Сборник Мир без Стругацких


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «vvladimirsky» > Сборник «Мир без Стругацких» выйдет в январе
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Сборник «Мир без Стругацких» выйдет в январе

Статья написана 8 января 12:00

Что ж, праздники прошли, нас нагнали будни.

Но есть и хорошие новости. На «Бук24» открылся предзаказ на сборник «Мир без Стругацких». Это, если кто не знает, такой эксперимент в области альтернативной истории литературы. Дюжина авторов под чутким руководством составителя попыталась представить, какой была бы наша фантастика, если бы в 1960-х место «советских фантастов №1» не заняли братья Стругацкие, и эту лакуну заполнил кто-нибудь из видных шестидесятников (или околошестидесятников). В свое время электронная версия сборника выходила на старом «Букмейте», за что спасибо сердечное Полине Бояркиной, а теперь вот наконец должна увидеть свет и на бумаге. Хотя между этими версиями есть и различия: один из авторов свой рассказ не захотел перепечатывать, другой, потерявшийся рассказ, вернулся на законное место, плюс две новых писательницы присоединились к проекту – что помогло нам скорректировать гендерный дисбаланс, да.

В общем, ждем из типографии в конце января-начале февраля. Я еще напомню.

А содержание у сборника, я считаю, зачетное:

Василий Владимирский. Альтернатива. От составителя

Алексей Сальников. Юрий Коваль «Катамант»

Ника Батхен. Варлам Шаламов «Страна Уран»

Тимур Максютов. Василий Шукшин «Бирюк с Европы»

Дарья Бобылёва. Андрей Битов «Сговор»

Эдуард Веркин. Север Гансовский «Физики»

Елена Клещенко. Владимир Орлов «Людмила и Мелия»

Владимир Березин. Фазиль Искандер «Ореховый лес»

Ина Голдин. Виктор Конецкий «Помполиморсос»

Ася Михеева. Михаил Анчаров «Монтанай-69»

Николай Караев. Василий Аксёнов «Марсияние близ “Кантинуума”»

К. А. Терина. Юрий Рытхэу «Песни снежного кита»

Сергей Кузнецов. Александр Галич «Право на отдых»





2325
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение8 января 12:07
Как много девушек хороших... А в советское время совсем их в фантастике не было.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение8 января 12:13
цитата ambersador
совсем их фанте
что?
 


Ссылка на сообщение8 января 12:22
Я только проснулся, сорян(
 


Ссылка на сообщение8 января 12:23
Не совсем так. Была Ольга Ларионова, была Ариадна Громова, была Валентина Журавлева — это из заметных шестидесятниц.
 


Ссылка на сообщение8 января 12:25
Не читал и даже не слышал. Надо бы ознакомиться.
 


Ссылка на сообщение8 января 16:11
цитата ambersador
Не читал и даже не слышал. Надо бы ознакомиться.


Не зная броду, не суйся в воду. Не прочитав хоть что-то хотя бы лишь у Ларионовой (ну, например, знаменитую «Чакру Кентавра» — хотя это уже 80-е и 90-е, е не 60-е, когда Ольга Николаевна только начинала блистать), рассуждать о советской фантастике периода «оттепели» не только странно, но и чрезвычайно самонадеянно...)))
 


Ссылка на сообщение9 января 13:26
Ваше мнение очень важно для нас. Оставайтесь на линии.
 


Ссылка на сообщение9 января 16:59
Вместо того чтобы примитивно огрызаться и несмешно стереотипно хамить, сказали бы спасибо за то что вам рассказывают о материале, в котором вы абсолютно ничего не знаете.
 


Ссылка на сообщение9 января 21:19
цитата С.Соболев
Вместо того чтобы примитивно огрызаться и несмешно стереотипно хамить


Ну, это был стандартный приём моих учеников — троечников и двоечников — еще в середине 80-х годов XX века, когда я был совсем еще молодым школьным учителем истории. Так что ничего нового тут нет...)))
 


Ссылка на сообщение9 января 22:57
Коллега? Неприятно удивлен.
 


Ссылка на сообщение9 января 23:09
цитата ambersador
Коллега? Неприятно удивлен.


Ну, извините, коллега, если моя реакция на Вашу реплику показалась Вам чересчур уж резкой. Но если Вы действительно моего возраста, то не знать произведений женщин в советской фантастике 60-х годов — это действительно весьма странно. Ну а если у Вас еще и та же профессия, что и у меня (была когда-то), то Вы тем более должны понимать, что такая реакция на очевидные пробелы в познаниях собеседника — это такая профессиональная особенность, присущая большинству учителей, причем не только плохих, коих большинство, но и очень хороших, с которыми я тоже не раз в своей жизни пересекался. Поэтому если я прокалываюсь (что тоже часто бывает), то я обычно просто извиняюсь и не развиваю эту тему дальше. Ибо препираться впустую можно аж до конца света. А оно мне надо?
 


Ссылка на сообщение9 января 23:12
Не знаю Вашего возраста. Мне 36. Тоже прошу прощения за ненужную иронию.
 


Ссылка на сообщение9 января 23:19
цитата ambersador
Не знаю Вашего возраста. Мне 36. Тоже прошу прощения за ненужную иронию.


Мне 62. Если человек специально не шифруется, то узнать, кто он такой, собственно, дело всего одного клика. И я так всегда делаю в фантлабовских беседах, а особенно в тех случаях, если разговор принимает вдруг форму клинча.

Извинение принимается.
 


Ссылка на сообщение9 января 22:57
Хамить начал не я. Я уже писал, что хочу ознакомиться, так зачем мне еще раз писать об этом? Спасибо говорить не за что.
 


Ссылка на сообщение9 января 17:22
В юности «Леопард» О. Ларионовой по силе впечатления не уступал С. Лему и лучшим произведениям АБС. Недавно перечитал-хорошо!
 


Ссылка на сообщение9 января 21:26
цитата Kurnosas
В юности «Леопард» О. Ларионовой по силе впечатления не уступал С. Лему и лучшим произведениям АБС.


Ну, «Леопард с вершины Килиманджаро» всё-таки гораздо более сложное и трудное для восприятия произведение, нежели «Чакра Кентавра» и «Венценосный крэг». Поэтому я и не стал рекомендовать его в данном конкретном случае...)))
 


Ссылка на сообщение9 января 21:48
У Ларионовой пронзительна «Сказка королей» 1976 года https://fantlab.ru/wor...
 


Ссылка на сообщение9 января 22:46
цитата С.Соболев
У Ларионовой пронзительна «Сказка королей» 1976 года


Да, «Сказка королей» очень хороша и пробирает буквально до косточек...
 


Ссылка на сообщение9 января 23:16
На странице произведения есть ссылка на Грина, которого я очень люблю, так что, пожалуй, со «Сказки» и начну. Осталось ее где-то раздобыть.
 


Ссылка на сообщение14 января 18:17
Да, пронзительно и пробирает до косточек когда читаешь лет в 16!Перечитав лет в 30 хочется сказать «не верю».
 


Ссылка на сообщение9 января 23:00
Если Ларионова так хороша, то почему о ней не знают люди 40-? Где переиздания? Я не утверждаю, что это заслуженно, просто интересно.
 


Ссылка на сообщение9 января 23:50
Скажем так — после того как рухнул СССР, советскую литературу вообще и фантастику в частности вообще никто не издавал и не переиздавал, даже новых молодых российских писателей печатали через час по чайной ложке. Читатели кинулись читать переводную книгу, издатели печатали переводы. Ренессанс начался примерно в 1995, когда в Азбуке вышел фэнтезийный роман Семеновой «Волкодав», и его печатали, печатали, и допечатывали — десятки тысяч экземпляров, бестселлер. Другие издатели тут же развернули глаза на местных писателей — а ну как тоже есть где-то бестселлер? И с 1995-96 российскую и советскую фантастику стали печатать снова более-менее системно. То есть издатели завели чёткие серии, а продавцы выделили под это дело полки в магазинах и сделали таблички «русская фантастика». И вот с 1995 по 2005 год вышло восемь книг Ларионовой, то есть почти ежегодно — книга, переиздания и снова переиздания. Тут можно посмотреть список:
https://fantlab.ru/aut...

А потом автор, в силу уважительного и почтенного возраста, перестал общаться с издателями и не желает ничего выпускать вообще, хотя попытки издателей были, следы оных желаний издателей висят нереализованными планами, такими как вот эта книга https://fantlab.ru/edi...
 


Ссылка на сообщение10 января 00:27
цитата С.Соболев
И с 1995-96 российскую и советскую фантастику стали печатать снова более-менее системно.


Мне приятно, что в перезапуске литературной карьеры Ольги Ларионовой и я тоже посильно поучаствовал. Но, справедливости ради, хотя «Венценосный крэг» и вышел в моей серии «Далёкая Радуга», но договариваться с Ольгой Николаевной, чтобы она эту книгу написала (дописала), ездил всё-таки не я, а Бережной — у него как-то лучше получалось общаться с пожилыми дамами, а я всё больше с мужиками дела тогда перетирал...
 


Ссылка на сообщение10 января 00:35
«Далёкая Радуга» хорошая была серия, помню, да. Что-то даже сохранилось, какие-то книги из нее.
А вот» Аманжол», а вот еще мини-серия «Кольцо Мариколя» — https://fantlab.ru/ser...
Это же всё были хорошие попытки, красивые издания — но не продолжились, обломились. Не было спроса в 1992-93 гг?
 


Ссылка на сообщение10 января 01:13
цитата С.Соболев
Не было спроса в 1992-93 гг?


Не было отлаженной книготорговой системы, а заодно еще и банковской — вложенные в издание книг деньги просто не возвращались. Это, кстати, одна из причин, почему первый монстр пост-советского фант-книгоиздания «Северо-Запад» так и не сумел задержаться на гребне волны, а рухнул уже к середине 90-х. Бестселлеры у них были явные, и много — практически вся «жёлтая серия», деньги были шальные, но в значительной степени они были украдены, а то, что вернулось, так и не было вложено в развитие бизнеса, и лишь что-то потом легло на счета «Азбуки» и «Амфоры». А вот АСТ и «Эксмо», стартовавшие в середине 90-х, в этом плане оказались в куда более выгодной позиции. Ну а маленькие частные издательства вроде нашей ТФ, либо погибли, либо прислонились к новым монстрам, частично потеряв самостоятельность. Слава богу, что сам я никогда ни издателем, ни бизнесменом не был, а только редактором и продюсером, так что финансовой ответственности практически никогда не нёс. Но и полной свободы рук у меня тоже никогда не было (равно как и больших заработков) — любые свои проекты приходилось согласовывать в АСТ через Науменко; но ведь тогда и пенку в случае успеха снимали тоже они. Недаром Лукьяненко сбежал к ним сразу, как только смог.
 


Ссылка на сообщение10 января 13:30
Но как влияют неплатежи — на выбор редакционного портфеля? Мели бы с прилавков условного Королёва а не Кинга — печатали бы Королёва. Какая разница с продажи какого товара уводить выручку.


АСТ уже в 1993 книги хорошие выпускали, вот Ле Гуин — с предисловиями, с картинками
 


Ссылка на сообщение10 января 13:37
Так Королева тоже мели. )))

Неплатежи влияют на объем портфеля, на тиражи и на регулярность, ваш Кэп. На самом деле Андрей не совсем прав, просто «Северо-Запад» могли кинуть — и кинули, а АСТ и «Эксмо» не могли — и не кинули. Вопрос крыши.
 


Ссылка на сообщение10 января 13:50
И в чем он прав? Как неплатежи ПОСЛЕ реализации книги влияли на выбор месяц назад что было печатать?
Причем тут объём портфеля если никто не печатал никаких советских, российских или русскоязычных? Молодые литераторы выдумывали себе псевдонимы английскоподобные — Меделайн Симонс (1993), Генри Лайон Олди (1992), и тому подобные Кевины Ройстоны и Поли Уинлоу.

Указанная книга — это уже 1997 год, сильно позже Семеновой, это не 1992-93-94.
 


Ссылка на сообщение10 января 14:08
А, ты о предпочтениях — западные или русскоязычные. Понял.

Ну, для начала, русскоязычным авторам надо было платить. Хайнлайну или Ле Гуин — нет. ФЛПшные переводы тоже никто не оплачивал.

У меня другой взгляд на ситуацию, чем у Андрея. То есть разорение суперуспешных контор начала 90-х, прежде всего «Эридана» и СЗ, связано, конечно, с выбором неправильной крыши. Но вот возвращение к русскоязычным авторам в 96-97 вызвано изменениями в авторском праве, когда принцип «изданное до 73 печатаем безгонорарно» перестал действовать. Где-то как раз в тот момент это произошло, лень искать точную дату.
 


Ссылка на сообщение10 января 14:17
Подписание Бернской конвенции, «Российская Федерация присоединилась к конвенции 13 марта 1995 года» (вики)

«Постановление Правительства РФ от 03.11.1994 г. № 1224 «О присоединении Российской Федерации к Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений в редакции 1971 г.»

То есть люфт был совсем небольшой, буквально 1991-95, но напечатать из наследия ФЛПшек успели просто горы какие-то.
 


Ссылка на сообщение10 января 14:19
К монстрам еще «Флокс» из Нижнего Новгорода. Тоже закрылся моментально, быстро, ничего не оставив.
 


Ссылка на сообщение10 января 15:58
«Флокс» меньше полусотни книжек выпустил, какой же монстр. Таких были десятки.
 


Ссылка на сообщение10 января 16:57
Не мерь всё только фантастикой. Еще детективы, исторические, любовные.
 


Ссылка на сообщение10 января 19:54
Это всего, во всех жанрах. Потому и говорю — не гигант.
 


Ссылка на сообщение10 января 19:56
Больше 70 обложек. То времена тиражей, а не количества тайтлов.
 


Ссылка на сообщение10 января 21:01
ОК, не 50, 70. Неплохо, но не СЗ, не ЦП и не «Эридан». Ну, по тиражам тоже не фонтан.
 


Ссылка на сообщение10 января 21:03
Размер другой, ок, согласен, да, не ЦП совсем.
А куда «Полярис» Рижский в твоей сетке координат? Гиганты или мелкие?
 


Ссылка на сообщение10 января 21:15
Средние, рядом с «Флоксом».
 


Ссылка на сообщение10 января 15:24
цитата vvladimirsky
У меня другой взгляд на ситуацию, чем у Андрея. То есть разорение суперуспешных контор начала 90-х, прежде всего «Эридана» и СЗ, связано, конечно, с выбором неправильной крыши.


Да не выбирали они крышу сознательно — и Северо-Запад, и Эридан, да, наверное, и Флокс — они были основаны на деньгах комсомола, а значит, возникли как часть пост-советского комсомольского бизнеса. Денег у комсомола было много, но и крышей быстро скончавшийся комсомол был крайне неважной. Ну а АСТ и Эксмо, выросшие из спекулятивного книжного бизнеса 80-х, наверняка изначально имели достаточно тесные связи с МВД и, быть может, даже с КГБ. Плюс это была не региональная провинция, как Питер или Минск и, уж тем более, как Горький, а самая что ни на есть столичная Столица со связями в госаппарате и министерствах. Ну вот вам и Крыша в полный рост, под которой и созрели эти нынешние монополисты книжного рынка. Плюс изменения в законодательстве — это точно. Права на Гибсона и Стерлинга Ютанов лично покупал у их литагента Ральфа Вичинанзы, это я хорошо помню, — и, кстати, именно поэтому Науменко, тоже положивший глаз на киберпанк, был вынужден пойти на контакт с ТФ — объехать в этом вопросе Ютанова он уже не мог. Зато на Суэнвика права купили уже прямо в АСТ.
 


Ссылка на сообщение10 января 15:31
Жаль что умерли региональные центры книгоиздания — они привносили разный стиль и вкус в книгу. Смотрю порой Волгоградские издания, Новосибирские — они даже сделаны по другому, и дело в не типографиях, а в дизайне вообще.
 


Ссылка на сообщение10 января 18:06
цитата С.Соболев
Жаль что умерли региональные центры книгоиздания


Любое уменьшение разнообразия всегда плохо. А особенно плохо подавление рыночной конкуренции и выделение безусловного монополиста.
 


Ссылка на сообщение10 января 18:15
Согласен. Уже примерно в 2002 была грусть печаль: АСТ и Эксмо, и кое-где иногда какие-то небольшие. Сделают новую серию, всплеснут книжек 5-6, и испаряются. Заявка на успех так сказать.
 


Ссылка на сообщение10 января 15:07
цитата С.Соболев
АСТ уже в 1993 книги хорошие выпускали, вот Ле Гуин — с предисловиями, с картинками


У АСТ это были отдельные, разовые издания — так сказать, проба сил, тогда как у СЗ и Эридана в это же время, а также и у Флокса, уже вовсю работал могучий конвейер. И, насколько я знаю, уже тогда в АСТ была выбрана другая стратегия работы с западными авторами, ибо уже в 1993 году, сориентировавшись на публикации пары номеров «Интеркома» (в рубрике «Там-там-букс»), купленных в магазине «Стожары», Науменко уже начал работу над переводами Дэна Симмонса и Буджолд, которые вышли в 1995-96 годах.
 


Ссылка на сообщение10 января 08:38
Разрешите полюбопытствовать — вы как человек, явно знакомый с Ларионовой лично, не в курсе, существует ли всё-таки последний роман эпопеи, «REX», хотя б в черновом виде? Или последний комментарий «Роман не написан и написан не будет» — это уже окончательный приговор, обжалованию не подлежащий?
 


Ссылка на сообщение10 января 15:10
цитата Jaelse
вы как человек, явно знакомый с Ларионовой лично


Моё знакомство с Ларионовой было крайне шапочное и закончилось почти 30 лет назад, так что ничего внятного на этот счёт я сказать вам просто не смогу.
 


Ссылка на сообщение9 января 23:53
Лучшие вещи Ларионовой — это такие лирические или романтические истории для подростковой аудитории, скорее женской, чем мужской, иными словами, сёдзё. У нас из советского наследия переиздают в основном мальчиковые вещи, гендерный перекос ностальгирующих потребителей, сплошной сёнэн, за сёдзё никто не берётся. :)
 


Ссылка на сообщение10 января 00:32
Там другая причина обрыва в 2005, не коммерческая вовсе.
 


Ссылка на сообщение14 января 18:06
Я поставил по нему спектакль. Что страшно — через несколько месяцев погиб исполнитель главной роли. Космонавт, который не захотел знать будущее.
Так что «Леопард» — обязательно. Ну и «чюрленисовский цикл».


Ссылка на сообщение8 января 12:37
Заглавие сборника — откровенная спекуляция на имени великого писателя. Без «Стругацких» на обложке видимо совсем боязно издавать. А вот за «Мир» большими буквами вам огромное человеческое спасибо
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение8 января 12:42
Сборник с Сальниковым и Веркиным можно издавать под любым названием. И нет, это отсылка к серии «Мир Стругацких».
 


Ссылка на сообщение8 января 12:59
Тогда стоило бы со шрифтом поработать. Отсылка не читается.
 


Ссылка на сообщение8 января 13:22
Не знаю, у меня читается. )))
 


Ссылка на сообщение8 января 16:21
цитата vvladimirsky
Не знаю, у меня читается. )))


Ну, разумеется, логотип серии «Миры братьев Стругацких» никак не воспроизведён — пусть даже и очень сильно искажённым намёком, позволяющим обогнуть авторское право дизайнера и издателя, — но ведь вообще никак. Так что, Василий, не дури людям голову — они ведь тоже опытные профессионалы. Так что та серия была сама по себе, а твой сборник — сам по себе, на ровном месте в чистом поле...)))
 


Ссылка на сообщение8 января 20:49
Так и «Мир без Стругацких» можно развернуть в серию — продолжить как «Мир без Казанцева» — соответственно, стилизовать, значит, под Всеволода Кочетова, Александра Фадеева, Георгия Маркова, Анатолия Иванова, Льва Овалова, Николая Шпанова, Владимира Немцова и т.д.
 


Ссылка на сообщение8 января 22:45
цитата JSullen
Так и «Мир без Стругацких» можно развернуть в серию


Маловероятно — спроса не будет. Особенно сейчас, когда у бумажных книг катастрофически упали тиражи.
 


Ссылка на сообщение9 января 00:00
Мысль, кстати, хорошая. Но, да, это для ценителей. Кто сегодня помнит Кочетова )
 


Ссылка на сообщение9 января 01:57
цитата angels_chinese
Мысль, кстати, хорошая. Но, да, это для ценителей. Кто сегодня помнит Кочетова )


Опаньки, а у романа не менее трех изданий за последние десять лет. И отзывы, отзывы даже восхитительные имеются, ну надо же:
https://fantlab.ru/wor...

«Всеволод Кочетов был всего лишь гениальными аналитиком-одиночкой»

«напомнило ефремовское «Лезвие бритвы»»
 


Ссылка на сообщение9 января 16:34
Видишь, народ раскусил гения русской словесности )))
 


Ссылка на сообщение10 января 00:38
Не, это только препарировать, как в кунсткамере.
 


Ссылка на сообщение9 января 12:44
Да, я бы почитал, составляйте! :-)


Ссылка на сообщение8 января 14:25
Владимир Березин. Фазиль Искандер «Ореховый лес»
https://godliteratury.ru/articles/202...

Хорошая стилизация под Искандера, с парой раскавыченных цитат из АБС. В конце герой приходит к

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

Золотому Шару.
Собственно это всё, что напоминает о Стругацких. Крайне сомнительно, чтобы это заняло
цитата vvladimirsky
в 1960-х место «советских фантастов №1»
. И действие, вдобавок, происходит уже после распада СССР.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение8 января 15:06
цитата heleknar
Крайне сомнительно


Тут правильнее было бы написать «я сильно сомневаюсь». А я — нет. )))
 


Ссылка на сообщение9 января 01:21
Ну, видимо, оппонента, который не видит разницы нет необходимости унижать.


Ссылка на сообщение8 января 15:40
А будет ли электронный вариант, например, на Литрес?


Ссылка на сообщение8 января 17:48
Два варианта внесено:
2024 — https://fantlab.ru/work1829139
2020 — https://fantlab.ru/work1437542
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение9 января 01:22
Да, все верно, это два разных сборника. Хотя различаются нюансами.


⇑ Наверх