Энди Вейер «Проект «Аве Мария»»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Твёрдая» научная фантастика | Роман-катастрофа )
- Общие характеристики: Приключенческое | Производственное | Научно-популярное, познавательное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная ) | Мировой океан, моря (В открытом океане ) | Россия/СССР/Русь | Арктика/Антарктида ) | Вне Земли (Планеты другой звёздной системы | Открытый космос )
- Время действия: 21 век | Близкое будущее
- Сюжетные ходы: Контакт | Спасение мира | Путешествие к особой цели | Экспедиция / подготовка к экспедиции | Изобретения и научные исследования | Умирающая Земля
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Райланд Грейс приходит в себя на борту космического корабля. Он не помнит своего имени и понятия не имеет, как здесь оказался. Единственное, что он знает наверняка, это то, что он спал, а сейчас проснулся и компанию ему составляет парочка мертвецов. Воспоминания приходят обрывочными картинками... Похоже, когда-то он работал школьным учителем, а потом... черт, да что же случилось потом?
Наконец восстановив череду произошедших событий, Райланд приходит в ужас от грандиозности вверенной ему задачи – предотвратить вымирание человеческого рода. Эта сверхсложная миссия – билет в один конец, и на Землю ему уже не вернуться. И помощи, похоже, ждать неоткуда…
Награды и премии:
лауреат |
Премии конвента ДрагонКон / Премия "Дракон" / Dragon Awards, 2021 // Научно-фантастический роман | |
лауреат |
Гудридс / The Goodreads Choice Awards, 2021 // Научная фантастика (92 831 голос) | |
лауреат |
Премия Сэйун / 星雲賞 / Seiunshō, 第53回 (2022) // Переводной роман |
Номинации на премии:
номинант |
Книга года по версии сайта Lubimyczytać.pl / Książka Roku Lubimyczytać.pl, 2021 // Научная фантастика (1 365 голосов) | |
номинант |
Список рекомендованного чтения от Американской библиотечной ассоциации / Reference & User Services Association - The Reading List, 2022 // Научная фантастика | |
номинант |
Хьюго / Hugo Award, 2022 // Роман | |
номинант |
Китайская премия «Туманность» / Xingyun Awards (Nebula Award), 2022 // 3арубежная книга (США) | |
номинант |
Китайская премия «Туманность» / Xingyun Awards (Nebula Award), 2022 // 3арубежная книга (США) | |
номинант |
Премия сайта sf-Lit / sf-Lit Award, 2022 // (США) | |
номинант |
Книга года по версии Фантлаба / FantLab's book of the year award, 2022 // Лучший роман / авторский сборник нерусскоязычного автора | |
номинант |
Канопус / Canopus Award for Interstellar Writing, 3023 // Ранее опубликованное произведение Крупной формы |
- /языки:
- русский (2), английский (2), украинский (1)
- /тип:
- в планах (1), книги (3), аудиокниги (1)
- /перевод:
- О. Акопян (2)
В планах издательств:
Издания:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
4au-4au, 28 февраля 2022 г.
Школьный учитель физики после недельного курса спокойно выходит в открытый космос, самостоятельно разбирается в управлении новейшим космическим кораблем и перемещением между звездными системами, легко находит общий язык с инопланетной формой жизни и прочие рояли в кустах. Концовка банальна до неприличия. Подростку, возможно, зайдет. Взрослому человеку читать тяжело.
zoodes, 21 июля 2021 г.
Чем хорош Энди Вейер? Тем, что его книги основываются на текущем развитии науки и техники. Здесь нет околомагических технологий типа «я запустил межгалактический ускоритель и вот я на другой стороне вселенной». Все достижения героев основываются на том, что знает на данный момент сам автор. Нужно построить ракету? Используем наработанные знания NASA, Роскосмоса и Китайского космического агенства. Нужна лаборатория, способная работать в космосе? Возьмем обычную лабораторию и обеспечим ей ускорение в 1g вместо того, чтобы создавать новые, непроверенные тысячами людей и миллионами часов работы приборы. Нужен медицинский робот, обеспечивающий жизнедеятельность погруженных в кому людей? Нейросети пока еще ненадежны, лучше пропишем по-старинке тысячи алгоритмов на все возможные случаи. Нужны надежные программы под рукой? Excel — наше всё!
Единственный маловероятный элемент, необходимый для раскрутки сюжета — астрофаги (
Самое интересное, что для понимания происходящего достаточно школьного курса физики и биологии. Если ты знаешь, хотя бы поверхностно, из чего состоит живая клетка, что такое орбита и как движение со скоростью, сравнимой со скоростью света, влияет на время, то ничего принципиально нового в этой книге не узнаешь. Зато увидишь, как можно совместить все эти знания в такую стройную систему, что удивляешься, почему до сих пор никто этого не сделал.
Вдобавок скажу, что у автора получился хороший главный герой, типаж которого мы видели в Марсианине: не унывающий, решающий любую инженерную задачу, со своими сомнениями и страхами. Книга построена так, что мы узнаем прошлое героя постепенно, по мере того, как к нему возвращаются воспоминания. И с каждым воспоминанием представление о нем становится более полным, приземленным и родным.
Из минусов: немного обидно за братьев (и сестер) русских, без стереотипов о любви к спиртному не обошлось. Ладно хоть, что ни у кого не было ручных медведей (а может, это просто осталось за рамками повествования?). Зато русские скафандры для осуществления внекорабельной деятельности оказались лучшими в мире, вот.
sertov, 12 февраля 2022 г.
Нельзя не отметить солидную, я бы даже сказал крутую завязку интриги всей истории, привлекающей и манящей своей неизвестностью и неожиданностью. Неизвестность определяется потерей памяти главного действующего лица, а неожиданность — тем, что знания обыкновенного учителя намного превосходят познания многих академиков и ученых сообществ. Достаточно интересно читать ровно до того момента времени, пока главный герой осознает себя в окружающем пространстве. Затем читателя безжалостно отправляют в курсы физики и части математики, причем в их самое начало. Несмотря на «16+«, постоянные сноски и пояснения элементарных познаний (например,сколько миллиметров в сантиметре!) превращают повествование в издание занимательной физики для малышей. Мало того, что сюжетная линия постоянно прыгает из настоящего (самого полета) в прошлое (осознание проблемы и подготовка к полету), так еще все эти сноски и пояснения образованию целостной картины происходящего не помогают. Да и нестыковок в этом кладезе знаний более, чем предостаточно. Одного упрощенного представления последствий термоядерного взрыва (двухсот сорока пяти одновременных взрывов) мне хватило. Ну а после встречи с инопланетным разумом и построения теории о том, почему именно они встретились, захотелось пойти работать в детскую анимацию. В итоге, восторженного чувства у меня это произведение не вызвало, так как часть повествования поразила с другой, явно не позитивной стороны.
simurqq, 14 сентября 2021 г.
Моей радости нет предела! Радуйтесь и вы — верные поклонники творчества Братьев Стругацких, Ефремова, Лема, Азимова, Саймака, Кларка, Хайнлайна, Воннегута и иже с ними... Особенно приятно за молодое поколение читателей, не особо считающихся с трудами классиков фантастики. У «отцов-основателей» однозначно появился, не побоюсь этих слов, достойный последователь в лице такого молодого, но подающего огромные надежды писателя Э. Вейера. Это было заметно уже с «Марсианина», но «Проект...» поставил жирную запятую, упрочив позицию Вейера в ряду продолжателей идей его предшественников.
Казалось бы, эпоха классической научной фантастики, часто не к месту называемой «твёрдой», уже давно канула в Лету на фоне порой довольно мрачных и футуроархаических картин, рисуемых современными авторами, в основном фэнтези. Но «Проект...» с его живыми и трогательными диалогами, ловко вставленными шуточками и нотками сарказма не только не умаляет достоинства романа с точки зрения «твёрдости» НФ, а, напротив, органично дополняет повествование, не усложняя усвоение массива научных фактов из области физики, астрономии, химии и математики, разбросанных тут и там на всём протяжении произведения. А больше всего приятно поразило то, что, несмотря на свой возраст и происхождение, автор не страдает всякими идеологическими глупостями, демонстративно пропагандируемыми сегодня СМИ. Даже образ русского человека в описании Вейера не показался грубым или чёрствым; он избавлен от знаковых излишеств западного клише. «Kakiye vashi dokazatel'stva?». А нет никаких! Просто это не пьяница Андропов в ушанке, не изверг Драго, не грозный дяденька-милиционер, разгуливающий с голыми бицепсами по Москве, и даже не «брюнетка-на-вкус» Наташка Ченкова, она же Солт...
Это не утопия и не анти-утопия. В полном соответствии с авраамической традицией, да и просто с нравственных позиций в романе ярко выражена Вера в единство человечества перед вызовами, Надежда на светлое будущее вопреки любым, даже апокалиптическим угрозам, Любовь к ближнему. Даже концовка романа,
Shab13, 8 июня 2022 г.
Энди Уир, или Вейер, зашел в научную фантастику «с козырей». Его «Марсианин» был замечательным образцом нф, отдающим дань классике нф и современной поп-культуре. Научно-достоверная робинзонада на Марсе получилась интересной и жизнеутверждающей, Марк Уотни — веселым и харизматичным главным героем. И очень умным к тому же.
Второй роман Уира я не читал, увы, но отзывы о нем были не особо позитивные. А вот третий роман Уира, «Проект «Аве Мария» я прочел. И он очень похож на «Марсианина», что хорошо.
Безымянный, пока, мужчина просыпается внутри системы жизнедеятельности. Он в космосе и у него амнезия. А рядом два иссохшие от времени трупа. Отличная завязка, не правда ли? Ну, может слегка банальная. Почти сразу Райланд Грейс, а именно так мужчину зовут, пытается понять кто он, где он и почему он здесь. В ход идут обширные познания в физике, астрономии, механике. Райланд постоянно что-то высчитывает, мастерит, проверяет и перепроверяет. Справедливости ради, из Райланда Грейса получился отличный протагонист — умный и находчивый, но не застрахованный от просчетов и затупов, веселый и гиковатый, но не задрот. Он тот тип героя из классической фантастики, который решает проблемы не бластерами а головой и смекалкой. Райланду сопереживаешь, особенно сильно — ближе к финалу.
Сюжет «Проекта «Аве Мария» можно разделить на две линии, разделителем которых служит пробуждение Райланда. Первая развивается в прошлом и описывает причины присутствия Грейса на корабле — спасение всего мира, как бы пафосно это не звучало. А вторая — сам процесс спасения мира. А больше рассказать не могу — спойлеры.
Отлично у астора получилась и научная часть. Здесь огромное количество расчетов, экспериментов, подробностей о строении тех или иных механизмов. И это интересно читать! Подобные эпизоды совершенно не похожи на лекторские инфодампы Нила Стивенсона, а скорее напоминают встречу друзей, которые делятся интересными фактами.
Дабы не растекаться по тексту и случайно не заспойлерить важные детали, подведу итог. «Проект «Аве Мария» — замечательный роман, с приятными героями, достоверной научной частью и незамысловатым, но увлекательным, сюжетом. История о спасении мира, где спасители не солдаты и военные, а ученые и инженеры. Легкое послевкусие классики в наличии.
mka, 16 мая 2022 г.
Роман очень большой по обьемy. И это дикая нудятина. Большая часть романа — рутина полета, исследований и починок. Глупостей хватает, их не много, но глупости капитальные — на весь роман, как то отсутствие каких либо вычислительных мощностей у партнеров и при всем этом — роботы! При этом ювелирное следование курсу и повтор маневров, да и вся навигация, учитывая что из органов чувств у партнеров только эхолокация по звуку, то все эти приключения в космическом вакууме, где никаких звуков нет, просто глупости.
Нортон Коммандер, 23 апреля 2022 г.
Когда-то попался на глаза отзыв на эту книгу (а именно — отзыв лаборанта glaymore с этой самой страницы), где говорилось, что книга хорошая, но лучше её читать, не зная о сюжете ничего, кроме того, что сказано в аннотации. Я тогда решил довериться этому роману и не прогадал.
Предыдущие книги автора не привлекали внимания. «Марсианин» — фантастика ближнего прицела, где из фантастики, по большому счёту, только место действия. «Артемида» — тоже недалёкий прицел, да ещё и с феминизмом и прочими модными тенденциями. (Сужу, опять же, только по отзывам.)
А вот «Аве Мария» оказалась наполненной настоящими твёрдыми научно-фантастическими идеями. Можно сказать, что в этом романе Вейер показывает себя Артуром Кларком 21-го века.
Динамичный захватывающий сюжет и оптимистичное настроение также выгодно выделяет этот роман на фоне большинства современных НФ-книг.
olga.sb, 2 марта 2022 г.
Как же я счастлива, что такие книги еще попадаются! Аве Мария – идет прямиком не просто в лучшее года среди НФ, а в лучшее за много лет моего чтения! А также это лучшая работа Энди Вейера!
Если Марсианин был суховатым, да и действие развивалось постоянно на одном месте с результатом, важным лишь одному человеку, то Артемида свалилась в другую крайность и ушла от научности, превращаясь в вестерн-боевичок. В Аве Марии же взято все лучшее от обеих книг и добавлено еще ого-го сколько!
У проснувшегося без памяти посреди космоса Райланда Грейса (кстати, мой любимый прием, позволяющий вместе с героем втягиваться в повествование) сразу обнаруживается крайне важная миссия – спасение всего человечества! Такой цели и такому герою уже невозможно не сопереживать (браво, автор!)
Постепенно всплывающие воспоминания позволяют медленно но верно усложнять квест, открывая новые уровни и новые задания, а по мере выполнения сыплются всякие сопутствующие проблемы, к которым добавляются и побочные эффекты от отсутствия сна, таблеток и т.д. Достоверность 100 lvl!
Кстати, научная составляющая, несмотря на кучу абсолютно фантастических моментов, такова, что приходится разбираться с помощью научного редактора помимо наглядных и доходчивых пояснений от автора (итого почти 200 ссылок с терминами!). Но это ни капли не мешает динамике, которая настолько зашкаливает, что я боялась оторваться хоть на секунду!
Абсолютный восторг вызвала лингвистическая сторона! Дальше, наверное, спойлер будет.
«Самое трудное в работе с инопланетянами – постоянная необходимость выдумывать имена для всякой всячины…"
Чуть менее интересно было читать про воспоминания о подготовке миссии, хотя все кусочки пригождались в настоящем. Тут немного напомнило недавно вышедшую книгу Министерство будущего, когда вся Земля вынуждена работать над одной целью, хотя там связано с климатом, а здесь с космической миссией. Эта идея мне всегда импонировала, но в свете нынешней политической обстановки кажется маловыполнимой. Русские выставлены слегка карикатурно, но если честно, досталось всем нациям.
Очень понравился стиль повествования автора – такой ироничный, вернее, самоироничный, так как повествования от Я-лица. И вообще герой понравился, несмотря на некоторые недостатки. Ученые спасают мир! Эта тема давно напрашивалась! А то все сумасшедшие, от которых герои в трико оберегают остальных.
Ну и отдельный поклон за то, что дали возможность с нуля посмотреть, как изобретают кварковый двигатель из Звездного пути, и на путешествия в космосе нашего времени, а не в далеком-далеком будущем! Концовка тоже очень понравилась!
Итог: срочно все бросать и бежать читать!
Bladeness, 29 апреля 2022 г.
Обещали Марсианина, только в профиль и в общем-то не обманули. Герой все так же из спичек и желудей мастерит атомные реакторы, чтобы выжить в космосе, при этом не останавливаясь петросянит. Сюжет такой же неплохой, в меру интересный и захватывающий. некоторые повороты особенно понравились. Юмор на том же уровне и в общем-то и делает всю книгу.
Впрочем, минусов тоже хватает. Так, например, герой иногда ведет себя крайне тупо и не понимает очевидные вещи. Точнее, очевидны они только специалистам (к которым по идее и относится герой) но не обычному читателю. Возможно это сделано специально, чтобы простому человеку было интересно, но для людей разбирающихся в теме такое поведение героя вызывает недоумение. Некоторые моменты кажутся весьма спорными и неправдоподобными. Герой без проблем выполняет сложные и рискованные задачи. Конечно, иногда у него из-за этого возникают проблемы, но в целом ему фантастически везет. Тот же инопланетный контакт устанавливается на удивление быстро, хотя у обоих рас принципиально разный способ познания мира и в реальности понять друг друга могло бы быть неразрешимой задачей. Да и вообще местами роман близок к космоопере, нежели к твердой фантастике.
А еще в книге почти нет художественности. Ни метафор, ни эпитетов, ни описаний, ничего. Только голый сюжет. Зато слишком много аутизма, когда герой мастерит очередной транклюкатор, автор в мельчайших подробностях описывает его принцип и внешний вид, хотя это неважно и неинтересно. Не помню чтобы в Марсианине дела обстояли так же. Но даже если там были те же недостатки, то они не бросались в глаза в отличии от этого романа.
В целом довольно интересный и захватывающий роман, но ничего нового тут нет, это тот же Марсианин, только в профиль.
polarisru, 17 февраля 2023 г.
Марсианином я был, в принципе, доволен. На фоне всей современной фантастики, благополучно ушедшей в мистику, надуманные проблемы, до которых мы никогда не доживем (и слава богу!), патетичность и претенцизиозность (ну а как еще получить какую-то уважаемую премию в нынешние тяжелые времена?), роман смотрелся свежо и ностальгично, мы же на Хайнлайнах-Азимовых-Саймаках выросли, черт возьми! Если не брать количество выпавших на долю главного героя злоключений, выглядело повестование вполне логично и цельно, чем и привлекало. Помню, что даже ночью не мог оторваться от чтения и пару дней из-за этого не высыпался. Поэтому и решил прочитать новое творение автора. Наверное, все-таки зря, потому что появилось четкое ощущение, что автор ничего другого писать и не умеет — только набор опасных для жизни приключений героя без страха и упрека, перемежаемый псевдонаучнопопулярным изложением интересных автору фактов.
Но если бы только это! В данном романе добавился к тому же совершенно ненужный объем, половину текста можно было спокойно выбросить без всякого вреда для книги, по большому счету, что-то происходило только во флэшбеках главного героя, причем так избирательно происходило, что по сути, связывало всю книгу.
Ну а про логику вообще рассуждать нет смысла. Тут уже автор разошелся не на шутку, строго требуя от реальности следовать придуманным им же законам.
Отдельных слов заслуживает усиленно продвигаемая тема с российской космонавтикой, видимо, за предыдущий роман ему сильно прилетело по голове, так что теперь мистически исчезнувшие в прошлой книге русские со своими древними ракетами (скажем честно, в это верилось на фоне всех текущих событий куда больше) ожили и окружают главного героя буквально везде. Ну и четкие корреляции с ефремовским «Сердцем змеи» тут уже упоминали, скорее всего, настучавшие еще и советской фантастики автору в подвал принесли, где он сидел на цепи и выдавал на гора свою нетленку.
Так что рекомендовать не буду, ничего нового вы для себя в книге не найдете.
RonS, 8 февраля 2023 г.
Это жесткая научная фантастика с большим количеством оригинальных идей.
Сюжет. Оценка 8
Он развивается в двух временных линиях, настоящего и прошлого. Сюжетная линия в прошлом менее насыщена событиями и наукой, но тем не менее интересно и подробно показывает различные исследования и действия по предотвращению приближающейся катастрофы. Основная сюжетная линия представляет собой невероятный поток чрезвычайных ситуаций, неожиданностей, научных и инженерных решений. Мне очень понравилось, как плотно и естественно научная фантастика вплетена в сюжет и вовлечена в решение глобальных и личных проблем. Однако, исходя из главной угрозы книги, практически все проблемы, возникающие перед героем, могли привести к ужасным последствиям. Конечно, есть художественное преувеличение, что он смог их полностью преодолеть. Также хороши финальные повороты в обеих линиях, особенно в основной линии. Кроме того прекрасно показано, как герои на протяжении всей книги строят умные и точные планы, которые потом оказываются недостаточно хорошими из-за случайностей, ошибок и неучтенных факторов. Обычно так и происходит в реальной жизни.
Персонажи. Оценка 8
Главный герой — умный, оптимистичный, находчивый персонаж с прекрасным чувством юмора. Думаю, не секрет, что он похож на героя первой книги автора. Сюжетные проблемы в этой книге намного превосходят проблемы «Марсианина» как по качеству, так и по количеству. Конечно, вряд ли реальный человек мог оставаться в почти неизменном оптимистическом настроении в невероятно сложных и тяжёлых испытаниях, через которые прошел главный герой. Но я думаю, что это нормальное допущение, соответствующее общей цели книги. Второй главный герой — один неожиданный персонаж. Это оригинальный персонаж, его телосложение несколько необычное, и у него есть особые навыки. Личность этого героя довольно стандартна, но вряд ли сюжет выиграл бы, если бы его наклонности и привычки были показаны как очень непонятные. Остальные персонажи сосредоточены в стартовой локации и представлены на хорошем уровне.
Диалоги. Оценка 8
Диалоги легкие и быстрые, с хорошим юмором. Они в основном создают приподнятый тон книги. Это также делает частый внутренний диалог, который герой ведет с самим собой. Также из-за большого количества юмора и самоуверенного настроя главного героя глубина и острота всех проблем чувствуется гораздо меньше.
Стиль письма. Оценка 9
Мне кажется, что книгу было бы очень легко читать, если бы она была наполнена научной информацией в несколько раз меньше. Герой своего рода гений, несмотря на свой скромный статус. В общем, обдумывание всех его сообщений замедляло чтение. Надеюсь, что для более продвинутых читателей стиль письма можно будет признать отличным.
Миростроительство. Оценка 10
Это выдающаяся книга даже по меркам научной фантастики. Поскольку это тем не менее фантастика, то естественно, что многие решения, показанные героем, не могли бы работать в реальности. Но мне кажется, что в гигантской куче различных идей есть действительно верные или те, которые требовали бы некоторой доработки. Миростроительство рассказывает о различных областях знаний, таких как астрономия, биология, физика, химия, программирование, оптика, механика, квантовая механика, генетика, пилотирование, материаловедение, медицина и многие другие.
Заключение. Общая оценка 9
Я думаю, что любителям научной фантастики эта книга понравится, но она понравится и многим читателям.
lammik, 25 декабря 2022 г.
Используй то, что под рукою
и не ищи себе другое.
Филеас Фогг
Два школьных учителя, оба никогда не сдаются, оба используют малейший шанс для решения любой проблемы. Но за приключениями одного, Уолтера Уайта, несмотря на всю его антиобщественную деятельность, следить было интересно, а за приключениями другого, Райланда Грейса, невыносимо скучно. Ибо Уолтер Уайт выглядел живым человеком с привязанностями и чаяниями, а Грейс — застрявшим внутри бесконечного программистского цикла «проблема-решение» аргументом. И пусть в «Аве Марии» речь идёт о масштабной проблеме, о полётах к звёздам, о Контакте и возникновении жизни на Земле, читать про это всё было примерно так же увлекательно как о ликвидации прорыва канализации в средней школе. Тоже ведь катастрофа своего рода.
Теперь про науку. «...микробиологи уже подтвердили, что в астрофагах полно ионов свободного водорода – чистые протоны без электрона – которые мечутся внутри клеточной мембраны.
– Да, помнится, я читал об открытии, сделанном группой российских ученых.
Она кивнула.
– По мнению специалистов CERN, хотя они и не понимают, как именно это происходит, когда протоны, движущиеся на достаточно больших скоростях, сталкиваются, их кинетическая энергия преобразуется в два нейтрино с противоположными векторами импульса.» Я даже не знаю как это комментировать. Свободные протоны просто разорвали бы любую клетку, не разбирая астрофаг это или что ещё. А уж для столкновения протонов понадобились бы давления и температуры как внутри звёздных ядер.
«Не представляю, что Илюхина отправилась бы на самоубийственную миссию, не прихватив бутылку. По-моему, она и шагу не могла ступить без глотка чего-нибудь горячительного.» А это уже про лучшего российского бортинженера из всех возможных.
Наукообразная пустышка, не удивлён, что автор дружен с Эрнестом Клайном. Есть и положительный момент, каждому прочитавшему становится ясно, что курс «Механики» в средней школе — это вещь полезная. Если очнёшься с амнезией в незнакомом месте, то сможешь определить, что ты не на Земле.
denkle, 18 февраля 2022 г.
Прочитал за день. Как раз тот самый Уир, который написал марсианина. Один в один. Тот же стиль, тот же юмор, в отличии от Артемиды. Если понравился марсианин, то это зайдет точно так же. Да, тут есть глупые условности, без которых нельзя было построить историю, точно так же как было и в марсианине типа несуществующих марсианских бурь. Но все равно это очень интересно и местами очень смешно.
И самое приятное мне, что книга сделана в тематике и структуре ненавистной мне Ложной слепоты, которую считают каким-то шедевром. Хотя по сути это графоманская скучная фигня, 90% которой состоит из филлеров, которые никак не влияют на сюжет и служат лишь для того что бы сделать из хорошего рассказа нудный роман ради денег. И тут вот такой простой роман, в котором науки гораздо больше. Его может понять даже школьник. И его очень легко читать. И если автор хочет больше страниц написать, то он не выдумывает историю о маме героя, которая лежит в виртуальной реальности. Историю которая вообще ни на что не влияет. Он выдумывает интересное испытание герою, которое он решает с помощью науки.
iRbos, 19 ноября 2022 г.
Энди Вейер для меня всегда был Самоделкиным от литературы. Не имея к ней, на первый взгляд, абсолютно никакого отношения, он смог прославиться за книгу, в которой увлекательно описывал скучные для большинства вещи. Например, выращивание картошки. И понеслось: огромные тиражи, успешная и местами перевирающая оригинал экранизация от маститого режиссёра, появление явных подражателей и второй роман, который многие ругали за переход в более коммерческий жанр янг-эдалт. И наконец-то триумфальное возвращение Вейера к истокам — взрослый фантастический «Проект “Аве Мария”» дал критикам и читателям новую веру в автора. Ирония происходящего в том, что после него стало понятно — все три романа идеально ложатся в писательскую концепцию Вейера.
Еще в далёком 2018-м я отметил духовное сродство «Артемиды» с подростковой фантастикой Хайнлайна. Тогда это сравнение ещё можно было посчитать немного натянутым, но после «Аве Марии» сходство в творчестве двух писателей не заметить уже сложно. Вейер неоднократно признавался, что произведения РЭХ входят в число его любимых. Особенно «Имею скафандр — готов путешествовать». Нет ничего удивительно, что он где-то копирует творческий путь одного из кумиров. Тем более это не единственная параллель и остальные ещё очевиднее. Потому что после «Скрибнеровской» «Артемиды» Вейер, по сути, написал свой «Имею скафандр». Только для взрослых.
Главный герой приходит в себя на борту космического корабля «Аве Мария». По классике избитых сюжетных приёмов у него амнезия. Поэтому здесь сразу стартуют две параллельные истории: в прошлом и настоящем. В первой Райланд Грейс вспоминает, как вообще он вытянул короткую соломинку на участие в экспедиции по спасению Земли. А в настоящем ему приходится уже решать, как же это сделать. Невооружённым взглядом видно — идея с двумя сюжетами добавлена для сохранения динамики. Потому что в прошлом слишком много разъяснений важной для сюжета концепции одноклеточных живых организмов, которые вызвали затухание Солнца. Идея нетривиальная, по крайней мере, я ничего такого до этого не встречал, и подана отлично. А вот повествование в двух временах оригинальностью не блещет. Хотя Вейер и постарался припасти неожиданный твист для прошлого, объяснив наличие амнезии.
Но сильная сторона Вейера в описании разных производственных штук. И здесь встаёт в полный рост схожесть с вышеназванным произведением РЭХ, где тоже все приключения носили больше «умственный» характер. Как и герой «Скафандра» Райланд постоянно сталкивается с научно-техническими задачами, которые требуют небанальных решений. Да, конечно, это уже всё было в «Марсианине». Но на Марсе Марк Уотни был один в плюс-минус реалистично-научном антураже, а кампанию Райланду где-то с сотой страницы составит (простите за небольшой спойлер) дружелюбный инопланетянин. Не хватает только маленькой девочки для пущего сходства. Впрочем, Вейер и без неё подтверждает теорию, называя корабль «Аве Мария» похожим на ракеты из произведений Хайнлайна.
В заимствовании у лучших я не вижу ничего зазорного, тем более на таком «духовном» уровне. Потому что элементы ксенофантастики отлично разбавляют производственность романа, который местами слегка перегружен научными и техническими описаниями. К сожалению, в плане лёгкости «Проект» явно проигрывает «Марсианину». Ощутимо не хватает юмора, который был настолько важной фишкой первого романа, что его старательно копировали подражатели вроде Дениса Тейлора. Читать книгу при этом всё равно приятно, хотя временами и возникает ощущение, что случайно открыл страничку Википедии.
Из-за обилия критики могло сложиться впечатление, что роман мне не понравился. Это не так. Да, есть лёгкое разочарование — не все ожидания оправдались, но стоит понимать — они и были изначально завышены. «Проект “Аве Мария”» — хороший современный научно-фантастический роман (с упором на слово научный), который вырос из классических произведений этого жанра. Что только делает ему честь в моих глазах. Он более тяжеловесный по сравнению с предыдущими романами автора, но нетривиальная концепция и хорошая «неголливудская» концовка искупает этот недостаток.
Об издании. По традиции этой серии и издательства АСТ всё в книге немного ленивое. Перевод ничего, но не хватает редактуры. В одном месте даже проскочил мой «любимый» косяк — непереведённое английское слово.
Ученик Дьявола, 29 августа 2022 г.
Следует признать, что с творчеством Энди Вейера у меня складываются какие-то странные отношения. От «Марсианина» и «Артемиды» впечатления остались далеко не лучшие, и за «Проект “Аве Мария”» я решил взяться, только чтобы полностью закрыть тему, а оттого был с самого начала настроен скептически. Однако уже после первых двух-трех десятков страниц мой скепсис начал стремительно испаряться, а после пятидесятой стало попросту трудно оторваться от книги. Такого я, признаться, не ожидал. Это что, правда тот же самый Вейер – оказывается, он и без картошки умеет?..
Картофелеводов-любителей и отважных контрабандисток под обложкой и правда не оказалось. Вместо этого там обнаружился набор тем, уже хорошо освоенных поколениями фантастов: угасание Солнца, чужеродные микроорганизмы – астрофаги, поиски способа спасения Земли, постройка межзвездного корабля, полет к Тау Кита в анабиозе, контакт с инопланетянами. Но дело прежде всего в том, как эти компоненты сплавлены в единое целое: здесь любая мелочь рано или поздно играет свою роль в событиях, и при этом без особых натяжек. Само собой, от такого с каждой страницей все сложнее оторваться.
Еще одно большое достоинство, с моей точки зрения, – оптимистический и неплохо проработанный подход к проблеме контакта. Главы о том, как Райланд Грейс, единственный выживший член экипажа корабля «Аве Мария», находит общий язык с Рокки, паукообразным обитателем системы 40 Эридана, на мой взгляд, лучшие во всей книге. «Проект “Аве Мария”» стоит прочитать хотя бы из-за них одних, за то, что Вейер не пошел в русле современных тенденций писать о налаживании контакта как о чем-то принципиально невозможном. Вместо современной моды он следует здесь традициям классиков жанра. Не знаю, заметил ли кто-нибудь, что описанный им сценарий контакта очень напоминает «Сердце Змеи» Ефремова. Два корабля встречаются в открытом космосе, соединяются переходной трубой (разделенной на две части, потому что разница в условиях существования непреодолима), и их экипажи без малейших признаков враждебности приступают к попыткам наладить общение. Конечно, «Сердце Змеи» Вейер вряд ли читал, но, следуя логике своего замысла, пришел к тому же самому ви́дению контакта. Разве что события, которые у Ефремова описаны в свойственной ему общей философско-художественной форме, здесь поданы с точки зрения чистого «технаря» – в виде задачи. Дано: инопланетный космический корабль. Условия: в вашем распоряжении все знания человечества и неплохая вычислительная техника. Требуется: наладить с обитателями корабля осмысленный и целенаправленный обмен информацией, а затем и сотрудничество.
Способ решить такую задачу может быть только один. Ефремов, как мы помним, использовал в «Сердце Змеи» философское представление о разуме как об отражении объективных законов мироздания – то есть любой разум, развившийся в любых условиях в любом месте Вселенной, всегда найдет в этих законах основу для взаимопонимания с любым другим разумом. У Вейера это представление реализуется уже на конкретном уровне, на основе математики, физики и химии. Путь к достижению взаимопонимания описан вполне последовательно и логично – правда, не без упрощений, как-то уж слишком гладко все получается. Впрочем, эти упрощения опять-таки отсылают нас к традициям старой школы, когда «твердая» фантастика выполняла порой научно-популярную функцию. (Кстати, обилие примечаний и выделений жирным шрифтом и курсивом в тексте придает книге несколько комическое сходство с учебником.) За исключением пары-тройки откровенно натянутых мест, Вейеру со всеми упрощениями удалось вполне естественно вписать эту функцию в развитие событий, не прибегая к чтению лекций в духе Жюля Верна или Артура Кларка, – это третье достоинство романа.
Что удивительно, «технарь» Вейер идет даже дальше собственно контакта: Грейс и Рокки, работая над проблемой астрофагов, постепенно становятся друзьями, несмотря на постоянно разделяющую их перегородку из ксенонита. Кстати, вейеровский замысел чужой жизни на планете звезды 40 Эридана очень хорош и сам по себе. Мы привыкли читать об инопланетянах, либо чрезвычайно похожих на людей, либо людей ничем не напоминающих, с биохимической основой, которая совершенно чужда земной. У Вейера же получилась любопытная смесь того и другого. Пятиногие пауки в каменных панцирях с ртутью вместо крови, дышащие горячим аммиаком и лишенные зрения, – кажется, уж куда дальше от нас. Однако не все так просто: клетки и ДНК что у нас, что у них одни и те же, и, когда такой паук задумчиво спрашивает: «А может, мы родственники?» – у него есть все основания для такого вопроса.
Немного о недостатках. Авторский стиль откровенно сух, текст изобилует числами и вдобавок кое-где подпорчен переводом. Далее, похоже, что роман написан с прицелом на экранизацию. Это особенно заметно ближе к концу, когда основное действие (то, которое происходит в системе Тау Кита) превращается в сплошную череду героических превозмоганий, в точности как в «Марсианине». Такая перемена в развитии действия порядочно раздражает: слишком много ненужной драматичности после сравнительно спокойного начала. Но если взят курс на новый фильм в духе «Марсианина», то стандартам волей-неволей надо следовать. «По-голливудски» выглядит и Райланд Грейс, от лица которого идет рассказ, – слишком уж он универсален, и швец, и жнец, и на дуде игрец. Согласен, что школьному учителю естествознания и к тому же бывшему ученому-биологу действительно полагается знать уйму всего, причем как раз из тех самых областей, которые оказались больше всего востребованы при общении с Рокки. Но чтобы этот же самый учитель после минимальной подготовки, да еще и с частичной амнезией, без особого труда освоил пилотирование космического корабля, работу в скафандре в открытом космосе и прочие специфические навыки? Нет, вот это уже перебор. Впрочем, опять-таки: для фильма сойдет, на экране только такие герои и требуются.
А еще «Проект “Аве Мария”» оставляет впечатление незаконченности. К продолжениям хороших книг, написанным некоторое время спустя, я отношусь с осторожностью – может быть, и с предубеждением, – но в данном случае такое продолжение прочитал бы с удовольствием. Точнее, даже не продолжение, а параллельно идущий рассказ о событиях на Земле с момента отлета «Аве Марии» до полного «излечения» Солнца от астрофагов. То есть, проще говоря, о том, что происходило у нас здесь, пока Грейс возле Тау Кита налаживал контакт с Рокки и разводил таумеб. Велики ли были потери? Удалось ли избежать глобальной катастрофы? Как происходило «лечение» Солнца? Отдали ли Еву Стратт под суд, как она предчувствовала? И прочее подобное. Из этого получился бы неплохой производственно-фантастический роман-катастрофа в духе «Солнечной бури» Кларка и Бакстера. Что ж, надеюсь, что Энди Вейер когда-нибудь вернется к теме «Аве Марии».