Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «sk-joker» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 14 июня 2010 г. 12:02

Ученые утверждают, будто существует взаимозависимость пищевых пристрастий и психического состояния человека. Таким образом, зная его вкусовые пристрастия, можно судить о его характере в общих чертах. Эксперименты на животных имеют такие же результаты. Интересно, что сказали бы ученые, о любителях есть... книги? А что еще интереснее: что можно сказать о характере существа, с детства, впитывающего в себя через желудок, такой сложный и неоднозначный шедевр, как «Поминки по Финнегану» Джойса? Точно сказать можно одно: характер этого существа сложен и многогранен. Именно так и можно описать в двух словах главного героя романа Сэма Сэвиджа.

Это история вовсе не о гастрономических пристрастиях. Хотя читатель и узнает, что одни произведения похожи по вкусу на салат, а другие на туалетную бумагу. И правильно, ведь те, к кому обращается Фирмин, вряд ли смогут по кусочку съеденной бумаги с поля книги определить ее ценность. А жаль, такая способность любителям чтения не помешала бы. Но, увы, у людей не столь острое обоняние как у крыс. Причем тут крысы? Ах да, простите, забыл представить. Фирмин – это крысенок, причем непростой, самый слабый телом и самый сильный разумом из всей чертовой дюжины своих братьев и сестер. Он изгой, чувствующий себя не в своей тарелке в обществе матери-алкоголички и среди сородичей, которые вместе с молоком матери впитывали в себя алкоголь. Он беженец, нашедший пристанище в своем воображении, границы которого все расширялись от прочитанных книг. Его поистине человеческий разум пленен в тщедушной оболочке крысы. Истинно, эта история – социальная драма.

«Фирмин» — это история одиночества. Если хотите что-то сказать про Фирмина, скажите, что он был чужим среди чужих. От сородичей его отделяла пропасть интеллектуального развития, а от людей бездна физического различия. По сути, Фирмин – человек, вынужденный прожить жизнь в крысиной шкуре. Начитанный, умный, страстно желающий общаться с себе подобными по уровню развития, он вынужден всю жизнь молчать и нести свое бремя разума – и наказание, и дар в одном флаконе. Сексуальные предпочтения у него также не крысиные, а потому эта сторона жизни была ограничена просмотром порнофильмов. Всю жизнь Фирмин прожил в мечтах. Но не думайте, что он сидел сложа руки и грустил, нет. Его попытки наладить контакт с людьми удивляют изобретательностью, умиляют исполнением и... огорчают исходом. Но Фирмин – неисправимый мечтатель, он не сдается. А переносить неудачи ему помогает философский подход к жизни.

Роман полон юмора и самокритики, «записки мудрого Фирмина», который, оглядываясь на прожитую жизнь, посмеивается над самим собой. Он воспринимает себя таким, каков есть, не пытаясь показать себя с лучшей стороны. Его рассказ полон метафор и житейской мудрости, заставляющий читателя смеяться, сопереживать. Небольшой размер романа является и достоинством и недостатком одновременно. С одной стороны он словно квинтэссенция истории жизни, содержащая только яркие моменты – ведь именно так мы помним свою жизнь, за исключением редких малозначительных эпизодов, которые затерялись в уголках памяти. А с другой — жаль, что рассказ окончился так быстро, ведь его поэтичность, воздушная легкость и эмоциональная глубина не оставят никого равнодушным к печальной и смешной одновременно истории маленького непризнанного гения. Истории, посвященной всем, кто хоть раз в жизни, глядя на мир через окно, думал, что это совсем не тот мир, в котором он должен был родиться.

Возможно, не лучший способ заработать известность, сочиняя романы за крыс, у которых оттачиваются не только резцы, но и интеллект. Но если умеете делать это, — смело выносите свое произведение на суд читателей. Браво Сэвидж!

Советую.

10/10


Статья написана 30 мая 2010 г. 18:57

Представьте, что вышло бы, если главным героем романа «Цветы для Элджернона» был Сири Китон из «Ложной слепоты» в подростковом возрасте. А автором этой книги являлся Чарльз Диккенс. Что вышло в итоге? Правильно, роман Марка Хэддона «Загадочное ночное убийство собаки». Конечно же, такое сравнение слишком грубое. Но тут имеется в виду не стиль, не идея романа, а та гамма эмоций, что возникает при чтении. Когда ноты вышеуказанных произведений в «октаве великого писателя» дают нам потрясающе звучный аккорд.

Марк Хэддон прославился как детский писатель. Этот роман ― его первое детище для более зрелой аудитории. Но и дети смогут найти в ней что-то интересное. Истинно, великая литература не имеет возрастных рамок. В который раз читатель убеждается, что не каждый может стать великим писателем, но великий писатель может быть кем угодно: учителем, автором комиксов, мультипликатором, или же прийти к нам из детства ― маленькими шажками своих детских книг.

Под обложкой книги скрывается дневник некоего Кристофера Буна ― подростка, страдающего аутизмом. Отрадно, что аутизм здесь ― не коммерческая приманка, вызывающая у читателей сострадание и скупые слезы, ― отнюдь. Читатель, подобно главному герою, отстраняется от сферы эмоций и погружается в мир логики. Эту историю можно назвать какой угодно: асоциальной, аморальной, жесткой, но никак не эмоциональной. Но не назвать эту историю блестящей нельзя.

Кристофер Бун поведает нам свою историю. Историю жизни человека, который живет в нашем мире, но смотрит на него другими глазами. Он не живет в своем параллельном мире, скорее у него другая система координат реального мира. Кристофер ― ходячая мыслительная машина, абсолютно асоциальная и непонятная окружающим. Его математические способности поражают не меньше, чем полное отсутствие эмоций и, как следствии, непонимание эмоций окружающих. На первый взгляд является странным тот факт, что он любит животных. Но ведь животные, в отличие от людей, поведение которых ему, по большей части, непонятно, ведут себя вполне логично и прогнозируемо ― так что, ничего странного в этом нет.

Мальчик живет в некотором ограниченном самим собой пространством, где все изучено и понятно, где почти нет неожиданностей и жизнь идет по расписанию. И вот случается нечто из ряда вон выходящее: однажды утром он находит труп соседской собаки. И Кристофер принимает решение расследовать это убийство и написать об этом детектив. Он руководствуется исключительно логикой и строит свое произведение на фундаменте математической однозначности, в которой, впрочем, видны некоторые парадоксы. Кристофер излагает голые факты без прикрас и метафор, потому как все это ложь, а он не умеет врать, как и шутить. Его расследование приводит к неожиданным результатам и изменит его жизнь. В поисках ответов, Кристоферу придется совершать поступки, которые раньше не совершал. Вы даже не догадываетесь сколько нужно решительности и смелости главному герою что бы, скажем, проехаться на метро. Но будьте уверены: он выдержит этот экзамен. Грустно, но экзамен жизни Кристофер вряд ли сдаст достойно. Впрочем, это не его вина, что живет он по другим правилам.

Роман интересен тем, что в своем дневнике мальчик описывает события, зачастую не понимая их подоплеки, а вот читатель все понимает прекрасно. Например, он рассказывает как сложно приходится окружающим из-за его действий, но не чувствует за собой вины. Ну что же, не часто встречаются произведения, в которых сочувствуешь скорее не герою, а его окружению. Но Кристоферу Буну не нужно сочувствие читателя: он не поймет его, как не понимает в полной мере любви и заботы родителей, а просто воспринимает их как людей, с которыми ему безопасно и которым он доверяет. Но, как показывает нам автор, это доверие очень хрупкое.

«Загадочное ночное убийство собаки» — замечательный роман о людях, не вписывающихся в наше общество; о сложностях, с которыми сталкиваются как они, так и окружающие их люди. История о человеке, поступки которого вызывают различные эмоции: от сострадания, граничащего с брезгливостью, до раздражения. Но, взглянув на наш мир его глазами, понимаешь, что его поведение вполне логичное. Читатель как будто смотрит театральную постановку: на сцене корчится и орет главный герой, а его же, лишенный эмоций, голос из-за кулис спокойно описывает все это.

Особого интереса роман заслуживает за подробности в описаниях странностей главного героя, простое перечисление которых само по себе вполне может стать повестью; за присутствие логических задач, схем и рисунков Кристофера.

10/10

P.S. Хоть этот роман и не является представителем фантастики, но все же я решил разместить здесь свои впечатления. Ведь роман, безусловно, блестящий и благосклонность читательской аудитории это подтверждает. Всем, кому по душе произведения в духе "Цветы для Элджернона", советую.


Статья написана 26 мая 2010 г. 09:30

Прочитав рецензии на первый из романов Джо Аберкромби цикла “Первый закон”, я был несколько удивлен его довольно высокой средней оценкой и одновременно множеством далеко не лестных рецензий. Пожалуй, желание самому разобраться в этом вопросе и побудило меня прочесть первую книгу цикла — “Кровь и железо”. Я был несколько разочарован концовкой романа, поскольку весь цикл написан как единое цельное произведение и как бы вынужденно поделенное на части. А потому следом за “Кровью и железом” на моей книжной полке вскоре появился роман “Прежде чем их повесят”. Прочитав и его, я несколько огорченный вынужденным ожиданием выхода переводного издания, решил прочесть последнюю книгу “Last Argument of Kings” в оригинале. Поскольку трилогия слишком цельна, то и планируемые свои отзывы на все три романа я собрал воедино.

“Первый закон” — это мрачная эпическая сага. Не ждите от нее проработанного мира в духе Мартина, Сапковского или, на худой конец Джордана. Это все равно, что сравнивать шедевр живописи и карандашную зарисовку. Карта мира невнятна и находится на уровне “земли Союза между молотом севера и наковальней юга», ну и загадочные дальние земли.

Глядя на обложки русскоязычных изданий с надписью “Черная Fantasy” ожидаешь чего-то мрачного, кровавого. Ожидания, для кого к счастью, а для кого и, к сожалению, не оправдаются. Да, здесь есть кровь; да, атмосфера сурова и мрачна, но все это словно отражение реальной исторической эпохи ― Средневековья (Позднее Средневековье ― начало Ренессанса, но без огнестрельного оружия), так любимого авторами фэнтези в качестве декораций своих историй. Правда отражение от зеркала пессимизма автора. Здесь есть войны, распри, закулисные игры, поединки, убийства, пытки ― все это рождает чувство безысходности. Романы цикла очень далеки от красочных фэнтези-творений с четким разделением на добро и зло ― здесь эта грань стерта, а буйство красок заменено на серые тона. Но копнув глубже, читатель все же сможет обнаружить эту невидимую черту между ними. Я, пожалуй, охарактеризовал бы весь цикл словом “реализм”. Ведь даже “великое зло” на поверку может оказаться обыкновенной враждой с отбрасыванием моральных принципов ― вполне обычное явление для реального мира.

Своим миром “Первый закон” вряд ли поразит читателя, здесь акцент сделан на атмосферу и персонажей. Причем последние и обеспечили ему львиную долю успеха. Каждый из них, будь он трусом или храбрецом, подлецом или порядочным человеком, является незабываемой фигурой. У каждого свое богатое и не очень прошлое, своя цель и все они являются неотъемлемыми кусочками в мозаике надвигающихся бурных событий, которые потрясут весь мир. Но не ждите, что они сломя голову понесутся спасать его: их стремления куда более эгоистичны. Персонажи под стать миру, в котором живут: не совершают подвигов, ― а просто пытаются выжить, сделать карьеру, отомстить; не становятся в горделивые театральные позы для излияния пафосных речей, зато запросто могут нанести удар в спину или украсть все, что «плохо лежит». Они не герои и не злодеи, в обычном понимании этих слов, а скорее различные виды отбросов. Но какими бы они, ни были, рано или поздно в отношении многих из них зарождается некое подобие симпатии. Они как бы говорят нам со страниц книги: «не мы такие ― жизнь такая”.

Текст очень легок для чтения, несмотря на некоторую суровость и непоколебимость: скупые описания (ровно необходимый минимум, без занудства), содержательные диалоги, украшенные простоватым юмором. Сюжетные линии персонажей сходятся и расходятся вновь и вновь, образуя единое целое. Нечто подобное мы уже наблюдали, и не раз. Да и второстепенные персонажи, выходящие на передний план, вряд ли кого-то удивят, а вот эволюционирование героев в сторону добра или зла ― это уже интересно. Вот чего не отнять у персонажей Аберкромби, так это их нешаблонность.

Сюжет лихой и динамичный, развивающийся по закону геометрической прогрессии. Поначалу развитие сюжета казалось несколько затянутым, но постепенно оно набирает обороты, а события ― масштабности. В “Первом законе” можно предугадать сюжетные ходы, но отнюдь не их последствия. Развязки сюжетных ходов хоть и подчиняются законам логики, но иногда достаточно непредсказуемы. В таком хитросплетении очень легко сделать ошибки. И Аберкромби сделал их: в тексте присутствуют ляпы (куда же без них). Их не так уж и много, но если читать вдумчиво ― впечатление портят. Не хочу останавливаться на них, захотите ― поищете сами. Хотя не советовал бы этим заниматься: стоит ли выливать бочку меда в поисках ложки дегтя?

Аберкромби в «Первом законе» попытался сломать стереотипы жанра, относительно персонажей и сюжетных ходов, прочно засевшие в умах любителей фэнтези. Но иногда он явно перегибает палку и получается такой себе «антимейнстрим», иногда переходящий, прямо-таки, в ересь. А ведь и без таких дешевых трюков вполне можно было написать жесткое фэнтези, вспомним хотя бы Бэккера. К тому же, несмотря на все усилия, творения Аберкромби несколько вторичны: даже если вывернуть штамп наизнанку, он чем-то другим не станет. Но, смешав все эти поднадоевшие штампы с дозой черного юмора, и прибавив к этому неожиданные повороты сюжета и лихую скорость прохождения поворотов ожидаемых, получим вполне интересную и нетривиальную историю.

Романы цикла носят исключительно развлекательный характер, здесь нет скрытых посланий и двойного дна. Аберкромби, видимо, пишет не ради «высокой цели» — скормить читателю очередное псевдофилософское откровение. Зато есть тщательно выписанное полотно жизни: любовь, дружба, предательство, месть. Причем все уместилось в трилогию, а не раздулось до неизвестных размеров. А уж после прочтения сами заметите, что призадумались над рядом вопросов. Какова истинная природа зла? Можно ли измениться, стать лучше? Возможно ли сбежать от прошлого?

Поначалу я отнесся к первым двум романам трилогии более скептично, но последний, третий, расставил все по местам. Недаром сам автор говорит, что “Первый закон” — это, по сути, один роман в трех томах. Так что, если вы прочли первый роман трилогии, или же первые два ― не спешите выносить безапелляционный вердикт этим произведениям.

“Первый закон” далеко не шедевр, но он ― нечто особенное. Хотя рекомендовать его к прочтению не буду. Хотя бы потому, что спустя пару недель после прочтения последней страницы, впечатления сильно сгладились и если бы оценку ставил сейчас, то она была намного ниже выставленной восьмерки. По сути, это было представление бродячего театра с превосходными актерами (пусть и играли они самих себя). Но декорации были сделаны на скорую руку, уставшим после долгой рабочей недели, плотником. Сочинитель пьесы был хоть и талантлив, но явно спешил куда-то и за него ее оканчивали сами актеры: она как бы и сложна по своему замыслу, но не глубока по сути. Выступление впечатлило, но на следующий день о бродячих артистах никто и не вспомнил...

Вот такие, несколько противоречивые, впечатления. Советовать ничего не буду. Думайте сами, решайте сами. Я потраченного времени не жалею, но и перечитывать вряд ли когда-то стану.

8/10

P.S. На странице цикла "Первый Закон" размещена сокращенная версия отзыва


Статья написана 11 мая 2010 г. 12:35

“Левая Рука Бога” — это первая часть планируемой трилогии. Уж сколько раз я зарекался читать неоконченные циклы, но продолжаю это делать регулярно.

Главный герой — подросток, воспитанный сектой Искупителей. Его детство прошло в их цитадели, напоминающей одновременно монастырь, тюрьму и школу военного ремесла. Если у него вообще было детство: постоянные тренировки, учеба и измывательства со стороны Искупителей-изуверов. Потому не удивляйтесь, что главный герой, Томас Кейл, — персонаж мрачный и жесткий. Но следует отдать ему должное — благородные порывы ему не чужды. Именно в результате одного из таких порывов ему угрожает смерть и он вынужден бежать в некий, якобы погрязший в грехах, город Мемфис. На самом деле весь мир погряз в грехе: жестокость, убийства, педофилия, гомосексуализм, проституция и т.д. Уж не Кейлу ли доведется сыграть роль карающей длани господней? Как бы там ни было, а Искупители всеми силами стараются вернуть сбежавшего мальчишку.

Хофман свой мир, принципиально отличный от реального, не создавал, — он воссоздал возможную картину Средневековья. Это не мир магии, чудищ и героев — это скорее альтернативная история: иная география, народности и традиции. Но по духу напоминает мрачное героическое фэнтези.

Сюжет вполне предсказуем. Но читать довольно интересно. Хотя бы потому, что все эмоции в романе очень правдоподобны. Убедительно описан процесс “очеловечивания” главного героя, его первая влюбленность. Многим, конечно, все это покажется несколько ненатуральным, но чего же еще ожидать от героя с трудным детством? Также роман хорош своей мрачной иронией, украшенной цитатами из известных произведений; хорош своей жутковатой реалистичностью и отсутствием положительных героев. Кстати, о героях. Описаны они скупо, некоторые вообще никак. Но, при всем этом, читатель четко представляет себе их образы. Это тот случай, когда впечатление создается не от описаний героя, а от его поступков и слов.

При желании у Хофмана можно найти сколько угодно символов, сатиры. Повешенный Искупитель вместо распятого спасителя. Мемфис, олицетворяющий собой город греха, в гетто которого живут скаредные евреи-ростовщики. Да и в самом Святилище Искупителей разврат процветает, а сами они напоминают маньяков, претендующих на причастность к чуду. Безусловно, роман Хофмана — не кладезь для любителей искать скрытые намеки, но при желании кое-что можно извлечь из этого, не страдающего ложной политкорректностью, произведения.

Определить возрастные рамки произведения достаточно сложно. С одной стороны, роман явно приключенческий и должен быть адресован читателям — ровесникам главного героя. Даже идеи Шопенгауэра, Ларошфуко и других не делают его “взрослее”. Но вот как быть с жестокостью мира? Живописные описания убийств, сцена расчленения девушки на глазах ее подруги, ожидающей такой же участи и т.п. Западная общественность по этому поводу не пришла к согласию, потому и я не буду делать попыток определить возрастные рамки.

Книга вышла обаятельной, но никак не шедевром. В ней есть множество неувязок, она несколько монотонна, чрезмерно жестока. Но она завораживает своим мрачным шармом, втягивает читателя в приключение, которое чем дальше — тем загадочнее и опаснее. Очень жаль, что конец романа не является логичной концовкой, а всего лишь началом следующего приключения. “Левая Рука Бога” заслуживает оценки 6 или 7, но поскольку она удивительным образом меня увлекла, то, идя на компромисс между эмоциями и холодным рассудком, ставлю ей твердую 8. Ждем продолжения приключения и там увидим куда приведет фантазия автора.

8/10


Тэги: хофман
Статья написана 3 мая 2010 г. 20:38


Любая попытка понять историю требует осмысления фактов,

а значит, также обречена иметь дело с вымыслами.

М. Ф. Флинн

Вот уже лет 20 как просторы бывшего Советского Союза захлестнула волна популярности такого жанра, как криптоистория. Кого только не записывали авторы криптоисторических романов в вершители судеб: масонов, тамплиеров, каббалистов. Кто управляет миром? Политики? Бог? А может мы живем в мире случайных событий? Нет! Миром управляет горстка членов какой-то тайной организации — вот так выглядит основная идея таких произведений.

В 1995 году у нас выходит роман М. Флинна “В стране слепых”. В этом детективном триллере он показал тайное общество изнутри. В XIX веке, используя дифференциальную машину Чарльза Бэббиджа, оно корректирует историю, опираясь на математические прогнозы. Общество, вооруженное результатами расчетов, вмешивается в ход истории, влияя на ее ключевые точки, когда неизмеримо малое влияние дает непропорционально большое отклонение. Все это делается из благородных побуждений, но, как уже многажды доказано историческими фактами, все благие намерения могут иметь противоположный результат — в зависимости от того, кто принимает решения. Как правило на смену идеалистам приходят меркантильные личности — так случилось и в романе Флинна.

Действие романа происходит в двух временных пластах: в вышеупомянутом XIX веке и современности. В наши дни: бывшая журналистка, а ныне торговец недвижимостью, Сара Бомонт покупает старинный дом. В нем она находит загадочный список событий, в котором знаменательные исторические факты соседствуют с убийствами неизвестных людей. В списке ей бросается в глаза имя одного из бывших владельцев дома — Брейди Куинна и, любопытства ради, она начинает наводить о нем справки. Поиски информации приводят ее в полузаброшенное здание старой фабрики, где Сара обнаруживает зал, заставленный вычислительными машинами Бэббиджа и архивными шкафами. И вот когда разгадка уже близка, Саре и всем, кого она втянула в это дело, грозит опасность.

Итак, перед нами интересное произведение, посвященное клиологии — исторической науке, выдуманной автором. Флинн отстаивает позицию, что понять историю, изучением только ее фактов, невозможно. Этой же науке он посвятил свой недавно вышедший роман “Эйфельхайм”. По его мнению, современное образование обречено выпускать в свет “статистические единицы” вместо мыслящих людей. Ведь настоящие открытия происходят где-то на стыке наук, а школа (в широком смысле) нацелена на узкую специализацию с четкими границами между дисциплинами.

Детективная соствляющая романа откровенна слаба. Но роман хорош прежде всего тем, что на фоне всей этой беготни главной героини, тайных агентов и организаций, четко выделяются неспешные рассуждения автора. Он затрагивает вопросы истории, политики, социологии, критикует капитализм, коммунизм и нашу цивилизацию вообще.

Итог — умное увлекательно произведение, не претендующее на роль великого откровения музы истории, не изобилующее сомнительными фактами и громкими сенсациями. Произведение, в котором криптоистория не является всего лишь фоном для детективного сюжета.

Кому рекомендовать? В первую очередь любителям тайн и заговоров, но не ждите от Флинна грации бегемота, которой славится Дэн Браун — тут более тонкая идея. Также любителям детективов, для которых важен не только сюжет. А также всем, кто не прочь задуматься о своем месте в этом мире, ведь кем бы мы ни были, наши действия творят историю.

7/10





  Подписка

Количество подписчиков: 24

⇑ Наверх