Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «skilur» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 13 августа 12:04

Друзья! Примите участие в проекте: пройдите опрос и максимально репостните ссылку на своих ресурсах! С результатами поделюсь через пару месяцев!!!

Сотрудники Крымского федерального университета им. В. И. Вернадского и Института социологии ФНИСЦ РАН проводят исследование, посвященное изучению читательских предпочтений, в том числе в области фантастической литературы. Просим Вас оказать нам содействие в этой деятельности и заполнить анкету. Пожалуйста, внимательно читайте вопросы и варианты ответов к ним. Время заполнения анкеты 15 — 20 мин.

Отмечайте ответы, которые Вам подходят, или вписывайте свой ответ в свободную строку «Другое». В анкете есть вопросы, где можно давать несколько вариантов ответа, к этим вопросам есть примечания с указанием количества ответов.

https://forms.yandex.ru/u/66b8c070f47e734...


Статья написана 11 августа 10:55

Фантастика предлагает интереснейшие пространства для экспериментов в области права.

Для меня наиболее яркими в этом плане являются две книги.

1. А. Громов "Вопрос права".

2. Ф. Херберт "Досадийский эксперимент.

Обе книги предлагают современным юристам интересные задачки. Громов — ставит вопрос о зоне личного права и его соприкосновении с зоной личных прав другого. Причем аналитика права отдается строго логичному искусственному интеллекту. Интересно, что сейчас нейросети активно применяются для целого ряда решения судебных вопросов и в этой связи книга Громова куда как актуальней.

Херберт в свою очередь выводит максимально безумную систему права из всех существующих и достаточно логично вырисовывает судебный функционал правового абсурда. В эпоху современности,гд властвует логика постмодерна его наработка уже отчасти используется в судебной практики ряда международных организаций, особенно связанных с преодолением традиционных ценностей.

Пишите в комментариях какие книги из жанра фантастики, с вашей точки зрения, изысканно прорабатывают вопросы практической и теоретической юриспруденции.


Статья написана 8 августа 14:57

Что будет после СВО? Тактический вопрос. Что будет в ближайшие десятилетия? Вопрос оперативного уровня. Какой образ русского Будущего? Это вопрос стратегического формата. Многие убеждены, что думать об этом напрасная трата сил, а солдату и вовсе не нужно. Все за нас мол, решат, все расскажут, а ты тяни лямку и радуйся, что накормлен.

Горячая пища в желудке вещь хорошая, кто же спорит. Но, внимание, солдат он ведь человек. Сегодня боец, а завтра гражданин, сегодня лямку тянет во взводе, а завтра,кто знает, быть может и крупный управленец, политик или крупный бизнесмен. А, как известно, будущее рождается из настоящего. О чем мечтал, что слыхал, как формировался боец, например, из очередного призыва во многом будет влиять, что же он за русский гражданин будет в не столь уж далеком будущем. А, что говорить об СВО? Когда личность в состоянии высочайшей волевой, нравственной, интеллектуальной, физической решимости любая информация впечатывается очень надолго.

В минутки отдыха ребята читают разное. Могут читать про орков и мечтать себя вести как эти поедатели трупов, вечно голодные стаи человекоподобных чудовищ. Могут читать якобы "истинную" историю орков с приглаженными фактами. Но... законы символов и подсознания не обманешь... Чудовище оно и есть чудовище. И будут такие ребятишки строить Мордор даже не замечая те пропасти Инферно, куда они будут впадать.

Читает фантастику, думает, впитывает эмоции, формирует представление о добре и зле, подпитывает, свои мечтания и фантазии, а потом, когда возникает важный политический или религиозный вопрос, надвигается проблема, которую надо решить он, зачастую, даже не отдает себе отчета почему он поступает именно так или иначе. И самый главный вопрос, а какой идеал Русского мира? Какое оно, Русское будущее?

Вот такими проблемами и озаботились Глеб Эрвье, А.Г. Гачева и Н.В. Коротков решив подготовить изысканную книжку: "Русские образы будущего: карманная хрестоматия для бойца. М., 2023". Вступление к хрестоматии написал русский философ, действующий офицер проходящий службу в Донецком высшем военно-политическом училище — Андрей Коробов-Латынцев.

Книжка действительно карманного формата с твердой обложкой, удобно помещается в руке, не занимает много места, с четкой печатью и довольно крупными буквами (можно читать в сумерках, при тусклой свечке, в болтанке на автотранспорте — проверенно на личном опыте). Но при этом ее содержание цельно, крепко и твердо-последовательно.

В книге собраны отрывки выдающихся, но при этом крайне читабельных и я бы сказал очень актуальных для современного солдата тексты. В книге можно встретить цитаты из философских книг Ивана Ефремова "Туманность Андромеды", "Час Быка", "Таис Афинская", а можно и легкие паутинки мечты Алексея Толстого из романа "Аэлита". Россыпью представлены искрометные парадоксы из книг братьев Стругацких: "Пикник на обочине", "Трудно быть Богом", "Полдень. ХХII век", "Второе нашествие марсиан", "Жук в муравейнике". Наукометричний , строгий в своих мыслях технарь Генрих Альтов соседствует с раскованным востоковедом, гуманитарием Киром Булычевым, "Детективщик" Сергей Павлов предваряет блок... Ну кого вы бы думали? Русских философов-космистов: Николая Федорова, Николая Бердяева, Константина Циолковского, Владимира Вернадского и многих других.

Всех их объединяет попытка очертить контуры русской мечты, контуры русского будущего. Они страстно стремились прописать облик русского ЧЕЛОВЕКА, русского ГОСУДАРСТВА с тем, чтобы читатели захотели жить в таком Будущем и, главное захотели бы его построить. Это жажда будущего и огненный рывок вопреки времени в неизведанное завтра.

Хочу ОСОБО отметить. Что представленные авторы-фантасты и философы-фантасты не были истеричными кабинетными крысами, а людьми с крепкой биографии. Кто-то был активным дипломатом (Валериан Муравьев), кто то крупнейшим ученым с мировым именем (Владимир Вернадский), кто то профессиональный военный (Аркадий Стругацкий), кто-то не вылезал из геологических экспедиций в азии (Иван Ефремов). Право же им было,что сказать и на что опереться благодаря колоссальному жизненному опыту.

Сильное и полезное чтиво, требующее созидать и пествовать в себе Человека (не путать с одноразовым слюнтяем хлипкого телосложения, которыми рисует вражеская пропаганда тех, кто знает, что есть воинская этика, гражданская честь). мыслить себя орком, чудовищем с запредельной жестокостью унижающим и поедающих своих врагов — легко, достаточно отпустить себя и идти по течению войны. Труднее сохранить в чистоте свои идеалы и русский образ будущего в кровожадном горниле военных испытаний, которые снова выпали на нашу долю и вряд ли закончатся с завершением СВО. Победа в СВО это не окончательная и последняя победа, а лишь выигрыш первой битвы в череде новых, которые дальновидные коллеги просчитывают в самом скором будущем.

Будущее требует защиты. И, прежде всего, защиты через наши фантазии, мечты и желания. А их формирует именно, что фантастическая литература. Так может быть коллеги-патриоты-писатели-интеллектуалы поддержим прекрасный почин группы авторов из "Открытого русского космоса" и "Солнца Севера"?


Статья написана 6 июня 12:04

Очевидно, что советские или постсоветские представления о России и ее роли в мире либо уже претерпели существенную трансформацию, либо отброшены в сторону как потерявшие всякое значение для нашего общества. Эти процессы регулярно пытаются остановить, исказить, перенаправить в иное русло значительные информационные силы коллективного Запада. В разных информатаках: музыка, юмор, кинематограф, экспертные мнения и т. п., проводится мысль о том, что сильная Россия, Россия, как лидер человеческой цивилизации – это нонсенс, омерзительная пропаганда Кремля и т. д. К сожалению (или к счастью?!) наше государство так и не предложило стратегический, на столетия идеал будущего России, к которому могут стремиться разные слои населения, разных возрастов и политических убеждений, как это сделал Китай, как это пытается сделать США, как это сделала Европа. Проекты предлагают разнообразные общественные деятели, иногда объединяясь в большие ассоциации.

Проекты предлагаются разные. С некоторыми можно согласиться, некоторые вызывают удивление и даже отторжение. Но для любого ученого, серьезно обеспокоенного судьбой России, очевидно: без стремления к идеальному будущему не появится жажда обрести свое будущее, а без такого целеполагания осуществляемое ныне тотальное возрождение России как государства-цивилизации, формирующего «вне» и «анти» западный проект человечества, обречено на позорный провал. Без мечты, фантазии, ярких, светлых эмоций ни один рациональный, технократический план реализован быть не может.

Это прекрасно понимали выдающиеся умы России. Начнем свой анализ с излета Средних веков. XVI век для Руси это время:

— когда удельный проект старой Руси трещал по швам, когда обилие новых земель, невиданного ранее богатства, усиление военной мощи начинало входить в противоречие между собой;

— когда полнота бытия распирала ветхие государственные и политико-мировоззренческие догматы;

— когда Василий III готов был примерить на себя титул императора и сбросить дряхлый титул князя.

Пройти по извилистым шхерам этого нового времени – некое фантастическое допущение, а потом и мечта. Некое усиленное волей, жаждой стремление выправить неправильную ситуацию и сделать ее не искаженной, соответствующей настоящему и будущему. Неправильность коренится в исторически мертвых концептах, фантазиях – удельного сластолюбия и мишуры Киевской Руси. Она мешает жить новому, принципиально иному государству, Новой Руси – имперской России, восставшей из пепла ордынского погрома.

Для современников мысль о том, что Москва – это центр вселенной, превосходящий и Рим, и Константинополь, могла показаться шокирующей. Но это был возвышающий шок, заставляющий самоорганизоваться, сосредоточиться и быть готовым соответствовать высказанной монахом Филофеем идее. Речь идет именно о будущем, о том состоянии, которое сейчас только угадывается, но к которому уже теперь следует стремиться (в цитате речь идет о Московском царе Василии III):

цитата
во всей поднебесной единый есть христианам царь и правитель святых Божиих престолов, святой вселенской апостольской церкви, возникшей вместо римской и константинопольской и существующей в богоспасаемом граде Москве, церкви святого и славного Успения пречистой Богородицы, что одна во вселенной краше солнца светится. Так знай, боголюбец и христолюбец, что все христианские царства пришли к концу и сошлись в едином царстве нашего государя, согласно пророческим книгам, это и есть римское царство: ибо два Рима пали, а третий стоит, а четвертому не бывать
.

По сути, мы имеем дело именно с фантастическим допущением в жанре социальной фантастики, основанном на определенных тенденциях, чутко улавливаемых духовным монашеским зрением. Но это допущение такого рода, которое обрастает плотью настоящего и становится исторической повседневностью, приподнимая исторического деятеля над бытовой суетой гражданских или военных дел.

Можно вспомнить ситуацию и конца девятнадцатого века, когда имперский русский проект стал пробуксовывать в умах и сердцах элиты, что позднее вылилось в предательстве высших генералов и аристократов России, принудивших Николая II подписать акт отречения от престола. Многие чувствовали такую угрозу, обозначив ее как «нигилизм». Но мало кто думал, а что же предложить народу и государству. Смелую попытку выступить с мечтой, которая может стать общим делом для всех русских, выступил Николай Федорович Федоров – нищий библиотекарь, внебрачный сын князя Гагарина, знаток европейской культуры, мыслитель энциклопедического склада ума, смелый философ, умерший в ночлежке для бедных. С одной стороны, он выступал с идеей воскрешения мертвых, а с другой – превращения Космоса в естественный дом для всего человечества. Во многом его тексты носят отчетливо выраженный антихристианский смысл, но не могут не задевать душу рассуждения Федорова о необходимости братского единения человечества и точные высказывания о противоестественной смерти человека (другое дело, что причины таковой противоестественности и их преодоление у Федорова имеют почти еретический характер). Для нас важно другое. Федоров нащупывал фантастическое допущение, способное предотвратить гибель общественного порядка и кровавую смуту, которая за ней последует. Не стоит смеяться над этой попыткой. Она породила мощное движение русского космизма, которое дало определенные научно-технические и эстетико-этические плоды уже в рамках советского проекта.

В 20-60-е гг. ХХ века в Советском Союзе планы пятилеток, планы индустриализации или электрификации, имевшие сугубо прагматичный аспект, подкреплялись, насыщались живой реальностью мечты через фантастическую литературу. А. Платонов, А. Казанцев, А. Беляев, И. Ефремов, братья

Стругацкие предлагали обществу и государству облик советского будущего: проекты советских человеческих отношений, советских социальных структур, советской эстетики и этики, советского хайтека, в конце концов. Это была колоссальная интеллектуальная и духовная лаборатория по осмыслению советской мечты.

На ином полюсе социального бытия – на Западе – имели место схожие процессы, но уже в рамках проектирования и ментально-эмоционального анализа мечты американской. Компартия Китая также оказывала (и оказывает по сей день!) вызывающую зависть финансовую и административную поддержку национальной китайской фантастике, исследующей будущее человечества на страницах романов, повестей и рассказов. Проект «Аниме», начатый в далеком 1945 году военно-политическими стратегами в Токио, в 80-е годы уверенно подчиняет ментально-эстетическому идеалу Японии мечты миллиардов подростков о возможном будущем мира.

В эту область на излете 80-х и начале 90-х годов ХХ века мы вступили не как субъекты, а как объекты воздействия на мир. Злые гении разработали проект по развалу советского проекта и убийства советского человека как стартовой площадки для изничтожения русского мира. Отечественная фантастическая литература приняла в этом самое активное участие: высмеивались и унижались любые проявления чести, совести, долга. Рисовались миры, где одинокие, маниакально заточенные на развлечения психопаты создают галактические империи, формируют преступные картели, развивают синдикаты убийц или контрабандистов. Единственный шанс не умереть от голода в таких мирах – это уход человека в неофеодальную структуру корпораций, кланов с интригами и предательством как нормой повседневной жизни. Немало внимания уделяется усиленному конструированию облика будущего, прочно завязанного на симуляции сенсорной системы человека при полном атрофировании морально-эстетического компаса как такового.

Стоит также отметить, что значительный вес фантастики ушел из области конструирования научно-технического будущего в сферу созерцания неоязыческих мифов кельтского или германского происхождения: бароны на драконах, ворующие сексапильных девиц, стали идеалом подростка вместо капитана фотонного звездолета, ценой своей жизни спасающего население далекой планеты. О христианской фантастике, не говоря уже о православной, было предпочтено забыть наглухо, как о никогда не существовавшем жанре.

В нашу ментальность, в наши родные мечты проникли агрессивные идеологические конструкты, перенасыщенные чуждыми православной, русской цивилизации мифами. Эти ментально-духовные паразиты стремятся создать из русских инфантильных идиотов, не способных к оригинальным мечтам и не желающих воплотить эти мечты в своей повседневной жизни. Формируемые конструкты убеждают, настаивают, демонстрируют, что из этой реальности нужно бежать. Имеется в виду крайне развитый жанр – «Попаданцы». Согласно уже сформированному канону, забитый сверстниками трус с дряблыми мышцами и отсутствием успеха в России переносится в иной мир (капсула погружения в виртуальную реальность, переселение в тело императора орков и т. д.). И там, в этой реальности он достигает феноменальных успехов. Главная мораль таких текстов: читатель, ты являешься гением и талантом. Вот только похабная русская действительность мешает тебе раскрыть себя: беги из современной России или забейся в угол и жди чуда переноса в иной мир, пусть даже и при помощи наркотиков. Стоит ли говорить, к каким перекосам морально-волевых аспектов у молодого характера ведет запойное чтение этих книг подростком? А такую фантастику слушают или читают миллионы молодых людей, тратя на это больше времени, чем на учебу.

Молодежь гораздо лучше разбирается в иерархии орков, особенностях половых извращений у эльфов, способах «прокачки» персонажа в бояр-аниме, чем в истории Новороссии, политическом своеобразии Ближнего Востока или поэзии Н. Гумилева. Интернет-платформы забиты книгами о попаданцах, клановых войнах («боярка»), возвышением мафиозных гениев в промышленно-магическом мире... и доступ к ним либо бесплатен, либо составляет незначительные суммы. На циклы, состоящие из 10-15-20 книг этого жанра подписываются сотни тысяч уникальных аккаунтов, количество скаченных файлов уже уверенно перевалило цифры с восемью нулями. Игнорировать эти факты – преступление против русского будущего.

Ряд исследователей поднимают вопрос о том, что популярные фантастические книги совсем не так просты, как кажутся на первый взгляд. Классический пример – это академический разбор гиперпопулярного цикла современных фантастических романов, которые отнюдь не являются «просто развлекухой», а несут серьезнейший политический, этический и мировоззренческий заряд.

Убежден, что есть настоятельная необходимость сформировать национальный проект по интернет-публикации патриотической фантастики. Уже сейчас появилось мощное течение, ставящее задачу консолидировать думающую элиту Россию в направлении создания проекта, способного объединить все слои нашего общества в рамках общего дела.

Резюмируя, скажем, что нам как воздух, как хлеб насущный нужна интеллектуальная, социальная фантастика, талантливо и ярко формирующая образ России, который должно воплощать в жизнь. Это должен быть национальный проект, призванный стать активнейшим центром для экспериментов с векторами возможного развития человека и общества в будущем нашего государства-цивилизации. В рамках него могут и должны конкурировать разные концепции, идеи ради того, чтобы практика повседневной жизни выбрала из этого богатства тот единственно верный вариант, который и будет овеществлен в социальной жизни. Если мы в кратчайшие сроки не сможем насытить читателя, а особенно читателя молодого качественной, яркой, патриотической фантастикой, литературой, которую хочется читать, а о литературных героях которой мечтать, то мы потеряем молодежь и русская мечта останется уделом стремительно стареющих, уходящих в небытие акторов Русской весны. А молодежь будет иметь своим идеалом лайт-формат американской мечты в обертке из языческих мифов и мафиозно-феодальных социальных отношений.


Статья написана 31 мая 13:12

Фантастика для меня была "развлекухой" до встречи с несколькими книжками. Одной из них стала " Выбраковка" Олега Дивова . Через некоторое время была уже не встреча с книгой, а ощущение мощного нокаута по наивному отношению к этому жанру литературы, его нанёс "Закон Фронтира" того же автора. "Выбраковка" подтолкнула меня к философии власти и написанию кандидатской диссертации, а "Закон Фронтира" позволил взглянуть на время, память и пространство с оригинальной стороны, нащупать философию хронотопа и выйти на концепцию докторской диссертации.

Вы думаете после всего сказанного, что это скучные книги? Да, что вы! Это чистой воды экшен, где есть стреляющие пистолеты, хамовитые гопники, горячая любовь, интрига в стили городского триллера.... И много, просто невероятно много смешного в разных оттенках: гротеск, каламбур, сатира, комедия ошибок.... Да почти вся номенклатура юмора. Но очень мягкого, элегантного хотя частенько и скабрезного.

Просто перед нами книги создающие художественные эксперименты в области политики Центра и Регионов, России и Запада, Мужчины и Женщины, Бандитов и Офицеров. Это социальные растяжки выявляющие грани реальности, которую почти не видят академики, презирающие мысленные эксперименты в истории или социологии. Олег Дивов иной, он сам, как мне кажется, один большой литературный эксперимент.

Я открыл третью его книгу — "Ночной смотрящий" и.... Был ошарашен. Вампиры-эротоманы, свихнувшаяся на мстительности овчарка, гражданин с топором охотящийся на вампиров... Но опять и опять игра с социальными ячейками. Например, психологический распад личности не означает деградацию социальных навыков, а новое социальное положение и изменение физиологии не приводит к коренным изменениям психологических базисов. Вернее всё происходит, но очень странно, витиевато и очень не просто.

"Чужая земля" — читать всём, кто хочет стать культурным атташе в дипломатической миссии. А разговаривать о социализации ветеранов, волков войны без "Лучшего экипажа солнечной" — пустое дело.

Можно припомнить десяток произведений автора: от ехидной миниатюры ("Когда начнётся муйня") до пафосного цикла ("Леди не движется"). Уверяю вас, каждое из них внесёт особый взнос в копилку ваших мыслей и ПОНИМАНИЙ (именно так, во множественном числе) русского мира. Причём время за чтением пройдёт весело энергично и незаметно.

Особенно советую рассказы автора. Для меня они явились открытием прошлого года и сейчас даже доминируют над его произведениями более крупной формы.

В Мариуполе в рамках "Звёзд над Донбассом", после длительного заочного знакомства удалось добраться до тела автора и задать им (автору и его телу) несколько вопросов. Вступить в спор, увы, духу у меня пока не хватило.

Дивов оказался тонким знатоком отечественной литературы и необыкновенно легким собеседником. Не старался перейти в контр диспут, а как то даже безмятежно отвечал на мои каверзные вопросы о литературном редактировании, технических приёмах при корректуре текста и т. п.

Лекция, которую он прочитал, оставила самые лучшие впечатления и окончательно убедила в том, что я ничегошеньки не понимаю в русской литературе (слава Богу моему снобизму в этой области пришёл конец :)).

P. S. Повторю то, что сказал Олегу Дивову после сытного ужина на курилке возле столовой: "Диалогия "Техподдержка" после известных событий в Африке читается как то по особому. Создаётся впечатление, что вы сумели заглянуть в окошко будущего". И, да: ЖАЖДЕМ ТРЕТЬЕГО ТОМА ЦИКЛА.

VI Международный мультикультурный фестиваль «Звёзды над Донбассом» в 2024 году реализуется Общественной палатой ДНР при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.





  Подписка

Количество подписчиков: 0

⇑ Наверх