На этот раз я решил ограничиться обзором финалистов премий Локуса, а также Мемориальных премий Кэмпбелла и Старджона. Когда только по Локусу количество иллюстраций достигло 50, я понял, что нужно разбить задуманное пополам. В следующей части вас ждёт обзор номинаций на British Fantasy Award, Мифопоэтическую премию, премию за переводы НФ+Ф на английский и неожиданный лауреат премии для дебютантов Compton Crook Award.
Финалисты премии Локуса за 2012 год
Первого мая, в день светлого праздника Белтайн, The Locus Science Fiction Foundation огласил финалистов премии Локуса за 2012 год, то есть по пять позиций в каждой категории, набравших наибольшее количество голосов.
Лауреатов объявят в рамках Science Fiction Awards Weekend (уикэнда фантастических премий) в Сиэтле, штат Вашингтон, 15-17 июня. На вручении премий Конни Уиллис будет церемониймейстером (она это здорово умеет, сам когда-то видел/слышал). Кроме этого, в рамках уикэнда пройдут выступления писателей и чтение ими своих текстов, круглые столы, автограф-сессии, мастерклассы Конни Уиллис и Джеймса Патрика Келли, и многое другое. Билеты продаются на сайте Локуса.
И ведь как держат интригу! Первые места стали известны к концу апреля, когда пересчитали голоса. Первые пятёрки объявлены в алфавитном порядке, чтобы никто ничего не заподозрил. Администрация хранит гробовое молчание. Не знаю, я бы, наверное, не выдержал молчать полтора месяца! Итак, финалисты:
НФ роман / Science Fiction Novel
• Leviathan Wakes, James S. A. Corey (Orbit US; Orbit UK)
• 11/22/63, Stephen King (Scribner; Hodder & Stoughton as 11.22.63)
• Embassytown, China Miéville (Del Rey; Macmillan)
• Rule 34, Charles Stross (Ace; Orbit UK)
• The Children of the Sky, Vernor Vinge (Tor)
Фэнтези роман / Fantasy Novel
• A Dance with Dragons, George R.R. Martin (Bantam; Harper Voyager UK)
• Snuff, Terry Pratchett (Harper; Doubleday UK)
• The Wise Man’s Fear, Patrick Rothfuss (DAW; Gollancz)
• Deathless, Catherynne M. Valente (Tor)
• Among Others, Jo Walton (Tor)
Дебютный роман / First Novel
• Ready Player One, Ernest Cline (Crown; Century)
• God’s War, Kameron Hurley (Night Shade)
• Soft Apocalypse, Will McIntosh (Night Shade)
• The Night Circus, Erin Morgenstern (Doubleday)
• Mechanique: A Tale of the Circus Tresaulti, Genevieve Valentine (Prime)
Детско-юношеская книга / Young Adult Book
• Planesrunner, Ian McDonald (Pyr)
• Akata Witch, Nnedi Okorafor (Viking)
• Miss Peregrine’s Home for Peculiar Children, Ransom Riggs (Quirk)
• The Girl Who Circumnavigated Fairyland in a Ship of Her Own Making, Catherynne M. Valente (Feiwel and Friends)
• Goliath, Scott Westerfeld (Simon Pulse; Simon & Schuster UK)
Повесть / Novella
• The Affair of the Chalk Cliffs, James P. Blaylock (Subterranean)
• “The Man Who Bridged the Mist”, Kij Johnson (Asimov’s 10-11/11)
• “Kiss Me Twice”, Mary Robinette Kowal (Asimov’s 6/11)
• “The Ants of Flanders”, Robert Reed (F&SF 7-8/11)
• Silently and Very Fast, Catherynne M. Valente (WSFA)
Новелла / Novelette
• “Underbridge”, Peter S. Beagle (Naked City)
• “The Copenhagen Interpretation”, Paul Cornell (Asimov’s 7/11)
• “The Summer People”, Kelly Link (Tin House: The Ecstatic/Steampunk!)
• “What We Found”, Geoff Ryman (F&SF 9-10/11)
• “White Lines on a Green Field”, Catherynne M. Valente (Subterranean Fall ’11)
Рассказ / Short Story
• “The Way It Works Out and All”, Peter S. Beagle (F&SF 7-8/11)
• “The Case of Death and Honey”, Neil Gaiman (A Study in Sherlock)
• “The Paper Menagerie”, Ken Liu (F&SF 3-4/11)
• “The Bread We Eat in Dreams”, Catherynne M. Valente (Apex 11/11)
• “The Cartographer Wasps and the Anarchist Bees”, E. Lily Yu (Clarkesworld 4/11)
Журнал / Magazine
• Analog
• Asimov’s
• Clarkesworld
• F&SF
• Tor.com
Издательство / Publisher
• Baen
• Night Shade
• Small Beer
• Subterranean
• Tor
Антология / Anthology
• Welcome to Bordertown, Holly Black & Ellen Kushner, eds. (Random House)
• The Year’s Best Science Fiction: Twenty-eighth Annual Collection, Gardner Dozois, ed. (St. Martin’s Griffin)
• Steampunk!, Kelly Link & Gavin J. Grant, eds. (Candlewick; Walker UK)
• Eclipse Four, Jonathan Strahan, ed. (Night Shade)
• Engineering Infinity, Jonathan Strahan, ed. (Solaris; Solaris UK)
Авторский сборник / Collection
• Sleight of Hand, Peter S. Beagle (Tachyon)
• The Collected Stories of Carol Emshwiller, Volume 1, Carol Emshwiller (Nonstop)
• Two Worlds and In Between, Caitlín R. Kiernan (Subterranean)
• After the Apocalypse, Maureen F. McHugh (Small Beer)
• The Bible Repairman and Other Stories, Tim Powers (Tachyon)
Редактор(-составитель) / Editor
• Ellen Datlow
• Gardner Dozois
• Jonathan Strahan
• Ann & Jeff VanderMeer
• Gordon Van Gelder
Художник / Artist
• Bob Eggleton
• John Picacio
• Shaun Tan
• Charles Vess
• Michael Whelan
Нехудожественная книга / Non-fiction
• In Other Worlds: SF and the Human Imagination, Margaret Atwood (Talese; Virago; Signal (Canada))
• Becoming Ray Bradbury, Jonathan R. Eller (University of Illinois)
• Musings and Meditations, Robert Silverberg (Nonstop)
• Evaporating Genres: Essays on Fantastic Literature, Gary K. Wolfe (Wesleyan)
• Sightings: Reviews 2002-2006, Gary K. Wolfe (Beccon)
Альбомы по искусству / Art Books
• Out of This World: Science Fiction But Not As You Know It, Mike Ashley, ed. (British Library)
• Cor Blok, A Tolkien Tapestry: Pictures to Accompany The Lord of the Rings (HarperCollins UK)
• Spectrum 18: The Best in Contemporary Fantastic Art, Cathy Fenner & Arnie Fenner (Underwood)
• Masters of Science Fiction and Fantasy Art, Karen Haber, ed. (Rockport)
• Jeffrey Jones, Jeffrey Jones: A Life in Art (IDW)
Прежде, чем я стану комментировать финалистов, отмечу: прогнозист из меня так себе, хотя в некоторых категориях я назвал правильно больше половины. Вот и среди НФ романов я правильно предсказал Мьевиля, Стросса и Винджа, а Кори называл среди возможных финалистов, но насчёт Кинга сильно сомневался (и зря). Особую пикантность ситуации придаёт тот факт, что почти для всех авторов это последний шанс получить в этом году хоть что-нибудь (Кори и Мьевиль выдвинуты на Хьюго, но против Мартина не попрёшь), Кингу вообще-то всё равно, но он выдвинут ещё на BFA. Мьевиль выдвинут ещё на Кэмпбелла, поэтому, строго говоря, для него это один из двух последних шансов. Честно говоря, я совершенно теряюсь в догадках о том, кто получит премию. Имхо, по порядку убывания вероятности это могут быть 1) Мьевиль, 2) Виндж, 3) Кинг. Болеть я буду за Мьевиля и Стросса, также порадуюсь за Винджа, если победит.
Среди фэнтезей я правильно назвал аж четырёх, поскольку тут всё было довольно предсказуемо: Пратчетта, Мартина, Ротфусса и Уолтон. Никак не ожидал, что Аберкромби окажется за бортом финала. Валенте выступает мощно, а в этом финале у неё целых пять произведений (фэнтези, д/ю книга, и по одному во всех трёх категориях малой прозы – возможно, это рекорд). Мартин, Уолтон и Аберкромби также выдвинуты на BFA, а номинации на WFA ещё впереди… Наибольшие шансы получить премию – у Мартина, следом за ним в порядке убывания вероятности идут Пратчетт, Уолтон и Ротфусс. Болеть я буду за одного лишь Пратчетта.
Среди дебютантов я правильно назвал тоже четырёх финалистов, только Клайна недооценил. Шансы получить премию примерно равны у всех пятерых, хотя Моргенштерн больше всех преуспела в коммерческом плане, а Хёрли уже получила Кроуфорда. Болеть особенно ни за кого не буду, пожалуй, только за Валентайн порадуюсь.
Я не слежу особенно за д/ю книгами, но в процессе подготовки обзоров кое в чём разобрался, и это позволило мне назвать четырёх из пяти финалистов, хотя лишь одну я назвал как точного финалиста, а троих – как вероятных. Никак я не мог предположить, что за бортом останется Делия Шерман, получившая премию Нортон и имеющая неплохие шансы в д/ю категории Мифопоэтической премии. У этих финалистов также примерно равные шансы, а болеть я буду за МакДональда.
В категории повестей несложно было предсказать тройку финалистов, фигурирующих в номинациях на различные премии (Джонсон, Коваль, Валенте). Блейлок в финале стал для меня приятным сюрпризом. Прежде я считал его шансы невысокими. Кто получит премию, сказать сложно. Скорее всего это будет кто-то из тройки, и лучше пусть это будет Валенте. На победу Блейлока надеяться не приходится, хотя болеть я всё равно буду за него и за Валенте. Также порадуюсь, если премия достанется Коваль.
В категории новелл я угадал только двух финалистов, и оба они британцы, что особенно приятно. Корнелл уже получил премию BSFA, а Райман – Небьюлу; оба они есть в номинации на Хьюго, так что шансы их весьма высоки. К тому же обе новеллы опубликованы в американских журналах, что повышает их шансы на американских премиях. Вот их я и считаю наиболее вероятными кандидатами на премию, за них и буду болеть. За Бигла тоже порадуюсь.
Что же до рассказов, то среди финалистов я правильно видел двоих американских китайцев Лю и Ю. Очень надеялся увидеть там шерлокиану Геймана, и эта надежда оправдалась. Не удивлюсь, если Гейман победит. Хотя, конечно, премия может достаться и Лю, в активе которого уже есть Небьюла. Предсказывать пальцем в небо не стану, а болеть, конечно, буду за Геймана; за Бигла тоже порадуюсь.
Журналы и издательства пусть оценивают американцы, им это ближе. Из бумажных журналов, имхо, лучший – Asimov’s, даже и без Дозуа; из онлайновых – Clarkesworld. Среди издательств, специализированные подразделения издательских империй в финал вообще не попали. Из сателлитов издательских империй лучший – Tor, и эта ситуация остаётся неизменной много лет; среди малых независимых издательств лидер, безусловно, Subterranean. Как их оценили читатели Локуса, мы узнаем в середине июня.
Прошедший год был урожайным на хорошие антологии, особенно оригинальные, и они правят был в своей категории (4 из 5, а пятая – Лучшее за год от Дозуа). Я правильно назвал троих финалистов: 2 антологии Стрейхана и одну Дозуа. Я ни минуты не сомневаюсь, что премия ему, Дозуа, и достанется, хотя Engineering Infinity – книга тоже очень сильная, за неё и стану болеть. (Примечание: Я дополнительно показал британское издание Лучшего за год от Дозуа -- оно издаётся под другим названием и с другой нумерацией, но внутри то же самое.)
В категории авторских сборников меня постигло разочарование: ни Дозуа, ни Стерлинг в финал не попали (что они там себе думают?!)… И вообще я правильно предсказал лишь двух финалистов: Пауэрса и Бигла, причём последнего как вероятного финалиста. Скорее всего, эти двое и поборются за премию, а болеть я буду за Пауэрса. У меня даже эта книжка есть, с автографом, поставленным как положено – вверх ногами! Поскольку на странице есть место и у меня есть обида на голосователей, шестым сборником я поставил Стерлинга.
На редакторах и художниках надолго останавливаться не стану – пусть каждый делает своё дело на своём участке. Дозуа-антологисту и Дозуа-журнальному-редактору всё равно нет равных, но другие же тоже что-то делают… Художники здесь представлены однобоко, без Европы. Пусть в Штатах Уэйлан лучше всех, но в Европе также есть множество достойных художников, и не только британской школы.
Предсказывая нехудожественных финалистов, я сильно переоценил мемуар Рюкера, но правильно указал среди финалистов Этвуд, Вулфа и Эллера. Удивляет безразличие Локуса к Клюту: новое, онлайновое издание Энциклопедии НФ не попало в лонглист, а сборник эссе о фантастике не попал в шортлист… В таком раскладе премия может достаться Этвуд, и я был бы этому рад. В принципе, и монография о Брэдбери, и сборники эссе или рецензий Вулфа с таким же успехом могут претендовать на премию, номинация очень ровная.
Альбомы по искусству на этот раз вынесли в отдельную категорию, и это правильно. Прошедший год не был особо урожайным на альбомы, хотя кое-какие интересные книги вышли. Самым оригинальным из них был альбом Кор Блока с гобеленами по Толкину в стиле знаменитого гобелена из Байо (конец 11 века). Его стилистика мне совсем не нравится, но идея интересная. Каталог прошлогодней выставки, организованной библиотекой Британского Музея, который получил особый приз BSFA, также есть среди финалистов. Два сборных альбома (Spectrum и Masters) ориентированы на самую широкую публику, а альбом Джеффри Джонса подводит итог его творческой карьеры. Я обиделся на голосователей за то, что сборник лучших работ Криса Фосса в финал не попал. Поэтому я сам поставил его на свободное место.
Финалисты Мемориальных премий Джона Кэмпбелла и Теодора Старждона за 2012 год
В первой половине мая были объявлены финалисты Мемориальной премии Джона Кэмпбелла за 2012 год. Эта премия, присуждаемая за лучший НФ роман, будет вручаться во время Кэмпбелловской конференции, которая состоится 5-8 июля в Лоуренсе, Канзас. Финалистами стали:
• Ready Player One, Ernest Cline (Crown)
• This Shared Dream, Kathleen Ann Goonan (Tor)
• Soft Apocalypse, Will McIntosh (Night Shade)
• Embassytown, China Miéville (Del Rey)
• The Islanders, Christopher Priest (Gollancz)
• The Highest Frontier, Joan Slonczewski (Tor)
• Dancing with Bears, Michael Swanwick (Night Shade)
• Osama, Lavie Tidhar (PS)
• Robopocalypse, Daniel H. Wilson (Simon & Schuster)
• Home Fires, Gene Wolfe (Tor)
• Seed, Rob Ziegler (Night Shade)
Кэмпбелловское жюри всегда гораздо на сюрпризы, как положительные, так и отрицательные. Единственным очевидным кандидатом, в чьём включении в шортлист я не сомневался, был Мьевиль. Я очень огорчён невключением в финал Винджа, Стросса, Холдемана, Уилсона (здесь какой-то другой Уилсон, автор технотриллеров). Но вместе с тем жюри порадовало меня включением в финал Вулфа, Приста, Тидхара, и даже Суэнвика, на выдвижение которого я уже и не надеялся. Приятно, что двигают вперёд оригинальных дебютантов (Клайн, МакИнтош, Зиглер). Но всё же есть какое-то ощущение несбалансированности этого шортлиста.
Как я прежде отметил, здешнее жюри известно своей непредсказуемостью, поэтому гадать, кому достанется премия – занятие неблагодарное. Если подходить с точки зрения статистики, то наиболее титулованным (по количеству номинаций на премии) является роман Мьевиля. Если идти от литературы, то самыми ценными с этой точки зрения будут книги Приста, Вулфа, Тидхара и того же Мьевиля. Если подходить со стороны научности фантастики, то здесь преимущество у Винджа, Слончевски и опять же Мьевиля, к тому же у последнего роман является редкой разновидностью твёрдой НФ – лингвистической фантастикой. По совокупности выходит, что жюри от Мьевиля никуда не деться, но как они рассудят – неизвестно пока что даже им самим. Подождём начала июля и тогда удовлетворим своё любопытство.
Чуть позже, в середине мая, были объявлены финалисты Мемориальной премии Теодора Старджона, присуждаемой за лучшие произведения НФ малой формы, которая также будет вручаться на Кэмпбелловской конференции. Этими финалистами стали:
• “Six Months, Three Days”, Charlie Jane Anders (Tor.com 6/8/11)
• “The Copenhagen Interpretation”, Paul Cornell (Asimov’s 7/11)
• “Ghostweight”, Yoon Ha Lee (Clarkesworld 1/11)
• “The Old Equations”, Jake Kerr (Lightspeed 7/11)
• “The Man Who Ended History: A Documentary”, Ken Liu (Panverse Three)
• “The Paper Menagerie”, Ken Liu (F&SF 3-4/11)
• “The Choice”, Paul McAuley (Asimov’s 2/11)
• Silently and Very Fast, Catherynne M. Valente (WSFA; Clarkesworld 10/11)
Повесть “The Man Who Bridged the Mist” by Kij Johnson (Asimov’s 10-11/11) также вышла в финал, но Джонсон как член жюри сняла её с рассмотрения (вот и славно).
Особенностью премии является сваливание в одну кучу повестей, новелл и рассказов, отчего рассказы получают премии реже, чем вещи более крупные, в которых авторам легче реализовать свою задумку во всей полноте. Фаворитами я бы назвал произведения выдвинутые на другие значительные премии и некоторые, уже их получившие, т.е. Андерс, Корнелл, Лю и Валенте. Лю представлен повестью и рассказом, оба выдвинуты на Хьюго, а рассказ получил Небьюлу и попал в финал Локуса. Повесть Валенте номинирована на все основные премии, а новелла Андерс – только на Хьюго. Новелла Корнелла выдвинута на все основные премии и получила премию BSFA. Приятной неожиданностью является номинация новеллы Пола Макоули, на других премиях не замеченной, а неприятным сюрпризом – отсутствие Раймана вместе с его Небьюлой. Статистически шансов больше у Лю, но здесь жюри хоть и другое, но не менее загадочное, несмотря на постоянные ротации его членов. Болеть я буду за британцев: у Корнелла очень хорошие шансы, а Макоули за четверть века творческой карьеры не раз неожиданно удостаивался разных премий, так что случиться может всяко. Если премия достанется Валенте, я тоже не обижусь.
И еще некоторые общие соображения по произведениям малой формы и их публикациям. Обозревая нездешние премии вот уже третий год и наблюдая за изданием фантастики в англоязычных странах на протяжении многих лет, через призму номинированных текстов я заметил интересные тенденции последнего времени. По мере развития Интернет-изданий, онлайновые журналы НФ+Ф сначала состоялись и закрепились на рынке, потом начали теснить традиционные бумажные журналы, вплоть до 2/3 номинированных текстов в некоторых категориях. Одновременно с этим прошёл всплеск популярности оригинальных антологий, что напомнило мне 70е, когда антологии правили бал, а журналы пребывали в упадке. Правда, этот всплеск был недолгим, а в этом премиальном сезоне бумажные журналы взяли реванш, достигнув примерного паритета с онлайновыми журналами, а кое-где и превзойдя их, и оттеснив антологии на второй план. Стоит заметить, что традиционные бумажные журналы сейчас выпускаются и в электронном виде (pdf, Kindle и ещё какой-то), а со временем их бумажные тиражи будут только сокращаться. Показательным является пример Лучшего за год от Дозуа как главного зеркала малой формы НФ: в прошлом году его электронный тираж уже превзошёл бумажный. Оно и понятно – такую кирпичину таскать с собой неудобно, а это чтение не на один и не на два дня.
Ещё на Истерконе, 8 апреля, был оглашён шортлист премий имени Девида Геммела, присуждаемых за книги героической фэнтези. Однако Локус до сих пор об этом ни слова. Это особенно обидно, потому, что проголосовать онлайн могут все желающие, до полудня по Гринвичу 31 мая 2012.
Сенсацией стало отсутствие в номинации Джорджа нашего Мартина! Такого хода конём я предсказать никак не мог. Двое других usual suspects – Аберкромби и Ротфусс – тут как тут! А Мартина нетути! (Полагаю, что некоторые фантлабовцы станут аплодировать.)
Премия «Легенда» (за лучший роман) / Legend Award (for best novel):
The Heroes, Joe Abercrombie (Gollancz; Orbit US)
The Wise Man’s Fear, Patrick Rothfuss (DAW; Gollancz)
Blood of Aenarion, William King (The Black Library)
Alloy of Law, Brandon Sanderson (Tor; Gollancz)
Black Veil, Kristen Britain (Gollancz)
Премия «Утренняя звезда» (за лучший дебютный роман) / Morningstar Award (for best first novel):
Prince of Thorns, Mark Lawrence (Harper Voyager; Ace)
Among Thieves, Douglas Hulick (Roc; Tor UK)
The Unremembered, Peter Orullian (Tor)
The Heir of Night, Helen Lowe (Eos; Haprer Voyager)
Songs of the Earth, Elspeth Cooper (Gollancz; Tor)
Премия «Сердце ворона» (за лучшую обложку) / Ravenheart Award (for best cover art):
Blood of Aenarion, Raymond Swanland (cover for Wm. King)
The Heroes, Didier Graffet and Dave Senior (cover for Abercrombie)
Oracle’s Fire, Frank Victoria
Among Thieves, Larry Rostant (cover for Hulick)
Journey By Night, Aaron Briggs
В категории лучшего романа основная борьба разгорится между Аберкромби, Ротфуссом и Сандерсоном (очередной том серии Mistborn). Поскольку премию создавали британцы и больше всего она раскручена именно в Британии, местные голоса отдадут победу, скорее всего, Аберкромби, но всякое может случиться, ведь голосовать онлайн может кто угодно.
В категории дебютного романа очевидности ещё меньше. Книги первых трёх авторов из списка выпускали с широкими рекламными кампаниями и большой шумихой. Возможно, со временем они станут соответствовать всем громким словам, которые о них были сказаны. Меньше всех раскручена новозеландская дебютантка Lowe, хотя её книга уже издана по обе стороны Атлантики. Отмечу ещё одну особенность номинаций этого года – ни одной переводной книги! Раньше были переводы с польского (Сапковский), немецкого (Хайтц), французского (Певель), русского (Пехов), а на этот раз куда-то они пропали. Однако, в следующем году в номинации неизбежно появятся Дяченки…
Обложки оценивать всегда сложно: бывает рисунок простой до примитивности, но эффектно смотрящийся на обложке; а бывает развесистая картина, которая на обложке просто пропадает, а то и убивается обложечным дизайнером. С точки зрения живописи, на мой взгляд, лучше всех выступил новозеландец Фрэнк Виктория. Поглядим, как рассудит коллективный разум голосователей. Да и чего глядеть-то – присоединяйтесь, голосуйте!
Номинации на премию Аврора за 2012 год
Ещё в середине апреля были объявлены финалисты премии Аврора, которой награждают за достижения канадской фантастики. Без сюрприза не обошлось и здесь: в шортлисте отсутствует Vortex, Роберта Чарльза Уилсона, завершение трилогии, начатой Спином.
Лучший роман / Best Novel
• Enter Night, Michael Rowe (ChiZine)
• Eutopia: A Novel of Terrible Optimism, David Nickle (ChiZine)
• Napier’s Bones, Derryl Murphy (ChiZine)
• The Pattern Scars, Caitlin Sweet (ChiZine)
• Technicolor Ultra Mall, Ryan Oakley (EDGE)
• WWW: Wonder, Robert J. Sawyer (Penguin Canada)
Лучший рассказ / Best Short Story
• “The Legend of Gluck”, Marie Bilodeau (When the Hero Comes Home)
• “The Needle’s Eye”, Suzanne Church (Chilling Tales: Evil Did I Dwell; Lewd Did I Live)
• “One Horrible Day”, Randy McCharles (The 2nd Circle)
• “Turning It Off”, Susan Forest (Analog 12-11)
• “To Live and Die in Gibbontown”, Derek Künsken (Asimov’s 10-11/11)
Лучшее стихотворение или песня / Best Poem or Song
• “A Good Catch”, Colleen Anderson (Polu Texni 4/11)
• “Ode to the Mongolian Death Worm”, Sandra Kasturi (ChiZine 47)
• “Skeleton Leaves”, Helen Marshall (Kelp Queen Press)
• “Skeleton Woman”, Heather Dale & Ben Deschamps (Fairytale)
• “Zombie Bees of Winnipeg”, Carolyn Clink (ChiZine 47)
Лучший графический роман / Best Graphic Novel
• Goblins, Tarol Hunt (www.goblinscomic.com)
• Imagination Manifesto, Book 2, GMB Chomichuk, James Rewucki, & John Toone (Alchemical Press)
• Weregeek, Alina Pete (www.weregeek.com)
Лучшее произведение, имеющее отношение / Best Related Work
• Fairytale, Heather Dale, (HeatherDale.com)
• The First Circle: Volume One of the Tenth Circle Project, Eileen Bell & Ryan McFadden, eds. (www.the10thcircle.com)
• Neo-Opsis, Karl Johanson, ed.
• On Spec, the Copper Pig Writers’ Society
• Tesseracts Fifteen: A Case of Quite Curious Tales, Julie Czerneda & Susan MacGregor, eds. (EDGE)
Лучший художник / Best Artist (Professional and Amateur)
• Janice Blaine
• Costi Gurgu
• Erik Mohr
• Dan O’Driscoll
• Martin Springett
Здесь я привёл номинации только в профессиональных англоязычных категориях. Всё остальное можно посмотреть на сайте премии.
В Канаде, видимо, наступила эра малых независимых издательств (МНИ): из шести романов в номинации, пять изданы МНИ, причём четыре – одним и тем же. Жанры распределились поровну: по 2 романа НФ, фэнтези и хоррора. Все авторы романов, кроме одного (Сойера), за пределами Канады совершенно неизвестны. Но они совсем не лыком шиты! Роу предлагает психологический хоррор для интеллектуалов, с прозой такого качества, какое редко встретишь в ужастиках. Роман Никла – также хоррор, причём исторические моменты в нём куда страшнее сверхъестественных, а тема евгеники привлечёт не только любителей ужастиков. У Мерфи это фэнтези, действие которого происходит в обществе, где математика служит магией, а главный герой – такой вот маг. Свит предлагает фэнтезийную «историю взросления» ясновидящей девочки, которая с возрастом осознаёт, что предвидеть будущее – ничто по сравнению с тем, чтобы его предотвратить. В пропитанной насилием дистопии Оукли речь идёт о том, как остаться человеком в мире, где товаром стало всё, вплоть до человеческой жизни, а города превратились в гигантские торговые центры. (Не напоминает социально-критический пафос фантастики 50-60х?) Последней в номинации стоит книга Сойера, завершающая трилогию WWW. Коллективный машинный разум, спонтанно родившийся из Интернета, изменил совершенно всё – от лечения рака до разрешения международных проблем – то есть, стал для человечества панацеей. Однако, так считают не все, и Пентагон нанимает хакеров для его уничтожения. Только вот эти хакеры начинают исчезать один за другим…
О малой прозе мне сложно судить, поскольку ни текстов, ни обзоров я в нете не нашёл. С комиксами полегче – 2 из 3 опубликованы онлайн. А в категории «прочее» стоят 2 онлайновых проекта, 2 бумажных журнала и традиционный ежегодник канадской фантастики. Короче говоря, судя по этому шортлисту, канадская умозрительная литература (НФ+фэнтези+хоррор) развивается успешно и любому читателю найдётся книга на его вкус.
Финалисты премии Ширли Джексон
Во второй половине апреля были объявлены финалисты премии Ширли Джексон за 2011 год. Премия присуждается за выдающиеся заслуги в области хоррора, психологического саспенса и тёмной фэнтези. Вручение премий состоится на Ридерконе 23 в Бёрлингтоне, Массачусетс, который пройдёт 12-15 июля 2012.
Роман / Novel
• The Great Lover, Michael Cisco (Chômu)
• The Last Werewolf, Glen Duncan (Canongate)
• Witches on the Road Tonight, Sheri Holman (Grove)
• Knock Knock, S.P. Miskowski (Omnium Gatherum)
• The Dracula Papers, Reggie Oliver (Chômu)
• The Devil All the Time, Donald Ray Pollock (Douleday)
Повесть / Novella
• “And the Dead Shall Outnumber the Living”, Deborah Biancotti (Ishtar)
• “Near Zennor”, Elizabeth Hand (A Book of Horrors)
• “Displacement”, Michael Marano (Stories from the Plague Years)
• “A Child’s Problem”, Reggie Oliver (A Book of Horrors)
• “Rose Street Attractors”, Lucius Shepard (Ghosts by Gaslight)
• The Men Upstairs, Tim Waggoner (Delirium)
Новелла / Novelette
• “The Summer People”, Kelly Link (Tin House 49; Steampunk!)
• “Omphalos”, Livia Llewellyn (Engines of Desire: Tales of Love & Other Horrors)
• “Ditch Witch”, Lucius Shepard (Supernatural Noir)
• “The Ballad of Ballard and Sandrine”, Peter Straub (Conjunctions 56)
Рассказ / Short Story
• “Hair”, Joan Aiken (The Monkey’s Wedding and Other Stories)
• “Sunbleached”, Nathan Ballingrud (Teeth)
• “Absolute Zero”, Nadia Bulkin (Creatures: Thirty Years of Monsters)
• “Max”, Jason Ockert (The Iowa Review 41/1)
• “The Corpse Painter’s Masterpiece”, M. Rickert (The Magazine of Fantasy and Science Fiction, Sept/ Oct 2011)
• “Things to Know About Being Dead”, Genevieve Valentine (Teeth)
Авторский сборник / Single-Author Collection
• Red Gloves, Christopher Fowler (PS)
• The Janus Tree, Glen Hirshberg (Subterranean)
• Engines of Desire: Tales of Love & Other Horrors, Livia Llewellyn (Lethe)
• After the Apocalypse: Stories, Maureen F. McHugh (Small Beer)
• The Corn Maiden and Other Nightmares, Joyce Carol Oates (Mysterious Press)
• What Wolves Know, Kit Reed (PS)
Антология / Anthology
• Ghosts by Gaslight, Jack Dann & Nick Gevers, eds. (Harper Voyager)
• Blood and Other Cravings, Ellen Datlow, ed, (Tor)
• Supernatural Noir, Ellen Datlow, ed. (Dark Horse)
• Teeth, Ellen Datlow & Terri Windling, eds. (HarperCollins)
• A Book of Horrors, Stephen Jones, ed. (Jo Fletcher)
• The Thackery T. Lambshead Cabinet of Curiosities, Ann & Jeff VanderMeer (Harper Voyager)
Сложность с премией Ширли Джексон – в нечёткой жанровой принадлежности произведений. С хоррором и тёмной фэнтези всё б/м понятно, но «психологический саспенс» даёт целую гамму жанров от детективов, исторических и военных романов, до всяких сверхъестественных штучек, а также хоррора и тёмной фэнтези. Среди романов, номинированных на эту премию, сплошь незнакомые имена. Присмотримся к ним поближе. С первой же книги (Сиско) мы погружаемся в мрачные пучины сплава тёмной фэнтези, психологического мейнстрима и экзистенциального ужаса. Критики отмечают, что это даже не пост-модерн, это анти-модерн (что бы это ни значило). Один из лучших молодых британских романистов, Дункан предлагает нам дневник последнего на весь мир оборотня. И предназначен он не только и не столько жанровым читателям; автор нацелен на более широкую аудиторию. Книгу Холман можно назвать чем угодно: магреализмом, фэнтези, местами даже психологическим хоррором, но, скорее всего, книга просто не укладывается в прокрустово ложе жанровых определений. Мисковски предлагает нам страшную сказку о трёх девушках, которым строго-настрого запретили ходить в лес, но те не послушались; дальше всё превращается в хоррор. Оливер якобы представляет нам историю исторического Дракулы (с предисловием д-ра Абрахама Ван Хелсинга), но что-то я ему не верю. К тому же это первая книга цикла, нацеленного на читательский кошелёк. Книга Поллока читается как «готический вестерн», а вдумчивый читатель разглядит в ней сплав Прирождённых убийц с религиозными и готическими мотивами Фланнери О’Коннор.
С малой формой дело обстоит полегче. Сразу бросаются в глаза знакомые имена: Лиз Хэнд, два Шепарда в разных категориях, новелла Страуба, которая уже взяла Стокера, Келли Линк и Женевьева Валентайн. Болеть я буду за одного только Шепарда, ибо люблю и уважаю.
Среди авторских сборников немало знакомых имён, у половины из них выходили книги на русском, а другая половина знакома русскоязычному читателю по Лучшим за год – фэнтези и хоррор от Дэтлоу. Живой мейнстримовый классик Оутс за свой сборник уже получила Стокера, а британец Фаулер также на него выдвигался. Поболею за Фаулера. Из принципа!
Тематика антологий (а равно и произведений малой формы) необычайно широка: тут и стимпанк, и призраки, и вампиры, и сверъестественный нуар. Ровно половина антологий в номинации составлена Эллен Дэтлоу, хотя самой мощной, на мой взгляд, является книга Стивена Джонса (на эту премию из неё номинированы только две повести и она сама, хотя на других премиях номинаций гораздо больше). За него как «за нашего» я и буду болеть, хотя остальные мне тоже симпатичны. Три антологии – две Дэтлоу и Дэнн+Геверс – выдвигались на Стокера.
Будет очень интересно узнать, кто здесь победит, но ждать осталось менее 2 месяцев.
Премии читателей журналов Asimov’s и Analog
Забегая вперёд во времени, даю две домазки к Небьюлам. В рамках Небьюловского уикэнда не только Небьюлами награждают. Традиционно там же вручают премии читателей журналов Asimov’s и Analog. Эти премии за 2011 год вручали на «торжественной церемонии за завтраком» 19 мая. Обычно я не очень обращаю внимание на эти премии – результаты опроса читателей журналов о том, какие публикации прошедшего года они считают лучшими. Но для сравнения с номинациями на другие премии я их приведу.
Лучшими публикациями журнала Analog за 2011 год по мнению его читателей стали:
Лучшая повесть / Best Novella
• “With Unclean Hands” by Adam-Troy Castro (11/11)
Лучшая новелла (спарка) / Best Novelette (tie)
• “Betty Knox and Dictionary Jones in the Mystery of the Missing Teenage Anachronisms”, John G. Hemry (3/11)
• “Jak and the Beanstalk”, Richard A. Lovett (7-8/11)
Лучший рассказ / Best Short Story
• “Julie is Three”, Craig DeLancey (3/11)
Лучшая научно-популярная статья / Best Fact
• “Smart SETI”, Gregory & James Benford (4/11)
Лучшая обложка / Best Cover
• Bob Eggleton, December 2011 (for “Ray of Light”)
Лучшими публикациями журнала Asimov’s за 2011 год по мнению его читателей стали:
Лучшая повесть / Best Novella
• “The Man Who Bridged the Mist”, Kij Johnson (10-11/11)
Лучшая новелла / Best Novelette
• “All About Emily”, Connie Willis (12/11)
Лучший рассказ / Best Short Story
• “Movement”, Nancy Fulda (3/11)
Лучшее стихотворение / Best Poem
• “Five Pounds of Sunlight”, Geoffrey A. Landis (1/11)
Лучшая обложка / Best Cover
• Paul Youll, October-November 2011 (for “The Man Who Bridged the Mist”)
Вот что меня удивило. Те, кто читал повесть Кидж Джонсон, считают её довольно унылой производственной фиговиной и (в лучшем случае) пожимают плечами, узнав, что её удостоили Небьюлы. А вот поди ж ты, читатели Asimov’s тоже считают её лучшей! Вряд ли в таком сильном журнале, как Asimov’s, не нашлось повести лучше. И писательский междусобойчик здесь тоже не устроишь. Скорее, тут дело в другом – в разнице восприятия, что ли. И даже обложку к ней тоже наградили…
Новое руководство SFWA
А ещё на Небьюловском уикэнде проходят перевыборы руководства SFWA. Не каждый год, но раз в два года. В этом году в руководство были избраны:
Президент: John Scalzi (на фото)
Вице-президент: Rachel Swirsky (на фото)
Секретарь: Ann Leckie
Казначей: Bud Sparhawk
Представитель на западном побережье: Jim Fiscus
Представитель в Канаде: Matthew Johnson
Подробнее о персоналиях – на сайте SFWA Science Fiction Writers of America.
Что ж, я не в восторге от личности нового президента SFWA. Он слишком долго и настойчиво добивался этого поста. Однако, я надеюсь, что он станет хорошим функционером и принесёт пользу организации.
Как я обещал прошлой ночью, мой первый из ближайших обзоров посвящён лауретатам разных премий за прошедший месяц. Есть странности, есть неожиданности и косяки, но в целом всё развивается так-сяк положительно...
Новые лица в Зале Славы Научной Фантастики (2012)
30 апреля было объявлено, что в этом году в Зал Славы Научной Фантастики будут включены Джо Холдеман, Джеймс Типтри, мл., Джеймс Камерон и Вирджил Финлей (Joe Haldeman; James Tiptree, Jr.; James Cameron; and Virgil Finlay).
Специальная экспозиция в Зале Славы Научной Фантастики откроется 9 июня в рамках выставки «Иконы научной фантастики» (Icons of Science Fiction) в музее «Experience Music Project Museum», прежде известном как «Experience Music Project/Science Fiction Museum», в Сиэтле, штат Вашингтон, США.
Краткие комментарии по персоналиям. Грандмастер Джо Холдеман – один из наиболее достойных писателей, включенных в Зал Славы. «Наутро проснувшись знаменитым» после публикации Бесконечной войны в середине 70х, он до сих пор не снижает планку и регулярно публикует новые романы, рассказы и стихи, многие из которых удостоены разных премий. Только вот наши издатели что-то совсем о нём забыли… Джеймс Типтри, мл. (псевдоним Элис Шелдон) – ещё одна звезда 70х, но до Грандмастера она так и не дожила. Мастер блестящей психологической новеллы, сильно недооцененная нашими издателями, а потому недостаточно известная русскоязычным читателям. Джеймса Камерона представлять нет необходимости – он снял так много выдающихся фантастических фильмов, раздвигающих горизонты жанра, от Терминаторов и Чужих до Аватара. Художник Вирджил Финлей был одним из лучших иллюстраторов журнальной фантастики 40х и 50х годов; он создал более двух с половиной тысяч графических работ и чуть-чуть не дожил до возврата интереса к его творчеству в начале 70х.
Смежники подсобили – наши лауреаты премии Эдгар за 2012 год
Премия Эдгар, названная в честь Эдгара По, вручается организацией писателей-детективщиков (Mystery Writers of America) за лучшие детективные произведения – художественные, документальные и телевизионные. В этом году награждали произведения 2011 года.
Среди множества лауреатов для нас представляют интерес двое: The Company Man by Robert Jackson Bennett (Orbit US), занявший на премии Дика лишь второе место, здесь получил премию за лучшую книгу, впервые опубликованную в мягкой обложке (Best Paperback Original), а биография Конан Дойля – On Conan Doyle: Or, the Whole Art of Storytelling by Michael Dirda – стала лучшей в критико-биографической категории (Best Critical/Biographical).
Полный перечень лауреатов можно посмотреть на сайте премии: Edgar Awards site.
В Канаде учреждена новая премия им. ван Вогта
В ознаменование 100й годовщины со дня рождения канадского писателя-фантаста А.Э. ван Вогта, Виннипегская Ассоциация Научной Фантастики (WINSFA) объявила об учреждении премии имени А.Э. ван Вогта. Этой премией будут награждаться произведения канадской фантастики, а вручение состоится в Виннипеге в конце сентября. Лауреат получит не только памятный знак (что бы это ни значило), но и денежный приз.
Что ж, поглядим, насколько эта новая премия впишется в картину других фантастических премий Канада. Из них пока что только Аврора имеет международный авторитет.
Всё по Присту – лауреат премии Артура Кларка
Второго мая в рамках кинофестиваля SCI-FI-LONDON состоялось вручение премии Артура Кларка. Премию получила
• The Testament of Jessie Lamb, Jane Rogers (Sandstone Press)
Её соперниками были:
• Hull Zero Three, Greg Bear (Gollancz)
• The End Specialist, Drew Magary (Harper Voyager)
• Embassytown, China Miéville (Macmillan)
• Rule 34, Charles Stross (Orbit)
• The Waters Rising, Sheri S. Tepper (Gollancz)
Джейн Роджерс получила чек на £2012 и памятный гравированный книгодержатель.
В своих прежних постах я упоминал о скандале вокруг премии Кларка в этом году, который начался с поста Кристофера Приста в LJ. Видимо, обидевшись на то, что его роман не попал в шортлист, Прист раскритиковал жюри премии за включение в шортлист произведений недостаточно хороших с точки зрения литературы и призвал председателя жюри Эндрю Батлера подать в отставку. Лишь одну книгу Прист похвалил: роман Джейн Роджерс, уже номинировавшийся на Букера, но уступивший Джулиану Барнсу. Впоследствии за свой роман Прист получил премию BSFA, а премия Кларка досталась Джейн Роджерс. Всё по Присту. Вот теперь пусть попробует раскритиковать жюри Букера за включение в шортлист «чего попало»… А мы с интересом понаблюдаем, какой вес имеет его слово.
Жаль только, что объективно хороший роман Мьевиля пролетает мимо всех премий подряд , и при наличии тяжеловеса Мартина Хьюги ему тоже не видать. Остаётся уповать на Мемориальную Премию Кэмпбелла, чьё жюри известно своей непредсказуемостью. Об этом речь пойдёт в моих следующих постах.
Лауреат премии Роберта Хайнлайна за 2012 год
Стенли Шмидт стал лауреатом премии Роберта Хайнлайна за 2012 год. Эта премия присуждается за выдающиеся научно-фантастические и научно-популярные произведения, вдохновляющие изучение и освоение космоса землянами. Лауреата определяет жюри, состоящее из писателей-фантастов под руководством д-ра Ёдзи Кондо. Победитель получает грамоту, медальон из чистого серебра и два знака премии (типа значка, чтобы носить на груди или на лацкане пиджака), все с изображением Хайнлайна.
Лауреаты премии Небьюла за 2011 год
Вечером в субботу, 19 мая, на специальной церемонии в рамках Небьюловского Уикэнда в Арлингтоне, Вирджиния (пригород Вашингтона) были вручены премии Небьюла за 2011 год. Церемониймейстером был Уолтер Джон Уильямс, а астронавт Майкл Финке выступил со вступительной речью. Премий удостоились:
Роман / Novel
• Among Others, Jo Walton (Tor)
Её соперниками были:
• God’s War, Kameron Hurley (Night Shade)
• The Kingdom of Gods, N.K. Jemisin (Orbit US; Orbit UK)
• Firebird, Jack McDevitt (Ace)
• Embassytown, China Miéville (Del Rey)
• Mechanique: A Tale of the Circus Tresaulti, Genevieve Valentine (Prime)
Повесть / Novella
• “The Man Who Bridged the Mist”, Kij Johnson (Asimov’s 10-11/11)
• “Mama, We Are Zhenya, Your Son”, Tom Crosshill (Lightspeed 4/11)
• “Shipbirth”, Aliette de Bodard (Asimov’s 2/11)
• “Movement”, Nancy Fulda (Asimov’s 3/11)
• “The Axiom of Choice”, David W. Goldman (New Haven Review Winter ’11)
• “The Cartographer Wasps and the Anarchist Bees”, E. Lily Yu (Clarkesworld 4/11)
Премия Рэя Брэдбери за выдающуюся драматическую постановку / Ray Bradbury Award for Outstanding Dramatic Presentation
• Doctor Who: “The Doctor’s Wife”
Его соперниками были:
• The Adjustment Bureau
• Attack the Block
• Captain America: The First Avenger
• Hugo
• Midnight in Paris
• Source Code
Премия Андре Нортон за детско-юношескую книгу научной фантастики и фэнтези / Andre Norton Award for Young Adult Science Fiction and Fantasy Book
• The Freedom Maze, Delia Sherman (Big Mouth House)
Её соперниками были:
• Ultraviolet, R.J. Anderson (Orchard UK; Carolrhoda)
• Chime, Franny Billingsley (Dial)
• The Girl of Fire and Thorns, Rae Carson (Greenwillow; Gollancz as Fire and Thorns)
• The Boy at the End of the World, Greg van Eekhout (Bloomsbury USA)
• Everybody Sees the Ants, A.S. King (Little, Brown)
• Akata Witch, Nnedi Okorafor (Viking)
• Daughter of Smoke & Bone, Laini Taylor (Little, Brown)
Как сообщалось заранее, Конни Уиллис была удостоена премии Грандмастер имени Деймона Найта за пожизненный вклад и многочисленные достижения на поприще фантастики. Октавия Батлер и Джон Клют получили премии Solstice Award за значительное влияние на развитие умозрительной литературы (speculative fiction). В отличие от Грандмастера, эта премия может присуждаться и посмертно, как сейчас в случае с Октавией Батлер. Бад Уэбстер получил Награду за безупречную службу SFWA (SFWA Service Award).
Целый день смотрю на список лауреатов и всё больше поражаюсь его сбалансированности. На шесть категорий – трое британцев, трое американцев; трое мужчин, трое женщин. Национальные и (кажется) сексуальные меньшинства тоже представлены. Короче, торжество толерантности. А если серьёзно, я сильно удивлён тем, что ностальгические моменты в романе Джо Уолтон перевесили его литературные недостатки, о которых было сказано в фантлабовской рецензии. Нет, я не считаю этот роман плохим, особенно зная, что Уолтон может писать очень хорошо; просто я полагаю, что она могла бы сделать его гораздо лучше. …И снова жаль Мьевиля.
Выбор повести меня откровенно удивил. Это что, снова писательские междусобойчики внутри SFWA? Посмотрим, что получится на других премиях, ведь номинационный список повестей почти одинаков на всех трёх основных! При отсутствии Пола Корнелла, премию за повесть получил Джефф Райман, чья новелла номинирована на все основные премии. Впереди Локус и Хьюго, так держать Джефф! Для Кена Лю это первая премия в жизни, хотя некоторые его рассказы прежде включались в «Лучшие за год» от разных составителей. Помимо написания собственных рассказов, он также переводит на английский китайскую фантастику.
После того, как Petro Gulak разъяснил нам Доктора Кто, я совершенно не сомневался, что этот эпизод по сценарию Нила Геймана получит всё, что только можно. Пока всё так и получается. Впереди Хьюго. Там даже Игру престолов убрали в большую категорию, чтобы расчистить путь Гейману.
Победа Делии Шерман – результат положительный. По крайней мере, лучше её в номинации нет. Делая обзор номинации д/ю книг я заметил, что только эту книгу серьёзно хвалят за литературные достоинства и дотошную проработку исторического антуража. К тому же, она просто и увлекательно рассказывает юным читателям о непростых социальных и расовых проблемах.
А прочие лауреаты заслужили свои премии абсолютно. Конни Уиллис уже давно фактически стала Грандмастером; теперь этому лишь придали официальный статус. Да, я предпочёл бы, чтобы в этом году наградили Джина Вулфа, но что-то у них там в SFWA не срослось… Октавия Батлер тоже смогла бы побороться за титул Грандмастера, но её уже нет с нами, потому и премия Solstice. Все новые чёрные писатели, дебютировавшие в последние 10-15 лет, испытали не себе её влияние. Титул Грандмастера всё-таки для писателей, но выдающегося критика, литературоведа и энциклопедиста уважить надо, ведь его энциклопедии стали тем зеркалом, в которое фантастика глядит на себя уже более 30 лет! Потому Джон Клют также удостоен премии Solstice.
Что ж, пока премиальный год развивается неплохо, а некоторые странности случаются всегда. Вот сейчас я жалею Мьевиля. В прошлом году я жалел МакДональда, который из кучи номинаций получил лишь две премии: одну дома, другую в Штатах, а также Кея, который при огромном количестве номинаций не получил ни одной премии за свой прекрасный роман, даже дома в Канаде… В каждой категории премия только одна, а номинантов всегда больше. Поэтому лучше ориентироваться не только на лауреатов, но и на шортлисты премий. Вот о них и пойдёт речь в моих следующих обзорах.
Да просят мне читатели моей колонки моё долгое отсутствие. Гремучая смесь обстоятельств, связанных с работой, здоровьем и с поездкой на Еврокон, не давала мне не то что писать на Фантлаб, но даже читать его сколько-нибудь систематически… Теперь, надеюсь, жизнь вернулась в привычную колею, и я постараюсь наверстать упущенное до наступления большого футбола.
За период после Истеркона новостей о премиях, номинациях и финалистах было довольно много, а сегодня, когда в Европе будет ночь, в Америке будут вручать Небьюлы. В ближайшем обзоре я постараюсь осветить всех лауреатов за последний месяц с лишком, а потом надеюсь в два присеста обозреть финалистов Локуса и номинации на другие премии. Кроме этого, я надеюсь написать отчёт о Евроконе в Загребе, поскольку мне понравились и сам кон, и город, и страна.
Администрация Фантлаба, то ли в ответ на моё устное предложение, то ли предугадав мои мысли, создала раздел «Путешествия», куда я смогу написать и о недавней поездке в Хорватию (не только Загреб), и о нежданном визите в Ривенделл, и давно обещанную четвёртую часть про Амстердам, и очень давно задуманный фоторепортаж о славном городе Антверпене (после того, как бельгийские фэны заявили о своём желании провести там Еврокон в 2016 году – сам Бог велел!).
В качестве затравки покажу вам одну фотку из Ривенделла (см. ниже), а сам пойду писать первый обзор.
Началось! В последнюю неделю новости посыпались, как из рога изобилия! Каюсь, завозился я с рекомендациями Локуса, и это наложилось на всё остальное. Вчера дождался лауреатов премии BSFA. Теперь мой обзор приобретает завершённую форму.
Лауреаты премии BSFA за 2012 год
8 апреля на Истерконе в Лондоне были объявлены лауреаты премии BSFA за 2012 год. Ими стали:
Best Novel / Лучший роман: The Islanders, Christopher Priest (Gollancz)
Best Short Fiction / Лучший рассказ: “The Copenhagen Interpretation”, Paul Cornell (Asimov’s, July 2011)
Best Non-Fiction / Лучшее нехудожественное произведение: The SF Encyclopedia, 3rd Edition, John Clute, Peter Nicholls, & David Langford, eds. (SF Gateway)
Best Art / Лучшая обложка: Cover of Ian Whates’s The Noise Revealed, Dominic Harman (Solaris)
Не будучи на месте, сложно видеть общую картину, но из просочившихся подробностей стало известно, что в упорной борьбе Прист вырвал победу у Робертса, не Мьевиля! Не зря ждали девять лет! Как бы там ни было, премию он заслужил абсолютно, книга чудесная, теперь дело за Эксмо, или Домино, или кто теперь ответственный по Присту… После этого я уверен на 99.9%, что премию Кларка получит Мьевиль!
Пол Корнелл – известный британский многостаночник, работающий на телевидении, в прозе и в комиксах. Кстати, он единственный человек, номинированный на Хьюго в таких трёх категориях: эпизод телесериала (Доктор Кто), комикс (Капитан Британия) и малая проза. Новелла, удостоенная премии BSFA, также была номинирована на Хьюго (см. ниже). Она даже вышла в русском переводе в февральских Еслях под исковерканным названием. В крупной прозаической форме Корнелл тоже работает. Третий роман выходит у него этим летом.
Не обязательно быть ясновидцем, чтобы предсказать победу Энциклопедии НФ Клюта с соавторами… Просто ни одно в мире справочное издание, посвящённое НФ, не могло сравниться даже со вторым изданием этой энциклопедии (1993), а новое издание обширнее раза в три, потому опубликовано онлайн, бесплатно, пользуйтесь все! Каюсь, обложку привёл от прежнего издания, чтобы обозначить лауреата. Откуда у сайта обложка?
Обложечная категория порадовала возвращением квазиреалистического подхода. Пусть бал на книжных полках правят Крис Фосс, Джим Бёрнс, Марк Харрисон, Джефф Тейлор, и их наследники Стефан Мартиньер, Мартина Пилцерова и нынешний виновник торжества Доминик Харман!
Также на нынешнем Истерконе определились места проведения двух следующих: Eight Squared, 29 марта – 1 апреля 2013, Брэдфорд, и Satellite 4, 18-21 апреля 2014, Глазго.
Британская пресса порадовала очень позитивной и про-фэндомской статьёй об Истерконе в The Guardian.
Объявлен лауреат премии Филиппа К. Дика за 2012 год
В пятницу, 6 апреля, на конвенте Norwescon 35 в Сиэтле, Вашингтон, США был объявлен лауреат премии Филиппа К. Дика. Премия присуждается за лучшую фантастическую книгу, опубликованную в США в 2011 году в мягкой обложке. Итак, лауреатом стал:
The Samuil Petrovitch Trilogy, Simon Morden (Orbit)
Почётную грамоту за второе место получил:
The Company Man, Robert Jackson Bennett (Orbit)
Rule, Britannia! Второй год подряд премия достаётся британцу! Вообще, за прошедшие 10 лет британские авторы выиграли примерно половину премий Дика! Не это ли лучшее подтверждение того, что в последние годы вся самая передовая фантастика пишется в Британии!
Как я уже писал в обзоре номинаций, трилогия представляет собой остросюжетную постапокалиптику с главным героем из Питера, который слинял оттуда в Лондон, но тут-то всё и началось… Надеюсь, что теперь питерские фантлабовцы эти книги обязательно отрецензируют!
Номинации на премии Хьюго и Кэмпбелл за 2012 год
Оргкомитет Chicon 7, 70го Ворлдкона, который пройдёт в Чикаго, Иллинойс, США с 30 августа по 3 сентября, объявил номинации на Хьюго и премию имени Джона Кэмпбелла лучшему начинающему писателю. Церемония награждения лауреатов состоится на Ворлдконе 2 сентября.
ЛУЧШИЙ РОМАН / BEST NOVEL
• Leviathan Wakes, James S.A. Corey (Orbit US; Orbit UK)
• Deadline, Mira Grant (Orbit US; Orbit UK)
• A Dance with Dragons, George R.R. Martin (Bantam; Harper Voyager UK)
• Embassytown, China Miéville (Del Rey; Macmillan)
• ‘‘The Man Who Bridged the Mist’’, Kij Johnson (Asimov’s 10-11/11)
• ‘‘Kiss Me Twice’’, Mary Robinette Kowal (Asimov’s 6/11)
• ‘‘The Man Who Ended History: A Documentary’’, Ken Liu (Panverse Three)
• Silently and Very Fast, Catherynne M. Valente (WSFA)
ЛУЧШАЯ НОВЕЛЛА / BEST NOVELETTE
• ‘‘Six Months, Three Days’’, Charlie Jane Anders (Tor.com 6/8/11)
• ‘‘The Copenhagen Interpretation’’, Paul Cornell (Asimov’s 7/11)
• ‘‘What We Found’’, Geoff Ryman (F&SF 9-10/11)
• ‘‘Fields of Gold’’, Rachel Swirsky (Eclipse Four)
• ‘‘Ray of Light’’, Brad R. Torgersen (Analog 12/11)
ЛУЧШИЙ РАССКАЗ / BEST SHORT STORY
• ‘‘Movement’’, Nancy Fulda (Asimov’s 3/11)
• ‘‘The Paper Menagerie’’, Ken Liu (F&SF 3-4/11)
• ‘‘The Homecoming’’, Mike Resnick (Asimov’s 4-5/11)
• ‘‘Shadow War of the Night Dragons, Book One: The Dead City (Prologue)’’, John Scalzi (Tor.com 4/1/11)
• ‘‘The Cartographer Wasps and the Anarchist Bees’’, E. Lily Yu (Clarkesworld 4/11)
ЛУЧШЕЕ НЕХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ / BEST RELATED WORK
• The Encyclopedia of Science Fiction, Third Edition, John Clute, David Langford, Peter Nicholls & Graham Sleight, eds. (Gollancz)
• Jar Jar Binks Must Die… and Other Observations about Science Fiction Movies, Daniel M. Kimmel (Fantastic Books)
• Wicked Girls, Seanan McGuire
• Writing Excuses, Season 6, Brandon Sanderson, Dan Wells, Howard Tayler, Mary Robinette Kowal, & Jordan Sanderson
• The Steampunk Bible, Jeff VanderMeer & S.J. Chambers (Abrams)
ЛУЧШАЯ ГРАФИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ / BEST GRAPHIC STORY
• The Unwritten, Vol. 4: Leviathan, Mike Carey, art by Peter Gross (Vertigo)
• Locke & Key, Vol. 4: Keys To The Kingdom, Joe Hill, art by Gabriel Rodriguez (IDW Publishing)
• Schlock Mercenary: Force Multiplication, Howard Tayler, colors by Travis Walton (www.schlockmercenary.com)
• Digger, Ursula Vernon (www.diggercomic.com)
• Fables, Vol. 15: Rose Red, Bill Willingham & Mark Buckingham (Vertigo)
ЛУЧШАЯ ДРАМАТИЧЕСКАЯ ПОСТАНОВКА – КРУПНАЯ ФОРМА / BEST DRAMATIC PRESENTATION – LONG
• Captain America: The First Avenger
• Game of Thrones: Season 1
• Harry Potter and the Deathly Hallows: Part 2
• Hugo
• Source Code
ЛУЧШАЯ ДРАМАТИЧЕСКАЯ ПОСТАНОВКА – МАЛАЯ ФОРМА / BEST DRAMATIC PRESENTATION – SHORT
• Community: ‘‘Remedial Chaos Theory’’
• ‘‘The Drink Tank’s Hugo Acceptance Speech’’, Christopher J Garcia & James Bacon (Renovation)
• Doctor Who: ‘‘The Doctor’s Wife’’
• Doctor Who: ‘‘The Girl Who Waited’’
• Doctor Who: ‘‘A Good Man Goes to War’’
ЛУЧШИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ РЕДАКТОР (КНИГИ) / BEST PROFESSIONAL EDITOR LONG FORM
• Lou Anders
• Liz Gorinsky
• Anne Lesley Groell
• Patrick Nielsen Hayden
• Betsy Wollheim
ЛУЧШИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ РЕДАКТОР (ЖУРНАЛЫ И АНТОЛОГИИ) / BEST PROFESSIONAL EDITOR SHORT FORM
• John Joseph Adams
• Neil Clarke
• Stanley Schmidt
• Jonathan Strahan
• Sheila Williams
ЛУЧШИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ХУДОЖНИК / BEST PROFESSIONAL ARTIST
• Daniel Dos Santos
• Bob Eggleton
• Michael Komarck
• Stephan Martiniere
• John Picacio
ЛУЧШИЙ ПОЛУПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ / BEST SEMIPROZINE
• Apex Magazine
• Interzone
• Lightspeed
• Locus
• The New York Review of Science Fiction
ЛУЧШИЙ ФЭНЗИН / BEST FANZINE
• Banana Wings
• The Drink Tank
• File 770
• Journey Planet
• SF Signal
ЛУЧШИЙ ФЭНКАСТ / BEST FANCAST
• The Coode Street Podcast
• Galactic Suburbia Podcast
• SF Signal Podcast
• SF Squeecast
• StarShipSofa
ЛУЧШИЙ ФЭН-ПИСАТЕЛЬ / BEST FAN WRITER
• James Bacon
• Claire Brialey
• Christopher J Garcia
• Jim C. Hines
• Steven H Silver
ЛУЧШИЙ ФЭН-ХУДОЖНИК / BEST FAN ARTIST
• Randall Munroe
• Spring Schoenhuth
• Maurine Starkey
• Steve Stiles
• Taral Wayne
ПРЕМИЯ ИМЕНИ ДЖОНА КЭМПБЕЛЛА ЛУЧШЕМУ НАЧИНАЮЩЕМУ ПИСАТЕЛЮ (НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ХЬЮГО) / JOHN W. CAMPBELL AWARD FOR BEST NEW WRITER [NOT A HUGO AWARD]
• Mur Lafferty
• Stina Leicht
• Karen Lord
• Brad R. Torgersen
• E. Lily Yu
Голосование на премии Хьюго и Кэмпбелл открыто для участников Chicon 7, даже для тех, кто не едет на Ворлдкон. Минимальный оргвзнос, позволяющий проголосовать онлайн (Supporting Membership), сейчас составляет $50. Последний срок приёма голосов – 23:59 тихоокеанского времени (Гринвич минус 8 часов) 31 июля 2012. Подробности – на сайте https://chicon.org . В последние годы большинство номинантов в малых прозаических категориях были доступны на сайте Ворлдкона. Номинации появились 7 апреля, поэтому на сайте их пока что нет.
Теперь о номинантах. Нынешние администраторы премии преподнесли нам немало сюрпризов, и начинаются они с самой главной категории, с романов. Конечно же, там предсказуемо доминирует Мартин с близким соперником в лице Мьевиля. Этих двоих предвидеть было несложно. Моё предположение насчёт Кори тоже оправдалось. Удивило то, что книжно-ностальгический элемент в номинации книги Уолтон перевесил собственно литературу. Книги такого рода – редкость, видимо, это и сыграло тут свою роль. И совершенно удивительно, как в номинацию угодила книга Грант, страдающая всеми перекосами и провисами, характерными для средних томов трилогий. Завершая рассказ о номинациях в романной категории я всё же вернусь к романам, с которых начал, и вкратце скажу о них для тех, кто не читал мои предыдущие посты. После выхода телесериала Мартин в представлениях не нуждается ни для кого, а этот огромный тысячестраничный роман был самой ожидаемой книгой фэндома по всему миру. Так же, как и в прошлом году, фактор долгого ожидания сыграет свою весомую роль, а второй сезон сериала сделает победу Мартина почти неизбежной. Неужели? Мьевиль предлагает полную противоположность. За его умную лингвистическую НФ будут голосовать те, кто в фантастике видят пищу для ума, кто не приемлет фэнтези, и кто не смотрит телесериалы. За космооперу Кори станут голосовать те, кто в фантастике предпочитает приключалово, потому что книга сделана мастерски, со вкусом, с умом. За Уолтон проголосуют те, кто с ностальгической теплотой вспоминает своё знакомство с фантастикой в юности. А за Грант отдадут голоса любители зомботриллеров, филкеры и фэндомские тусовальщики. С номинацией на Небьюлу совпадают Мьевиль и Уолтон.
В прежние годы я отмечал, насколько с течением времени всё дальше расходятся номинации на Хьюго и Небьюлу, почти вплоть до наоборот. Этот год преподнёс сюрприз. Процент совпадения в категориях новеллы и рассказа несколько увеличился, а среди повестей совпадения составляют 5 из 6 (кроме Грант)! Среди повестей выделяется Валенте с «фэнтези для искусственных интеллектов». В других повестях пока что сориентироваться сложно. Среди новелл с Небьюлой совпадают 4 из 5, а несовпадающий Корнелл только что выиграл премию BSFA. Среди рассказов совпадают 3 из 5, и все они – от новых, незнакомых авторов, а несовпадающие Резник и Скальци – давние любимцы американского фэндома, получающие номинации на Хьюго, даже когда на других премиях им делать нечего. Что-то более определённое о произведениях малой и средей формы можно будет сказать, когда они появятся на сайте Ворлдкона. Прошу фантлабовцев сообщить, появилось ли что-нибудь из малой прозы в Еслях.
И снова о любимцах фэндома. Похоже, в этой когорте прочно обосновалась Шонан МакГвайр (он же Мира Грант). В этом году она получила номинации в четырёх (!) категориях: роман, повесть, нонфикшен и фэнкаст. Её работоспособности могут позавидовать многие: пишет городскую фэнтези под своим именем, сплав НФ и хоррора под псевдонимом, пишет и поёт песни (филк) типа как Буркин, Воха или Лукин и выпускает подкаст (SF Squeecast). Пишут, что премию Кэмпбелла для лучших молодых авторов в 2010 году она выиграла совершенно заслуженно. А вот всё равно не верится в нынешнюю везуху. И роман этот, судя по всему, не самый выдающийся – на другие премии и близко не подошёл; и повесть даже в рекомендации Локуса не попала; а включение песенного альбома в нехудожественную категорию (больше некуда?) – просто беспрецедентно. Понятно, что в таком раскладе, кроме как за фэнкаст, никакие Хьюги ей не светят, но вот поди ж ты.
Так называемая нехудожественная категория на Хьюго называется обтекаемо «Лучшее произведение, имеющее отношение (к фантастике, вестимо)», что позволяет туда включать энциклопедии, мемуары, критику, публицистику, альбомы художников и всё, что не подпадает под остальные существующие категории. В этом году оказалось, что песенный альбом Шонан МакГвайр тоже можно отнести сюда, и стоит он в одной категории с Энциклопедией НФ Клюта. Результат известен заранее – Хьюго получит Клют, а для всех остальных это будет лишь «почётной номинацией». Остальные – это монография кинокритика Киммела о фантастическом кино от Метрополиса до Аватара, энциклопедия стимпанка от ВандерМеера и продолжение подкаста о писательском ремесле, который выдвигался на Хьюго и в прошлом году.
В комиксовой категории сошлись публикации бумажные и онлайновые. Два комикса относятся к тем же сериям, чьи другие выпуски номинировались в прошлом году. Я практически совсем не разбираюсь в комиксах, поэтому попрошу знатоков помочь с комментариями. Забавно, что в одном из проектов засветился Джо Хилл.
В киношной категории имеем ещё одно новшество. После того, как лет 10 назад разделили киношно-телевизионную драматическую категорию на «крупную форму» (полнометражные экранные фильмы) и «малую форму» (эпизоды телесериалов, короткометражные мультики и всё остальное), впервые весь сезон телесериала одним куском выдвинут на премию в «крупной форме». По-моему, это нечестно. Теперь Hugo и последний фильм про Гарри Поттера должны соперничать с первым сезоном Игры престолов. И, боюсь, результат и здесь известен заранее.
В «малой драматической форме» – снова три эпизода Доктора Кто (Petro Gulak, откомментируй, пожалуйста), один эпизод незнакомого сериала и выступление Кристофера Гарсия и Джеймса Бэкона при получении Хьюго в прошлом году. По чьей-то наводке я когда-то видел это выступление на YouTube. Незабываемое зрелище! Премию, скорее всего, получит один из Докторов Кто.
Как я писал в аналогичных обзорах прошлых лет, «editor» не совпадает с «редактором» в нашем понимании. Он работает не столько с текстом, сколько с автором, определяет редакционную политику в издательстве, отбирает произведения для публикации в журнале или антологии. В двух соответствующих категориях выдвинуты редакторы книжные и журнально-антологические. Как и в прошлом году, особых предпочтений тут у меня нет, но то, что делает Стрейхан, нравится мне больше других.
Номинация художников, как и прежде, удовлетворит самые различные вкусы – каждому найдётся художник по душе. В прошлом году среди всех я выделил Мартиньера. В этом году я останусь при том же мнении, хотя в этот раз в номинации появился совсем неизвестный мне Комарк. Надо будет познакомится с его работами – вдруг понравятся.
В категории журналов также сенсация: лауреат двух предыдущих лет в номинацию не попал. Снова в номинации два онлайновых и три бумажных журнала. Три журнала публикуют фантастическую прозу, один (NYRoSF) – обзоры и рецензии, а Locus много лет является лучшим в мире информационным изданием, посвящённым фантастике. Кроме того, у Локуса есть прекрасный сайт, на котором содержатся помимо текущих новостей, базы данных по изданиям, премиям, издательским планам, конвентам и ещё множеству всего, что интересует профессионалов и любителей фантастики. Болеть я буду за британский Interzone, но и за Locus порадуюсь, если победит.
Далее идут четыре фэнские категории. Из пяти фэнзинов – полтора британских (Banana Wings и половина The Drink Tank). С помощью Интернета двоим фэнам по обе стороны Атлантики удаётся совместно издавать фэнзин, достойный Хьюго, а на его вручении устраивать спектакль, номинированный на Хьюго в драматической категории. Ветеран здесь – File 770, издающийся 34 года, Хьюго выигрывал 6 раз и еще 22 номинации. Буду болеть за британцев, тем более, что я лично с ними знаком.
Фэнкаст – новая категория и новое слово для неё. Тематических подкастов стало так много, что для них потребовалась отдельная категория. А слово создано по аналогии с фэнзином. Пока что я совсем не в теме и не знаю, что к чему и кто здесь где. Некоторые фэнкасты в прежние годы номинировались как фэнзины, а от некоторых фэнзинов отпочковались отдельные фэнкасты. Короче, жизнь бурлит!
Как я прежде писал в такой же связи, «Фэн-писатель – это значит автор традиционных фэнских комментариев, статей и колонок в фэнзинах, а теперь и блогов, то есть всего того, что мы пишем на Фантлабе.» Banana Wings здесь представляет Клэр Брайали, а The Drink Tank – обе его половины, британская и американская! Вот за них и буду болеть!
Среди фэн-художников британцы, к сожалению, не просматриваются, а из знакомых имён – лишь ветеран Тарал Уэйн. Ни за кого болеть не буду.
И в завершение – премия им. Джона Кэмпбелла лучшему начинающему писателю. Из пяти номинантов кое-что мне известно о четверых. Карен Лорд дебютировала в 42 (никогда не поздно!), а в прошлом году получила премию Кроуфорда за дебютный роман, который на Фантлабе отрецензирован. Очень необычный дебютный роман Стины Лайт вышел в прошлом году, а в этом номинирован на несколько премий для дебютантов (также есть рецензия на Фантлабе). Брад Торгерсен и Лили Ю в последние годы опубликовали немало интересных рассказов и новелл, а в этот году по одной у каждого из них получили номинации и на Хьюго, и на Небьюлу. О Мур Лафферти мне известно только то, что она в первую очередь подкастер; но чего она стоит как писатель? Британцев среди них нет, а болеть я буду за Стину Лайт, в чьём романе речь идёт об Ирландии.
Вот такие номинации, полные новшеств и сюрпризов. Вызов Майку Резнику, в какой-то год получившему четыре номинации на Хьюго, бросили Шонан МакГвайр (в одиночку) и Крис Гарсия с Джеймсом Бэконом (вдвоём). С нетерпением буду ждать 2 сентября и посмотрю уже традиционную онлайновую трансляцию церемонии вручения премии, а затем поведаю вам о результатах.
Финалисты премии Прометей
Либертарианское Футуристическое Общество огласило финалистов премии Прометей в категории «Лучший роман», куда вошли самые выдающиеся романы 2011 года, отстаивающие идеи свободы:
• The Children of the Sky, Vernor Vinge (Tor)
• The Freedom Maze, Delia Sherman (Small Beer)
• In the Shadow of Ares, Thomas L. James & Carl C. Carlsson (Amazon Kindle)
• Ready Player One, Ernest Cline (Random House)
• The Restoration Game, Ken MacLeod (Pyr)
• Snuff, Terry Pratchett (Harper Collins)
Четверо финалистов в категории «Зал славы» перенесены из прошлого года:
• Falling Free, Lois McMaster Bujold (1988)
• “‘Repent, Harlequin!’ Said the Ticktockman”, Harlan Ellison (1965)
• “The Machine Stops”, E. M. Forster (1909)
• “As Easy as A.B.C.”, Rudyard Kipling (1912)
В этой категории отмечены романы, повести, рассказы, графические романы, антологии, фильмы, телефильмы, телесериалы, пьесы, стихи, музыкальные записи и другие художественные произведения впервые опубликованные или вышедшие на экран или в эфир более пяти лет назад.
Голосование проводится среди всех членов Либертарианского Футуристического Общества. Премия Прометей будет вручена на Chicon 7, 70м Ворлдконе, который состоится с 30 августа по 3 сентября в Чикаго, Иллинойс, США.
Интересную номинацию составили либертарианцы! Я прекрасно понимаю, за что они ни разу не выдвигали произведения Мьевиля – видимо, за то, что он не скрывает своих левых взглядов. Несмотря на известную политическую ангажированность, на протяжении трёх десятков лет премией были отмечены многие поистине выдающиеся книги. Виндж, например, получал её дважды (за Затерянных в реальном времени и Глубину в небе), а сейчас является главным претендентом. Рад видеть здесь новый роман Пратчетта. Что-то не избалован он в последнее время номинациями. И ведь книга-то заметно лучше, чем всё, что он делал в последние пару лет. Книгу другого британца, Кена МакЛауда мы уже видели в прошлом году в номинации на премию BSFA. Теперь, на основании американской публикации, она пошла на премии и в Штатах. О книге Делии Шерман я писал в связи с номинациями на премию Нортон два моих поста назад. Две другие книги из этой номинации прежде не попадали в поле моего зрения. Весьма оригинальный дебютный Роман Клайна представляет собою частично квест, частично историю любви, частично космооперу в виртуальном мире компьютерных игр, ностальгически завязанную на поп-культуру конца 20 века. Ещё один дебютный роман Джеймса и Карлссона необычен тем, что издал его Амазон – в Киндл-формате, разумеется. Это вполне либертарианская по духу подростковая твёрдая НФ, действие которой происходит на Марсе, обживаемом людьми.
Кто получит приз – многоопытные Виндж и Пратчетт, или популярные, но без звёздной пыли, МакЛауд и Шерман, или амбициозные дебютанты Клайн и Джеймс+Карлссон? Об этом мы узнаем через четыре с половиной месяца.
Лауреаты премии Стокера за 2011 год
Любители ужастиков тоже любят юмор. Только это чёрный юмор. Наверное, поэтому они вручали премии Брэма Стокера 1го апреля в Солт Лейк Сити, Юта, США. Их получили:
Лучший роман / Superior Achievement in a Novel
• Flesh Eaters, Joe McKinney (Pinnacle)
Его соперниками были:
• A Matrix of Angels, Christopher Conlon (Creative Guy)
• Cosmic Forces, Greg Lamberson (Medallion)
• Floating Staircase, Ronald Malfi (Medallion/Thunderstorm)
• Not Fade Away, Gene O’Neill (Bad Moon)
• The German, Thomas Lee (Lethe)
Лучший дебютный роман / Superior Achievement in a First Novel
• Isis Unbound, Allyson Bird (Dark Regions)
Её соперниками были:
• Southern Gods, John Horner Jacobs (Night Shade)
• The Lamplighters, Frazer Lee (Samhain Horror)
• The Panama Laugh, Thomas Roche (Night Shade)
• The Which Should Not Be, Brett J. Talley (JournalStone)
Лучший детско-юношеский роман (спарка) / Superior Achievement in a Young Adult Novel (tie)
• The Screaming Season, Nancy Holder (Razorbill)
• Dust & Decay, Jonathan Maberry (Simon & Schuster Books for Young Readers)
Их соперниками были:
• Ghosts of Coronado Bay, A Maya Blair Mystery, J.G. Faherty (JournalStone)
• Rotters, Daniel Kraus (Delacorte)
• A Monster Calls, Patrick Ness (Candlewick/Walker)
• This Dark Endeavor: The Apprenticeship of Victor Frankenstein, Kenneth Oppel (Simon & Schuster/David Fickling Books)
Лучшая повесть / Superior Achievement Long Fiction
• “The Ballad of Ballard and Sandrine”, Peter Straub (Conjunctions 56)
Его соперниками были:
• “7 Brains”, Michael Louis Calvillo (Burning Effigy Press)
• “Roots and All”, Brian Hodge (A Book of Horrors)
• “The Colliers’ Venus (1893)”, Caitlín R. Kiernan (Naked City: New Tales of Urban Fantasy)
• “Ursa Major”, John R. Little (Bad Moon)
• “Rusting Chickens”, Gene O’Neill (Dark Regions)
Лучший рассказ / Superior Achievement in Short Fiction
• “Herman Wouk Is Still Alive”, Stephen King (The Atlantic 5/11)
• “X if for Xyx”, John Palisano (M Is for Monster)
• “Home”, George Saunders (The New Yorker 6/13/11)
• “All You Can Do Is Breathe”, Kaaron Warren (Blood and Other Cravings)
Лучшая антология / Superior Achievement in an Anthology
• Demons: Encounters with the Devil and his Minions, Fallen Angels and the Possessed, John Skipp, ed. (Black Dog and Leventhal)
Его соперниками были:
• NEHW Presents: Epitaphs, Tracey L. Carbone, ed. (NEHW)
• Ghosts By Gaslight, Jack Dann & Nick Gevers, eds. (Harper Voyager)
• Blood and Other Cravings, Ellen Datlow, ed. (Tor)
• Supernatural Noir, Ellen Datlow, ed. (Dark Horse)
• Tattered Souls 2, Frank J. Hutton, ed. (Cutting Block)
Лучший авторский сборник / Superior Achievement in a Collection
• The Corn Maiden and Other Nightmares, Joyce Carol Oates (Mysterious Press)
Её соперниками были:
• Voices: Tales of Horror, Lawrence C. Connolly (Fantasist Enterprises)
• Red Gloves, Christopher Fowler (PS)
• Two Worlds and In Between: The Best of Caitlin R. Kiernan (Volume One), Caitlin R. Kiernan (Subterranean)
• Monsters of L.A., Lisa Morton (Bad Moon)
• Multiplex Fandango, Weston Ochse (Dark Regions)
Лучшая нехудожественная книга / Superior Achievement in Non-Fiction
• Stephen King: A Literary Companion, Rocky Wood (McFarland & Company)
Его соперниками были:
• Halloween Nation: Behind the Scenes of America’s Fright Night, Lesley Pratt Bannatyne (Pelican)
• Reflections in a Glass Darkly: Essays on J. Sheridan Le Fanu, Gary William Crawford, Jim Rockhill, & Brian J. Showers, eds. (Hippocampus)
• Starve Better, Nick Mamatas (Apex)
• Everything You Ever Wanted to Know About Zombies, Matt Mogk (Gallery)
• The Gothic Imagination, John C. Tibbetts (Palgrave)
Лучший поэтический сборник / Superior Achievement in a Poetry Collection
• How to Recognize a Demon Has Become Your Friend, Linda Addison (Necon)
Её соперниками были:
• At Louche Ends: Poetry for the Decadent, the Damned & the Absinthe-Minded, Maria Alexander (Burning Effigy)
• Surrealities, Bruce Boston (Dark Regions)
• Shroud of Night, G.O. Clark (Dark Regions)
• The Mad Hattery, Marge Simon (Elektrik Milk Bath)
• Unearthly Delights, Marge Simon (Sam’s Dot)
Как сообщалось ранее, Рик Хотала и Джо Р. Лансдейл получили премии HWA за пожизненный вклад. Также были вручены ещё несколько особых призов, имеющим значение разве что для награждённых. Я написал бы о них мелким шрифтом, если бы у меня здесь была такая возможность.
Кроме этого, HWA совместно с наследниками Брэма Стокера и Музеем и Библиотекой Розенбаха вручили особую, присуждаемую лишь однажды премию «Вампирский роман столетия» Ричарду Матесону за роман Я – легенда.
Не могу назвать себя знатоком ужастиков, так что прошу коллег, которые в материале, подсобить с комментариями – ведь для вас старался.
Новое поколение авторов ужастиков мне совершенно незнакомо. Имена авторов романов не вызывают у меня никаких ассоциаций. Старые мастера Кинг и Страуб отыгрываются на малой форме. У них это по-прежнему получается хорошо. Вслед за Петрушевской страшные сказки пошли писать и англоязычные авторы, а Стокера за сборник получила мейнстримовая писательница, живой классик Джойс Кэрол Оутс. Новый справочник по произведениям Кинга порадует всемирную армию кингоманов. Стало быть, и здесь, в тёмном царстве смерти, жизнь бьёт ключом, а запах тлена – это так, для антуража!
***
Вот, пожалуй и все новости на сегодня. Потороплюсь поставить их на Фантлаб, пока новых не навалило!
***
И в завершение. Всякие горазды в отсутствие короля юзать трон не по назначению!