504 Иллюстрированный


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Zivitas» > 504. Иллюстрированный Мюнхаузен. Проскользнувшее сало.
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

504. Иллюстрированный Мюнхаузен. Проскользнувшее сало.

Статья написана 7 октября 2023 г. 19:05

Всем памятна сцена из фильма "Тот самый Мюнхгаузен", когда барон стреляет в каминную трубу, убивает утку, и та, по пути зажариваясь, падает на блюдо в готовом виде. В книжке я этого не нашёл. Нет ничего удивительного, что эпизод из культового фильма вытеснил из памяти первоисточник.

А в первоисточнике утки отдельно, каминная труба отдельно...

Худ. Н.Устинов (2014)
Худ. Н.Устинов (2014)
Худ. М.Майофис (1981)
Худ. М.Майофис (1981)

...и зажаренная в полёте дичь — тоже отдельно.

Худ. Н.Устинов (2014)
Худ. Н.Устинов (2014)
Худ. М.Майофис (1981)
Худ. М.Майофис (1981)

Эпизод 5. Ловля уток

Многое в приключениях Мюнхаузена даётся в стиле простонародных шванок. Жанр грубый сам по себе. Но и на этом фоне есть тошнотворные эпизоды (если вообразить все детали). Вот первый из них.

Мюнхаузен увидел на озере множество уток, но в ружье у него оставался только один заряд. Как захватить побольше уток? Шнур и кусочек сала.

цитата

Я закинул в воду этот кусочек сала и с радостью увидел, как ближайшая утка быстро подплыла и проглотила его <...> Так как прикреплённый к шнуру скользкий кусочек сала очень быстро выходил сзади непереваренным, то его проглатывала следующая. кусочек сала пропутешествовал по внутренностям всех уток, не оторвавшись от шнура. Утки были нанизаны на шнуре, словно бусы на нитке.

Все технические решения Мюнхаузена такие же, как в чертежах Леонардо да Винчи. Описание похоже на заявку на выдачу патента ("способ ловли уток"). Новизна и изобретельский уровень имеются. Но в выдаче патента отказали бы — отсутствует "промышленная применимость" (невозможно получить заявленный результат на практике). Но идея завораживающая.

1) Доре.

Худ. Г.Доре (1862/2007)
Худ. Г.Доре (1862/2007)

2) У Елисеева можно разглядеть подробно всю цепочку, включая кусочек сала, торчащий из последней утки. Это и будет чертежом к патентной заявке Мюнхаузена.

 Худ. А.Елисеев(2014)
Худ. А.Елисеев(2014)

3) Майофис впечатлён предысторией — озеро полно уток. Два варианта: детский (ранний) и взрослый (поздний). У Майофиса антураж дворянского галантного века.

Худ. М.Майофис (1981)
Худ. М.Майофис (1981)
Худ. М.Майофис (1988)
Худ. М.Майофис (1988)

4) У Фёдорова начало процесса: сало заглочено первой уткой, но ещё не вышло. Фёдоров стилизуется под деревенского художника-самоучку — трактует приключения Мюнхаузена как собрание народных шванок.

Худ. М.Фёдоров (2018)
Худ. М.Фёдоров (2018)

5) Акатьева создаёт фантастическую перспективу (лист снова не раскладывается). Формальные приёмы на первом месте.

Худ. С.Акатьева (2013)
Худ. С.Акатьева (2013)

6) Дядя Коля Воронцов прибег к коллажу.

Худ. Н.Воронцов (1994)
Худ. Н.Воронцов (1994)

Эпизод 6. Полёт на утках

Древний сюжет. Первая научно-фантастическая идея полёта человека (тут главное, что "научно"). Идея оказалась ошибочной, но ошибка всё же не на поверхности лежала.

1) Этот рисунок Доре, по-моему, самый растиражированный из серии про Мюнхгаузена. Чем-то притягивает взгляд. Вроде бы просто стоит барон, а чувствуешь, что нет — летит. Доре — большой мастер.

Худ. Г.Доре (1862/2007)
Худ. Г.Доре (1862/2007)

9) Воспроизведение Алимовым композиции Доре (в цвете).

Худ. С.Алимов (1992)
Худ. С.Алимов (1992)

2) Скобелев и Елисеев в 1971 году поместили летящего барона в петербургское небо на фоне шпиля Адмиралтейства.

Худ. М.Скобелев и А.Елисеев (1971)
Худ. М.Скобелев и А.Елисеев (1971)

3) Можаева несколько лет спустя пришла к той же идее — барон парит над Петербургом. Шпиль — Петропавловской крепости (но без ангела с крестом — обычное советское умолчание для детских книжек).

Худ. С.Можаева (1976)
Худ. С.Можаева (1976)

4) Майофиса заинтересовал упорядоченный вектор полёта. Стая уток летит клином, но часто, как все видели, неким зигзагом. Вот он — этот зигзаг с махоньким Мюнхаузеном на конце шнура (там же где-то должен быть и кусочек сала).

Худ. М.Майофис (1981)
Худ. М.Майофис (1981)
Худ. М.Майофис (1988)
Худ. М.Майофис (1988)

Майофис настолько впечатлился этой картиной, что поместил птичий зигзаг (с несколькими фламинго!) на форзац книги.

Худ. М.Майофис (1981)
Худ. М.Майофис (1981)

5) Интересно, что Гальдяев через много лет тоже нарисовал зигзаг летящей стаи.

Худ. В.Гальдяев (2008)
Худ. В.Гальдяев (2008)

6) У Филоненко — момент отрыва от земли.

Худ. Ю.Филоненко (1989)
Худ. Ю.Филоненко (1989)

7) Бритвин использует яркие краски в своей сюите: голубой барон над голубой Невой.

Худ. В.Бритвин (1988)
Худ. В.Бритвин (1988)

8) Попытка молодой художницы перестроечной эпохи развенчать авторитеты — снизить подвиг Мюнхаузена, показать бреющий полёт над заболоченным берегом.

Худ. Н.Белякова (1992)
Худ. Н.Белякова (1992)

10) И ведь Устинову пейзаж с камышами милее городских видов.

Худ. Н.Устинов (2014)
Худ. Н.Устинов (2014)

11) Фёдоров продолжает забавляться имитацией наивного стиля.

Худ. М.Фёдоров (2018)
Худ. М.Фёдоров (2018)

12) Воронцов ставит интересный эксперимент: барон летит держась зубами за тот конец веревочки, который свисает из клюва первой утки (а не из заднего прохода последней). Что ж, так тоже можно в теории (патента всё равно не видать).

Худ. Н.Воронцов (1994)
Худ. Н.Воронцов (1994)

Эпизод 7. Спуск через каминную трубу

Через каминную трубу домой проник сам Мюнхаузен, плавно снижаясь (сворачивая головы уткам). Повар на кухне был, но огонь в камине не был разведён, поэтому никто не зажарился: ни утки, ни барон.

1) Доре.

Худ. Г.Доре (1862/2007)
Худ. Г.Доре (1862/2007)

2) Елисеев.

 Худ. А.Елисеев(2014)
Худ. А.Елисеев(2014)

3) Филоненко.

Худ. Ю.Филоненко (1989)
Худ. Ю.Филоненко (1989)

4) Двоскина вернулась к своей концепции: это всего лишь театр, разыгрываемый малышами. В данном случае малыши изображают стаю уток. Как эти детишки соединены между собой? Кому Мюнхаузен уже свернул шею? Нет, одними картинками приключения не превращаются в политкорректные. Надо в книжке текст менять. Подлинному Мюнхаузену (даже в пересказе Чуковского) недолго осталось быть в детской литературе.

Худ. Е.Двоскина (2015)
Худ. Е.Двоскина (2015)

Эпизод 8. Зажаренные куропатки

А на лету были зажарены куропатки. У Мюнхаузена на сей раз порох был, а пули закончились. Так он шомпол зарядил и выстрелил. А шомпол — это длинный металлический стержень. Ну и всё — куропатки, летевшие идеальной линией, все оказались нанизаны на шомпол.

1) Доре наглядно показывает, как такое было возможно.

Худ. Г.Доре (1862/2007)
Худ. Г.Доре (1862/2007)

2) Поскольку шомпол от пороха и от трения о стенки ствола раскалился, все куропатки оказались зажаренными. Барон с удовольствием перекусил. Этот момент рисовали в 1971 году Скобелев и Елисеев.

Худ. М.Скобелев и А.Елисеев (1971)
Худ. М.Скобелев и А.Елисеев (1971)

Много лет спустя эту же тему отразил один Елисеев в своей новой сюите. В левой стороне разворота — эволюция головастика в лягушку — никакого разумного объяснения этому рисунку нет. В советские времена художники себе такого позволить не могли. Елисеев, глотнув воздух свободы, отрывается по полной.

 Худ. А.Елисеев(2014)
Худ. А.Елисеев(2014)

3) Майофис показал как насадку перепёлок на шомпол (аскетичный стиль издания для взрослых)...

Худ. М.Майофис (1986)
Худ. М.Майофис (1986)

...так и гурманские радости грациозного кавалера (пышный барочный стиль издания доя детей).

Худ. М.Майофис (1981)
Худ. М.Майофис (1981)
Худ. М.Майофис (1988)
Худ. М.Майофис (1988)

4) Белякова продолжает оригинальность.

Худ. Н.Белякова (1992)
Худ. Н.Белякова (1992)

5) Самойлов наконец-то поместил первую иллюстрацию к "Приключениям Мюнхаузена". Картинка вполне оригинальная.

Худ. Г.Самойлов (1993)
Худ. Г.Самойлов (1993)

6) Алимову нет нужды выдумывать новые ракурсы — глаз радует сама его неповторимая манера.

Худ. С.Алимов (1992)
Худ. С.Алимов (1992)

7) Возможно, целящийся Мюнхаузен был нарисован Бритвиным к эпизоду с куропатками.

Худ. В.Бритвин (1988)
Худ. В.Бритвин (1988)

8) И у Фёдорова привычная композиция — но в его стилизации наивный художник и не мог бы ничего другого выдумать.

Худ. М.Фёдоров (2018)
Худ. М.Фёдоров (2018)

9) Двоскина.

Худ. Е.Двоскина (2015)
Худ. Е.Двоскина (2015)

10) Отвлечённый коллаж Воронцова.

Худ. Н.Воронцов (1994)
Худ. Н.Воронцов (1994)





119
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение8 октября 2023 г. 11:59
цитата Zivitas
Через каминную трубу домой проник сам Мюнхаузен, плавно снижаясь (сворачивая головы уткам). Повар на кухне был, но огонь в камине не был разведён, поэтому никто не зажарился: ни утки, ни барон.
Тут у российских иллюстраторов когнитивный диссонанс — камин в СПб еще ладно, но на кухне?! Вот и выкручиваются как могут.
цитата Zivitas
Можаева несколько лет спустя пришла к той же идее — барон парит над Петербургом
Ну...
цитата
Много разных уток попадает весной на рынок. А еще больше их в это время на Маркизовой Луже.
Маркизовой Лужей исстари зовется часть Финского залива между устьем Невы и островом Котлином, где Кронштадт. Тут любимая охота ленинградских охотников.
Сходите на речку Смоленку. На берегу ее, у Смоленского кладбища, вы увидите странной формы белые или цвета воды лодки. Дно у них совсем плоское, но и корма загнута кверху, и вся лодка невелика и непомерно широка. Это — охотничьи челны.
Может быть, под вечер вам посчастливится увидеть и охотника. Он столкнет свой челн в речку, положит в него ружья и другие вещи и поплывет по течению, гребя одним кормовым веслом — правилкой.
Через двадцать минут охотник в Маркизовой Луже. Нева давно освободилась от льда, но в заливе еще большие льдины. Быстро летит к ним челнок по серым волнам.
Бианки-с.
цитата Zivitas
Многое в приключениях Мюнхаузена даётся в стиле простонародных шванок. Жанр грубый сам по себе. Но и на этом фоне есть тошнотворные эпизоды (если вообразить все детали).
Поэтому ожидалась известная история про появление термина «газетная утка»
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение8 октября 2023 г. 12:33
:beer:


Ссылка на сообщение8 октября 2023 г. 21:45
Судя по рисунку Доре, Мюнхгаузен левша.))
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение9 октября 2023 г. 07:21
Действительно. Может, с техникой гравюры связано (зеркальный перенос)?
 


Ссылка на сообщение9 октября 2023 г. 09:27
Глянул издание от СНЕГа, где гравюры большого размера и высокого качества...
Странно: в той книге в разных сценах где-то барон изображен как левша, где-то — наоборот, правша.
Если «зеркальный перенос» — это особенность всех гравюр, то не получается единой идеи, подпись Доре везде изображена правильно.
 


Ссылка на сообщение9 октября 2023 г. 13:29
???
 


Ссылка на сообщение9 октября 2023 г. 21:23
В принципе, такой «универсал» как Мюнхгаузен, должен быть амбидекстером. Так что Дорэ прав.
 


Ссылка на сообщение9 октября 2023 г. 21:24
:cool!:


⇑ Наверх