Музей истории советской


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «vvladimirsky» > Музей истории советской фантастики открылся в Ледовом Дворце в Петербурге
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Музей истории советской фантастики открылся в Ледовом Дворце в Петербурге

Статья написана 24 декабря 12:06

В 2018 году ныне покойный писатель и издатель Николай Ютанов, главный редактор издательства «Terra Fantastica» и возрожденного журнала «Если», объявил о создании в Пулковской обсерватории музея, посвященного Аркадию и Борису Стругацким. Который в перспективе должен был превратиться в музей истории советской фантастики вообще.

2 июня 2018 года в РБК писали:

цитата
Музей откроется в Пулковской обсерватории в помещении площадью 300 кв. м. Пространство включит в себя три площадки: «Библиотека», которая будет связана с наследием Стругацких и историей фантастики России и СССР, и образовательно-просветительскую часть, которую посвятят современной науке и литературе, также там будут представлены книги Стругацких во всех форматах. На площадке «Лекторий» будут проводить образовательно-просветительские лекции для школьников и молодежи, сценарные игры на основе миров Стругацких, семинары и встречи с писателями-фантастами, а также выставки и мультимедийные проекты. Также планируется открыть секцию «Планетарий».

Но грантовых средств на запуск проекта не хватило, а найти софинансирование не удалось – в итоге деньги пришлось вернуть, музей так и не открылся. «Terra Fantastica» и «Если» тоже канули в Лету еще при жизни Ютанова, но это другая печальная история.

Несколько лет спустя мы с известным петербургским музейщиком Виктором Сеничкиным приготовились к реализации проекта онлайн-музея советской фантастики, который много обсуждали еще во время ковида. Виктор получил «добро» Смольного, все уже, казалось, на мази.

4 сентября 2021 года газета «Петербургский Дневник» писала:

цитата
Рабочее название проекта – «Музей истории советской фантастики». Планируется, что сначала в онлайн-формате, а после и в очной форме будет сформирован музей и фактически исследовательский центр отечественной фантастической литературы. По словам исследователя, автора проекта Виктора Сеничкина, создание и развитие музея советской фантастики – это многолетний процесс, рассчитанный на сохранение памяти о достижениях русской фантастической литературы, ее систематизацию и популяризацию.

Мы уже были готовы приступать к оцифровке архивных документов и разработке сайта, но мой коллега получил приглашение из Москвы, от которого он не смог отказаться – и музей не открылся. Виктор, насколько я знаю, не теряет оптимизма, надеется когда-нибудь реализовать проект, но даже если это случится, музей откроется в другом городе.

Если человек один раз наступил на грабли, это случайность. Если два — настойчивость. А если три — традиция. Поэтому когда в конце 2024 года литературный музей «XX век» пригласил меня проконсультировать постоянно действующую экспозицию, посвященную истории советской фантастики, мы решили традицию нарушить и громко о планах пока не объявлять. Как выяснилось, не без оснований, пару раз открытие из-за непоняток с подрядчиками откладывалось. Но вот – свершилось: в Петербурге заработал первый в истории Музей истории советской фантастики. С 23 декабря 2025 года он принимает посетителей, ура. Можно рассказывать, что мы с удовольствием и делаем.

Пока это больше похоже на музей современного искусства с упором на арт-объекты, художественные инсталяции и кинетические скульптуры. Мне, конечно, ближе классический музей, хранилище документов и объектов, имеющих историческую ценность, но желание первым делом показать товар лицом тоже понятно. Надеюсь, все еще будет – и сайт с архивными документами, как мы когда-то планировали с Сеничкиным, и другие экспозиции, благо потенциал к расширению у музея есть. И, конечно, площадка будет работать как лекционное пространство, место для кинопоказов и прочего, связанного с историей нашей фантастики – оборудование там современное, лекционный зал небольшой, но вполне комфортный. В общем, ура, товарищи: с третьего раза – удалось!

Подробнее с фоточками – на сайте журнала «Мир фантастики».

И еще несколько рабочих фотографий на финальном этапе сборки выставки под катом.





682
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение24 декабря 16:26
Ура!
Но почему Стругацкие вписаны в гайку шестигранную? Надо ведь семигранную.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение24 декабря 20:26
Ну, это вопрос к художникам, они так видят. Укажу, может, поменяют.
 


Ссылка на сообщение24 декабря 21:39
Идейка для музея номер два.
 


Ссылка на сообщение24 декабря 20:27
Но, кстати, в «Пикнике» Шухарт кидал вполне традиционные гайки. Так что для такого видения есть основания.


Ссылка на сообщение24 декабря 22:20
Вот и Булычев в квадрате рядом с гексагоном выглядит несколько преувеличенно. Непременно для равновесности надобны ещё кружочек и треугольник, и, возможно, пентагон.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение24 декабря 23:06
Треугольник там есть. С Ефремовым. Остальное тоже, но когда я был, еще монтировали.
 


Ссылка на сообщение24 декабря 23:09
А пентагон забронирован для Хайнлайна. )))
 


Ссылка на сообщение24 декабря 23:17
Лучше для Шпанова. Он больше вписывается.


Ссылка на сообщение24 декабря 23:07
Это тот же литературный музей, для которого купили архив Бианки? Очень хочется его увидеть. Но, конечно, не в виде стендовой выставки с элементами совриска, а классический музей, с артефактами.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение24 декабря 23:10
Про архив не знаю, купили кабинет Бианки. Тоже был в процессе сборки два дня назад.


Ссылка на сообщение25 декабря 09:12
Разрешите два вопроса.

Что это за шевелящийся цветок?


И из какого произведения этот корабль?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение25 декабря 11:48
Про цветок не знаю, а корабль, очевидно, имеет отношение к Павлу Клушанцеву, это из киношной части экспозиции.
 


Ссылка на сообщение25 декабря 18:03
Если корабль из творчества Клушанцева, а рядом с ним указан 1970 год, то это может быть короткометражный документальный фильм «Вижу Землю!». Но на документальный аппарат как-то не похож.
А ещё за ним явно маячит Марс. Фильм «Марс» мог бы быть более логичным кандидатом — но он вышел в 1968 году.
 


Ссылка на сообщение25 декабря 23:11
Возможно, это абстрактный космический корабль, метафорический. Хотя надо уточнить у художников-оформителей, что они там имели в виду на самом деле.
 


Ссылка на сообщениепозавчера в 12:56
Как может быть в музее в экспозиции — абстрактная, выдуманная вещь, фейк или лажа? Это тогда не музей, а парк аттракционов.
 


Ссылка на сообщениепозавчера в 15:31
Я сутки убился вспоминать, где пепелац такой формы мог у нас появляться. Во всех виденных фильмах предпочитали более уникальные или, наоборот, банальные конструкции. Смахивает на импортную вещь.
 


Ссылка на сообщениепозавчера в 16:49
Неведомо сие. Но от музея хочется реальности, а не свежего творчества.
 


Ссылка на сообщениесегодня в 13:13
Эта часть композиции собрана из объектов, предоставленных Михаилом Архиповым, исследователем истории кинофантастики и режиссером двух фильмов о Клушанцеве, игрового и документального. Имя художника, который этот макет создавал, увы, не назову, но штука абсолютно точно не импортная.
 


Ссылка на сообщениевчера в 12:13
То есть ни одного музея современного искусства ты не видел? Хотя бы на картинках. )))
 


Ссылка на сообщениевчера в 12:36
Уточни. Выставляют вместо картины Бэнкси — рисунок местного оформителя?
 


Ссылка на сообщениесегодня в 02:27
Нет, музеи современного искусства (и не только они) выставляют инсталляции. «Объёмно-пространст венные композиция из разнообразных предметов, объединённых единым художественным замыслом».
 


Ссылка на сообщениесегодня в 02:37
Это если инсталляция создана художником, то вокруг нее организована экспозиция, написано название скульптуры, и автор указан. Становится ли всякий объект, помещенный в музейное пространство или галерею, смыслом выставки? Нет конечно. Что отличает анонимную белиберду от артефакта? Атрибутация и провенанс. Предмет без провенанса не музейный предмет, а мебель, фонарик в аудитории. Для создания атмосферы и настроения? Окей. А что еще в этом пространстве-то есть? Цитаты из книг на стенках?
 


Ссылка на сообщениесегодня в 10:37
Ну, для начала, эта белиберда не анонимная. Вполне себе продуманная авторская часть экспозиции.


⇑ Наверх