Невидимый свет о


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Lartis» > "Невидимый свет": о коллективных сборниках советской фантастики конца пятидесятых
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

«Невидимый свет»: о коллективных сборниках советской фантастики конца пятидесятых

Статья написана 3 ноября 17:08

В 1959 году в издательстве "Молодая гвардия" вышел ещё один коллективный сборник научно-фантастических и приключенческих рассказов, который назывался "Невидимый свет". Тиражом аж 165 тыс. экземпляров! Составил его Борис Валерьянович Ляпунов (1921 — 1972), советский писатель-популяризатор, журналист, библиограф, один из первых отечественных историков и исследователей фантастики. Он же написал к сборнику небольшое предисловие.


Невидимый свет. — М.: Молодая гвардия, 1959 г. Тираж: 165000 экз. Иллюстрация на обложке и внутренние иллюстрации В. Носкова.


Антология "Невидимый свет" представляет собой нечто вроде противовеса вышедшей в том же 1959 году в "Молодой гвардии" НФ-антологии "Дорога в сто парсеков" (о ней я рассказал в предыдущей своей статье). Дело вот чём. Сборник "Дорога в сто парсеков" включает самые на тот момент свежие, выбивающиеся из парадигмы "ближнего прицела", произведения советских фантастов, как уже известных, так и стремительно набирающих популярность. А в сборнике "Невидимый свет" собраны произведения старые, уже проверенные временем, написанные в двадцатые-тридцатые годы прошлого века. В эту антологию вошли рассказы хорошо известных советским читателям фантастов Александра Беляева, Григория Гребнева, Эммануила Зеликовича и Михаила Зуева-Ордынца.


Титульный лист сборника "Невидимый свет".


Составитель сборника в предисловии пишет: "Наша фантастика зародилась в первые годы существования советской власти; на первых порах в ней было еще много подражания иностранным образцам. Но постепенно она развивалась и крепла. Фантастической и приключенческой литературе отдали дань крупные писатели, работавшие в других жанрах: А. Толстой, В. Катаев, М. Шагинян, С. Григорьев, Л. Никулин и другие. Фантастические произведения создавали ученые, и среди них такие крупные представители науки, как К. Циолковский и В. Обручев. Все больше публиковалось произведений писателей, целиком посвятивших себя этой литературе. Возрождались старые журналы — «Вокруг света», «Мир приключений», появился новый — «Всемирный следопыт», и в них печаталось большое количество произведений отечественных и зарубежных авторов. Различные издательства выпускали серии и библиотеки научной фантастики и приключений... Настоящий сборник является первой попыткой познакомить читателей с некоторыми произведениями научно-фантастической литературы прошлых лет".


Рисунок В. Носкова к рассказу А. Беляева "Невидимый свет".


Теперь продолжу я. В книгу вошли три рассказа отечественного классика фантастики Александра Беляева. Открывает сборник его рассказ "Невидимый свет" (первая публикация в журнале «Вокруг света» №1, 1938 г.). Потерявший зрение электромонтёр Доббель соглашается на участие в эксперименте доктора Крусса, который берёт Доббеля на полное довольствие и вживляет слепому электроноскоп, позволяющий воспринимать излучение электронов, электрический ток и магнитные поля. Эта способность делает Доббеля востребованным и популярным.


Иллюстрация И. Пчелко к рассказу "Невидимый свет" из 8-го тома собрания сочинений А. Беляева (М.: Молодая гвардия, 1964 г.)


Через некоторое время Крусс возвращает своему подопытному нормальное зрение, но Доббель с обычными глазами не может найти работу и никому не нужен. Доббель просит доктора снова ослепить его. Крусс, уже запатентовавший изобретённый им новый прибор, заменяющий человека-электроскопа, отказывает. Электромонтёр уходит в революционеры.


Рисунок В. Носкова к рассказу А. Беляева "Мёртвая голова".

Второй рассказ Беляева в сборнике называется "Мёртвая голова" (впервые опубликован в журнале "Вокруг света" №№ 17-22 за 1928 год). Энтомолог Жозеф Морель в 1912 году отправляется в Бразилию, чтобы открыть и описать новые виды насекомых. Пытаясь поймать огромную бабочку разновидности acherontia medor ("мёртвая голова") с размахом крыльев более метра, Морель теряет ориентировку в бразильском лесу.


Рисунок художника А. Шпира к рассказу А. Беляева "Мёртвая голова" в журнале "Вокруг света" (№ 17, 1928 г.).


Чудом спасается от диких зверей, сам дичает, но не бросает науку: строит дом на дереве и занимается исследованиями. Лет через пятнадцать Мореля находят, возвращают в Париж, но психическое здоровье его безвозвратно подорвано. В Париже учёный окончательно сходит с ума и всё время пытается искать «мёртвую голову».


Рисунок В. Носкова к рассказу А. Беляева "Мистер Смех".


Третий рассказ Беляева — "Мистер Смех". Молодой инженер-механик Спольдинг не может найти работу и мечтает разбогатеть. Он знакомится с Лючией Бульвер, которая пытается сочинять музыку, способную управлять человеческими эмоциями. Эта идея близка герою.


Иллюстрация И. Пчелко к рассказу "Мистер смех" из 8-го тома собрания сочинений А. Беляева (М.: Молодая гвардия, 1964 г.).


Спольдинг посвящает себя поискам идеальной формулы смеха. Изучив природу смеха, поработав гегманом (как я понимаю, это что-то вроде нынешнего стендапера) и научившись вызывать у людей безудержный истерический смех, он добивается очень многого: денег, признания, женского внимания. Но за всё нужно расплачиваться и не всегда деньгами...


Рисунок В. Носкова к рассказу Г. Гребнева "Невредимка".


Рассказ Григория Гребнева "Невредимка" был впервые опубликован в журнале «Вокруг света» (№ 3, 1939 г.). Кстати, об этом писателе, которого профессиональные любители фантастики знают, как автора популярного в своё время романа "Арктания" (1937), я писал на в материале "Книги советского фантаста Григория Гребнева в моей библиотеке".


Заставка художника Г. Фитингофа к рассказу Г. Гребнева "Невредимка" в журнале «Вокруг света» № 3, 1939 г.


Доктор физико-математических наук Санто Год, "почитатель и продолжатель работ великого Герца", изобретает сверхмощный вибратор "эмасферы", создающий на некотором расстоянии от себя сферу циркулирующих по кругу электромагнитных волн совершенно нового, доселе в науке неизвестного вида...

Полностью читать здесь.





783
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение3 ноября 17:32
В отличие от сборника «Дорога в сто парсеков», все произведения этого сборника безнадёжно устарели ещё к моменту его выхода, а ныне вовсе представляют интерес сугубо исторический. Причём с точки зрения истории нашей фантастики интерес представляют именно первопубликации, а не их перепечатка 20-30 лет спустя. Сборник откровенно неудачный. ИМХО.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение3 ноября 18:31
ну, я не был бы столь категоричным
это было скорее издательское исследование того, насколько интересны читателю довоенные истории, потому что война (и не только — Зуев-Ордынец только недавно был реабилитирован, а родственники Беляева вернулись из ссылки) серьёзно связь времен порвала.
Издательский маховик раскручивался, серии и сборники надо было наполнять. С другой стороны, совсем скоро подоспеет молодёжь, которая старую фантастику и «похоронит»
 


Ссылка на сообщение3 ноября 18:43
Про Зуева-Ордынца ты правильно подметил. Дали заработать бывшему политическому зэку, уже реабилитированному, но всё равно — благое дело.
Ну и, как я написал выше, этот кондовый сборник был для «Молодой гвардии» чем-то вроде противовеса, ею же выпущенной «Дороге в сто парсеков». Мол, смотрите — у нас и правильная фантастика есть.
 


Ссылка на сообщение3 ноября 19:09
Наблюдение интересное, только «Невидимый свет» подписан к печати 23 января, а «Дорога в сто парсеков» — 22 августа. Т.е. получается как бы наоборот: то в противовес этому. :-)
 


Ссылка на сообщение3 ноября 19:18
Заблаговременное получение «индульгенции»? ;-)
 


Ссылка на сообщение3 ноября 19:21
Да. Знали, что запланировано к выходу. Планы очень заблаговременно составлялись.
 


Ссылка на сообщение3 ноября 19:18
По подписанию в печать трудно судить, мог год пройти до попадания в продажу. В 59-м году много чего вышло: «Невидимый свет» , «Ночь у мазара», «Дорога в сто парсеков», два альманаха «Мир приключений» (4-й и 5-й выпуски), лениздатовская антология «В мире фантастики и приключений»...
 


Ссылка на сообщение3 ноября 20:30
В РНБ у «Невидимого света» шифр — 59-3/1964, у «Дороги в сто парсеков» — 59-3/6038, так что первый сборник прибыл в библиотеку значительно раньше.
 


Ссылка на сообщение3 ноября 21:13
Сути дела не меняет. Противовес вышел раньше)


Ссылка на сообщение3 ноября 18:03
О — для меня это знаковый сборник. Меня именно на нём замели в ментовку в 1980-м.
Дело так было: мужик пришёл к букину и принёс этот сборник. Не помню, какой номинал на нём был, но мужик на бутылку просил. Ну я дал ему трёшку, забрал сборник и нас обоих сразу повязали. Оказывается, он его вынес из квартиры, где старушка умерла, ну и сразу понёс продавать. Короче, просидел я целый день в обезьяннике, сборник конфисковали в пользу соввласти, меня потом отпустили, сказали в следующий раз легко не отделаюсь, на мужика дело завели. :)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение3 ноября 18:15
Замечательная история! Кстати, был тут недавно у нас в редакции в гостях депутат Госдумы от КПРФ Олег СМОЛИН (он слепой, но в то же время депутатствует с 1990 года) и с восторгом рассказывал о рассказе Майка ГЕЛПРИНА «Свеча горела».
 


Ссылка на сообщение3 ноября 18:29
Не знал, что он слепой, но статью его видел. На мой взгляд, он прочитал этот рассказ определённым органом — не пойму только репродуктивным или пищеварительным. :)
 


Ссылка на сообщение3 ноября 18:34
Нечто подобное было со мной сорок лет назад в ленинградском Доме книги. Там на лестничной площадке мне предложили книгу. Взяв её в руки, я тут же был задержан, жучок же успел смыться. Книжка была настолько недефицитной (лениздатовский «Князь Серебряный» 1983 года, выпущенный огромным тиражом 800 тыс. экз.), что менты меня почти сразу отпустили. Но книжку забрали.
 


Ссылка на сообщение3 ноября 21:10
То есть, менты сами устраивали провокации? Или просто дежурили в доходных для них местах?
 


Ссылка на сообщение3 ноября 21:12
Конечно. Вместе с «агентами».
 


Ссылка на сообщение3 ноября 21:18
Понятное дело забрали. Менты потом их сами толкали перекупщикам. Помню, после облавы на чёрном рынке, когда человек пятьдесят повязали и книги все конфисковали, менты ещё неделю их к букинам носили. :)
 


Ссылка на сообщение3 ноября 21:25
На «Трубе»? Которая была до «Крупы» в районе Ульянки? Наблюдал там облавы, да. Там и спрятаться продавцам некуда — чистое поле) До «Трубы» что-то ещё было, но я не застал.
 


Ссылка на сообщение3 ноября 21:49
Ага, там. Спрятаться негде было. Но через поле если пробежать, там была зона отчуждения аэропорта и всякая хня стояла — типа склады, бараки, жилиые домики для строителей. Вот туда я однажды бежал — через всё поле с сумкой книг. Добежал и укрылся в собачьей будке. Менты и дотуда добрались, кого нашли, там и повязали. Мне повезло — в будку они заглянуть не допёрли
 


Ссылка на сообщение4 ноября 00:12
:)
 


Ссылка на сообщение8 ноября 21:32
цитата MikeGel
Но через поле если пробежать
А зачем бежать? Я не бегал и меня никто не забирал:-D Впрочем, я не торговал — покупал...
 


Ссылка на сообщение8 ноября 21:39
Вы задали мне вопрос и сами же на него ответили. :)
Но попробуйте послушать вот это — там мой прямой ответ на ваш вопрос. :)
https://www.youtube.co...
 


Ссылка на сообщение8 ноября 21:41
Спасибо:beer: Вот только с youtube у нас — проблема... 8-] вероятно, вы знаете...
 


Ссылка на сообщение8 ноября 21:47
Знаю, но ещё я знаю, что программа Goodbye DPI вашу проблему снимает. Вернее, не вашу, а ставшую вашей по милости заботящихся о вас мудрых правителей.
Ну да почитать можно здесь: https://author.today/w...
Правда, через пару дней я этот файл закрою...
 


Ссылка на сообщение8 ноября 22:10
Спасибо! Весьма и весьма живо!:beer: Колоритные персонажи:beer: С ненормативной лексикой, конечно, перебор... Но, вероятно, примерно так «герои» и разговаривали. Я как-то больше имел дело с «жучками» — в основном вполне интеллигентные люди. Бывало и сам покупал кое-что у сдатчиков — на Литейном — во дворе там была точка, куда буккнигу сдавали. Но у вас явно опыт куда как побогаче:cool!::beer:
 


Ссылка на сообщение8 ноября 22:34
:beer:
Жучками, как правило, книжников называли в Москве. В Питере — перехватчиками. На Литейном был центральный букин, там стояли, в основном, приблатнённые, включая знаменитого Борю Полчерепа. Ну и при общении с покупателями никто, естественно, не матерился. Но между собой разговаривали ровно на том языке, который в тексте.
 


Ссылка на сообщение8 ноября 23:06
Спасибо за справку:beer: Я жил в Питере с 1980 по 1985 гг. — учился в аспирантуре и чуть работал. Бывал на Литейном, конечно, редко — в лучшем случае 1-2 раза в месяц — там от Публички совсем рядом:beer:, а «отоваривался» на Ульянке. Но я зарабатывал на книжках (и на книжки) несколько по-другому: брал у себя пару-тройку пачек из того, что у нас издавали, отвозил на Ульянку, отдавал оптом (в полцены) и покупал, что хотел:beer:
 


Ссылка на сообщение8 ноября 23:23
И после этого вы говорите, что вас не за что было забирать в ментовку? :)))))))
 


Ссылка на сообщение8 ноября 23:28
Ну... все относительно:-D:-D
 


Ссылка на сообщение8 ноября 23:03
При желании могли и покупающего прихватить: если у тебя несколько книг, попробуй докажи, что они только что куплены. Да и это уже нарушение — незаконное приобретение с рук. В тюрьму бы не посадили, конечно, штраф — тоже можно пережить. А вот письмо на работу, если ты на режимном предприятии, могло закончится более крупными неприятностями...
 


Ссылка на сообщение8 ноября 23:08
Ну, не знаю... Это уже при Андропове. До него было все спокойно. А потом... и в кинотеатрах стали документы проверять. На утренних сеансах. Про очереди за водкой и не говорю:-D
 


Ссылка на сообщение8 ноября 23:45
вам лично везло, но были и другие «везунчики».. .
 


Ссылка на сообщение8 ноября 23:50
Насколько я помню, за Ульянку серьезно взялись, когда туда подтянулась «фарца» — джинсы, диски... Сам там джинсы покапал, точнее — менял — приятель привез Левиз из Португалии (кстати, коммунист), а размер — не подошел — вот и пришлось менять, но... на Райфл:-(((
 


Ссылка на сообщение9 ноября 00:04
Крупа открылась для книжников (ДК Крупской).
 


Ссылка на сообщение9 ноября 00:11
Это уже потом... да и не так интересно:beer:
 


Ссылка на сообщение9 ноября 12:22
цитата монтажник 21
Про очереди за водкой
Очереди за водкой — это уже Горбачёв. А при Андропове послабления на алкоголь вышли. Появилась более дешёвая «андроповка» (4.70, вроде?). Народ моментально отреагировал весёлой расшифровкой слова «водка» — «Вот она, доброта коммуниста Андропова». Плюс, вино (и алкоголь покрепче, типа настоек и ликёров, но не водку) разрешили продавать не только в спец.отделах и алкомагазинах (которые открывались в 11.00 и закрывались в 19.00) но и непосредственно на кассах магазинов (т.е., с открытия до закрытия). И появились алкогольные магазины «продлённого дня», торгующие до 22.00 (всем ассортиментом, в том числе и водкой), но таких было немного, у нас такой был всего один на город (население около 60 тыс. в то время). При Горбачёве всё это ликвидировали, понятное дело.
 


Ссылка на сообщение9 ноября 16:54
цитата razrub
при Андропове послабления на алкоголь вышли
вышли, и водка подешевела, но у нас в Гавани к очереди в винно-водочный подъезжала ПМГ, блокировала выход из двора и разбирались — почему в 11:00 не на работе:-D
 


Ссылка на сообщение9 ноября 17:07
Ага, у нас тож было. И в пивнушках, например, и даж в парикмахерских. Выясняли, почему днём тётки трудоспособного возраста стрижку-завивку делают, а не в конторе какой заседают))
 


Ссылка на сообщение9 ноября 00:51
Насчёт тюрьмы, Володь. Вот реальная история: чувак работал в типографии на 2-й Советской экспедитором. Там отпечатали Сименона «И всё-таки орешник зеленеет», кажется, в 82-м, но лень проверять. За два дня до выхода тиража этот хрен проиграл в секу деньги, которых у него не было. Пришел к букину и говорит: отдам 3000 экземпляров Сименона по такой-то цене. Меня бог сберёг, я болел и не подписался. А трое моих друзей вместе с этим парнем присели. Он серьезный срок схватил, они по трешнику. Так что сажали за покупку. Хотя они отрицали, что были в курсе, что книги ворованные, мол, думали, у перекупщика берут.
 


Ссылка на сообщение9 ноября 12:36
Я потому и пишу, что этому жизнерадостному человеку просто везло.
Всякое бывало. Приведу пример из несколько другой оперы, но тем не менее... Журнал «Даугава» с главредом В. Михайловым в 1987 году уже напечатал «Время дождя» («Гадких лебедей») братьев Стругацких (в ж-ле «Изобретатель и рационализатор» выдержки из этой повести появились ещё раньше, в 1986 году), а некоторые невезучие индивидуумы, попавшиеся на чтении (распространении) этой повести в самиздате продолжали досиживать свои сроки...
 


Ссылка на сообщение9 ноября 12:47
Угу. Я таких людей знал лично. Чтоб за примером далеко не ходить — владелец книжного магазина неподалёку от меня, шесть лет отмотал за отпечатанный на пишмашинке «Один день Ивана Денисовича». До звонка отмотал, когда уже собрание Солженицына вышло.
 


Ссылка на сообщение9 ноября 13:02
Я «Гадких лебедей» прочитал году в 1983 или 1984-м во время учёбы в МИФИ: распечатка свободно ходила у нас по потоку, и повесть прочитали по меньшей мере несколько десятков человек. И никому ничего за это не было. Да мы как-то и не в курсе были, что за это что-то может быть. Тогда много распечаток АБС ходило: ПнО, ЗМЛдКС, УнС, ПНвС, СоТ, ещё что-то...
 


Ссылка на сообщение9 ноября 13:35
Pirx, там есть нюанс. Одно дело — читать, другое — продавать. Тут, если не повезёт, могли прихватить. За спекуляцию, нетрудовые доходы и всё такое прочее. Безотносительно к содержанию текста даже.
 


Ссылка на сообщение9 ноября 13:43
Я комментировал сказанное выше:
цитата Lartis
некоторые невезучие индивидуумы, попавшиеся на чтении (распространении) этой повести в самиздате

Т.е. там не только про распространение, но и про чтение. Да и сам запуск распечатки спокойно гулять среди студентов с передачей из одних рук в другие вполне под распространение подпадает.
 


Ссылка на сообщение9 ноября 13:59
Я почему так написал: «чтение (распространение)». Все, кто попадался (обычно их закладывали их же «друзья»), естественно говорили, что они только читали. А граница зыбкая. Всё зависело от конкретных людей, ведущих следствие, и конкретных обстоятельств.
 


Ссылка на сообщение9 ноября 14:00
Сколько можно хвастаться)) Все читали. Но некоторые- сели.
 


Ссылка на сообщение9 ноября 14:04
Да я просто удивляюсь, что где-то в других местах такие бури бушевали, в то время как у нас тишь да гладь и свободное распространение «ереси»...
 


Ссылка на сообщение3 ноября 18:38
цитата MikeGel
Не помню, какой номинал на нём был
4 р. 40 к. Вот фоточка с Мешка. То есть, 44 коп. в ценах после реформы 1961 года.
 


Ссылка на сообщение3 ноября 19:22
Я б мог сказать, книжка у меня есть)


Ссылка на сообщение3 ноября 19:27
А мне он нравится. Перечитывал много раз, особенно Беляева. Может потому, что с детства стоит на полке
и надо просто взять и вспомнить как с удовольствием читал.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение3 ноября 21:51
цитата
А мне он нравится. Перечитывал много раз, особенно Беляева.


Примерно, как мне «Гриада» Колпакова, которую читал в шесть лет. На полке стоит. Посматриваю, но перечитывать боюсь)

Но Беляев-то — не Колпаков. Беляев — признанный классик.


Ссылка на сообщение3 ноября 22:10
Причем тут классик! Вообще не признаю этого слова. Есть произведения которые нравятся, и есть полная
чушь у так называемых.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение4 ноября 00:09
цитата
Причем тут классик! Вообще не признаю этого слова.


Как говорил Жириновский, «объясняю».
При том, что мне в глубоком детстве понравился Колпаков, но он не стал классиком. Я не могу похвастаться, что в шесть лет безошибочно полюбил классика.
А Беляев — классик. Выходят его собрания сочинений. О нём пишут книги. Произведения Беляева читают, экранизируют. Есть даже Беляевская премия. Выходит, вы-то с детства полюбили произведения классика. Хоть и не признаёте слово, а оно существует. Я в восхищении.


Ссылка на сообщение5 ноября 22:24
Сборник довоенной фантастики. Но рисунки уже по тому времени модерновые.
Кстати, Беляева активно начали снова печатать лишь году в 1956-1957, а до этого он был в полуумолчании.


⇑ Наверх