Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «primorec» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 23 ноября 2015 г. 04:17

Грег Бир для меня из тех авторов, разные произведения которых занимаются противоположные полюсы предпочтения. Или-или. Возьмем этот роман: "Эон". Прекрасные находки и фантастические допущения, этакий голливудский гимн находчивости и смелости Людей, но подано все так, что хочется призвать злобных монстров, чтобы они без жалости вычистили весь участок Космоса от любых проявлений глупости и зорко следили, чтобы этот вирус не проник за пределы карантинной зоны. И так жаль, что тема Пушинки и Пути оказалась похоронена под примитивными и затасканная штампами.

Грег Бир "Эон"
Грег Бир "Эон"

Пушинка-астероид
Пушинка-астероид


Чем меня поражает Бир, так необыкновенным талантом описывать человечество так, что невольно хочется присоединиться к группе радикально настроенных инопланетян в их неблагородном деле борьбы с двуногими носителями разума в конкретно взятом уголке Галактики. Но самое поразительное, что при этом Бир вполне искренне считает, что описываемое им человечество — вечно ноющее, крайне эгоистичное, закомплексованное, страдающее всеми известными и еще не известными науке видами ксенофобии, нелюбопытное и нетерпимое к чужому мнению, склонное все проблемы решать исключительно силовыми методами — Последняя и Великая Надежда на счастливое будущее всей Вселенной.

Этот роман доказывает выше перечисленное каждой строчкой. Наше недалекое прошлое, которое, Слава Вселенной, не реализовалось для нас, и которое можете считать альтернативной версией истории. Союз не развалился, холодная война продолжается и постоянно грозит перерасти в горячую, когда на орбиту Земли прибывает космический корабль-астероид, созданный, несомненно, людьми из будущего. Исследует это чудо международная команда ученых, среди участников которой царят те же проблемы, что и на Земле: представители разных стран мешают друг другу разными способами, интригуют, шпионят, саботируют, пока на

Пушинка-город
Пушинка-город

Земле все быстро идет к ядерной катастрофе.

Вся книга — большой набор штампов- идеологических, социальных, политических, бытовых, исторических и литературных. Американцы — несущие Свет, благородные герои. Китайцы — запуганные и забитые, мечтающие о западной помощи. Русские — неграмотные и лишенные воображения злобные демоны, тупо следующие за своими вождями и слепо преданные коммунистической идеологии.

И эти люди — кучка эгоистов и интриганов- должны стать спасителями человечества, действуя нелогично, импульсивно, а иногда и откровенно глупо. И ладно это были бы только люди прошлого. Что с них взять, погубивших собственный мир равнодушием и глупостью. Но ведь и Люди будущего ничем не лучше: они все так же разделены на враждующие фракции, так же борются за власть самыми подлыми и бесчестными методами, так же готовы истреблять не согласных с ними и решать все проблемы силовыми методами.

Такое человечество неприятно. Причем, всё без исключений. Даже те герои, которых автор пытается представить, как лучших представителей Человечества. Невольно начинаешь думать: если эти лучшие, то не милосерднее ли прервать мучения этого сборища несчастных, невезучих и агрессивных дураков, которые не в состоянии учиться на собственных ошибках?/Признаюсь, моей кровожадной и нетолерантной душе пару героев хотелось пристукнуть без всякого милосердия, а напротив, наслаждаясь их долгими мучениями/

Пушинка-корабль
Пушинка-корабль

Но не думайте, что в романе нет вообще ничего примечательного. Есть Пушинка и Путь. Есть тайна корабля-астероида, который должен был доставить человечество к новому дому, но помог найти бесконечную дорогу через пространство и время. Есть Путь, на котором можно найти бесконечное множество возможностей и попытаться все изменить. Встретить себя самих и исправить ошибки. Открыть врата в многочисленные миры и их вариации, встретить друзей, мудрецов. паломников, торговцев — кого угодно! Но мимо всех этих чудес мы пролетаем с космической скоростью, сосредоточившись на мелких интригах и политических играх. Боже мой, такая фантастическая возможность рассказать обо всем ... интересно, без унылых политических лозунгов, глупых предрассудков, ковбойских скачек и надоевших уже в те самые далекие 80-е страшилок о ядерном конце света!

Но все же Бир до конца остается поразителен: волей или неволей он отвечает на вечный русский вопрос "Кто виноват"? Виноват в том, что мы такие умные, умелые, смелые и прочее, живем...ну, как живем. А виновато Человечество в целом, которое всё без исключения поражено глупостью, доходящей до полного идиотизма, когда речь заходит о любой проблеме, более сложной, чем поход в соседний магазин за пивом.

Бир даже попытался — представляете! — ответить на другой вечный русский вопрос "Что делать?". Стандартная и сладкая, как сахарная вата, голливудская концовка все ставит на свои места, хотя и слепому видна ее нереальность: все противоборствующие фракции- вариации идиотизма- получают свое поле деятельности. Одни остаются измываться над матушкой-землей, другие — разносить свой идиотизм по имеющейся Вселенной, а третьи — по альтернативным Вселенным и Временам. Этакая ОСОБО ОПАСНАЯ ИНФЕКЦИЯ. По мне, предложенное лекарство может оказаться хуже болезни, и позволит распространять инфекцию глупости на всю Вселенную. Тогда уж лучше злобные инопланетяне, как милосердная команда космических дезинфекторов.

Фото: общедоступные ресурсы yandex.ru


Статья написана 18 ноября 2015 г. 06:42

Примечательный небольшой роман. Такой небольшой, что его можно прочесть за вечер. Динамичный, умный и очень современный. С радостью рекомендую: Януш Зайдель "Цилиндр Ван Троффа"


Януш Зайдель "Цилиндр Ван Троффа"
Януш Зайдель "Цилиндр Ван Троффа"

Подземный город
Подземный город


Вот что произойдет с нами, если мы не найдем достойной цели. Нет, речь идет не о каждом из нас в отдельности, а о Человечестве в целом. И речь не о выживании любой ценой или сытом благополучии, а о настоящей цели, достойной разумных и духовных существ, а не довольного и послушного стада, шествующего в вечной скуке от одной кормушки к другой. А еще это произойдет, если не избавимся от привычки из благих намерений использовать не благие средства, находя оправдание самым чудовищным преступлениям.

Меня удивляет, что об этом очень много думали писатели в 50-80-х годах прошлого века, которые с нашей сегодняшней точки зрения, были не так уж и плохи. Их волновало куда и, главное, зачем идет общество, какой путь изберет человечество, какие опасности несут технологии, что будет с перенаселенной Землей и как остановить гибель природы. И сегодня, когда будущее, о котором они писали, уже наступило, удивительно видеть, как мало беспокоит людей то, что мрачные прогнозы сбываются один за другим, и что достойной цели все еще нет.

Этот маленький роман собрал практически всю тревогу за судьбу Человечества, все страхи, что самые мрачные прогнозы оправдаются и всю надежду, что возобладают разум и дух.

Город будущего
Город будущего

Сюжет почти традиционен: через 200 лет на Землю возвращается экипаж межзвездной экспедиции и застает момент гибели человеческой цивилизации, произошедшей, как вы догадались, от знакомого нам сочетания глупости, ложной веры в силу технологий и полного равнодушия большинства к судьбе мира. Человечество, наигравшись с технологиями и, признав свое полное поражение в решении самых острых проблем, разделилось на две части. Жителей Луны, живущих в условиях жестокой диктатуры ради призрачных целей, и землян, скатившихся к временам полного варварства, доживающих свой век в виде теряющего человечность, дикого и скучающего стада.

Причем в романе можно найти реализацию огромного множества апокалиптических сценариев. Неудачные генетические эксперименты, негативные последствия технологий, полная гибель природы, чрезмерная урбанизация, последствия перенаселенности, духовная деградация, торжество тоталитаризма и еще много всего. Но для меня более интересным оказалось жестокое и мрачное описание конца общества, в какой- то момент выбравшего целью своего развития полное удовлетворение материальных потребностей, в ущерб образованию, творчеству и движению вперед, несмотря на посланное через века предупреждение о неизбежном трагическом финале такого пути. Жуткая картина разложения, пустоты, распада и приближения неизбежного конца.

И при таких мрачных пророчествах, роман полон надежды и веры, что есть среди людей единицы, которые способны вывести нас из тупика, пусть не убедить всех, но хотя бы достаточное количество, отказаться от ведущего в никуда пути, ради более высокой цели, чем безопасное стойло у жирной кормушки.

Примечательно, что сюжет представляет собой тройную "матрешку". Человек будущего, прибывший на раскопки брошенных городов Земли, читает дневник пропавшего друга, который, в свою очередь, пересказывает найденный дневник астронавта, более тысячи лет назад вернувшегося на умирающую Землю и пытающегося найти своре место в новом мире, от чего прошлое, настоящее и будущее невозможно разделить, настолько события переплетаются между собой. Предупреждения из прошлого звучат в настоящем набатом, волны от которого распространяются на будущее: не пора ли поговорить, что было, есть и будет?

Фото: общедоступные ресурсы yandex.ru


Статья написана 17 ноября 2015 г. 06:46

Обещанный отзыв на "Мерзость" Дэна Симмонса. Второй "Террор" не состоялся, превратившись из триллера в банальный голливудский боевик. Не получилось ни исторического приключения, ни философской притчи. А жаль, исторический материал, как и фон для любой истории — великолепны и востребованы.

Северный склон Эвереста
Северный склон Эвереста


Более точный перевод имени Джомолунгма, говорит Его Святейшество, должен звучать так: высокий пик, который можно видеть сразу с девяти сторон, с вершиной, которая становится невидимой, когда подходишь ближе, такая высокая гора, что все птицы, пролетающие над ее вершиной, мгновенно слепнут".

Дэн Симмонс "Мерзость"
Дэн Симмонс "Мерзость"

Вариант для приключенческого романа практически беспроигрышный: история покорения Эвереста — история долгая, трагическая и полная тайн. И можно было бы удивляться, что до сих пор тема практически никак не эксплуатируется писателями, хотя и предлагает огромное разнообразие опасностей, неожиданностей и трудностей.

Тут дело, видимо, вот в чем. Любой может представить себе сегодня джунгли и даже побывать там. Не требуют подробных описаний арктические приключения или путешествия по пустыне: многочисленные фильмы и книги щедро снабжают нас необходимыми сведениями в объеме вполне достаточном для понимания сути происходящего. Но внятно написать о любом более-менее сложном восхождении, не прибегая к массе специфических терминов и деталей, практически невозможно даже в наше время, когда покорение Эвереста поставлено на коммерческую основу.

Вот и получается, что при всей своей завлекательности, тема изначально провальная, поскольку приключения, которые она подразумевает совсем не те, к которым привыкло большинство читателей, что в полной мере демонстрирует этот роман.

Весь объем этого обширного произведения можно разделить на три части. И первая целиком и полностью, на протяжении сотен страниц, посвящена подробному, до малейших деталей, описанию техники восхождений и снаряжения, какими они были в середине 20-х годов прошлого века. Описанию яркому и великолепно прописанному, но настолько перегруженному специфическими терминами, что за ними теряется все великолепие альпийских пейзажей и напряжение опасности.

Собственно, к самому сюжету в этой части относятся только два небольших эпизода, обеспечивающие "завязку" основной истории, в центре которой загадка гибели молодого лорда Бромли и его безвестного спутника Майера на склонах Эвереста, которая произошла одновременно с трагическими событиями в британской экспедиции 1924 года и рождением главной загадки всего альпинизма — покорили ли пропавшие Мэллори и Ирвин Эверест или нет.

Северный склон Эвереста
Северный склон Эвереста

Только когда автор счел, что читатель твердо усвоил теоретический курс молодого альпиниста, нам позволено отправиться в Гималаи. И это не тот вариант, когда мы сразу на месте: нам предстоит пройти весь путь первых экспедиций на Эверест пошагово. И каждый шаг вновь сопровождается огромным количеством исторических и этнографических сведений, великолепными описаниями видов и сцен из жизни тибетцев и шерпов, подробностями жизни самых разных слоев населения целых стран, что я с радостью бы прочитала бы в отдельном труде по истории 20-го века.

И опять практически мало, что происходит, поскольку восхождение — это, да, опасное приключение на фоне впечатляющих видов, но это, прежде всего, тяжелая и однообразная работа по поиску безопасного пути и переноске тяжестей с одной высоты на другую.

Северный склон Эвереста
Северный склон Эвереста
Согласитесь, описанное выше звучит привлекательно скорее для любителя публицистики, чем приключений. К сожалению, и автор посчитал именно так, выплеснув в последней трети романа целую охапку динамичных сцен. Погони, драки, перестрелки, вроде бы, должны были бы скомпенсировать долгую описательную часть. Но с моей точки зрения, они погубили все окончательно.

Потому что, находка тел Мэллори и Ирвина, получение сведений об их судьбе и возможность разгадать главную тайну Эвереста, а затем внятное и, главное, логичное объяснение/даже с привлечением монстров-йети/, почему этого так и не произошло в 1925 году, тема, сами по себе достойная отдельной книги, как судьба экспедиции Франклина в "Терроре". Да, это был бы клон "Террора", но тогда не надо было бы пришивать белыми нитками и небрежными торопливыми стяжками нацистов, Гитлера и мировую политику. Может и был план показать чуждость нацизма всему существующему во Вселенной на фоне великолепия Гор, но получилось настолько чуждо, что это ни в коем виде нельзя рассматривать в каких-либо- философском или историческом — смыслах.

Кстати, еще одна моя претензия к роману лежит именно в этой части: в отсутствии вообще какой- либо идеи, связанной с местом и временем действия. Осталось совершенно непонятно, почему эта история должна была происходить именно на склонах Эвереста и именно в 1925 году. Хотя ведь основа для придания всему смысла была и довольно ясная, и намного более привлекательная, чем скачки по ледникам и стрельба на высоте в 8 км. А именно вот это:

"В таких вселяющих страх, суровых местах, как Ронгбук и скованные льдом горы вокруг него — или в населенных духами склепах, кладбищах, местах небесного погребения, — в самых грязных, самых убогих и опасных местах можно найти источник истинного духовного преображения.

— Мачиг Лабдрон однажды написала: «Без того, чтобы сделать действительность хуже, невозможно достичь освобождения… Посему удаляйтесь в страшные места и убежища в горах… чтобы не отвлекаться на догматы и книги… а просто постигать мир… в ужасе и одиночестве».

— Другими словами, — говорю я, — посмотрите в лицо своим демонам".

Фото: общедоступные ресурсы yandex.ru


Статья написана 16 ноября 2015 г. 05:19

Северный склон Эвереста
Северный склон Эвереста

Поскольку следующий отзыв будет на роман Дэна Симмонса "Мерзость", мне придется заранее рассказать, с каких позиций я оценивала эту книгу, и почему особое отношение и предубеждение к теме альпинизма сыграли в этом основную роль.

Я уже упоминала однажды, что когда была до неприличия молода, то меня угораздило выйти замуж за профессионального туриста. Точнее, это он потом стал профессиональным туристом, а в мое время находился в активном поиске сферы приложения своей буйной энергии. И, естественно, жаждал всем сердцем, чтобы молодая жена разделила все его увлечения. Потому мною за короткий срок были испробованы:

1. Спортивное ориентирование. Умение читать карту, находить на местности ориентиры и короткий путь к ним осталось до сих пор, чему я только рада.

2. Водный туризм с использованием плотов, байдарок и катамаранов, что приводило меня в бурный восторг, хотя плавать в те времена я не умела.

3. Пеший туризм, который показался утомительным, хотя и позволил усвоить несколько полезных уроков выживания в тайге в разное время года.

4. Велотуризм, который вызвал полное отторжение, поскольку спортивных велосипедов для этого вида туризма тогда не было, тем более, для моего небольшого роста.

Джордж Мэллори и Эндрю Ирвин
Джордж Мэллори и Эндрю Ирвин

И, наконец, пункты 5 и 6: альпинизм и спелеология. Эти оказались хуже всего. Все мои инстинкты кричали о такой опасности, что оторвать меня от скалы, можно было, только выпилив вокруг меня каменную плиту. То же самое с темнотой: заставить меня сделать шаг в неизвестность, возможно было только насильно столкнув, что, понимаете, не способствовало крепости молодой семьи.

Тут еще стоит отметить, что практические занятия подкреплялись изрядным теоретическим курсом. В небогатом "приданом" мужа значилась небольшая библиотека, состоящая исключительно из учебников по разным направлениям географии, справочников, атласов, альбомов фотографий, публицистики и биографий знаменитых путешественников. А читать было решительно нечего, так что все эти книги были добросовестно изучены, и не по одному разу./Среди них был настоящий бриллиант, о потери которого я до сих пор горько сожалею — Справочник грибов Дальнего Востока, обогативший меня кучей полезной и бесполезной информации и позволивший дважды найти экземпляры вымирающих видов/.

Британская экспедиция 1924 года
Британская экспедиция 1924 года

Были, естественно, среди этих книг и по альпинизму. Скучные- по теории восхождений, скало- и ледолазания. Интересные — о покорении вершин, экспедициях, накопившихся тайнах и известных альпинистах. Естественно была там полная история покорения Эвереста, тем более что только-только состоялась первая советская экспедиция 1982 года, и интерес к Горе был неимоверно высок. И, естественно, была среди этих историй и главная загадка Горы, до сих пор неразрешенная — история участников британской экспедиции 1924 года Джорджа Мэллори и Эндрю Ирвина, которые исчезли после того, как вышли на штурм вершины, от чего историкам приходиться до сих пор вести споры покорили они ее или нет.

Кстати, находка тела Мэллори в 1999 году ответ на вопрос не дала, а только вызвала новые споры и еще больше запутала ситуацию. Точный ответ могла бы дать фотокамера, которая была у альпинистов, но ее так и не нашли. Предполагают, что она осталась у Эндрю Ирвина, обнаружить тело которого так и не удалось.

Кое-что из теоретического курса
Кое-что из теоретического курса

Я останавливаюсь на этой известной истории потому, что именно она легла в основу романа. Таинственная, трагичная и полная роковых случайностей и неожиданных поворотов история человеческой гордыни и упрямства, каких много в альпинизме.

Из этой теоретической и практической подготовки я сделала два вывода, которые, в том числе, относятся к роману Симмонса. Первое, это то, как тонка в таких видах спорта грань между благополучием и полной катастрофой. Здесь, действительно, требуется постоянная мобилизация всех сил. И это не пустые слова: наказание за неряшливость, халатность, невнимательность и просто глупость следует мгновенно и беспощадно. Второй усвоенный урок: восторг, когда достиг, казалось недостижимого, действительно, ни с чем не сравнить. Но я достаточно быстро открыла, что есть масса других, менее травматичных сфер деятельности, в которых можно испытать такие же чувства, чтобы не подсесть на эту адреналиновую иглу. Потому, расставшись со своим туристом навсегда, более никогда к этим сферам не возвращалась.

Интересно тут другое. Именно альпинизм все-таки определил всю мою дальнейшую судьбу. Во время этих экспериментов состоялась встреча, запустившая цепь событий, которые в итоге определи мою настоящую профессию, место жительства, семейное положение и даже работодателя. С этой ключевой фигурой своей жизни я вновь случайно встретилась всего лишь несколько дней назад, когда писала репортаж о новом роботизированном комплексе для производства вертолетов Ка-62. Товарищ оказался одним из создателей комплекса и дал мне интервью. А я теперь думаю, что же опять ждать от этой встречи?

Фото: общедоступные ресурсы yandex.ru


Статья написана 14 ноября 2015 г. 04:02

Даже и не знаю, как вам сегодня поднимать настроение. Мир окончательно сошел с ума, грустно все это. Давайте сегодня будет не позитивное, а философское. Вот это:

  Театр кукол
Театр кукол

Фото: Семейное


Тэги: осень, фото



  Подписка

Количество подписчиков: 134

⇑ Наверх