Абсурдный слэшер Грусть


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «holodny_writer» > Абсурдный слэшер - «Грусть» (2021), реж. Р. Джаббаза
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Абсурдный слэшер — «Грусть» (2021), реж. Р. Джаббаза

Статья написана 30 июня 2022 г. 21:25

Азиатские ужасы просты и бескомпромиссны.

Такая мысль напрашивается с начальных минут просмотра тайваньского зомби-слэшера. Она же наглядно подана в трейлере, где монстры изображены в крови своих жертв. Превращение людей в хищников, конечно, подано в картине как мутация из-за вируса. Что не может удивить мало-мальски искушенного зрителя. Ведь такая завязка сегодня – даже не штамп, а условность, которую публика принимает, если первая неординарно обыграна.

Насколько оригинально режиссер Р. Джаббаз обращается с зомби-атрибутикой в своем дебютном полном метре, сразу сказать нельзя. Во-первых, точно видно, что этот фильм для Роба – игра-эксперимент, а не попытка создать нечто смысловое на базе хоррора. Из-за чего о серьезной работе с условностями последнего говорить не приходится. Во-вторых, форма здесь превалирует над содержанием. Возможно, поэтому именно она способна кого-то удивить.

Так или иначе, но неоднозначность «Грусти» понять трудно. С одной стороны, достоинствам фильма можно отнести иронию его создателя над сюжетами о зомби. Может показаться, что была поставлена цель высмеять исчерпавший себя жанр, в котором не способно родиться что-то новое. Но, если смотреть шире, в глаза легко бросается толстый намек на современность. Так, говоря о распространении вируса, режиссер изображает властей, чьи действия в борьбе с эпидемией до абсурда комичны. И делает это нарочито просто, с черным юмором.

Также незатейливо он указывает на болезни современного человека, проявляющиеся в кризис. Например, в одной из сцен поедания жертв монстрами, стоящие рядом люди снимают все на камеру вместо того, чтобы остановить кошмар или бежать. Сама по себе эта сцена может показаться логически абсурдной. И, возможно, ошибкой режиссера, который не озаботился правдоподобностью. Но на фоне черного юмора и обильных потоков крови становится понятно, что такие «перегибы» — неприкрытая ирония над темой и формой.

То, что Джабазз не считается со вкусами балованного зрителя, видно по самой фабуле. Если в хрестоматийных картинах о зомби-апокалипсисе аудитории объясняется причина биологической катастрофы, превратившей мир в воронку с зомби, то в «Грусти» этого нет. Герои не ищут способа исправить эпидемию. Здесь они просто спасаются бегством, чтобы выжить.

Конечно, такая основа сюжета максимально примитивна. Наблюдая бегство героев от монстров, уже в начале хронометража легко понять, что в сюжетном плане лента не намерена нас удивлять и дальше. Как бы в подтверждение этой мысли, рассказанная в финальных сценах история вируса объясняет его свойства задним числом, не влияя на развязку. В результате финал сводится к простой формуле: «кто-то спасается, а кто-то падает жертвой двуногих хищников».

Откровенно говоря, такой финал слишком прозаичен даже для фильмов про зомби. Упрощая сюжет о выживании, он не играет с элементарными конфликтами, которые могут появиться в картинах типа «Поезда в Пусан». Но, несмотря на общую тему, сравнивать «Грусть» с подобными лентами нельзя. Потому как в фильме Р. Джаббаза важен не смысл, а та самая форма: это типичный шоковый слэшер.

Здесь вопрос о том, насколько он оригинален, обретает большее значение. Рецензенты Кинопоиска называют эту работу свежим дыханием для хоррора. Но согласиться с ними трудно. Будучи ярким образцом специфических кино-ужасов, фильм не работает с жанровыми штампами. И, несмотря на черный юмор отдельных сцен, не пытается высмеять то, что набило оскомину избалованной публике.

Вероятно, смысл «Грусти» в другом. Работа Р. Джаббаза — простой, иронический эксперимент. Он играет с повесткой, актуальной в момент выхода картины на экраны: с проблемами вируса, реакцией властей на болезнь и слабостью человека, который в кризис заражения не хочет помогать другим. То, что фильм не представляет возможности решения таких проблем, тоже не удивительно. Это объясняется форматом шокера, цель которого – эпатировать зрителя максимально откровенной картинкой. Что получается за счет простой подачи и кровавого, до безумия натуралистичного визуала.





1357
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение1 июля 2022 г. 10:18
Мне тоже очень понравился, давно не смотрела столь интересный «зомби» хоррор от азиатов, последний раз то был «Поезд в Пусан»
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение1 июля 2022 г. 16:52
Фильм интересен с точки зрения оригинальности. Но одной ее мало, чтобы нравиться. Так что, не могу сказать, что лента пришлась по вкусу. Рецензию писал не под впечатлением, а на заказ читателя.
 


Ссылка на сообщение1 июля 2022 г. 22:02
На фоне того , что сейчас выходит, этот фильм весьма не плохо. Я лично осталась довольной. Но это моë мнение.
 


Ссылка на сообщение1 июля 2022 г. 22:57
Возможно. Здесь не поспоришь.


Ссылка на сообщение2 июля 2022 г. 19:16
Для тех, кто интересуется зомби стоит посмотреть безумный по темпу японский «Aiamuahiro». Здесь зомби тоже оригинальные, как и в недавно вышедшем корейском сериале «Мы все мертвы», который едва ли не лучше блестящего «Поезда в Пусан»
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение2 июля 2022 г. 21:41
Заинтересовали. Буду посмотреть.


Ссылка на сообщение6 июля 2022 г. 18:58
Да, азиаты большие оригиналы по части зомби: одна «Задница зомби: Туалет живых мертвецов» чего стоит.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение6 июля 2022 г. 19:35
Азиаты знают толк в извращениях.


⇑ Наверх