Готический роман повесть ...


Вы здесь: Форумы fantlab.ru > Форум «Другие окололитературные темы» > Тема «Готический роман (повесть, рассказ). Только традиционная готика!!! »

 

  Готический роман (повесть, рассказ). Только традиционная готика!!!

  Варианты ответов Мой голос
 
 
 
 
 
 
Внимание! Для голосования Вам нужно пройти авторизацию
 автор  сообщение


миродержец

Ссылка на сообщение 15 марта 2008 г. 15:44  
цитировать   |    [  ] 
Ну, что это такое и с чем его едят — описано здесь. Многие лаборанты, безусловно, что-то "готическое" читали. Выходила даже серия книг "Готический роман" в издательстве "Терра" — и там были весьма интересные книги.
Кстати, "вопрос на засыпку": готический роман — достояние прошлого или сейчас тоже кто-то что-то "готичное" пишет?
–––
я отношу себя к образованным и интеллектуальным, но они постоянно приносят меня обратно


философ

Ссылка на сообщение 15 сентября 2010 г. 17:03  
цитировать   |    [  ] 

цитата Alauda

определения жанра там нет

Определение жанра (любого) невозможно в принципе.
–––
Minutissimarum rerum minutissimus scrutator


активист

Ссылка на сообщение 15 сентября 2010 г. 18:29  
цитировать   |    [  ] 
Судя по этой (да и многим другим на сайте) "теме", это не так.
Я не филолог, но думается, что любому "жанру" свойственны
общие темы, персонажи, сюжеты или стиль.

Тот же D. Puner писал, что готическому произведению свойственны: 1) паранойя, 2) страх прошлого и 3) табу. Ну, условно говоря, если приведения в старом замке является всем подряд — это не "готика", а вот если только некоторым, то да — "готика" (вспомните "Поворот винта" Джеймса). А вот D. Calvaro говорит уже о необходимости "коннотаций" (я все же не готов употреблять такие слова свободно): варварство против цивилизации, нравственность против развращенности, аристократия против буржуазии и т. п. Ну никак не может в "готике" водопроводчик приехав в деревню встретить то же приведение, это должен быть человек с университетским образованием. Ответа я не знаю, но это не значит, что никто и не пытается ответить.

"Заклинаю вас, дети мои: остерегайтесь выходить на болото в ночное время, когда силы зла властвуют безраздельно". Как по вашему, "Собака" — это больше "готика" или все же детектив? По мне так "готика", сколько там еще всяких "собак" на болоте.


философ

Ссылка на сообщение 15 сентября 2010 г. 18:49  
цитировать   |    [  ] 

цитата Alauda

любому "жанру" свойственны
общие темы, персонажи, сюжеты или стиль.

В какой-то исторический момент, да. Но если жанр развивается, имеет достаточно длинную историю, не скован жесткими формальными требованиями (как сонет), то постепенно это единство размывается, одни элементы теряются, другие появляются... То общее, что остается в итоге, имеет настолько абстрактный характер, что приложимо к любому произведению лобого жанра. Иллюстрация:

цитата Alauda

Тот же D. Puner писал, что готическому произведению свойственны:
1) паранойя, 2) страх прошлого и 3) табу

Сказка о Синей Бороде. Аленький цветочек. Колобок. Анна Каренина. И миллион других.

цитата Alauda

вот D. Calvaro говорит уже о необходимости "коннотаций" (я все же не готов употреблять такие слова свободно):
варварство против цивилизации, нравственность против развращенности, аристократия против буржуазии и т. п.

Тарзан. Конан-Варвар. Опасные связи. Милый друг. Под сенью девушек в цвету. И т.п.

Поэтому те, кто изучает готику (как Вацуро), не пытаются дать "определение".
–––
Minutissimarum rerum minutissimus scrutator


активист

Ссылка на сообщение 15 сентября 2010 г. 19:13  
цитировать   |    [  ] 
Да, тот же Вацуро, пишет что "готика", пусть и с "размытыми контурами, деформированными ситуациями, переосмысленными сюжетными ходами" существует и сейчас. Применительно к детективу если исключить совсем уж сверхъестественные проявления, то основными современными элементами готической традиции можно считать: "женщину в опасности", преступление в прошлом и дом (место) с "историей". По прежнему сохраняют свое значение сильные эмоции (ужас, безумие, вожделение), соответствующие стилистические описания (завывания ветра, дождь, темнота, безлюдные пустоши), различные артефакты, вокруг которых "вращается" сюжет, тщательно оберегаемые секреты, потери памяти и легенды, неясные звуки, необъяснимо незапертые (или запертые) двери, привлекательные злодеи и маньяки и т. п. У Мэри Хиггинс Кларк есть несколько вполне "готических" детективов.
Ну тем не менее, "готика" — это просто "ужас", "тайна и ужас" или "женщина, тайна и ужас"? Если есть оригинальные идеи о связи "готики" и детектива с благодарностью выслушаю.

Классическая "готика" как жанр умерла. Остатки попрятались по углам, в т. ч. в ghost story, которой посвящено большинство постов в этой теме или, применительно к детективу, в romantic suspense.


философ

Ссылка на сообщение 24 сентября 2010 г. 20:49  
цитировать   |    [  ] 
Господа, у меня вопрос. Решил ознакомиться с этим жанром (или, скорее, формой) литературы. Тему прочел. С чего стоит начать (Гофман и Потоцкий читаны)? И более конкретно, стоит ли начинать с антологии "Готический рассказ" из "Библиотеки всемирной литературы", или лучше взять, например, Ле Фаню из той же библиотеки?
–––
- Чего это вы приперлись в чужую страну? Вас сюда никто не приглашал.
- Зато мы пригласим! Волоките его в Исправноры! (Толкин)


миродержец

Ссылка на сообщение 24 сентября 2010 г. 20:58  
цитировать   |    [  ] 
Ле Фаню — там всё ж большущий роман... Если только с рассказов начать. А лучше со сборника (имхо).
–––
Вскрытие показало, кто умер от вскрытия...


миродержец

Ссылка на сообщение 24 сентября 2010 г. 21:58  
цитировать   |    [  ] 
Рассказы более "жанровые". Романы Ле Фаню — более "мэйнстримовые". Поэтому, если Вас, Вафтруднир, интересует именно особенности жанра — берите антологию рассказов.
–––
я отношу себя к образованным и интеллектуальным, но они постоянно приносят меня обратно


активист

Ссылка на сообщение 26 сентября 2010 г. 18:15  
цитировать   |    [  ] 
Считается, что "готика" бывает двух типов:
1) сентиментальная (женская) (Радклифф);
2) "черная" (мужская) (Льюис).

Кстати, термин "готика" впервые появился в 1899.


философ

Ссылка на сообщение 27 сентября 2010 г. 11:37  
цитировать   |    [  ] 

цитата Вафтруднир

Господа, у меня вопрос. Решил ознакомиться с этим жанром (или, скорее, формой) литературы. Тему прочел. С чего стоит начать (Гофман и Потоцкий читаны)? И более конкретно, стоит ли начинать с антологии "Готический рассказ" из "Библиотеки всемирной литературы", или лучше взять, например, Ле Фаню из той же библиотеки?


Льюис "Монах", Метьюрин "Мельмот скиталец", Радклиф — любой роман, который найдете. Ле Фаню — "Дядя Сайлас" и рассказы.


активист

Ссылка на сообщение 29 сентября 2010 г. 17:50  
цитировать   |    [  ] 
"Ярким примером жанра является готический роман, возникший в XVIII веке, доживший до наших дней. Это прозаический жанр в полном смысле слова: произведения, заключенные в его рамки, сопоставимы не только с точки зрения содержания, тематики, но и чисто формально. Существует целый ряд приемов (как описательных, так и повествовательных), которыми оперирует жанр готического романа: разрушенные замки, средневековые ужасы, таинственные портреты, потайные ходы, похищения, заточения, преследования в глухом лесу; более того, в готическом романе есть своего рода эстетическая установка … : увлечь читателя ужасами происходящего («сострадание и ужас» …)" из Р. Уэллек и О. Уоррен «Теория литературы» (стр. 250)


активист

Ссылка на сообщение 3 октября 2010 г. 17:50  
цитировать   |    [  ] 


миродержец

Ссылка на сообщение 8 октября 2010 г. 12:34  
цитировать   |    [  ] 
"Азбука" переиздала "Удольфские тайны" Радклиф.


миродержец

Ссылка на сообщение 8 октября 2010 г. 23:28  
цитировать   |    [  ] 

цитата bigmen

"Азбука" переиздала "Удольфские тайны" Радклиф.
ВАУУУ:cool!:!!!
Ссылку почто не дали????
Перевод новый или старый?
–––
я отношу себя к образованным и интеллектуальным, но они постоянно приносят меня обратно


миродержец

Ссылка на сообщение 8 октября 2010 г. 23:38  
цитировать   |    [  ] 
Veronika
http://www.tradebook.ru/news/2010/08/31/a..., http://www.moscowbooks.ru/book.asp?id=529...
Перевод старый.Да и жаль, что в мягкой обложке.


миродержец

Ссылка на сообщение 9 октября 2010 г. 00:00  
цитировать   |    [  ] 
bigmen, спасибо. Посмотрела. Сохраню свой старенький двухтомник 1993г. Там тоже плохая бумага, но хоть рассыпаться не будет.
–––
я отношу себя к образованным и интеллектуальным, но они постоянно приносят меня обратно


активист

Ссылка на сообщение 9 октября 2010 г. 14:10  
цитировать   |    [  ] 

цитата bigmen

Перевод старый.Да и жаль, что в мягкой обложке.

И к тому же инициал переводчицы должен быть "Л.", а не "А." (Л. Гей).


активист

Ссылка на сообщение 9 октября 2010 г. 14:12  
цитировать   |    [  ] 

цитата Alauda

Кстати, термин "готика" впервые появился в 1899.

Это откуда такая информация???? Уже Гораций Уолпол во втором издании своего "Замка Отранто" (первый роман такого типа в истории литературы) в 1765 году называет его "готической повестью", а следом за ним это определение использует Клара Рив в "Старом английском бароне" (1777).


активист

Ссылка на сообщение 9 октября 2010 г. 14:18  
цитировать   |    [  ] 

цитата bigmen

Перевод старый

Новый рано или поздно будет в Литпамятниках (в "Ладомире"), об этом ведутся разговоры-переговоры. Но не раньше чем через несколько лет. Так что наберитесь терпения, дамы и господа.


активист

Ссылка на сообщение 9 октября 2010 г. 18:31  
цитировать   |    [  ] 
Слово "Готика" как название жанра. Это был Henry A. Beers в
History of English Romantism in the Eighteenth Century (1899).
А вот где я это встретил, увы, не помню, вроде бы Cambridge
Companion ... Книга есть на "гугльбуке", но я не перепроверял.

Иногда "разбор полетов" интереснее, чем сами "полеты". К примеру, до недавних пор, я не оценивал важности Берты Мейсон для "Джейн Эйр".
Она красивая, ограниченная, из семьи с наследственным безумием (мать, младший брат). Впрочем, не подозревая об этом, Рочестер женился на ней без любви из-за значительного приданного. Т. к. о Берте мы (у)знаем со слов Рочестера, то к ним надо относится с осторожностью.
А какое раздолье "Джейн Эйр" дает феминистской критике! Приступ безумия Берты следует во время шторма и кроваво-красной луны. Ну тут следует цепь ассоциаций: кровь — луна – циклы – менструация – потеря крови – необходимость ее восполнить: Берта как "вампир" (в горло) атакует своего брата и Рочестера. Кроме того, Берта своего рода "двойник" Джейн. Они обе страстные натуры, но Джейн себя пытается сдерживать (вспомните скандалы с миссис Рид), в отличие от Берты. Но до брака с Бертой-то все было в порядке, т. е. явная оппозиция: брак – безумие. Джейн бежит от брака (вначале с Рочестером, затем с Сент-Джоном) … Кроме того, вспомните, что маленькую Джейн наказали, оставив в "красной комнате", где умер мистер Рид. Т. е. слово "красный", со всеми вытекающими отсюда последствиями, применимо к обеим женщинам. В свое первое появление Берта показалась Джейн призраком, но она и самой себе порою казалась в зеркале тоже призраком. Ну и т. д. и т.п. "Джейн Эйр" — роскошная книга с сильным готическим влиянием.


активист

Ссылка на сообщение 10 октября 2010 г. 14:10  
цитировать   |    [  ] 

цитата Alauda

Слово "Готика" как название жанра. Это был Henry A. Beers в
History of English Romantism in the Eighteenth Century (1899).

Могу лишь повторить то, что написал прежде: "готическим" данный жанр назвали его основатели — романисты конца 18 века. Позднейшая исследовательская традиция (начиная с упомянутого Генри Бирса) лишь переняла и кодифицировала этот термин. Книга Бирса справедливо считается отправной точкой соответствующих исследований — но и самоидентификацию жанра, породившую столь долговечное и приемлемое в качестве научной дефиниции литературное "имя", тоже нельзя сбрасывать со счетов.
Страницы: 123...1112131415...232425    🔍 поиск

Вы здесь: Форумы fantlab.ru > Форум «Другие окололитературные темы» > Тема «Готический роман (повесть, рассказ). Только традиционная готика!!! »

 
  Новое сообщение по теме «Готический роман (повесть, рассказ). Только традиционная готика!!! »
Инструменты   
Сообщение:
 

Внимание! Чтобы общаться на форуме, Вам нужно пройти авторизацию:

   Авторизация

логин:
пароль:
регистрация | забыли пароль?



⇑ Наверх