fantlab ru

Все отзывы посетителя GoldSwan

Отзывы

Рейтинг отзыва


Сортировка: по датепо рейтингупо оценке
– [  5  ] +

Гайто Газданов «Вечер у Клэр»

GoldSwan, 15 апреля 2018 г. 09:17

Приятно открывать новых авторов, особенно тогда, когда книге можно поставить 10 баллов (пусть и с небольшой натяжкой, так сказать, за титул «неожиданность года»). 

Присутствует:

= мир глазами подростка, который очень много читал

+ роман взросления, становления героя

+ хороший слог (дореволюционная школа)

+ философские рассуждения

+ чтец — Александр Клюквин (дополнительный балл)

Отсутствует:

+ морализаторство

+ затянутость сюжета

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ю Несбё «И прольётся кровь»

GoldSwan, 29 декабря 2017 г. 22:14

Все-таки Несбё удивительный писатель. Ему удаётся балансировать на грани жёсткого триллера и тонкого понимания природы человека, его внутренних духовных потребностей и нравственных законов (по Канту). «И прольётся кровь», как никакой другой служит иллюстрацией этому мастерству.

Присутствует:

+ самобытность саамов

+ секта христиан-лестадианцев

+ романтические отношения

+ становление героя

+ суровая жизнь сурового северного посёлка северной Норвегии

Отсутствует:

+ обычная для Несбё кровавость сюжета

= брутальность главного героя (это совсем не Харри Холе)

+ безысходность и плохой конец

Оценка: 10
– [  4  ] +

Евгений Замятин «Мы»

GoldSwan, 31 марта 2016 г. 21:02

На мой взгляд, безусловный шедевр художественной литературы и не только в жанре антиутопии. Именно этот роман, можно расценивать как предтечу «Метрополиса» Ланга, и «1984» Оруэла, и Хаксли, и можно еще долго перечислять… как круги по воде… Трудно коротко резюмировать шедевр, не благодарное это дело... Хочу отобразить, на мой взгляд, итоговую мысль одного из пластов произведения: хоть тоталитаризм и может получить очередной тактический выигрыш, путём очередного переламывания «нумеров» через колено, но он (выигрыш) всегда будет временным. И в победах тоталитаризма всегда заложено его собственное поражение.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Харуки Мураками «1Q84. Тысяча Невестьсот Восемьдесят Четыре»

GoldSwan, 10 февраля 2018 г. 22:10

Потрясающий роман с неповторимой атмосферой и глубоким погружением в психологию героев романа. Очень медитативная книга и жалеешь только об одном, что она не может длиться вечно.

Один бал из моей оценки этому произведению я выставил Игорю Князеву за его прочтение романа, за его аутентичные музыкальные вставки, благодаря чему погружение в миры Мураками становилось более глубоким и реальным.

Присутствует:

= необъяснимые силы, влияющие на реальность, но держащиеся в тени

= существование другой реальности (другого мира), но не для всех и каждого, возможность перемещения в другую реальность (другой мир)

= большое количество цитат из мировой художественной литературы и, как всегда, высокий уровень энциклопедичности

= сектантские движения Японии

= искалеченное детство главных героев

+ сильные романтические чувства главных героев

+ почти понятный хэппи-энд (что, лично меня, всегда радует)

Отсутствует:

= «выстрел из ружья», «висящего на стене» с «первого акта» (по Чехову)

+ абсолютный абсурдизм и непонятность происходящего, что так характерно для многих произведений Мураками

Оценка: 10
– [  2  ] +

Иэн Макьюэн «Мечтатель»

GoldSwan, 20 апреля 2017 г. 19:31

Замечательная книга. Это даже не подростковая литература, а, скорее, книга «взрослым о детях», об их фантазиях, становлении и взрослении. Может это и слишком, но ставлю высший бал.

Оценка: 10
– [  2  ] +

Рут Озеки «Моя рыба будет жить»

GoldSwan, 5 февраля 2017 г. 21:16

И очаровательно, и страшно. И сказка, и квантовая физика. И Япония, и Америка. И Мураками и Павич под одной обложкой. Большой уровень энциклопедичности и дзена. Одни словом — неожиданно открытый шедевр, лично для меня.

Оценка: 10
– [  2  ] +

Алессандро Барикко «Мистер Гвин»

GoldSwan, 24 апреля 2016 г. 20:47

Лично для меня в этой книге все на 10-ку. Во-первых, сюжет — казалось бы уже все написано — ан нет — такой истории еще не встречал. Во-вторых, главный герой, сам мистер Гвин, который наиболее соответствует типу настоящего писателя — «только тот писатель достигает вершины мастерства, который перестаёт писать», пусть даже не фактически, пусть это это даже только жест — но он очень знаковый для любого писателя. В третьих, подача истории — завораживает и не отпускает своей странной неторопливой медитативной повествовательностью... И конечно же главное — через весь роман проходит с одной стороны простая, а с другой стороны — невозможная, история любви к Человеку.

Присутствует:

= писатель, буквально пишущий портреты

= лампочных дел мастер

= мастерская художественного слова (во всех смыслах)

Отсутствует:

+ банальность

Оценка: 10
– [  16  ] +

Филип Дик «Мы вас построим»

GoldSwan, 29 ноября 2011 г. 01:34

Если знать время написания романа (1962), а не время его первого издания (1970), и сопоставить эту дату с биографией Дика — многое станет ясным. И в первую очередь — то, что это роман о любви, страсти и безумии от любви, а только во вторую очередь — фантастическая история (хотел написать истерия).

Итак, цитирую из биографии периода начала 60-х: «Всего через два года после свадьбы (1961-1962, это мой расчёт) он сбегает от жены, переезжает в Сан-Рафаэль и почти сразу оформляет брак с хрупкой брюнеткой Нэнси Хаккет. Она была на десять лет моложе Дика и только что вышла из психиатрической клиники.» Т.е. роман писался по свежим следам... Также к этому периоду относится: «В начале шестидесятых зависимость Дика от амфетаминов достигает пика.»

Вот откуда в романе такая пронзительность передачи зарождения сильных чувств между главными героями. Такой энергетики, что приходилось на время откладывать книгу, чтобы перевести дух... Вот откуда невероятное чувство правдивости и погружения в события.

Очень интересна антиутопическая атмосфера нагнетения истерии всеобщего одержания психическими заболеваниями в обществе. В ней однозначно угадывается маккартистская истерия «охоты за ведьмами». Великолепен образ симулякров, сама идея симулякров великих людей (сразу вспоминается Китс в Гиперионе). Вообще, роман наполнен богатейшими пластами идей и можно только жалеть, что они недостаточно были разработаны, иначе нас ожидало бы ещё большее удовольствие от прочтения этого произведения.

Оценка: 9
– [  13  ] +

Артур Кларк «Фонтаны рая»

GoldSwan, 15 февраля 2017 г. 07:55

Очень добротный НФ роман. Ценность книги в неподдельном доверии автора к нам, людям недалекого будущего, воодушевлении нашими грядущими свершениями. Но, мне кажется, мы его подвели. Космос заброшен, мега-проекты если и есть, то совсем вялые... Илон Маск немного спасает положение, но «торможение», на мой взгляд, не в недостатке героев и харизматических, пассионарных личностях, а в инертности самого нашего человейника. Нам ничего не надо. Люди земли погрязли в нарциссизме и потолок личных стремлений не поднимается, в большинстве своём, выше горки лайков.

Оценка: 9
– [  12  ] +

Филип Дик «Человек, который умел шутить»

GoldSwan, 12 ноября 2011 г. 01:39

Это роман о Поступке. О Человеке Поступка. Нам, людям 21 века трудно уже это оценить по достоинству, возможно, время более комформистское: достаточно сытое, одетое... Нам уже трудно понять, что «Поступок» — это, например, не подписать письмо-осуждение Пастернака. Настолько «Поступок», что был человек, который подписал его, а после — выбросился из окна, не умея смирить свою совесть.

Из всего близкого и понятного зарубежья сейчас, возможно, только в Беларуси можно найти людей похожих на Алена Парсела. Здесь, например, есть блоггер Липкович, блог которого государственная цензура внесла в список 25 запрещённых сайтов. Хотя, он совершенно не революционер — он «человек, который высмеивает». Здесь «Поступок» — для одних — не уехать за границу, для других — рассказать, что тебя завербовало КГБ, для третьих — просто выйти в среду вечером на центральный проспект и похлопать в ладоши...

«Смейтесь, господа...»(с) Для всяких идеологий и диктатур — этот совет Мюнхгаузена-Янковского, порой, сильнее любого оружия, правда, иногда, тоже пахнет порохом.

Оценка: 9
– [  11  ] +

Майкл Суэнвик «Дочь железного дракона»

GoldSwan, 16 сентября 2011 г. 00:27

Эта Книга гораздо глубже, чем хочет казаться...

Какое счастье, что есть Писатели подсознание которых (их «высшее Я») доставляет нам сюда — в наш («нижний», по Суэнвику) мир фрагменты Истины из Высших Сфер. И наша задача, как читателей, всего лишь потрудиться и найти их в повествовании и попытаться дополнить ими свою личную картину Мироздания. Корка грязи и насилия скрывает эти сверкающие осколки истины в романе «Дочь железного дракона». Мы, вместе с Джейн, блуждая по спирали бытия в удивительном мире, рождённом невероятной фантазией автора, пытаемся найти и подобрать их... Чтобы истина (истинная реальность) приоткрылась нам, как сладкий плод обнажается под спиралью срезаемой горькой кожуры.

А Дракон призывает, заманивает... Сколько мужества надо иметь, чтобы не поддаться его чарам, не стать его рабом, а наоборот — узнать его Имя и стать полным хозяином над ним. Но грань между хозяином и рабом Дракона очень тонка. Легко обмануться. И тогда Дракон разорвёт своего пилота. Стоит только позабыть о главном — о своей цели, поддаться чарам Дракона, подменить стремления, принять его желания за свои.

И, конечно же, Дракон против эволюции духа, идти по спирали эволюции — не его путь. Разрушение — его стихия. Отсюда — желание Дракона разрушить Закон спирали, желание, которое может привести только к гибели, поскольку Закон уничтожить нельзя. Дракон сможет помочь вырваться из безнадёжного плена обстоятельств, но не дальше. Поскольку дальше — только путь по спирали кармы, которая снова и снова будет выводить на исходный рубеж Испытания, пока оно не будет пройдено.

Хотя первое впечатление ещё не остыло и книга совсем не «легкое чтиво», знаю, что буду её обязательно перечитывать. Снова слой за слоем неторопливо раскручивать спираль приключений, взросления, взлётов и падений Джейн.

Оценка: 9
– [  10  ] +

Аркадий Стругацкий «Дьявол среди людей»

GoldSwan, 9 марта 2017 г. 11:43

С опаской брался за эту книгу: уж сильно большой пиетет у меня перед Стругацкими, а название вызывало сомнение в теме... Но повесть превзошла все мои ожидания. Как и большинство книг Стругацких — она больше, чем кажется, во всех отношениях. Великолепный язык, удачно выбранная форма, а раскрытие темы и вовсе — выше всяких похвал. Как здорово, что у нас были такие Мастера!!!

Оценка: 9
– [  10  ] +

Айзек Азимов «Сами боги»

GoldSwan, 11 марта 2016 г. 21:12

Очень любопытно было читать роман Азимова, написанный через 15 лет после последнего своего художественного произведения крупного плана. Разница в уровне мастерства довольно заметна: прошедшие годы привнесли в прозу Азимова больше художественности и психологической глубины главных героев. А отход от антропоморфности ГГ во второй части и вовсе даёт фору всяким прочим «жуквелам».

Присутствует:

= роман в трех частях, не связанных между собой главными героями

= паравселенная, которая использует нашу вселенную в своих целях

= ученый, идущий против привычного течения научной жизни, в первой части

= удивительная паравселенная во второй части романа с необычными существами и жизнью в ней

= цивилизованная жизнь в пещерах на освоенной Луне в третьей части

+ ответственность ученого за последствия своих научных открытий

Отсутствует:

+ восстание лунных жителей против гегемонии землян, как было упомянуто в некоторых анонсах

Оценка: 9
– [  9  ] +

Айзек Азимов «Обнажённое солнце»

GoldSwan, 8 июня 2016 г. 22:54

Очень достойное продолжение «Стальных пещер». Хотя в этом цикле на детективную сторону почему-то обращаешь меньше всего внимание. А в этом романе автор сделал читателю дополнительный сюрприз — показал модель утопического асоциального общества. Где всего очень много, а личное общение сведено до минимума. Общество с вывернутыми наизнанку ценностями: брак — не семья, дети — гадость, чуть ли не табуированное слово, а человека обслуживает рой специализированных слуг-роботов. Не смотря на очень странный мир — люди в нём выписаны очень достоверно, с живыми характерами. Отношения детективов-напарников менее острые чем в первом романе, больше взаимопонимания. И хотя детективная сторона опять (как и в прошлом романе) не выпячивается — книга напряженная с интригующим развитием.

Оценка: 9
– [  8  ] +

Айзек Азимов «Роботы и Империя»

GoldSwan, 20 июля 2016 г. 20:53

Роман несколько выбивается из ряда всего цикла уже тем, что практически в сюжете нет самого Бэйли, только воспоминания о нем. Также нарушена привычная линия развития сюжета из-за многочисленности ответвлений, поскольку главного события нет как такового. Но рука не поднялась снижать оценку этой замечательной книге. Одно рукопожатие роботов чего стоит — пробивает до слез... Очень гуманная книга и, на мой взгляд, будет актуальна всегда. В своей массе не дотягиваем мы до человечности этих роботов...

Оценка: 9
– [  7  ] +

Айзек Азимов «Стальные пещеры»

GoldSwan, 8 июня 2016 г. 22:16

Легко читается, буквально, «на одном дыхании». Интригующее начало цикла, не без изъянов в детективной части, но это скрадывается бытовым антуражем «нового мира», забавно видеть подобную антиутопию. Подкупают черты характера детектива Бейли, его отношения к жене, семье, быту — это очень гуманизирует роман. Привлекателен и его напарник-робот. Хочется и дальше следить за их совместной историей.

Оценка: 9
– [  7  ] +

Айзек Азимов «Штрейкбрехер»

GoldSwan, 2 марта 2016 г. 20:21

Замечательный гуманистический рассказ. Тема штрекбрехерства вообще не очень простая, в ней трудно найти доводы абсолютной истинности, но тем не менее Азимов ясно дает понять, что медвежьи услуги, часто могут обратиться против самого медведя... Отдельной темой идет описание кастового общества Элсвера, уродливость и карикатурность этого дикого «средневековья» заставляет вспомнить Индию, где все это реальность для сотен миллионов людей и в сегодняшнем дне.

Оценка: 9
– [  7  ] +

Филип Пулман «Рубин во мгле»

GoldSwan, 23 августа 2011 г. 23:59

После «Темных начал» захотелось перечитать всего Пулмана. И хотя жанр «Рубина...» (возрастная аудитория) для меня не приоритетен при выборе книг для чтения, — это произведение с первых же страниц полностью покорило меня. Теперь эта книга приближается к эталону жанра (может в активе таких книг не так и много, да и читались они более 30 лет назад,- выбирать особо было не из чего).

На мой взгляд, в Салли соединены все черты, которые я бы пожелал видеть в своих дочерях: целеустремлённость, упорство, пытливость, храбрость, бесстрашие, трудолюбие, скромность... И пусть она «слишком правильная». На то и Главный Герой (протагонист) подросткового романа — [u]положительных черт должно быть много[/u], ведь подражая ему юный читатель все равно до всех «дотянутся» не сможет. Чем больший они оставят след в душе — тем лучше.

И пусть характеры прямолинейны и отношения между героями прозрачны — пусть, есть еще и другие «пусть»... Не надо забывать — это [u]подростковая[/u] литература.

А книга, конечно же, займет законное место на «золотой» полочке подростковой литературы.

Оценка: 9
– [  6  ] +

Вирджиния Вулф «Орландо»

GoldSwan, 5 ноября 2017 г. 23:34

Роман — загадка, роман — игра. Это, похоже на литературный эксперимент писательницы. Роман предтеча литературы магического реализма, произведний Павича. Может быть пародия? Как еще иначе можно воспринимать героя, который проживает, сохраняя свою молодость, в течение 300 лет, «по ходу жизни» меняет пол, но по сути ни с героем (героиней), ни с его (её) внутренним миром ровным счётом ничего не происходит, а мир при этом эволюционирует, фиксируя свои изменения через биографа Орландо. Но я уверен, что многие со мной не согласятся — сколько читателей у этой книги — столько и мнений. И этим, наверно, достигнута главная цель автора — заставить читателя разбить шоры восприятия литературы, как сюжетного повествования и вывести это восприятие на новый уровень, может быть даже на новое измерение…

Оценка: 9
– [  6  ] +

Филип Дик «Вкус Уаба»

GoldSwan, 8 октября 2011 г. 00:03

Замечательный рассказ во всех отношениях. Вегетарианцы (я тоже к ним отношусь) должны сделать из него «отрядную песню». Рассказ-предупреждение всем, кто поедает существ с высшей нервной системой. Отсюда мораль:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
когда вы кого-то едите — готовьтесь к тому, что в этот момент этот кто-то сейчас поедает вас.

Оценка: 9
– [  5  ] +

Джек Финней «Повторный шанс»

GoldSwan, 4 марта 2017 г. 11:06

Очень добротный рассказ. Красивый, сочный, ёмкий. Лучший представитель своего вида. Ненавязчивый хроно-фантастический сюжет еще больше усиливает шарм повествования.

Оценка: 9
– [  5  ] +

Айзек Азимов «Конец Вечности»

GoldSwan, 23 января 2016 г. 12:12

Хорошая, твердая НФ с романтической истории в качестве узла развития событий, что довольно редко встречается в произведениях Азимова.

Присутствует:

= само-хроно-прогрессорство

+ «живой» ГГ в типично НФ произведении

+ неожиданные повороты сюжета

— излишняя постановочность сцен

= назидательность человечеству

Отсутствует:

= «живой воздух», но это, скорее всего, стиль самого языка Азимова

Оценка: 9
– [  5  ] +

Тонино Бенаквиста «Малавита»

GoldSwan, 9 июля 2014 г. 17:15

Читал после «Комедии неудачников» и боялся, что невозможно будет автору «два раза войти в одну и ту же реку». Но разочарования не было. Фирменный юмор, сбалансированность (чего уже нет во второй книге) — всё это присутствует. Очень порадовал дух романа — отношение автора даже к самому ничтожному персонажу проникнуто уважением к его бытию, что не часто встретишь в литературе. В книге присутствует большое количество персонажей, в большинстве своём мимолётных, мелких и не самых приятных, но автору удаётся показать, что каждый человек интересен, достоин внимания, содержит в сути своей божественную монаду, которая, возможно, в данном воплощении находится и не в лучших руках, но шанс на эволюцию есть у каждого.

P.S. Все вышесказанное совершенно не относится к фильму снятому по роману. Я даже удивился, что Бенаквиста присутствует в сценаристах, на столько выхолощенным оказался фильм по отношении к книге и пустым по своей сути . Совершенно изменены типажи и характеры главных героев, хотя актёры под все роли подобраны очень удачно.

Оценка: 9
– [  5  ] +

Филип Дик «Как создать вселенную, которая не рассыпется через пару дней»

GoldSwan, 19 октября 2011 г. 12:14

Замечательное ессе-размышление об истинных ценностях, о творчестве, о жизни. Начитавшись всяких «ужасов» в биографии Дика, ожидал увидеть этакого «человека не в себе» (учитывая год написания эссе) с «размытым горизонтом». Оказалось, совершенно наоборот. Трезвось размышлений, точные философские доводы и цитаты, постоянные ссылки на источники. Читал с интересом и восхищением. Не часто писатели ставят перед собой такие высокие цели познания мира и добиваются такой эффективности при передаче познанного уже нам, читателям. Теперь не буду удивляться уровню прозорливости и глубины проникновения в тайны мироздания при чтении его книг. Жалею лишь об одном, что больше их не будет.

Оценка: 9
– [  5  ] +

Орсон Скотт Кард «Голос Тех, Кого Нет»

GoldSwan, 3 октября 2011 г. 10:51

Очень гуманная книга. На мой взгляд, не Эндер Виггин главный герой этой книги, а Гуманизм. И персонажи романа, при этом, — не только действующие лица, призванные развлечь читателя, а проповедники человечности и гуманизма, причем каждому удаётся представить гуманизм новой гранью. Пусть даже виртуально, на время, пока книга находится в руках, эти идеи гуманизма проникают в наше сердце, заставляют сопереживать и сострадать. Только настоящая Литература обладает этой магией слова, а мы даже можем не заметить, как семена, заложенные в нас творцом начинают давать всходы под действием прочитанного и наша жизнь переходит на новый этап. Не есть ли это «новое рождение»...

Оценка: 9
– [  4  ] +

Ю Несбё «Леопард»

GoldSwan, 20 ноября 2017 г. 22:53

Напрасно было надеяться, что все книги цикла будут сбалансированы и выверены под требовательный читательский вкус. Вот и в восьмом романе Несбё подводит чутьё и почва реальности начинает уходить из под ног, когда на тебя обрушиваются фантазии очередного маньяка из зверинца Несбё. На этот раз — Харри Холе должен разоблачить кровавого Леопарда, вкусившего крови и убивающего без необходимости. Интрига закручена-перекручена, как ДНК больного шизофренией с десятком сущностей в одном хрупком теле. То, что нам предлагает автор в качестве реализации своих замыслов, надеюсь, не взято из практики жизни, иначе мир представится намного чудовищнее, чем мы уже и так себе навоображали.

Холе брутален, балуется наркотиками, почти лишился жилья за неуплату, плюс весь роман теряет отца, умирающего в больнице. То еще состояние... Только работа помогает найти стержень, удерживающий его в состоянии ответственности за свою и чужие жизни. Как ни в одной другой, уже написанной до этого романа, книге, Холе является примером мужества в катастрофе жизни, а само повествование концентрируется на кристаллизации его новых целей, достойных, чтобы жить дальше в одиночестве и без работы, которую он делает лучше других. Эта усиленная харизматичность главного героя дает возможность не замечать огрехи восьмого романа этого «убойного» цикла.

Оценка: 9
– [  4  ] +

Ю Несбё «Красношейка»

GoldSwan, 22 октября 2017 г. 09:56

Издательская аннотация — полный бред. Такое чувство, что там никто не читает книгу перед написанием аннотации, а составляют её по другим прочитанным аннотациям от других издательств, так и получается «испорченный телефон». Другого объяснения этому бреду просто нет.

На данный момент — это пока лучшая книга цикла (прочитано уже 5 с половиной книг из цикла). Несбё экспериментирует, пробует новые приемы и это здорово. Гораздо хуже, когда от книги к книге автор как по накатанному плодит шаблон за шаблоном, поражая читателя либо новыми кровавыми картинками, либо перезакрученными искуственными интригами. Несбё же написал настоящий серьёзный роман с большим пластом военной драмы, с флэшбеками, с искажениями исторической правды и т.д... И все эт написано очень хорошим языком с глубоким раскрытием психо-глубин героев. Нет провисаний, нет длиннот и скукот, нет невменяемого, погрязшего в очередном запое от собственной слабости, Холле! (что, наверно, радует меня больше всего — не верю я почему-то в его запои, такое чувство, что он начинает пить по воле автора, а не по воле развития сюжета). Одним словом — очень меня порадовал этот роман, особенно зная, что последующие уже прочитанные книги цикла не смогли, по моему личному мнению, сравняться с «Красношейкой».

Оценка: 9
– [  4  ] +

Джордж Оруэлл «Дочь священника»

GoldSwan, 23 мая 2016 г. 10:28

И хотя Оруэлл был недоволен этим романом, я не нахожу его провальным. Дежавю, в котором находишься на протяжении всего повествования, кружит голову, заставляя вспомнить и произведения Диккенса и Джен Эйр, наконец. Фантасмагория антиутопии, невозможная, казалось бы в век автомобилей — находится рядом — стоит протянуть руку. И конечно же — это роман взросления (хотя героине уже 28) — карма не позволит находится духу без испытаний, она выдернет его их привычной затхлости покоя и бросит в бурный поток жизни. Как поведет себя человек, как он встретит испытания — это вопрос эволюции духа. Дороти Хэйр поступает так, как поступает, возможно это не нравилось автору, но не всегда автор властвует над своими героями. Мы же должны учитывать эти уроки к своей пользе.

Оценка: 9
– [  4  ] +

Кейт Аткинсон «Музей моих тайн»

GoldSwan, 15 ноября 2014 г. 13:49

Эта книга понравилась даже чуть больше чем романы из цикла о частном детективе Джексоне Броуди. Удивительный Художник Слова, воистину получаешь наслаждение от Текста, несмотря на довольно тяжелую суть повествования.

Присутствует:

+ английский юмор, местами черноватый, но видимо только с таким юмором можно не потерять себя в мясорубке под названием «жизнь»

= большое количество второстепенных, третьестепенных и эпизодических героев в которых с легкостью можно запутаться, но повествование и не требует помнить все ветви гениалогий героев

= глубокие исторические экскурсы в глубину корней семейства ГГ

+ иллюстрации на вечные детские вопросы, типа, «бабушка, неужели ты была девочкой?»

Отсутствует:

- позитив, хотя после прочтения всего романа не остается тяжелого душевного осадка

= ровный ход временного повествования, что сильно усложняет комфортность нахождения в повествовательной среде, что еще больше усиливается большим количеством персонажей

= интрига, если не считать сами жизни персонажей главной интригой книги

Итого: проживаем дурацкие жизни посреди таких же дурацких жизней, как трудно при этом остаться Человеком…

Оценка: 9
– [  3  ] +

Харуки Мураками «Охота на овец»

GoldSwan, 6 июня 2018 г. 14:56

Помню, что первый раз прочитал этот роман сразу, как только она была переведена Ковалениным в журнале «Иностранная литература». И это было до 1998 года (года издания отдельной книгой в издательстве «Иностранная литература»). К сожалению, я не могу вспомнить своих первых впечатлений, а жаль. Одно могу сказать, мои прежние впечатления должны значительно отличаться от нынешних. Борхес в одном из своих рассказов описывает свою встречу с самим собой молодым, о том как они пытаются найти общие темы для разговора, общие идеи. Рассказ заканчивается полным разочарованием Борхеса собой молодым. Они совершенно не поняли друг друга. 

Что касается книги, то она выглядит очень цельной и законченной по сравнению с некоторыми последующими романами Мураками, в которых магический реализм витает параллельно описываемой вселенной и эти миры зачастую не очень органично проникают друг в друга. В «Охоте на овец» все на своих местах, элементы магического реализма органично вписываются в канву повествования и не требуют усилия для восприятия. Это первая книга Мураками, в которой появляются элементы мистики. 

Присутствует:

= пронзительное одиночество, но этот персонаж уже становится неотъемлемой частью пейзажа кисти Мураками

= мистические события, которые уже можно представить вплетенными в ткань происходящих событий, и даже при желании можно дать им объяснения, обладая базовыми эзотерическими знаниями

= самопожертвование, как основной императив действия главного героя трилогии (Крысы) в борьбе со злом

Отсутствует:

= имена у всех главных героев

= сам Крыса и хотя он остается главным героем произведения, но голос его слышен «за кадром»

+ абсурд, который никак нельзя вместить в реальный мир 

Оценка: 9
– [  3  ] +

Эдгар Л. Доктороу «Гомер и Лэнгли»

GoldSwan, 1 мая 2018 г. 16:26

Опять вынужден ловить издательских описателей-анонсистов за руку на «горячем». Неужели они там не читают книг, на которые стряпают анонсы? Или жажда нажиться за счёт недобросовестной рекламы заставляет их использовать нечистоплотные приемы... Иначе трудно оправдать выбор тех фраз, которые должны передать потенциальному читателю кристалл содержания произведения. Правда анонса состоит только в том, что главные герои произведения, действительно, два брата. Только младший брат потерял зрение в юности, затем потерял родителей от «испанки» и думал, что потерял и брата, который в это время был на первой мировой, но брат выбрался из газовой атаки немцев с сожженными легкими и сломленной верой в человечество. А основная мизансцена, на которой разворачиваются дальнейшие события, известная нам новейшая история человечества, но на этот раз описанная через «видение» её слепым Гомером (младшим братом).

А роман, действительно, стоит того, чтобы с ним ознакомится. Уж очень много вопросов он поднимает, вопросов, касающихся прошлого столетия, которые так и не решены до конца. А время мчится вперед, наворачивая на клубок нерешенных проблем человечества все новые проблемы, а старые так и остаются нерешенными и даже забытыми. А это означает, что опять придется с этими проблемами сталкиваться, но уже на новом витке и в новом качестве.

Присутствует:

= главное настроение книги — антивоенное, во всех возможных проявлениях. Я не соглашусь с анонсом, что это «от испуга», это было убеждением братьев, проявленное во всех их поступках

= главная линия поведения братьев — бунтарство, тихое бунтарство, во всех возможных видах. И хотя анонс опять пытается это подать, как нежелание жить в «большом мире», я это вижу, как проявление бунтарства.

= ретроспектива важнейших исторических событий, от первой мировой, до первого шага на Луне и далее

= нежелание жить в том мире, который имеется, попытка выстроить свой мир доступными средствами

+ много важных философских вопросов, касающихся любви, жизни и смерти, возникающих как бы со стороны под «взглядом» слепого наблюдателя

+ музыка и звуки, как еще одно главное действующее лицо произведения, оно и понятно: для слепого — это основное чувство осознания окружающего мира

Отсутствует:

= драйв, как движитель повествования, действия развиваются неспешно вместе с самой Историей

- закрытый финал, так и хочется поискать в википедии: чем же закончилась история братьев Кольер?

Оценка: 9
– [  3  ] +

Гайто Газданов «Призрак Александра Вольфа»

GoldSwan, 15 апреля 2018 г. 09:50

Воспринимаю эту книгу, как продолжение «Вечер у Клэр», хотя, видимо, авторы-эмигранты революции и гражданской войны (Газданов, Набоков. Бунин...) так и продолжают жить в ностальгическом прошлом и все их произведения прямо или косвенно миллионами нитей тянутся на покинутую Родину.

Присутствует:

+ литературная мистификация и её расследование

+ постоянное внутреннее философское беспокойство главного героя вечными темами жизни и смерти

= вопросы фатализма

= эмиграционная пустота героев романа, покинувших Родину

Отсутствует:

- композиционная целостность романа из-за сильных ответвлений, которые заставляют забыть основную линию сюжета (может это так и задумано?)

Оценка: 9
– [  3  ] +

Ю Несбё «Пентаграмма»

GoldSwan, 22 октября 2017 г. 11:15

Практически все детективы грешат вторичностью сюжетной конструкции, этого избежать просто невозможно, поскольку большинство сюжетов литературы вторичны, например, по сравнению с Библией — там уже все было. Пятая книга Несбё это гипертрофированная вторичность, может быть даже пародийность на классику жанра: триллер на мистической основе. Но через эту гипертрофированность автору удалось поднять роман над ожидаемым приговором «и это уже было». Все усилено в сюжете: и жестокость серийного убийцы, и улики, и мистика, и сокрытие жертв — во всем видится гротеск. Даже юмор Несбё стал заметен — достаточно вспомнить кинолога с собакой с именами Иван у обоих. Хотя ни грама шутки в истории нет, но троллинг темы заметен, особенно в финале, поскольку мотив преступления это... Кто читал, тот меня поймет, а кто еще нет — не буду портить впечатление. Итак, имеем отличную пародию (на мой взгляд) на мистический триллер без грамма пародийности по стилю и без высмеивания жанра.

Оценка: 9
– [  3  ] +

Дафна Дю Морье «Дом на берегу»

GoldSwan, 26 июня 2016 г. 22:06

Если это её лучшей роман, то мне повезло, что знакомство с этой знаменитой романисткой я начал именно с её лучшей книги. И не повезло, что другие будут «менее лучшие», а я собирался продолжить знакомство с её творчеством. Я восхищен этим романом, правда до гениальности он не дотягивает, на мой взгляд.

Присутствует:

= Англия XIV века глазами современника

= необычный «попаданец» в прошлое

+ интересная концепция «подглядывания» за прошлым через поток Акаши, как сказали бы эзотерики

- несколько запутанные исторические перепетии, далекие не жителю острова

Отсутствует:

= машина времени

Оценка: 9
– [  3  ] +

Агата Кристи «Занавес: Последнее дело Пуаро»

GoldSwan, 22 апреля 2016 г. 09:13

Замечательная детективная история. Можно поставить в ряд с лучшим, на мой взгляд, романом Кристи «Убийство Роджера Экройда». Хотя по художественной ценности он также бледен, как и остальные её истории. Этот же сюжет, отображенный в телесериале о Пуаро, даёт фору первоисточнику.

Присутствует:

+ отличный детективный сюжет

= идеальный убийца, по мнению Пуаро

= больной и немощный Пуаро, прямой и решительный Гастингс

Отсутствует:

- достойное сюжета художественное воплощение

Оценка: 9
– [  3  ] +

Айзек Азимов «Вторая Академия»

GoldSwan, 1 марта 2016 г. 21:10

Замечательная финальная книга основной трилогии цикла об Академии. Третья часть выдержана в том же стиле, что и вторая, читается с живым интересом и интрига не отпускает до последних страниц.

Присутствует:

= две цельные повести, имеющие между собой связь через одно поколение главных героев

+ загадочная интрига, особенно во второй повести, в духе конспирологического детектива

+ еще более легкое восприятие происходящих событий, чем в предыдущих частях

+ выросшее художественное мастерство Азимова

Отсутствует:

— скука и не выразительные герои

Оценка: 9
– [  3  ] +

Филип Дик «В ожидании прошлого»

GoldSwan, 5 февраля 2012 г. 00:27

Возможно, многие со мной не согласятся, но я считаю этот роман — романом о Герое. При этом, «Героем» я считаю не только мощную, действительно, героико-харизматическую личность Генсека ООН Молинари, который пропускает, буквально, через себя всю боль своего народа, боль войны и страданий. Для меня не менее героическим выглядит и Эрик — основной персонаж произведения, героическими выглядят его поступки. Несмотря на его низкую самооценку, на подкаблучничество, на кажущееся приспособленчество и стремление к комформизму, именно он для меня выглядит настоящим Героем Жизни. Я вижу в нём Героя Каждого Дня, не меньше. Ведь он всегда, несмотря на раздирающие его противоречия, поступает именно так, как велит ему его сердце. И в этом основная правда Дика. Неважно, на сколько велики твои поступки, если ты их делаешь, прислушиваясь к своему сердцу, — ты будешь Героем, не только для себя самого, но и для торжества Истины.

Оценка: 9
– [  3  ] +

Филип Дик «Маленький чёрный ящичек»

GoldSwan, 19 октября 2011 г. 12:33

На мой взгляд, в этом рассказе, как нигде чётко Дик проиллюстрировал своё видение «настоящего человека». Кто читал его ессе «Как создать вселенную...» помнит определение: «настоящий человек — это тот из нас, кто точно знает, чего не надо делать». В этом Дик видит настоящий «героизм обычного человека». И рассказ «Маленький чёрный ящичек» ещё раз подтверждает это. В конце рассказа мы уже уверены, что ни Джоан, ни Рэй никогда не откажутся от акта «сопереживания» чужой боли (в широком понимании). И никаким спецслужбам мира не отобрать у них эту потребность. Ведь это то, что каждого из них делает настоящим Человеком, каждому помогает приблизиться к Богу.

Оценка: 9
– [  3  ] +

Филип Пулман «Тигр в колодце»

GoldSwan, 30 августа 2011 г. 02:29

Весьма достойное продолжение цикла о Салли Локхарт! Некоторая неудача второй книги («Тень «Полярной звезды»») поставила под сомнение возможность вывести цикл на уровень «Рубина во мгле». Очень рад, что Пулману удалось найти острую, неизбитую интригу и развить её в неослабевающем, напряженном движении действа. При этом захватывает небывалая «жизненность» повествования, характерная больше для «больших» романов нежели для «крутого» детектива.

В отличие от предыдущей книги, весь фокус повествования сведен снова только на Салли, что немаловажно, ведь, что греха таить, все кто полюбил этот цикл — полюбил его, в первую очередь, из-за главной героини. На этот раз она полностью в центре внимания. Для этого автору даже пришлось вывести из повествования «подальше» прежде знаковых героев цикла. Хотя действующих лиц в третьей книге, как мне показалось, больше чем в предыдущих вместе взятых, все они прописаны очень фактурно, всегда «на своем месте», наполняют роман «настоящей» жизнью.

Отдельно хочется подчеркнуть «социальный уклон» романа, — это не мешает книге, даже добавляет освежающих праведных «красных» красок, но без излишней напыщенности. И хотя «левый уклон» заметно проявился в цикле уже во второй книге, по уровню «социальности» «Тигра в колодце» можно сравнить разве что с великолепным нью-кробюзонским циклом известного социалиста Мьевиля...

Обязательно буду читать последнюю книгу цикла с надеждой, что она будет, как минимум, не хуже...

Оценка: 9
– [  2  ] +

Жан-Поль Дидьелоран «Утренний чтец»

GoldSwan, 6 августа 2017 г. 23:17

Прочитал только со второй попытки и очень рад, что не пропустил это феноменальное явление, можно сказать, что испытал даже культурологический шок. Хотя первый подход к «Утреннему чтецу» был неудачный — решил бросить после первых десятков страниц — начало очень мрачное, сюрреалистичное и напоминало то ли «Бразилию», то ли Кинга с его «Ночной сменой». Читать антиутопию или ужастик не было никакого желания, поэтому отставил книгу в сторону. Когда же собирался кинуть папку с книгой в мусорку (слушал в аудио-варианте), мышка дрогнула и я по наитию все-таки решил сделать вторую попытку... Преодолев еще десяток страниц условной «арки» «Zerstor-500» попал совершенно в другой мир, потом в третий, четвертый и т.д. до полного восторга от Дидьелорана и его вселенной.

В кратце — это поэма о «маленьких» людях и их богатстве, которому может позавидовать любой «денежный мешок». Потому что их богатство — это богатство внутреннего мира. И еще — творчество. Творчество каждого дня, которое может превратить рутину бытия в сказку со счастливой развязкой. В аннотациях иногда сравнивают роман с «Амели», я считаю, что «Амели» гораздо слабее по духовной составляющей.

Оценка: 9
– [  2  ] +

Фольклорное произведение «Хёрай»

GoldSwan, 17 марта 2016 г. 18:10

Хорошая добротная подборка японских «ужастиков», отражающих огромный культурный пласт японского бытия (это касается и настоящего времени) . Жаль, что маленький объем книги.

Присутствует:

= всевозможные японские духи

+ народные фантазии на тему потустороннего в самых неожиданных сферах жизни японцев

+ очень живой, современный язык

Отсутствует:

= «Ворота Расёмон» Акутагавы

Оценка: 9
– [  2  ] +

Айзек Азимов «Академия и Империя»

GoldSwan, 24 февраля 2016 г. 21:34

На мой взгляд, вторая книга гораздо лучше первой «Академии». Две замечательные повести с харизматичными антагонистами, глубокими характерами и интересными сюжетными линиями. По моему, психоистория Сэлдона может многому научить и нынешних «рулевых»...

Присутствует:

= две цельные повести между собой связанные только «вселенной Академии»

+ очень яркие харизматичные антагонисты

+ загадочный, почти детективный сюжет во второй повести

+ меньшее количество героев и арок, что позволяет глубже погрузиться в происходящее

Отсутствует:

- харизматичность у протагонистов

Оценка: 9
– [  1  ] +

Дэн Браун «Утраченный символ»

GoldSwan, 9 мая 2018 г. 23:23

Криптографические загадки от Дэна Брауна неисчерпаемы. Сильный роман… Сильный своей правдой о том, как государственность (думаю, что не только в Америке) опирается на магию, как бы это ни называлось в каждом конкретном случае. У одних — это делается в открытую, печатая магические знаки на денежных купюрах, у других исподволь через посещение тихих монастырей и содержание мумий в мавзолеях. Масштаб влияния тайных сообществ поражает (в частности для Америки), не думаю, что Дэн Браун сильно все преувеличил. О влиянии православной церкви мы тоже знаем не по наслышке…

Присутствует:

+ сильная интрига, саспенс и драйв

= харизматичный протагонист, чем-то напоминающий героя Файнса из «Красного дракона»

= вопрос (риторический), неужели масоны действительно так перебарщивают с ритуалами до сих пор?

— в некотором количестве «ляпы», но на них не хочется обращать внимания, не буду мелочным

+ много полезной информации для читателя не знакомого с эзотерическими трудами (Блаватской, Рерихов и т.д.), но необходимой для осознанной жизни

Отсутствует:

+ характерные для других романов Дэна Брауна недостаточная «финальная сюжетная упругость» и слабые разгадки (в отличие от сильных загадок)

Оценка: 9
– [  1  ] +

Бернар Вербер «День муравья»

GoldSwan, 29 января 2016 г. 13:24

Вторая часть понравилась гораздо больше первой, вопреки опасениям. Стиль стал более гладким, художественным, больше раскрываются характеры главных героев, в них появилась глубина, они стали более узнаваемы и привычны. Также изменился и микро-мир. Он стал более фантастическим и невероятным, но не менее притягательный и условно достоверный. При чтении всей информации из «Энциклопедии...» Уэллса веришь, как википедии. Есть, правда, некоторые нестыковки и допущения, которые бросаются в глаза, но это все теряется за положительным впечатлением от книги. Мелкую назидательность первой части сменил более философский взгляд на человеческую цивилизацию.

Оценка: 9
– [  13  ] +

Борис Акунин «Не прощаюсь»

GoldSwan, 14 марта 2018 г. 22:28

Думал, что буду сильнее переживать расставание с Фандориным. Такая долгая дружба. Не верится, что больше не будет новых встреч. Но финальный роман получился вполне достойным. Но это не классическая книга об очередном этапе жизни Фандорина, как мы привыкли, это, скорее, авантюрный роман, дайджест советской революционно-контрреволюционной мифологии. Но при всей сложности структуры повествования и неподъемности темы текст получился захватывающим. Правда, я не считаю этот роман «гениальным», как он видится Дмитрию Быкову, но вполне достойным. Даже хорошо, что не «гениально» — так менее жалко расставаться с любимым героем.

Присутствует:

= встреча с героями революционной мифологии

= слабая детективная составляющая событий

= романтическая линия, которая дала возможность логически связать книги Акунина разных циклов

Отсутствует:

- «Рейхенба́хский водопа́д» и надежда, что это все-таки не конец

Оценка: 8
– [  13  ] +

Филип Дик «На тусклой Земле»

GoldSwan, 18 октября 2011 г. 00:48

Кто любит Дика и внимательно его читает, тот знает, что у Дика нет пустых фантазий. Так же и в этом рассказе. Всему есть объяснения. И кто «в теме» может расшифровать «безумие», происходящее в этой невероятной истории.

Во-первых, конечно же «ангелы» — это никакие не ангелы, а всего лишь низшие земные духи — сущности, силящиеся во что бы то ни стало быть ближе к земле, ближе к низшим эманациям, питающим их. Открытая кровь их очень привлекает — потому что, действительно, питает своими «тонкими испарениями», о чём свидетельствует много текстов (ссылка на «Одиссею» в рассказе).

Во-вторых, обычный человек, к счастью, не видит земных духов. Но все слышали про медиумов (а Сильвия, скорее всего к ним принадлежит), которые могут «источать» эктоплазму (вид тонкой материи), облекающую духов видимыми покровами. Ну, а уж прикинуться ангелами и сыграть на религиозных чувствах — их первое удовольствие.

В-третьих, земные духи очень любят склонять людей к суициду, особенно тонко чувствующие натуры, поскольку при этом получают «усиленное» питание в виде страданий, горя, страхов, переживаний как самой жертвы, так и её родственников. И так далее...

Таким образом, в общих чертах, завязка рассказа достаточно правдоподобна.

Далее в рассказе, попав «туда» Сильвия понимает, что её обманули. Мало того, будучи при жизни медиумом, который много «общался» с низшими духами, после смерти она не может с лёгкостью пройти низшие сферы тонкого мира и миновать слой со своими «друзьями». А это место мало отличается от Ада... Отсюда понятно её естественное желание «всё вернуть назад», ведь «скучная» земля, по сравнению с тем местом, куда она попала, уже выглядит Раем. Но, поезд ушёл... Вернуться нельзя. Кроме как... стать одержателем. То есть, стать земным духом, захватывающим живые тела, подавляющим личности и берущим чужое тело под полное своё управление. То есть, мы видим в финале множественные одержания во всей «красе» (Рик видит во всех Сильвию).

Подвожу итог: я не согласен, что это «просто ужастик». Это ужастик, помноженный на вероятность его проявления в реальной жизни, да ещё многократно усиленный гением автора. Так что, воспользуемся предостережением Дика и не будем играть в «любовников смерти».

Оценка: 8
– [  12  ] +

Филип Дик «Око небесное»

GoldSwan, 9 ноября 2011 г. 13:13

После романа пришлось некоторое время отходить от безумия миров, в которые гений Филипа Дик окунал мой разум. Но я не могу сказать, что роман оставил негативное впечатление. Напротив, тема света, которая пронзает все эти макабристические миры, — тема любви и верности главных героев (Джека и Марши) оставляет надежду на счастливый исход и для нашей собственной реальности. Для этого только и нужно, что каждому «Джеку» найти свою «Маршу» (и наоборот, хотя это взаимосвязано).

Роман написан Диком во время «самое счастливое и романтичное в его биографии». Видимо, это нашло отражение во всех историях, через которые проходят Джек и Марша. Ведь только их любовь, взаимное доверие и взаимопомощь помогают им «вернуться» друг к другу, вернуться «домой».

Оценка: 8
– [  9  ] +

Ю Несбё «Призрак»

GoldSwan, 2 декабря 2017 г. 09:24

Видимо автор немного устал вместе со своими читателями, которые без пропуска следуют за книгами цикла, судя по тому, как он хочет покончить со своим главным героем и, такое чувство, что подыскивает для него подходящий рейхенбакский водопад... На этот раз Харри Холле погружается в пучины наркобизнеса и наркоторговли. Очень много русских замешано в этом (действительно ли это так? и более точный вопрос — действительно ли так воспринимают жителей 6-ой части суши в цивилизованном мире?). В любом случае — читать книги становится все тяжелее и тяжелее, они уже не несут шутливой радости встречи с главным героем, его постоянное мученичество в качестве «одного в поле воина» начинает тяготить, хотя я понимаю, что так оно и происходит и только одиночество может спасти его и разрушить одновременно. И тем не менее, книгам цикла до сих пор успешно удается, несмотря на свою брутальность происходящего, избегать сектора книг «разрушающих душу» (по моей, конечно, оценке).

Хочется к сожалению отметить, что самого Харри Холле становится маловато в повествовании, с трудом разыскиваешь его в сонме рефлексий побочных партий от первого лица, хотя я понимаю, что автор не может не экспериментировать каждый раз, если он ищет новые формы и структуры, которые смогли бы освежить привычный вид на слякотный осенне-зимний Осло. Но тем не менее — мы приходим в театр и чтобы посмотреть на своих любимых актеров, в том числе...

Оценка: 8
– [  9  ] +

Филип Дик «Солнечная лотерея»

GoldSwan, 3 ноября 2011 г. 00:35

В этом романе герои не могут «ковать» своё счастье своими руками. В этом романе герои не чувствуют себя «хозяевами» своей жизни. Всё решает «его величество» Случай. С одной стороны — справедливо, поскольку все находятся в одинаковом положении, с другой стороны — невыносимо, потому что, по сути, ты ничего не можешь сделать, чтобы изменить свою судьбу. Некоторые подстраиваются под систему, другие смиряются, третьих система раздавила, но есть немногие, кто решил бросить вызов рулетке... Впрочем, герои Дика, в его безумной реальности, мало чем отличаются от нас.

В первую очередь, этот роман мне понравился верой в человека, верой в то, что человек может и должен пытаться изменить самую безумную реальность. Не сразу, постепенно, сначала — появляются одиночки (Престон), потом — их последователи. Потом... потом уже многие зададут себе вопрос: а хочу ли я жить в такой реальности, что я могу сделать, чтобы её изменить? Спасибо Дику, что он ставит такие вопросы, пытается на них отвечать, даёт нам веру и надежду.

Оценка: 8
– [  9  ] +

Филип Дик «Бесконечные»

GoldSwan, 8 октября 2011 г. 01:30

Не устаю удивляться эзотерической прозорливости Дика и его способности «тайным знаниям» давать ощутимую «плоть». Я даже перечитал его биографию в поисках ответа на вопрос: а не был ли он всё-таки тайным поклонником мадам Блаватской или подпольным членом теософского общества, увы — нет...

Для тех, кто «не в теме» — поясю. Эзотерики считают, что эволюция божественной монады идёт последовательно через низшие царства (минералы, растения, животные) к высшему царству — царству людей. Отсюда, как это ни парадоксально, мы всё-таки находимся в одной эволюционной цепочке вместе с хомяками. Хоть и с разрывами и оговорками, но в одной цепочке. Далее, эзотерики считают, что путь эволюции человека ведёт к трансформации в чисто духовную сущность. По сюжету рассказа

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
хомяки подверглись ускоренному-эволюционному-облучению раньше и дольше, чем экипаж, поэтому они эволюционировали «дальше» чем члены команды и превратились в некие энергетические сгустки.
Аналогия — налицо. Надеюсь, я не сильно притянул за уши друг к другу несовместимые вещи...

Оценка: 8
⇑ Наверх