| |
| Статья написана 24 февраля 10:35 |
Много и долго можно размышлять о фантастических мирах украинского писателя-фантаста Александра Тесленко, о его уникальных сюжетах, о его выразительных и запоминающихся героях произведений. О самом писателе рядовому читателю мало что известно, те крохи информации в печати и других источниках порой не всегда объективны и даже противоречивы. Внутренний мир, черты характера, личные мысли могут быть знакомы только близким друзьям писателя, только они могут сказать каким был Александр Тесленко, о чём думал, мечтал, переживал... Его друзья и коллеги Олег Романчук и Николай Славинский в своих очерках делятся с читателем своими воспоминаниями, открывают образ писателя, как человека, со всеми его достоинствами и недостатками. Лучше уже не скажешь, да и не нужно. Образ светлого и скромного человека с глубокими мыслями, настоящего товарища, показан его друзьями честно, без лишней помпезности. Оба очерка включены в настоящий двухтомник. Творчество Александра Тесленко многогранно, обширно и в пространстве и во времени. Но основным и самым значительным конечно же был и будет оставаться Инканский цикл, хроники Инканы. Это целая эпоха будущего человечества, прописанная автором тщательно и правдоподобно. Летописи Инканы, Земли и Звёздного простора — это разные страницы истории одного мира, которые пришлось кропотливо собирать и складывать в паралипоменон, книгу хроник разных эпизодов с общими и разными героями в разное время. В первый том автора вошёл весь основной Инканский цикл, все приключения в пространстве, в околосолнечном и глубоком космосе. Структурная последовательность произведений сложена в хронологическом порядке (с поправкой на взгляд составителя) событий тех давних (дальних) лет. Многообразие сюжетов сплетено в общее полотно картины общими героями в разные периоды своей жизни, преемственностью поколений, а нередко и непосредственным продолжением истории. И вот теперь первый том автора «Возвращение с Инканы» хранит в себе анналы истории Земли и Инканы. Истории в пространстве. Второй том «Противление времени» открывает примыкающий к основному Инканскому циклу сборник произведений, зачастую связанных с Его Величеством Временем. И название книги не случайно. Это и противление самого времени вторжению человека в свои тайны, и противление человека времени, борьба с вечными проклятиями времени: старостью и смертью. В данный условный цикл входит интересный мини-цикл о династии Стах (Стахов). Тут и прогрессор времени Орлан Стах из XXII века, и его потомки — разведчик времени Валерия Стах из 3058 года, и артист с театрального орбитона Омбре Стах... Несмотря на огромные технические возможности, человек так же уязвим перед разными хворями. Переживания героев, борьба с недугом — это одна из граней творчество автора, врача по профессии. Завершает второй том раздел разных произведений, разные истории на разные темы, волновавшие писателя. Калейдоскоп жанров, от тревожного памфлета до предостережения. Две последние повести пока представлены отрывками, но благодаря обзорам В.Карацупы сюжетные линии известны, осталось найти пока недоступные тексты. И они найдутся, подарив нам новые эмоции от чтения! Обязательно нужно отметить не только мастера-рассказчика Тесленко, но и психолога, философа и гуманиста Тесленко. Всё его творчество пронизано тонким лиризмом, порой до боли пронзительным, порой мягким и добрым. Динамичные и стремительные произведения гармонично переложены с произведениями лирическими, спокойными и рассудительными. И всё это — один большой мир автора! Вряд ли кого-то может оставить равнодушным творческое наследие Александра Тесленко, фантазёра и реалиста, яркого писателя и обычного человека. Пусть его книги дарят нам приятный досуг и светлые мысли! Ярослав Сомов книга Александр Тесленко "Противление времени" Великоград, Беловодье, 2018 г.
|
| | |
| Статья написана 24 февраля 10:29 |
Отправляя своих героев по дальних дорогам к звёздным мирам, Юрий Тупицын не забывал и о нашем, современном мире, переживал за него и боялся. Слишком противоречивым и хрупким представлялся он писателю, остро ощущавшему приближение мрачного будущего человечества, возможный тупик развития цивилизации. Поэтому и нет ничего удивительного в том, что талант Ю. Тупицына подарил читателям не только цветные миры светлого будущего, синий, красный, зелёный... но и серый мир современности, сумрачный и вязкий. Юрий Гаврилович прекрасно видел и понимал глубину тех различий и контрастов, расколовших человечество на два лагеря. Он видел мир криводушный и мир наивный, мир лицемерный и мир прямой, и ещё многие и многие признаки и свойства, создававшие напряжение в международной обстановке. Результатом этих размышлений, тревог и наблюдений стали романы «Тайна инженера Грейвса», «Инопланетянин» и роман-гипотеза «Ведьма». Каждая из этих книг со одной стороны самостоятельное произведение, но на ряду с этим они создают отдельную ветвь в творчестве писателя, некий условный цикл, триптих, разительно отличающийся от остального (основного) литературного наследия Тупицына. Фантастики в этих книгах самый минимум, ровно столько, чтобы уйти от банальности чистого политического детектива и социального памфлета. Элементы фантастики автор использовал для усиления сюжетной линии, ну и наверное для сохранения приверженности любимому жанру. Одной из основных, ключевых проблем в этих произведениях автор называет тему потерянности в безликом мире власти денег, атмосфере лжи и беспринципности, бездушия и равнодушия. Конечно всё это уже было у разных писателей, и конечно ещё будет у новых прозаиков. Но разговор не об уникальности сюжетов, а о взглядах самого автора, его философском мышлении и искренней веры в тот мир, в котором он родился и прожил большую часть жизни, самые лучшие свои годы. В отличии от многих литературных приспособленцев, Ю.Г. Тупицын до конца жизни сохранил преданность своим идеалам, своей мечте. Именно поэтому совершенно логичным завершением данного его творческого ответвления выглядит роман-гипотеза «Ведьма». Если в первых двух книгах автор не столько обличал, не очень то и высмеивал, а просто повествовал о своих героях, либо потерявшихся, либо так и не могущих себя найти в прагматичном, сумрачно-сером мире бизнеса и стяжательства, то в романе «Ведьма» писатель уже бьёт тревогу о будущем всего человечества. Юрий Гаврилович воочию видит падение духовности, возрождение животного начала у людей, растущий и поглощающий личность синдром безликой толпы. Глубоко переживая экономические эксперименты, политическое предательство, упадок нравов, автор приводит массу доводов, сравнений, аналогий для того, чтобы открыть людям истинное значение набиравшего обороты «ветра перемен», но, увы, сытый голодного не уразумеет. До сих пор мало кто из читателей осознал глубину книги «Ведьма», эта книга для медленного чтения, периодами и эпизодами. Нужно время, чтоб разобраться в мыслях писателя, принять его разумное и найти ошибки. А они там есть, ведь это мысли человека. Самое главное, что у этих книг есть будущее. Они, возможно, не будут актуальными, но в каждый момент будут кому-то нужны, так как их основное достоинство — честность. Меняются границы, меняется общество, но всегда будут люди, думающие в унисон с писателем; люди, верящие в то, что девиз современного мира «Homo homini lupus est» уйдёт в небытие, и взойдёт солнце того общества, в которое беззаветно верил Юрий Тупицын. Подтверждением этой веры служит его последний роман «Славка», где автор не предаётся мрачным и злобным стенаниям, а наоборот сохраняет оптимизм в образе главной героини, не теряющей своей личности и собственной свободы среди погрязшего в пороках общества. Именно таким был и сам писатель, талантливый литератор и глубоко порядочный человек, живший и творивший всегда с верой в разум и гордость людскую. Ярослав Сомов книга Юрий Тупицын "Инопланетянин" Аркаим, АзГард, 2019 г.
|
| | |
| Статья написана 24 февраля 10:27 |
Так уж сложился данный том произведений Юрия Тупицына, что в нём отразилась целая эпоха нашей многострадальной Родины. Первые повести «Дьяволы» и «Безумие» пропитаны духом советской эпохи, среди героев этих книг хорошо виден характер советских людей, доброжелательность, стремление к благим поступкам, искреннее желание помочь ближнему в любой ситуации. Эти же черты ярко видны в вышедшей только в 2000 году повести «Хроника кометы Шенона». Эта повесть явно из стола автора, из его архива. А дальше в книге идут самые поздние произведения Тупицына — большой роман с таким мягким названием «Славка» и повесть с не менее лиричным заглавием «Цветы для Людмилы». Но пусть не вводят читателя в заблуждение такие тёплые заголовки — книги эти достаточно жёсткие, правдивые, смелые и всё-таки добрые. Что поделать, Юрию Гавриловичу судьбой было уготовано стать очевидцем всего того хаоса, который поверг некогда великую страну в пучину лицемерия, духовного разложения, уничтожения всего доброго, что было в людях, во имя сомнительных идеалов нового общества. Всё это автор откровенно описывает в своих последних книгах, с глубокой грустью вспоминая светлые времена братства народов и с явным разочарованием и отвращением рассказывает о пороках современного русскоязычного мира, мира воровства, бандитизма, коррупции, лжи и корысти. Но не надо пугаться, всё-таки книги совершенно не об этом. Даже в такое время писатель остаётся самим собой, он верит, что всегда есть немало людей с чистой душой, с добрыми помыслами, и это не белые вороны среди каркающей стаи, а люди, за которыми будущее нашего общества, люди той светлой жизни, которая всё равно настанет, в которую до конца своих дней свято верил Юрий Тупицын. Роман «Славка» разительно отличается от всего предыдущего творчества писателя, это качественно иной жанр, где фантастика служит приложением для отображения совершенно реального мира. Вроде есть и инопланетянин, пусть и земного происхождения, есть и космический челнок, внеземные технологии, но всё это кажется совершенно незначительным на фоне действия романа, происходящего в лихие 90-е годы двадцатого столетия. Всё то, что было когда-то постыдным, стало модным, важным и весомым. Мещанство, равнодушие, купание в роскоши, теневые махинации, оголтелая уголовщина — все эти атрибуты хорошо показаны писателем в своём романе. И в таком мрачном мире автор не находит места для своей героини, она готовится улететь вместе с Горовым, представителем галактического патруля. После прочтения романа остаётся впечатление его незаконченности, повествование как будто оборвалось на полуслове, концовка осталась открытой. Может быть автор просто устал от этого антуража и резко завершил книгу, а может так и не стал его дописывать, кто знает? Однако преодолев такие упаднические настроения, Тупицын в своей последней повести «Цветы для Людмилы» ставит оптимистическую точку в своих поисках истины. Быть и оставаться человеком можно при любой системе, в любом обществе. Необходимо создать свой маленький мир, со своими идеалами, выбрать окружение близких тебе людей и дистанцироваться от всего чужого, мрачного, грязного. И тогда не страшны никакие внешние факторы. Духовная чистота, совесть и порядочность — это и есть основа для личного счастья и свободы! Несмотря на то, что повесть «Цветы для Людмилы» не относится к фантастике, разве что с очень небольшим фантастическим элементом, она очень хорошо перекликается с романом «Славка», этакое отдельное, но параллельное и чем-то неуловимым связанное произведение. Одним словом — независимое продолжение. Такие чистые мысли писателя, его белые миры надолго дарят читателю хорошее настроение! А главное — надежду! Всем приятного чтения и много хороших книг! Ярослав Сомов книга Юрий Тупицын "Славка" Аркаим, АзГард, 2019 г.
|
| | |
| Статья написана 24 февраля 10:26 |
...И снова размышления простого читателя о прочитанном... Что такое дорога? Вроде бы ясное, с детства знакомое определение, понятное с первого шага: старт — финиш, достижение цели. Куда ещё проще? Однако не всё так прозрачно и явственно. Дороги бывают разные: наземные, подземные, воздушные, межзвёздные и даже межвселенские. Это всё простые дороги, обычная физическая сущность в трёхмерном, а в иных вселенных N-мерном пространстве. Бывают дороги абстрактные: проторенные либо неизведанные; по течению или против; падения и взлёты. Но самые сложные дороги — дороги мысли, морали, совести. Дороги внутреннего мира разумного существа; обобщая все эпитеты в художественную форму — дороги сердца! Над сущностью этих сложных дорог, дорог третьей степени, размышляли многие мыслители из разных научных сфер. Как определить направление этих дорог, каковы признаки и свойства каждого направления? Что определяет характер этих дорог: вселенский хаос или система мироустройства; жёсткий алгоритм, заложенный природой на генном уровне или воспитание; социальные устои общества или собственное внутреннее мировоззрение? Есть ли вообще чёткий ответ на эти вопросы? Наверное нет, и вряд ли когда-нибудь будет! Ведь свойства и признаки этих дорог практически неуловимы — мысли бестелесны, мораль бесполярная, направление безвекторное. Нельзя судить человека за его мысли, моральные идеалы и вытекающее отсюда направление пути. Это его выбор! Мысли, по сути своей, совершенно безобидный элемент сознания, мораль в обществе — инструмент гибкий и непостоянный, соответственно и выбранный путь, в общей массе или супротив неё, зачастую оказывается верным. Это просто дорога, личный путь каждого. И что же остаётся в итоге? Остаются последствия — результат этого выбора, этой дороги. И вот тут уже человек сам себе судья. Ведь последствия могут быть совершенно непредсказуемыми, да и масштаб у последствий бывает разный. Именно о последствиях и рассуждает писатель-фантаст Ю. Тупицын. Его произведения, вошедшие в данную книгу, связаны одной цепочкой размышлений о границах дозволенного в действиях конкретной личности. Ведь выбор порой далеко не прост, а иногда и просто пугающ. Да и соблазны всегда рядом в таких ситуациях, как же без них. И вот, стоя на развилке своей дороги, герой должен сделать выбор, тот самый, неподсудный, хотя любой вариант выбора оправдан по отношению к себе, ну а о мыслях никто не узнает, ведь это просто мысли. Какой выбор сделать? Как поступить? Всё зависит только от тебя, от того насколько строгий ты себе судья, каковы твой путь и твоя цель. Перед таким выбором стоит Дмитрий Лунц из рассказа «Люди не боги» — жизнь или смерть. Такой же выбор был предоставлен Алексею Гирину из повести «Красные журавли», но условия были ещё жёстче — спасение себя с возможной трагедией у других людей. Не единожды приходится делать выбор, далеко не очевидный, трудный и опасный для людей, и командиру Фёдору Лорке из романа «Дальняя дорога». Каждый рассказ, каждая повесть и роман автора ставят главных героев на распутье, на перекрёстки своих дорог. Ну вот и прозвучало слово «перекрёсток», то есть пересечение, развилка. И акцент, сделанный на этом слове, вполне оправдан — все произведения Ю. Тупицына, собранные в этом томе, связаны в условный цикл, все они пересекаются друг с другом, все они как одно целое. Гирин из «Красных журавлей» волею судьбы попадает в мир Галактического сообщества, встречается с представителями могучих цивилизаций. Тут и авантюрист Люци, межзвёздный охотник-корсар, и красавица Дийна из всемогущей древней цивилизации демиургийцев. Такой же представитель Галактического сообщества вёл беседу с Дмитрием Лунцем в рассказе «Люди не боги». Неожиданно появляется командир экипажа «Торнадо» Иван Лобов (вот и связь с циклом «Экипаж ‘‘Торнадо’’»), и хотя в рассказе «Мэйдэй» он на отдыхе, без своих друзей-соратников, но делать выбор всё же приходится. Все связи сходятся в романе «Дальняя дорога». Фёдор Лорка называет Ивана Лобова своим учителем, вспоминает Лунца. Друг Фёдора Ришар, ни кто иной, как спасённый Иваном Лобовым молодой (на том момент) искатель приключений. Есть точки сопряжения и с маленьким циклом «Ходовые испытания» и «Тонкие грани риска». Внимательный читатель обнаружит немало элементов цикличности книг. Каждый герой книг Тупицына действует в рамках своего внутреннего мира, сохраняя или раздвигая границы своей морали. Но автор не ставит на этом точку, а продолжает развивать свои мысли. Эту теорию Тупицын проносит через несколько произведений. Главная её идея в том, что не может быть братьев по разуму! В бесконечной Вселенной могут общаться только братья по морали. Этот постулат очень хорошо аргументирован в диалоге Дийны с Гириным, а в романе «Дальняя дорога» проходит красной нитью по всей книге. Кто знает, может автор и прав в этом, время покажет... Несколько слов о структуре романа «Дальняя дорога»...Первоначальная версия выходила под названием «Перед дальней дорогой». Позднее роман был существенно доработан и увеличен в объёме. Из текста были удалены две последние главы, логично завершающие книгу, и редакторская попытка внести их в роман для создания полного варианта текста, увы, не увенчалась успехом. Для поклонников творчества Ю. Тупицына в разделе «Приложение» эти главы приведены целиком, прочитав их читатель поймёт причину их отсутствия. Данный том наразрывен с первым томом «Экипаж ‘‘Торнадо’’», создавая цветные миры Ю. Тупицына, его вселенную, последовательную и непредсказуемую одновременно, как и герои его сюжетов. И какой бы не была дальняя дорога, с трудностями и ошибками, главное не свернуть в тупик. Лучше остановиться и подумать над выбором. Ведь люди не боги! Всем хороших книг и приятного чтения! Ярослав Сомов книга "Люди не боги" Аркаим, АзГард, 2019 г.
|
| | |
| Статья написана 24 февраля 10:24 |
Перечитывая двадцать, тридцать, а порой и сорок лет назад прочитанные произведения писателей-фантастов, читатель часто ловит себя на мысли: «Что-то не так. Почему то не интересно, местами скучно; уже не втягивают в себя рубки глубоководных аппаратов и каюты космических кораблей, уже не стоишь рядом с героями, участвуя в историческом контакте с братьями по разуму. Наверное постарел...». Но иногда, взяв в руки книгу и пролистав несколько страниц, в очередной раз убеждаешься, что дело не в почётном возрасте читателя, что у литературных произведений (фантастических в особенности) фактор возраста тоже очень важный элемент. Ни для кого не секрет, что книги устаревают: морально, технически, социально, философски т.д.. Меняются люди, меняется общество, меняются взгляды и мораль, даже классика меняется, как бы этого не хотелось. Однако у каждого читателя, невзирая на переосмысление ценностей, изменение ракурса и переоценку требований и приоритетов в литературе, всё же сохраняется определённый список авторов, по сию пору не оставляющих равнодушным, актуальных, даже спустя десятилетия. У многих любителей фантастики этот список уже много лет не покидает волгоградский писатель-фантаст Юрий Тупицын. Произведения Юрия Гавриловича наверное сложно отнести к мировой фантастической классике, но в Золотом фонде советской фантастики они занимают достойное место. Неувядающие миры героев книг автора всё так же недосягаемы для современной техники, всё так же остаются мечтой и верой в светлое будущее человечества для множества романтиков и философов. Среди книг Тупицына особняком стоит большой цикл «Экипаж ‘‘Торнадо’’». Масштабный и единственный цикл. Вот об этом цикле, вошедшем в данный том в полном составе, все дальнейшие размышления и воспоминания. Начало 2019 года можно считать юбилеем для героев цикла. Ровно 50 лет назад, в далёком 1969 году со страниц журнала «Искатель» читатели узнали о приключениях экипажа галактического патрульного корабля «Торнадо». Будни командира экипажа Ивана Лобова, бортинженера Алексея Кронина и штурмана Клима Ждана начались с рассказа «Синий мир». У писателя будут ещё разноцветные миры — это и красный мир в одноимённом рассказе, и зелёный мир в рассказе «Зелёная жемчужина», но «Синий мир» был и должен оставаться самостоятельным произведением, первым стартом звездолёта «Торнадо». Именно по этой причине данная книга открывается самым первым рассказом Юрия Гавриловича, несмотря на то, что писатель использовал его в качестве пролога в романе «Эффект сёрфинга», завершающим главный цикл многолетнего сотрудничества Тупицына с обычными людьми будущего из экипажа «Торнадо». По содержанию и времени написания книг цикла хорошо заметно, что автор работал над ним периодически, время от времени возвращаясь к своим любимым героям. Наверное поэтому автор и выбрал не последовательную структуру цикла, а фрагментарную, с небольшими связями линий повествования между произведениями. Сюжеты произведений цикла совершенно разнообразные, и это абсолютно оправданно — в безграничном космосе, в его многообразии миров вряд ли могут возникать схожие проблемы с одинаковыми вариантами решений. Всё и всегда новое, ни на что не похожее. И год от года, от приключения к приключению герои решают всё более сложные проблемы, и способы их решения становились всё эффектнее и неожиданнее. Для искушённого читателя наверняка не скрылась одна странность в ранних книгах Тупицына — начало некоторых его рассказов и повестей практически идентичны по содержанию, да и в середине книг иногда попадаются абзацы-близнецы. Конечно это не плагиат, цитировать самого себя никто не запрещает, а объяснить это можно критическим отношением писателя к своим литературным вещам раннего периода. Вряд ли Тупицын причислял себя к профессиональным писателям, ведь литературная деятельность, как указано в биографии, была его второй профессией, а по существу — обычное увлечение, хобби. Поэтому и допускались такие вольности, которых в более поздних, проработанных книгах Тупицына практически нет. Всё продумано, отточено, выверено. Фантастика Юрия Тупицына — это не просто захватывающие приключения, автор чётко показывает, что основной лейтмотив многих спасательных операций экипажа «Торнадо» — это не агрессия обитателей или природы других планет, а обычное недоразумение. Но сколь трагичными бывают последствия таких недоразумений! Именно земной человек делает все эти ошибки, иногда в силу слабой подготовки экспедиций, а зачастую из-за чувства собственного превосходства, благодушия и ложной уверенности в своём могуществе. Космос такое не прощает! Ну и небольшие параллели, которые хочется отметить, вспоминая основную профессию Ю. Тупицына. Много лет писатель служил лётчиком, покоряя небесные высоты. Возможно поэтому Юрий Гаврилович, как и его коллега по штурвалу и перу Петроний Аматуни, старались найти возможность сверхскоростных перемещений в своих книгах. Ведь именно лётчикам всегда не хватает скорости в полёте! И если у Аматуни в книге «Парадокс Глебова» нашлись космические течения, на волнах которых световые годы превращаются в месяцы и недели, то герои Тупицына в романе «Эффект сёрфинга» оседлали гравитационные волны в подпространстве, преодолев 60000 световых лет за 30 минут. Грандиозные идеи для науки! Напоследок немного лирики... Все книги цикла искрятся настоящей верой в будущее человека, в будущее нашей планеты. Книги светлые, чистые и искренние. Читать и перечитывать их можно и нужно, ведь они пронизаны яркими лучами мечты и любви! Сейчас уже так не пишут, и возможно ещё долго не будут писать... Всем приятного чтения! Ярослав Сомов книга Юрий Тупицын «Экипаж ‘‘Торнадо’’» Аркаим, АзГард, 2019 г.
|
|
|