Ладно. Еще раз проясню свою позицию. Что такое прокатная компания? Это, в первую очередь, большой маркетинговый и PR-отдел, который оценивает, прибегая к помощи многочисленных профессионалов в данной области, потенциальную коммерческую выгоду от прокатываемого фильма. Подчеркиваю, она оценивает его коммерческий потенциал до проката, а в фирме Уорнер сидят далеко не любители, к тому же там явно не чураются риска, как показала история с недавними "Хранителями". Итак, какова судьба на этом поприще детища Бойла?
Еще на стадии съемок Бойл делает, можно сказать, финт ушами и заявляет европейским и американским спонсорам, что примерно одна восьмая фильма будет идти на языке хинди. Решение вызывает бурю возмущения, так как все маркетинговые отделы в один голос утверждают, что такой фильм не будет интересен западному зрителю. После того как выясняется, что фильм на целую треть сделан на хинди, съемочной группе резко урезают дотации, так что многие вещи, которые Бойл и Бофой планировали снять, просто не вошли в фильм. Съемочная группа даже не смогла получить право на съемку в Тадж-Махале, поэтому все снятые там сцены сделаны под прикрытием того, что группа снимала документальное кино.
Самое неприятное началось потом. В мае 2008 за нерентабельностью закрывается прокатное подразделение компании Warner Brothers, Warner Independent Films. Бойл и компания остаются без прокатчика. Что еще хуже, когда в июле Бойл показывает Уорнер фильм, то встречает невероятно холодный прием с полным убеждением всех боссов и специалистов, что такой фильм будет никому не нужен. Как рассказывал исполнительный директор Film 4, Питер Карлтон "Это было все равно, что показывать фильм кирпичной стене. Нам почти тут же намекнули, что картина отправится сразу на DVD". После чего в августе фильм решили просто продать, и это несмотря на то, что его взяли уже на фестивали и т.д., с формулировкой, что подобный инди-фильм никому особо не нужен. Более того, в конечном итоге, из всего пакета фильмов, выставленных на продажу (а среди них также были "Гордость и слава" и "Рок-н-рольщик"), Уорнер продала только "Миллионера". Права на прокат купила компания Fox Searchlight, причем контракт получился очень жестким. Большая часть денег, которые получил "Миллионер" отойдет студии проката, а не его создателям. То есть, компания, которая как раз и вложила большую часть денег в проект, в результате его и продала, так как посчитала, что сможет таким образом вернее отбить вложенные средства. В ноябре 2008 года фильм выходит ограниченным прокатом в Америке всего лишь в шести городах ограниченным количеством кинозалов. И вот после этого, когда никому не нужный фильм получает Приз зрительских симпатий в Торонто, когда в первый уик-энд бьет все рекорды по уровню хвалебных критических отзывов, когда только к декабрю он получает широкий прокат, подключается пиар-отдел компании Fox и ее глава Питер Райс, причем Бойл возражал как и против таких плакатов (слишком радужных на его взгляд), как и вообще позиционирования фильма как эдакого зрелища для всех. Более того, можно сказать, что сама продажа фильма Фокс состоялась не в последнюю очередь по причине того, что глава Fox Searchlight Питер Райс и Дэнни Бойл находятся в приятельских отношениях еще с фильма "Пляж", о чем Дэнни вполне прямо заявил в своей речи при вручении Оскара. Райс вообще знаменит тем, что вытягивает различные инди-проекты на очень пристойный финансовый уровень по сборам (ему принадлежит организация промоутинга таких фильмов как "Парни не плачут", "Последний король Шотландии", "Маленькая мисс Счастье", "Джуно", ну и вот "Миллионера") Кстати, примерно такая же ситуация произошла и в России, когда от "Миллионера" отказались все крупные дистрибьюторы, а за дело взялась недавно организованная маленькая компания "Вольга". Тот пиар, который картина получила в России, диктуется в общем-то тем, что от "Миллионера" в какой-то мере зависела и судьба этой компании, да и в пакете у них пока не очень много фильмов, и они могут себе позволить вести каждый фильм, уделяя ему максимум внимания. (Кстати, следующими фильмами, выпускаемыми "Вольгой", кроме идущего сейчас "Рестлера", будут "Крабат", норвежский "Мертвый снег", французские "Мы — легенды" и "Париж 36", а также вырыпаевский "Кислород". Это если мне кто не поверил в вопросе о малом пакете и ставки компании "на сверхприбыль", с такими лентами, отсутствующей по определению). Причем прокатывался он всего 165 копиями. Для сравнения у тех же Хранителей их было 800. Где же тут элемент расчета, манипулятивности, который любому мало-мальски знакомому с пиар-технологиями специалисту обычно виден сразу? Он оказался настолько не очевиден всем прокатчикам и менеджерам студий, что Бойл сотоварищи чуть не вылетели в трубу, да и сейчас получат со всех доходов далеко не те деньги, которые им по праву причитаются. Просчитанность, манипулятивность, стратегия максимального охвата публики — это стратегия создания фильма (да и любого продукта, так скажем, творческой направленности), видная сразу, а не постфактум. Особенно, если она настолько сильна, что уподобляется любви продажной женщины. Да, можно говорить о желании создателей фильма вызвать эмоциональный отклик, но с каких пор это стало минусом? Тех же критиков по идее, согласно всем маркетинговым исследованиям и предположениям, должен был просто отпугнуть откровенно мелодраматический и наивный финал (причем, наивность которого не отрицал сам режиссер еще до начала проката). Что касается Оскара, то о нем явно вообще никто особо не думал. Могу напомнить, что "Миллионер" — один из немногих фильмов, получивших Оскар, в которых практически нет европейских или американских актеров (редких американских туристов можно не считать), а треть фильма идет не на английском языке с субтитрами, что для английской и американской публики прямо скажем довольно непривычно. Из единственных исключений на этот счет в Оскаре можно вспомнить "Ганди" и "Последнего императора", но тут еще надо помнить, что герои "МИТ" говорят на английском в оригинале со специфическим, а главное ярко заметным акцентом, что тоже не особо способствовало привлечению зрителей. Причем Бойл категорически отказался переозвучивать артистов, а Деву Пателю так и вовсе пришлось учиться говорить с акцентом, так как Патель вырос в Лондоне. Да и одно дело байопик, а другое — история нищих из Мумбаи. Собственно кино проваливалось как бы между двумя стульями. С одной стороны жанр мелодрамы отпугивал серьезные фестивали, а исполнение и общий антураж с языковыми особенностями ставили проблему для англоязычного рынка, что собственно и повлекло за собой продажу фильма. Говорить о том, что это "очередное сочинение, как заработать кучу бабок и Оскаров" или о том, что фильм прежде всего снят с "внутренней подоплекой" сделать это, а потому так нагло стремиться понравиться, по-моему несколько странно. Изначальный упор на коммерческий успех, который не увидели маркетологи ведущей студии Голливуда, чья основная функция видеть именно его — зверь интересный, но вряд ли существующий. Скорее успех "Миллионера" сродни успеху "Беспечного ездока" Хоппера, в который тоже никто не верил, даже его создатели, а он отбился чуть ли не в сто раз или "Безумного Макса" Миллера, который делали на коленке, долго искали дистрибьютора, а потом при бюджете 300 тысяч, заработали 100 миллионов. Последние сравнения, конечно, чрезвычайно условны.
|