Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Kuntc» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 7 сентября 2011 г. 23:22

Йен Макдональд. Река Богов

[IMGRIGHT]http://www.fantlab.ru/images/editions/big...[/IMG]

Добротный научной фантастический роман, чье действие разворачивается в Индии в середине двадцать первого века. Не так уж далеко от наших дней, но картинка рисуется просто удивительная.


Основная тема – развитие искусственного интеллекта и отношение к нему людей. Приятно, что Макдональд не стал обращаться к идее о «восстании машин» или просто описывать жизнь человека и дружелюбного робота-напарника, как часто бывает. Не Азимов и тем более не Терминатор. Что-то между ними. По Макдональду человек и искусственный разум слишком разнятся между собой, чтобы между ними могла возникнуть какая-либо конфронтация. Разные среды обитания, разное осознание своего «Я», разные понятия о существовании (в отличие от людей, ИИ способен копировать свою личность бессчетное число раз, бессмертие, проблема копий) и даже отличное понятие передвижения. Почти нет общих точек соприкосновения, чтобы устраивать вражду, но мы сами в будущем способны их создать, коли подобные разумные машины действительно появятся. В том варианте будущего, что предлагает читателю Макдональд, создание и существование сарисинов подчинено акту Гамильтона, по которому развитие ИИ не должно превышать определенного уровня. Все что выше подлежит уничтожению – экскоммуникации, так называют этот процесс. Вполне обдуманное и логичное предупреждение конфликтов, ведь даже сарисины низшего уровня способны выйти из-под контроля и причинить вред окружающим людям. Что уж говорить о машинах, чей интеллект на порядки превосходит человеческий. Но вот вопрос: что будет делать подобное существо, если само его существование поставлено вне закона? Вариантов ответов на этот вопрос много: война с человечеством на истребление, взятие под свой контроль искусственным интеллектом мировой экономики (когда все управляется и живет посредством компьютеров и глобальной сети подобное не представляет никаких сложностей), попытки договориться, подкупить и прочее. Главное одно – стремление выжить и то, какой путь для этого выберет ИИ будущего. Макдональд предлагает весьма любопытный и немного ошеломляющий в плане размаха вариант.

Множество сюжетных линий, множество персонажей. Среди героев замечены: Господин Нандха, сыщик Кришны, правительственный охотник за сарисинами — устройствами с САмоРазвивающимся ИСкусственным Интеллектом; его жена Парвати; советник премьер-министра Бхарата Шахин Бадур Хан, журналистка Наджья Аскарзада, профессор Томас Лалл – один из самых гениальных людей своего времени, представитель искусственной расы ньютов Тал и многие, многие другие. Множество научных теорий, объектов, терминов, гипотез и прочих штуковин, которые так нравятся нам, читателям «твердой» научной фантастики. От клеточных автоматов и развития М-теории до параллельных Вселенных и виртуального мира «Альтерры», созданного для изучения эволюции. Особенно хороша в этом плане первая половина книги, когда Макдональд вводит в повествование необходимый материал, во второй же части больше внимания уделяется действию. Множество проблем, вопросов, начиная с личных, внутрисемейных и заканчивая глобальными, общечеловеческими. Иногда даже кажется, что в «Реке богов» всего слишком много.

Все вышеперечисленное сплетается в яркий калейдоскоп чуть ли не эпического размаха. Все очень хорошо, очень интересно, но вот… Индия… У Макдональда неплохо показано сосуществование друг с другом и друг в друге старых, патриархальных укладов Индии и передовых технологий будущего. Интересно понаблюдать за индийскими реалиями, а их в романе хватает. Карсеваки, далиты, заминдары; ваджра, варна, васус, ваханы – есть даже маленький глоссарий в конце книги. А вот чувства другого народа с другими обычаями, той экзотической атмосферы, что свойственно Индии – почти нет. По большей части лишь внешние атрибуты. Хоть Джон Ирвинг и писал в своем предисловии к «Сыну цирка», что это «мой роман – не об Индии, я не знаю этой страны», но, когда открываешь его, то сразу оказываешься в каком-то другом измерении. А у Макдонольда все больше по-западному, хочется большей экзотики. Продуманная культурная глобализация будущего? Или «реалии» англоязычной фантастики свою роль сыграли?


Статья написана 6 сентября 2011 г. 17:28

Дэвид Боукер. Отходная молитва

[IMGRIGHT]http://www.fantlab.ru/images/editions/big...[/IMG]

Проходной мистический детектив о колдовстве, проклятиях, гавайских кахунах и злобных призраках. Боукеру куда как лучше удается писать обычные криминальные истории безо всякой чертовщины, вроде «Как стать плохим» или «Смерть, которую ты заслужил». В этом романе автор не преподносит ничего особо интересного и увлекательного.

Действие разворачивается по знакомому сценарию: появляется некий злодей, обладающий могуществом тайных магических знаний, убивает несколько человек непонятным для полиции способом, а главный герой пытается предотвратить новые преступления и наказать колдуна. В случае «Отходной молитвы» от сил правопорядка выступает суперинтендант Вернон Лаверн. Вернон считается одним из лучших сыщиков в полиции Лондона, так как ему удалось раскрыть несколько весьма запутанных дел и изловить Болтонского Душителя. При этом начальство на суперинтенданта смотрит косо, потому что методы его расследования остаются загадкой не только для них, но и для подчиненных самого Лаверна. Он не бегает по городским закоулкам, не расспрашивает десятки свидетелей и мало интересуется уликами, но в итоге всегда оказывается в нужном месте и в нужное время, чтобы схватить преступника за руку. В этот раз главному герою предстоит распутать два загадочных убийства, жертвы которых изуродованы странным образом: в телах смещено множество костей, а положение трупов выглядит, словно ими выстрелили после смерти из гигантской пушки или сбросили с самолета.


Дело загадочное, таинственное – спору нет, но интереса никакого оно не вызывает, потому что никакой особой интриги и хитросплетений сюжета за ним не стоит. Личность, которая стоит за убийствами, Боукер раскрывает уже примерно после трети книги, и далее роман переходит в противостояние Лаверна и злобного колдуна, мечтающего очистить мироздание от низших рас – негров, евреев, католиков — и стать хозяином всего мира. А здесь автор не предлагает ничего того, что уже не раз встречалось в подобных произведениях. Если бы «Отходная молитва» была бы написан лет эдак пятьдесят назад или поболее, то можно было бы простить незамысловатость, но для девяностых годов прошлого века смотрится слишком просто: знакомые проклятия, гавайские колдуны, души в подчинении у злодея… Не прельщает читателя «Отходная молитва» ни витиеватостью стиля, ни яркими характерами героев, а отстраненно-флегматичный настрой, будто бы все происходящее вовсе не важно, сводит на нет переживание и интерес к судьбе героев.

Единственный момент, что может заинтересовать в этом романе Боукера – это загадочность личности Вернона Лаверна. Как этот человек оказывается в доме своей подчиненной посреди ночи, а после бесследно исчезает? Как у него получается раскрывать преступления, несмотря на то, что особых усилий к поимке убийц он не прилагает?


Статья написана 6 сентября 2011 г. 01:14

– Простите, сэр, – борясь с тошнотой, перебил лектора Ник. – А что такое «тысячелетия темного невежества»? Кто жил в те времена?

– Ну… – Вранглер почесал седую голову и на мгновение задумался. – Я не считаю себя историком, парень. Я всего лишь работяга, двадцать лет гнул спину в лаборатории и получил за это только общее отупение и степень доктора в разделе «естественные науки». Этого мне показалось мало, и вот я здесь.

Помимо справочников нелинейных нелогических величин я успел прочитать пару книг по истории. И то, что я оттуда вынес, показалось мне странным. Оказалось, что прежде в мире жили только австралопитеки, а потом появились греки и все остальные. И главное – Эйпштейн. Хотя его теория и оказалась ошибочной, её значение для примитивного уровня тогдашней науки было очень велико…


Алекс Орлов. Возвращение не предусмотрено

[IMGRIGHT]http://www.fantlab.ru/images/editions/big...[/IMG]

Со времени событий «Схватки без правил» прошло два года. Ник Ламберт вернулся из родных Англизонских Миров, где помогал примарам в разработке шпионской сети против разведки урайцев, и вновь оказался в горниле войны между двумя инопланетными цивилизациями. За это небольшое время главный герой прошел путь от лейтенанта «корсаров» до майора, сформировал батальон наемников из Новых Территорий (так называют родной для Ламберта сектор космоса примары) и зарекомендовал себя, как один из лучших командиров. Поэтому вовсе не удивительно, что для выполнения сверхважного и опасного задания в глубоком тылу урайцев выбор пал на Ника, как одного из членов будущей диверсионной группы. Цель: планета Ло-Дешинс. Задача: уничтожить инфраструктуру по добыче «черных кристаллов», важного компонента гравитационного оружия противника. Возвращение: не предусмотрено.

Успех группы, в которую помимо Ламберта входят также Стив Милош, опытный разведчик-профи, и Майкл Корн из «Барракуд», очень важен для идущей войны и примарских вооруженных сил, так как без основного источника черных кристаллов урайская армия сильно ослабнет. Примары смогут перейти в наступление, нанести сокрушающий удар и – кто знает? – возможно, победить в этой длящейся несколько сотен лет войне. Для помощи Ламберту задействованы все силы на самых высших уровнях вплоть до целых космических флотилий. Ник Ламберт вновь становится ключевой фигурой в истории, в отличие от «Схватки без правил», где главный герой сыграл пусть важную, но все-таки второстепенную роль, а основное внимание было уделено противостоянию примаров и урайцев в Новых Территориях. Роману пошло на пользу – повествование вновь стало целым и не так рассыпанным, как в предыдущем романе. Страниц, где действие происходило без участия главного героя все так же много, как и ранее, но в этот раз все происходящее по большей части идет в помощь миссии Ламберта.

Стало больше добротного, хорошего юмора, как в «Конвое». В «Схватке без правил» его немного не хватало. Эпизод, где герои перемещаются на сверхсветовом корабле с новым двигателем, стал достоянной заменой происшествию с «мыслеформами» белых мышей из первой книги тетралогии. Но стало меньше интриг и подковерных игр. В «Конвое» сперва была махинация с грузовыми судами, потом соперничество за Ника Ламберта; «Схватка без правил» рассказывала о шпионах и разведчиках, а вот в этом романе на подобную тему прошел только небольшой эпизод с руководителем урайской сети в Новых Территориях. Знакомый по первым двум книгам Колина Дзефирелли здесь также присутствует эпизодически. Ламбрет с напарниками, конечно, играют роль разведчиков, но в их действиях никаких хитросплетений нет: прибыли – замаскировались – начали действовать.

Для любителей почитать о космических (и не только) баталиях – настоящее раздолье, Орлов и в этот раз не подводит своего читателя. В начале сцена захвата людьми Ламберта урайского города с участием боевых роботов и танков, затем первоклассное космическое сражение и забавное происшествием с командиром «сильверхантов» Зайлем, а в конце – посадка на планету гигантской станции-штаба и командир отряда «барракуд» с коронной фразой: «А это что за г..но?»


Многие герои по-прежнему циничны и поступают чаще из практических соображений. Встречаешь человека, вроде бы на первый взгляд внушающего симпатию и доверие, а он через несколько страниц без малейшего чувства сострадания поставляет своего сотрудника ради своей выгоды. Так же работают и спецслужбы, на грани какого-то абсурда, гротеска, когда ради соблюдения секретности пускают «в расход» не то, что случайно оказавшегося не в том месте человека, но и людей, честно выполняющих свой долг и обязанности. Просто за то, что приняли важное сообщение, даже не зная его содержания. Жизнь любого человека во вселенной Орлова и Ника Ламберта не стоит ни гроша.

Оценка: 7 из 10


Статья написана 2 сентября 2011 г. 17:05

Харлан Кобен. Пропащий


[IMGRIGHT]http://my-shop.ru/_files/product/2/30/290...[/IMG]

Это произошло одиннадцать лет назад, 17 октября, в поселке Ливингстон, штат Нью-Джерси. В тот день Кен Клайн, старший брат Уилла Клайна, жестоко изнасиловал и задушил свою соседку Джули Миллер. После чего исчез, и вот уже более десяти лет убийцы безуспешно разыскивают все правоохранительные органы. Такова официальная информация. Семья Кена в эту версию не верит. По их мнению Кен не был способен сотворит подобное, его просто подставили, а полицейские, не желая разбираться в утомительном деле, свалили на Кена всю вину за убийство девушки. Не верят они и в то, что их старший сын жив, иначе как объяснить, что двадцатичетырехлетний парень без связей и больших денег смог уйти от полиции и скрываться по всему миру уже целых одиннадцать лет. Так считал и Уилл, но за три дня до своей смерти его мать делает неожиданное признание: Кен жив, она это точно знает. Затем главный герой находит странную фотографию, на которой запечатлен сильно повзрослевший старший брат. Мама сказала правду? И этого оказывается более, чем достаточно, чтобы решиться распутать темное преступление прошлого и выяснить, что же на самом деле произошло в ту роковую ночь, когда была убита Джули Миллер.

Типичная для Харлана Кобена история. В «Нарушителе сделки», первом романе о Майроне Болитаре, главный герой разбирается в случившемся несколько лет назад исчезновении сестры его бывшей подружки. Многие были уверены, что девушка стала жертвой маньяка, но в газете для взрослых появились ее фотографии. В «Не говори никому» Дэвид Бек, даже спустя восемь лет после убийства его жены не смирившийся с потерей, получает письмо по электронной почте, ссылка в которой ведет на одну из онлайн-камер. Естественно, камера показывает женщину, очень похожую на погибшую Элизабет. Так что можно сказать, что автор в подобных историях стал настоящим профессионалом.

Есть и некоторые другие моменты, что заставят вспомнить прежние книги. Например, Крест, напарник Уилла по работе, в некотором роде играет роль Уина из книг о Майроне Болитаре. Человека, который благодаря своим связям и большим деньгам, постоянно выручает главного героя из затруднительных ситуаций. Сам Уил по характеру сильно напоминает доктора Бека из «Не говори никому», а схожесть усиливает таинственное исчезновение его подружки Шейлы. Уилл также сильно переживает, с тоской вспоминает былые счастливые моменты из их общей жизни, а потзже по ходу происходящего начинают открываться неизвестные стороны жизни его избранницы, и герой понимает, что у его любви была своя тайная жизнь. Много знакомых моментов можно найти, но «Пропащего» они вовсе не портят, а только выглядят старыми знакомыми. Тем более что роман чертовски хорош.

Интрига закручена просто великолепно. Вовсе не зря на обложке одного нашего издания стоит фраза: «Если вы скажете, что угадали финал книги, то вы – или лжец, или экстрасенс!» Это в самом деле так, предугадать концовку практически невозможно. Каждый новый ключ к разгадке, который автор вместе со своим главным героем подбрасывают читателю, не просто и не только открывает очередную дверь к событиям прошлого, но и вместе с поворотом этого ключа в замочной скважине переворачивается и вся картина происходящего. Приходится вновь собирать по кусочкам головоломку, чтобы потом в очередной раз разочароваться в неудаче, а под конец даже немного обидеться на автора: разгадка ведь была буквально под носом, разве так можно издеваться над своим читателем? Впрочем, именно этим Кобен и привлекателен. Попрекнуть автора можно только разве что за некоторую искусственную многоходовость, но этот момент каждый воспринимает по своему.


Помимо интересной истории привлекает «Пропащий» и своей эмоциональностью, жизненными ситуациями. К перипетиям в судьбе Уилла Клайна, когда читаешь о его переживаниях, вряд ли можно остаться равнодушным. В особенности, если знаешь, что убитая Джули Миллер в том далеком прошлом встречалась с главным героем, а теперь и новая любовь исчезает. Хорошо написано, трагично. Не хуже рассказано и о жизни семей Клайна и Миллер. Эти люди на долгое время оказались заложниками того страшного происшествия. Миллеры до сих пор не оправились от трагедии, подвал в их доме, где была убита Джули, ее комната, стали священными памятными местами. Клайны попали в «полосу отчуждения», как родители убийцы. Мать Уилла, до происшествия была веселой, жизнерадостной женщиной, которую искренне любили все соседи. После – мать преступника, на похороны которой не пришел ни один из этих людей. Очень хорошо чувствуешь отчужденность в самом начале, когда главный герой проходит по улице своего детства, вспоминая прежних друзей. Отчасти, семьи сами виноваты в таком образе жизни. Гордость мешает. Поэтому и попытки примирения заканчиваются скандалом и руганью.


Ну а главной темой «Пропащего» станет вопрос: надо ли ворошить прошлое, раскрывать все его тайны, даже если это может принести боль. Уилл Клайн вместе с читателем получит развернутый ответ. А заодно узнает, правильно ли это – делить людей по линейке, определяя хороших по одну сторону, а плохих – по другую.

Оценка: 9 из 10


Статья написана 1 сентября 2011 г. 22:49

Поппи Брайт. Потерянные души

[IMGRIGHT]http://www.fantlab.ru/images/editions/big...[/IMG]

Что такое «Потерянные души»? «Потерянные души» — это добротная вампирская готика от Поппи Брайт. «Потерянные души?» — это рок-группа, в которой играют Стив и Дух, двое из главных героев этого романа. Есть еще Потерянная миля, небольшой американских городок, в котором живут участники «Потерянных душ?» Стив – обычный парень, немного безалаберный, работает в музыкальном магазине. Недавно расстался с девушкой, сильно переживает. Дух – человек совсем другого рода, наделен способностью видеть то, что недоступно взгляду обычного человека. Где-то в этой книге живет четырнадцатилетний мальчишка по имени Никто, сын вампира, потерянный в обычной человеческой жизни, а его отец с парой приятелей колесит в фургоне по дорогам Соединенных Штатов вот уже несколько десятилетий. И, конечно, Новый Орлеан. Пристанище всех потерянных душ, место, где нашел временный дом Кристиан, один из самых старых вампиров.

Потерянность, одиночество, стремление найти свое место в жизни – всем этим роман Брайт буквально пропитан, об этом чуть ли не кричит каждая строчка и каждое слово. Никто из-за своей сущности, о которой ему пока что ничего неизвестно, не удовлетворен обычной жизнью в обычной семье. Он пытается забыться в музыке, найти родственную душу среди неформалов, панков, среди подростков, на которых взрослые смотрят искоса. Бесполезно. И поэтому Никто сбегает из дома. Дух так же из-за своей природы, способностей, что передались ему от бабушки, ощущает себя неуютно в этом мире. Он более раним, острее переживает, сильнее чувствует, и только дружба со Стивом помогает Духу окончательно не потеряться в этом мире. Кристиан, несмотря на свой более чем трехсотлетний возраст, так же одинок и потерян. Он почти не встречает своих собратьев. Рано или поздно ему приходится покидать привычно обустроенное место в поисках нового дома, так как всегда кто-нибудь распознает сущность Кристиана. И, конечно, дети. В «Потерянных душах» очень много потерянных подростков. Одетых во все черное, с густо подведенными черным глазами, проводящих ночи в клубах и алкоголе, сексуально развращенных и извращенных.

Несмотря на гламурных вампиров, «Потерянные души» к сегодняшним вампирбургерам не имеют никакого отношения, хотя в какой-то мере роман можно назвать женским и о любви. Книга достаточно жесткая, никакого хэппи-энда со свадьбой двух влюбленных сердец после череды неурядиц в личной жизни; никаких охов-вздохов под звездным небом и полной луной. Кровь, трагедия, жестокость, растерзанные жертвы вампиров, минимум сострадания. Несмотря на взрослую тематику, больше будет интересен подросткам, в особенности, пожалуй, тем, что бродят по страницам. Не для всех читателей, своеобразная, отчасти контркультурная вампирская проза. Написано очень хорошо, красочно, чувственно. Завораживающе. По этой причине все то, что в другой книге и у другого автора вызвало бы отторжение (вроде откровенных сцен между сыном и отцом), у Брайт просто не замечаешь. Гармонично встроено в происходящее. Понимаешь, что герои просто по-другому жить не могут. Это их сущность, это их образ жизни, это их мир.

Хорошо, спору нет. Но при всей красоте текста, интересной истории, постоянно задаешься вопросом: а для чего, собственно, все это написано? Чувствуется какая-то детская оторванность от реальности и раздувание проблемы из ничего. Так что, как конкретно вампирская готика и взгляд на жизнь кровососущих – отлично, как просто книга – ну… неплохо.


Оценка: 7 из 10





  Подписка

Количество подписчиков: 63

⇑ Наверх