Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «ameshavkin» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 20 июня 10:02

„Тайна вечной ночи"

Научно-фантастическая пьеса И. Луковского в Центральном детском театре

Перед нами фосфоресцирующий под лунным светом океан. Медленно движущийся на горизонте теплоход как бы уводит за собой в неведомые дали. Так начинается спектакль Центрального детского театра «Тайна вечной ночи». Меняется картина, и мы видим борт теплохода «Россия». Судно совершает рейс из Сан-Франциско во Владивосток. На родину возвращаются Елена Турчина, научный работник Института океанографии, и инженер-химик, специалист по пластическим массам Черкасов. Стоя на палубе, он добродушно подсмеивается над Турчиной:

— Уж не думаете ли вы, что вдруг появится морской царь или всплывет таинственная, обросшая илом бутылка, содержащая записки потерпевших кораблекрушение?

Черкасов жалеет о том, что путешествие по океану сейчас лишено романтики.

Турчина, влюблённая в свою профессию, со всем пылом молодости рассказывает химику о загадках океана, о неизведанных его глубинах, о вечной тьме царящей на океанском дне. Вот сейчас они проплывают Тускарорскую впадину. Это «гиблое место», как говорят моряки. Здесь судно почти всегда подстерегают или сильнейший шторм или губительный туман.

И, как бы в подтверждение слов Турчиной, вдруг раздается страшный гул, и на корабль стремительно надвигается полоса ослепляющего света. Турчина фотографирует эту невиданную картину. Вместе с экипажем судна она пытается найти разгадку необычайного явления. Из строя вышла вся радиоаппаратура, отказалась работать радиостанция. Турчина начинает догадываться: произошло землетрясение; на поверхность океана выброшены газы, излучающие ослепительный свет; может быть, это гамма-лучи, близкие по своей природе ультрафиолетовым и рентгеновым лучам? Тогда, значит, на дне океана находятся ценные залежи радиоактивного вещества! Однако это только догадка.

...Теплоход благополучно прибывает во Владивосток. Капитан 1-го ранга (артист И. Соколов), встречая капитана «России» Воронова (артист П. Брянский), приказывает предупредить команду и пассажиров теплохода о том, что они обязаны хранить в тайне событие, свидетелями которого явились, что разглашение будет равносильно разглашению военной тайны. Предметы же, бывшие в зоне светящейся полосы, приказано сдать для производства анализов.

Но о событии в Тускароре узнают представители одной страны, имеющей военные посты в океане. Они приказывают любой ценой добыть во Владивостоке предметы с теплохода «Россия».

Совершается гнусное преступление. Напав на вахтенного теплохода Сверчкова (артист Г. Молодцов), направляющегося сдать по назначению чемодан с вещами, нужными для анализов, агенты империалистической державы убивают его и овладевают чемоданом.

Так, сразу захватывая зрителей, начинается научно-фантастическая пьеса лауреата Сталинской премии И. Луковского.

Дальнейшее же развитие сюжета идет по двум линиям. Мы видим так называемую «противочумную» станцию в Африке, содержащуюся на средства некоего Маркворта (артист Н. Пастухов). На ней работают привезенные из Бизонии специалисты по атомной энергии. Среди них гидрофизик — немецкий,фашист Иольф, проводивший в свое время в Майданеке опыты с воздействием на человеческий организм гидравлических давлений огромной силы. Эти «деятели науки», привыкшие не гнушаться никакими средствами, воспользовались чемоданом убитого Сверчкова.

Алчный бизнесмен Маркворт хочет во что бы то ни стало завладеть тайной океана. Он обещает возвращение на родину и пожизненную ренту Иольфу, фон-Гарвицу, адмиралу Мирбах. Но, чтобы исследовать глубину океана, нужен гидростат — камера для погружения в морскую пучину. Они узнают, что в Советском Союзе такой гидростат уже сконструирован. Тогда хищники вспоминают об одном известном профессоре, прогрессивном ученом норвежце Биакаре (заслуженный артист Т. Соловьев). Им удается перехватить письмо Биакару от советского академика Русанова. В этом письме давалось согласие на участие норвежца в советской экспедиции. Иольф и компания вручают профессору подложное письмо, подписанное якобы Русановым и содержащее отказ от услуг Биакара.

Огорченный ученый, целью и мечтой которого было произвести спуск в глубины океана, соглашается принять участие в экспедиции Маркворта. Он отдает в распоряжение иностранной экспедиции ранее сконструированный им гидростат. По требованию Маркворта спуск производится безотлагательно, наспех. Эта поспешность приводит к тому, что гидростат не может всплыть обратно. На дне океана гибнет крупный ученый и вместе с ним фашист Иольф.

В это время с большой тщательностью шла подготовка советских ученых к экспедиции в подводные глубины. Как одна большая и дружная семья, трудится весь коллектив Института океанографии — и секретарь Маргарита Васильевна (заслуженная артистка РСФСР С. Волховская), и сторож Еремеич (заслуженный артист РСФСР П. Чинаров), и академик Русанов (лауреат Сталинской премии М. Нейман), и профессор океанографии Лаврентьев (артист Е. Перов), его ученица Турчина (артистка В. Меньковская), профессор Джаяни (артист В. Харлашин), и знакомый нам уже инженер Черкасов (артист Г. Печников). Это честные труженики науки, патриоты своей Родины.

Простым, понятным каждому школьнику языком они говорят о научных открытиях в области океанографии и физики. В этом — большая заслуга И. Луковского, умело сочетавшего занимательный сюжет со знанием затрагиваемых в пьесе научных вопросов.

Одна из лучших сцен спектакля — спуск советского гидростата в глубины океана. Экспедиция одерживает победу.

Спектакль заканчивается подъёмом флага Советского Союза, который взвивается на мачте судна и под бурные аплодисменты зрителей медленно плывет через весь зал.

Спектакль «Тайна вечной ночи», поставленный режиссерами Г. Товстоноговым и А. Некрасовой, оставляет хорошее впечатление. Он красочен, занимателен и представляет для юных зрителей познавательный интерес. В талантливом, изобретательном оформлении художника В. Иванова использованы люминесцентные (светящиеся) краски, введена киносъёмка. Все это придаёт спектаклю несомненный интерес.

Л. Третьякова.

«ТАЙНА ВЕЧНОЙ НОЧИ» в Центральном детском театре. Сцена из четвертого действия: Елена Турчина — артистка В. МЕНЬКОВСКАЯ, профессор Лаврентьев — артист Е. ПЕРОВ.

Фото К. ВДОВИНОЙ.


(Вечерняя Москва, 1949, № 155, 1 июля)


Файлы: original.pdf (789 Кб)
Статья написана 15 июня 19:46

Без поблажек и скидок

СЛОВО О НАУЧНО-ФАНТАСТИЧЕСКОЙ И ПРИКЛЮЧЕНЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Три дня длилось Всесоюзное совещание по научно-фантастической и приключенческой литературе. Каковы же его итоги?

Прежде всего установлено главное: нет какого-то особого жанра научно-фантастической и приключенческой литературы со специфическими, исключительными, ему лишь одному свойственными законами. Есть обычный жанр художественной прозы, одним из направлений или видов которого и является научно-фантастическая и приключенческая литература с законами, присущими всей нашей художественной литературе.

А как же быть в таком случае со «скидкой на жанр»? И тут оказалось, что, поскольку нет особого жанра с его «спецификой», исчезает и ширмочка, именуемая «скидкой на жанр». Но что-то ведь должно хоть как-то отличить пусть даже самую добротную приключенческую книгу от столь же добротной книги иного рода? Да, конечно. Это прежде всего острота сюжета, а для научно-фантастической еще и наличие большого полета фантазии, глубокое знание тех или иных областей науки и техники, поэтическое осмысление их.

И тут сразу же возник коренной вопрос всякого художественного произведения — создание запоминающегося образа героя, без которого немыслима сюжетная проза. И хотя истина эта, казалось бы, не требовала доказательств, ибо никто даже и не пытался отрицать этого, в выступлениях некоторых писателей звучала все-таки каким-то подтекстом попытка сделать этому герою хоть какую-нибудь «скидку на жанр».

Поскольку, однако, вопрос о создании яркого образа положительного героя был главной темой разговора. ни у кого в конце концов не осталось сомнений, что герой этот должен быть таким, который не только запомнился бы, но и увлек читателя на ратный, трудовой или научный подвиг, пленил бы его красотой своего характера, благородными идеалами, умом и широтой познаний.

Немало было разговоров и о различных направлениях научно-фантастической и приключенческой литературы. Спорили, что же важнее: фантастика «дальнего действия» или «ближнего боя», книги о разведчиках и милиции или повествования об отважных путешественниках, открывателях новых земель и людях трудового подвига, юношах и девушках, осваивающих целинные земли. Но так как главный вопрос — непременная высокая художественность и все то, что включено в это широкое понятие искусства литературы, был в основном определен, все остальное было уже второстепенным.

Много споров было и о таких направлениях приключенческой литературы, как детективное. Были даже попытки заменить этот термин иным, ибо очень уж ассоциируется он с дурнопахнущим современным буржуазным детективом. И хотя не было внесено полной ясности в этот вопрос, решено было все-таки, что под детективной повестью будем мы подразумевать такое произведение. в центре которого есть какая-либо тайна (уголовная, историческая или научная), которую автор последовательно раскрывает читателю методом научного анализа.

Серьезный разговор возник и о «Библиотечке военных приключений» Воениздата. Наряду с интересными, талантливыми произведениями в последнее время появилось в ней немало книг посредственных, ремесленнических и серых. Обстоятельство это встревожило писателей.

В адрес Военного издательства было высказано много претензий, главные из которых — упрек в невзыскательности к художественным недостаткам и однобокости тематики публикуемых произведений. Единодушным было пожелание сделать эту популярную не только у военных читателей библиотечку подлинно военной. Первейшей задачей ее должно быть прославление ратного подвига, героики не только разведчиков, но и прочих воинов как в военное, так и в мирное время. Желательно также, чтобы «Библиотечка военных приключений» расширила круг своих тем за счет военной научной фантастики и остросюжетного, злободневного политического памфлета.

Проблеме остросюжетной литературы на международные темы было уделено много внимания. До сегодняшнего дня этому важному направлению нашей приключенческой литературы не придавалось, к сожалению. должного значения. а ведь оно является незаменимым оружием в той идеологической борьбе, которую нам все еще приходится вести с неослабеваемым напряжением.

Несколько менее острым был на совещании разговор о научной фантастике. Так же, как и в приключенческой литературе, обнаружился тут недостаток художественного мастерства. Наметилась и угроза некоторого крена в область астронавтики, что нежелательно, несмотря на все успехи современной астрономии и астронавтики. Наша научная фантастика должна развиваться достаточно стройно, чтобы полнее отражать успехи современной нашей науки и техники, смелее заглядывать в будущее не только с точки зрения техники завтрашнего дня, но и с учетом развития общественных наук и общественных отношений.

Положительно оценило совещание хорошую инициативу Детгиза — выпуск альманаха «Мир приключений». В нем публикуются неплохие произведения, намечается и тематическое разнообразие, жаль только, что выходит он чрезвычайно редко — по книге в год.

Альманах, однако, при всей своей положительной роли, не может, конечно, заменить ежемесячный журнал, который не только публиковал бы на своих страницах лучшие произведения научно-фантастической и приключенческой литературы, но и серьезно рецензировал бы выходящие произведения. Это позволило бы повести жестокую борьбу с серыми, халтурными произведениями, наводняющими книжный рынок и действительно портящими вкусы читателей, особенно молодых. Пожелание иметь такой журнал было единодушно выражено всеми присутствовавшими писателями при подведении итогов совещания.

Необходимость в таком журнале диктуется еще и тем обстоятельством, что критика наша почти не уделяет серьезного внимания научно-фантастической и приключенческой литературе.

Ярким примером пренебрежительного отношения к этой литературе может послужить хотя бы тот факт, что на прошедшем совещании никто из критиков не только не выступил, но и не присутствовал. Пренебрежение это удивительно и непонятно. Удивительно оно по той причине, что научно-фантастическая литература пользуется ведь огромной популярностью и читается людьми всех возрастов, особенно молодежью. Как же не считаться со всем этим? Как не помочь сделать эту литературу подлинным оружием воспитания молодежи?

Мы надеемся, что прошедшее совещание, а также повседневная помощь критики помогут сделать всю эту любимую народом литературу не только высокоидейной, но и высокохудожественной, не нуждающейся ни в каких поблажках и скидках.

Николай Томан.


(Вечерняя Москва, 1958, № 162, 11 июля)


Файлы: 000199_000009_011891607_01.pdf (539 Кб)
Статья написана 12 июня 10:06

«Загадки тунгусскою метеорита»

Лекция-инсценировка в планетарии

В планетарии с большим успехом идет лекция-инсценировка «Загадки тунгусского метеорита». В увлекательном научно-популярном диспуте, который ведется научными сотрудниками, участвуют и зрители. Выступают инженеры, военнослужащие, студенты. Заканчивается лекция, молодежь окружает научных сотрудников, задает множество вопросов. Что же это за инсценировка, вызываются такой интерес?

О знаменитом тунгусском метеорите. упавшем 30 июня 1908 года, знают многие. Известно, что грохот от взрыва этого крупнейшего метеорита был слышен на расстоянии сотен километров. Удар вызвал сейсмическую волну, дважды обежавшую земной шар. При взрыве таежный лес был сожжен или повален на площади, равной, примерно. Московской области. Но. несмотря на все усилия ученых, так и не удалось найти ни крупных, ни мелких частиц метеорита.

Исходя из того, что до сих пор ни одного осколка не обнаружено, писатель А. Казанцев и строит свою научно-фантастическую инсценировку. Быть может это был не обычный метеорит, а урановый?.. Тогда при взрыве и не должно было остаться осколков. Мысль писателя уходит еще дальше. Инсценировка развертывается. А разве не могло быть, что над рекой Тунгуской разорвался межпланетный корабль марсиан, в котором находился запас урана для обратного путешествия? Беспочвенная фантастика? Жизни на Марсе нет? Последние исследования советских астрономов доказывают, что на этой планете имеется растительность. Профессор Тихов даже установил наличие на Марсе вечнозеленых растений (наподобие нашей ели и сосны). Но тут выдвигается новое возражение. Полет с Марса на Землю мог быть осуществлен лишь во время противостояния (когда Солнце и Марс находятся на противоположных сторонах от Земли) в данном случае — в 1907 или 1909 гг. Ках же предположить, что «межпланетный корабль» совершил свой «рейс» летом 1908 года? Подсчитано, что если бы марсиане вылетели со своей планеты в 1907 году, они могли бы достичь Земли не раньше середины 1908 года.

Диспут, сопровождаемый кинокадрами . показом звездного неба и диаграмм. продолжается. Различные научные предположения и объяснения следуют одно за другим. Заходит речь о возможном в ближайшем будущем полете в межпланетном пространстве. То. о чем лишь мечтали Кибальчич и Циолковский, сейчас становится реальностью. На экране показываются в действии наши «катюши». а также реактивные самолеты. Быть может, недалеко то время, когда со стартовой площадки в Москве первый ракетный корабль уйдет в межпланетное путешествие...

Свет меркнет. Над головами зрителей — вечернее московское небо. Грандиозное здание Дворца Советов. Ракетоплан уносится в пространство. все ускоряя свое движение. Это первый ракетный снаряд с людьми, которые отправятся в рейс на Марс...

*

Московский планетарий, секция научно-художественной литературы союза советских писателей и совет Центрального дома литераторов организовали общественный просмотр и обсуждение инсценировки А. Казанцева. В зале собрались ученые, писатели, учащиеся. Многие из них приняли участие в обсуждении.

Член-корреспондент Академии наук СССР А. Михайлов сказал, что ему довелось в свое время просмотреть в планетарии ряд лекций-инсценировок, но ни одна из них не была так удачна, как эта.

Профессор П. Паренаго заявил:

— Научно-фантастическая лекция-инсценировка хороша и по форме и по содержанию.

Писатель Н. Михайлов говорил о том. что А. Казанцеву удалось в своем произведении дать нечто новое и своеобразное в области научно-фантастического жанра.

П. Венский.


(Вечерняя Москва. 1948. № 25, 30 января)


Файлы: 2024-06-12_11-38-16.pdf (76 Кб)
Статья написана 29 мая 16:00

„Проблемы научной фантастики"


В КЛУБЕ ПИСАТЕЛЕЙ


Известно, какой огромный интерес проявляют советские читатели, особенно молодежь, к научно-фантастической и приключенческой художественной литературе. Переводные романы Жюль-Верна, Фенимора Купера, Майн-Рида, Стивенсона, Герберта Уэллса и других чрезвычайно популярны среди молодежи. Для руководства работой писателей в области научно-фантастической и приключенческой литературы при союзе советских писателей созданы специальные секции.


На первое заседание секции научно-художественного жанра, посвященное теме «Проблемы научной фантастики», пришли известные учёные. Среди них — члены-корреспонденты Академии наук СССР И. Артоболевский, А. Опарин, С. Вольфкович, заслуженный деятель науки В. Некрасов, профессор Ю. Фролов, а также многие писатели и критики. Исторический обзор литературы научно-фантастического характера сделал писатель К. Андреев.


В своем обзоре докладчик дал характеристику творчества выдающихся мастеров научно-фантастического жанра — Жюль-Верна, Герберта Уэллса, а также современных писателей Западной Европы и Америки. Особо остановился он на разборе советской научно-фантастической литературы, отметив большие заслуги в этой области Алексея Толстого, автора романов «Гиперболоид инженера Гарина» и «Аэлита». Были отмечены также произведения академика Обручева, писателя Беляева и других.


В прениях по докладу выступали заслуженный деятель наук В. Некрасов, профессор Г. Бабат, профессор Ю. Фролов, писатели Л. Успенский, Ю. Долгушин и другие.


Нараду с секцией научно-фантастического жанра на-днях была создана комиссия приключенческой литературы. Заседание комиссии состоится сегодня в клубе писателей. Доктер филологических наук, писательница Мариэтта Шагинян выступят с докладом на тему «Проблема советского детективного романа».


Докладчица расскажет о развитии в России художественной литературы этого типа, об истории русской судебной повести, о влиянии судебной реформы 60-х годов на современную ей литературу, об отражении ее, в частности, в произведениях Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, И. С. Тургенева и других русских писателей. Заключительная часть доклада посвящается проблемам советской художественной литературы, отображающей работу наших судебно-следственных органов.


Председательствует на собрании Л. Шейнин. В прениях выступят: дважды Герой Советского Союза И. Папанин, Герой Социалистического Труда Б. Шпитальный. кинорежиссеры С. Эйзенштейн и В. Шнейдеров, писатели В. Шкловский, Л. Никулин, Н. Шпанов.


(Вечерняя Москва. — 1945. — 31 мая (№ 126))


Статья написана 25 мая 15:52

РАДИОВЕК БУДУЩЕГО


Техника 20-го века претворила в жизнь и лаже во многих случаях превзошла самые смелые фантазии Жюль Верма и Г. Уэльса. В наш век быстрых передвижений, когда расстояние в 4.500 километров покрывается безостановочно в 26 часов, а кругосветное путешествие совершается туристами в 26 дней, когда наступление армий руководится целыми эскадрами аэропланов. когда вопрос о полете на луну становится почти реальной дей­ствительностью,-—в наш век кажутся забавными фантазии романов «В 80 дней вокруг света», «Война в воздухе» и т. п.


Молниеносное развитие радио­техники, передача звуков на не­ограниченное расстояние, передача изображений по радио, развитие телемеханики (техники управления механизмами иа расстоянии) рисуют новые перспективы грядущего века, когда радио, расширив кругозор внешних восприятий человека, станет такой же незаменимой частью обихода, как и электриче­ство. Фантазия почти не может обогнать действительного темпа развития этой новой области чело­веческой техники.


Как же рисуется нам жизнь человека конца 20-го века? Человек 20-го века—это деловой человек, жизнь которого по большей части протекает в деловом кабинете, где сконцентрированы все необходимые ему для связи с внешним миром радиоаппараты и приборы.


Автоматический радиотелефон в взывает его с любым местом на змином шаре. Для этого ему нужно только соединить свой радио­телефон с соответствующим пунктом, указанным на глобусе-коммутаторе. Этот коммутатор немедленно настраивает его на длину волны вызываемого места. Ручка, находящаяся у него под рукой позволяет ему автоматически вызвать номер необходимого абонента в данном городе, и вызов готов. Абонент ему отвечает, причем он слышит его голос в громкоговоритель, а на экране видит его изображение, переданное по радио.


Радиотелескоп, находящийся слева (смотри рисунок), позволяет ему контролировать свои дела в разных учреждениях и предприятиях, не выходя из своего кабинета. В данный момент изображенный на рисунке некий «зав» контролирует погрузку товаров на судно, стоящее в порту другого города. Изображение всего происходящего в порту видно на экране. Одним поворотом переключателя «зав» переводит свой всевидящий телеглаз в другой уголок порта, фабрики или завода.


Фантазия эта благодаря работам русского инженера Термена уже близка к осуществлению. Последние опыты с изобретенной в Ленинграде радиопишущей машинкой говорят за то, что в кабинете делового человека будущего будет установлена такая радиомашинка, которая будет автоматически вести всю его корреспонденцию. Учреждение. желающее передать письмо, пишет у себя на радио-машинке соответствующий текст, который машинка «зава» буква за буквой переписывает в его же кабинете.


Радиочасы, контролируемые автоматически радиосигналами особой часовой радиостанции, отмечают точно час поступления писем и ставят номера исходящей и входящей корреспонденции. Написанное письмо падает в корзинку.


Достижения радиотехники рисуют также заманчивую проблему передачи мощной электрической энергии без проводов. С этой целью будут сооружены особые башни, которые будут распыливать электрическую энергию в разные стороны в районе 100—200 километров от силовой станции. Эта энергия будет использована для освещения, отселения и путей сообщения.


В больших городах люди будут передвигаться на роликах, приводимых в движение особыми небольшими электромоторами. Элек­трическая энергия, распыливаемая центральными электрорассеиватель­ными станциями, будет поступать в ролики через небольшие антенны и провода, помещаемые на головных приборах «пешеходов». Для такого движения будут сооружены специальные помосты и тротуары.


Таким же способом, помощью распыляемой мощной радиоэнергии будут приводиться в движение воздушные и морские суда. Как те, так к другие будут контролиро­ваться и управляться с берега. В войне будущего это управление на расстоянии сыграет особо важную роль, так как позволят выполнять любую военную задачу без риска человеческими жертвами.


Е. ЗЕЛИКОВ.


(Экран: Литературно-художественный журнал. — 1926. — № 34. — С. 15)

Микротиражники без должных оснований приписали этот очерк Э. Зеликовичу. Между тем под именем Е. Зеликов в 1914-1927 гг. выпущено несколько книг по радиоделу.


Файлы: 290156534.pdf (231 Кб)



  Подписка

Количество подписчиков: 105

⇑ Наверх