Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «андрос» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 22 июля 2019 г. 13:29


     

Артём наслаждался воздухом Крыма. Пейзаж и запах моря будил в душе творческую жилку. Кто бы мог подумать, что и душа тоже состоит из каких-то жил, как, и, собственно, тело. Нет, пожалуй, это мыслящие прозаически люди могли дать такое название живой струне. У души струны, а у тела жилы, это больше походит на правду.

По случаю, нужно было отъехать из посёлка в Феодосию. На обратном пути, стоя на остановке, он заметил девушку с чемоданом и большой сумкой. Несмотря на слегка усталый вид, девушка смотрела бойкими серыми глазами вокруг, как будто охраняя личное пространство, ограниченное её багажом. Мужчина в очереди, устав ждать маршрутку, махнул рукой и шагнул к призывно открытой дверце такси. Артём сделал шаг, заняв освободившееся место в очереди, оказавшись теперь вплотную к чемодану сероглазой попутчицы. Девушка была довольно крепкой, с хорошей фигурой. На таких засматриваются большинство мужчин и даже некоторые юнцы. Почти сразу подошла маршрутка. Багажное отделение у автобуса располагалось сзади и его вносили через заднюю дверь, но девушка решительно не желала терять свои вещи из поля зрения. Артём помог ей затащить их в салон, и им даже удалось занять два последних места в конце. Чемодан стоял рядом, сумка оказалась на коленях Артёма, на своих же коленях девушка держала в охапку большой пакет. Разговорились.

Её звали Натальей. Добиралась до Феодосии она больше суток, меняя транспорт, через границу с Украиной. Работала терапевтом в поликлинике, сейчас же, в свой короткий отпуск на десять дней, вырвалась к морю. Наталья оказалась довольно словоохотливой. Личная жизнь , с её слов, была в данный момент довольно неопределённой, перспективы с имевшимся молодым человеком выглядели весьма туманно. Впрочем у многих отдыхающих, независимо от пола, по их рассказам личная жизнь выглядит неопределённой. Совсем не иметь её было бы явным моветоном, понижающим оценку в глазах окружающих.

Добрались без приключений. Артём проводил девушку до съёмного жилья, втащив чемодан на третий этаж одной из тех уютных построек, которые теперь на юге в объявлениях именовались "апартаментами". Договорились встретиться вечером на набережной.

Прогуливаясь вдоль пляжа, они разговаривали по душам, смотрели на огни дискотек и кафе с романтическими названиями с приморским колоритом, которые сменяли друг друга пёстрой вереницей:. "Волна", "Камышовый рай", "Богема". В одном из них они пили вино и продолжали говорить. В короткое время отпуска все события форсируются, и выглядит это совершенно естественно, как будто кто-то крутит стрелки невидимых часов в голове вперёд, прокручивая за календарный час все двенадцать. Двенадцать часов жизни в совершенно иных рамках, переполненных чувствами и жаждой оставить позади год будничной хлопотливой суеты — другими словами посещает нескончаемая жажда праздника.

Наталья почти не расспрашивала Артёма о его жизни, предпочитая после дневного отдыха болтать о своих пристрастиях, о том, как она любит отдыхать, где дешевле номера и где не разбавляют вино и подают сочные люля и шашлык. Отдохнув с дороги, она щебетала, улыбалась, двигала плечами в такт игравшей музыке.

Артём смотрел на неё, слушал, и ему казалось, что они давно знакомы. Ему захотелось поделиться с девушкой тем настроением, которое он пестовал в себе уже больше двух недель, этим морем, пробуждающим романтику даже в самых заскорузлых душах, величавыми и задумчивыми горами, преображавшимися при отблесках заката и совершенно иначе, но тоже грациозно выглядевшими при утреннем добродушном солнце.

Традиционно за вдохновением сюда приезжали художники, встречавшиеся в бухтах то там, то здесь с мольбертами на подставках и без, пишущая братия. Встречались танцовщицы, балерины и даже актёры. И, конечно, целые колонии любителей йоги, медитаций и всякого рода раскрепощений. Глядя на всю эту публику, понимаешь, что попал в атмосферу вечного досуга, где потехе выделялся вовсе не час, а самым бессовестным образом всё время, имевшееся в наличии.

Наталья звонко смеялась, горевшие от вина и возбуждения щёчки выглядели чуть по-детски умильно.
Взявшись за руки они снова пошли по набережной, ближе к морю, где шум кафе уже не заглушал мерный голос ласковых волн.

Артём рассказывал он чувствах, которые здесь вытесняют мысли о повседневных заботах, о меняющихся вкусах, восходящих всё более к лирике, о том, что при отсутствии агрессии у окружающих тебя здесь людей, такой частой в стиснутом метро или каждодневных пробках, совсем по-другому начинаешь думать и говорить.
Вспомнив Волошина, который творил совсем рядом от этих мест, Артём поведал Наталье, что и сам он пишет стихи.

И прочёл то, которое помнил наизусть, поскольку оно было когда-то выстрадано и пережито, про короткий роман, не имевший и не способный иметь продолжения, про девушку, играющую чужие роли, разочаровавшись в собственной. Про страсть и мудрость, не дающую упасть в заманчивый омут...

После паузы, Наталья тихо спросила:
— Сам написал?.
— Да.

Помолчав, она мечтательно произнесла: "А я люблю...бастурму...".

©


Статья написана 14 июля 2019 г. 21:10

Сегодня, 203 года назад, родился Жозеф Артюр де Гобино, автор расовой теории.

Его теория впоследствии оказала самое непосредственное влияние на национал-социалистические движения.

Главной ошибкой писателя (а Гобино был писателем-романистом) было, по моему убеждению, утверждение тезиса, что не социальные институты определяют жизнедеятельность рас или этносов, а наоборот, расы определяют социальные институты.

Не вдаваясь сейчас в вопросы этики и морали, хотелось бы рассмотреть исторические примеры, которые бы могли подойти к этой теме, а также обратить внимание на иные взгляды и теории, касающиеся связи рас и этносов с социальными институтами и другими близкими по значению явлениями.

Большинство людей, встречающиеся мне, чья профессиональная деятельность и, как правило, кругозор, не связаны с серьёзным вниманием к этому вопросу, как это ни странно в стране, победившей фашизм, согласны в целом, с постулатами теории Гобино, даже не зная этого имени. Конечно, это происходит в доверительной беседе, возникающей из обсуждения насущных реальных проблем и событий, зачастую тревожных. Если спросить коротко и без связи с сегодняшним днём, то, конечно, большинство ответит дежурной фразой, что "нет плохих рас (наций, национальностей и пр.), а есть плохие люди". Но если вопрос сам собой вытекает из обсуждения злободневных проблем с невесёлыми примерами, вроде беспорядков с участием выходцев из Алжира после победы их сборной, то выводы, по большей части уже будут иные. Почему же?

Исходя из моего наблюдения, в повседневной жизни мы видим, как правило, схожее поведение родителей и выросших детей, неблагополучные семьи с зеркальными судьбами поколений, подобными неотвратимому року, и поведение представителей той или иной диаспоры, зачастую негативное или, по меньшей мере, не соответствующее общепринятому в данном регионе. И здесь сами собой напрашиваются выводы о такой же связи поведения и поступков как и схожесть в облике и внешности, а также по языковым признакам.

Тем не менее сама история доставила нам примеры причины и следствия разницы общественного стереотипа поведения в рамках определённых этносов, исключающих по сути, прямую связь с принадлежностью к определённой расе или с типом национальной физиогномики.

Во времена проникновения Российской империи на Кавказ, был взят на вооружение древний местный обычай брать аманатов. Дети беков, князей и др. отдавались в залог того, что местная аристократия не будет поднимать бунт и останется верной присяге. Существует множество свидетельств того, что практически все они, воспитывавшиеся с малолетства в кадетских корпусах, вырастали блестящими офицерами, оставаясь верными присяге, даже возвращаясь на свою мятежную родину.

То есть лояльность и явная пророссийская ориентация была заложена воспитанием среди русского общества, товарищей по учёбе, службе и оружию. Стоит отметить, что этот менталитет приобретался, естественно, с глубокого детства.

Но, пожалуй, самый яркий и бесспорный пример воздействия социальной среды на общественный стереотип поведения преподнесла нам история в виде янычаров.

Янычары, особое пешее изначально войско, набиравшееся в течение 500-т лет из детей покорённого христанского, преимущественно славянского, населения. Если коротко, то по жестокости эти войска превосходили собственно "природных" турков. Таким образом, выросшие славянские (по происхождению) дети резали славянское население, не считаясь с "голосом крови", который попросту молчал.

Лев Николаевич Гумилёв определял этнос как систему, в основе которой лежит тот самый общественный стереотип поведения. То есть воспитание в определённом этническом поле (не в закрытой диаспоре) играет единственную роль в обсуждаемом вопросе. Гены, получается, влияют лишь на внешность, наследственное здоровье или болезни, возможно, на темперамент. Именно поэтому Пушкин русский поэт, а не абиссинский, хоть он и охарактеризовал себя шутя "сущая обезьяна лицом, сущий бес в проказах". Да и Лермонтов не шотландский автор.

А Жозеф Артюр де Гобино, как мне представляется, был в корне не прав)


Статья написана 20 июня 2019 г. 09:36


В память о студенческих годах

Смиренно, отрок, принимай
Начало каторжное лета.
Промчался красочной кометой
Беспечный шаловливый май.

Июнь – пора иных примет
Для юных дам и кавалеров:
Платона, Гегеля, Вольтера
Клянут и славят на весь свет.

Прошли весенние забавы
Любви признаний и обид,
Отныне молодёжь зубрит
Азы истории и права.

Веселье выпускного бала
Венчает детских лет конец.
И оперившийся птенец
Стремится к новому началу.
...................................................... ............................


Статья написана 17 июня 2019 г. 11:59

Исправленное и дополненное

"...Разговор столетий
Звучит как сердце, в сердце у меня.
Так я двусердый, я не встречу смерти
Живя в чужих словах, чужого дня".
Лев Гумилёв


Уехать бы прочь от возни городской
Туда, где б я духом окреп,
Где смог бы расстаться с привычной тоской,
Увидеть Великую Степь.

Где сходится с небом граница травы,
Где беркут кружится лихой,
Где нет ни ухмылок, ни гнусной молвы,
Где с ветром вдохну я покой.

У стойбища встретят собаки меня,
Хозяину юрты – почёт.
Проводят к огню и накормят коня,
И в чаши кумыс потечёт.

Чай с салом бараньим и крепкий айран –
– В степи нет вкуснее питья!
Чтя древний обычай, расспросит чабан,
Здоров ли, согрелся ли я.

Расскажет, бесстрастно оставшись в тени,
О чём ветер-странник шептал –
– Когда он на небе задул все огни
И месяц клинком заблистал.

Здесь людям не ведома чёрная ложь,
Что в каменных джунглях часта.
Здесь заново веру с мечтой обретёшь
В Аллаха ли, в Будду, в Христа.

Здесь несторианин оставил слова*,
Изгнанник в горах их сберёг.
И древние свитки прочёл Цзонхава** –
– И "жёлтою верой" нарёк***.

Кочевник, прельщённый ученьем Мани****,
Пресытившись миром Творца,
Взрастил семена беспощадной войны,
И ждал рокового конца.

И, как заплутавший в песках караван,
Уйгуры блуждали впотьмах.
Но мудрость Корана принёс Бограхан***** –
– И дух поборол тленный страх.

История сводит сердца и умы,
Живых и ушедших давно.
Здесь Клио, избавив от тягостной тьмы,
Узорное ткёт полотно.

Суровой природы науку постичь
Сумеешь, сомненья губя.
И гордого счастья воинственный клич
Услышишь в душе у себя.

15.06.2019.
------------------------------------------------------ -------------------------------------
* Исповедующий христианство несторианского толка.
** Тибетский монах-реформатор.
*** Название буддийского течения "Гелуг" в Монголии ("Шарын Шашин").
**** Основатель "манихейства", религии, получившей «титул» "мировой ереси".
***** Сатук Бограхан, каган (правитель) из рода Караханов, основавший Караханидское государство в Центральной Азии.


Статья написана 9 июня 2019 г. 13:17


Исправленное и дополненное

Как я страдал, как я любил – не спрашивай меня.
Как яд разлуки долгой пил – не спрашивай меня.
Как я любовь свою искал и кто в конце концов
Теперь мне больше жизни мил – не спрашивай меня.
Хафиз (пер. Г.Плисецкого)




* * *
Свет грустной поэзии, схожий с луной,
Укроет незримо прохладой ночной.
Над свитком украдкой уронишь слезу.
А днём снова слышу твой смех озорной.

* * *
Скрыла ночь от меня дорогие черты,
Но глаза засияли в ней как две звезды.
Снова солнце взошло, осветив милый лик.
Снова очи твои равнодушно пусты.

* * *
Муэдзин позовёт поутру на намаз.
После ночи без сна не открыть тебе глаз.
Я не стану будить. Пусть же щедро простит
Милосердный Аллах за любовь нынче нас.

* * *
Я любуюсь луной, озаряющей ночью барханы.
Под её хладным светом во тьме оживают курганы.
Подарю я луну кареглазой, чей взор ярче солнца.
Изловчусь и поймаю светило петлёю аркана.

* * *
Словно горный ручей песня милой моей поутру.
Её голосу рад, словно путник ночному костру.
А состарится – будет ворчать и скрипеть как чинара,
Что рассохлась за годы на неутомимом ветру.

* * *
Зачем в судьбу швырять проклятия камнями,
Не лучше ль нам признать, что виноваты сами?

* * *
Я открыл тебе душу свою, будто выпустил птицу на волю.
И теперь у меня – ни тебя, ни души, ничего кроме боли.

* * *
Хлопок нынче созрел – встретишь месяц абан* в серебре.
Соловьи заливаются, месяц азар* на дворе.
Розы благоухают весной, покрывая все склоны.
Мне ж милее цветок в бирюзовой керманской** чадре.

* осенние месяцы в Иране.
** Керманская область славится изготовлением тканей.

...................................................... .....................................................


На фото Розы Дамаскин (Дамасская роза).





  Подписка

Количество подписчиков: 18

⇑ Наверх