В последнее время не так часто удается найти что-то достойное для чтения. Чтения не в смысле развлечения, а пищи для ума. Но есть и исключения. Одним из них является «Генезис-2075».
Итак, читателю, фактически, предлагается стенограмма экзамена (некоторые отступления в виде мыслей главной героини не меняют впечатления). С целью поступить в Академию, Анаксимандр предстает перед Экзаменаторами и отвечает на вопросы по выбранной ею теме «Жизнь и эпоха Адама Форда, 2058-2077 гг.». Именно из ее ответов мы и узнаем будущее нашей цивилизации в версии Бернарда Беккетта.
Чем мне больше всего понравилось данное произведение, так это своей многогранностью. Сначала оно кажется постапокалиптикой – весь мир поражен чумой и только жители Островной Республики (Новая Зеландия) избежали этой участи, оградившись от всего мира. Далее оно кажется утопией: созданное государство – государство Платона, и впрямь будто взято из трудов древнего философа. Тут и идея в качестве основополагающей государства, и разделение общества на сословия (правда к трем сословиям у Платона Беккетт добавил еще одно). Однако, чем больше мы узнаем о жизни граждан этой Республики, тем больше чаша весов склоняется к антиутопии.
Судя по построению произведения, Беккетт и впрямь черпал вдохновение в трудах Платона – фактически сплошь диалоги. Помимо экскурсов в прошлое с целью поведать читателю о предыстории событий, автор рассказывает нам историю Адама Форда. И снова-таки в форме его диалогов с роботом, общаться с которым – его наказание за преступление против Республики. Эти диалоги полны философского смысла, а словесный поединок человека и искусственного интеллекта дает нам повод для размышлений. Тут явно прослеживаются нити к творениям о робототехнике Азимова. Как вам придется по вкусу размышления робота о том, что есть разум, человек, жизнь? Поклонникам романа «Ложная слепота» Уоттса, каким являюсь и я, должно понравиться точно. О том, что люди – всего лишь биологические машины пишут давно, но Беккетт показывает нам эту идею в несколько другом аспекте.
Несмотря на лаконичность, отсутствие описаний (впрочем ненужных) книга изобилует интересными идеями – содержание ее более чем насыщенно. Перед нами «литературная матрешка»: открывая одну, мы видим другую и так далее. Не спешит автор раскрыть все секреты. Скажу, что книг, финал которых трудно угадать не так много. Но «Генезис-2075»одна из них. Ее мощный финал вполне неожидан.
Рекомендую всем любителям умной философской фантастики.
Знаете, я с детства питаю слабость к объемным произведениям. Навсегда со мной останется память о том благоговейном трепете, с каким я брал в руки очередную, внушительного размера, книгу и приступал у чтению. Детство прошло, я давно понял, что ценность произведения вовсе не исчисляется страницами, но воспоминания вновь и вновь всплывают когда вижу такие книги, как "Террор".
Я покупаю книги крайне редко. Как правило, ограничиваюсь электронной версией. Покупаю лишь очень понравившиеся книги — просто для коллекции, ну и если захочется прочитать еще раз. Но в случае с произведением Симмонса все было иначе. Я безуспешно пытался прочесть его отрывками: читал с экрана монитора в обед на работе, в транспорте с электронной книги и даже мобильного телефона — но безуспешно. И хоть я не могу назвать "Террор" шедевром, я все же купил его "бумажный вариант". И только тогда, долгими зимними вечерами, сидя в кресле с чашкой горячего чая с лимоном, я смог погрузиться в чтение. А за окном лежал снег, скрипя под ногами редких прохожих, бегущих поскорее домой в 20-ти градусный мороз.
Но чем же так хорош этот роман? Обо всем по порядку.
1. Первое, о чем думает искушенный читатель: "О, это же автор "Гипериона". И, уверовав в мастерство автора, берется за чтение.
2. Узнав о том, что роман основан на реальных событиях, читатель начинает интересоваться судьбой экспедиции Франклина. А поскольку судьба трагична, то это лишь добавляет красок. Ну любят люди читать о трагедиях больше, чем о светлом будущем А поскольку Симмонс — "атмосферный" писатель, то с задачей описания безысходного положения участников экспедиции он справился блестяще. Я прямо-таки слышал жалостные стоны затертых судов, треск льда, насмешливый вой ветра.
3. По стилю и сюжету роман напоминает произведения Г. Мелвилла и Д. Лондона, многими любимые еще с детства. А ностальгия по детству — вещь страшная
4. Роман напоминает кинофильм (да, вот такое сравнение от человека, скептически относящегося к кинематографу) с отличной режиссерской работой и гениальной игрой актеров — настолько блестяще Симмонс выписал своих персонажей. Даже стиль повествования меняется при смене героя-проводника сюжета. В героев романа веришь безоговорочно и сопереживаешь им. Браво!
5. Ну и, наконец, последнее — элемент загадки. Автор как бы предлагает вместе с ним раскрыть причины гибели экспедиции, предлагая нам свое видение, по крупицам воссозданной, истории. А также узнать, что это за мистическое чудище, названное участниками Террором.
Ну вот, примерные 5 причин по которым я прочел этот роман "от корки до корки".
Это не фантастика, — это реализм с элементом мистики, который вполне может стоять на полке рядом с классикой мировой литературы. Но, несмотря на все вышесказанное, я не могу рекомендовать прочесть этот роман. Чтение такой литературы — это труд, тяжелый труд для стойких духом. Но я лично не жалею потраченных сил. И хоть я никогда не назову его моим любимым романом, он навсегда останется в моей памяти.
Для начала я бы хотел сказать пару слов о своих впечатлениях о романе Кормака Маккарти "Дорога". Хотя такая тема уже есть в авторской колонке всеми уважаемого лаборанта kkk72, я все же не мог не отписаться на эту тему, поскольку этот роман на меня произвел неизгладимое впечатления. Настолько сильное, что я даже начал сочинять стихи. В качестве эпиграфа:
По дороге пыльной, грязной Через леса, через поля, Надеждой ведомые неясной, Идем вдвоем мы: ты и я.
Под ногами пепел прошлой жизни, Не возвратить ее назад. По прошлому не правлю тризну, Со мною ты — и я рад.
Прости, сын мой, нас за ошибку, Мы думали, что творим благодать. Теперь твой мир, где жить никто не хочет И не желает умирать.
Твой мир, где тускло светит солнце Сквозь пелену свинцовых туч. Во мгле отчаяния и боли Светит лишь надежды слабый луч.
Это мир без богов и героев, Без злодеев — злодеи здесь все. Это мир без моральных устоев, Но я вижу в душе твоей свет.
Вот пробил час, но мне не страшно — Не испугать того, кто жил в аду. Но в мир иной я ухожу с опаской — Ведь я в ответе за твою судьбу.
Мое знакомство с творчеством Кормака Маккарти, до прочтения романа “Дорога” ограничивалось просмотром киноленты “Старикам здесь не место” по мотивам его одноименного произведения. Поэтому сравнивать это произведение с другими творениями писателя не могу. Возможно, для объективности оценки произведения это даже хорошо, поскольку надо мной не довлело какое-то предвзятое отношение к творчеству Маккарти. И вот, выкроив минутку для отдыха, которая вылилась в часы чтения, я погрузился в новый мир, рожденный фантазией автора... . И окунувшись в него уже не мог оторваться до самой последней строчки. Мрачный серый мир будущего. Покрытая пылью и пеплом, как саваном, Земля равнодушно вращается вокруг Солнца. Дни в полумрачном свете тусклого солнца, пробивающегося сквозь толщу пыли и пепла. Ночи темнее преисподней и лишь тусклое пятно невидимой луны нарушает всеобщий мрак. Долгие серые рассветы и закаты. Мир тусклых и полинявших красок прошлого, которого уже не вернуть и не исправить. По выжженной земле, взбивая ногами пепел, полагаясь только друг на друга, бредут двое: отец и сын. Они идут по дороге на юг, к океану, не подозревая, что тот — всего лишь необъятная соленая общая могила. Они идут, у них есть цель, а их сердца согревает огонь надежды. По дороге идут и другие: бродяги, безумцы, бандиты. Дорога одна на всех, но пути у всех разные. А это значит, что главным героям следует проявлять осторожность в своем пути. Ведь в новом мире, мире канувших в лету благ цивилизации, люди превратились в загнанных запуганных зверей, рыщущих в поисках пищи, дрожащих от каждого шороха. Они идут днем настороженно вслушиваясь и высматривая опасность. Ведь встреча с себе подобными угрожает быть ограбленными в лучшем случае, а в худшем — быть убитыми и съеденными. Это мир, в котором никто не желает жить и никто не желает умирать. Мир без богов, ведь в мире, котором людям не выжить — богам делать нечего. Это мир, где названия предметов исчезают вслед за самими предметами. Тем удивительней, что маленький герой романа, не знающий другого мира, не лишен сострадания. Ведь в новом мире, где стерта грань между добром и злом, сострадание — непозволительная и, даже губительная, роскошь. Но мальчик, подобно герою стиха Маяковского, задает вопросы отцу про “хорошо” и “плохо”. И только благодаря ему, отец не потерял человеческого облика, подобно многим выжившим людям. И еще отца мучает чувство вины перед сыном, что он скоро покинет его и тому самому придется жить в мире, который породило его поколение. Несмотря на все, эта роман достаточно оптимистичен, ведь покуда есть люди не лишенные сострадания, у человечества будет шанс на будущее. Сам стиль построения романа довольно своеобразен: рваные скупые предложения, словно строки вырванные из дневника очевидца. Он скорее более подходит под сценарий к фильму: описание действий, декораций. Но именно благодаря такому подходу, Маккарти смог обойтись небольшим объемом текста — ничего лишнего, а многое читается между строк. Маккарти создал мир, в который безоговорочно веришь, и от сознания этого пробирает дрожь. Я так не увлекался чтением, забыв про окружающий мир, я побрел по дороге, покрытой пеплом, к которой с обеих сторон подступали черные обугленные деревья, вслед за двумя едва различимыми фигурами, а на голову мне падали серые хлопья снега... После прочтения этого романа я почти две недели не мог ничего читать — очень сложно было выбрать что-то столь же атмосферное. Это не первое постапокалиптическое прочитанное мною произведение. Однако же оно впечатлило меня больше всего. Это частично фантастика, частично сказка. Но и в том, и в другом аспекте — это страшное произведение. В этом мире нет надежды, нет и некоторого странного комфорта, который порою создают в воображении постапокалиптические истории. Роман отдает библейскими мотивами. Да и неизвестная читателю катастрофа похожа на кару небесную — видимо Маккарти черпал вдохновение в мифах древних народов о конце света. Мне лично вспомнились статьи историков о пророчествах майя. А само приключение главных героев похоже на эпическое путешествие по Аду. Если вы готовы испытать на себе все ужасы постапокалиптического будущего, добро пожаловать в мир романа "Дорога".