Четвертый выпуск ФантКаста


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «vvladimirsky» > Четвертый выпуск "ФантКаста": о позитивном образе будущего в фантастике
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Четвертый выпуск «ФантКаста»: о позитивном образе будущего в фантастике

Статья написана 27 декабря 2022 г. 13:03

Четвертый, последний в этом году выпуск "ФантКаста", выходящего под эгидой Петербургской фантастической ассамблеи — выложен. На сей раз о позитивном образе будущего — благо о нем сейчас с какой-то истерической настойчивостью твердят.

К сказанному в подкасте добавлю: советские фантасты вложили в создание этого образа столько сил и таланта не то чтобы исключительно по собственной воле. Просто с 1934 года (на самом деле чуть раньше), с того момента, как их официально отнесли к "детской литературе", особых альтернатив и не было. Или писать о светлом будущем всего человечества — или не писать никак. Пионеры с комсомольцами не поймут, в издательстве не одобрят. Вот и писали, кто надеялся на публикацию — талантливые фантасты талантливо, бездарные — бездарно. Но как только выпустили из загончика — с гиканьем разбежались в разные стороны и обратно собираться не спешат. Как ни загоняй.


Слушаем выпуск и подписываемся на «ФантКаст» на платформах:

Google Podcasts

Яндекс.Музыка

ЛитРес

MyBook

Castbox

SoundStream

Podcast Addict

Mave

Подстер ФМ


Реквизиты для тех, кто готов финансово поддержать Петербургскую фантастическую ассамблею и ФантКаст:

— Карта Сбербанка 2202206210159153

ЮMoney

QIWI Кошелек






662
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение27 декабря 2022 г. 13:25
Ну вот на мой взгляд, позитивный образ будущего очень востребован. Проблема в том, что писатели в него не верят. А покупатели мне много раз говорили , что почитали бы.
Поэтому готов только Лукьяненко за госдотации
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение27 декабря 2022 г. 13:31
Так любой вменяемый человек готов только за дотации. Утром деньги — вечером позитивный образ будущего. Но деньги вперед!
 


Ссылка на сообщение27 декабря 2022 г. 14:04
Про попаданцев они хреначат только так. Светлый образ прошлого создают
 


Ссылка на сообщение27 декабря 2022 г. 14:12
Про попаданцев существует небольшой, но легко воспроизводимый набор шаблонов. Созданных для коммерческого использования. Их и воссоздают. С позитивным образом будущего такого соцзаказа не поступало.
 


Ссылка на сообщение27 декабря 2022 г. 15:00
А есть соцзаказ на негативный образ будущего? И был ли такой соцзаказ в обозримой истории НФ? Интересна побудительная причина авторов, которые уже лет сто пишут антиутопии одну за другой и вроде бы делают это чисто по зову сердца. Если эту тему разрыть поглубже, со дна, наверное, можно поднять какие-то интересные выводы о природе творчества :-)))
 


Ссылка на сообщение27 декабря 2022 г. 16:05
Мы генетически настроены на то, чтобы вовремя заметить опасность и, по возможности, ее избежать. Авторская антиутопия — это, на мой взгляд, такой же сигнал опасности, как красный цвет, ощущение сильного холода или жара. В случае с будущим человечества, опасность нужно предугадать (предвидеть), осознать и предотвратить. Потому авторы и пишут. А светлое будущее — что о нем беспокоиться? Оно безопасно. :-):-)
 


Ссылка на сообщение27 декабря 2022 г. 16:11
А на негативный — не надо. Негативный, то есть не восторженно-школярский, сам вырисовывается.


Ссылка на сообщение27 декабря 2022 г. 15:43
Нужно в светлый образ будущего добавить конфликты
— Борьба с врагами народа, которые хотят уничтожить светлое будущее изнутри
— Полететь на другую планету , где все плохо и с большим трудом сделать чтобы было все хорошо
— Светлое будущее постепенно деградирует из-за ошибок в первоначальном планировании. Трудная борьбы с этим и еще лучшее будущее впереди
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение27 декабря 2022 г. 16:14
Кстати, про то, как все сыплется из-за проблем планирования, о перерождении коммунизма в диктатуру или просто необратимом развале системы немало писали в позднем СССР. Первый вариант «Доверия» Рыбакова, «Нашествие» Казменко и т.п. Правда, заканчивалось там все не еще более лучшим будущим, а вполне реалистичным пипецом.


Ссылка на сообщение27 декабря 2022 г. 16:02
Светлое будущее, это весна за Полярным кругом.


Ссылка на сообщение27 декабря 2022 г. 16:26
К слову, на «загнивающем западе» спрос на позитивный образ есть, несмотря ни на что. Антологии соларпанка (solarpunk) выходят, премию «Утопия» (Utopia Awards) недавно учредили.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение27 декабря 2022 г. 17:05
Сомнительная утопия со словом «панк» в заголовке. 8-)
 


Ссылка на сообщение27 декабря 2022 г. 17:27
А в этом новомодном слове значение корня «punk» переосмыслили. Соларпанк описывает общество не слишком далёкого будущего, в котором постепенно решаются стоящие перед человечеством проблемы, прежде всего — проблема загрязнения окружающей среды. Образы не совсем утопические, но позитивные. Близко к экоутопии, но не совсем.
 


Ссылка на сообщение27 декабря 2022 г. 21:39
Интересно было бы почитать. Но мне кажется, это что-то такое около YA. Для детей и юношества.
 


Ссылка на сообщение27 декабря 2022 г. 21:42
Вполне возможно. В той же степени, что и советская оптимистическая НФ.
 


Ссылка на сообщение27 декабря 2022 г. 21:43
Вот-вот. Пионеры юные, головы чугунные. Всерьез такое не пишется. Только для детей.
 


Ссылка на сообщение27 декабря 2022 г. 21:54
Всерьёз пишутся неоднозначные утопии, от братьев Стругацких и Урсулы Ле Гуин до Джона Райта и далее без остановок. Остальное — вопрос личных предпочтений. Фантастические миры, к которых не всё идеально, но явно лучше, чем у нас, — не такая большая редкость.
 


Ссылка на сообщение27 декабря 2022 г. 22:21
Когда они пишутся всерьез, они не совсем утопии. Вот киберпанк кто-то даже антиутопией окрестил, хотя как раз самая что ни на есть «неоднозначная утопия», как по мне. 8-)
 


Ссылка на сообщение27 декабря 2022 г. 22:30
Соларпанки своими предтечами считают «Всегда возвращаясь домой» и «Обездоленных» Ле Гуин, а также «У кромки океана» Робинсона, «Пересадочную станцию» Саймака, «Орион взойдет» Андерсона. А из более современных это «Марсианская трилогия» Робинсона, особенно последний том, его же «Нью-Йорк, 2140» и «Министерство будущего», и «Walkaway» Доктороу, из того, что есть на русском.
 


Ссылка на сообщение28 декабря 2022 г. 00:06
Робинсон, конечно, печалит — как начинал, какие перспективы были, а теперь с каждым новым романом все больше философа Дугина напоминает. Только куда зануднее.

А предтечи хорошие, вот только утопий среди них не вижу.
 


Ссылка на сообщение28 декабря 2022 г. 00:41
А из современного там три антологии, да книги Бекки Чамберс. Что характерно, никто из авторов этих антологий до сих пор толком славы не снискал.
 


Ссылка на сообщение28 декабря 2022 г. 01:28
Плюс итальянцы, которые выпускают сетевой журнал «Solarpunk Magazine» и антологии.

Но «соларпанк» — это всего лишь очередной ярлычок, а позитивной, оптимистической фантастики о будущем намного больше.
 


Ссылка на сообщение28 декабря 2022 г. 01:52
Итальянцы — это Франческо? Да, он смешной.

Между «оптимистичной фантастикой о будущем» и «позитивным образом будущего» вижу небольшую, но принципиальную разницу. Оптимистичная она потому, что у героев все хорошо и удачно складывается в их личной и социальной жизни. Такого — да, полно. Но вот если в устройстве мира будущего нет внутренних противоречий, это откровенная шняга.

На примере: есть отличный рассказ у Урсулы Ле Гуин, «Те, кто уходит из Омеласа». Один день из жизни рандомного жителя, оставшегося в Омеласе, — вполне оптимистичная история. Праздничные гуляния, фейрверки, споры о высоком, посиделки с друзьями, жаркая ночь любви с двумя грудастыми блондинками. Красота! Но если посмотреть, как этот мир устроен, утопический флер слетает. Ле Гуин, конечно, гиперболизирует для наглядности, на то и притча — но это очень хорошая притча об утопии, увиденной глазами взрослого человека.

Почему Культуру Бэнкса никто не вспомнил? Потому что это именно такой умеренно-позитивный образ будущего. Но с проблемками и этическими тупиками.
 


Ссылка на сообщение28 декабря 2022 г. 02:08
цитата vvladimirsky
Почему Культуру Бэнкса никто не вспомнил? Потому что это именно такой умеренно-позитивный образ будущего. Но с проблемками и этическими тупиками.
Собственно говоря, под «оптимистической фантастикой» я подразумевал произведения, описывающие именно такое будущее. «Культура» — один из подходящих примеров, да.
Устройство мира без противоречий, осознаваемых автором, есть либо утопия либо ерунда. Устройство мира вовсе без противоречий едва ли возможно.
 


Ссылка на сообщение28 декабря 2022 г. 02:19
цитата Славич
либо утопия либо ерунда


Ну вот, мы и сошлись во мнениях. :beer:
 


Ссылка на сообщение28 декабря 2022 г. 00:49
И, кстати, у Аластера Рейнольдса есть цикл «Дети Посейдона» про позитивное будущее, который у нас как раз не перевели. Уж первый роман, Blue Remembered Earth, точно
 


Ссылка на сообщение27 декабря 2022 г. 23:47
Во всех странах и во все эпохи основные читатели фантастики — это молодёжь. Причём сами они предпочитают не слишком серьёзное, зато мрачное.
 


Ссылка на сообщение28 декабря 2022 г. 00:08
Сами они предпочитают, как показывает статистика, задорное, авантюрное и романтичное. Мрачное появляется с ростом кругозора и разносторонним развитием личности.
 


Ссылка на сообщение28 декабря 2022 г. 00:21
И школьники и студенты любят страшные сказки: весело, задорно и романтично, но с толикой мрачности. От сказок братьев Гримм до современных Young Adult и New Adult. С хэппи-эндом и без. Иначе бы не покупали. Вот что статистика подтверждает.

Мне кажется, Вы либо смешиваете детей и молодёжь как читательскую аудиторию либо немного лукавите.
 


Ссылка на сообщение28 декабря 2022 г. 01:11
Самые покупаемые условные «жанры»/форму лы — попаданцы (чаще — в смысле исекая, не «попаданцы в Сталина»), литРПГ, романт, магакадемии. Страшные сказки (с нелепым концом, лол) там тоже есть, но это далеко не мейнстрим YA.


Ссылка на сообщение27 декабря 2022 г. 17:13
Хороший подкаст. А главное — позитивный и оптимистичный.

И в тот же миг научная фантастика закончила течение своё...)))


Ссылка на сообщение28 декабря 2022 г. 11:43
Любопытно, что позитивное будущее непременно ассоциируется с утопией, пусть даже и не однозначной.
Хотя добрый мир в общем-то вовсе не обязательно должен быть утопичным, где хорошее борется с лучшим.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение28 декабря 2022 г. 12:10
Не обязательно с утопией. Я там говорю в конце подкаста, что по факту «мир, в котором хочется жить» — это просто мир, из которого чудесным образом исчезло «то, что мешает нам жить». В смысле, мешает автору. Например, где женщины и всякие там меньшинства знают свое место. :-)))
 


Ссылка на сообщение28 декабря 2022 г. 12:22
Да я слышал. Я не про тебя, я про восприятие
 


Ссылка на сообщение28 декабря 2022 г. 17:33
У Василия Владимирского, может быть, и ассоциируется, у меня — нет. Слишком ограниченное понимание «позитивного образа будущего» вызывает иллюзию, будто в современной фантастике такой образ отсутствует вовсе. Что и пытаюсь объяснить второй день.
 


Ссылка на сообщение28 декабря 2022 г. 18:17
цитата Славич
будто в современной фантастике такой образ отсутствует вовсе.

а мы сейчас это легко проверим
три примера присутствия в фантастике нашей последних лет будут замечательным аргументом
с иностранными примерами можете не беспокоиться
 


Ссылка на сообщение28 декабря 2022 г. 21:08
За последние десять лет — подойдёт? С запасом, на случай если половину забракуете.
Ина Голдин Ностальгия межпланетного лингвиста
Эдуард Катлас Прикладное терраформирование
Андрей Рубанов Аз Иванов. Выход в деньги
Эдуард Веркин Каникулы что надо
Борис Евгеньевич Штерн Ковчег 47 Либра
Евгений Филенко Мир Галактического консула (книги последних лет)
Алексей В. Андреев Креветка:-)
 


Ссылка на сообщение28 декабря 2022 г. 21:14
ок!
 


Ссылка на сообщение28 декабря 2022 г. 21:35
Да не у Василия. Это какбэ общее место уже. У меня как раз нет.


Ссылка на сообщение28 декабря 2022 г. 23:37
мои книги сняты «Литресом» с продажи
успехов
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение28 декабря 2022 г. 23:58
Гхм. На основании чего сняты-то?
 


Ссылка на сообщение29 декабря 2022 г. 05:42
Написал в личку.
 


Ссылка на сообщение29 декабря 2022 г. 10:23
Ага.


Ссылка на сообщение23 июля 2023 г. 10:46
Дело не в утопиях даже. Ведь позитивный образ именно будущего исчез и в общемировой фантастике.То позитивное что пишется.. Это откровенные сказки.Ретрофутузм. И читатели понимают что это ретрофутуризм. Как сказал Джордж Мартин
цитата
И «Маринер»… о этот «Маринер»…

Именно он положил конец славным дням Древнего Марса… а также его сестры Древней Венеры под влажным облачным покрывалом, с её затонувшими городами, бескрайними болотами и перепончатоногими венерианцами. «Маринер-2» (запущенный в августе 1962 г.) первым пролетел рядом с Венерой через три с половиной месяца после запуска. Затем «Маринер-4» (ноябрь 1964) таким же образом поклонился Марсу, облетев его. «Маринер-5» (июнь 1967) был следующим венерианским аппаратом. «Маринер-6» (запущенный в феврале 1969) и «Маринер-7» (март 1969) исследовали Марс вместе. «Маринер-8» был утрачен, но точно такой же «Маринер-9» (май 1971) вышел на околомарсианскую орбиту в ноябре того же года и присоединился к Фобосу и Деймосу в качестве третьего спутника Красной планеты. А последний аппарат программы «Маринер-10» пролетел не только мимо Венеры, но и возле Меркурия, доказав, что тот, вопреки бытовавшему мнению, вовсе не постоянно повернут к Солнцу одной и той же стороной.

Всё это было бы ещё увлекательнее, да только…

Открытый НАСА Марс не имел ничего общего с Марсом Персиваля Лоуэлла и Эдгара Райса Берроуза, Ли Брэкетт и Кэтрин Мур. Автоматические аппараты «Маринер» не обнаружили ни следа марсианских городов – ни живых, ни мёртвых, ни угасающих. Ни тарков, ни тоутов, никаких жителей Марса любого цвета. Не было найдено подтверждения существованию ни сети каналов Лоуэлла, ни борозд Скиапарелли. Вместо этого кругом были кратеры – на деле Марс куда больше походил на Луну, чем на Барсум. А Венера… под слоем облаков вместо болот, динозавров и перепончатоногих венерианцев бурлил сущий ад ядовитых сернистых вулканических газов, слишком горячих для человека.

Данные «Маринера» воодушевили учёных во всём мире и пролили свет на истинную природу ближних планет Солнечной системы, но у людей, читающих и пишущих научную фантастику, вроде меня, к восхищению примешивалась и доля разочарования. Это был вовсе не тот Марс, куда нам хотелось попасть. И подавно не Венера, о которой мечталось.

Я так и не написал своей марсианской истории. А также венерианской, меркурианской или происходящей на других «утраченных» мирах моей юности, где разворачивалось действие стольких чудесных рассказов 30–50-х годов. И не я один. После «Маринеров» наша братия переключила внимание уже на звёзды в поисках экзотического антуража и разнообразных инопланетян, которым поблизости совсем не осталось места.
а другие звезды.. всем стало понятно не будет сверхсвета. мы заперты на земле. навсегда. так какой может быть позитивный образ будущего то?


⇑ Наверх