Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «primorec» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 21 декабря 2015 г. 03:22

Прежде чем мы перейдем непосредственно к разбору самого романа, хочу сделать три замечания. Первое касается иллюстраций моих постов. Я их очень тщательно подбираю, и могу вас заверить, что взяты они не за красивые изображения, а всегда имеют непосредственное отношение к сюжету и, главное, к духу книг.

Иногда нужная картинка находится быстро, иногда приходится искать долго. Подобрать иллюстрацию к этому роману оказалось особенно трудно. Искала несколько дней, и всё найденное меня не удовлетворяло, поскольку было исключительно однобоко и могло представить этот незаурядный роман только как банальный боевик.

Поэтому я пошла другим путем, задумавшись, кого бы из известных актеров хотела бы видеть в роли адмирала Вауна, если бы кто-то решился перенести роман на экран. И мне пришло в голову только одно имя- моего любимого актера Бенедикта Камбербэтча, который уже воплотил на экране нечто близкое в "Star Trek". Поэтому и взята иллюстрация к этому фильму, по моему, наиболее близко отражающая не просто действие, а смысловое содержание романа.

Второе замечание касается того, что роман обычно сравнивают с "Жуком в муравейнике" Стругацких. Это было бы так, если бы великие фантасты рассмотрели еще один сценарий этического эксперимента Странников. Тот самый, который в романе они назвали "Хорек в курятнике". Именно этот сценарий воплощает адмирал Ваун.

Ну и третье. Позвольте сделать дополнение к "Итогам чтения-2015". Роман, который удивил, и который я буду перечитывать: Дейв Дункан "Герой!":


"А если это не "Жук в муравейнике"? А если это "Хорек в курятнике"?(А.и Б. Стругацкие "Жук в муравейнике")

""Верно", сказала логика.

"Неверно", сказала интуиция. ( Д.Дункан "Герой!")

Дэйв Дункан "Герой!"
Дэйв Дункан "Герой!"

Иллюстрация к "Star Trek"
Иллюстрация к "Star Trek"



Льву Абалкину, брошенному в качестве жука в людской муравейник, выбора никакого не дали. Да, и слово ему дали лишь в самом финале, когда уже все было решено за него. Адмиралу Вауну повезло больше, поскольку в своей истории он не безвольный и безгласный статист, о чьей судьбе отстраненно рассуждают и чью жизнь изучают под микроскопом. Напротив, нам предстоит взглянуть на ситуацию глазами настоящего "хорька", сознательно забравшегося в беспокойный человеческий "курятник" с целью извести его обитателей под корень.

Адмирал Ваун — не какой-то там беглый полевой агент, для людей он- настоящий Герой, спасший свою планету от нашествия грозного Братства — искусственно выведенных сверхлюдей, по многим признакам, уже покоривших половину Галактики. Он- пример для подражания, восхищения и поклонения. До тех пор пока на горизонте вновь не показывается очередной корабль Братства, и не приходит время запустить план, родившийся много десятилетий назад.

Потому что Герой Ваун — сам член Братства, один из многих клонов. И многим из обычных людей это прекрасно известно, и если уж они не точно знают, что не было никакого предательства своих и подвига ради чужих, то подозревают об этом.

Это всегда полезно взглянуть на себя глазами противника. И будьте уверены, этими глазами мы увидим такое, что наши читательские симпатии останутся до конца с Вауном.

Потому что:

— Люди жадны, властолюбивы и жестоки, они убивают, мучают и угнетают друг друга, они пытают и зверски убивают пленных

— Люди уничтожают природу и всех живых существ, транжиря попусту ресурсы на развлечения и удовольствия, не задумываясь о завтрашнем дне и оставляя после себя лишь безжизненную пустыню, голод и нищету

— Люди нетерпимы к любым отличным от них по виду или образу мысли, а все прочие разумные существа для них лишь "скотинка", место которой на бойне.

И не поспоришь: Ваун, действительно, много лучше окружающих его "диких" людей физически, интеллектуально и морально. И если все его клоны таковы, может они и правы, утверждая, что это всего лишь эволюция, ведущая на смену слабых более сильных?

Только вот почему-то верится в это с трудом. Наверное, потому что:

-За идиллической картинкой свободного от властолюбия и алчности Братства нет-нет да проглядывает чисто механический подход, подразумевающий легкую замену одних "винтиков" другими, и "заводской" план устранения устаревших моделей на более продвинутые

— Мантра "Мы любим тебя, брат!" все чаще звучит просто заученным рефреном, традицией, за которой нет ни глубины чувства, ни соучастия, ни сострадания.

— Братство также нетерпимо к любым проявлениям "инаковости", как и презираемые "дикие" люди", а все прочие разумные — лишь "недочеловеки", годные для выполнения возложенных для них задач. И они тоже зверски убивают пленных.

Просто "Дикие" и "Братство" оказываются всего лишь двумя сторонами одной монеты, отчеканенной Банком "Человечество", и ее стоимость не обеспечена настоящими ценностями.

И вот оно- главное отличие этого сценария от вполне безобидного "Жука". Обе стороны оказываются равно плохи, и от того этический выбор Вауна пострашнее и потяжелее, чем выстрел Сикорски. Логика говорит, что надо отдать предпочтение сильному, умному и живучему. Победителю по всем статьям. Тогда почему же интуиция твердит обратное?

Не потому, что планеты замолкают одна за другой. Не потому, что когда-то был безумно влюблен в рыжеволосую красавицу, которая отличила его среди тысяч одинаковых братьев разбитым сердцем и способностью сострадания. И даже не потому, что в этом жадном, властолюбивом, жестоком стихийном обществе эгоистов есть, пусть один на миллиард, но настоящий Герой- маленькая, слабая, взбалмошная Фейрн. А потому, что сам подобный выбор- НЕПРАВИЛЬНЫЙ!.

Мне показался финал романа более реалистичным, более жестким и абсолютно безнадежным, чем у Стругацких, где все свелось к этическому выбору одного и личной ответственности с оставленной в качестве награды надеждой, что все еще можно переиграть- есть ведь еще "кукушата" в запасе! Здесь же все глубже и трагичней: какой бы ни был выбор, итог будет один, и это будет проигрыш. Любой выбор будет плох и второй попытки не будет.

Если бы в голову неведомым Странникам пришло реализовать этот сценарий, остались бы они удовлетворены этическим выбором адмирала Вауна? Выбором, который ничего не меняет для всех, но исключительно важен для одного? По мне, так наш "Хорек" прошел проверку, когда потерпело поражение все Человечество, и стал, наконец, тем Героем, которым восхищались и в которого верили.

Просто прочитайте до конца, продравшись через сумбурность первых 10-20 страниц. Поверьте, действие вскоре выйдет за рамки привычного, и вы просто перестанете обращать внимание на непредсказуемые "скачки" во времени. Ради того, чтобы узнать, каков он на деле, гипотетический сценарий "Хорек в курятнике".

Фото: общедоступные ресурсы yandex.ru


Статья написана 18 декабря 2015 г. 03:41

Очень достойное произведение. И очень близкое к Пернскому циклу Энн Маккефри. Мне даже показалось, что автор вдохновлялся именно им(еще явно орлами из "Властелина Колец"). Только этот роман несет большую смысловую нагрузку и поднятый в нем вопрос актуален и для наших дней. С большим удовольствием рекомендую: Дэйв Дункан "Тень":

Дэйв Дункан "Тень"
Дэйв Дункан "Тень"

Все начиналось, как хорошая фэнтезийная история. Блеск королевского двора с его бесконечными интригами, борьбой за власть, запутанной иерархической системой и сложным этикетом. Графы, бароны, герцоги, прекрасные дамы, сверкающие залы и медленно кружащиеся в танцах пары. Юный герой, внезапно возвышенный из простых лейтенантов до облеченного властью вельможи. Странные и загадочные события, и чудесный мир.

Любая фэнтезийна сага позавидует такому миру. Здесь люди живут на склонах гигантских гор, страшась смертоносных равнин, на зыбкой границе между вечными светом и тьмой. И единственным транспортом между обжитыми людьми горными склонами служат огромные орлы, ставшие основой местной экономики и связывающие разрозненные поселения в единое государство.

O-o-o, эти орлы! Громадные птицы, подобные вестникам Манвэ Сулимо, способные преодолевать громадные расстояния, опускаться к ядовитым туманам равнин и залетать в вечную ночь Темной стороны. Гордые, непокорные, непостижимые...

Чем на фэнтезиный роман? Только ничего сказочного, волшебного или необъяснимого, поскольку мы имеем дело с мягкой.. очень мягкой, но фантастикой.

Когда-то в стародавние времена Звездный ковчег с землянами приземлился на этой удивительной планете, которая вращается вокруг своей оси со скоростью примерно один оборот в год. Отчего всегда одна сторона планеты повернута к солнцу и на ней царит вечный день, а другая пребывает в такой же вечной тьме. К сожалению, существовать люди могут только на узкой полоске вблизи терминатора, где есть вода. И более того, жить люди могут исключительно на возвышенностях, так как на равнинах слишком высокое атмосферное давление.

Хозяева неба
Хозяева неба

Понятно, что в таких условиях трудно найти какие-то ресурсы для поддержания технологической цивилизации. Вот и скатилось постепенно общество к феодализму с аристократией и простолюдинами, ручному труду и сельским общинам.

А как же почти сказочные орлы? Да, орлы особая статья. Их никто не выводил, как пернских драконов, они были здесь всегда. И отнюдь не как транспорт или основа экономики пришельцев.

Вот так от почти фэнтези постепенно продвигаемся с юным героем к настоящей фантастике. Через приключения, разгадывание дворцовых тайн и распутывание клубка престолонаследия, через гражданскую войну и понимание чудовищности совершенной людьми несправедливости по отношению к исконным обитателям планеты, от юного, восторженного верноподданного к революционеру, ставшему первопричиной гибели огромного числа людей и разрушившему устоявшийся и привычный образ жизни тысяч других.

Тут даже более интересна сама постановка вопроса, чем фон или сюжет: как быть, если процветание одной разумной расы(сообщества) требует несправедливости и жестокого угнетения другой? Стал ли юный герой Тень в глазах своих соотечественников благодетелем и героем, открывшим новые возможности для существования двух рас, сотрудничества и создания нового общества, или предателем и кровавым завоевателем, погубившим едва зацепившуюся за горные склоны человеческую цивилизацию? И, вообще, как поступать в таких случаях, когда справедливость для одних требует неисчислимых жертв для других, а последние далеко не склонны эти жертвы приносить добровольно?

Кстати, ответа мы так и не узнаем. Мы слышим лишь отголосок, легенду, миф. И много сомнений, что история закончилась хорошо: ведь никто так не знает, где та необычная планета и когда произошла эта удивительная история. А с другой стороны – легенда ведь была кем-то рассказана…

Приятная книга. Очень близкая к Пернскому циклу с его драконами, патриархальной структурой общества и очень-очень мягкой фантастичностью, практические на грани с фэнтезийностью.

Фото: общедоступные ресурсы yandex.ru


Статья написана 16 декабря 2015 г. 06:26

Амур и Тимур
Амур и Тимур

Сначала анекдот:

-Вы слышали, доллар уже 70 рублей?

-Кому нужна эта фигня! Что там с козлом?

Если кто-то думает, что это весело, попробуйте выполнить требование редакции — и КАЖДЫЙ божий день писать сводку с фронта тигрино-козлиной дружбы. Начинаешь тихо ненавидеть всех козлов- в прямом и переносном смысле этого слова.

Еще анекдот:

-Даже тигр живет с козлом. А вот некоторые бабы не довольны.

Я, между прочим, целиком на стороне тигра. Я, вообще, всегда на стороне тигров. Тигров мало, а козлов много. Опять же, в прямом и переносном смысле этих слов.

Кстати, о тиграх. К новостям о Золушке, могу добавить новости о наших знакомых тигрятах Кузе, Боре, Илоне и Светлой. Трое из них Кузя, Боря и Светлая поселились вместе на юге Еврейской автономии, и, похоже, Светлая и Боря создадут пару. Тигрята ожидаются следующим летом. А вот Илона пока одна-одиношенька, но невеста на выданье.

А вот еще другой чудный момент. Начальство хочет, чтобы я в срочном порядке отгуляла в следующим году долги по отпуску...434 дня.

Я тут подумала: с начала нулевых, откуда тянется эта задолженность, моя зарплата была чуть выше нищенской. Соответственно и отпускные. сейчас она выросла даже не в разы, а КРАТНО! Вместе с отпускными. А в банке мне дают максимум 9 проц годовых.

Пожалуй, это мое лучшее вложение капитала. Так, что пусть лежат, растут.

Фото: Приморский Сафари-парк


Статья написана 16 декабря 2015 г. 03:23

Вот тема, на которую я могу трепаться бесконечно. Благо слова — мой рабочий инструмент, и я целыми днями ничего особо не делаю, кроме как плету из них кружева. Слова не отпускают, даже когда я сплю, продолжая крутиться в голове (Обычное утреннее: Куда подскочила?- Черт, мне тут убойный заголовок ночью в голову пришел — Чудненько, а фактура под заголовок у тебя есть?- Был бы заголовок, фактура подтянется!).

Поэтому я всегда с удовольствием читаю все, что попадет под руку, на тему лингвистики. А попадает не так и много, к сожалению. Поэтом с радостью спешу поделиться: Джек Вэнс «Языки Пао»: :

Джек Вэнс "Языки Пао"
Джек Вэнс "Языки Пао"

Лингвистика
Лингвистика



Я люблю язык, на котором говорю, пишу и, главное, думаю. Люблю за то, что он, этот язык, дает просто неограниченные возможности для творчества. Вот, к примеру, я не знаю, как называется объект. И не важно! В моем распоряжении есть суффиксы, приставки, частицы и еще много чего, с помощью которых всеми узнаваемое качество объекта я могу превратить в его обозначение, и все поймут, о чем идет речь. Более того в моем распоряжении есть масса нейтральных слов, которые могут, в зависимости от обстоятельств, обозначать что угодно, и опять же, все меня поймут!

Еще более потрясает этот язык, когда дело доходит до описания эмоций. Всего лишь устойчивый набор слов и выражений, но вмещающих огромный диапазон ощущений — от восторга созерцающего закат философа до ...э-э-э...незабываемых впечатлений от удара мизинцем ноги о косяк темной ночью.

Жителям планеты Пао с языком так не повезло, как мне. Им достался язык, в котором напрочь отсутствуют глаголы, отчего описания любого действия становятся многословными и расплывчатыми. Как результат, жители Пао пассивны, медлительны, не агрессивны и не любят проявлять инициативу. Из тех, кому легче подставить ударившему вторую щеку, чем дать сдачи.

К сожалению, этим качеством паонитов, ставшим следствием их сформированного безглагольным языком пассивным мышлением, постоянно пользуются те, кто необдуманно считает, что вот им-то жаловаться на лингвистику не следует.

Управление
Управление

Несчастных паонитов постоянно обирают и бессовестно используют в своих интересах те, в языках которых нет слов милосердия и сострадания. У одних угнетателей они заменены на слова величия и воинской славы, а у других — на слова чистой логики и личного успеха.

Редкое произведение, основу которого составляют законы, диктуемые главным инструментом писателя. Причем речь идет не о создании искусственных языков для предания большей достоверности происходящему. Напротив, в романе нет ни одного слова, которое бы требовало дополнительного разъяснения, поскольку главное здесь не само слово, как средство для обозначения чего-либо, а его значение для людей.

Здесь слово, речь, язык рассматривается, как первооснова формирования мышления, определяющая поступки и достижения не только отдельных людей, а целых обществ и цивилизаций. Как ключи, которыми можно открыть в разуме двери для творчества, воображения, агрессии, свободы или наглухо запечатать их, убрав из употребления одни слова и заменив другими.

Навязанное в результате достаточно жестокого эксперимента многоязычие явно пошло Пао на пользу. Паониты, наконец, проснулись от многовекового сна и застоя, получив вместе с новыми языками и бесценный дар разнообразия и множественности подходов к решению одних и тех же проблем. Столь же бесценным оказался этот опыт для экспериментаторов с Брейкнесса, которые с помощью новых языков получили возможность стать более человечными. Ну, а читатель, читатель на примере планеты Пао, может, поймет, для чего все-таки нужно изучать иностранные языки.

Прекрасный приключенческий роман, в котором слова не только инструмент, но и главные герои. Более простой и незатейливый, чем знаменитый "Вавилон-17" , и тем более не такой, как перегруженный выдуманными языковыми изысками "Анафем" , но от этого не менее привлекательный и умный, доказывающий на практике, что для разговора о важном необязательно городить гигабайты искусственных терминов. Достаточно имеющихся в распоряжении любого человека простых и вполне понятных слов.

Фото: общедоступные ресурсы yandex.ru


Статья написана 13 декабря 2015 г. 07:05

Если сказать кратко, то не понравилось. После трудностей и мучительного выбора первой книги, проблемы мучающихся со скуки наркоманов кажутся мелкими и искусственными. Подобное, но в более интересной форме, можно прочитать у того же Уоттса или Грега Игана, а не ждать бог знает сколько страниц, что произойдет хоть что-то стоящее. Поэтому на ваше усмотрение и без рекомендации: Ким Стэнли Робинсон "Золотое побережье":

Ким Стэнли Робинсон "Золотое побережье"
Ким Стэнли Робинсон "Золотое побережье"

Одну и ту же историю можно рассказать по-разному, в зависимости от декораций и времени, в которые решит поместить автор своих героев.

Вот что такое "Золотое побережье" -все та же старая, как мир, история взросления и выбора собственного пути. Тот же самый сюжет, что и в "Диком береге", только развивающийся не в жестоком посапокалиптическом мире, а в относительно благополучном недалеком будущем.

Может кто-то не заметил, но сюжет и его наполнение событиями, не мелкими деталями, а именно глобальными для героя событиями, способными повлиять на его мировоззрение и тот самый выбор пути, к которому все и сводится в конечном итоге, остается практически неизменным. Бездумное плавание по течению жизни- неясная неудовлетворенность происходящим- конфликт с отцом- участие в "сопротивлении"- встреча с настоящей любовью- выбор пути через творчество (литературу).

Как и "Диком береге" история начинается, когда главный герой и его друзья походят к переломной точке своей жизни. Детские игры подходят к концу, пусть это "детство" у молодых людей и затянулось на добрый десяток лет дольше, чем у героев постапокалиптического мира(вполне понятный момент: в нашем реальном мире у некоторых детство не заканчивается до седых волос).

Нашего героя Джима больше не удовлетворяют бездумное безделье, бесконечные вечеринки, случайные связи и лживые чувства, навеянные наркотиками, искусственный мир стекла и бетона. Неясное чувство неправильности и нереальности происходящего заставляет метаться, совершать глупые и необдуманные поступки.

Золотое побережье
Золотое побережье

Поражает полное незнание жизни 27-летним мужчиной, который, вдруг обнаруживает, что застрял в подростковом возрасте, и не понимает, что необходимо сделать, чтобы, наконец, повзрослеть. Все, что наполняло до этого жизнь, становится скучным и неинтересным, что заставляет искать новые точки приложения мысли и энергии.

Вот только оказывается, что о реальном мире герой имеет слабое и расплывчатое представление. Причем обо всех аспектах: от функционирования общества до человеческих отношений.

Все что происходит с главным героем более напоминает пробуждение от долгого наркотического сна с обязательной ломкой в результате отмены привычного дурмана. Это пробуждение медленное и подробное, занимающее едва ли не две трети романа, когда целыми десятками страниц не происходит практически ничего. А если и происходит, то это события и поступки, окрашенные истерическими красками не вполне ясного рассудка.

Еще одним аспектом, который может оказаться интересен только краеведу конкретного американского округа, является многостраничная и подробная история освоения калифорнийского побережья едва ли не от каменного века, и который оставил меня полностью равнодушной. Вся книга наполнена неизмеримой тоской по временам патриархальной фермерской тишины и размеренности, которая оказалась предана и уничтожена, когда люди променяли обычные человеческие радости на погоню за призрачным богатством и ложным блеском потребительского счастья. И эти ностальгические страницы оставили равнодушной тем более: слишком они не вяжутся с образом жизни и поступками героев.

И, как в первом романе, лично для нашего героя все завершается вполне благополучно. Он находит все, что ему нужно для счастливой жизни: любовь, понимание близких и призвание, дающее ощущение значимости. И, как вы догадались, это опять творчество, а именно литература.

Но если первая история, постапокалиптическая, была и трагична, и нова, несмотря на вечные проблемы, то ее повтор уже не вызвал особого интереса. Ну, не могла и я найти для блуждающего в наркотическом тумане истеричного героя того же сочувствия и понимания, что и для его борющегося за жизнь и достоинство двойника из едва возрождающегося мира.

Фото: общедоступные ресурсы yandex.ru





  Подписка

Количество подписчиков: 134

⇑ Наверх