129 ФантИд versus


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «chert999» > 129. ФантИд versus ФантДоп
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

129. ФантИд versus ФантДоп

Статья написана 31 мая 15:15

И опять запись из архива Фейсбука:


7 лет назад

Ваши воспоминания

Андрей Чертков

30 май 2017 г.


Хочется завершить старый спор на тему, что правильнее и важнее — фантастические допущения или фантастические идеи.


Ну вот вам такое фант. допущение — в нашем мире реально действуют магия и колдовство и существуют сверхъестественные силы, и всегда они были и действовали, что отражено и в фольклоре, и в художественной литературе, и это не выдумка, а самый что ни на есть реализм. Просто массовый народ с магами и богами, как правило, лично не соприкасается, а просто верит в их существование.


А вот вам фант. идеи. Несколько.


Первая — ученые решили изучить чародейство и волшебство с помощью научных методов и поэтому создали где-то на севере СССР соответствующий научно-исследовательский институт, а в качестве сотрудников набрали туда как магов и колдунов с многосотлетней биографией, так и молодых талантливых ребят с дипломами физиков и программистов. И, как и в любом советском НИИ, помимо настоящих ученых к академическому бюджету присосались также бюрократы, жулики и авантюристы. На основе этой идеи были написаны две фантастические повести — юмористическая и сатирическая. Обе стали признанной классикой советской фантастики, но, правда, вторая повесть в течение 20 лет была запрещена к публикации и считалась злостным антисоветским пасквилем. Также по отдаленным мотивам первой повести был снят на телевидении популярный мини-сериал, который показывают каждый Новый год вот уже больше 30 лет. Попытки же сделать новые экранизации этих повестей успехом пока не увенчались.

Вторая идея — человечество делится на две неравные группы: одни люди (меньшинство) имеют склонность к волшебству и поэтому называются "магами", а другие (большинство), к волшебству не способные, зовутся "маглами". Маглы даже не догадываются о магах, живущих среди них. Но также маги имеют доступ в своё волшебное пространство, где находится их государство и учебные заведения. И вот в этом мире начинается история юного волшебника, который волею судьбы должен противостоять попыткам могущественного мага установить свою абсолютную власть. И вся эта история происходит в процессе обучения мальчика в школе волшебства, где у него есть и друзья, и противники. На основе этой идеи была написана целая серия популярнейших романов, и все эти романы были успешно экранизированы. Книги и фильмы принесли их автору, издательствам и киностудиям несколько миллиардов долларов.

Идея третья — кроме обычных людей существуют и так называемы Иные — люди и существа с магическими способностями. Все Иные делятся на две группировки: одни — Тёмные — служат силам зла, другие — Светлые — силам добра. Тёмные и Светлые Иные тысячелетиями воевали между собой, но потом, чтобы не истребить друг друга до основания, заключили мирный договор. Для того, чтобы этот договор исполнялся, а конфликты можно было урегулировать малой кровью, были созданы две полицейские организации с каждой из сторон — Ночной Дозор и Дневной Дозор. На основе этой идеи было написано несколько романов, снято два успешных полнометражных фильма, а также был создан межавторский проект, который продолжается до сих пор.

Ну и вот, смотрите — фант. допущение тут, по сути, одно и то же — люди и маги в реальном мире, а вот фант. идеи существенно отличаются друг от друга и в базовом своём замысле, и в существенных деталях. И хотя все три идеи оказались по-своему успешны, но и успешны они оказались по-разному.

А на основании всего вышесказанного я считаю, что идеи для фантастики имеют куда большее значение, чем так называемые допущения. И именно они движут фантастику и открывают перед ней новые горизонты.




42 лайка — 100 комментов — 8 репостов -- избранные комменты:



Александр Свистунов

Ну, Андрей, ты опять начинаешь старый спор. Что первично? Частица или волна? Свет или тьма? Бытие или сознание? Да ничего не первично. Суть кругом одно и то же явление, которое мы видим в зависимости от угла нашего зрения и длины волны. Это мы мир воспринимаем дуальным. А он цельный. Просто нам так видеть удобнее, то одним глазом, то другим, сощурившись. А глядеть на всё сущее двумя глазами сразу пока не научились. Вот когда фантидея и фантдопущение сольются в экстазе, тогда и получится настоящая фантастика!

7 г.


Андрей Чертков

просто некоторые товарищи давно и упорно пытаются отменить само такое понятие, как фант-идея, и заменить его фант-допущением... и никакие доводы на них не действуют... а это совершенно разные вещи.

7 г.


Александр Свистунов

Этих товарищей, вернее — их мнение, мы отметём. Этой, как ее, Метлой

7 г.


Виталий Пищенко

Просто другие товарищи упорно сваливают всю фантастику в одну кучу, не желая понять, что она в принципе разная, поэтому и пишется по-разному.

7 г.


Андрей Чертков

Виталий Пищенко -- соглашусь...

7 г.


Виталий Пищенко

Я уже писал: существует 4 вида фантастики: НФ (фантастика — цель). Литературная (фантастика — приём). Приключенческая (фантастика — фон). И сатирическая (фантастика — гротеск). Каждый из них живёт по своим законам.

7 г.


Андрей Чертков

но это только одна из классификаций.... на самом деле их несколько — и все разные...

7 г.


Виталий Пищенко

Определись, какая тебе больше подходит, и решай сам. Кстати, Стругацкие и Ефремов о том же спорили: чем является фантастика — методом (целью) или приёмом. А они, вроде как, в теме разбирались 🙂

7 г.


Виталий Пищенко

И классификаций по роли фантастического элемента больше нет.

7 г.


Андрей Чертков

Виталий Пищенко -- я эти их споры всю свою молодость изучал по косвенным признакам, но так и не разобрался до конца...

7 г.


Виталий Пищенко

Не ты один 🙂. Но в дискуссиях 60-х зерно истины есть.

7 г.


Андрей Чертков

Виталий Пищенко -- просто споры в 60-е годы происходили в обстановке бОльших ограничений... например, нельзя было выходить за красные флажки "марксистско-ленинского мировоззрения"...

7 г.


Виталий Пищенко

Сейчас такого ограничения нет. С тех пор мы узнали больше о том, какой бывает фантастика. Вот я и предлагаю выйти "за флажки".

7 г.


Yuri Zubakin

Андрей Чертков -- Я такой человек. И давно — вот.

7 г.


Андрей Чертков

Yuri Zubakin -- это шо? за архив?

7 г.


Yuri Zubakin

Андрей Чертков -- Это первоисточник того, что разлетелось потом по Инету, диссертациям и проникло в статью "Фантастика" на wiki. Вот сейчас нашёл в какой-то сетевой библиотеке — "Применение фантастических допущений в курсе РТВ".


[Сорри — все ссылки из комментов Юрия Зубакина уже не работают]


Антуан Калуаз

Я бы предложил считать фантдопущением любое литературное воплощение любой идеи, дающее эффект восприятия текста большинством читателей как фантастического. Таким образом фантдопущение — это система приёмов и правил их применения или метод (технология) создания лит. произведения.

7 г.


Антуан Калуаз

Это же касается и изобразительного искусства, и музыки, и кинематографа.

7 г.


Мария Елифёрова

Андрей, Вам пора учебник писать. Всё очень чётко раскладываете.

7 г.


Андрей Чертков

Мария, во-первых, я лентяй... а во-вторых, в нынешней ситуации у меня вообще нет желания что-либо делать... сил на посты хватает — ну и ладно...)))

7 г.


Мария Елифёрова

Андрей Чертков -- Кому как, мне вот посты писать лениво.

7 г.


Андрей Чертков

Так и мне лениво, как правило... Лишь иногда себя пересиливаю...))))

7 г.


Семён Цевелев

Безусловно, идеи для литературы вообще и для фантастики в частности имеют бОльшее значение, чем так называемые допущения.

7 г.


Константин Шабалдин

Важнее драматургия. Без неё любые идеи, допущения и горизонты не будут востребованы.

7 г.


Андрей Чертков

Ну вот в "Гиперболоиде инженера Гарина" отличная драматургия... но про что будет этот роман, если гиперболоида в нём не будет?

7 г.


Константин Шабалдин

Да хоть про двенадцать стульев.

7 г.


Семён Цевелев

Про шпиёнов и двойников. 🙂

7 г.


Андрей Чертков

Ну вот вы и ответили, что такое фант. роман без фант. идеи...

"12 стульев инженера Гарина"...))))

7 г.


Семён Цевелев

Не совсем. Идея-то остаётся — талантливый аморальный человек использует слабости общества, чтобы обрести абсолютную власть. Уходит фантастика.

7 г.


Андрей Чертков

Каким образом он получает эту власть? При помощи брильянтов, зашитых в стул?

7 г.


Константин Шабалдин

Самая банальная идея, самый затасканный допуск могут быть "съедены" при удачном повествовании. В фантастике всего лишь проще обнажить внутренний конфликт за счёт размещения персонажей не в свою тарелку.

7 г.


Семён Цевелев

Почему бы нет? Получает доступ к кладу, спрятанному мадам Петуховой. Обесценивает бриллианты (допустим, что мадам зашила в стул их несметное количество, предвидя приход большевиков). Et cetera.

Конфликт, тема, идея — всё есть. Нету фантастики.

Или вот из "Светлой личности" убрать сумасшедшего изобретателя Бабского!...

7 г.


Семён Цевелев

Не в свою тарелку можно и без фантастики поместить. Очень просто.

7 г.


Андрей Чертков

Банальная идея в фантастике не работает, и никакая блестящая драматургия произведение на спасёт...

7 г.


Константин Шабалдин

Семён Цевелев -- Да. Именно поэтому дискуссия о первичности идеи или допуска не имеет под собой почвы.

7 г.


Константин Шабалдин

Андрей Чертков -- Отнюдь нет.

7 г.


Семён Цевелев

Ну вот, например, инопланетное вторжение. Банально? Банально. Гарри Гаррисон в романе "Цель вторжения — Земля" очень ловко вывернул эту ситуацию наизнанку. Сработало.

7 г.


Андрей Чертков

Вы можете провести мысленный эксперимент — взять мощное фант. произведение и убрать из него фантастику...

7 г.



Семён Цевелев

Или классические "жукоглазые пришельцы", куда уж банальнее! Орсон Скотт Кард в "Игре Эндера" блестяще справился.

7 г.


Константин Шабалдин

Андрей Чертков -- Нет, Андрей. Я предлагаю не убирать фантастику, а брать банальные идеи. Или не банальные... Главное — чтобы было интересно написано.

7 г.


Андрей Чертков

Плохой сюжет может убить любую гениальную фант. идею... Но никакой блестящий сюжет не вытянет книгу с банальной, второсортной идеей...

7 г.


Семён Цевелев

Причём опять же — не только в фантастике. 🙂

7 г.


Андрей Чертков

Если сюжет интересный, а идея фиговая, то, прочитав текст, вы просто пожмете плечами — ну и ради чего всё это было закручено?

7 г.


Константин Шабалдин

Что может быть банальней машины времени? А сколько понаписано и бяки и гениальных произведений...

7 г.


Андрей Чертков

Я не так давно сформулировал такую триаду для удачного произведения — Идея-Текст-Проект... если все три компонента на уровне, получается особенное произведение... если хотя бы один компонент провисает, успеха может не быть...

7 г.


Константин Шабалдин

О.

7 г.


Константин Шабалдин

То есть, надо всего лишь интересно написать. Потому что интересно должно быть ВСЁ...))

7 г.


Андрей Чертков

1. Идея должна быть оригинальной, необычной и мощной, "срывать башню".

2. Текст — фабула, сюжет, герои, стиль, интрига, катарсис.

3. Проект — читатели должны с нетерпением ожидать книгу. Бренд, обложка, реклама, продвижение.

7 г.


Константин Шабалдин

И идея ПНВС не в существовании НИИЧАВО, а в том, что умный — это хорошо, а дурак — плохо. А идея Дозоров не в существовании Тёмных и Светлых, а в амбивалентности Добра и Зла.

7 г.


Андрей Чертков

Это всё философское обрамление идеи. А сама идея — это именно НИИЧАВО и Дозоры.

7 г.


Константин Шабалдин

Вам видней.

7 г.


Андрей Чертков

До этих произведений эти идеи ещё ни разу не использовались...

7 г.


Константин Шабалдин

Я бы это к фабуле отнёс.

7 г.


Андрей Чертков

Фабула строится вокруг изначальной идеи, именно идея определяет суть произведения — о чем оно будет...

7 г.


Константин Шабалдин

Пусть так.

7 г.


Мария Елифёрова

Из этого следует, что количество допущений ограничено, а идей — если не бесконечно, то хотя бы в десятки раз больше. И есть ещё способы использования идей, как я уже говорила. Стопиццотый роман, написанный единственно с целью сказать "робот тоже человек, его жалко" — надоедает, как бы ни были разнообразны там научные идеи.

6 г.


Андрей Чертков

А это уже не идея, а сверхидея, причем заигранная...

6 г.


Мария Елифёрова

Андрей Чертков -- причём заигранная уже основоположником.

6 г.


Евгений Шкляревский

А где же, собственно, литература?! Серединка между замыслом и воплощением?!

6 г.


Андрей Чертков

А литература — там, где ей и положено быть, — в тексте между идеей и финалом.

6 г.


Евгений Шкляревский

В зажатье рамок.. А должно бы — во главе...

5 г.




100. Вся авторская колонка Андрея Черткова за 5 лет (128 пунктов: 04.07.2020 — 29.05.2024)



Тэги: в


515
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение31 мая 16:02
Спасибо. Интересно. И диспут ваш тоже интересно почитать. Увидеть знакомые фамилии, тех кого уже нет с нами...


Ссылка на сообщение31 мая 21:03
цитата
Ну вот в «Гиперболоиде инженера Гарина» отличная драматургия... но про что будет этот роман, если гиперболоида в нём не будет?

Вы сами не чувствуете, что это передёргивание? Как может не быть гиперболоида в романе про гиперболоид? А вот если в нём не будет драматургии, авторского таланта, то получится тысяча первый третьесортный комикс про сумасшедшего учёного, который хочет стать властелином мира с помощью своего изобретения.
цитата
Банальная идея в фантастике не работает, и никакая блестящая драматургия произведение на спасёт...

Большинство произведений основаны на совершенно банальных идеях. И спасают именно драматургия, фантазия и талант рассказчика. Или не спасают, если их нет.


Ссылка на сообщение2 июня 17:32
цитата

[Сорри — все ссылки из комментов Юрия Зубакина уже не работают]


Зубакин Юрий «Применение фантастических допущений в курсе «Развитие Творческого Воображения»»

https://royallib.com/book/zubakin_yur...

цитата dmsl
Как может не быть гиперболоида в романе про гиперболоид?


Вполне может быть так. Есть постановки «Гамлета», в которых Гамлет как персонаж отсутствует, он такая же тень, как его отец.


⇑ Наверх