Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «sk-joker» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 23 марта 2010 г. 09:17

Нить повествования — вещь чрезвычайно важная, ведь она и удерживает внимание читателя. Р. Ч. Уилсон, не долго думая, решил, что две нити — лучше одной. И разбавил научную фантастику с мелодраматической историей главного героя. В итоге получилось, как говорят, “ни то, ни сё”. Несмотря на это, роман вполне увлекателен, хорошо сбалансирован и способен удерживать читателя до самой развязки.

После прочтения “Ложной слепоты” Уоттса, в обсуждении в кругу знакомых, я часто сетовал на примитивность описания взаимоотношений героев, их вялую псевдоэмоциональность и такое прочее. И вот, взяв в руки “Спин”, я подумал: “Вот оно! Наконец-то в моих руках НФ “с человеческим лицом”. Мой восторг был продиктован ощущением праздника души, который мне должен был подарить роман, судя по рекомендации Фантлаба. В итоге меня ожидало разочарование: видно слишком многого я ожидал от обладателя премии “Хьюго”.

Многие научные идеи, столь обильно разбавленные текстом далеким от НФ, мне показались не совсем правдоподобными. И это подтолкнуло меня к изучению затронутых вопросов. Это “+” роману (ну люблю я литературу, которая заставляет думать или подталкивает к самосовершенствованию), хоть и вытекает это достоинство из недостатка. Сила в слабости? Как бы то ни было, эрудированность автора приятно удивила. Широта размаха, поднятых им вопросов впечатляет — мало кто из современников способен на такое. Но снова обратная сторона медали: роман масштабен, но не эпичен, поражает широтой, но страдает поверхностностью. А как вам по вкусу вымученное затягивание сюжетных ходов? Будто повесть растянули до романа. Однако же, на удивление, роман читать вполне приятно, и что главное, интересно.

Происходящее автор подал в виде трех различных точек зрения на происходящее. С точки зрения науки, религии и обывателей. Однако, вопрос религии, в лице сектантов, кажется просто притянутым за уши — настолько надуманным и неорганичным он мне показался.

Конечно, хотелось бы фокусировки автора на глобальных событиях происходящего, но он решил сосредоточиться на людях — невольных марионетках в представлении неких высших сил. Ну что же, Уилсон довольно гармонично вплетает судьбы конкретных людей в космические масштабы происходящего.

Отдельные претензии есть к главному герою. Создается впечатление, что он давно живет в Спине, причем своем собственном. Он замкнут на своей дружбе с Джейсоном Лоутоном и чувствах к его сестре. Ни каких-либо ярких эпизодов из жизни, ни интересов... Не пожалев красок на описание его чувств к Диане Лоутон, Уилсон поскупился на его эмоциональной привязанности к матери, интереса к погибшему отцу. Хотя и тут автору есть чем крыть: ведь главный герой рассказывает нам свою историю, вероятно обходя стороной или вскользь задевая неприятные вопросы, душевные раны. Что же до остальных героев, то они просто блистательно выписаны, вплоть до мелочей. Честно я даже удивился: читая о марсианине в мыслях всплыл Махатма Ганди... и что вы думаете? Автор показывает, что именно так его и восприняли земляне.

Но все же, если бы автор вел повествование от лица Джейсона, Дианы и Тайлера... мы бы получили более эмоционально разноплановый сюжет. Но вот скрасило бы это произведение или нет? Мы бы получили НФ в лице Джейсона, философско-социальную фантастику в лице Дианы... но автор решил влить все в один флакон и показывает происходящее через призму сознания Тайлера.

Скорая гибель как-то мало повлияла на повседневную жизнь обывателей. И это кажется странным, более логичными были бы массовые беспорядки, войны. А вместо этого все стараются уповать на науку или религию. Попытка сделать вид, что ничего не происходит? Однако же, ближе к развязке, положение стало более правдоподобным. Вот чем интересен роман, так это тем, что только я найду к чему придраться, как тут же ситуация исправляется... Ну что же, браво. Автор вполне изобразил вполне правдоподобную реакцию человечества на медленную катастрофу. А вот концовка не понравилась. Хотелось или нахождения человечеством всех ответов на вопросы или погибели, но никак не сюжетного хода возрастом в несколько тысяч лет — бог из машины.

Есть претензии и к переводу: местами корявый, местами отсебятина. В общем, проблем под общим названием “трудности перевода” хватает. Но в целом, огрехи не столь критичны — скрепя сердце, махнем на них рукой.

“Спин” — это не пища для мозга, это развлекательный блокбастер в обертке НФ. Тут есть и свой плюс — книга будет интересна широкому кругу читателей: от искушенных любителей фантастики до домохозяек. Фантастику в массы? Да... это отнюдь не камерная вещь, это не безликое поле противостояния человечества и гипотетиков — это художественное произведение.

Довольно неоднозначный роман получился, и отношение к нему такое же. Если меня спросят совета, читать ли, я перечислю все недостатки и... порекомендую к прочтению.


Статья написана 16 марта 2010 г. 16:22

Я редко читаю неизвестных авторов. Мне безразлично начинающий ли это гений или упорно не сдающийся посредственный писатель. Я просто не хочу тратить свое время на то, что даже с натяжкой назвать пищей то ли для ума, то ли для сердца, нельзя. Иногда при выборе следующей книги приходится прочесть отзывов и рецензий общим объемом в добротную повесть. Но, предлагаемую вашему вниманию, книгу я взял в руки совершенно случайно — одолжил у знакомого скоротать время в поездке.

Перед нами картина близкого будущего. Человечество наконец-то осуществило одно из самых своих заветных желаний и теперь люди могут жить вечно. И тут бы развить философскую тему в стиле философов: мол где нет смерти, там нет и жизни — но не тут то было. Философии здесь нет, зато есть всплывающие местами вопросы религии, которые, к сожалению, не развиты в полной мере и без которых можно было обойтись. Зато есть хорошо проработанный образ главной героини, да и вообще персонажей в целом.

Анна-Амалия (по "недоимени" Аномалия), главная героиня романа, — обычная женщина, медик. Она не супергерой, у нее нет сверхъестественных способностей, она не гений-ученый, даже характер не бойцовский. И чтоб довершить картину ее несовершенности автор вскользь упоминает о ее нестандартной фигуре. Мне лично понравилось как автор показал будущее ее глазами в плане психологического восприятия мира. Жаль, что переживания героини описаны скупо, зато ее наблюдения за окружающими обладают поистине женской проницательностью. Этим меня роман, скорее всего, и пронял.

Сам мир описан очень плохо, точнее почти никак. А хотелось бы побольше узнать о новом обществе, о том, чем живут люди. И вообще есть ли им к чему стремится? Ведь, живя вечно, человек вполне может довольствоваться тем, что имеет, откладывая все свои деяния на неопределенное "потом".

Тотальный контроль за численностью населения в сложившихся обстоятельствах мне еще понятен. Но вот неприятие стариков — неудавшегося первого поколения бессмертных, "нулевого" поколения мне непонятно. Чем-то мне это напомнило рассказ Матесона "Тест", но до его трогательной глубины душевных переживаний не дотягивает.

На страничке автора написано, цитирую: "Я пишу о людях и для людей. Фантастика — скорее фон, нежели передний план." И это правда на 100%. "Аномалия" — это, скорее, не фантастический роман. Это история одной женщины в декорациях далеко не светлого будущего. Но над этими декорациями еще бы работать и работать — просто добавить каких-то запоминающихся мелочей, таких себе финальных мазков по полотну.

Отрадно, что это не очередная книга о прекрасных супергероинях, ведьмах, волшебниках с псевдоземноморья в магических университетах, которыми прямо-таки кишит современная литература. "Аномалия" не прошла мимо моего сознания как проносящийся мимо поезд. Личная оценка 7/10. Все огрехи, поверхностную подачу сюжета, несколько простоватый стиль я отбросил в виду того, что это первые литературные шаги, ведь и ходить мы не сразу умеем.

К автору возникло много вопросов, изложенных выше, но разве это не хорошо? Куда хуже, когда и вопросов никаких не остается, а желания далее знакомится с творчеством автора пропадает. Пожелаю же успехов автору, ведь ее книга куда лучше многих, печатающихся уже давно, пейисателей :-)


Тэги: вик тори
Статья написана 12 марта 2010 г. 10:20

Я вообще люблю Средневековье. Есть в ней что-то романтическое для меня. Поэтому, услышав, что на экраны скоро выйдет фильм небезызвестного режиссера Ридли Скотта "Робин Гуд", я заинтересовался, скачал трейлер к нему... и тут меня ждал шок. Это не высадка в Нормандии из фильма Спилберга "Спасти рядового Райана" это кадры из "Робин Гуда". Это не все, меня поразившее, но более всего бросилось в глаза. После такого смотреть не буду... десантные гребные катера, подумать только

Похоже?


Статья написана 11 марта 2010 г. 15:16

По стечению обстоятельств, это вторая подряд прочитанная мной книга, так или иначе, имеющая отношение к такой бесспорно великой фигуре прошлого, как Платон. Видимо тянет меня к философии :-)

Добро пожаловать в 38 век! Наш мир каким-то образом в результате "не понятно чего" прекратил материальное существование, и вместо вещей остались лишь их образы. К 38-му веку люди установили, что настоящий мир — не вещный, а мир чистых форм, полный света и энергии. Лондон в романе — лишь идея некогда существовавшего города, а его жители — идеальные прообразы лондонцев прошлого. В этом мире нет времени, но есть вечность. Именно поэтому их картина мира не совпадает с нашей, ведь то, что видим мы, — лишь отблеск идей. Но, как оказывается, и на светлом будущем есть свои пятна...

Идея романа уходит корнями к "Государству" Платона, где есть миф о пещере, в которой сидят привязанные люди и могут видеть лишь тени на стене пещеры, поэтому принимают за истину не сами предметы, а отбрасываемые ими тени. Да и само построение произведения — в форме диалогов и мыслей, речей главного героя, снова-таки чувствуется веяние древнего философа.

Если вы решите, что это скучный философский труд, то ошибетесь. Идеи поданы просто и под соусом из лучшего английского юмора. Словарь и лекции пародийного историка по имени Платон являют собой реконструкцию не связанных между собой слов и текстов, причем не столько реконструкцию, сколько домыслы. Автор мастерски показывает случайную проницательность героя в отношении сути вещей нашего времени. Именно сути, а не формального значения.

Мы все помним многие эпизоды из своего прошлого. С течением времени отношение к ним меняется, поскольку меняемся мы. А хотели бы вы перенестись 17 веков вперед и оглянуться назад, посмотреть другими глазами на недостатки и достоинства нашего мира? Тогда вперед и пусть творение Питера Акройда поможет вам в этом :-)

Всем любителям смеси философии и юмора рекомендую.


Статья написана 11 марта 2010 г. 10:42

На днях у меня была значимая дата в личной жизни. И вот, по пути на работу я написал короткое стихотворение своей музе, вдохновляющей меня и поддерживающей мои скромные литературные начинания, которые, надеюсь, все же увидят мир, несмотря на мою лень :-)



Красотой своей меня пленила,

Огонь в груди моей зажгла.

Радость и счастье она подарила,

Покой беспокойной душе принесла.

Щедра, умна и весела,

Приветлива со всеми и мила.

А еще, скажу я вам,

Мудра она не по годам.

Чего же еще желать мне боле

От музы, неподвластной моей воле?





  Подписка

Количество подписчиков: 24

⇑ Наверх