Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Kuntc» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 23 февраля 2011 г. 00:18

Джеффри Дивер. The Bodies Left Behind

[IMGRIGHT]http://my-shop.ru/_files/product/2/56/559...[/IMG]

Первое мое знакомство с Джеффри Дивером прошло не совсем удачно: «Собиратель костей», который постоянно упоминается на обложках его книг, который экранизировали, который считается знаковым романом этого автора, меня оставил равнодушным. Слишком театрально, надуманно; не совсем правдоподобно в плане сюжетных поворотов – в общем, эдакий голливудский залакированный многобюджетный книгофильм. Поэтому после недолгого размышления Дивер отошел на задний план, и желания вернуться к его произведениям у меня долго не возникало, пока недавно не услышал лестный отзыв об одном из его последних романов. Вот об этом, «Тела, оставленные позади», что признан лучшим триллером 2009-ого года. Заинтересовался и, как оказалось, не зря. Совсем не зря. У Дивера получился яркий, захватывающий и динамичный роман; лучший из тех, что я прочитал за последний год (если не считать перечитанного «Поэта» Коннелли).

История эта развернется по большей части в лесах возле озера Мэндок, в одном из государственных парков штата Висконсин. Местность совершенно глухая, на многие мили вокруг нет ни одного человека. И именно сюда приезжает на отдых семья Фельдман, Эмма и Стивен, и их подруга из Чикаго. Вечером в службу 911 поступает звонок из их домика у озера, который сразу же обрывается. Что послужило тому причиной? Обрыв линии? Неполадки? Или произошло что-то нехорошее? Чтобы выяснить это к озеру отправляется помощник шерифа Бринн Маккензи. Увы, это оказался худший вариант. Эмма и Стив убиты, в живых осталась только их подруга Мишель, но что страшнее всего – убийцы все еще рядом и не горят желанием оставлять на этом свете свидетелей. Перед Мишель и Бринн встает непростая задача спастись от киллеров и пережить эту ночь любой ценой.

На первый взгляд все составляющие этого романа обыденны для триллера. Есть парочка симпатичных читателю героев. Мишель, красивая городская девчонка, с детским добродушным характером; слабая, беззащитная. И Бринн, представитель закона, которую всего несколько страниц назад мы встретили у нее дома, где Маккензи отсчитывала своего сына за то, что тот свалился со скейтборда; где ее муж Грэм занимался стряпней у плиты, чтобы приготовить ужин к приходу своей второй половинки. Есть парочка отъявленных негодяев, желающих убить хороших людей. Харт, профи и ас в своем деле, не оставляющий следов; и Льюис, взбаломошенный любитель с дробовиком в руках. Добрые герои убегают – злые догоняют. Знакомо. Но что внутри здесь не важно, важно – как. А это как у Дивера на высшем уровне.

В «Телах, оставленных позади» несколько сюжетных линий, которыми автор мастерски жонглирует, словно опытный кинооператор. Игра в кошки-мышки в лесах возле озера Мендок между преступниками и беглецами, семья Бринн и события у нее дома, затем добавятся поиски полицией и ФБР пропавшей Маккензи. Дивер знает, когда лучше всего переключится с одного персонажа на другого, зачастую выбирая тот самый лучший момент наивысшего интереса читателя, что просто затягивает в чтение. Делает он это не раз, и не два, и даже не десять, из-за чего все время находишься в постоянном напряжении и жаждешь узнать, что же там дальше произошло с героями. Причем лишнего нет ни грамма, все выверено с абсолютной точностью. Например, ближе к началу нам рассказывают о том, как Грэм узнает о прогулах сына Маккензи и как опасно мальчик катается на скейтборде. Казалось бы, несущественный эпизод, к тому же отвлекающий от основных событий в лесу, но он на самом деле помогает лучше раскрыть характер главной героини. Мы узнаем, что она развелась с первым мужем из-за того, что он однажды сломал ей челюсть; что Бринн любит держать все под контролем…

Сюжет развивается быстро, динамично, без продыху. Очень много неожиданных поворотов, которых хватило бы на десяток триллеров поплоше. Ясная картина происходящего на следующей странице может предстать совсем в другом свете, а то, в чем ни капли не сомневался, окажется наивным заблуждением. И так с самой первой страницы и до самого конца Дивер будет постоянно выбивать табуретку из-под ног читателя, а к финалу первой части (а их две – одна побольше, вторая всего примерно на четверть книги) преподнесет такой сюрприз, что как бы челюсть не сломать от удивления. Отлично!

Ты можешь бежать. Ты можешь прятаться. Но тебе не спастись…

10 из 10


Статья написана 18 февраля 2011 г. 17:10

Патрик О'Лири. Дверь №3

[IMGRIGHT]http://www.fantlab.ru/images/editions/big...[/IMG]

К главному герою этого произведения Патрика О’Лири, психологу Доннелли, приходит весьма необычный пациент. Девушка. Зовут Лора. Утверждает, что провела всю свою жизнь у пришельцев, и теперь только Доннелли может помочь остаться ей на Земле. Для этого надо сделать не так уж много, всего лишь поверить в ее рассказ. И никому не говорить ни слова о ней: ни жене, ни знакомым, ни каким-либо еще психоаналитикам – иначе ничего не получится. И конечно же в дальнейшем все окажется совсем не так, как представлялось в начале. Хотя финал этой истории будет уже известен.

«Заранее знать конец не всегда так уж плохо, все зависит от книги», — говорит главный герой этого романа. И это действительно так, а «Дверь №3» этому хороший пример. Патрик О’Лири сразу же, еще в прологе, в двух словах рассказывает, что произойдет в его романе и чем все закончится. Роман с пришельцем. Секреты забытых снов. Спасение Земли от Третьей Мировой. И тем не менее читать не менее интересно, чем если бы все было в общепринятых традициях. А быть может, даже и увлекательнее. «Мы сожгли машину времени в Голливуде» — так звучит первое предложение, что тут же вызывает ряд вопросов: а что это за машина? как главный герой до нее добрался? в какие времена путешествовал?..

Вопросы – это вообще одна из основ «Двери №3». Недомолвки, неясности. О’Лири классно играет на этом, не раз переворачивая с головы на ноги то, что ранее казалось определенным. Отсюда и отчасти нереальная, галлюцинирующая, атмосфера. На это же играет и то, что многое из происходящего так или иначе будет связано со снами; то, что главный герой, пережив путешествие во времени, выпал из его основного потока, из-за чего причины и следствия для него меняются местами. Жаль во только, что автор не усилил этот эффект. Все-таки будь «Дверь №3» чуть абсурднее — в хорошем смысле – это бы только пошло ей на пользу. Вот как в «Шкатулке сновидений» Дэвида Мэдсена, закольцованном романе, у которого нет окончания.

Мэдсена я вспомнил не случайно. «Дверь №3», как и «Шкатулка», густо замешена на психоанализе. Люблю такие книги. В этом случае в ход идут теории Юнга, о том, что все комплексы у человека появляются, как результат неких травмирующих психику человека ситуаций. Все это откладывается где-то в подсознании и оказывает влияние на наше поведение, характер отношений и прочее. И вот жизнь Доннелли, которую О’Лири будет постепенно вскрывать в этом романе: взаимоотношения с религиозной матерью, с отцом, братом, случаи из детства – как нельзя лучше вписывается в эту теорию.

Хотя вот ближе всего к «Двери №3» на самом деле будет не «Шкатулка» Мэдсона, – их роднит только психоанализ и производные — а Филип Дик и, конечно же, «Планета Ка-Пэкс» Джина Брюэра, в которой главный герой попадает в подобную с Доннелли ситуацию. В целом – понравилось, неплохо. Но все-таки предпочел бы перечитать историю Прота – чувствуется в этом романе О’Лири какая-то холодная искусственность.

8 из 10


Статья написана 17 февраля 2011 г. 22:27

Джеффри Барлоу. Дом в глухом лесу

[IMGRIGHT]http://www.fantlab.ru/images/editions/big...[/IMG]

Второй роман Барлоу из цикла «Западные огни» переносит читателя из городка Солтхед в маленькую деревушку под чудным названием Шильстон-Апкот, словно сошедшую со страниц романов Диккенса-со-товарищи. Уютная, добродушная, с приветливыми жителями; если верить словам капитана Хоя, что проживает в коттедже «Пики», расположенная в кратере давно потухшего вулкана, ныне ставшего прекрасной долиной с озером в центре. Из достопримечательностей: тупорылый медведь Косолап и мистер Шейкер, скиталец небесных сфер, а попросту говоря – тераторн. Трактир «Деревенский герб» под управлением Нима Айвза и его дочери Черри, где всегда рады гостям, как местным жителям, так и проезжающим мимо путникам. Уютная вафельная мисс Кримп, где вас угостят вкусным обедом с клиновым сиропом. Еще есть наблюдательный пункт капитана Хоя, тот, что на высокой сосне рядом с домом, откуда этот эксцентричный землевладелец обозревает окрестности в подзорную трубу. Но все внимание приковывает к себе мрачный особняк Скайлингден, с которым связана нехорошая история, о чем умудренные жизненным опытом и возрастом жители Шильстона-Апкота предпочитают умалчивать и при первом упоминании начинают бормотать себе что-то под нос. Вот такие вот декорации.

Предыдущий роман Барлоу, «Спящий во тьме», обыгрывал в основном «лавкрафтианский» хоррор: пробуждение древнего зла, древние языческие боги, демон Тухулка… «Дом в глухом лесу» же больше тяготеет, на мой взгляд, к готическому роману. Отчасти, быть может, и к историям о «призрачных» домах, по которым бродят неупокоенные души бывших хозяев: поместье Скайлингден с его загадочными новыми обитателями на эту роль вполне может подойти. Да и начинается эта история в традициях больше мистических рассказов: некий персонаж во время своей поездки встречается с мрачным попутчиком, кто и поведает ему трагичную судьбу ставшего безлюдным Шильстон-Апкот, возле которого их экипажу пришлось временно остановиться.

Меньше откровенной мистики, больше таинственности, что мне очень понравилось. Если в «Спящем во тьме» по улицам Солтхеда бродили безголовые матросы, а из морских пучин поднимались затонувшие корабли, то в этот раз Барлоу ограничился лишь несколькими загадочными элементами. Которые, кстати, преподносит читателю с большим искусством, нежели раньше. Определенно, «Дом в глухом лесу» в этом плане лучше своего предшественника. Ну или мне просто так показалось. По этой причине и читаешь с большим интересом.

Выигрывает эта книга у «Спящего во тьме» и в общем плане, в смысле построения сюжета. «Дом в глухом лесу» получился более целостном, компактным. Уютным, вот как сама деревушка Шильстон-Апкот. Ранее Барлоу постоянно перескакивал с одного героя на другого, немного даже пустословил, из-за чего вся мистическая история «Спящего во тьме» как бы размазывалась по страницам среди всех многочисленных отступлений и витиеватых предложений. Здесь же все четче: два главных героя – сквайр Марк Тренч и Оливер Лэнгли, его друг, приехавший погостить на лето. Пытаются разгадать причину странных кошмаров у местных жителей, загадку новых обитателей Скайлингдена и еще ряда необычных происшествий. Опять же – мне это понравилось больше.

И опять же – Барлоу оказался слаб по части основной интриги. Что кроется в прошлом жителей Шильстон-Апкот, кто стоит за всеми происшествиями, что это за диковинная сова – все это становится понятным уже в середине романа. Дальше хоть интереса не теряешь, но уже ждешь «ну когда же, когда же…»

9 из 10


Статья написана 17 февраля 2011 г. 01:21

Дин Кунц. Ночь Томаса

[IMGRIGHT]http://www.fantlab.ru/images/editions/big...[/IMG]

На протяжении трех книг странный парень по имени Одд Томас демонстрировал читателю свои удивительные возможности общения с призраками умерших людей. Из книги в книгу он спасал людей, терял близких, заводил новые знакомства, пытался примириться с жестокостью окружающего мира; остановил стрельбу в супермаркете, спас друга от рук сдвинувшейся на оккультизме женщины, спас детей-инвалидов в школе при монастыре Святого Варфоломея. Помог Эливису Пресли перейти последнюю черту и обрести покой. И все для чего? Для того чтобы принять участие в этой финальной – на данный момент, а продолжение весьма вероятно – и полностью бессмысленной постановке под руководством Дина Кунца.

После событий в монастыре Святого Варфоломея прошел ровно месяц. Ныне Одд Томас проживает в небольшом прибрежном городке под названием Магик-Бич, находится на службе у Хатча, старенького актера за восемьдесят. Вспоминает прошлое. Вновь видит странные кошмары, в которых из океана поднимается нечто отвратительно-яркое. Однажды, прогуливаясь по пирсу, Одд встречает странную (обычных здесь не бывает) девушку со странным (а каким еще?) именем Аннамария. После появляются трое мужчин явно бандитской наружности, неведомо каким образом Одд передает одному из них свои сновидения, у мужчин вдруг появляется непреодолимое желание «поговорить» с Томасом, тот бежит от них… И так и будет бегать по Магик-Бич всю книгу, стремясь спасти США ни много ни мало, а от террористов, которые надумали взорвать четыре атомные бомбы.

Призраки в этот раз не сыграют почти никакой роли. Да и не так уж их и много появится: Элвиса Пресли сменит Фрэнк Синатра, Одда по-прежнему сопровождает призрачный ротвейлер Бу, да мелькнет на секунду неупокоенная душа одного из террористов-заговорщиков. С последним, кстати, связан самый интересный – и единственно интересный – момент: мы увидим, что же происходит с душами злодеев после их смерти. В принципе, вот и все. Внимание будет больше уделяться непонятно откуда взявшейся способности Одда передавать людям свои вещие сны. И, по-моему, такое неожиданное появление новых умений главного героя, когда об этом не было сказано ни строчки в предшествующих книгах, не было сделано ни одного намека, книгу не красит. Такой ход просто говорит о том, что автор просто не способен грамотно обыграть способности своего героя, развить его характер. Это очень легко – взять нечто с потолка и пришлепнуть на персонажа.

В «Ночи Томаса» очень много странных, непонятно откуда взявшихся и для какой цели нужных вещей. Момент, что вызывает больше всего недоумения – это появление такого героя, как Аннамария. Ее участие сводится лишь к паре пространных разговоров с Томасом, полных намеков и недомолвок. На сюжет они, как и Аннамария, практически никак не повлияли. У меня только одно предположение: этот персонаж должен сыграть важную роль в последующих книгах. Но тогда спрашивается: зачем же надо было так грубо и топорно вводить этого героя в сериал? Не понятно.

Самая слабая же часть книги – это диалоги. Вот эти самые разговоры Томаса и Аннымарии – самый яркий пример, хорошо иллюстрирующий, как строится общение в романе:

цитата
– При всем уважении к тебе, Аннамария, в действительности ты меня не знаешь.

– Я знаю тебя очень хорошо, – не согласилась она.

– Откуда?

– Прояви терпение, и ты все поймешь.

– Все в свое время, так?

– Совершенно верно.

– Я почему то думаю, что это время пришло.

– Но ты ошибаешься.

– Как я могу помочь тебе, если не знаю, в какую ты попала передрягу?

– Я не попала в передрягу.

– Хорошо, пусть будет в жернова, в беду.

Закончив еду, она промокнула губы бумажной салфеткой.

– Никакой беды, – в нежном голосе звенели нотки смеха.

– Тогда как ты это называешь?

– Обычная жизнь.

– Обычная жизнь?

И примерно так будет происходить постоянно: на допросе в полиции, финальная беседа Томаса и злодеев, разговоры с Хатчем…

Нет ни мрачной гнетущей атмосферы подземных туннелей из «Казино смерти», ни грустно-романтического настроя «Странного Томаса», ни чудных и жутких монстров из «Брата Томаса». Ни-че-го.

3 из 10


Тэги: Дин Кунц
Статья написана 15 февраля 2011 г. 16:14

Чарльз Хигсон. Полный улет

[IMGRIGHT]http://www.ozon.ru/multimedia/books_cover...[/IMG]

Нет, все-таки английская школа «криминального чтива» мне нравится больше американской. Ее авторы лаконичнее, смешнее; книги – с большим социальным уклоном, когда как у американских авторов выходит из-под пера просто забавная история. Может быть, такое отношение из-за того, что не так много книг читал, но вот на данный момент я болею за англичан. Дэнни Кинг, Дэвид Боукер, Чарльз Уильямс… И вот еще одно имя – Чарльз Хигсон. Попроще вышеназванных авторов, но мне показался достаточно интересным, чтобы прочитать его «Полный улет» за один вечер и двухчасовую поездку в автобусе.

Главного героя этой книги зовут Деннис Пайк. Некогда он был одним из самых безшабашных парней в Лондоне, вместе с подельниками грабил лондонские пабы, учил других уму-разуму, но вот уже десять лет как живет тихо-мирно в своей квартирке, копит деньги на переезд в Канаду и во множестве смотрит свои любимые фильмы. Так Пайк хочет убежать от своего прошлого, в котором однажды произошла серьезная неприятность, из-за которой распалась компания его друзей. Но вот однажды прежние времена вновь заявили о себе в лице братьев Бишопов, которые просят у Пайка помощи в ограблении их бывшего соратника по банде, который ныне обладает нехилым состоянием. Деннис отказывается, не желая высовываться из своего уютного логова, но один из братьев, Чес, исчезает вместе со всеми скоплениями Пайка. Последнему не остается ничего иного, как начать его поиски вместе с другим братом, Ноэлем Бишопом.

Прежде всего в подобных «Полному улету» книгах обращаешь внимание на диалоги и разговоры героев, ведь они составляют одну из основ жанра. С этим у Хигсона все в порядке, видимо сказался опыт работы над скетчами для BBC. Позабавил философский взгляд на жизнь с позиции четырех банок пива. Есть интересный, такой… жизненный что ли, спор между Ноэлем и Пайком о музыкальных вкусах. Шуток – в меру, частенько улыбаешься. Сами поиски Чеса – тоже неплохо, тоже в меру запутанная история, следишь не без интереса.

Как это принято, у многих героев есть свои уникальные черты характера, привычки, увлечения, на которые автор нарочно делает акцент. Пайк, как я уже сказал, увлекается кинематографом. Ноэль в восторге от рейва, а его дочь – ярая фанатка компьютерных игр, которую ничем не отвлечь от ее геймбоя. Есть отрешенный от реальности компьютерный гений-хакер; плохиш Терри, который не умеет читать, и бывший педофил по имени Бэзил у него на побегушках. С этим тоже более-менее нормально, хотя вот мне все же не хватило более детальной проработки характеров у героев, потому что ближе к финалу Ноэль Бишоп и Бэзил становятся уж слишком похожи друг на друга.

Ну а в целом «Полный улет» о том, стоит ли прятаться от жизни, от самого себя, или же все-таки выйти на свободу и жить. Лично мне показалась неплохой.

7 из 10





  Подписка

Количество подписчиков: 63

⇑ Наверх