чтобы оставить зрителям привязку в виде знакомых лиц, создатели сериала решили клонировать императора (который в романе вообще не появлялся). Державой правят трое-один: Брат-Рассвет, Брат-День и Брат-Закат. Клоны Клеона I в разном возрасте. Действительно Вечный император. Они используют одни и те же жесты, одинаково держат вилку, активно подкалывают друг друга. Передают младшему знания и опыт. Ребенок становится мужем, День в свою очередь уходит в Закат. Ему на смену поднимается младший. И так уже 400 лет.

Мы увидим каждую из ипостасей во всей красе. Прилежно учащегося мальчишку. Юнца, подверженного страстям и желаниям. Мужчину, переполненного ответственностью и тревогой за Империю. Старца, задумывающегося о смерти.

Он (они) неглупы, задумываются об отсутствии разнообразия, неестественности происходящего, наличии души у клонов.

Императоры хороши. Особенно если учесть что Дня изображает утонченный Ли Пейс. Пейсу выпала интересная актерская задача. Разные братья-Дни, которых он играет, абсолютно не похожи друг на друга. Первый вариант – жестокий, самодовольный, самоуверенный павлин – эдакий Нерон. Второй – мыслящий, сомневающийся, желающий исправить промахи предшественника.

Если подытожить: нам демонстрируют очередную антиутопию, или имперский киберпанк. Столичный мир, жители которого вкалывают под землей и не видят Солнца (у Азимова Трантор – административный мир, обитатели которого искренне гордятся своей работой и малой родиной). Самодур-властитель, убивающий придворных за чтение запрещенной литературы, бомбящий планеты ради мести, а точнее чтобы показать силу. Аресты неугодных. Религиозные мракобесы. Казни еретиков.

Банально, Хоботов.

Радует пиетет постановщиков перед математикой. «Математика не просто цифры», «когда не хватает слов, цифрами мы описываем невыразимое: то, что пугает, бескрайность космоса, цену души», «высшая математика сродни шестому чувству», «верный расчет позволяет заглянуть за горизонт, если повезет, поможет подготовиться к грядущему», «математика не осуждает, не выбирает сторон», «это не только цифры, в недобрых руках они оружие, в нужных спасение», «люди могут врать, цифры нет», «красота математики в ее чистоте».

Хотя сейчас эти изречения в рамку и на стенку в аудиториях математического факультета. Вот только при чем тут «Вера в расчеты»? Они либо верны, либо нет, тут верить не надо.

Идейная основа соответствует антуражу. Религиозные фанатики, преследующие людей науки. Важность многообразия культур. Гордые слова о варварах, которые на самом деле не варвары, а просто непохожи на цивилизованных гомо сапиенсов. Демонстрация геноцида и полицейского государства. История несправедливого наказания и сжигающей душу мести.

М-да, а ведь Азимов говорил с читателем о крушении и создании Империй. Манипуляциях сильными мира сего. Психологии и управлении огромными людскими массами. Силе науки и мысли. Закостенении и развитии. Иных путях для цивилизации. Кого что интересует.

А вот картинка удалась: хорошая, сочная, яркая.

Гиперпрыжки, когда пространство складывается само в себя. Красивенные планеты.

Синнакс, залитый водой по самую макушку. Точки тростниковых хижин, связанных тонкими мостками, теряющиеся среди безбрежного океана. Фигуры огромных скатов, проплывающих под лодками. Столпы света, уходящие ввысь.

Трантор — Око Империи. Город-планета, смешавшая в себе изящные высотки, огромные здания, подземные уровни, летательные аппараты — с крепостными стенами, фигурами воинов над воротами, статуями императора, помпезной библиотекой, пышными залами в римском стиле. Логично, если помнить, чем вдохновлялся Азимов при написании «Основания».

Циклопический Звездный мост – причальная станция над Трантором с его поездами-лифтами, 14-часовым спуском на планету. Императорский дворец с расписанными на всю немалую высоту стенами.

Пустынная и религиозная Дева с ее «Крестным путем». Арктический Терминус с местными хищниками.

Любопытного дизайна имперские космолеты с вращающимися кольцами – межзвездными гипердвигателями. Человекоподобные космониты, созданные для жизни на кораблях.

Жаль, когда из небес спускаемся на твердь Терминуса, где пройдет изрядная часть действия, не отпускает ощущение бюджетности. Народу задействовано немного, одежки так себе. Город на Терминусе – натуральная база полярников.

Не оставят зрителя без флеш-беков. Познакомят с Клеоном I, переместят в молодость Гаал.

Пропишут сюжетообразующую арку теракта на Транторе со всеми его последствиями – смотрится впечатляюще.

Введут в дело робота (этих милых ребят в первых книгах Азимова не было вовсе), упомянут войну человечества с расой роботов. Добавят мелких изобретений будущего, типа силовых щитов, крайне напоминающих собратьев из Дюны (проницаемы медленным движением), или симуляций с полным погружением – натуральная виртуальность. Чрезмерно преувеличат роль личности в истории. Зальют в сериал огромное количество воды, намертво застряв «на творчески переработанном» первом кризисе.

Подбросят не слишком уместного экшена с перестрелками, драками, «хитромудрыми» тактическими ходами и мстительными анакреонцами. Пожалуй, неизбежно – сгорел сарай, гори и хата – разбавлять дядьку Азимова, так по-полной.

Эрго. Спорный сериал слишком уж «по мотивам». Азимов писал большей частью абсолютно не о том, о чем решили поговорить со зрителем постановщики Foundation. Зря. Разве что картинки космоса и Трантора хороши.

Режиссер: Руперт Сандерс, Эндрю Бернштейн, Алекс Грейвз, Роксанн Доусон, Дженнифер Фанг

В ролях: Джаред Харрис, Ли Пейс, Лу Льобелл, Леа Фергюсон, Лаура Бирн, Кассиан Билтон, Терренс Манн, Дэниэл МакФерсон, Т’Ниа Миллер, Парвеш Рана, Кюбра Саит, Никхил Пармар, Кларк Питерс, Мидо Хамада

P. S. В планах шоураннера 8 (ВОСЕМЬ!) сезонов. Скромняги.





2016
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение15 ноября 2021 г. 11:59
Трантор в детстве я себе немного иначе представлял)


Ссылка на сообщение15 ноября 2021 г. 13:29
Спасибо за обзор. Буду держаться от сериала подальше. В последнее время что ни кино — то сплошное разочарование. Пусть лучше Foundation для лично меня остается «Звездолетом-и-Солнцем», чем говном политкорректности. Хотел написать «гимном», но слегка опечатался и решил, что так даже больше передает мои чувства. После прочтения этого обзора посмотрел ряд обзоров на YouTube и понял, какая же все же гадость их «заливная рыба». Если бы я реально написал то, что думаю, то меня бы наверняка забанили. Навсегда.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение15 ноября 2021 г. 16:16
всегда пожалуйста)


Ссылка на сообщение15 ноября 2021 г. 16:26
А мне сериал понравился :cool!: в мои почти пятьдесят. Я его смотрел, правда, разбираясь в коллекции пивных этикеток :beer:. Вот если бы мне было пятнадцать, точно бы космонавтом стал.


Ссылка на сообщение15 ноября 2021 г. 21:36
Автору как всегда огромное спасибо!
В сортах ... ах, да, тут правильная опечатка уже сделана — на Западе уже научились разбираться.
Азимову все равно, нам все равно, коллекцию пивных этикеток я лучше переберу, чтобы мне не мешали. Азимова перечитаю...
О, есть польза! Вместо вот этого «посмотрения» — я лучше почитаю.
Ну и как шутили давно (и к «Дыне. Планета Арахис») — «если автор сделал героя мужчиной — значит он что-то имел в виду». Белым. А черным — Шекспир. Отелло. И тоже не просто так.
Короче — хотите негров и женщин — НАПИШИТЕ про негров и женщин, станьте Азимовым — тогда и поговорим и посмотрим.
Пока — в мусоропровод!
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение16 ноября 2021 г. 10:51
на здоровье) ради что помог сэкономить время)


Ссылка на сообщение16 ноября 2021 г. 13:58
то что меня больше всего разочаровало в основании, это то что азимовские масштабы событий скукожились до соплей и переживаний отдельных личностей. Т.е. до того уровня где киношники умеют работать. При том что арка императора вначале мне показалась интересной, но в конце я недоуменно вопрошал «и это все???» Император огромной галактической империи выгружающийся из одного (!) звездолета в компании одного (!!) советника и всего пяти-шести (!!!) охранников ? ЛОЛ ШТО? Да у нас в зачуханом 21-м кортежи отельных губернаторов из пары сотни машин гоняют.


⇑ Наверх