Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «prouste» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 31 декабря 2012 г. 15:21

Лучшие из просмотренных фильмов в 2012 г.

«Шапито-шоу: Любовь и дружба» С.Лобана.

Светлая адекватная социуму и очень смешная мелодрама с огромным количеством цитируемых высказываний, ставшей звездой Верой Строковой. Продолжение послабее.

«Любовь» С.Соловьева

Поздновато посмотрел чудесный декаданс по мотивам Чехова. Есть все фирменные приемы Соловьева перестроечной трилогии, его любимые актеры, включая уже ушедшего Абдулова. Всем поклонникам Ренаты Литвиновой без нее фильм смотреть обязательно – в нем есть все лучшее от образа указанной актрисы, но при этом без ее самой обошлись.

«Вечер шутов» И.Бергмана

Притчевые или условно-исторические ленты у Бергмана мне нравятся едва ли не больше всего в его обильном и неровном кинематографе. Картинкой и декорациями «Вечер шутов» ближе к «Лицу», тоже славному фильму. В «Вечере шутов» много синефильского, игры теней, фактуры крупным планом. Есть еще киновставка-стилизация, а в целом – трогательная мелодорама, сюжетно достаточно простая про пару цирковых.

«Вавилон» Иньярриту-Гонсалес

Первый фильм известного режиссера, который принял полностью. Стандартная для автора межэтническая мозаика про одиночество и взаимосвязанность, по мне, отличается балансом между интеллектуальной начинкой и эмоциональной стратой. А вот «Бьютифул» еле досмотрел несмотря на участием Бардема.

«Безымянный гангстер» Юн Чжон Бин

Нежно люблю творчество актера Мин-Сик Чои, умеет человек выбирать работы и роли. В каждой – велик и не похож на себя предыдущего. В нестандартной саге сыграл сущего Фальстафа, абсолютно никчемушного бандита, стечением обстоятельств ставшего чуть ли не боссом. Забавно.

«Как две капли воды» Фон Радемакерс

Не шибко уж известный старый черно-белый фильм про двойничество на материале подполья Второй мировой войны. Лихо закручено, нестандартный финал. Задолго до «Бойцовского клуба» тема обротничества была своеобразно обыграна на высоком художественном уровне.

«Берни» Р.Ланклейер

Совершенно зрительский фильм, дополнительную глубину которому придает основанность на реальных событиях. От этого черный юмор становится каким-то уж совсем макабрическим. Бенефис Джо Блэка, которого я вообще не люблю и кроме как в этом фильме смотреть нигде не могу.

«Резня» Р.Полански

Камерная пьеса на четырех исполнителей, которые ругаются и вытаскивают наружу все дерьмо, что скрыто под маской корректности европейского буржуа. Актеры резвятся в полный рост – благо сценарный материал очень хорош. Поланского как и Джо Блэка не люблю, но два последних фильма – выше всяких похвал.

«Ворон» Клузо

Старый( 1943 г.) мизантропический триллер Клузо, давший основания для обвинений в коллаборации с нацистами. Здорово поставлено, а авторские интонации совершенно нетипичны, выходят далеко за рамки эстетики, например, Хичкока, заставляя вспоминать скорее уж Ханеке с его «Белой лентой».

«Кококо» А.Смирнова

Конечно попроще вышеперечисленных фильмов, но славная смешная зарисовка, максимально привязанная к современной среде, с тонкой моторикой и славными актерскими женскими работами. Имеет все шансы несмотря на кажущуюся простоту сохраниться в памяти интеллигентской надолго. Предпочел «Орде», которая, в общем, тоже понравилась, но фильмы совсем антагонисты по эстетической направленности.

Лучшие книги, вышедшие в 2012 г.( новинки, книжные издания, переводы)

«Особенно Ломбардия. Образы Италии. 21 век» А.Ипполитов

Для меня – лучшая книга года, публицистика высочайшей прозы, редкостного субъективизма. Интерес к автору и его манере соразмерен интересу собственно к теме. По совести – читать Ипполитова мне интересней, чем Муратова, книге которого как бы следует Ипполитов. Один вопрос: когда будут другие книги серии?

«Франция. Убийственный Париж» М. Трофименков

Занимательнейший культурно-криминальный путеводитель по столице Франции с изложением историй конца 19-начала 21 века в контексте их киноадаптаций. Хорошо написано, познавательнейшее «мясо». При этом, конечно, другой уровень с Ипполитовым.

«Под куполом» С.Кинг

Здоровенный томина про конец света в отдельном изолированном городке, изданный наряду с двумя авторскими сборниками Кинга( а АСТ сильно ругают за неоперативность переводов). Мастер в прекрасной форме при всех его самоповторах, которые неизбежны – больно много написал.

«Кетополис» Грин.Ф.Грей

Уникальное миротворчество в виде сборника новелл с единством времени-места и разными манерами написания составных частей. Для отечественной фантастики – явление редкое, качественный сборник. Даже новеллы похуже, встраиваясь частями в мозаику, добавляют впечатления от целого.

«Чуть свет, с собакою вдвоем» К.Аткинсон

Четвертый роман серии и как ни привык уже к Аткинсон , но очень хорошо пишет. В избранной нише – вне конкуренции, посмотрим, каковы ее сольные недетективные вещи

«Страна вина» Мо Янь

Не без оснований постоянно сравнивают с Сорокиным, но книга Мо Яня при всех ее пародийных и стилистических кундштюках – очень веселая , игровая без намека на вымученность и конструктивизм. Вкуснейший раблезианский роман, лучший из переведенных зарубежных в этом году.

«Полный вперед назад или оттенки серого» Дж. Ффорде

Лучший смешной и антиутопический роман – начальный в цикле, который автор не спешит продолжить, в отличие от поднадоевшего и буксующего сериала про Четверг. «Полный вперед» превосходит остальные романы автора, произвел сильное впечатление и жажду продолжения банкета.

«Карта времени» Ф.Пальма

Удачный забег испанца на территорию литературного викторианского Лондона с использованием временно-пространственных порталов. Авторская сюжетная изобретательность и ловкость рук позволила обыграть известные штампы и повороты сюжетов. Любопытно почитать продолжение, перевод которого не за горами.

«Захват Московии» М.Гиголашвили.

Плутовской роман с большой лингвинистической составляющей от одного из лучших русскоязычных писателей, каждый роман которого к прочтению обязателен. Много смешного, в целом картина нравов безотрадна, что подчеркнуто автором путем вставки в текст воспоминаний опричника времен Ивана Грозного ( без которых, по мне, можно было бы и обойтись)

«Дань саламандре» М. Палей

Изданный книгой ранее публиковавшийся в журнальном варианте поздний роман Палей, которую сейчас издает АСТ. Роман традиционно стилистически хорош, в центре – дружба двух разных женщин ( навроде «Кококо»), эмоциональная и безнадежная. Манера Палей кажется исчерпанной, но автор тоже настолько большой и значимый, что грех не прочитать.

Лучшие книги, прочитанные в 2012 г.

«Барочный цикл» Н.Стивенсон

Огромная щедрая перенасыщенная историко-культурологическая трилогия с пиратами, войнами, учеными и ворами. Абсолютный авторский триумф, поскольку в чьем-то другом исполнении подобного рода вещь немыслима – эрудиции не хватит.

«Шпион, выйди вон» Ле Карре

Грустный роман об одиночестве в форме шпионского английского психологического триллера. Много лучше экранизации, да и вообще лучший роман в жанре, превосходящий найденной тональностью иные достижения, например, нашего Семенова, да и другие книги Ле Каре.

С.Кржижановский. Собрание сочинений в пяти томах.

В конце года вышел еще и шестой том, но собственно авторского там – пшик. Кржижановский может быть поставлен по значимости и культурной интегрированности тематики и манере в ранг адаптивных для Запада величин первого ряда навроде Андрея Белого или Набокова. Прекрасные новеллы и повести, своя манера письма, фасеточное зрение. Великий писатель.

«Тайна выеденного яйца или смерть Шалтай-Болтая». Дж.Ффорде

Забавная литературно-детективная юмореска с воссозданием фона литературной классики Англии. Мне и первые романы цикла про Четверг понравились, а вот потом в этой серии автор поиссяк. «Вбоквелл» понравился поболее, страшно сказать, многих романов Пратчетта, на сравнение с которым Фоорде обречен. Жду перевода «Четвертого медведя»,анонсированного на 2013.

«Еще ничего не кончилось» В.Шкловский

Сборник ранней художественно-мемуарной прозы великого формалиста. Очень плотно написано, запомнились жуткие сцены резни в период Гражданской войны, но и сама по себе компактная перенасыщенная проза Шкловского заставляет поразмышлять о том, как могло бы развиться его художественное дарование, кабы не большевики.

«Кюхля. Рассказы»Ю.Тынянов

Давно не перечитывал заслуженного Тынянова и получил огромное удовольствие. «Кюхля» зря считается не совсем совершенной его работой – история угасания и дичания идеалиста вышла безотносительно к историческим реалиям мощной и совершенно трифоновской. Рассказы написаны стилистически совершенно, не похоже ни на кого.

«Приключения Кавалера и Клея» М.Чамбон

Объемный сентиментальный роман о дружбе на фоне коллизий 20 века. Понравилась авторская изобретательность в воссоздании мира производства комиксов. Что-то среднее между Н.Стивенсоном и Дж.Голдом не в ущерб авторской самобытности. Авантюрный занятный роман.

«Бангкокская татуировка» Дж.Бердетт

Весь цикл Бердетта – добротная этнопсихологическая детективная серия, в которой детективная составляющая представляет умеренный интерес. Достойная книжка про тайские нравы, во время чтения которой все же не покидали сомнения, не является ли в глазах коренного населения все это развестистой клюквой. На удовольствие от чтения это никак не повлияло.

«Леопард» Ю.Несбе

Мощный с точки зрения структуры и манеры рассказа детектив, прочитанный на исходе года. У автора большие технические навыки в жанре, с интересом жду чтения других романов серии.

Тетралогия про Кролика. Дж.Апдайк

Огромный том с историей жизни среднего американца, неплохого по задаткам, с которым абсолютно без зазоров можно самоидентифицироваться в различные периоды его жизни. Местами неряшливо написано, порой раздражает сексуальная одержимость автора, но в общем – грустная тетралогия о принципиальной недостижимости счастья и ограниченных возможностях хорошего человека.

Разочарования из прочитанных в 2012 г. книг

Д.Быков «Икс»

Худший роман любимого мною автора, сырой и публицистический. ННА тему Шолохова и авторства «Тихого Дона». Грустно, что автор дал козыри своим недоброжелателям. которые утверждают, что книга, дескать, типичная для Быкова, манера как везде( в этом есть доля истины). Надеюсь в следующем году на лучшее. Вообще-то коммерческие выкрутасы Д.Быкова раздражают – обещал к концу года третий календарь, а вместо этого издали огромную томину-сборник. Я вот первые два купил, а потому сборник мне не нужен. Плюс еще и другие очерки, многажды публиковавшиеся, о советской литературе, отдельной книжкой издал. Много повторений, суеты.

А.Байетт «Детская книга»

Кому много дано- с того и спросится. Определенно от Баайетт ожидал более оригинальной саги поствикторианских времен с ностальгией на тему того, что выкосила Великая война. Отдельно не понравились рассказы детской писательницы, уровень которых невысок, но которые введены в большом объеме в корпус книги.

У.Эко «Пражское кладбище»

Абсолютный провал года. Столько ждали и вот тебе. Публицистический текст, немыслимое пустословие, абсолютно неинтересная тема антисемитизма. Сказать, что разочарован – приуменьшить.

П.Акройд «Кларкенвилльские рассказы»

Всезнайка Акройд тоже помаленьку дисквалифицируется. По мне, не получилось у него органично сочетать вариации на тему Чосера с самостоятельной интригой государственного переворота. Много игры-ради игры, как передача в каждой главе действия другому лицу. Зачем это?

А.Черчесов «Дон Иван»

Графоманский бред, который я купил по случаю, купившись на лавры автору как выдающемуся стилисту. Мягко говоря, набор сумбура, стилистика плохая, сцены неживые. Описать абзацем, про что книга, по совести, не могу.

А.Мердок «Замок на песке»

Прочитав два хороших романа Мердок, прочитал и еще с пяток. Разочаровался, больно умозрителен мир Мердок и стандартны используемые механические приемы-ходы, тотальный самоповтор. «Замок на песке» — самый простой и бесхитростный роман с надуманным адюльтером бесцветного учителя и изысканной яркой художницы.

С.Гандлевский «Бездумное былое»

Люблю прозу Гандлевского, но книжка настолько пустая, очерковая и малоинтересная, что не стоило ее отдельно и издавать.

«Проходняк» Э.Дворкин

Худшая вещица небесталанного периферийного питерского гедониста, чьи литературные бурлески не лишены изрядного обаяния. В «Проходняке» автору решительно отказало чувство меры и вкуса – читать про матерящихся и обсуждающихбаб Брежнева и Бунина было противно.

«Проклятые короли» М.Дрюон

В советские времена эту популярную серию не читал и, как выяснилось, ничего не потерял. Куда деваться от сравнений с великим Дюма? Дрюон выглядит лишь посредственным автором сюжетных синопсисов, которые нужно переписывать и перешивать.

В.Аксенов «Остров Крым»

Вульгарным стилем, центральным плейбоем и неумеренными «эротическими» сценами Аксенов загубил потенциально великий интересный и сюжетно оригинальный роман на тему раскола русского общества 20 века и путей его преодоления.

В надежде славы и добра... В следующем году хотелось бы прочитать новую книгу Латыниной Вейского цикла, книгу Кинга про 1963 год, "Четвертого медведя" Ффорде, "Цвингер" Костюкович, продолжение книги про Ломбардию Ипполитова, очередной роман Мо Яня, перевод последнего романа Симмонса, перевод романа Маккаммона серии про Мэтью Корбайна, биографию Маяковского от Д.Быкова. Много чего хочется, посмотрим.


Статья написана 10 января 2012 г. 16:40

С чего и начать авторскую колонку, как не с подведения итогов прошедшего года. Как-то не слишком он был богат на впечатляющие новинки. Меня вот восхитил "Друд", который, строго говоря, был перведен в 2010 г. Патентованные авторы качественной коммерческой прозы — МакКаммон, Симмонс, Перес-Реверте не порадовали, поскольку последние из переведенных их романов уступают лучшим. И все же, все же.

Составление субъективных ежегодных рейтингов помимо дисциплины мысли позволяет структурировать впечатления, сравнить их с аналогичными оценками.

Лучшие из просмотренных фильмов в 2011 г.:

«Осенняя соната» И.Бергмана.

Наиболее «человечный» из снятых в семидесятые годы Бергманом фильмов за счет введения однофамилицы Ингрид. С введением фигуры со стороны обычные ранее работавшие режиссерские приемы и Лив Ульман стали казаться исчерпанными, односторонними. Завершение «психологических» холодных минималистических драм режиссера лучшим фильмом этой направленности.

«Меланхолия» Л.ф.Триера

По мне, так лучший фильм 2011 года, необычный визуальной и музыкальной составляющей для Триера, с прекрасной Кирстен Данст. Если человек велик и самобытен, то он и про космический Апокалипсис снимет шедевр, на фоне которого всякие «Армагеддоны», «Столкновение с бездной», « 2012» выглядят дорогой дрянью.

«Елена» А.Звягинцева

А если выбирать из российских, то первый фильм Звягинцева социального звучания с сохранением всех особенностей авторского стиля, представляется лучшим. По строгости тона, внятности позиции и обрисовке персонажей аналогов в нашем кино нет. На ум приходят отдельные части Кесьлевского в «Декалоге».

«Призрак» Р.Полански

Посмотрел с опозданием, однако согласен с выводами Европейской киноакадемии, признавшей фильм лучшим в 2010 г.( и с выводами о том, что «Меланхолия» — лучший в следующем году тоже согласен). Полански не люблю, но манера подачи материала, заворот интриги, работа Бронсона, оператора – все на высоте. В условном жанре политического(шпионского) детектива фильмы подобного класса – редкость.

«Запах женщины» Д.Ризи

Лучшая роль Витторио Гассмана, прекрасный сценарий и умелое балансирование на грани между комедий и мелодрамой режиссера. Лирический, щемящий фильм, не имеющий ничего общего кроме названия и сюжета с односторонним американским римейком, за солидную работу в котором знамо кто получил «Оскара»

«Именем итальянского народа» Д.Ризи

Имеющий также поднаименование в советском прокате «Полмиллиарда за алиби» фильм Ризи представляет собой совершенно гоголевскую тотальную сатиру на общественные нравы не только Италии, но ее прежде всего. Апокалипсический финал придает дополнительное значение выходящей далеко за пределы жанра итальянской трагикомедии картине.

«Жизнь и времена судьи Роя Бина» Д.Хьюстона

Опять-таки, не особо люблю Джона Хьюстона, однако этот старый вестерн совершенно уникален по авторскому взгляду, доброй иронии и сентиментальности. Визуальный ряд создан не без очевидного влияния «Буча Кээссиди» с тем же Ньюманом. Сцены с гуляниями на природе и развлечениями с ручным медведем вне зависимости от всего фильма достойны войти в избранные кадры мирового кино.

«Лучший способ маршировки» К.Миллера

Вышедший из-под крыла более именитого Трюффо и ни в чем ему не уступающий Миллер снял прекрасный фильм о столкновении двух типажей-характеров с участием Депардье и Дэваера, с продуманными сценами, кульминацией и эпилогом. Тонкий фильм оставляет сильнейшее послевкусие.

«Ночь и город» Ж.Дассена

Собственно, мне и просмотренные «Риффити» того же режиссера весьма понравились. В «Ночи и городе» помимо прекрасного воспроизведения карающего героя фатума, прямо в духе античного рока, волшебная сцена борьбы перед несостоявшимся поединком, неподражаемые типажи.

«Мошенничество» Ф.Феллини

Ни в малой степени ни занудный, эмоциональный ранний фильм Феллини много выигрывает у его знаменитых «Сладкой жизни» и бесформенных «Восемь с половиной» с «Амаркордом». Лучше организован материал, нет авторского самолюбования, актеры работают в сценическом ключе.

Лучшие книги, вышедшие в 2011 г.( новинки, книжные издания, переводы):

«Друд» Д.Симмонса

Честно говоря, книга вышла в 2010 г. и включать ее в списки следующего года неправильно. Но я ее прочитал в начале 2011 г., что называется, проникся вполне авторской интерпретацией истории про Моцарта и Сальери на материале Диккенса. Симмонс всегда был самобытным интерпретатором, но в «Друде» превзошел свой же прекрасный ранее написанный «Террор».

«Хор» М.Палей

Вошедший в книгу одноименный роман на порядок получше карикатурной повествушки про Раю. Палей – совершенно великая писательница и любое издание ее работ вызывает у меня живейший энтузиазм.

«Легкая голова» О.Славниковой

Лучший из вышедших в книжном формате в 2011 г. русских романов( в журнальном варианте напечатан в 2010 г.) Славниковой удалось создать остросоциальную динамичную вещь, добавить порой черного юмора при сохранении особенностей стиля. Явно читала Пелевина, это проглядывает.

«Железный совет» Ч.Мьевиля

Явно уступающим двум предыдущим романам трилогии, особенно «Шраму», «Совет» неплох и воссозданием полюбившегося мира с его незабываемыми монстрами и нетрадиционно сильным изображением классовой борьбы в духе Э.Золя в абсолютно вымышленном мире. Хорошо, что автор нашел силы вовремя остановиться: все три романа совершенно разные по субжанрам и использованной композиции.

«Поворот к лучшему» и «Ждать ли добрых вещей?» К.Аткинсон

Второй и третий романы из детективной серии Аткинсон переведены оперативно и изданы в один год – можно лишь порадоваться. Тем более, что четвертый на подходе. Аткинсон среди английских детективщиков вряд ли найдутся равные по добротности письма и мастерству использовать мозаичный метод дробления самостоятельных сюжетных линий с их сведением к финалу.

«Гагарин» Л.Данилкина

Сильно уступает «Человеку с яйцом», однако внятная, незашоренная биография, объект которой не может не вызывать интереса. Данилкин проделал большую работу, создал компендиум биоматериалов, привнес свой личностный взгляд на события и мифообраз.

«Песня для зебры» Д.Ле Карре

Ле Карре в 2011 г. хорошо издавали в русских переводах, будем надеяться на продолжение тенденции в следующем году. «Песня для зебры» написана на африканском материале, не раздражает поэтому русской клюквой про нашу мафию. Достаточно камерный, традиционный для автора, содержательный плач по морали.

«Остров проклятых» Д.Лихэйна

Книга настолько удачно и дословно экранизирована Скорцезе, что читать после фильма не так интересно, не знай заранее сюжета. Роман тем не менее хорош, энергичен написан на уровне. Надеюсь, в следующем году издадут что-то не экранизированное.

«Календарь-2» Д.Быкова

Пусть и уступает первому «Календарю» как объемом так и подбором статей, все же на фоне не сильно обильного качественными новинками сборник Быкова приятен поклонникам этого автора, взявшего в 2011 г. тайм-аут. Сам поклонник Быкова, потому и выделю его сборник( был еще «Прощай, кукушка», но это другая история).

Лучшие книги из прочитанных в 2011 г.

Т. Моррисон «Любовь»

«Любовь» лишь чуть превосходит «Жалость» того же автора. Мощная стилистически продуманная проза по следам Фолкнера об одиночестве и трудности сосуществования. В своей оценке Т.Моррисон и Бродский и воспроизведшая его высказывание Т.Толстая не правы совершенно.

Ф.Дюрренматт 1-й том из с.с.

Вошедшие в первый том повести, в основном про комиссара Берлаха, но также и кафкианская «Авария» очень хороши. «Обещание» — повесть совершенно гениальная. Самое сильное литературное впечатление года с невероятным моральным раздраем после прочтения в отношении необычной подачи втором темы теодиции.

Д.Бэнвилл «Кеплер»

У «ирландского Набокова» получилась не биография, а сцепка ряда сцен из жизни средневекового сомнабуличного астролога с плотными и въедливыми описаниями духа средневековья, вещной культуры и типажей. Насыщеннейший текст.

Л.Перуц «Мастер страшного суда»

Прекрасный рассказчик притчей на историческом фоне, очевидный предшественник Борхеса-рассказчика( не эссеиста). Перуц давно не переиздавался по непонятным причинам, второй том его избранного( издававшийся в Екатеринбурге) хотелось бы прикупить.

С.Логинов «Свет в окошке»

Эмоциональная и трогательная фантазия о жизни после смерти с созданием оригинального мира, просто написанная, но впечатляющая. Другие попадавшиеся вещи Логинова – какие-то рассказы и тем более ужасный «Картежник» и рядом не стояли: кроме простоты авторского почерка ничего общего.

С.Рушди «Земля под ее ногами»

Парафраз мифа про Орфея и Эвридику в современном альтернативном мире на фоне рок-музыкальной составляющей. Наличествуют все черты фирменного стиля Рушди, но к Индии кроме происхождения героев роман почти не привязан, что пошло ему только на пользу. По мне, определенно лучший роман Рушди.

Д.Ле Карре «Шпион пришел с холода»

В старый центрполиграфовский сборник вошли три классических романа Ле Каре, из которых, кстати, больше понравился не типичный «про Смайли», а социальный роман «В одном немецком городке». Роман этот написан про отсутствующего героя через воссоздание образа допросами знавших его снобов из английского посольства. Весьма занимательно.

Ю.Латынина «Сто полей»

Собственно, выделить нужно первые три книги Вейского цикла – совершенно самобытного, окрашенного авторской иронией и эрудицией уникального проекта с которым может быть поставлен в общее направление( но очень ниже по качеству) цикл Рыбакова и Алимова. На «Инсайдере» автор выдохлась, первая же книга прекрасна.

М.Палей «Месторождение ветра»

Видимо большая часть содержания этого сборника войдет в планируемый к изданию в январе 2012 г. сборник «Кабирия». Ранние повести и рассказы Палей, лишенные тотальной мизантропии и человечные, производят сильное впечатление как стилистической так и эмоциональной составляющей( почти у всех иных авторов идущих перпендикуляром)

Ю.Трифонов. «Старик. Повести. Рассказы»

АСТ переиздал основной корпус прозы Трифонова в 2011 г. – за что ему большой поклон. Мой первый опыт знакомства с горькой постчеховской прозой Трифонова связан именно с этим сборничком, на редкость аутентичным. В нем и роман о гражданской войне и «современная» повесть и повесть про детство в сталинскую пору и несколько вариативных рассказов. Тематический срез основных тем Трифонова.

Разочарования из прочитанных в 2011 г. книг

П.Пепперштейн. "Пражская ночь"

Абсолютное разочарование года: небольшая по объему и изданная с комиксовыми иллюстрациями повесть культового автора мало что добавляет к ранее написанным вещам, Прага описана со сверкой с путеводителями. Что-то от Пелевина, что-то от Сорокина, в эмоциональном смысле полный ноль. Афоризмов и стилистических вывертов тоже минимум.

Д.Быков. "Прощай, кукушка"

Неудовольствие вызывает не столь содержание сборника – среднего по уровню – сколь сам выпуск ранее издававшегося сборника(«ЖД-рассказы») под новым наименованием. Замена четырех рассказов мало что меняет — нечистоплотный коммерческий трюк, за который Быков лично несет ответственность.

В.Маканин «Две сестры и Кандинский»

Былые заслуги Маканина столь велики, что несмотря на его ерунду последних лет ждал от романа возможного прорыва. Увы, не роман это, а пьеса, с непонятными целями облеченная в форму «как-бы-романа» без драматургии. Увы, видимо ждать чего-то от автора уже и не приходится.

П.Акройд «Хоксмур»

Перевод на русский язык раннего и как бы сделавшего Акройда очень известным романа ожидался придыханием. Уж как его хвалит автор предисловия! «Хоксмур» прогнулся под собственной тяжестью, попытка зарифмовать старинную историю, написанную стилизованной вязью, с архитектурной тектоникой Лондона и загадочным убивцем определенно не удалась. Написанный под влиянием «Хоксмура» роман Урбана «Семихрамье» повнятней и лучше организован.

Г.Майринк «Голем»

Попробовал спустя 15 лет взяться за Майринка и понять причины массового перед ним преклонения. Ох, мутен, многословен, еще эти мистические курбеты. Не мое.

П.Басинский «Страсти по Максиму»

Куй железо, пока горячо. Ничем иным кроме коммерческого успеха предыдущей книги автора про бегство Толстого не объяснить оперативное переиздание слегка измененной( в худшую сторону), урезанной и перемонтированной ранее написанной биографии М.Горького. Совестно.

В.Головачев «Остров»

Эссе в вольной форме о бегстве от цивилизации, русском Севере, теме острова, написанное образованным человеком, но не содержащее чего-то оригинального или смыслообразующего. У Головачева есть авторитетные для меня почитатели, с чьей подачи, собственно, я и прочитал «Остров». Больше не буду.

В.Орлов «Альтист Данилов»

Не читал знаменитейший роман в 70-90-е годы, однако был наслышан. По мне, полная ерунда с ангелами, быками, невнятным синтезом совка с апокрифами. Водянистая проза, в сравнении с которой Трифонов, например, воспринимается как Герман рядом с Астраханом.

А.Грин. "Бегущая по волнам. Рассказы."

Ладно с ним, специфическим романтизмом как бы «для взрослых», Гринландией и тягой к притчам. Грин пишет на невыносимом для меня уровне стиля, изобилующем всякими «зубовными грызаниями сердца» и прочим. Как поклонники Грина, интересно, относятся к рассказам Кржижановского?

М.Любимов. Декамерон шпионов

Удивительно, как англоман, блестящего образования автор, здраво рассуждающий о Грэме Грине и Ле Карре, решил трансформировать свой разведчицкий опыт в такой расхлябанный клюквенный опус? Воистину, гора родила мышь.





  Подписка

Количество подписчиков: 44

⇑ Наверх