Сергей Волгин Звёздный

Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Lartis» > Сергей Волгин "Звёздный бумеранг" (1)

Сергей Волгин «Звёздный бумеранг» (1)

Статья написана 6 июля 2023 г. 21:13

После того, как два материала подряд я посвятил жизни и творчеству мудрого, эрудированного и афористичного ленинградца Ильи Варшавского захотелось переключиться на что-нибудь незамысловатое. Снял с полки и перелистал роман Сергея Волгина "Звёздный бумеранг" (1962), изданный в Ташкенте. К сожалению, об этом авторе мы мало что знаем. Как и в случае с его ровесником писателем Георгием Бовиным, автором фантастической повести "Дети Земли" (1960), неизвестна даже дата смерти Волгина... Кстати, фото Георгия Бовина я в своё время с трудом, но нашёл, а вот фото Сергея Волгина в сети отсутствует.

С. Волгин . Звездный бумеранг Ташкент: Государственное издательство художественной литературы Узбекской ССР, 1963 г.

Настоящее имя Волгина — Степан Дмитриевич Долгополов, родился он в 1910 году. Был детдомовцем, учился в трудовой школе, поступил в ВУЗ, но бросил, работал на заводе. Сотрудничал в разных газетах, первые публикации состоялись в 1938-1941 годах. Во время Великой Отечественной войны служил в артиллерийском полку, прошел боевой путь от Волги до Одера, награждён орденами и медалями. После демобилизации продолжил заниматься литературным творчеством, темой которого стала отгремевшая война, писатель рассказал о ней в повести «Испытание огнем» (1949). Волгин — автор ряда рассказов, повестей и очерков, а также детективной дилогии «Лейтенант милиции Вязов» (1956, 1960) и романа «Кувалдин и его сын» (1958).

С. Волгин. Испытание огнем. — Ташкент: Ёш гвардия, 1964 г.

Обращением писателя к фантастике, прямо скажем, не очень удачным, стал роман «Звездный бумеранг», впервые опубликованный в узбекском толстом литературном журнале "Звезда Востока" (№№ 3 — 8 за 1962 г.). Отмечу, что у Волгина есть ещё, по крайней мере, одно фантастическое произведение — рассказ "Усилитель чувств", опубликованный в той же ташкентской "Звезде Востока" (№1 за 1965 г.).

Скончался писатель после 1984 года, точная дата смерти неизвестна. Последние годы жизни Сергей Волгин провёл в Ташкенте, работал в Главлите УзССР.

Иллюстрация на обложке книги и внутренние иллюстрации художника О. Евсеева.

Речь в романе "Звёздный бумеранг" идёт о том, как два школьника из Ташкента, Володя и Агзам, только что закончившие седьмой класс, оказались на звёздном корабле пришельцев, посетили планету Уам и ознакомились с выдающимися достижениями её обитателей. В 1963 году книгу Волгина буквально разгромил в своей рецензии, опубликованной в газете "Литературная Россия" под названием "Жанр не оправдывает!", профессор Исаак Куклес, учёный-математик, доктор физматнаук, член-корреспондент АН Узбекской ССР. Судя по тому, что Волгин к фантастике более не возвращался (если не считать упомянутого выше его рассказа), последствия для писателя были малоприятными. В те годы единственная отрицательная рецензия в центральной печати могла поставить крест на творчестве автора. Фантастика с её необузданными мечтами и неконтролируемыми фантазиями всегда вызывала подозрения партийных органов. Хотя, что плохого в мечтах о светлом будущем?..

Конечно, роман и в самом деле не является шедевром. Я не обращал внимания на технические нелепости, за которые книгу громил Куклес, я без удивления фиксировал традиционный для того времени идеологический пафос, я даже ошибки и опечатки, которые в книгах очень не люблю, спокойно пропускал. Основное недоумение у меня вызвало то, что продвинутая и гуманная цивилизация в лице двух уамлян, опустившихся на Землю со звездолёта на вспомогательной ракете, в прямом смысле и буквально похищает земных жителей: двух ташкентских мальчишек и туриста-американца Паркера, направлявшегося в Ташкент и вышедшего ночью "прогуляться по перрону маленькой, плохо освещённой станции". И пусть мальчик Володя вроде бы сам соглашается лететь неизвестно куда (что с мальчики возьмёшь?), но вполне взрослые уамляне-то что думали, забирая его в звездолёт? Володя, боясь заскучать в долгом полёте, предлагает им прихватить в звёздное путешествие своего друга Агзама. Ничтоже сумняшеся пришельцы умыкают и Агзама вместе с кроватью, не спрашивая, хочет ли юный узбек куда-то лететь. В подобных тинейджерских фантастических приключениях в книгах других писателей (Велтистова, Мелентьева, Мошковского) дети попадают в звездолёты в основном самостоятельно: или ненароком находят космический корабль, или пробираются в него зайцами, иногда даже угоняют. Во всяком случае, взрослые в этих делах не участвуют, а в "Звёздном бумеранге" происходит натуральный киднеппинг.

Земляне четыре года проводят в звёздном корабле пришельцев, погружённые в анабиоз. В это время уамляне испытывают на спящем Володе изобретённый ими прибор (опять же, кто им разрешил?), накачивая его всяческими знаниями. Достигнув планеты Уам, земляне наслаждаются её прелестями: советские авторы всегда обожали описывать чудесную утопическую действительность "гуманных" инопланетных цивилизаций. Тут и Совет познания, и Храм Чести и Совести, и музыкальные машины, и переводные аппараты. К примеру, на Уаме искоренено лицемерие, но существуют карательные лечебные отделы для принудительного лечения.

Изложение своих впечатлений от романа "Звёздный бумеранг" Сергея Волгина я продолжу в следующей записи.