fantlab ru

Все отзывы посетителя Progresor

Отзывы

Рейтинг отзыва


– [  8  ] +

Роберт Сойер «Старплекс»

Progresor, 21 ноября 2016 г. 18:26

Старплекс — один из лучших НАУЧНО-фантастических романов последних 20-30 лет из тех, что я читал. Не секрет, что за последнее время Научная фантастика явно не в почете. Все больше фэнтези, социалка, триллер и т.п. на весьма ненаучном фоне. Ну что делать — таково требование времени. Поэтому когда попадается реально научная фантастика (логичная, научно выверенная, без серьезных ляпов) это всегда праздник. Старплекс именно такое произведение. И хотя роману немного недостает объемности в описаниях персонажей, проработки внутреннего мира героев второго ряда и деталей в изложении событий, все это полностью компенсируется потрясающим и выверенным с документальной и научной точностью изложением реальных гипотез генезиса и развития Вселенной, астрофизических процессов и явлений, а также великолепным изложением возможных межвидовых конфликтов и способов сосуществования различных рас. Это вам не мультяшный Стартрек (который я тоже искренне люблю), где всем инопланетным расам подходит нет только земная мораль и поведение (различия чисто декоративные), но и пища, секс, сила тяжести, воздух и даже каюты на корабле, а во время космических сражений слышны взрывы в вакууме и пробоины в корпусе кораблей заделывают чуть ли не телами и при этом почти никто не погибает, одни только раненные с ожогами и переломами.

В Старплексе тоже хватает наивных допущений, но они не так бросаются в глаза и служат целостности сюжета. А вот поведенческие модели совершенно различные (хотя явно некоторые их элементы заимствованы у Клингонов и Вулканцев). Мне, как любителю и ценителю, передовых научно-популярных гипотез в области естественных наук было очень интересно наблюдать, как автор построил логичную и научно обоснованную модель Вселенной, поведал о ее прошлом и будущем, обосновал возможность межзвездных путешествий и т.д. В целом — большой зачет и твердая девятка.

Оценка: 9
– [  1  ] +

Кир Булычев «Мир без времени»

Progresor, 6 октября 2016 г. 13:31

Открыл для себя нового Булычева. Повесть очень впечатлила. Оригинальный сюжет, интересная концепция, спокойное повествование — в общем качественная, почти-что научная, фантастика. Как-то повеяло известным циклом Глуховского про Метро — я имею в виду некую социальную концепцию общества, которое приспособившись к необычным условиям не просто выживает, но и воспроизводит знакомые формы мироустройства и социальные институты. Несмотря на то, что главные герои повести подростки, произведение отнюдь не детское, в какой-то степени даже я бы сказал 18+. Жестокость и равнодушие, корыстолюбие и эгоизм — как это нетипично для произведений Булчева. И даже некий хеппи-энд выглядит довольно искусственно (это единственное, что мне не очень понравилось в данной повести, т.к. такая концовка нелогична и нарушает общую атмосферу безысходности). Жаль, что нет продолжения...

Оценка: 7
– [  20  ] +

Аластер Рейнольдс «Пространство Откровения»

Progresor, 18 сентября 2016 г. 10:08

Полностью согласен с предыдущим автором.

Это было мое первое и, наверное, последнее знакомство с произведениями Рейнольдса. Чрезмерно затянутый, местами просто скучноватый и тягучий, как кусок резины, роман. Как говорится — замах на рубль, а удар на копейку. Хороший редактор поработав с неделю создал бы из 500 страниц 20-30 страничный рассказ. Сюжет в целом более чем на 20 страниц и не тянет. Если очистить его от шелухи второстепенных событий и персонажей было бы вполне достойное произведение. Собственно весь его смысл может быть изложен в 3-4 главах

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Краткое вступление о Сильвесте и его раскопках и путешествии к Завесе — страниц на 5-7, рассказ о корабле «Ностальгия по бесконечности» и приключениях его экипажа страниц на 10-15 и основная часть — о походе к нейтронной звезде и Ингибиторах, тоже, на 10-15 страниц.
И этого будет вполне достаточно ! Собственно уже к середине романа я все ждал хоть какой-то динамики. К сожаление, ее там почти не было. Очень жаль, т.к. в целом и стиль хороший и персонажи прописаны качественно. Порадовали только несколько эпизодов. Вот в них автор и продемонстрировал как надо создавать качественную НФ.
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Эпизод 1 — Повествование о походе к Завесе. Эпизод 2 — как Сильвест убегал в лабиринте от бунтовщиков, эпизод 3 — приключения с взбунтовавшимся орудием на борту Ностальгии и эпизод с погоней в космосе за Вольевой в финале и проникновении Сильвеста в зал к Ингибитору + описание нейтронной звезды. Всё !
Только наличие этих эпизодов не позволили мне поставить излишне низкую оценку за этот роман.

Оценка: 6
– [  14  ] +

Сергей Лукьяненко «КВАZИ»

Progresor, 13 августа 2016 г. 12:27

От этой книги у меня двойственное ощущение — с одной стороны, после нескольких лет (как бы помягче сказать) «творческого застоя» Лукьяненко наконец создал в целом неплохой роман. С другой — опять таки, после нескольких лет столь длительного ожидания шедевра, я был несколько разочарован. Квази — это явно не шедевр. Добротный винегрет из ранних идей — да, новая концепция мира — да (хотя пока еще не доработанная), ожидаемо качественная стилистика — тоже да. Ну и на этом пожалуй всё. Сюжет довольно слабый, многие места прописаны довольно небрежно (автор или торопился или не придавал значение), в концепции мира оставлены явные пробелы — это либо задел на будущие книги либо небрежность автора. Присутствуют и явные ляпы: тут Semurg уже писал об этом — я лишь уточню

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
непонятно как малоразумные зомби без помощи врачей могли изъять мозг у живого человека ? Тут сразу же вспоминается сцена из известного фильма, где Ганнибал Лектор накормил своего гостя кусочками его собственного мозга.
или
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
идеи автора о том, что у зомби все клетки тела становятся одинаковыми и таким образом все органы являются самовосстанавливающимися — не просто ненаучна, но также и не логична. Уж коль автор взялся за объяснения физиологии зомби можно было бы тщательнее над этим поработать. Намного логичнее была бы классическая НФ концепция мгновенной регенерации
И таких моментов в книге довольно много.

Добавлю также свои «5 копеек» к отзыву d_f, с которым я в целом согласен :

- ГГ — копия Антона Городецкого из середины Дозорного цикла (типаж, поведение, психология и даже речь)

- стилистика и концепция развития сюжета также унаследованы от поздних книг Дозора

- повествование (как следствие слабоватого сюжета) довольно вялое и мало интригующее

Но в целом роман читается легко (как поглощается фастфудовская еда). Будем надеется, что последующие произведения данного цикла (а в том, что Квази — это явно первая книга большого цикла у меня нет ни малейших сомнений) будут более увлекательными. Лиха беда начало !

Оценка: 7
– [  4  ] +

Айзек Азимов «Роботы зари»

Progresor, 30 июля 2016 г. 14:30

Прекрасный роман. Это и своеобразный приквел к циклу Академия (теперь понятно, откуда возник термин «психоистория», как сформировалась Галактическая Империя и почему в мире осталось так мало человекоподобных роботов) и великолепный детектив в стиле Агаты Кристи и Шерлока Холмса. В нем еще больше прослеживается аналогия прототипов главных героев Азимова: Шерлока Холмас (детектив Элйадж) и доктор Ватсона (робот Дэниел). К этой паре добавляется еще один робот

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
с телепатическими способностями о которых в начале романа читателям ничего не известно
, что вносит дополнительную интригу и добавляет ряд неожиданных поворотов в сюжете. Т.к. роман написан значительно позднее первых книг цикла Академия остается только восхищаться мастерству Азимова, который настолько логично вписал его в цикл своих произведений, что создается впечатление совершенно другой последовательности написания. Впрочем Миры Азимова всегда славились своей твердой научно-фантастичностью, логикой и отсутствием явных ляпов.

Вердикт — это одно из лучших произведений данного цикла, наряду со Стальными Пещерами.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Айзек Азимов «Зеркальное отражение»

Progresor, 30 июля 2016 г. 14:08

Замечательный рассказ цикла. Классическая логическая загадка в стиле Тюринга, А.Кристи и Шерлока Холмса. Это лишний раз подчеркивает мое убеждение, что во всех произведениях цикла прототипами главных героев Азимов взял Шерлока Холмаса (детектив Элйадж) и доктора Ватсона (робот Дэниел). Это не в коей мере не умаляет заслуги автора — у многих великих Мастеров немало прототипов чей облик узнаваем в произведениях предшественников.

Кстати, данный рассказ, сюжетно не имеет продолжения и его можно читать вне зависимости от других произведений цикла.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Айзек Азимов «Обнажённое солнце»

Progresor, 30 июля 2016 г. 13:58

Спустя много лет после прочтения всего цикла Академия решил восполнить пробел и ознакомится с его корнями. В этом смысле читать было очень интересно, т.к. сразу вспомнилось посещение Солярии героями Академии в 5 книге «Академия и Земля». Читал с огромным удовольствием т.к. Азимов — Великий Мастер НФ ! Стилистика, сюжет, интриги, логика и цельность концепции мира — все это на недосягаемой (к сожалению) для многих своевременных мастеров пера, высоте !

После изобретения термина «робот» (Карлом Чапеком в 1920 г) Азимов масштабно ввел в НФ не только само понятие, но и изобрел 3 закона робототехники, по которым роботы функционируют в произведениях писателя. Именно на противоречиях, возникающих при практическом использовании этих 3 законов и строятся все интриги во многих его произведениях. И хотя во всех произвдениях Азимова ГГ является именно человек ( в данном случае детектив Элайдж), тем не менее рядом с ним всегда его верный помошник робот Дэниел. В этом плане их можно сравнить с Шерлоком Холмсом и доктором Ватсоном.

Комментировать содержание романа не буду (ниже можно прочесть множество хороших описаний) — я думаю лучше прочесть само произведение.

Рекомендую читать весь цикл «Галактическая история» (лучше начинать со Стальных Пещер) всем любителям Азимова, суперТвердой НФ, историй про человекоподобных роботов. НФ детективов в стиле Агаты Кристи и т.п. Затем переходить к циклу «Академия» (хотя можно и как я — сначала «Академию», а потом «Галактическая история»).

Оценка: 8
– [  8  ] +

Фредерик Пол «Врата»

Progresor, 30 июля 2016 г. 13:28

Полностью согласен с предыдущим автором (и с некоторыми другими ниже)- полное разочарование. Внесу свою лепту в обсуждение — произведение крайне противоречивое. С одной стороны — великолепная идея, замечательная концепция с которой читатели знакомятся уже с первых страниц. А с другой — затянутое повествование практически ни о чем, самокопания ГГ в его сеансах с Зигфридом, малоинтересные описания быта на Вратах. Немного оживляют вставки о полетах и полудокументальные отчеты, но их явно недостаточно для сглаживания недостатков. Полное отсутствие динамизма, приключений, завлекательности и т.п. отличительных особенностей качественной фантастики. Я ожидал значительно большего. Дочитал с большим трудом. Поставил самую низкую, до сего дня, оценку за обманутые ожидания и попусту растраченный потенциал такой великолепной идеи с кораблями. А сколько всего можно было бы из этой идеи породить ! Я бы на месте редактора сократил всю эту тягомотину до 10-15 страниц и выпустить как небольшой рассказ.

Теперь насчет сопоставления с Пикником Стругацких. Если аналогии проводятся исключительно на основе наличия в сюжете артефактов непонятного назначения — тут еще можно согласится. Хотя по моему Хичи как-то ближе к расе Странников по самой задумке. Но вот с самим произведением Стругацких — ту, что называется, даже близко не стояло ! У Стругацких все персонажи — реальные, живые, каждый со своими проблемами и переживаниями, с характерами и стремлениями. За ними просто интересно наблюдать... А у Пола , кроме ГГ все какие-то серые и безликие. Да и сам ГГ мутный и однобокий. С героями Пола просто неинтересно. У Стругацких — философия это интегральная часть произведения. Там ничего нельзя удалить или сократить. При написании сценария к Пикнику (под известным названием Сталкер) Стругацкие попытались подсократить и, лично для меня, чтение сценария было немного разочаровывающим. Он оказался предсказуемо слабее оригинала. И хотя Тарковскому удалось снять шедевр, в этом заслуга именно режиссера, т.к. экранизация подобных произведение очень сложна. А вот Врата можно сокращать не только до сценария но и до краткого эпизода в любом голливудском НФ сериале (типа «Хранилище 13», «Сумрачная зона» или даже «Стар Гейт»). Можно даже целый сериал сделать, только ГГ надо поменять на кого-то в стиле Джека О'Нила. Пикник был написан не о Зоне с ее артефактами, а о людях, их стремлениях и надеждах. А Врата — не пойми о чем.

И тем не менее, ради всеобщего признания и в надежде на лучшее я заставлю себя прочесть следующее произведение цикла — За синим горизонтом событий. Судя по отзывам оно значительно лучше. Вторая причина такого решения — в безусловно великолепной идеи (Врата и корабли Хичи — ради этого имеет смысл попробовать еще раз).

Мой вердикт в целом такой — читать просто не интересно. Но для мазохистов, любителей Пола и поклонников жанра — рекомендую попробовать

Оценка: 4
– [  1  ] +

Александр Громов «Корабельный секретарь»

Progresor, 24 июля 2016 г. 11:52

Это вторая книга Громова, которую я прочел. Первой была Год Леммингов и на ее фоне Корабельный Секретарь выглядит немного слабее. Тем не менее, повесть весьма впечатлила. Повеяло Гоголевской Шинелью — проблема маленького человечка в иерархии большого, жестокого и равнодушного мира. Сюжет конечно довольно тривиальный, но обыгран неплохо, с юмором и, главное, довольно динамично и не затянуто. Качественный язык, хорошая стилистика. Как и в Леммингах очень качественно проработана концепция мира, законы и принципы его функционирования. Даже для небольшой повести автор постарался тщательно обрисовать внешнюю среду во всех необходимых деталях. Нет элементов скомканности, нелогичности или неряшливости в описаниях мира. Все очень качественно, поэтому даже такой простенький сюжет воспринимается положительно и чтение приносит удовольствие.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Александр Громов «Год Лемминга»

Progresor, 24 июля 2016 г. 11:08

Это моя первая книга от Громова. Можно сказать, что ею я открыл нового (для себя) автора. Задумка понравилась. Идея функционеров — их подготовка, цели и жизнь прописаны весьма увлекательно. Что то тут есть от Стругацких. У Лукьяненко в Черновике тоже присутствуют некие сверхлюди с похожим названием, но там идеи совершенно другие.

Сильными сторонами книги можно признать качественную проработку сюжета, стилистику и внутреннюю логичность построения. Интересно выглядит и мир недалекого будущего. Несколько разочаровывает концовка — уж больно скомкано и как-то не вяжется со сформированными у читателей ожиданиями. Жаль, что автор исключил в конце книги возможность продолжения. Хотелось бы еще почитать про приключения ГГ в мире функционеров. С другой стороны, ведь всегда возможно написать приквел ?

Оценка: 8
– [  1  ] +

Тони Дэниел «Ex Cathedra»

Progresor, 25 июня 2016 г. 15:56

Прочитал и пожалел, что зря потратил время. Это полный бред без начала и конца. Сюжет не раскрыт вообще (его вообще сложно найти в этот т.н. «произведении»). Стилистика на уровне школьных сочинений. ГГ не вызывает вообще никаких эмоций, а тем более понимания и сочувствия. Он просто неинтересен ! Кто же поставил в жанр «твердую НФ» ? Наверное просто пошутил. Наукой здесь и не пахнет. Может в 2008 году было модно писать в стиле «обкурившийся анашой непризнанный коллегами автор мстит читателю», но «тройку» за этот опус я поставил исключительно из сострадания к издателю.

Оценка: 3
– [  8  ] +

Пол Андерсон «Kyrie»

Progresor, 18 июня 2016 г. 17:31

Рассказ, конечно, хороший, сентиментальный и глубоко лирический. Но с научной точки зрения, противоречащий теории относительности. Если путешественник приблизиться к сверхмассивному объекту, на дистанцию при которой эффект изменения времени будет ярко выражен, то его общение со сторонним наблюдателем будет сначала сильно затруднено, а по мере приближения к объекту практически невозможно. И не имеет значение, какова рода это общение — вербальное, с помощью радиоволн или телепатическое. Проблема в том, что замедление течения времени для путешественника носит объективный характер (т.е. замедляется всё, включая его физиологические процессы, в том числе и процессы мышления). Поэтому, для него процесс падения (если предположить, что он переживет воздействие гравитации) на такой объект может занять всего лишь мгновение, в течение которого его мозг даже не сможет осознать происшедшее, в то время как для стороннего наблюдателя пройдет целая вечность. Поэтому, путешественник ничего не успеет осознать и тем более ответить, а наблюдатель не дождется ответа. Но это лишь сухая теория, а в целом, если абстрагироваться от научно-популярной составляющей рассказ действительно хорош. Данное замечания я привел лишь потому, что в качестве жанра указана в том числе «твердая НФ», а в данном случае это не совсем верно.

Оценка: 6
– [  4  ] +

Ларри Нивен «Нейтронная звезда»

Progresor, 18 июня 2016 г. 15:41

Рассказ из серии «на одну трубку» (пользуясь терминологией Шерлока Холмса). Хорошо читается вечером у камина под стаканчик бренди или виски. Создает приятную атмосферу и желание почитать еще что-нибудь в том же стиле. Жаль, что автор не превратил его в масштабный цикл произведений о приключениях Беовульфа, а ограничился только 3-4 историями. В рассказе неплохо сочетаются и приключения ГГ в космосе и научно-популярные аспекты и юмор. Все в мер. Стилистика хорошая, рассказ не перегружен деталями и длинными описаниями того, что не имеет отношение к сюжету. В общем все как надо. Рекомендую широком кругу любителей НФ.

Оценка: 8
– [  1  ] +

Карл Фредерик «Потомок»

Progresor, 16 июня 2016 г. 14:16

Рассказ в целом понравился. Идея автора не нова, но описано довольно занимательно. Не очень понятна роль в повествовании инопланетян (зачем они нужны были автору), но их присутствие добавило интриги. Их появление в рассказе породило ряд вопросов на которые автор не ответил

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Например — что это за раса, если они нашли шлюпку с дневником, то почему не нашли человечество, на спутнике Сатурна ? Что это за собз людей о котором они упоминают ? И т.д.
. Финал слегка разочаровал — хотелось бы увидеть продолжение, но автор его оборвал в довольно интересном месте. Это сознательная задумка — заявка на продолжение или просто такой ход ?

Можно покритиковать и научную составляющую рассказа —

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Если размер коллапсара 0,4 от Солнечной массы, то каким образом размер сферы Шваршильда получился 300 метров ? Вот если бы дыра была размером в 10 раз меньше Солнца тогда да. Непонятно и то, почему Земля вообще перестала интересоваться своим астронавтом. Ну там в первое время экспедицию посылать денег не было — это ясно. Но то, чтобы за тысячи лет даже зонда не послать — это как то нелогично. Кроме того спустя пару тысяч лет забрать его, с учетом развития технологий вообще бы не составило труда, а какой интерес он мог бы представлять для историков — это же вообще уму непостижимо...

С учетом всего моя оценка 6, т.к. все-же рассказ занятный и прочитать его смысл есть.

Оценка: 6
– [  12  ] +

Виталий Мелентьев «Чёрный свет»

Progresor, 13 июня 2016 г. 12:21

Книгу читал в детстве, когда мне было лет 12-13. К тому времени я уже неплохо разбирался в НФ и очень ее уважал. Был прочитан весь Г. Уэллс, Беляев, Азимов, весь цикл про Алису и много чего еще. Недавно нашел эту книгу на чердаке с замечательными иллюстрациями и с удовольствием перелистал, останавливаясь на эпизодах с рассказами о путешествии по Вселенной корабля инопланетян. Это просто великолепно ! Категорически не согласен с Barrell и Bizon. Все 3 повести прочел на одном дыхании. Но «Черный свет» понравился больше всего. До сих пор помню многие эпизоды, т.к. читал ее несколько раз, каждый раз с удовольствием и на одном дыхании. В книге нет ничего непонятного для подростка, а тем более для взрослого. Не было тогда и нет сейчас. Особенно для современных детей, которым многое в книге сейчас уже может показаться наивным. Ни мрачности ни занудства там тоже нет. Есть увлекательное приключение 2 друзей, повесть о дружбе и самопожертвовании, о фантастической технике и стремлении к познанию. То, что кто-то может посчитать мрачностью и обреченностью, мною в детстве воспринималось именно как самопожертвование во благо других людей и миров, как некая гуманистическая составляющая. А концовка внушала надежду, на продолжение...

Рекомендую для подростков, кого интересует тема твердой НФ и любителей вселенной раннего Стар Трека.

Оценка: 9
– [  3  ] +

Ларри Нивен «От сингулярностей я нервничаю»

Progresor, 13 июня 2016 г. 11:45

Довольно средненький рассказ. Сюжет банальный — его описывает каждый второй автор НФ со времени «Дневников Иона Тихого» С.Лема, снята куча фильмов.

Основа сюжета —

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
путешествие в прошлое и встреча с самим собой, использование информации из будущего для личного обогащения.
Ни одной новой идеи. Все тривиально и заезжено. Следует конечно, принять во внимание год публикации — 1974. В то время, этот сюжет еще не был так растиражирован. Но уже был Лем, уже были Стругацкие, Азимов и др. Из положительных черт рассказа можно выделить неплохую стилистику, отсутствие затянутых описаний, довольно динамичный ход повествования с элементами приключений и НФ, а также логичность и целостность. Рекомендую, для любителей творчества Ларрин Нивена и ценителей коротких эссе на тему временных парадоксов.

Оценка: 4
– [  13  ] +

Дэн Симмонс «Падение Гипериона»

Progresor, 12 июня 2016 г. 13:35

По первой книге я уже написал. Теперь очередь за второй. Роман значительно слабее, что, к сожалению не редкость. Многие авторы и режиссеры этим грешат. Повторить шедевр редко кому удается. К сожалению вторая книга Симмонса яркое тому подтверждение. Смесь политики, отдельных сражений и нудной поэтической лирики. Роман не столь целен и логичен как Гиперион, местами значительно более затянут, перенасыщен набившей оскомину еще в первой книге поэзией Китса (я не знаток поэзии, может этот Китс у британцев очень популярен и востребован, но, почему то мне так не кажется). Этот поэт навязывается читателю, с такой неистовой силой, что поневоле возникает ощущение, что весь роман написан исключительно для того, чтобы убедить читателя, что Китс — величайший поэт всех времен и народов, этакий Шекспир ! Создается впечатление, что описание последних дней жизни Китса — это и была главная цель Симмонса, а все остальное лишь декорации, фон и повод к этому. Понятно, что это не так, но никак не могу отделаться от этого впечатления.

Теперь о хорошем. Язык и стилистика у Симмонса великолепные (тут отдельное браво переводчику. Такое переводить очень не просто). Появились новые оригинальные идеи (например, Мегасфера), раскрыты истинные мотивы персонажей, добавлено немного деталей в описание техники. Вызывает интерес и дальнейшее развитии т.н. «конфликта Авраама» — тут есть пара интересных ходов и идей.

Но, к сожалению, все это не спасает. Роман в целом хуже Гипериона и я жалею, что его прочел, испортив, таким образом, впечатление от Симмонса в целом. Те не менее, следует отдать должное, автору — произведение выдающееся и качественное. Это серьезная работа, а не временный ширпотреб и по многим параметрам значительно превосходит ряд подобных произведений.

Оценка: 6
– [  5  ] +

Дэн Симмонс «Гиперион»

Progresor, 12 июня 2016 г. 13:00

Искал циклы романов про черные дыры и мне присоветовали Падение Гипериона. Решил сначала прочесть сам Гиперион и ни капли не пожалел. Ранее с Симмонсом не встречался и книг его не читал и думаю, читать не буду — во-первых, чтобы не испортить впечатление от Гипериона (а вторая книга — Падение Гипериона сильно его подпортило) , а во-вторых это не мой жанр. Я любить твердой классической НФ, в стиле Азимова, а уж если космооперы — то Гаррисон или Лукьяненко. Итак, что понравилось:

1) не новый, но очень здесь уместный прием «картинка в картинке» — я имею в виду рассказы паломников.

2) великолепный язык, стилистика и образность. Браво автору !

3) собственная вселенная — хорошо прописана, насыщена интересными персонажами и событиями. Редко кому удается создать качественную вселенную. Кончено превзойти Азимова, Гаррисона, Стругацких и Лукьяненко в этой области сложно, но у Симмонса получилось очень достойно.

4) очень интересные рассказы паломников. Их легко можно выносить в отдельные повести (рассказ Консула вроде и был написан ранее отдельно). Лично мне (в силу специфики, моего вкуса) больше всего понравился рассказ священника, на втором месте — Сола с дочерью, далее женщины-следователя. Меньше всего — Консула. Но это вопрос вкуса. Все рассказы написаны очень качественно. Некоторые идеи (как в рассказе священника или болезни дочери Сола) ранее мне не встречались и мне бы очень хотелось, чтобы у Симмонса или других авторов родились новые крупные романы по мотивам этих сюжетов.

5) завязка — сразу погружает в атмосферу новой вселенной. С первых страниц оторваться невозможно, иногда есть желание пролистать некоторые описания, чтобы узнать что-же дальше.

Теперь, что не понравилось.

1) Поэзия Китса. Она проходит насквозь через весь роман и его вторую часть (Падение Гипериона). Я не любитель поэзии в целом. Понятно, что этот поэт и есть Муза и вдохновение Симмонса. Но уж очень он его навязывает (особенно в Падении Гипериона) читателю. Многие возразят, что в этом Китсе и есть вся соль романа. Но мне так не кажется. Достаточно было бы его присутствия только в новелле о поэте. Далее эти поэтические вставки меня лично только раздражают.

2) Описание техники дано уж слишком широкими мазками. Я понимаю, что детальное описание строения двигателей или порталов сейчас не модно даже в НФ и не требую подробного мануала к каждой кнопке, но посвятить немного места на более конкретные зарисовки техники будущего было бы неплохо и добавило бы атмосферы в созданную автором вселенную.

3) некоторая аритмия в повествовании. Где-то события развиваются очень быстро и динамично (так и хочется крикнуть автору «Сбавь темп, дай насладится моментом»), а где то растянуты и перегружены чрезмерным описанием второстепенных событий или персонажей.

Но в целом, Гиперион, конечно выдающееся произведение. Для любителей жанра (сочетание элементов космооперы, лирики, киберпанка и поэзии) — настольная книга !

Оценка: 8
– [  5  ] +

Тед Косматка «В свободном падении»

Progresor, 12 июня 2016 г. 11:59

Я искал произведения, посвященные черным дырам и мне присоветовали этот рассказ. Рассказ мне в целом понравился, интересный сюжет, продуманная атмосфера, качественный язык повествования. Классика жанра старой доброй НФ — единственное фантастическое допущение (это корабль способный выдержать внешние факторы черной дыры), а остальное следствие известных физических законов, четко и логично. Кончено, основная идея рассказа — противостояние мировоззрению религиозного фанатизма, а не то, что мне бы хотелось прочитать. Но так уж бывает искал одно — попалось другое, начал читать, захватило и понравилось. Рассказ прочно осел в памяти, что свидетельствует о том, что это качественное произведение и прав тут был FixedGrin — сюжет это отличная основа для сценария фильма или спектакля (театральная постановка даже, по моему мнению, была бы более интересная — все таки это именно классика — единство времени, места и действия, даже декорации не нужны — схватка двух характеров !).

Оценка: 7
– [  10  ] +

Сергей Лукьяненко «Геном»

Progresor, 16 апреля 2016 г. 14:28

Постараюсь не повторять то, что уже написали о романе до меня. Я считаю «Геном» — одним из лучших произведений Лукьяненко, поэтому ставлю ему 9 баллов (десятку еще не поставил никому). Во-первых, создана и очень качественно описана оригинальная концепция будущего. Кому то она может нравиться, кому то нет. Но она ОРИГИНАЛЬНАЯ ! Такой концепции лично я ранее в НФ не встречал. И в этом весь Лукьяненко. Каждый его цикл — это полностью оригинальная концепция. Иногда это целый мир, иногда технология, иногда просто идея (допущение по принципу «что бы было если...»). В любом случае — неповторимая оригинальность. Во-вторых, увлекательный детективный сюжет. Интрига лихо закручена, невозможно оторваться. Похожую увлекательность я лично встречал нечасто и только у Великих Метров типа Гарри Гаррисона (в цикле о Крысе или Мире смерти). Я, в данном случае, имею в виду не сюжет, а личные впечатления от чтения. В третьих, потрясающая атмосфера погружения в придуманный автором мир. Для меня показателен тот факт, что очень бы хотелось прочитать продолжение, Геном-2, 3 и т.д. с теми же героями и новыми приключениями. Калеки и Танцы на снегу — совершенно другие произведения (особенно Танцы). Их вообще зря причислили к данному циклу. Хотелось бы именно Геном-2, по аналогии с Дозорами. За неимением продолжения, перечитывал Геном несколько раз. Первый раз читал взахлеб не отрываясь. Потом, вдумчиво, смакуя детали, диалоги и описания.

Конечно, правы те рецензенты, кто здесь указывал на многочисленные неточности и нестыковки. Но, с моей точки зрения, они ничуть не мешают, а даже создают дополнительный шарм, элемент опереточности и легкости. Только истинный мастер может позволить себе оставлять на полотне подобные огрехи. То, что у других воспринимается как недостатки у Лукьяненко выглядит как симпатичный каприз автора.

Очень рекомендую, если кто еще не читал.

Оценка: 9
– [  7  ] +

Алексей Барон «Те, кто старше нас»

Progresor, 16 апреля 2016 г. 13:46

Лично мне роман не очень понравился. Не потому, что плохой. Нет. Вполне хороший, написан качественно, продуман, нет явных ляпов, все логично. Просто это не моя фантастика. Мне его присоветовали на форуме как твердую НФ об искажениях физич. законов и парадоксах пространства-времени вблизи черной дыры. А как раз этого там вообще не было.

В первой половине романа экшена нет вообще. Огромное количество чисто житейских диалогов (на уровне современных бытовых сериалов), довольно тягомотное разворачивание сюжета. Фантастика — всего лишь фон для психологии главных героев. Причем автор особенно не заморачивается техническими деталями или описаниями явлений. Вся т.н. «фантастическая» часть начертана грубыми и крупными штрихами. Создается впечатление, что автор поставил цель в самом начале немного заинтриговать читателя, а потом уже не предпринимал никаких попыток его удержать. Большую часть диалогов можно смело пропустить, при этом ничего не теряя. Особенно это касается пейзажей и диалогов в исторических вставках т.н. «инсайтах». Смысл этих вставок читатель начинает понимать только в конце романа, также как и многих диалогов главных героев. Единственное, что удерживало меня от того, чтобы бросить чтение — это упрямство и желание посмотреть, как автор все это закончит. Немного скрасило впечатление несколько динамичных линий, а именно:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
борьба с компьютером в первой части романа. Хотя очень это напомнило Кларка Космическую одиссею. Настолько близко, что на грани чистого копирования сюжета. В конце романа сцены сражения с Злодеем-миллиардером — весьма впечатляющее описание

Эти два сюжетных поворота придали немного динамизма роману, но для меня, к сожалению, нисколько его не реабилитировали. Последняя часть, особенно, последняя историческая вставка и развязка — это явный задел для продолжения, которое я уже читать не намерен.

Моя субъективная оценка — четвёрка с натягом. К сожалению не нашел в романе ни одной новой идеи, которая ранее не присутствовала в романах других фантастов. Все уже было у Кларка, Стругацких и Лема, а также более поздних авторов. Я весьма и весьма разочарован ! Ожидал от романа с оценкой выше 7 значительно большего.

Теперь относительно отзыва MarchingCat | 2015-09-26

Я неплохо знаком с НФ прошлого века и совершенно не согласен, что тут есть сходство. Диалоги абсолютно современные, раньше так никто вообще не говорил. Коммунизмом и не пахнет (в понимании фантастов 20 века — это было бы общество всеобщего изобилия), скорее некий гуманизм и то, в современно его понимании. Особых технологий, а тем более их детального описания, я и не заметил. Так только, автор слегка набросал те описания техники, без которых вообще нельзя было бы обойтись. Об остальном я же написал выше.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

Оценка: 4
– [  8  ] +

Николай Горькавый «Астровитянка»

Progresor, 10 апреля 2016 г. 14:36

Недавно прочитал «Астровитянку» — хотел немного отдохнуть от серьезной НФ и посмотреть — что-же такое попало в ТОП-10 по рейтингу. Читается легко и занимательно, некоторые сцены несколько затянуты, но в целом все в стиле Гарри Поттера или цикла про Алису Кира Булычева. Много жанровой эклектичности и нелогичности. Все таки, по моему мнению, это не очень «подростковый» роман, принимая во внимание уровень современных детей. Если бы не было псевдонаучных вставок — чисто детская приключенческая книжка (если не для младшего школьного возраста, то где то на уровне 4-5 класса). Занятно выглядит концепция общества будущего — в социальном плане почти-что копия современной западной цивилизации, но почему-то с уклоном в примитивизм и клановость. Капитализм у автора какой-то устаревший (на уровне 19-20 века). Господство богатых семей, а не корпораций, незрелость демократических институтов в обществе, аристократизм, чванство и полное отсутствие толерантности и культуры юных отпрысков сильных мира сего (непонятно как это совмещается с их высоким образовательным уровнем) — все это уже сейчас в глубоком прошлом и непонятно, как оно попало в технически продвинутое будущее. Но это все критика, с точки зрения взрослой аудитории. Для детей и подростков — это все неважно. Главное — занимательный сюжет, интересные приключения и немного любовной лирики. Поэтом ставлю твердую «семерку». Остальные книги цикла пока не читал, поэтом ничего не могу сказать про дальнейшее развитие сюжета. Лично мне бы хотелось прочесть продолжение приключений повзрослевшей главной героини с уклоном во взрослую детективную космооперу (в стиле цикла про Стальную Крысу Гарри Гаррисона).

Оценка: 7
⇑ Наверх