Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «visto» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 7 августа 2016 г. 10:56

7 августа 2016 года столетний юбилей у писателя Виталия Григорьевича Мелентьева (1916—1984). Сегодня он заслуженно встал в строй моего Особого Бессмертного взвода НФ.

https://fantlab.ru/blogarticle42931


Любителям фантастики он известен своими повестями о приключениях Васи Голубева и Юрки Бойцова «33 марта» (1957), «Голубые люди Розовой земли» (1966), «Чёрный свет» (1970) и повестью «Обыкновенная Мёмба» (1978). Но я хочу поговорить о другой, самой дальневосточной его книге — "Иероглифы Сихотэ-Алиня" (1961). Не о всей, конечно, а только о той её части, которая названа в аннотации к первому изданию "удачной" — легенде о государстве Бохай.

Примечание: Для тех, кому интересно, под катом вставляю параграф о Бохае (формат PDF) изданного при моём участии учебного пособия.


ОТКРЫВАТЕЛИ ИЕРОГЛИФОВ

Содержание легенды, для тех кто не знаком с повестью "Иероглифы Сихотэ-Алиня": Бохайцы, понимая, что их государство погибает, стараются передать свои знания о "необыкновенном бохайском металле", об изведанных целебных источниках, о местах нахождения драгоценностей будущему поколению. Самый надёжный способ "отправить" такое послание через века, по их мнению, это... высадить семена долголетних деревьев в виде... иероглифов. Согласитесь, по ТРИЗовскому регистру НФ-идей Генриха Альтова (Г.Г. Альтшуллера) самое фантастическое в этой затее — способ сохранения и передачи информации сквозь временное пространство. И, как оказалось, идея эта сработала и даже реализовалась, и не только в самой повести, но и в реальной жизни. Посмотрите сами:

http://optika4.ru/2012/03/25/nadpis-vidim...

https://www.google.com/maps/search/trud/@...


Надо признать, что не сам Мелентьев выдумал "растущие" иероглифы. На эту мысль натолкнул его В.К. Арсеньев. В повести "Иероглифы Сихотэ-Алиня" есть этому подтверждение: "...Исследователь Приморья Арсеньев рассказывал, что он отыскал в горах, выписанный огромными дубами иероглиф".

Существование "растущих иероглифов" вроде как подтверждается. Нет пока другого подтверждения — клинка, сделанного из "готового сплава", содержащего "массу редких и редчайших металлов: тантала, ванадия и других, но особенно много — германия". Придумать Мелентьеву такой сплав, как мне кажется, "помог" Сихотэ-Алиньский метеорит (падение в Уссурийскую тайгу произошло 12 февраля 1947 года). В поисках и сборе его осколков активно участвовали военнослужащие... (Я ни в коем случае не утверждаю участие в них В.Г. Мелентьева!)



ЗАКРЫВАТЕЛИ ИЕРОГЛИФОВ

История не имеющая отношения к В.Г. Мелентьеву, но она связана с бохайцами, точнее к теми, кто позже завоевал их территории — чжурчжэнями.


Отклик Г.Г. Пермякова на первоапрельсткую шутку в газете "Тихоокеанская звезда"

Черепаха древняя, цемент советский

В «ТОЗе» была интересная заметка-шутка о музейной черепахе. Она всколыхнула в памяти события многолетней давности. Мне, ученому-синологу, хотелось бы поделиться с любопытными читателями фактами из истории, так или иначе связанными с подобными изваяниями.

Много редких экспонатов хранится в прекрасном музее Хабаровска. Среди них древняя каменная черепаха со стелой. Ей не менее восьми веков. Долгие десятилетия история черепахи была загадкой, пока ею не занялся известный учёный-востоковед Виталий Ларичев. Он установил, что это историческое надгробие легендарного Эсыкуя, «генералиссимуса» чжурчжэней. Так оно и есть.

Черепаха — явно работа китайских мастеров, которых чжурчжэни массами брали в плен. Сами чжурчжэни — воины, сделать подобное они не могли. Таких черепах по Китаю тысячи и тысячи. В Тяньцзине на итальянской концессии я жил рядом с каменотесней и видел, как трудяги-китайцы зубилом и кувалдой творят чудеса из камня.

На кладбищах и в храмах Китая на могилах знатных и богатых людей можно увидеть многотонных тёмно-серых гранитных черепах. У всех на спине вертикальные плиты-стелы. На них эпитафии — надгробные надписи с тёплыми словами об усопших. Часто под этими изваяниями лежат каменные гробы с четырьмя вертикальными плитами — «четыре» («сы») по-китайски означает «смерть», «гибель».

В литературе черепаха — символ счастья и долгой жизни в десять тысяч лет. В данном случае китайцы уважительно называют таких черепах «Биси» (ударение на последнем слоге), «Ао» или «Юй», избегая простонародного слова «гуй», что тоже означает «черепаха», но только в бранном значении — «ублюдок, рогоносец». «Ао» — черепахи-колоссы, покрытые нефритовыми панцирями, которые держат на себе остров Пындай, обитель бессмертных мудрецов. Пятнадцать черепах верно служили одному древнейшему императору. Правитель боялся, что бурные волны смоют в море гору святых людей Шэнь-Шань, и приказал этим исполинам охранять остров. Огромные черепахи «Юй» несут на спине таинственные письмена, которые понимает только придворный звездочёт. Но среди всех черепах главная «Биси». Она имеет великую мощь. «Биси» ворочает скалы и выходит из-под холмов и гор. Без груза-придава «Биси» уносится в небо. Поэтому мифическое чудище обречено нести на спине тяжёлую стелу-«якорь». Ночами «Биси» утробно ревет, пугая людей.

В легендах Китая встречается и черепаха «Дай-мао». Её панцирь желтый. В Юго-Восточной Азии жёлтый цвет — символ власти, богатства и буддизма. Чешуя у «Дай-мао» размером с веер, на ней облаковидные загадочные письмена.

И ещё о черепахах. К столу китайских монархов подавали блюда из отборных черепах, выловленных специально подготовленными рыбаками. И командовал ловцами особый мандарин. Из панцирей некоторых черепах китайцы получают отличный эректоген (афродин), чрезвычайно полезный мужчинам. А по китайской астрономии есть созвездие Черепахи из четырнадцати звёзд. Созерцание этих светил, по поверью, дарит долголетие...

Лет тридцать пять назад меня пригласили в крайком КПСС и дали список географических названий Дальнего Востока: «Подчеркните все названия, которые идут от китайских слов и иероглифов. Никому не говорите об этой работе». Я просидел два-три часа и подчеркнул такие слова. Многие названия на карте были изменены. Это было время величайшей глупости, когда Никита Хрущёв поцапался с Мао и хотел «закрыть» для нас великую страну.

Кстати, в книге В. Ларичева «Тайна каменной черепахи», на мой взгляд, очень длинной и очень отвлекающейся, нет слов «Китай» и «китайские мастера», а вместо слова «иероглиф» стоит «знак»... Была чудовищная цензура! Все китайское стало запретным.

Тогда же в крайкоме меня попросили охарактеризовать иероглифы на стеле нашей знаменитой черепахи. Я ответил, что чжурчжэньская письменность похожа на части глифов, что эта «Биси» и глифы на стеле явно китайской работы, что никакой особой сложности читать их нет, что значат они то-то и то-то. И рассказал всё, о чём пишу сейчас в этой заметке. После этого древняя надпись на стеле была заляпана цементом. Но к этому я уже никакого отношения не имею.

Думаю, что перевод надписи возможно для уточнения сделать и сейчас, обработав затирку текста кислотой.


Георгий ПЕРМЯКОВ, Приамурский филиал географического общества.

"Тихоокеанская звезда", 27 апреля 2000 г.



Вот, пожалуй, и всё, что хотелось мне сказать в день столетия В.Г. Мелентьева. На прощание предлагаю послушать его любимую песню в исполнении Булата Окуджавы.

https://www.youtube.com/watch?v=VJ652ZLJyLM


Файлы: Средние века на ДВ.pdf (1436 Кб)
Статья написана 29 июля 2016 г. 08:12


Приближается 3 августа 2016 года. Ну и что? А вот что: в этот день исполняется 110 лет со дня знакомства Владимира Клавдиевича Арсеньева (1872-1930) с Дерсу Узала (1849?-1908). Сегодня эта дата уже не подвергается сомнению, а было время, когда о ней велись споры между краеведами и биографами Арсеньева. Ещё бы, ведь сам автор написал в предисловии к первому изданию "По Уссурийскому краю" в 1921 году: "...Ввиду той выдающейся роли, которую играл Дерсу в моих путешествиях, я опишу сначала маршрут 1902 года по рр. Цимухе и Лефу, когда произошла моя первая с ним встреча, а затем уже перейду к экспедиции 1906 года".

В 1965 году хабаровский краевед и писатель Георгий Георгиевич Пермяков в книге «Тропой женьшеня», ссылаясь на записи в путевых дневниках 1906 года Арсеньева, хранящиеся в архиве Приморского отделения Русского географического общества, поставил точку в спорах.

Кроме литературной встречи на реке Лефу (ныне р. Илистая) 1902 года; встречи в 1906 году, описанной Арсеньевым в экспедиционном дневнике; существует третья версия — архивная, основанная на воспоминаниях старожила села Анучино (см.: Гончарова С.В. Дерсу Узала: данные к биографии. — Арсеньевские чтения: Материалы региональной научно-практической конференции. — Владивосток, 2007).



Как мне кажется, почтовая марка "Исследователь Дальнего Востока писатель В.К. Арсеньев (1872-1930)" по рисунку В. Завьялова (июнь 1956 г. № 1895. 40 коп.) готовилась к выпуску в связи с 25-летием со дня смерти В.К. Арсеньева (1930-1955). Но вышла с опозданием, как впрочем, и целый ряд других знаков почтовой оплаты СССР 1956 года, посвящённых памятным датам (см. Каталог почтовых марок СССР 1918-1969. С. 256-274). Но ведь можно и предположить, что выход этой марки был посвящён... 50-летию первой встречи путешественника со своим знаменитым проводником! Если это так, тогда всё становится на свои места. Давайте рассмотрим сюжет почтовой марки.

Изображены два человека: Владимир Арсеньев и... человек в национальной одежде коренных народов Дальнего Востока, присевший на ствол поваленного дерева. В правой руке он держит курительную трубку, в левой посох, а в ногах — лавровая ветвь и раскрытая книга. Что меня смущает в сюжете марки? Первое: снег на ветвях могучего гималайского кедра за спиной сидящего, не по зимнему одетого, аборигена (напоминаю, реальная встреча произошла 3 августа); второе — головной убор (на всех известных фотографиях на голове Дерсу Узала что-то типа банданы. Обратите внимание на фотографию в правом нижнем углу: "В.К. Арсеньев в орочском костюме на выставке своей коллекции в Петербурге, 1910 г."); возраст В.К. Арсеньева (основой для портрета на марке, выполненного художником В. Завьяловым, скорее всего, послужила одна из фотографий, сделанных В.Н. Пашковским в 1929 году, то есть спустя более двух десятков лет с момента, когда Дерсу ушёл в страну "буни".

В любом случае, почтовая марка 1956 года "обеспечила" ещё одну "встречу" Владимира Клавдиевича с Дерсу Узала. Затем к "организации" подобных встреч подключились кинематографисты: в 1961 — режиссёр Агаси Бабаян, в 1975 году — знаменитый Акира Куросава...

А в 2011 году, в качестве подарка любителям фантастики, Илья Лагутенко и Василий Авченко в киноповести о Тихоокеанской республике "Владивосток-3000" "организовали" новую встречу Арсеньева и Дерсу... в параллельном мире 3000 года.

https://fantlab.ru/work303861



Пришелец в мир параллельного будущего по имени Влад, успевший за короткое время влюбиться в свой новый город и в его легендарных жителей — Щедрина, Максимова (Штирлица) и других, в ночной тайге встречает Хранителей огня. У костра сидят Арсеньев и его знаменитый проводник. Владу необходимо знать: сможет ли он вновь оказаться во Владивостоке 3000 года, если вернётся за своей Наташей в 2000-й. Ответ на этот вопрос знает только Дерсу...

В биографии молодого растрёпанного пришельца по имени Влад, побывавшего в городе своей мечты, много от одного из авторов этой киноповести Ильи Лагутенко, более известного читателям, как лидера группы "Мумий тролль". Продвинутые поклонники фантастики знают и о других его вкладах в развитие жанра:

музыка к фильму "Космический рейс":

https://www.youtube.com/watch?v=uoSwqZ5bEIA

и композиция "Ку. Кин-дза-дза":

https://www.youtube.com/watch?v=vfHESXCDxuA

запомнили его и в роли вампира Андрея в фильме "Ночной дозор":

http://yablor.ru/blogs/ilya-lagutenko-i-k...

Думается, вполне достаточно, чтобы по-настоящему открыть этого автора на сайте "Лаборатория фантастики".


Приложение:

Песня И. Лагутенко "Владивосток 2000":

https://music.yandex.ru/album/217019/trac...


Презентация книги в Астане:

https://www.youtube.com/watch?v=SpY5HwrIZ...


Примечания:

Тематически эта страничка связана с другим моим материалом на сайте ФЛ:

https://fantlab.ru/blogarticle28410

Мифы и домыслы о Дерсу:

http://vladnews.ru/uploads/magazine/2015/...

http://t-rm.livejournal.com/127317.html


Статья написана 11 июля 2016 г. 07:50



Часть I. "МИРОВОПЛАН" — ЭТО НЕ РАКЕТА

Об особом принципе не ракетного освоения Космоса, за раскрытие тайны которого патриарх звездоплавания отдаёт свой труд "Монизм Вселенной". О пустяшной, вроде бы, истории с записной книжкой К.Э. Циолковского.


Письмо первое от 24 мая 1934 года

П.И. Артюхов — К.Э. Циолковскому

Авторская орфография и пунктуация сохранены


Константину Эдуардовичу Циолковскому

от Артюхова Петра Ивановича

У.С.С.Р. Донбас г. Чистяково Г.З.О.-О.Б.В.


Дорогой дедушка-патриарх звездоплавания т. Циолковский К.Э.

Знакомясь с Вашими трудами и достижениями техники звездоплавства, я заинтересовался вас спросить и обменятся мнениями по вопросу построения машины звездоплана. Советоватся с вами я хочу по предлагаемом мною проэкте такой машины, но этот проэкт я вам перешлю лиш тогда когда получу от вас ответ потому, что не имею точного адреса к вам, и неспросившись вас послать проект весьма рисковано.

Проэкт мой имеет цель практического осуществления полета человека в мировое пространство при теперешней технике и т.п.

В принципах моего называемого "Мировоплана" нет ничего сходного с ракетой, а так-же и из теми предложениями которыя, что предлагались разными интересантами.

Описывать я сейчас нестану своей машины, но все таки напишу, что мое изобретение "Мировоплана" является открытие одного типа движений наблюдаемых на земле в таком ничтожном количестве что никто не обращал, но как только это опубликую то о таком движении заговорит весь мир.

Но прежде чем слать куда либо я желал-бы с вами побеседовать. Я вышлю вам проэкт "Мировоплана" и его модель и вы сами можете заключить выгодность машины моей перед ракетой.

Вопросы астрономии меня интересуют слишком давно, еще с детства я привык сам созерцать и обдумывать. За разными мелочами в природе я люблю следить и как будто бы кто наложил мне службу за этим что-бы ничево не ускользнуло от меня. Я так и привык. Как только чуть замечу, что неусмотрено наукой то и начну его по своему изучать применяя его к разным отраслям хозяйства или культуры.

Вот так я развил свою мысль в построении мировоплана.

Прочитывая и ваши труды и многие другие учения, я нигде невстречал что-бы мой мировоплан имел что-то сходное.

Весьма обидно только то, что когда начнеш предлагать, хотя этой машины еще непредлагал то наберешся только волокиты. А волокита для меня хужей внесколько раз того если-б отклонил кто сразу предложение, потому, что мои условия и жизни и работы весьма трудныя, как вы писали в своей биографии, что пришлось уже много перенесть трудностей, пока твердолобна культура науки незаметила.

Прошу т. Циолковский К.Э. сообщить мне адрес после которого я начну свою деятельность и как вы сами заметите весьма ценную.

24/V-34 [Подпись]


Примечание: На обороте конверта рукой К.Э. Циолковского карандашом написано: "Изобр. мировоплана. Особый принцип. Не сообщает. Послать монизм".


Пользуясь паузой, пока конверт с книгой Циолковского из Калуги движется к адресату на Донбасс, и пока его получатель — Петр Иванович Артюхов — пишет ответ Константину Эдуардовичу, расскажу вам о дальневосточнике, который не только видел основоположника теоретической космонавтики, но и...

Открывайте четвёртую страницу газеты "Тихоокеанская звезда" (Хабаровск) от 16 января 1959 года. Найдите небольшую заметку заведующего отделом пропаганды и агитации Биробиджанского райкома КПСС А. Беляковского "Незабываемые встречи с К.Э. Циолковским". Не нашли?! Ах, газету не нашли! Тогда пересказываю содержание заметки: Беляковский, будучи в 1932 году слушателем советской партийной школы в городе Калуге, благодаря своему отцу, имевшему личное приглашение на торжественные мероприятия по празднованию 75-летия К.Э. Циолковского, попал на собрание, которое состоялось 9 сентября 1932 года в клубе железнодорожников. Это была первая встреча Беляковского с Циолковским. Вторая встреча произошла через несколько дней на берегу реки Оки близ дома учёного. Группа слушателей, среди которых, понятно, был и А. Беляковский, прогуливалась после занятий в тех местах. Вдруг, мимо них на велосипеде проехал К.Э. Циолковский. Остановившись, он обратился к молодым людям с просьбой помочь найти только что утерянную им записную книжку. Не надо рассказывать с каким рвением совпартшкольники бросились на розыски. Книжку, с нескрываемым сожалением признаётся А. Беляковский, нашёл не он, а его товарищ по учёбе по фамилии Чемалин. Получив найденную записную книжку, К.Э. Циолковский искренне поблагодарил юношу и даже приобнял его.


Вот и всё, что было в газетной заметке, а теперь — внимание! Вернемся к переписке с Артюховым. Циолковский уже вскрыл конверт второго письма.


Часть II. ПОЧЕМУ НА ЗЕМЛЕ "ЛИКВИДИРУЮТ ЯЗЫК"

О том, как фраза, написанная на брошюре, лишает Циолковского модели летательной машины. Спор о причине, за счёт которой произойдет увеличение количества населения Земли: подбор или осеменение? О неизвестном научно-фантастическом романе Петра Артюхова "Тысячелетний сон", про который "Правда" молчит до сих пор. О человеке "проснувшемся от разбуждения" в 2934 году. О том, что творит на Земле "ЗОЗМ". И про выстрел Циолковского "летящий мимо мишени".


Письмо второе от 3 июля 1934 года

П.И. Артюхов — К.Э. Циолковскому

Авторская орфография и пунктуация сохранены


Константину Эдуардовичу Циолковскому

Сегодня 2/VI-34 я получил вашу брошюру "Монизм вселенной" — сегодня я ее прочел.

Я не надеялся получить от вас так скоро ответ. Я очень вам благодарю за вашу отзывчивость и доброжелательность, не смотря на ваши лета и усталость у вас еще сохраняется бодрость и спокойствие.

Ваша брошура на меня подействовала двух-сторонне: с одной стороны я с вашей брошуры почерпнул много новаго об монизме вселенной, с другой стороны она дала мне подтверждение моим соображениям.

Очень и очень благодарный вам за отзыв к моему письму и желаю вам здоровья и бодрости мысления еще с десяток лет.

В предыдущем письме я вам обещал выслать проэкт своей летательной машины подобно ракете только по другим прынципам. Я обещал вам отослать разом с чертежем и модель самой машины, но вследствии того что вы или кто то на брошуре написал фразу "Ничего не обещаю" то я решил отослать вам пока свой проэкт ограничиваясь одним чертежем.

Потому, что я ничего не знаю о вашем здоровье, и может быть в самом деле вы невсостоянии расматривать мои предложения. Но если вы сами невсостоянии расматривать предложения то прошу чертежи направить по назначению, о котором мне потом сообщите по прежнему адресу.

Но, дорогой дедушка т. К.Э. Циолковский я все таки не хочу осторон пройти вашей брошуры.

То что вы пишите — Человечество дойдет когда то до того, что небудет любви между людьми (полового инстинкта) размножатимутся люди путем подбора или осеменением, и во много раз увеличится население земного шара.

Все это еще в подробностях есть у меня написано в моем научно фантастическом романе "Тысячелетний сон".

Я его написал 24/IV-34 г. и к 1/V-34 г. поданый в редакцию газеты "Правда". Но почему то и до сих пор о нем не слыхать.

Я все таки хочу вкратце ознакомить вас из сюжетом моего произведения.

В сюжете романа "Тысячелетний сон" я внес жизнь и образ, и людей земли через 1000 лет. Я фантастически вывел его так:

Одного человека усыпили путем разных температур и т.п. на 1000 лет. И уснувши 1/V-34 г. он вдруг просыпается от разбуждения 1/V-2934 г.

Для того что-бы тело человека не разложилось от бактерий, спящего поместили на искуственой планете в мировом пространстве вращающейся вокруг земли где температура одинаковая и кроме того вдали от земли, что почти во 100 раз удлиняется жизнь человека.

Проснувшийся человек сошел на землю, ему ничево непонятно и не интересно и даже противно.

Возле его только один слуга по имени Майа, что и ухаживает за данным человеком. Вот человек спрашивает Майу: какая сейчас власть на земле. Майа отвечает "З.О.С.М." а потом рассказывает что весь земной шар разделен на три страны и эти страны населяют люди разных возрастов. Так в одной стране население заключается только одними детьми до 6 лет возраста. Другая страна юношами от 6 и до 18 лет, где специально в этой стране воспитываются в школе разным наукам и поэтому страна называется Воспитания. Третья страна это Научных деятелей или Достижений, в этой стране занимаются все взрослые люди над овладением все больше и больше над тайнами природы. Они незаботятся над пищей одеждой и т.п. Им в изобилии доставляет страна Воспитания, где в порядке физкультура и для развития молодого организма доставляется возможным изделывать слишком быстро на высоко-качественых машинах. Дальше человек спрашивает Майу, а как у вас то муж имеется.

Майа отвечает, как муж зачем муж, ведь с кем переспала тот и муж. И их я не знаю сколько у меня.

Человек скверно посмотрел на Майу и только теперь заметил, что они оба нагие. Проституция подумал себе человек. И снова сердито спросил. Скажи мне Майа что это за образ жизни что у вас даже одежды нету. Ходите все нагие. Майа пристально посмотрела. Образ жизни спрашивает а я же тебе только объяснила З.О.З.М. или Земное Общество Завоевания Мира.

Человек потом снова спрашивает, а как у вас то какой язык сейчас существует.

Майа ответила, языка почти нет, мы мало когда употребляем звуки, а то больше всего разговариваем вот так, и Майа подействовала гипнозом на человека так, что без всякого разговора делал то, что желала Майа. Дальше Майа добавила, что именов и фамилий у людей вовсе не существует.

Человек здесь стал снова противоречить, что это в корне неверно и это подобно скоту.

Майа объяснила, что и зачем их называть именами, когда все люди настолько одинаковые, что отличить никак не можна одного от другого, и если вдруг, как то случается не нормальность, что на грамм меньше по весу или где либо разница, то таких людей не выпускают со страны Воспитания либо в них имеется какой нибудь дефект.

Человек потом засмутился, а дальше закричал и заплакал благим матом, дайте смерти не хочу я жить. И если-б не фантазия моей логики, в действительности он должен умереть.

Вот то что я мыслил в своем романе "Тысячелетний сон".

В нем я заметил много нового и общего с вашей брошурой.

Но, плохо т. К.Э. Циолковский одно то, что еще и в нашей жизни слишком много волокиты. Сколько раз я не решался что-либо свое продвинуть вперед для человечества, всегда приходится долгое время ожидать пока кто-то удосужится расмотреть.

Я имею слишком стремлений к науке, хочу еще учится и учится, и лета мои не таки что не дозволяют, но беда одна беда бедность которая все отклоняет в сторону, и всю энергию во цвете лет приходится изливать на добывания своего существования.

Посылаемые мной мысли к разным центральным органам выдать мне пособие хоч-бы на осуществление того, что накопилось сейчас. Везде ответ в сторону бедных, или молчанка, или какая нибудь <неразб.>, которая равносильна тому, что еслиб вовсе не спрашивал.

Но, это мне не помешает. Так стремление к своим целям весьма большое, и так или иначе я их достигну, но, только плохо будет и жалко прочитывать мой мировой путь моего изобретательства, о котором и сейчас будет извесно. И мало мне и всем вам интересу когда условия работы для меня будут созданы на 50 летнем возрасте моей жизни. Печально и слишком печально пробивать обществу дорогу по которому масы может быть пойдут полными шагами.

Я ничуть не удивляюсь на ваши знания и гениальности других ученых мыслителей; и ничуть не пугаюсь скоро стать-же таким человеком. Я расцениваю все одинаково-пропорционально-материально. И если вы больше меня знаете, то лиш только потому, что вы больше работали над этим вопросом и были в лучших условиях — материальных и моральных нежели я.

И ничуть не удивился-бы и тому когда бы из крестьянина взятого подряд зделать профессора. Для этого стоит только взять на воспитание всесторония от самой колыбели, и через 20-30 лет будет профессор, какой нибудь Остап Галушка.

Я ничуть не вижу преград пред собой, и ничто меня не лишит достич желаемой работы. Если я сейчас не знаю вышшей математики — интегральных исчислений, то я надеюсь в продолжении небольшого промежутка времени все это овладеть, или — же пойму ощупью. Для этого во мне достаточно силы энергии и желания.

Вот почему я и решаюсь и даже зараз занять одну из позиций ("за борьбу" — зачеркнуто) в борьбе за овладение науки и техники.

Если я вижу, как мишень непостижиму тайну истины в которую целятся ученые люди ею овладеть, и почему-же мне не взять на мушку одну из этих или другие тайны там или здесь.

Вот у вашей брошуре имеется предположение в отношении чувствительности атома к жизни окружающей среды. Совсем иначе чем предполагал я. Вы пишите, что атомы все одинаковые, и что они как чувствительные пластинки у фотографии, где отбиваются разные рефлексы жизни и не оставляя после этого никаких отпечатков.

Я с этим не вполне согласен, о том, что атомы одинаковые, то пусть это так, но в том, что атомы еще имеют свойство чувствительности к разным рефлексам жизни, я здесь имею расхождение. Если где найду доказательства такой чувствительности ваших атомов то это мой проигрыш. Если я докажу значит ваш выстрел пролетел близко, но не в мишень. Я здесь не стану приводить доказательств потому, что это слишком широко, и для более конкретного. Я только вношу предложение.

Прицел по чувствительности атомов, а так-же и пояснения процесса мышления я беру таким образом:

Атомы шарообразные телишки имеют вокруг себя электронную систему, которая все время вращается, как планеты вокруг солнца. Из физики и химии мы знаем, что движение молекул в теле разными скоростями обуславливается состоянием тела жидкое, газообразное или твердое. Я теперь допускаю, что будет с телом если заставить не атомы, а електроны его вращаться с разными скоростями вроде по произволу, и чи не есть ли процес чувства и мышления в мозгу, обуславливающегося этим движением електронов, которые ускоряются то изменяют формы своих орбит вызывают рефлексы чувства или мышления. Применивши пример к фактам можно допустить эту гипотезу по вопросу чувствительности атома.

Разная скорость электронов вызывать разные рефлексы, а их изменение орбиты вызывают память, а когда электроны снова вращаются с одинаковой скоростью и по одной форме орбиты то рефлексы повторяются так-же само, если мышление то вертается память существа животного.

Подходя к этому вопросу глубже еще являются доказательства те, что если окружающая природа нас людей раздражает чувство, светом и звуком, то этот свет попадая в глаз, или звук через ухо в мозгу возбуждает определенные атомы которые начинают вращается т.е. електроны их, и от разных освещаемых предметов и разных звуков получаются разные движения или колебания электронов, если перед глазами цвет сменяется света, сменяется и движение электронов, мы чувствуем, что перед нашими глазами появился предмет и т.д.

Этими рефлексами электроны слишком меняют часто скорости и формы орбит, и что-бы их посчитать следует сперва пересчитать все те предметы которые видел человек из разными окрасками и фигурами.

Я к сожалению бедный что-бы дать вам живой опыт, у меня нет времени подобрать такой опыт что-бы доказать, но расчитываю, скоро или долго спущу курок по этой мишени и если мой выстрел пролетит мимо мишени, то мне только потому, что я бедный, что не имею средств занятся вопросами практически.

Я по этому вопросу пишу отдельную брошуру. Там я широко анализирую этот факт и способ рефлексов, передаваемый на движение электронов.

Этим движением я поясняю образование сна в человеке, так-же сюда касается вопрос гипноза.

Вот например человек гипнотизируется, под этой силой электроны мозга не в состоянии быть спокойными и они начинают двигаться так, как это их раздражает, организм подчиняясь действиям мозга вырабатывает в этот момент определенного качества ферменты, которые потом превращаются в энергию и дают сопротивление самому организму отчего организм безсилиет своим убеждениям и подчиняется тому, что ему предлагают. Мы называем это силой воли; а в действительности никакой особенности нету и каждый человек протренировавшись может с успехом владеть этой чародейной силой.

В своем романе "Тысячилетний сон" я охотно допускаю что не далее как через 1000 или 2000 лет люди ликвидируют язык и будут только заменят этие чары.

Каждый человек, вероятно, хорошо знает, когда без привычек что нибудь делать, очень кажется трудным, например хотя бы днем спать, а ночью работать или учиться тому, кто пропустил 20 лет. Трудность этого я поясняю только этим движением электронов. Человек к чомус привыкает, значит заставляет ежедневно электроны двигаться по одному пути. С этим возрением я вам пересылаю сложеный мной стих "Когда будут люди все равны".

А пока прощайте, прочитавши мое письмо, прошу мне сообщить о впечатлении произведеном на вас на адрес Донбас.

г. Чистяково. Г.З.О. О.Б.В.

Артюхов П.И.

3/VI-34 [подпись]


Не знаю, как вы, а я, местами, смеялся до слёз, а когда дочитывал окончание, погрузился в подобие гипнотического транса... И вот что пришло в голову — это ведь факт реализации вторжения некой силы в жизнь К.Э. Циолковского с целью торможения его творческого процесса... Вспомнилась повесть "За миллиард лет до конца света", а вторую часть письма будто бы написал родной брат Навы из "Улитки на склоне". Перебираешь цепочку слов, между собой они кажутся скреплёнными, но чтобы уловить смысл рассуждения... Приходится потрудиться.

После чтения такого текста требуется встряхнуть голову, чтобы туман рассеялся. Поэтому предлагаю вам на минутку отвлечься и посмотреть некогда начатый и тогда же заброшенный мною комикс. Он, как говорится, в тему: есть там и Циолковский на велосипеде, и монизм во Вселенной...



Часть III. ШЛИТЕ ЕЩЁ РАЗ ТАКУ КНИЖОНКУ

Письмо третье от 4 апреля 1935 года

П.И. Артюхов — К.Э. Циолковскому

Авторская орфография и пунктуация сохранены


Константину Эдурдовичу Циолковскому

В настоящем письме я хочу Вас испросить, где мне достать книжонку Вашего сочинения "Монизм вселенной"

Почему я спрашиваю её у Вас, это потому лиш, что таку книжку от Вас лично я получал в 1934 г. "U.S.S.R. — Donbas. c. Cistjkovo"

Я с удовольствием ее прочиtал и много чего стало материалом для моих знаний.

В настоящее время этой книги по одной причине не имею, а того написанного что в ней было я негде ненаходил не в старых не в современных учебниках и прочих книгах.

Прошу Вас если это будет незатруднительно для Вас пришлите мне такую самую брошуру или укажите название В/книг где можно было-бы найти подобный материал.

Вы меня конечно простите за мое такое простое отношение к Вам, но я очень и очень увлекаюсь астрономией и особенно конструкциями полетов междупланетного сообщения.

Я знаю что Вы сейчас в преклонных летах и поэтому я не хочу Вас спрашивать интересующие меня вопросы, я лучше прочитаю с Ваших книг.

Я работаю в обласном земельном управлении специалистом.

Мой адрес г. Киев, Бульвар Шевченко № 4. ОБЛЗУ-ЗАРО.

Ентомолог АРТЮХОВ П.И.

Бувайте здоровые дорогой дедушка!

4/IV-35 г. [Подпись]


Послесловие:

Письма энтомолога областного земельного управления г. Киева Артюхова Петра Ивановича к К.Э. Циолковскому хранятся: Архив РАН – личный архив изобретателя и учёного Константина Эдуардовича Циолковского. Фонд 555. Опись 4. Дело № 60. Крайние даты документов: 24.05.1934 — 4.09.1935

Информационный ресурс: http://www.ras.ru/ktsiolkovskyarchive/abo...


Упреждая ваши замечания: мол, маловато Дальнего Востока на странице! Посмотрите сюда:

http://tass.ru/v-strane/3442040

Пожелайте мне, а я вам пожелаю: побольше таких Циолковских в каждую российскую семью!


Статья написана 5 июля 2016 г. 18:47

Если необходим какой-то информационный повод, чтобы вновь заговорить о Петре Ершове на своей странице, то могу предъявить вам их два: недавно приобрёл в свою коллекцию открытку с иллюстрацией Афанасьева к "Коньку-Горбунку" и второй, более интересный, наткнулся на сообщение, опубликованное 7 января 1945 года в хабаровской газете "Тихоокеанская звезда":


35 лет в школе

Её дед — известный писатель Ершов написал детскую сказку "Конёк-Горбунок", которой зачитываются дети нашей родины. Мать и отец всю жизнь посвятили педагогической деятельности. Сама Надежда Владимировна 35 лет отдала преподаванию литературы и русского языка.

— В молодости я шесть лет училась в Париже, в Сорбонском университете, — рассказывает Надежда Владимировна Ершова. — Получила звание баккалавра [именно так и написано. — visto]. Имела возможность там остаться. Но разве могла я покинуть родину, свой любимый город Благовещенск! И я вернулась в Россию. С 1919 года я преподаю в одной школе, вот в этом здании, подчёркивает Надежда Владимировна. — И вы думаете мне надоели эти стены? О, нет! Эти стены, всё это здание, этот сад за окном — всё это частица моей жизни.

Надежда Владимировна окончила гимназию с золотой медалью. Сейчас, когда учащиеся старших классов готовятся к экзаменам на аттестат зрелости. Надежда Владимировна отдаёт все силы и способности на подготовку учащихся к этим ответственным испытаниям.

Надежда Владимировна особенно много уделяет внимания работе с учащимися во внеурочное время. Внеклассные чтения, литературные кружки, увлекательные постановки произведений классической литературы — всё это делает её работу ещё более плодотворной. С большой любовью и последовательностью она приобщает детей к культуре, учит серьёзно любить и понимать книгу.

В прошлом учебном году учащиеся 10 класса поразили экзаменационную комиссию глубиной знаний по литературе. Их письменные работы были написаны безукоризненно. Это — плоды большого творческого труда Надежды Владимировны.

За трудовой подвиг и педагогическое мастерство правительство наградило Н.В. Ершову орденом Трудового Красного Знамени.

А. Сергеева, Н. Буртасов.

"Тихоокеанская звезда" (Хабаровск), 7 января 1945 г.



Напоминаю, о потомках-дальневосточниках автора "Конька-Горбунка" Петра Ершова я рассказывал ранее на сайте "Фантастическая лаборатория":

https://fantlab.ru/blogarticle29829


Статья написана 28 мая 2016 г. 18:59

Давным-давно, до эры телевидения, сразу после окончания Великой Отечественной войны в 1945 году прошлого столетия, на всесоюзном радио появилась интересная многосерийная передача "Клуб знаменитых капитанов"...

На одном из заседаний "Клуба...", а именно на 17-м в 1947 году, среди заданных бароном Мюнхгаузеном знаменитым капитанам каверзных вопросов был такой: "Сохранились ли где-нибудь на земле яйца динозавров?" Барон был уверен, что никто из капитанов не сможет дать ему ответ.

Но он ошибся. Слово взял капитан Гаттерас. Он рассказал слушателям радио о недавней находке яиц динозавров в пустыне на территории Монголии, воспользовавшись при этом рассказом профессора Ивана Антоновича Ефремова, недавно вернувшегося из первой палеонтологической экспедиции в Монголию, организованной Академией наук СССР в 1946 году.

Послушать ответ капитана Гаттераса можно здесь. "Клуб знаменитых капитанов". Встреча 17-я. "Путешествие в горы Памира". Радиоспектакль. 1947 год. (Рассказ о яйцах динозавров начинается на 20-й минуте радиоспекталя).

http://www.staroeradio.ru/audio/23529


Интересно, что к тому времени этот рассказ И.А. Ефремова об экспедиции ещё не был опубликован. Он появился в печати на страницах журнала "Вокруг Cвета" только в январе 1948 года. Выходит, вариант (значительно сокращённый и переработанный), прозвучавший в радиоспектакле "Клуба знаменитых капитанов" в 1947 году, можно считать первой "публикацией" рассказа И.А. Ефремова "По следам гигантских ящеров".

Печатную версию — можно прочесть здесь:

http://noogen.su/iefremov/vs-1948.htm


О яйцах динозавров вообще и в Монголии 80 миллионнолетней давности, в частности:

http://www.bcetyt.ru/culture/archaeology/...


Добавлю лишь о том, что при подготовке радиоспектаклей "Клуба знаменитых капитанов" часто использовались тексты тех, кто находится в зоне пристального внимания фантлабовцах: Свифт, Жюль Верн, Лазарь Лагин, Кирилл Андреев и многие другие. Что делать с такими "публикациями", решайте сами.


В радиоспектакле прозвучала такая фраза о результатах экспедиции 1946 года под руководством профессора И.А. Ефремова: "...Экспедиция обнаружила здесь два вида ранее неизвестных яиц длиной до 40 сантиметров и колоссальное местонахождение гигантских динозавров".

А вот заметка из журнала "Смена" 1924 года.


1 дюйм = 2.54 сантиметра





  Подписка

Количество подписчиков: 88

⇑ Наверх