Фантастика для меня была "развлекухой" до встречи с несколькими книжками. Одной из них стала " Выбраковка" Олега Дивова . Через некоторое время была уже не встреча с книгой, а ощущение мощного нокаута по наивному отношению к этому жанру литературы, его нанёс "Закон Фронтира" того же автора. "Выбраковка" подтолкнула меня к философии власти и написанию кандидатской диссертации, а "Закон Фронтира" позволил взглянуть на время, память и пространство с оригинальной стороны, нащупать философию хронотопа и выйти на концепцию докторской диссертации.
Вы думаете после всего сказанного, что это скучные книги? Да, что вы! Это чистой воды экшен, где есть стреляющие пистолеты, хамовитые гопники, горячая любовь, интрига в стили городского триллера.... И много, просто невероятно много смешного в разных оттенках: гротеск, каламбур, сатира, комедия ошибок.... Да почти вся номенклатура юмора. Но очень мягкого, элегантного хотя частенько и скабрезного.
Просто перед нами книги создающие художественные эксперименты в области политики Центра и Регионов, России и Запада, Мужчины и Женщины, Бандитов и Офицеров. Это социальные растяжки выявляющие грани реальности, которую почти не видят академики, презирающие мысленные эксперименты в истории или социологии. Олег Дивов иной, он сам, как мне кажется, один большой литературный эксперимент.
Я открыл третью его книгу — "Ночной смотрящий" и.... Был ошарашен. Вампиры-эротоманы, свихнувшаяся на мстительности овчарка, гражданин с топором охотящийся на вампиров... Но опять и опять игра с социальными ячейками. Например, психологический распад личности не означает деградацию социальных навыков, а новое социальное положение и изменение физиологии не приводит к коренным изменениям психологических базисов. Вернее всё происходит, но очень странно, витиевато и очень не просто.
"Чужая земля" — читать всём, кто хочет стать культурным атташе в дипломатической миссии. А разговаривать о социализации ветеранов, волков войны без "Лучшего экипажа солнечной" — пустое дело.
Можно припомнить десяток произведений автора: от ехидной миниатюры ("Когда начнётся муйня") до пафосного цикла ("Леди не движется"). Уверяю вас, каждое из них внесёт особый взнос в копилку ваших мыслей и ПОНИМАНИЙ (именно так, во множественном числе) русского мира. Причём время за чтением пройдёт весело энергично и незаметно.
Особенно советую рассказы автора. Для меня они явились открытием прошлого года и сейчас даже доминируют над его произведениями более крупной формы.
В Мариуполе в рамках "Звёзд над Донбассом", после длительного заочного знакомства удалось добраться до тела автора и задать им (автору и его телу) несколько вопросов. Вступить в спор, увы, духу у меня пока не хватило.
Дивов оказался тонким знатоком отечественной литературы и необыкновенно легким собеседником. Не старался перейти в контр диспут, а как то даже безмятежно отвечал на мои каверзные вопросы о литературном редактировании, технических приёмах при корректуре текста и т. п.
Лекция, которую он прочитал, оставила самые лучшие впечатления и окончательно убедила в том, что я ничегошеньки не понимаю в русской литературе (слава Богу моему снобизму в этой области пришёл конец :)).
P. S. Повторю то, что сказал Олегу Дивову после сытного ужина на курилке возле столовой: "Диалогия "Техподдержка" после известных событий в Африке читается как то по особому. Создаётся впечатление, что вы сумели заглянуть в окошко будущего". И, да: ЖАЖДЕМ ТРЕТЬЕГО ТОМА ЦИКЛА.
VI Международный мультикультурный фестиваль «Звёзды над Донбассом» в 2024 году реализуется Общественной палатой ДНР при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
"Звезды над Донбассом" дали возможность пообщаться с одним из самых жёстких, бескомпромиссных и владеющих богатой научно-технической культурой писателей современности - Вадимом Пановым. Кстати, в общении автор улыбчив, обходителен, внимателен и слегка ироничен.
Тексты же автора отличает жесточайшая логика, скрупулезность деталей и очень, очень широкая палитра анализа социально-психологических и антропологических трансформаций при разных векторах технологического развития.
Лично для меня лучшим является цикл в жанре киберпанк: "Анклавы". Анализ возможности выведения человечества из тупика трансгуманизма. О возможности органического сосуществования мистики, мифа и высочайшего научно-технического прогресса. О роли ЧЕЛОВЕКА в социально-властной игре политиков называемых " верхолазами". О том что сюжет захватывающ, детектив многослоен, а боевка натурально-брутальна я уже и не говорю. Это пример настоящей мужской литературы: интеллектуальной, правдивой и не терпящей романтических соплей о принцессах и драконах.
"Герметикон" это скорее техномагия. Иной жанр нежели киберпанк. Стиль тоже ПРИНЦИПИАЛЬНО иной. Автор фактически с нуля создал для цикла новый для себя язык. Неимоверно пафосные аристократы строящие империю и попадающие в просак из-за своей пафосности. Ирония, сарказм и... Неожиданные развязки, когда честь и совесть помноженная на интеллект побеждает подлость и ложь помноженные на хитрость.
"Аркада". Снова иной стиль и жанр. Это твёрдая научная фантастика с краткосрочным прогнозом развития науки и политики в ближайшие 10 лет. Очень амбициозно и великая редкость в нашем книжном мире. Пожалуй, один из самых серьёзных анализов развития нашего общества в обёртке из авантюрно-фантастического сюжета.
На площадке фестиваля, в Мариуполе удалось, побеседовать с автором и попытаться выстроить несколько логических растяжек. Вадим Панов расчётливо, проницательно ушёл от моих риторических ловушек, перешёл в жёсткую контратаку от которой хоть и не без потерь мне удалось отбиться. Второй раунд решили не проводить и просто дружески побеседовали о героях и авторской стилистике.
VI Международный мультикультурный фестиваль «Звёзды над Донбассом» в 2024 году реализуется Общественной палатой ДНР при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
В Мариуполе на фестивале фантастики имел честь пообщаться с одним из великих писателей современности — Святославом Владимировичем Логиновым.
Это создатель потрясающих романов о жизни и смерти, человеке и чудовище, о свободе и власти... Его книги возвышают и заставляют парить над обыденным чванством... причём в них совершенно нет пафосно-морального сюжета и полностью отсутствуют нравоучения.
Изумительно точные психологические портреты, авантюрный ритм сюжета, жёсткие, а порой и жестокие зарисовки социальной жизни. И много, очень много мифа вплетенного в бодрый текст фантастического романа.
В городке Урзуф, на побережье Азовского моря мне удалось задать автору вопросы о его творчестве и даже (!) вступить в спор.
Святослав Владимирович оказался опытным спорщиком, блестяще владеющим риторикой, очень умным и я бы сказал, хитрым собеседником. И внешностью и манерой общения он мне живо напомнил античного Сократа. И в какой то миг мне показалось, что вокруг нас не приазовские ландшафты Урзуфа, Мангуша, Ялты, Мариуполя а покатые холмы Эллады.
Всячески рекомендую его книги всем кто любит стильную фантастику. А также советую обратится к его творчеству тем критикам, которые к фантастике относятся презрительно и легкомысленно. Почитайте "Свет в окошке", " Многорукий бог Далайна" и вы поймете, что социальная фантастика это могучий и полноценный жанр литературы — русской классической литературы.
VI Международный мультикультурный фестиваль «Звёзды над Донбассом» в 2024 году реализуется Общественной палатой ДНР при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
Нарастает спор между литераторами, так называемого "бумажного" формата и теми, кто именуется "сетевики". А еще чаще последние называются "Сетевыми коммерческими литераторами". Так по крайней мере гудел народ в кулуарах VI Международного мультикультурного фестиваля «Звёзды над Донбассом» в 2024 году, который был реализован Общественной палатой ДНР при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
Хотя понятно, что количество книг этого автора как и у любого порядочного "Сетевика" больше нескольких десятков.
Очевидно, что скорость написания книги с неизбежностью требует жертв. И прежде всего, это касается "тонких материй". Эмоции, ощущения, оттенки восприятия героев не могут быть прописаны в той мере в какой требует этого от нас Михаил Булгаков или, скажем, Андрей Платонов. Но это в общем то и не является грехом или недостатком сетевого фантастического продукта. Да, если мне захочется погрузиться в лингвистический мир эпохи Петра, осмыслить психологическую ломку старого уклада я, безусловно открою Алексея Толстого.
Но вот А. Толстой мне совершенно не даст возможности оценить ВОЗМОЖНОСТЬ технологического рывка РОссии в конце 17 века. Именно технологического, оставляя за скобками социально-психологические этюды. А Михаил Ланцов такую возможность дает. Алексей Толстой не сможет показать возможные трансформации боя "белым оружием" в эпоху огнестрела, а Михаил Ланцов такую возможность мне даст.
Конечно для взрослого, начитанного человека история материальных средств века того в изложении Ланцова — скучновато. Он, начитанный эрудит, понимает, что не одними железками движется история. Я уж молчу, что скажет он, эрудит, о довольно странных вывертах религиозной истории, а вернее восприятия православия православными в изложении Ланцова. А вот, что скажет подросток впервые открыв книгу Ланцова? Он откроет мир интриг, стали и пара,увлекательный цикл об истории научного прогресса в технически отсталом обществе. Он, однозначно, загорится желанием почитать еще про Петра и Меньшикова, про Лефорта и Азовские походы. И неизбежно прейдет к Алексею Толстому и иже с ними.
Для меня очевидно, что сетевики это в общем совсем не художественная литература. Или так, ИНАЯ литература, нежели художественная. Это скорее научно-популярная история в обертке из детектива, эротики и яркой боевки с элементами плутовского и авантюрного романа. ВНИМАНИЕ!!!! Это не значит, что сетевая литература плохая, никудышная, мусорная и прочее. Нет, конечно. Она особый тип/вид/направление/ литературы со своей целью и канонами. Она не ниже и не выше художественной фантастики. Она иная, другая. Привлекает молодежь к истории? Да. Ну так, Браво ей! Разгорается ли зуд у читателя к дополнительному образованию? Да. И снова: Дважды Браво ей! Даст ли она художественный вкус и научит ли тонким наблюдениям за человеком? Нет, конечно. Она не для этого создавалась. ее удел тонкий анализ материального обеспечения научно-технических свершений и схематичная иллюстрация взаимосвязи техники и человека. Главное, паки и паки, повторюсь: мир материальных вещей и их становление.
В общем если кто из студентов спросит: "Константиныч, а че полистать про Петра первого?". Я конечно отвечу: "Для начала милок, прочитай Михаила Ланцова "Сын Петра".
Отдельно отмечу увлекательные иллюстрации в книгах "Сын Петра" из серии: найди несоответствие.
Кстати, несколько наблюдений за Ланцовым.
Собранный, аккуратный, логичный собеседник. С ним комфортно себя чувствуешь и на руинах "Азовстали" и в дорогом ресторане и на его же лекции.
Обманчивая мягкость высказываний Михаила Ланцова скрывает под собой жесточайшего аналитика, имеющего экспертные знания в самых невероятных областях знания. И да, я еще не встречал человека со столь последовательным и систематическим подходом к жизненно-бытовым мелочам. Причем вся эта аналитико-систематика не превращает писателя в суховатого "душнилу", а невероятным образом сочетается с чувством юмора и кампанейским характером. Во всяком случае наше путешествие по знаковым и трагичным местам Мариуполя не раз подтверждало эти наблюдения.