Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «visto» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 23 марта 2016 г. 14:21

В марте 2016 года клубу "Фант" (Хабаровск) исполнилось бы 40 лет. В марте 1976 года в редакции молодёжки собрались те, кто хотел в живом общении обсудить волнующие его вопросы о будущем, рассказать о прочитанных книгах фантастики... Организационную работу клуба взял на себя молодой сотрудник газеты, ведущий страницы "Фант" Юрий Дмитриевич Шмаков. Надо сказать, что клуб "Фант", как тематическая страничка, появилась в газете ещё в середине 1960-х. Пока не все выпуски ещё найдены, а их было более четырёх десятков...

Давайте посмотрим, как выглядела страничка в начале 1970-х годов.


Содержание страницы клуба любителей фантастики "Фант". "Молодой дальневосточник", 1974, 2 марта. № 44 (9037). С. 2-3. :

Г. Губарев. Этот старый, старый вопрос: Есть ли жизнь на Марсе? [Новые данные полученные "Марсом 2", "Марсом 3" и "Маринером 9" позволили академику А. Имшенецкому сделать предположение о том, что "марсианские формы жизни... более приспособлены к условиям жизни на этой планете... Мы недооцениваем способности живых существ приспосабливаться к самым необычным условиям".]

Ил. Полоцк. Конгресс озабочен. [О Европейском конгрессе 1972 года в Триесте]

Космоюмор. [Карикатуры. Авторы не указаны]

Владимир Мосяжный. Почему молчит "Союз"? [НФ рассказ]

Виктор и Валерий Полтавские. Петля времени. [НФ рассказ]

В. Коркин [Ю.Д. Шмаков]. Игра с оборотной волной. [НФ рассказ]

Иллюстрировал выпуск, тогда ещё студент художественно-графического факультета Хабаровского педагогического института, Виталий Лебедев.



Два рассказа из странички КЛФ "Фант" 1974 года. До создания Хабаровского клуба любителей фантастики "живого общения" оставалось два года...


Виктор и Валерий Полтавские

ПЕТЛЯ ВРЕМЕНИ


На остановке "Студенческой" в автобус набилось столько молодёжи, что Вадим стал опасаться за спинку сидения, в которую он вцепился. Рядом кто-то тихо ойкал. "Эф! Шляпа!" — послышался голос голос сзади, — спрячь куда-нибудь свою могучую спину, а то меня возят по ней носом". Обращались, по-видимому, к нему, и он, на всякий случай пошевелил плечами. Сзади протестующе завопили. Рядом сказали: "Ну! Ой!" Голос принадлежал глазастой девушке. Закусив губу, она беспомощно смотрела на Вадима.

Наконец освободились сидения, и девушка села, Вадим, подумав, сел рядом. Впереди, безвольно качая головой, в такт автобусу, спал пенсионер. Вадим тоже стал засыпать. Проснулся от толчка, голова лежала на плече у девушки. "Извините", — сказал он, выпрямляясь. "Устали?" — спросила она. Он попытался улыбнуться: "Просто смертельно. Не спал трое суток", — провёл рукой по заросшим щекам. — "Что-нибудь случилось?". — "Случилось самое непоправимое, мы потеряли связующее звено. Одна неучтенная мелочь, и мир никогда не узнает тайну "Призрака". О! Я уверен, каждый из нас готов отдать жизнь, чтобы начать эксперимент сначала, но время, к сожалению, необратимо". Девушка ничего не поняла из его объяснений, но взгляд был сочувствующий. К ним повернулся пенсионер, он положил руку на спинку и внимательно посмотрел на Вадима: "Извините, вы уверены, что время необратимо?"

— Я расскажу вам одну историю, которая произошла со мной, — сказал старик. — Я уже стар, и я хочу, чтобы люди знали, что эта треклятая петля была. Люди, не поняв сущности этого четвертого измерения, отвергают его обратимость. Я бросил свою прежнюю специальность, я занялся исследованием одной из форм существования материи. Как известно, пространство и время неразделимы, впрочем, это вам уже давно известно. Извините, что я непонятно рассказываю. Вот уже 20 лет я пытаюсь объяснить произошедшее со мной, но жизнь человека коротка, я не успею, меня все считают чудаком... Одному трудно... Закономерная координация сменяющих друг друга явлений, — голос его звучал горестно, — вывели успокоились. Какая посредственность! Мне удалось понять больше, но я не успею, впрочем, я обещал вам историю. Это случилось 20 лет назад...

Голова Вадима склонилась на грудь, он уже не слышал, что случилось 20 лет назад, ему снился сон: симпатичный пенсионер с очень знакомым лицом, почему-то в форме железнодорожника, залез на столб и, подводя стрелки часов назад, торжествующе говорил: "Время обратимо!"

"Где я его видел?" — успел подумать Вадим. На это видение наплыл беспомощный взгляд девушки и... Вадим проснулся.

Старик сидел в прежней позе: "Я спросил, сколько ему лет, как зовут. Он ответил, и я всё понял, я всё вспомнил...

"Что он вспомнил, Вадим тоже не услышал. Очередной толчок опять привёл его в чувство, голова склонилась к плечу девушки. Шляпа покоилась на коленях его спутницы. Вадим встал. Девушка, положив руку на шляпу, вопросительно посмотрела на него. Он, взявшись за верхний поручень, уставился в окно сонными глазами. Девушка перевела взгляд на пенсионера.

Тот продолжал рассказ: "...Тогда, предсказывая ему будущее, я предсказывал его себе. Тот мужчина ничего не сказал мне о себе, не сказал и я этому мальчишке, вероятно, потому, что он мне тоже ничего не сказал. Он и я — были одно Я. Как объяснить петлю времени? Я сопоставлял факты и явления, которые имели место в тот день и в день ровно сорок лет назад, кое-что нашёл, но основная причина так и осталась тайной. Прежде всего мне нужно знать, что существует в чём — пространство во времени или время в пространстве. Я не успею, конец мой близок. Нет, нет, — голос стал протестующим, — не надо, у меня выработалось шестое чувство — чувство времени, я чувствую это. У меня остались дневники и записи моих размышлений. Мне некому их отдать.

— Можно узнать ваш адрес? — голос девушки звучал взволнованно.

Вадим засыпал стоя. Очнулся от легкого прикосновения, девушка протягивала ему шляпу: «Вот, я схожу, боль-

шое спасибо за всё, до свидания», — и она пошла к выходу.

Из автобуса они вышли вместе, она удивилась: — "Вы тоже здесь живете?" "Да", — Вадим кивнул, свежий вечерний воздух привёл его в себя, он как бы впервые увидел свою спутницу. Удивительней всего были её глаза. Большие, они были мечтательно распахнуты. "Мда", — подумал Вадим и засунул руки в карманы куртки.

Некоторое время шли молча, наконец она нарушила молчание: "Вы его слушали?" Он пожал плечами — и да, и нет. "Если честно говорить, я ничего не поняла в этой петле времени, но ему надо помочь, он ведь так одинок. У меня его адрес", — она разжала маленький кулачок, на ладони лежал сложенный листок, бумаги. Девушка подошла к двери и обернулась, прощально помахала рукой, в которой была записка.

Вадим остался один. Он взглянул вверх, почему-то он был уверен, что её окна с этой стороны. И действительно, через минуту зажглось окно на втором этаже. Вадим надвинул на глаза шляпу и пошёл домой, его дом был на следующей улице. На полпути он остановился, он никак не мог вспомнить номер её дома. Что-то заставило его вернуться. Её окно уже не светилось. Вадим подошёл ближе.

"Вы ещё не ушли?" — раздался голос сверху. «Я хотел бы, узнать его адрес», — сказал он первое, что пришло ему в голову. Она ответила, и ему показалось, что на голову вылили ведро холодной воды,

Всю дорогу до дома он не мог прийти в себя. "Бред. Мистификация", — думал он, — этого быть не может. "Я отлично помню, что никогда в жизни, не встречал никакого мальчишки и, тем более, никому не предсказывал будущее. Сходство? Ну и что, мало ли людей, похожих друг на друга. Нет, здесь что-то не то. В конце концов, я не собираюсь вечно жить в этом доме. Но тем не менее..."

Вадим сел на скамейку у своего подъезда, он забыл, что не спал трое суток.

"Что делать? — думал он. — Ведь она придёт ко мне, ведь она назвала мой адрес".


****************************************************** *******************


В. Коркин (псевдоним Ю. Шмакова)

ИГРА С ОБОРОТНОЙ ВОЛНОЙ


К маме в гости пришли знакомые, и мама сказала Ильке:

— Ну что ты сидишь дома киснешь, в кино бы сходил.

— Очень интересная кинокартина идёт, — поддержал маму один знакомый, дядя Петя, — «Приключения Робинзона Крузо». Приключения!

И дядя Петя поднял вверх указательный палец.

— Ладно, — сказал Илька, убрал альбом с марками и вышел во двор.

Дохнуло в лицо Ильке свежим морозцем, брызнуло солнечным светом. Воробьи во дворе галдят и дерутся. Малышня с катушки катается. Под грибком сидит Коляга – шапка на затылке, пальто нараспашку.

— Эй, — завопил он, увидев Ильку, — эй, Самохин! Что у меня есть!

— Что? — спросил Илька и сел рядом.

— Не скажу.

— Ну и не надо.

— Ладно уж, так и быть, — Коляга огляделся по сторонам и таинственно прошептал: — Оборотная волна, вот что!

Оборотная волна?!

Бельевые столбы и катушка, хоккейный корт, чёрные тополя, и сам Илька вместе с грибком и Колягой закружились в радужном вихре, сверкающим штопором ушли в голубое небо. Илька крепко зажмурился, открыл глаза...

Вот какие это были слова – «оборотная волна».

— ...а они, значит, на меня — кто матери наябедил про сигареты, давно тебя снежком не кормили! Вдруг бемц! — Костыль так и покатился, Скипа кинулся — бемц! И у Скипы из сугроба ноги торчат. И тут я понял, что это оборотная волна мне помогла.

— А что, она... такое?

— Откуда я знаю. Просто у меня в мозгу. — Коляга постукал себя по красному лбу, — как-то понялось, что это оборотная волна и что она будет мне служить. Может, она из какого-нибудь института сбежала, может — оттуда, — и Коляга мотнул головой вверх так, что свалилась шапка. — Моё какое дело!

Коляга оглядел двор, прищурился на катушку, пробормотал что-то, и малышню словно ветром сдуло. Пища и визжа, вылезали они из сугробов возле гаражей.

— Видал?!

Илька молчал — рот его был забит холодным снегом, хоть и таял он быстро, заломило зубы, ногам в ботинках мокро и зябко, ледяные струйки текут по спине...

Так ему показалось.

— Ладно, счас я тебе докажу, — Коляга думал, что не поверил Илька, — пошли на улицу.

Только за угол завернули — учительница идёт навстречу, Алевтина Павловна. Сетка в руке, в сетке бутылки молочные, хлеба булка.

— Пойдём назад, — потянул Илька Колягу, — а то начнёт воспитывать.

— Не начнёт. — Коляга прищурился и в тот же миг Алевтина Павловна неловко упала наземь. Из разбитых бутылок потекли, застывая, белые лужицы...

...И Илька вспомнил вдруг, как однажды брякнулся с сумкой на скользкой дорожке и тоже разбил молоко, и как влетело от мамы, и бок болел...

— Тебе её жалко, да? Жалко? А кто мне без родителей велел не являться? А кто тебе пару вкатал? А Сергеев из-за кого сбежал?

— Да ладно, — сказал Илька про пару. А про Сергеева промолчал.

— Я теперь никого не боюсь, — хвалился Коляга, пока шли в «Совкино». — Все у меня запляшут!

А на кассе висела бумажка — «Билетов нет».

— Ха, — прищурился Коляга, — а волна на что? Давай садись сзади.

Илька сел — словно в плотный сугроб, только невидимый и теплый, пробегавшая мимо девчонка засмеялась удивлённо, пробубнил что-то Коляга...

...И они очутились в тёмном зале, прямо перед экраном.

На экране Робинзон палил в пиратов.

— Так она... сквозь стену?! — прошептал изумлённый Илька.

— Ну, — дернул плечом Коляга и заорал: — Бемц! Так их!

Чья-то рука подняла Ильку, за шиворот и повела к выходу.

И как только вы пролезаете, ворчала толстая тётка, выпуская из другой руки Колягу.

— Ладно. — Коляга опустил воротник. — Я им счас покажу!

— Я пошёл, — сказал Илька.

— Почему? — Коляга в упор посмотрел на Ильку, и Илька понял, что надо не врать.

— Потому. Всё бемц да бемц.

— Та-ак, — Коляга надвинул шапку на глаза, — ну, держись!

Он прищурился, Илька стиснул зубы, но... ничего не случилось. Глаза у Коляги стали растерянные.

— Навалял бы я тебе, да скажи спасибо — некогда, — процедил он, свистнул волну и пошёл прочь.

Открылись двери, повалил из кино народ. Илька шёл в шумном потоке, слушая обрывки фраз.

Холодным светом сияли вывески, за огромными окнами магазина двигались люди, уже зажглись фонари, и когда Илька свернул во двор, тёмным колодцем показался ему двор, чужим и страшным.

Бледные отблески окон лежали на серо-зелёном снегу. Илькины окна были темны, видно, ушла мама куда-нибудь в магазин, и только сейчас Илька почувствовал, что замёрз.

Сел на лавочку, воротник поднял.

В небе мерцали неяркие звёзды, тишина стояла — до звона в ушах.

И вдруг — что-то ткнулось ему в ногу, словно собака.

— Оборотная волна, — радостно узнал Илька, погладил её по тёплому невидимому боку, они стали вместе ждать маму.


Другие материалы о КЛФ «Фант» смотри также:


КЛФ и молодёжная печать. Журнал "Техника-молодежи", 1983, №10, с. 28-29.

http://epizodsspace.no-ip.org/bibl/tm/198...

Юрий Шмаков. Вампитер нашего карраса. Хабаровскому клубу любителей фантастики «Фант» 20 лет. Газета «Молодой дальневосточник», 1986.

http://www.fandom.ru/klf/klf_habarovsk_12...

На сайте «Лаборатория фантастики»:

http://fantlab.ru/autor5004

http://fantlab.ru/blogarticle30524

http://fantlab.ru/blogarticle25543

http://fantlab.ru/blogarticle25597

http://fantlab.ru/blogarticle30627

http://fantlab.ru/blogarticle38398

http://fantlab.ru/blogarticle38421

О Ю.Д. Шмакове: Время и события. Календарь-справочник по Дальневосточному федеральному округу на 2013 год Хабаровск ДВГНБ, 2012. С. 13-15.

http://www.fessl.ru/docs-downloads/kraeve...


Статья написана 15 марта 2016 г. 09:31


Первое письмо Светлане Александровне Беляевой из Комсомольска-на-Амуре мы направили на адрес редакции журнала «Аврора», опубликовавшем в № 9 1982 года «Воспоминания об отце». Письмо было датировано 26 декабря 1983 года. В нём, кроме рассказа о том, что КЛФ «Апекс» приступил к подготовке мероприятий в честь 100-летия Александра Романовича Беляева, был задан ряд вопросов, касающихся темы «Александр Беляев и театр». Привожу их здесь:


1. Когда приезжала в Смоленск «столичная труппа, руководимая Станиславским»?

2. Какие спектакли были привезены в Смоленск? Какая фамилия была у «охрипшего» актёра, которого заменил А.Р. Беляев?

В репертуаре театральной труппы Станиславского в 1900-1905 годах были такие пьесы:

— Шекспир – «Много шума из ничего», «Юлий Цезарь»;

— Л. Толстой – «Власть тьмы»;

— А. Толстой – «Царь Фёдор», «Смерть Грозного»;

— Чехов – «Чайка», «Дядя Ваня», «Три сестры», «Вишнёвый сад»;

— Тургенев – «Месяц в деревне»;

— Горький – «Мещане», «На дне»;

— Матерлинк – «Синяя птица»;

— Островский – «Снегурочка»;

— Ибсен – «Враг народа» («Доктор Штокман»), «Дикая утка»;

— Гауптман – «Потонувший колокол», «Ганиеле»;

— Эркман-Шатриан – «Польский еврей».

Нет ли в этом списке той, в которой играл, заменивший «охрипшего» актёра А.Р. Беляев? Нет ли среди ниже перечисленных фамилий актёров того – «охрипшего»: А.Р. Артём, В.В. Лужский, В.М. Михайлов, Н.Г. Александров, А.А. Санин, В.М. Лопатин, Г.С. Бурджалов, Н.А. Попов, Грибунин, Вишневский.

3. В каких спектаклях смоленского театра играл А.Р. Беляев? Какие пьесы ставил сам? География выступлений «театра Беляева»?

— в Клубе Благородного собрания, который находился в саду Блонье;

— Дворянского собрания (угол улиц Кирочной и Дворянской);

— в Городском театре.

4. Какие ещё «любопытные истории» известны Вам из театральной жизни А.Р. Беляева?

5. Где и когда рисовал А.Р. Беляев декорации в театре? Сохранились ли эскизы, мебель, афиши, фотографии, одежда и другие вещи, которые могли бы послужить иллюстрациями театральной жизни А.Р. Беляева?

6. Готовится ли полное издание Ваших «Воспоминаний об отце»?


По поручению Совета КЛФ «Апекс»

Буря Виктор Петрович


Отправляя это письмо, мы, признаюсь, сомневались, что получим ответ. Но, к нашей великой радости, Светлана Александровна ответила быстро.


Ленинград

17.01.84 г.


Уважаемый Виктор Петрович, члены клуба любителей фантастики!

Меня очень порадовал Ваш интерес к моему отцу, к его произведениям, а также увлечение театром. Понятен Ваш интерес и желание знать о любимом писателе как можно больше, но Ваши вопросы ставят меня в тупик.

Свои воспоминания я писала по рассказам отца, слышанные мною в 10-летнем возрасте 44 года тому назад! Записаны же они были всего несколько лет тому назад. Рассказывая мне о своей юности, отец вряд ли упоминал фамилии, даты. Но если он и говорил об этом, согласитесь, через столько лет вспомнить невозможно.

В Смоленске я никогда не была, города не представляю, а о сценах Благородного собрания и прочих, не имею ни малейшего представления. Если бы я была в более зрелом возрасте, то, наверное, поинтересовалось бы у отца подробностями, в 10-12 лет меня интересовали иные стороны. Отец был чудесным рассказчиком, обладал чувством юмора, фантазией. В любой ситуации мог найти что-то весёлое, забавное. Очень хорошо чувствовал, что именно может заинтересовать собеседника. Поэтому, рассказывал он мне то, что могло заинтересовать ребёнка.

О театре, который создал мой отец своими силами, писал в своих письмах его друг детства Николай Павлович Высоцкий. Он рассказывал и о их гастролях, и о том, как «погорев», театр возвращался домой пешком. Но куда они ездили – не упоминал. Думаю, что это было где-то под Смоленском.

В каком году приезжала труппа Станиславского в Смоленск, мне тоже неизвестно. А уж о фамилии охрипшего актёра и говорить нечего.

О том, что отец играл по контракту за деньги, мне не приходилось слышать от него, но из предисловия к 8-томнику я узнаю, что в 1901-02 гг. отец подписал контракт с Народным домом, где сыграл много ролей: в «Безумных ночах», «Ревизоре», «Трильби», «Лесе», «Нищих духом», «Бешеных деньгах», «Воровке детей» и т.д. Откуда эти сведения, мне неизвестно, и насколько они правдивы – тоже.

Вы спрашиваете меня об эскизах декораций. Мне казалось, что такие наивные вопросы мог бы задать только ребёнок. Извините. Подумайте сами – с тех пор прошло не менее 70-ти лет!!! В Смоленске у отца никого не оставалось. И, кроме того, прошла страшная война. Смоленск несколько раз переходил из рук в руки, и был почти полностью уничтожен. Какая уж тут мебель, одежда, вещи…

В своей жизни отец много переезжал. Не успокоился он и поженившись. В переездах всегда что-то теряется. Не осталось следов и от его театральной деятельности, кроме одной фотографии, где он снят в группе любителей. Возможно у отца и оставались какие-нибудь афишки, вырезки из газет, но всё это пропало в войну.

После смерти отца, в 1942 году, наша семья была увезена немцами в Польшу, затем в Германию. С собой разрешили брать только то, что мы могли унести в руках. Так что до реликвий ли было!

В новом издании произведений отца, в предисловии написано, что отец познакомился со Станиславским в Москве. Это совершенно не отвечает действительности. Познакомились они в Смоленске, как я об этом и писала.

Вы спрашиваете о театральных курьёзах. Расскажу ещё о двух, которые не вошли в мои воспоминания.

В каком только именно театре, и на каком спектакле – профессиональном или любительском произошло это, не знаю.

Отец играл императора. После пушечного выстрела на сцену должны были ворваться мятежники и свергнуть его.

Но время шло, а выстрела не было. Вдруг отец услышал голос из-за сцены:

— Выходи!

— Не выйду, выстрела не было.

— Выстрела не будет, шнур оборвали.

— Не могу, не велено…

Пауза затянулась. Зрители начали проявлять нетерпение. Надо было что-то предпринять. Поднявшись с трона, император начал расхаживать по сцене. Проходя мимо кулис, он попробовал, в свою очередь, вызвать артистов, но они упорно ждали выстрела.

Чтобы спасти положение, отец на мгновение зашёл за кулисы и насильно вытолкал своих врагов на сцену. Потом, пятясь, стал обороняться.

Очутившись на виду у зрителей, артисты вынуждены были играть. Император был свергнут, но публика ему аплодировала.

Третья история иного характера. На этот раз у отца была роль старухи. На сцене комната. Ветхая мебель. На середине сцены стол. На нём бутылка и рюмки. Выходит старуха. Спина согнута, голова дрожит, ноги шаркают по полу, лицо безразличное, тупое. Вдруг она замечает бутылку с вином. Заметно оживляется. С опаской оглянувшись по сторонам, подходит к столу, хватает бутылку и рюмку. Хочет налить себе вино, но не может открыть пробку.

По всей вероятности, спектакль был любительский. Бутафории не было, и бутылка с вином была настоящая. Перед спектаклем кто-то налил себе стаканчик да так закупорил бутылку, что пробка еле выглядывала из горлышка. Театрального опыта у отца было ещё маловато и находчивости не хватило, чтобы изобразить условно, будто он наливает вино. Все его усилия были направлены на то, чтобы открыть бутылку.

Он долго вертел её в руках, пытался открыть ее то правой, то левой рукой. И вдруг, забыв, что он играет старуху, схватил пробку зубами и вытащил её.

Зубы были у отца крупные и белые.

Открыв бутылку, он налил вино, но выпить не успел, в зале раздался оглушительный смех.

Сделав вид, что ничего не случилось, отец принял старческую позу, которую нечаянно изменил, и продолжил игру.

Спектакль прошёл удачно, но вспоминая его, зрители ещё долго смеялись.

Вы спрашивали меня, будут ли полностью напечатаны мои воспоминания об отце, вряд ли. В прошлом году мной были посланы в изд-во «Молодая Гвардия» объединённые воспоминания, мои и мамины. Редакция поблагодарила меня и обещала, что они будут напечатаны с правом редакции на сокращение и редактирование.

Несмотря на значительный неослабевающий интерес читателей к жизни писателя, о которой почти ничего неизвестно, ни одно издательство не считает возможным опубликовать наши воспоминания полностью. Меня это очень огорчает, т.к. хотелось бы рассказать читателям наиболее полно о их любимом авторе, о его трудной, героической жизни, но, к сожалению, от меня это уже не зависит.

С уважением С.А. Беляева


P.S. Извините меня за корявый неразборчивый почерк, я только поднялась после гриппа и рука плохо слушается.



Так началась моя переписка со Светланой Александровной. В моём личном архиве сохранилось около тридцати эпистолярных единиц: писем, открыток, машинописных текстов – отрывков из воспоминаний и рассказы С.А. Беляевой. Часть этих материалов удалось тогда, в конце 1980-х и начале 1990-х годов опубликовать в газетах Комсомольска-на-Амуре, Хабаровска и Владивостока. Естественно, все эти публикации немедленно отсылались Светлане Александровне. В середине 1990-х годов постепенно переписка сошла на нет. Я виню, прежде всего, себя за это. Но теперь, когда практически всё написанное С.А. Беляевой можно прочесть на её персональном сайте, становится ясно: были и другие, не зависящие от меня, причины, которые «помогли приглушить» наше эпистолярное общение.

Тем, кому интересно узнать больше об Александре Романовиче Беляеве, его личной жизни, незавидной судьбе его жены и дочери, настоятельно рекомендую ознакомиться с содержимым сайта Светланы Александровны. В день рождения любимого писателя-фантаста Александра Романовича Беляева, это знакомство будет кстати и полезно.

http://eva-sova07.narod.ru


На верхних снимках: С.А. Беляева. Лето 1987 года. Фото Г. Диденко. Из личного архива В. Бури. Выступление С.А. Беляевой во время открытия мемориальной доски А.Р. Беляеву в Смоленске. Из личного архива С.А. Беляевой.

На нижнем снимке: Материалы, посвящённые жизни и творчеству А.Р. Беляева из личного архива В. Бури.

Если хотите увидеть Светлану Александровну и услышать её голос посмотрите документальный фильм "Рождённый летать. Александр Беляев" Студия спецпроектов и экспериментальных программ ГТРК "Культура", 2009:

http://tvkultura.ru/video/show/brand_id/3...


Статья написана 8 марта 2016 г. 05:14


Мимо окна твоего прохожу,

Айву, черешню, шашлу проношу.

Раз тебя невзначай увидал,

Глазки и щёчки твои, и пропал.

Ай, хороша ты, как гурия рая!

Ротика твой свеж, как черешня моя.

И несчастный Мамет, от любви умирая,

Тебе даст всю карзину с шашлой.

А себе... Только-б губки твои, ой-ой-ой!


Мамет Оглу Ибрагимов — шуточный псевдоним А.Р. Беляева


Из книжки-поздравления жене Маргарите Константиновне, написанной и иллюстрированной А.Р. Беляевым.

На фоне — сцена из спектакля-феерии Жюля Верна и А. Деннери "Михаил Строгов".


Статья написана 1 марта 2016 г. 16:59


Для меня фантастическим на этом тёплом вечере-концерте и воспоминаний о Николае Дмитриевиче Наволочкине (1923-2013), была встреча с "Драконом". Я впервые узнал о существовании этой книжки-раскладушки, увидевшей свет в 1959 году. Дракона для книжки нарисовал график и иллюстратор, член Союза художников СССР Олег Константинович Зотов (1928-1984). А стихи написал Николай Наволочкин, делавший в ту пору свои "первые шаги" к тому, чтобы стать в начале XXI века любимейшим писателем дальневосточной детворы.



А вот и стихотворение Николая Наволочкина из этой редкой книжки,


ДРАКОН

— Тра-та-та-та! Тон! Тон!

Извивается дракон.

Может чувствует врага,

Приседает на ногах.

Гордо голову нагнул.

— Тон! — дракон вперёд шагнул.

— Тон! — припал к земле дракон.

— Тра-та-та-та! Тон! Тон!

Вот и враг! Вот и враг!

Вот он сделал первый шаг.

Собирается напасть -

Вправо, влево скалит пасть.

Блещут искрами глаза,

Шаг вперёд, шаг назад!

Прыгнул вбок, к земле припал,

Чуть, бедняга, не упал.

Пусть неопытные в пляске,

Пусть игрушечные маски,

Пусть устал один дракон...

— Тра-та-та-та! Тон! Тон!

_______________________

5 сентября 2018 года в Хабаровске

На доме по ул. Карла Маркса, 39, появилась мемориальная доска, посвящённая знаменитому писателю и поэту Николаю Дмитриевичу Наволочнику. Открыли её 5 сентября, в год 95-летия со дня рождения писателя. На открытии были друзья, коллеги Николая Дмитриевича, его дочь Светлана Николаевна, представители министерства культуры Хабаровского края, депутаты Хабаровской городской думы (именно они принимают окончательное решение об установке мемориальных досок и иных памятных знаков в Хабаровске), почитатели и читатели его произведений.

https://todaykhv.ru/news/society/15496/

http://www.hab.aif.ru/culture/v_habarovsk...

https://minkult.khabkrai.ru/events/Novost...


Статья написана 13 февраля 2016 г. 16:52

Следуя примеру Сергея Соболева, выкладываю на своей страничке "Страж-птицу" № 12, 1991.

Указатель имен и НФ произведений упомянутых в номере: Аксенов В. ("Остров Крым"), Арбитман Р., Бережной С., Больных А., Бондаренко С., Борисов В. (Владборисов Абаканский Двужильный), Бушков, Горнов Н., Донской Дм., Ефремов И., Жванецкий М., Желязны Р., Казаков В., Керзин А., Костин К., Кукарача А., Лифанов С., Медведев Ю., Николаев А., Павлов-мл. С. ("Бедная Люда"), Рыбаков В., Сергеев-старший Павел, Стивенсон Р.Л., Стругацкий А. ("Дубровский". Первое произведение (!); "Сказка о Тройке"; "Понедельник...", "Улитка"), Стругацкий А. и Стругацкий Б. (фото), Стругацкий Б., Флейшман Ю., Холлеман, Шиндеровский В. (Вовка-потрошитель), Якубовский М.






А теперь прошу вернуться к обложке этого номера и внимательно на неё посмотреть.



Основой композиции обложки послужила картина советского художника Николая Ивановича Осенева (1909-1983) "Первое слово Советской власти" (ныне хранится во Львовской картинной галерее). Точнее, не сама картина, а её центральный образ — революционный матрос. (См. цифру 1 в чёрном кружочке). Автор обложки "Страж-птицы" художник Игорь Шаганов, ныне живущий в Германии, как я предполагаю, так пришёл к такому художественному решению: 1991 год — СССР рушится... Что будет завтра? Опять, как в 17-ом! Мечты о светлом будущем, дерзновенные успехи в завоевании Космоса... Неужели всё в прошлом? Отсюда — заброшенный двор, огороженный разваливающимся забором, за ним тесно стоят на приколе "Восток", "Буран" и какие-то еще неизвестные разработки недостроенных новых космических кораблей. Охранять всё это достояние некому. Потому и приставлен приглядывать "вохровец", вчера ещё дремавший со своим ружьишком на крылечке Сельпо. От графического Гуся-матроса Шаганова слегка веет... Митьками. Типа: "Опять — один!... и громко, нараспев, бранюсь на долю низкими словами... Ах, если б кто-нибудь, хоть кто-нибудь — пришел и пристыдил ничтожного меня!" Гусю лапчатому в роли "вохровца" всё по барабану, с него водой стекает всяческая ответственность...

К сожалению, подобное отношение к делу проявилось и у самого художника Шаганова. Присмотритесь к номерам в синем и красном кружочке (цифры 2 и 3): шрифты и написание названий совершенно не соответствуют реальному... А это что за сооружение за правым плечом "Гуся-птицы"? Некая смесь Адмиралтейской иглы и корабля из фильма «Первые на Луне» (зелёный кружок с цифрой 4). Понятно, художнику требовалось уравновесить композицию. Но такая вычурная штука с Земли не улетит... И это обстоятельство Шаганову — художнику-иллюстратору НФ, уверен, хорошо известно. Отмечу неряшливость в подборе одежды для "вохровца" (жёлтый — цифра 5). Нами было потрачено изрядное количество времени для её, так сказать, идентификации. В конце концов, наши розыски остановились вот на чём: Форменная одежда и знаки различия (кокарда на фуражке) больше всего соответствует форме младшего технического состава работников угольной и сланцевой промышленности — чистый лакированный козырек, над козырьком вместо шнура подбородный лакированный ремень. Нарукавные знаки — два шеврона, принадлежат работнику 14-й должностной категории.

Почему я так подробно об этом? Потому, что с этого места можно начать петь художнику Шаганову дифирамбы за его необыкновенный провидческий дар.

Оказывается, на обложке "Страж-птицы" художник-ясновидец сумел отобразить сложности, которые лишь спустя четверть века начнут преследовать строителей космодрома Восточный. Космодром находится на Дальнем Востоке в Амурской области рядом с городом Циолковский, которого ещё нет на картах. Он только-только начал расти на месте... Углегорска. Теперь мне и вам стало ясно-понятно почему у "вохровца" шахтёрский прикид! Строительство космодрома началось в 2012 году (12-м! см. № "Страж-птицы"). На 2015 год был запланирован первый запуск корабля, но Владимир Путин перенес это великое событие на 2016 год. Президент попросил строителей космодрома «настраиваться на весну» и добавил, что хорошо бы успеть ко Дню космонавтики (надо ли называть число? Да, милые вы мои, опять 12). А вот, я снова приглашаю посмотреть на обложку, туда, где некогда была калитка. Видите пёсика, поднявшего заднюю лапку, (серенький кружок с цифрой 6)? Думаете — это будущий первый космонавт Восточного? Не-ет! Не угадали. Это уже сегодня знаменитый сыщик — пёс по кличке Адмирал, показавший наркополицейским, где хранили и изготавливали наркотики строители космодрома.

Если бы было время, и у меня и у вас, то мы бы еще много "чудо-чудес" обнаружили вокруг строительства Восточного...

Но вернёмся к обложке. Сдаётся Мне, она уже сыграла свою роль в развитии НФ новой России. Назову лишь один НФ роман, который посвящён фантастическим вохровцам — "Охрана космодрома" Нины Вершининой.


ПРИЛОЖЕНИЕ:

О редакторе "Страж-птица": https://fantlab.ru/autor2673

О художнике Игоре Шаганове: http://www.rusf.ru/abs/s_s7.htm

Фильм «Первые на Луне»: https://www.youtube.com/watch?v=kH1NChwSU3g

О пёсике Адмирале: http://www.ntv.ru/novosti/795656

Роман "Охрана космодрома": http://samlib.ru/w/wershinina_n_g/ohranak...


Пока прощаюсь: Доброй НФ!





  Подписка

Количество подписчиков: 88

⇑ Наверх