В данной рубрике отражаются наиболее значимые события, затрагивающие техническую, содержательную, проектную и организационно-правовую составляющие сайта.
Произошли существенные изменения в методике расчёта рейтинга авторов и рейтинга произведений. Целью нововведений явилась необходимость повысить адекватность рейтингов, их устойчивость к недобросовестным оценкам, повысить ваше доверие к ним.
Чтобы дальнейший материал был понятен, попрошу различать "среднюю оценку" и "рейтинг". Это разные вещи. Средняя оценка показана на странице произведения, на странице автора. Она считается как простое среднее, где все оценки равноправны. Рейтинг же учитывает все оценки в разных весовых долях. В его расчёте применяются различные коэффициенты и коррекции с целью устранить шум, оставив лишь полезную, заслуживающую доверия информацию. Конечной целью рейтинга является правильная расстановка элементов в рейтинговой таблице. Само по себе значение отдельно взятого рейтинга не интересно.
Итак, что же конкретно изменилось.
Введён оценочный вес посетителя. Каждому зарегистрированному посетителю сайта присвоен оценочный вес, который носит физический смысл в количественном отражении степени доверия рейтинговой системы сайта оценкам посетителя. Степень доверия оценкам можно рассчитать лишь косвенно и примерно (в голову ведь не залезешь никому), но погрешность расчёта должна быть нивелирована высокой репрезентативностью, т.к. рейтинги имеют дело с большим множество оценок, где сумма незначительных ошибочных отклонений близка к нулю (как средняя температура по больнице = 36.6). Среди критериев, которые в первую очередь определяют оценочный вес, числятся: кол-во баллов (лайков) за отзывы, кол-во баллов (лайков) за посты в форумах о фантастике и фэнтези, количество подписчиков в авторской колонке, нормальность распределения оценок (степень совпадения с общесредней по сайту), количество оценённых авторов (если очень мало, вес снижается), а также позитивная активность посетителя на сайте (кол-во оценок, классифицированных произведений, заявок на дополнение базы и т.д.). Последнее — в крайне малой степени. "Прокачать" себе вес методом оценивания всей базы или рецидива флуда на форуме уже не возможно.
Теперь рейтинг будь то автора, будь то произведения вычисляется в весовых долях. Оценки посетителей, которым рейтинговая система доверяет (оценочный вес высок), играют при расчёте много более важную роль. Оценки однодневных посетителей, зашедших только ради накрутки любимого автора в рейтинге, сведены практически к нулю.
Формула расчёта оценочного веса, а также сами оценочные веса посетителей не публикуются по ряду соображений.
Рейтинг автора теперь основан в большей степени на известных, популярных его произведениях. Равноправия между романом, который является, по сути, лицом/визиткой автора, и рассказом, который печатался бог весть где и бог весть когда, уже нет. За степень известности произведения условно принято количество выставленных оценок. Поэтому в расчёте рейтинга автора гораздо большую роль играют его произведения с большим количеством оценок.
Коррекции рейтинга автора. Одна из коррекций нами с любовью названа "анти-мазохист". Вес множества единиц, двоек, а где-то и троек, выставленных одному автору, система режет вплоть до нуля. Логика простая — если первая прочитанная книга автора не понравилась до тошноты (а единица примерно это и предполагает), то ни один нормальный человек не заставит себя читать вторую, третью, пятую, десятую. Да, может, ему пришлось давиться (например, в поезде неделю ехал, и больше нечего было читать, а совсем не читать не может по натуре), но на всякий случай мы такое исключили.
Другая коррекция называется "анти-подхалим". Суть примерно та же. Любители оценить всего автора на 10 на свой вклад в рейтинг авторов теперь вряд ли могут рассчитывать. Не такая суровая коррекция, как "анти-мазохист", но тоже весьма. Логика: писать шедевр за шедевром — непозволительная роскошь для хомо сапиенса с ограниченными возможностями мозга. Да, сейчас вы приведёте кучу опровергающих примеров, я знаю, но, опять таки, эти оценки исключаются подальше от греха, а также от других оценок, которые хотя бы выглядят адекватно.
В рейтинге произведений добавлен расчёт по оценочному весу произведения. Других изменений в рейтинге произведений не произошло. Как видите, основные изменения постигли именно рейтинг авторов.
Готов ответить на вопросы.
UPD: баллы за сообщения на форумы исключены из оценочного веса.
Многие из вас уже знают, а все остальные догадываются, что на нашем сайте есть темная сторона темница — страница, куда попадают пользователи перешедшие границу тьмы нарушившие регламент и получившие бан.
По многочисленным просьбам джедаев мы объявляем конкурс на оформление этой страницы.
Условия просты:
1. Креатив.
2. Чувство юмора.
3. Тематическая направленность ЗВ нашего сайта.
Ваши предложения просим выкладывать прямо в этой теме до 01.03.2013, затем сделаем открытое голосование по полученным вариантам. И победитель первым опробует новый дизайн победивший вариант будет использован для дизайна Фантлабовской темницы.
И да пребудет с вами сила желаем удачи!
UPD. Желающих посмотреть как выглядит страница сейчас — прошу сюда.
Сегодня исполняется 120 лет со дня рождения Кларка Эштона Смита — замечательного американского поэта, писателя, скульптора и художника. В творчестве Смита сплелись воедино мотивы, и раннего дотолкиновского фэнтези, и лавкрафтианского хоррора, и классической "наивной" НФ. Творчество Смита повлияло на множество авторов от Лина Картера и Лиона Спрэг де Кампа до Джека Вэнса и Майкла Ши.
"Лаборатория фантастики" никак не могла пройти мимо такой знаменательной даты. Совместно с нашими партнёрами из издательства "Северо-Запад" мы представляем первый из сборников избранного творчества Кларка Эштона Смита — "Двойная тень".
"Двойная тень" представляет собой полную подборку классических фэнтезийных циклов К.Э. Смита — "Лемурия", "Гиперборея", "Аверуань", "Зотик" и "Посейдонис". На этот раз циклы будут изданы полностью — все без исключения рассказы и стихотворения, включая и пьесу "Мертвец наставит вам рога". Естественно, будут и дополнительные материалы.
Продолжая традицию, начатую книгой Стенли Вейнбаума, "Двойная тень" содержит многочисленные иллюстрации, примеры которых мы хотим вам представить. На этот раз художников было несколько, поэтому иллюстрации созданы в разной манере.
[P HOTOSMALL7]
Подписка на сборник начнётся в феврале и тогда же будет озвучен полный состав книги и выложены фрагменты переводов для ознакомления. Чуть ранее на сайте будет открыта библиография К.Э. Смита, которую мы, к огромному сожалению, просто не успели подготовить к юбилею (за свою жизнь Кларк Эштон Смит создал более чем полторы сотни прозаических произведений и более трёх сотен стихотворений; разобраться в его творчестве задача не самая простая), и любой желающий сможет ознакомиться с отзывами и рецензиями на различные его произведения.
Любые комментарии, идеи и предложения можно писать прямо в комментариях к этой статье, либо на форуме в теме "Издания "Фантлаба".
История фантастики неразрывно связана с шелестом журнальных страниц.
С журнальной публикации начала свой путь «Туманность Андромеды» Ефремова. Рассказы и повести братьев Стругацких напечатало добрых два десятка периодических изданий. С журнальных «стартовых площадок» выводили на орбиту ребят из знаменитой «четвертой волны». В советские времена бывало, что одна журнальная публикация рассказа делала тебя знаменитым. А как забыть манящее: «Продолжение в следующем номере»? И зуд нетерпения, и запойное чтение очередной порции?
Если говорить о журналах американских, то они не просто один из способов издания фантастики, они — целая эпоха. С начала XX века и до нынешних времён выходят новые и новые периодические издания. И пусть "электронная" эпоха бросает фантастическим журналам серьёзный вызов, мы уверены — они выживут не смотря ни на что.
А пока «Лаборатория Фантастики» предлагает вашему вниманию отдельный раздел, посвященный журналам, печатавшим на своих страницах фантастические произведения. Страница, конечно же, удручающе не полна. Но дорогу осилит лишь идущий. Мы надеемся, что постепенно, с вашей помощью, она будет расширяться, уточняться и улучшаться, неуклонно стремясь к полноте.