fantlab ru

Все отзывы посетителя keellorenz

Отзывы

Рейтинг отзыва


Сортировка: по датепо рейтингупо оценке
– [  2  ] +

Александр Пушкин «Пиковая дама»

keellorenz, 21 июля 00:25

В качестве лучшего у Пушкина это произведение, конечно, не подходит — слишком простой язык повествования, плохо раскрыта любовная линия, про логику я вообще молчу...Но у повести есть одна сторона, про которую рецензенты ниже забыли. Во времена её написания мировоззрение у людей было мистическим, люди верили в эзотерику и прекрасно понимали, что в основе сюжета лежит случай с реальными людьми: Сен-Жерменом, графиней Галицыной Натальей Петровной и её внуком, отыгравшимся в карты по бабулиной технологии. В Питере до сих пор сохранился её дом, кстати — мадам прожила невероятный срок по тем временам — почти 100 лет и действительно встречалась с таинственным графом. Никто её не убивал... Описание реального странного случая производило по тем временам неизгладимое впечатление на дворянство. Некоторые до сих пор верят, что рассказ (вернее первоисточник рассказа) Пушкина это один из немногих «доказанных» фактов о Сен Жермене, который якобы живёт веками, владеет секретами картежной игры, присутствует в списках собраний масонских лож в течении столетий (в интернете есть даже фотографии этих списков). А кто знает? А вдруг и правда? Пионерская страшилка Пушкина именно поэтому и вошла в народный фольклор. Всем хочется чуда и быличек на грани реальности и вымысла.

Оценка: нет
– [  3  ] +

Колин Уилсон «Паразиты сознания»

keellorenz, 13 июля 23:36

Паразиты сознания Уилсона — очень сложное чтение. Вдохновляясь на уровне сюжета, очевидно, работами Рассела («Зловещий барьер») ,Стэплдона («Пламя», «Странный Джон») и особенно пьесой Бернарда Шоу «Назад к Мафусаилу» автор развернул широкую философскую дискуссию на тему того, почему прогресс 17...18 веков обернулся Бухенвальдом в веке 19 и 20. И чтобы докопаться «до руды» , что называется, он по сюжету через серию инициаций, метафизических озарений и экспериментов группы экстрасенсов из академической среды погружает читателя в глубины коллективного бессознательного. С конечной целью поймать того самого «паразита сознания» из названия за волосатую лапку. Чего тут только нет... И лавкравтовщина, и инопланетяне, и битва с самим собой, и управление вселенной не вставая с дивана, и континентальная ядерная война, и космические полеты... Есть даже про перемещение Луны с орбиты... Автор имеет познания и в юнгианстве, и в гноссеологии Гуссерля, прекрасно шарит в трудах Уайтхеда, Гурджиева, Чарльза Форта, Олафа Стэплдона, Тейяра де Шардена, Блаватской... Местами я (как и рецензенты ниже) действительно ловил себя на смутном ощущении, что паразиты сознания существуют в реальности и влияют конкретно на меня — читателя книги и на общество вцелом. По итогу паразитов удаётся путем неимоверных усилий планетарного масштаба отправить на историческую родину и читатель остаётся со светлым ощущением в душе, что причина всех его страданий, если таковые есть, в том, что человечество под властью психовирусов (не важно, виртуальных или инопланетных) бесконечно воюет за участки планеты, изничтожает отдельные нации под корень, насилует и убивает вместо того, чтобы на основании науки развивать прогресс технический и духовный. Я уже думал посмеяться и бросить вникать в эту спорную и основанную буквально на пустом месте фантазию (философскую метафору), но потом оглянулся вокруг посреди термоядерно жаркого лета 2024 года и у меня пошел мороз по коже. Внезапно понял я, что Колин Уилсон явно что-то знал. Угадал прямо до деталей, до радиоактивного пепла британский колдун... Иногда эзотерики точнее маститых футурологов всего 20 века вместе взятых. Не навязываю, книга сложная, но даёт пищу для размышлений. Твёрдая пятёрка.

Оценка: 5
– [  -2  ] +

Виктор Пелевин «Generation «П»

keellorenz, 7 июля 15:40

Роман «Generation П» — это футурологическое высказывание о России пред-интернетной эпохи, когда она стояла , по мысли автора, на развилке : встроиться в мир Запада и попасть под власть корпораций и виртуализированной политики (все западные и российские политические персоны в мире романа моделируются с помощью компьютерной графики «иллюминатами»), или переобуться в лапти, избрать президентом страны мужичка от сохи с воззрениями левого популиста , надеть косоворотку и идти по полю куда-нибудь в даль... Начинается роман как биография интеллигента-гуманитария и философа, в котором угадывается сам автор (член южинского кружка, кстати, того где Дугин и Головин). Он пытается встроиться в рыночную экономику, попадает а мир рекламы и делает карьеру типичного работника масс-медиа, пока не сталкивается на самых верхних ярусах руководства с мистикой и мировым правительством, которое управляет человечеством через рекламный бизнес и высокие технологии типа нейросетевых личностей-фантомов. И тогда герой начинает менять систему изнутри доступными методами, обеспечивая России баланс интересов (уж не говоря о лаптях и косоворотках). Учитывая мировую политическую повестку того времени и оглядываясь на четверть века в прошлое скажу так — пророчество Пелевина было из разряда самосбывающихся (сбылось по написанному буквально). В этом и состоит главная слабость романа — он подсознательно влияет на читателя, убеждая его в бесполезности участия в политике (все выборы подтасовываются)что в РФ, что в США, но при этом ностальгирует по Империи (сцена с колоссальной заброшенной станцией РЛС) и считает, что её можно восстановить, пробравшись во власть с чёрного хода. Позиция конечно так себе, т.к. ничего, кроме упадка духа она не вызывает: народ буквально низводится до стада баранов, которых можно загнать обратно в совхоз ссср (с некоторыми элементами нэп) с помощью бесчестных методов, которые оправдываются автором. По итогу — самая ошибочная философская концепция в русской литературе, вводящая читателя в иллюзию предопределенности вообще всего и лютую конспирологию. Философские заблуждения — самые опасные. Не читайте. Тут и 1 балла много.

Оценка: 1
– [  0  ] +

Артур Кларк «Спасательный отряд»

keellorenz, 5 июля 19:49

Наверное я первый замечу- сюжет рассказа просто копипаста последних глав романа Олафа Стэплдона «Последние и первые люди». Т.е. все это : взрыв Солнца, досветовые ковчеги и т.п. было описано , на минуточку, в 1930 году. Никакого новаторства тут нет от слова совсем.

Оценка: 1
– [  3  ] +

Мишель Уэльбек «Элементарные частицы»

keellorenz, 3 июля 14:07

Роман Уэльбека «Элементарные частицы» — термоядерная бомба, заложенная под западное общество. Вторая такая же бомба была только в романах Балларда. Почему? Сейчас поясню. На уровне сюжета книга представляет собой бессистемное описание мытарств клинических психопатов в мире нормальных европейских людей, которые, не осознавая свои ментальные проблемы, решают их диковинными способами через разные сексуальные девиации. Мысль автора простая — вместо похода к психологу и психиатру, давайте решать проблему методами альтернативными : убийствами, #роскомнадзор, промискуитетом, необычными сексуальными практиками и т.п. Якобы этот род опыта позволит выйти за пределы плохой (капиталистической, да и вцелом ) реальности. Такие искания — это действия буквально в шаге от традиционного гитлеризма, в котором смысл существования обретается через посвящение себя империи как самоцели (см. , например, эволюцию поэта Евгения Головина ). Альтернативой же маяте и бессмысленности бытия служит трансгуманизм, который автор критикует и понимает как крах цивилизации — типа постдлюди уже не будут людьми. Позиция автора — типичный гностицизм традиционалистского толка, созвучный учению южинского кружка (Мамлеев, Дугин, Головин). Вместо решения проблемы подкладываем читателю чёрную, как ночь, идеологию самопознания ,самореализации и обретения смысла через убийство и #роскомнадзор (мне даже неловко описывать, до каких граней садомазохизма доходит в своих описаниях автор), как в «Шатунах» Мамлеева. А трансгуманизм — это зло, отнимающее у людей радость страдания. Не страдаешь- не живёшь. И пусть читателя не смущает НФ часть романа про модификацию людей (в финале все человечество обрело счастье трансгуманистического бессмертия «по Олафу Стэплдону» буквально — примерно как 5 ,17 и 18 разновидности людей в «Последних и первых людях»). Главный враг тут описан чётко — вектор прогресса, уменьшающий страдания до 0 через новые технологии. Бородатые сторонники топора народного гнева и ножичка в сердце невинного ради того, чтобы заглянуть в сферы незримого Иодалбаофа аплодируют стоя. Правоконсерваторы и ультролеваки-ленинисты в европе снимают шляпу. Ставлю не выше 1 и категорически не рекомендую. Отдельно замечу, что примерно четверть книги представляет собой псевдонаучную статью про генную инженерию, а еще одна четверть — жуткое и подробное в описаниях педофильское гуро в стиле фильма «Мученицы» — возрастные ограничения строго 21+

Оценка: 1
– [  1  ] +

Герберт Уэллс «Замечательный случай с глазами Дэвидсона»

keellorenz, 2 июля 16:37

Очень странный рассказ про то, как герой, словно надев шлем виртуальной реальности, начинает видеть мир в другой точке планеты. С точки зрения науки это полная, конечно, лесная дичь, но написано таинственно и интересно. Автор говорит читателю, что вот было бы круто подсматривать события на каком-нибудь удалённом уголке земли... Собственно сама идея, пусть и несколько иным способом, реализована уже в 21 века через вебкамеры. Почти наверняка это и есть реализация конкретно этой фантазии Уэллса. Справедливости ради надо отметить, что параллельно с Уэллсом девайсы для видеосвязи придумывали многие авторы , начиная ещё от «Омега» Фламмариона , но тут написано технически безграмотно, но очень подробно, визуально зримо и таинственно.

Оценка: 6
– [  2  ] +

Алехандро Ходоровски «Инкал»

keellorenz, 1 июля 01:27

Сложная для понимания философская работа Ходоровски и Жиро (Мебиус) будет интересна скорее не любителям НФ, а почитателям гностической традиции — метафизический путь сыщика Дифула , случайно ставшего обладателем таинственного кристалла, по мирам и планетам «дюнообразного» сверхдалекого будущего является по сути дела трактатом о поисках себя и своего предназначения. Проблема только в том, что авторы не проговаривают это явно, а перемешивают космооперный сюжет с настолько редкими и малоизвестными концепциями, что ребус поддаётся разгадке только людям с познаниями в эзотерике уровня Дугина или Головина. Кто такой бог-Злат (Демиург?), почему время во вселенной идёт по кругу, как в дне сурка, зачем нужен наблюдатель для божественного творения и почему бог создаёт вселенную по манихейской традиции я, честно сказать, едва ли понял. Понятно только, что Дифул с божественной миссией не справился (хотя по сюжету и сверг пару имперских деспотов) и, не будучи пневматиком, остался на второй «год» длиной в миллиарды лет. Чёрного кобеля не отмыть до бела — таков печальный посыл этой мутной эпопеи. Без духовного саморазвития ничего не получится, даже бог-Злат убогого духом не спасёт. При этом жертвы хороших людей-друзей Дифула, отдавших за него жизнь в взошедших на алтарь самодезинтеграции оказались по итогу истории напрасными... Иногда надо подняться с дивана и начать думать головой, жить чем-то большим, чем деньги и женщины. Как-то так. Очередное зеркало для персонально вашей души от мастера эзотерических практик. Рекомендую, но с осторожностью. Прочистка ума не всегда приятное занятие...

Оценка: 10
– [  3  ] +

Густав Майринк «Голем»

keellorenz, 28 июня 21:39

Произведение написано совершенно генильно по форме и замыслу, но это тот род гениальности, когда слепнешь, глядя на солнце в полдень, а не любуешься красивым закатом. Сравнить можно с «Горменгастом» Пика — городские «кирпичные» локации еврейского гетто, сверхдетальное описание страниц на 10 занавесок, молодых девок, алкашей, ветра, еды, пьянки и т.п. Майринк , будучи сам евреем, пишет про богоизбранный народ с натурализмом Бабеля прямо как есть — ничего не преукрашивая, а местами даже и сгущая краски беспросветной несчастной жизни. Детективное действие умышленно запутано, так что не понятно, от имени кого идет рассказ , кто рассказчик и в каком времени все происходит, сон-явь путаются, водят хоровод какие-то бессмертные колдуны, педофилы, эрос, смерть, каббала, Голем из легенд. От этой книги идет весь Дэвид Линч со своим «Твин Пиксом», но Майринк пренадлежит не к индуистской или буддистской мистической традиции, а к еврейской, поэтому пристегните ремни, тут все намного реалистичнее и ужаснее. Эзотерика просто термояденого уровня, вроде как у Мамлеева или Головина, она аналогично охватывает всю суть человеческого бытия. Ощущаешь себя полностью погруженным в мир фантазий автора, как будто ты в кино... Иной раз чувствуешь, что ты сам воплотился в одного из персонажей романа — и у вас мурашки по коже пойдут, когда вы поймёте, в какого именно. Игры кончились, тут все серьёзно... Читать только с бокалом кошерного вина и не перед сном. 11 баллов из 10.

Оценка: 10
– [  1  ] +

Кларк Эштон Смит «Феникс»

keellorenz, 23 июня 20:27

Рассказы про погибель Земли с сверхдалеком будущем из-за эволюции Солнца начали писать ещё в 30е годы — по моим представлением впервые это было в «Последних и первых людях» Олафа Стэплдона: там есть и про остывание Солнца, и про его нагревание/расширение, описаны и более-менее правдоподобные планы спасения. В большинстве работ более позднего времени все заканчивалось бегством землян в глубокий космос на звездных ковчегах или сверхсветовых кораблях (а то и самих планетах, как у Эдмонда Гамильтона). В данном случае Смит немного нарушает традицию — вместо бегства от остывающего Солнца у него перезапускают ядерную реакцию (ну ладно, простим поэту слабое знание физики) путем подрыва ядра светила атомными бомбами. Действие происходит в стэплдонских масштабов грядущем (все описано довольно подробно), но меня больше торкнуло не это, а поэтический стиль повествования. Так писали авторы типа Брюсова в начале 20 века (а ведь и Смит писал стихи) — мощно, драматично, следуя традиции древнегреческих трагедий. Эдакий миф о последних людях, закате человечества и любви мужчины и женщины, которая ,жертвуя собой ,победила злую судьбу. Из российских авторов все конечно вспомнят Альтова ,но Кларк Эштон Смит был и раньше , и не связан с идеологией коммунизма. Не зная имени автора, можно решить, что его написал какой-нибудь не слишком заидеологизированный советский писатель типа Леонова или Ефремова. Удивительный рассказ для своего времени и один из лучших у этого автора.

Оценка: нет
– [  2  ] +

Герберт Уэллс «История покойного мистера Элвешема»

keellorenz, 23 июня 17:39

Один из самых лучших и эталонных образцов жанра нф, посвящённых бессмертию, которое тут достижимо и научно (без мистики), но с одним маленьким нюансом :кто-то умрет за вас, а вы будите жить в ином теле. На момент написания это было чистой сказкой, в 60е казалось достижимым, в 90е — глупостью. Ну а в связи с нейросетями и первыми виртуальными личностями я уже думаю, что такого рода реинкарнации технически разрешимая задача в том или ином виде. Например душа какого-нибудь политика сможет переселиться в машину и избираться на 3й или 33й срок веками... С другой стороны сам рассказ чудо как хорош и его идея повлияла на множество произведений искусства, вплоть до сериалов. И знаете что, я думаю рано или поздно по такому сюжету напишут римейк или сиквел, а то и снимут сериал, т.к. тут есть масса пока нериализованных сюжетных заделов .

Оценка: нет
– [  3  ] +

Герберт Уэллс «История Платтнера»

keellorenz, 21 июня 20:17

Совершенно выдающийся рассказ, поднимающий тему концептуального переворота и параллельных миров. Неосторожное обращение со случайно найденным порошком и...главный герой попадает из нашей реальности в реальность истинную, которую мы не видим, живя словно в матрице. Странную до жути и непостижимую, но все же напоминающую и наш мир. Скорее всего сюжет был навеян работами Цёльнера типа «Трансцендентальная физика» (оказавшего влияние и на Гастона де Павловски именно в таком же контексте) про четвёртое измерение. Очевидно влияние рассказа на миллион других произведений, включая Лавкрафта и серию фильмов «Фантазм».

Оценка: 10
– [  5  ] +

Герберт Уэллс «Похищенная бацилла»

keellorenz, 21 июня 19:48

Рассказ, конечно, для нашего времени примитивен, но это примитивность не того рода, которая равна глупости, а идущая от простоты изначальной формы описываемого научного явления. Кто-то же должен был ударить в пожарную рынду первым... История про биотерроризм и опасность утечки научных исследований написана великолепно, со всеми нюансами и подводными камнями. Это фантастика предупреждения в чистом виде и в данном случае она не устарела вообще. Недавняя эпидемия ковида идеально подтверждает , что Уэллс попал со своей фантастикой в 10ку. Такие произведения пишут редко, т.к. это действительно научная футурология, которую пишут в обнимку с энциклопедией (википедией) и учебником биологии в руке. Появление таких работ — признак научного мировоззрения общества. Когда их мало и все больше пишут про попаданцев, богатырей из дремучего леса, магию и сверхтехнологии — общество приболело.

Оценка: нет
– [  3  ] +

Лоуренс Мэннинг «The Living Galaxy»

keellorenz, 15 июня 15:16

В работах праотцов футурологии идея превращения малых планет в космические корабли-ковчеги с атомным двигателем для освоения иных звёздных систем появилась на рубеже 20х и 30х годов в работах Циолковского, Джона Десмонда Бернала и Олафа Стэплдона : эти авторы почти синхронно дошли до такого рода решений, исходя из представлении о конечности (остывании) Солнца и опасности столкновения Земли с чем-то вроде кометы. Предполагалось, что экипаж во время полёта будет или сменяться за счёт рождаемости, или состоять из генетически модифицированных потомков человечества, живущих бесконечно долго. Мэннинг, не выдумывая ничего нового , раскрывает тему для читателей журнальной НФ именно в подобном варианте (обитатели звездолетов у него одновременно и биологически бессмертны, и способны к деторождению), удивляя масштабными картинами межзвездной экспансии. Во второй части рассказа описывается любопытный поединок между человечеством и циклопическим хвостатым монстром, состоящем из атомов-звезд (вероятно это отголосок заключительных глав романа Стэплдона «Последние и первые люди» — там тоже описывается похожий звездный катаклизм). Словно шахматная партия, ведётся грандиозная галактическая битва с флотами планетоидов, взрывами звёзд , колонизацией других планет и полетами за пределы галактики. Причём все происходит черепашьими темпами на досветовых скоростях, не противоречит науке (никаких инопланетян-гуманоидов и свехскоростей!) и длится миллионы (!) лет. Появляется и звезда смерти из лукасовских «Звездных войн»... Автор не особо торопится — герои основывают, к примеру, цивилизацию только ради того, чтобы использовать ресурсы планеты на продолжение космического «крестового похода». Масштабность изображаемого превосходит едва ли не все, что было написано в фантастике за 20й век — только в веке 21 тренд на вполне реалистичную идею досветовой межзвездной экспансии был развит Рейнольдсом и Джоном Райтом. План Циолковского-Стэплдона-Мэннинга по выживанию людей на масштабе миллионов лет продолжает жить на страницах реалистической научной (от слова наука) фантастики.

Оценка: 10
– [  1  ] +

Клиффорд Саймак «Космические инженеры»

keellorenz, 13 июня 20:53

Произведение нечитабельное от слова совсем. Автор намешал в кучу все, до чего мог дотянуться в рамках журнальной фантастики того времени: Плутон, освоенная солнечная система, криосон, команда добрых молодцев и девиц, спасающих мир, сверхтехнологии, полёты в космос, детальное описание сверхдревней цивилизации инопланетных роботов (задолго до Азимова, но все же позднее Кэмпбелла) , несуразные звездолеты со сверхсветовыми двигателями... Стиль повествования просто ужасен — я не верю, что это писалось на трезвую голову. Все максимально труднопредставимо, насыщено сверхтехнологиями , антинаучно и алогично. Напоминает Головачева во цвете лет с его космогониями . Единственное, что запомнилось : концепция мультивселенных. Автор дописался до того, что вся вселенная (не Галактика Млечный Путь, а Метагалактика целиком) превращается в управляемый изнутри звездолет (универсумолет?), который как пузырь плавает по нужному курсу в неком море (универсуме высшей иерархии) , взаимодействуя с другим пузырем — вселенной своего рода «пиратов». В жанре космогонической НФ нечто такое было только у Олафа Стэплдона в «Создателе звезд» — но у Симака все еще более подробно и детально... В общем писанина эта имеет ценность для историков жанра из-за запредельных даже по меркам фантастики масштабов изображаемого (до Симака такие сюжеты в 30е были только у Стэплдона и Лоуренса Мэннинга), но с точки зрения литературы это просто позор.

Оценка: 1
– [  2  ] +

Камиль Фламмарион «Люмьен»

keellorenz, 9 июня 21:09

Первая попытка в мировой литературе поместить человека и человечество в контекст Вселенной в астрономическом , научном смысле этого слова, осмыслить бытие через законы физики и химии. Фламмарион предвосхишает всю космогоническую НФ и философию космизма 20 века , более известную по книгам Циолковского, Стэплдона, Лема, Кларка и т.п. авторов. Масштабы изображаемого поражают воображение даже искушенного читателя.

Оценка: 4
– [  3  ] +

Виктор Пелевин «Священная книга оборотня»

keellorenz, 9 июня 18:09

Эпоха хипстерства началась не с айфона, а с началом развития it индустрии, когда люди получили возможность работать и зарабатывать в условиях, деликатно скажем, корпоративного государства. Но задолго до сладостной зори неолибертарианства член эзотерического южинского кружка Виктор Пелевин выпустил роман, в котором как раз и сталкиваются независимые от обстоятельств судьбы, свежие для идей, что постельное белье из ИКЕИ и пофигистичные люди пост-ссср и люди 80х годов из силовиков — ФСБ. Причем столкновение идёт не по пути противостояния, а чернз заманивание отважного чекиста, являющегося мистическим повелителем-волком нефтяной отрасли России в постель (нору-противоатомное убежище) малолетней проституткой-оборотнем (лисой) из Китая. Сцены секса 11+ перемешаны тут с какой-то заумной гностической мистикой и по итогу все заканчивается крахом России 90х и переходом её, видимо, в некий аналог Китая. Через секс с малолеткой — к божественному гностическому опыту, смене концепции, нирване и концу пост-ельцинской эпохи. Вот только глядя через 20 лет на те времена начинаешь думать, что пелевинское предсказание о смене водки на велосипед, нефти на интернет, девушек в мини на девушек в трусах и спортивных найках, мобильников на айфоны а царя в погонах на царя в кроссовках и майке с рок-группой не особо-то и сбылось. Китайский и любой Восточный опыт в России живет не дальше пограничного столба между московской областью и остальной 1/6 частью суши. Так что увы — время свершения пророчества Пелевина о грядущем ещё не настало. Настанет ли? Виктор Олегович не сомневается, а я, глядя со своего китайского смартфона ролики с китайского тиктока про полуголых китайских фури-лисиц с хм... хвостом не знаю что и сказать...

Оценка: 6
– [  2  ] +

Джон Варли «Нажмите «ВВОД»

keellorenz, 8 июня 19:15

Ветеран корейской войны с птср оказывается , как Ватсон у Конан Дойля , втянут в детективную историю с убийством соседа, которую он расследует с местным «Холмсом» — совсем юной (с маленькими грудями, как написано) хакершей-камбоджийкой , бежавшей со своими либертарианскими взглядами в сша от социализма кровавого Пол Пота. Все следствие ведётся по компьютерным сетям (праобразу интернета), которые описаны для своего времени детально и правдоподобно. И чем дальше заходит следствие, тем крепче отношения ветерана с новой знакомой и тем страннее и загадочнее выглядит мотив убийства. В трагическом финале интрига поднимается до библейских масштабов, хотя загадки остаются не разгаданными. Я бы назвал данное произведение едва ли не первым в истории нф интернет-детективом, в котором предсказано кое-что (не интернет), ставшее пугающей реальностью в буквальном смысле после 20х годов....

4 балла. Рекомендую. Как детектив с вкраплением нф и неожиданным футурологическим пророчеством (сбывшимся в реальности через лет 40) вполне читабельно.

Оценка: нет
– [  7  ] +

Леонид Каганов «До рассвета»

keellorenz, 8 июня 12:14

Рассказ Каганова про гибель (ну почти) человечества от кометы и реакцию на него москвичей (грабежи, молитва, разврат, водка, убийства, #роскомнадзор) хорош только для того читателя, кто не знает историю жанра. Такой сюжет буквально встречается в знаменитой масштабной «стэплдонской» истории будущего человечества — «Омега»(«Гибель мира»), написанной за век (100 лет) до того французским астрономом и писателем Камилем Фламмарионом и рассказе «Звезда» Уэллса. Именно в связи с сексом есть и более литературная интерпретация у Харлана Эллисона в «Самый прекрасный день хорошей женщины» (1958г) . Автор совершает типичную ошибку начинающего писателя: переизобретает велосипед и подмешивает в текст эротику , наивно думая, что до него никто ничего подобного не делал. Таких рассказов полно на порнографических сайтах — бесконечное описание оргий на фоне апокалипсиса, газовой камеры в концлагере, на необитаемом острове, в пустыне без воды... Замятин (автор «Мы») то же самое хотел написать, разместив разнополых людей на гибнущем космическом корабле, который по спирали сходит с орбиты. На один раз рассказ, 3 балла за банальность.

Оценка: 3
– [  0  ] +

Клиффорд Саймак «Город»

keellorenz, 4 июня 21:25

Британские классические футурологи начала 20 века — Хаксли,Холдейн,Бернал,Стэплдон что те пчёлки: опылили множество цветов нф литературы. Их влияние ощущается , как ни странно это звучит, даже в советской фантастике времен Иосифа Сталина и Хрущева (Леонид Леонов, Казанцев, Ефремов), но в современном мире и их собственные книги, и книги их последователей оказались в тени американской ветви футурологической НФ — такой, как её понимал Клиффорд Симак (так правильно, не Саймак). Идущей скорее от развлечения, чем от душевной экзистенциальной страсти, эксплуатирующей философию трансгуманизма прошлых лет просто для построения сюжета. Его роман «Город» — яркий образец произведений подобного рода, пример сразу и литературного успеха, и литературного фиаско. Мягкая, как спинка кота, нежная, ламповая история будущего стэплдонского масштаба, в которой повествуется на примере одного семейства — клана Вебстеров про то, как судьба, рок, злые инстинкты и глупость уничтожили людишек хорошо читается на даче под кустом сирени, когда хочется потешить себя историей, а не заглубиться в бездны трансгуманистской философии. Симак даёт мозгу отдых, а не работу. История начинается с близкого будущего, во времена великого исхода человечества из технополисов в технодеревни (с вертолетами на атомном движке, гидропоникой и личными разумными роботами-колхозниками) где атомизация социума доходит до абсурда. В принципе конец прослеживается уже во второй новелле, а дальше сюжет вертится вокруг попыток спасения цивилизации через изменение философской парадигмы на более гуманистическую и одновременно с этим идущую от эпохи Просвещения. Много раз , веками и тысячелетмями люди не могут побороть собственных демонов: эгоизм, наплевательство на чужую жизнь, беззаботную праздность, виртуализацию бытия через матрицу (одно из ранних описаний, кстати). И разумные собаки ему не помогли, и добрые слуги-негры... ой простите бессмертные услужливые роботы с мировоззрением ангелов, и «ледяные» стэплдонианские сверхразумные мутанты, и марсианские «Бертраны Расселы»... Все промотали, все раскрошили в прах, так и не смогли унять первобытное буйство, эдакое гиперболизированное Я: комбинации всех плохих качеств, идущих даже не от злого сердца, а от гнилой философии эгоизма и необузданной саморазрушающей страсти. Конец людей был ужасен — чёрного кобеля не отмыть до бела, как известно... Последний из людей в финальном рассказе даже из матричного «гроба»-иллюзии чуть не уничтожил плохим советом нарождающуюся четвертую разновидность разума на планете — на этот раз коллективную... В разрезе вселенской мизантропии роман удался, чего не сказать о сюжете : он довольно вторичен и базируется на историях других авторов (Стэплдона, Мэннинга, Дель Рея и Эрика Франка Рассела), не внося ничего принципиально нового. Следить за историей среднестатистическому читателю интересно, но для начитанного фэна все довольно предсказуемо. Плюс к этому с научной точки зрения очень малоправдоподобно даже по меркам 40х годов. То, как Симак мог писать, хорошо видно по 3й новелле : про то, как как методами статистики отловили бессмертных мутантов и те попеняли на гнилую сущность подлой и корыстной человеческой душонки. Но увы — мощность одного рассказа не распространилась на весь текст. Большая его часть носит сумбурный характер, где довольно банальный сюжет заслоняет философию, а повторяемые истины утомояют однообразием. Не выше троечки. На один разок сгодится, но её более того.

P.s. прямыми аналогами романа «Город», откуда списывались концепции Симаком являются : «Последние и первые люди» Стэплдона (вся история про переселение на Юпитер),«Странный Джон» его же пера (история про мутантов), «Мана» Эрика Франка Рассела (вся история про разумных муравьев) ,Преданный, как собака» Дель Рея и «Сириус» Стэплдона (разумные собаки-наследники людей) , цикл Мэннинга про историю будущего «Человек, который проснулся» (виртуальная реальнось).

Оценка: 3
– [  2  ] +

Клиффорд Саймак «Простой способ»

keellorenz, 1 июня 22:34

Заключительный рассказ цикла похож на какой-то сюрреальный бред: лежащие в матрице в городе под куполом последние люди, роботы и собаки, параллельные миры с порталами, цивилизация муравьёв (не самое первое описание такого рода живности- было у праотцов жанра ещё в 30е годы), вымирание людей по их злой природе... Философия гуманизма, доведенная до логического и печального конца- из добрых побуждений цивилизация собак случайно выпилило все человечество. Гав-гав. Покажи лапкой на Звезду по имени Солнце... Спорный рассказ, 2 балла.

Оценка: нет
– [  3  ] +

Клиффорд Саймак «Эзоп»

keellorenz, 1 июня 22:24

Пацифистский рассказ про то, как дичающие последние люди на земле получили на орехи от разумных цивилизованных собачек за переизобретенную концепцию убийства (поохотились с луком). Автор вкладывает в уста (пасти?) представителей волчьих спорную теорию , по которой собаки должны пересесть с мяса на ботву с картошкой (хорошо хоть не блины с квасом)... Ведь и птичек-мышек жалко. Запомнился момент эвакуации проваливших проверку на гуманизм последних землян в параллельный мир через портал — такой же сюжет был потом у Фармера в «Тёмном солнце» и у Муркока в «Багряной игре». В том параллельном мире они и вымерли, что характерно.

Оценка: нет
– [  1  ] +

Клиффорд Саймак «Развлечения»

keellorenz, 1 июня 22:15

Вот тут Клиф понял, что идеи надо брать не только у Дель-Рея и Стэплдона, и откопал где-то журнальчик с рассказами Лоуренса Мэннинга. Именно отсюда перепрыгнуло шикарное и самое известное (но далеко не самое первое) описание виртуальной реальности и матрицы. А так это просто зарисовка декадетского вырождения ветви человечества, оставшегося на Земле вместо полёта на Юпитер с последующим переселением в местных существ-скакунцов (скакунцы тоже взяты из романа «Последние и первые люди»). Пример темы «Умирающий,земля», но довольно бессюжетный.

Оценка: нет
– [  0  ] +

Клиффорд Саймак «Дезертирство»

keellorenz, 1 июня 21:32

Просто переписанный фрагмент из книги Стэплдона «Последние и первые люди» , тот что связан с переездом человечества на иную планету с попутной бодимодификацией (у Саймка даже глупее — переселение сознания в тело инопланетной кенгурушки). Разница только в том, что у сэра Олафа это был Нептун, а у Клифа — Юпитер. Почему переезд связан обязательно с деградацией автор не пояснил, поэтому я ему ставлю не выше 2ки. Муть какая-то антинаучная. Кстати потом его Пол Андерсон скопировал зачем-то (только заменил планету на Сатурн)

Оценка: нет
– [  1  ] +

Клиффорд Саймак «Перепись»

keellorenz, 1 июня 21:23

А вот в этой новелле Клиф столкнул мутанта из романа Стэплдона « Странный Джон» (у Саймака — Джо) и разумных очеловеченных блохастых собакевичей из его же «Сириуса» или расказа Дель-Рея 30х ещё годов (фэндом разделился во мнении, кто у кого списывал). Мутанты — чокнутые социопаты выше людей умом, поэтому посылают со злом в сердце людишек куда подальше с их запросами уровня «спасите-помогите». Собаки же подгавкивают людям, пока со временем из рабов не становятся их же хозяевами. Годный рассказ, изобретательный, но за списывание не выше 3ки в журнал.

Оценка: нет
– [  2  ] +

Клиффорд Саймак «Берлога»

keellorenz, 1 июня 21:05

Не секрет, что в основе романа «Город» Саймака лежит эпопея «Последние и первые люди», и этот рассказ пожалуй самый «стэплдонский»: рок и нерешительность одного человека-стрелочника повернуло человечество, что тот поезд, на рельсовый путь всеобщей погибели. Однако если у Стэплдона аналогичную роль выполнил гениальный китайский физик, сознательно внешний в формулу ошибки, которые не позволили вовремя создать ядерное оружие и решить энергетическую проблему, то у Саймака по факту кокнули (врач не успел и опоздал на операцию)местного марсианского Бертрана Рассела и якобы это завело человечество в философский кризис и погибельную пучину. Не очень правдоподобно, скучно, вторично. 2 балла с натяжкой.

Оценка: нет
– [  2  ] +

Клиффорд Саймак «Город»

keellorenz, 1 июня 20:50

В этом рассказе весь Саймак : тёплая ламповая технократическая утопия-зарисовка про бегство людей из городов в сельские пасторали размягчает душу читателя, как говорится, но при этом полностью игнорирует простой математический расчёт, уж не говоря об экономике и социологии. Футурологическая составляющая просто провалена. Глупость этого текста ещё виднее, если вспомнить и сравнить её с похожей книгой Дёблина «Горы моря и гиганты», в который прямо предсказано появление мегаполисов размером с московскую область, и никаких там северных гектаров. В 20х, на минуточку, годах... Нечитабельно, 1 балл.

Оценка: нет
– [  3  ] +

Немо Рамджет «All Tomorrows: The Myriad Species and Mixed Fortunes of Man»

keellorenz, 30 мая 21:39

Я бы назвал этот текст научно-фантастической «порнографией» по мотивам творчества авторов вроде Стэплдона, Лема и т.п. Сюжет заключается в том, что инопланетяне прижали к ногтю расплодившееся по галактике человечество и модернизировали его по некой программе. По итогу возникла масса миров с самыми странными видами людей (примерно как нептунианская фаза человечества из «Последних и первых людей»), описанию которых и посвящена большая часть текста. Т.е. это просто каталог монстров , как в том альбоме Юрия Петухова, только с более подробными описаниями всяких там гнидогадоидов и симбиотиков. Некоторые исторические события, которые все же происходят, занимают какие-то 10% и это просто набор жанровых клише :постчеловеческие люди — обитатели хабитатов, войны, империи, сверхсветовые корабли и тп сказки из 30х годов 20 века. В России так писал один позабытый автор — Пётр Курков, повесть «История галактики» , опубликованная в 90е. Такой же набор исторических фактов без всякого смысла... К прочтению не рекомендую, 1 балл.

Оценка: 1
– [  5  ] +

Жозеф-Анри Рони-старший «Гибель Земли»

keellorenz, 28 мая 20:21

Великолепный, можно сказать, что канонический пример развития темы 'Умирающий земля» в сверхдалеком будущем. Напоминает роман «Гибель мира» Фламмариона, но выше него во много раз по литературному уровню. Конечно вся техника описана архаично, но довольно подробно — стилистика эдакого раннего «электропанка» или «дизельпанка». Можно сказать, что это некий аналог «Дюны» или «Кин-дза-дзы», написанный почти на век (!) раньше: пустынные земли, оазисы, остатки былых технологий (есть даже что-то типа интернета, самолётов, вездеходов и костюмов-стилсьюитов как на Аракисе), нехватка воды, странствия по целой планете, борьба за жизнь. Распад цивилизации, общества, отдельных племён, семей, попытки спасти женщин и детей... Мрачно, завораживающе , космически-ужасно. Сцена с последним(ну почти) человеком на земле, который выключает никому больше не нужные механизмы, целует последнюю женщину (которая вскоре «роскомнадзор»), плачет в отчаянии и выходит прощаться со вселенной от имени человечества — сильнейший образ в литературе подобного рода. Неустаревающая классика жанра, одно из первых действительно НФ произведений про природную катастрофу и сгинувшее человечество. Высокие драмы, библейский масштаб, душераздирающие и до слез жалостливые сцены конца человеческого рода, попытки выжить и ужасный финал. Бриллиант НФ. 10 баллов.

Оценка: 10
– [  4  ] +

Константин Циолковский «Неизвестные разумные силы»

keellorenz, 27 мая 23:02

Довольно своеобразная спекуляция Циолковского исходит из точки зрения, что существа прошлого созданы из менее плотной материи, а будущего — из более плотной. Поскольку вселенная в обе стороны бесконечна, то... тут автор запутался сам и постулирует, что зыбкие газообразные и (отдельно от них) эфирные твари возникли всё же в прошлом и живут посреди нас тайком. Т.е. у процесса уплотнения есть направление из прошлого в будущее. И мы управляемся, быть может, безмерно мудрыми сущностями из прошлого. «Уфология» Циолковского напоминает аналогичную гипотезу из романа Стэплдона «Создатель туманностей» и повести «Пламя», а также похожа на ранний роман Рассела «Зловещий барьер». Странно, но реальные свидетельства нло ,раскрытые недавно ЦРУ, как раз и подтверждают сказанное Циолковским — все эти странные шары над морем с элементами рационального поведения... Кто знает. Сам Константин Эдуардович наблюдал лично нло несколько раз.

Оценка: 5
– [  2  ] +

Станислав Лем «Сексотрясение»

keellorenz, 27 мая 18:47

Довольно глубокое размышление о том, как поставленная на поток коммерциализации сексуальная жизнь обернулась пресыщением и импотенцией (когда все опробовано и все можно, то не хочется уже ничего): сперва духовно-философски, а потом и практически — с участием безумного учёного и его изобретения. Бедствие принудительной антисексуальности для всего человечества едва не стоило ему жизни. Но чёрного кобеля, как известно, не отмыть до бела и секс-зависимости находится отличная замена... Рецензенты ниже уже попеняли Лему за искусственный финал с роялем в трусах... ой простите кустах, но я думаю тут он отдаёт дань любимому им Олафу Стэплдону — нечто подобное было в финальных главах малоизвестного в России (но максимально актуального прямо сегодня, на 24г) романа «Тьма и свет» — эпизод с вымиранием вымышленной тоталитарной деспотии, состоящей из Китая и России в

связи с зашедшей в тупик сексуально-демографической политикой. По мне у Стэплдона вышло изящнее и катастрофа обошлась без антивиагры 21 века, у Лема труба пониже и дым пониже, поэтому не 6 баллов, а 5. Рекомендую.

Оценка: 5
– [  0  ] +

Константин Циолковский «Горе и гений»

keellorenz, 26 мая 21:06

Циолковский относится к тем авторам, которые даже ошибаясь, не утрачивают своей своей значимости. Действительно, при первом прочтении данный трактат вызывает недоумение, если не оторопь: организовать мегаполисы-комунны из гениев с высоким iq, члены которых, подобно британскому парламенту, будут назначаться на снове выборов (с возможностью отзыва обратно во тьму) и содержаться на налоги простаков в обмен на интеллектуальную работу? Евгеническая селекция членов общества по уровню способностей и здоровья? Замена всех рас новой расой гениев на масштабе тысячелетий? Иной сочтёт это антинаучным и опасным бредом, но оглянитесь: разве в прошлом не по такому принципу была сформирована номенклатура ЦК КПСС в СССР? Кабинетные философы типа Ленина именно такую систему и породили, забыв, правда, про пункт с отзывом кандидатов на жизнь в раю , эдаких элоев Уэллса , обратно в деревню, если их интеллектуальная деятельность или деспотизм (прямо так и писано) дадут плохой результат обществу. Впрочем идея iq-кратий жива и сейчас, особенно в странах с корпоративной или подобной ей экономикой, где раем служит иной раз буквально одна-две (основная и культурная) столицы или отдельные городские районы — Сингапур, Гонконг (кстати там самая высокая концентрация персон с высоким уровнем тестов iq на планете уже сейчас), Шанхай , допишите список сами... Нечто подобное расматривали и на Западе — де Павловски (империя савантов), Стэплдон (эпоха патагонской цивилизации первых людей и катастрофа третьих людей), Деблин (идея мегагородов-грандшафтов перед эпохой Мордука)... Но им , я думаю, и а страшном сне не приснилось бы, что дойдёт до практической реализации этих селекционных проектов. Футурологи — они опасные люди, кто знает, не родился ли уже очередной Ленин или Илон Маск , который начнёт воплощать все это буквально.

Оценка: 5
– [  2  ] +

Константин Циолковский «Причина космоса»

keellorenz, 23 мая 18:19

В этом маленьком, на несколько страничек произведении русский философ задаётся вопросами , которые невероятным образом пришли на ум калужскому чудаку верно прямиком из космоса от высшего разума. Иначе я не могу объяснить, как деревенский учитель мог додуматься и до антропного принципа, и до идеи, что вселенная создана на основе математики (фактически мелькнула идея математической вселенной Тегмарка) кем-то за пределами материального мира вроде «Создателя звезд» Стэплдона... Но Циолковский идёт ещё дальше, дальше стэплдонского абсолюта и задумывается, не суть ли наш мир иерархия матриц-матрешек и есть что-то И ЗА ПРЕДЕЛОМ создателей вселенской гармонии. Иерархия бесконечных универсумов , бог, скрытый в математике, универсумы с другой физикой... Изучение философии тех лет меня поражает — не сгинь все в 30е годы во времена расцвета репрессий, Россия бы была бы дальше, чем сейчас Китай. 10 баллов.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Кларк Эштон Смит, Эрнест Милтон Джонстон «Посланец с Марса»

keellorenz, 17 мая 16:33

Сам рассказ примитивный, но именно тут впервые подробно и в привязке к космическим путешествиям описана планета, целиком покрытая единым разумным живым организмом, как в «Солярисе» Лема и в 'Живой планете» Лейнстера. Т.е. автор журнальной фантастики опередил великого Лема лет на 30. В 30е годы ,также ещё до рассказа Лейнстера ,такой же сюжет был в «Создателе звезд» Стэплдона (эпизод с живыми планетами в империи симбиотической цивилизвции арахноидов-наутилоидов), но Смит был перый. Приоритет ему.

Оценка: 3
– [  2  ] +

Станислав Лем «Путешествие двадцать первое»

keellorenz, 14 мая 18:10

В серии рассказов про Йона Тихого есть произведения разного уровня. Но это вероятно самое известное и популярное. В нем можно сказать, что весь Лем. Такого рода трансгуманистические манифесты писали в 30е годы Бернал,Стэплдон,Холдэйн, Хаксли (другой),Мэннинг, но Лем открывает тему для большевистских стран Варшавского договора впервые, мощно, зримо, с эдаким философским пафосом уровня стихийных космистов типа Платонова или Богданова. Ему удалось поразить, встрепенуть читателя сссрии, что тех воробушков. Сюжет тут дело вторичное : герой прилетает на некую планету, населенную роботами, и от них узнает стэплдонских масштабов историю местного человечества: с красочными подробностями, сложнейшими философскими вопросами и т.п. Космизм, биокосмизм, трансгуманизм , постгуманизм... В последней части мы узнаем о вере роботов — и это лучший и конечный трактат на тему религии, написанный на человеческом языке. Я не могу назвать это шедевром НФ, тк это классика общелетиратурного уровня. Лучшее произведение Лема и выдающийся трактат на тему будущего человечества из когда-либо написанных. Ученик Стэплдона и Уэллса тут превзошёл своих учителей. 11 баллов из 10.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Станислав Лем «Солярис»

keellorenz, 13 мая 19:31

«Солярис» Лема принято считать шедевром и вершиной творчества Лема, хотя что тут шедеврального выше моего понимания. Сам автор признавался, что принялся писать его вообще без плана, не зная ничего про какой-то там Океан-гигантский больцмановский разум. Зато мы знаем, откуда он эту идею взял. Точно такой же сюжет был у Мюррея Лейнстера в 40е (и литературно его рассказ мало чем уступает «Солярису», океан ,кстати, тоже называется женским родом) , а до него у Кларка Эштона Смита и Олафа Стэплдона аж в 30е годы. Если копать ещё глубже, то нечто подобное было и в 20е годы — у Деблина и Гастона де Павловского. Ладно, допустим идею Лем скоммуниздил (криптосоциалисту-леваку можно) , но и все остальное удалось так себе. В сюжетном смысле это вообще трудно назвать литературой: примерно половина текста — нудная завязка про тайны и загадки, возникшие на орбитальной станции, которая летает вокруг планеты с единым океаном. Главный герой сталкивается с ожившей герлфренд, которую он ранее привёл к #роскомнадзор, но видно с моральной частью романа Лем не совладал, и эта линия быстро исчезает в никуда. Затем идёт поход в библиотеку , где герой подробно собирает и подбирает данные к теории, что Океан обладает разумом. Ну и под конец он идёт к этому самому Океану на контакт, что-то там лопочет в стиле высокоценимого им Олафа Стэплдона (идея про материалистического Бога — ребенка оригинальна? Да ну! Это же просто копипаста с «Создателя звезд» , местами чуть ли не дословно) ну... и все. Финал открытый.

Каким образом это относится к НФ мне не очень понятно, тк науки тут мало, но и «обычная» литература крайне слабо проявлена — сюжет хаотичный, психологизма мало, никакой интриги нет. Лем философ вытеснил Лема литератора, но философия тут настолько глубоко вторична, что и обсуждать нечего. Нет даже популяризации философии, тк Лем стыдливо выдаёт идеи за свои, не объясняя, что источник подобных выкладок относится к 30м годам (а если считать от Уайтхеда и Больцмана — то и 20м)! Не выше трешечки.

Оценка: 3
– [  3  ] +

Станислав Лем «Насморк»

keellorenz, 11 мая 16:01

Зачем нужна НФ? Чтобы развлекать читателя. Но пан Лем своеобразный автор, который сам себя считал учёным, в задачу которого входит генерировать идеи научного плана из области кибернетики, философии, футурологии. Не будучи специалистом ни в какой области он амбициозно претендовал на полезные обществу суждения о мире. Не как его любимый Стэплдон — популяризировал концепции, а придумывал саму науку. И ладно бы это ограничивалось философией... Любое нф произведение Лема — это позор и эпик-фэйл, любое научно-популярное или философское произведение- шедевр. В данном случае он придумал нечто среднее между нф, научпопом, детективом и наукой — и не прогадал. Сюжетно речь идет о расследовании загадочного невозможного преступления, характер которого наводит на мысли о реальности злого рока, колдовства или мирового заговора. И тогда следствие решается поймать преступника на живца.... Вот только им оказывается нечто за пределом опыта, данного нам в ощущениях. Замаскированное под детектив высказывание о том, что чудеса иной раз объяснимы с точки зрения фундаментальный науки и математики (Лем открыл для себя теорию вероятности из учебника 19 века, хи-хи) , а мир сложнее чем мы думаем и действует как система связей в то время смотрелось для читателя новинкой. Писать такие книги конечно глупость, это не модернизм, а уровень конца 19 века, Жюля Верна и Эдгара По, но в данном случае на один раз сгодится. Хотя тот же Лем писал именно на эту тему много раз и более удачно, это не уровень Пинчона или Нила Стивенсона. Ставлю 4ку, детективная линия вытянула 1 лишний балл.

Оценка: нет
– [  4  ] +

Владимир Орловский «Штеккерит»

keellorenz, 11 мая 00:38

Прекрасный рассказ про учёного, который ведёт разработку оружия массового поражения не думая, что однажды сам станет его жертвой. Антивоенный пафос на высоте, а ужасные события рассказа (действие происходит буквально в одной комнате) заставляют вспомнить Стивена Кинга. Максимально актуальное и яркое произведение на антивоенную тему.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Станислав Лем «Системы оружия двадцать первого века, или Эволюция вверх ногами»

keellorenz, 10 мая 23:49

Лем написал очень подробную и детальную, буквально до винтика, историю эволюции вооружений, предсказав вообще всё. История начинается с автоматизации обычных вооружений и заканчивается чем-то вроде кибернетической тучи из мелких созданий как в его же «Непобедимом». Предсказывается применение дронов со всеми подробностями и способами их усовершенствования в будущем. Удивительна сила человеческой мысли, конечно. В 20е годы 21 века все и сбылось именно так, как напридумывал Лем. Мои аплодисменты. 10 баллов. Отдельно замечу, что такой же сюжет был в «Галактики как Песчинки» Олдисса, но у Лема все гораздо полнее в части научных обоснований.

Оценка: нет
– [  -4  ] +

Станислав Лем «Непобедимый»

keellorenz, 10 мая 23:27

Роман «Непобедимый» Лема пользовался популярностью в ссср, но сейчас это уж простите, нечитабельно. «Весь гвоздь» сюжета , как сказал бы Ленин, вертится вокруг идеи, что вершиной цивилизации роботов в ходе техноэволюции станет облако (или рой) из мелких самовоспроизводящихся созданий с коллективным разумом. По сюжету картонные герои занимаются изучением одной такой формы жизни на иной планете, разгадывая некоторые из её загадок. Всё. В принципе на месте Лема мог бы быть какий-нибудь советский фантаст типа Днепрова. В ссср так и писали — выдумывали идею и подгоняли под неё сюжет. Типа звали молодёжь в институты... И ладно бы Лем был первооткрывателем... Историки жанра сразу вспомнят, что подобный сюжет был в серии «Галактики как песчинки» Олдисса (именно как венец техноэволюци , кстати), который сам взял идею из книги Стэплдона «Последние и первые люди» (эпоха вторых Людей), написанной аж в 1930 году. И зачем мне читать все то же самое в третий раз? .... 3 балла.

Оценка: 3
– [  0  ] +

Станислав Лем «Возвращение со звёзд»

keellorenz, 10 мая 22:58

Роман 'Возвращение со звезд» является немного изменённой вариацией эпизода из книги Стэплдона «Последние и первые люди» (1930г), с которой Лем был хорошо знаком : герои там тоже отправились на звездолете гигантских размеров к соседней звезде ради поиска пригодных для колонизации планет, ничего не нашли «кроме пары камней» (пан Станислав прямо так и скопипастил по простоте душевной), но по возвращении не смогли справиться с психологическими последствиями перелёта. Разница только в том, что у Стэплдона травма образовалась из-за изоляции на тысячи лет (сам экипаж ковчега почти бессмертен), а у Лема — из-за неспособности вписаться в мир будущего, в котором всем удаляют центр агрессии в мозгу (полет же велся на каких-то антинаучных принципах ускорения ракеты и занял лет 10). Человечество стало до приторности добрым, но трусливым, и под угрозой оказывается потенциальное перемещение в космос, если , например, Земле станет что-то угрожать. Призывников в космический отряд брать неоткуда... Впрочем это только 10% текста. Остальное я даже не берусь пересказать- это просто какой-то бред. Герой психует и мечется по миру будущего, пытаясь свыкнуться с технологиями и образом жизни цивилизации настолько далёкой, что в его языке нет терминов описать то, что он видит. Это как рассказывать про лайки и подписки на ютубе или биткоины в глухой русской деревне бабкам, где из средств связи почта и сотовая связь 2g. Не киберпанк, а какая-то фантасмогория. Представить непредставимое и описать словами... Жидкая романтическая линия не исправляет ситуацию и по итогу герои-звездолетчики капитулируют перед прогрессом и нравами мира пост-человечества (напоминающего чем-то вторых людей из все той же эпопеи Стэплдона). Оценку ставить не берусь — это какая-то антинаучная сказка со странной философией, почерпнутой у Зигмунда Фрейда. Наверное можно сравнить только с Кордвайнером Смитом по сюрреализму и отсутствию правдоподобия. Текст спокойно можно было бы сократить раза в 3.

Оценка: нет
– [  1  ] +

Станислав Лем «Футурологический конгресс. Из воспоминаний Ийона Тихого»

keellorenz, 9 мая 00:52

В советские времена это произведение Лема радовало читателей новизной: история про учёных (этих самых футурологов) близкого будущего в ходе теракта проваливающихся в наркотический трип из каскада матриц-виртуальных миров, один другого апокалиптичнее (экокатастрофы, мутации, вырождение, исчерпание ресурсов — прямо как у Мэннинга и Стэплдона в 30е) завораживал. Ничего подобного в ссср не писали. Фантастика идеи! Гений! ... Но увы. В 90е оказалось, что это просто сатира на общество запада (Лем тот ещё левак, типичный криптосоциалист-технократ типа Щедровицкого) с цельнотянутыми идеями из американской НФ. Конкретно тут идеи просто взяты из романов Филлипа Дика типа «Убик» и т.п., которые взяты из романа «Город» Саймака (эпизод с гробами виртуальной реальности в Женеве), которые взяты из рассказа Лоуренса Мэннинга (а возможно и Олдоса Хаксли) 30х годов. В общем осетринка-то не первой свежести. Не выше 3ки.

Оценка: 3
– [  0  ] +

Станислав Лем «Конгресс футурологов»

keellorenz, 9 мая 00:46

В советские времена это произведение Лема радовало читателей новизной: история про учёных (этих самых футурологов) близкого будущего в ходе теракта проваливающихся в наркотический трип из каскада матриц-виртуальных миров, один другого апокалиптичнее (экокатастрофы, мутации, вырождение) завораживал. Ничего подобного в ссср не писали. Фантастика идеи! Гений! ... Но увы. В 90е оказалось, что это просто сатира на общество запада (Лем тот ещё левак, типичный криптосоциалист-технократ типа Щедровицкого) с цельнотянутыми идеями из американской НФ. Конкретно тут идеи просто взяты из романов Филлипа Дика типа «Убик» и т.п., которые взяты из романа «Город» Саймака (эпизод с гробами виртуальной реальности в Женеве), которые взяты из рассказа Лоуренса Мэннинга (а возможно и Олдоса Хаксли) 30х годов. В общем осетринка-то не первой свежести. Не выше 3ки.

Оценка: 3
– [  1  ] +

Станислав Лем «Одна минута человечества»

keellorenz, 6 мая 18:23

Эссе Лема я бы назвал инверсией романа Стэплдона «Последние и первые люди». Там где у последнего миллиардолетия служат для иллюстрации человеческой сущности как части биосферы, геологии и космологии (а то и космогонии), как своего рода течение некой формы живой материи сквозь пространство и время, у пана Лема — всего одна минута. Перечисление процессов , протекающих в человечестве и окружающей его среде одномоментно завораживает так, что кружится голова и захватывает дух. Все есть всё, нет никаких персональных людей, есть единый дух и единая плоть с одинаковыми генами. Гениально, 10 баллов.

Оценка: нет
– [  -2  ] +

Иван Ефремов «Туманность Андромеды»

keellorenz, 28 апреля 15:23

«Туманность Андромеды» Ефремова трудно назвать литературным произведением — по современным меркам это трактат по футурологии в стиле Уэллса, где суконным языком описываются какие-то мытарства (сюжетом это назвать нельзя от слова совсем) людей будущего в странных локациях мира, пережившего ядерную войну с планетарным буржуинством и воплотившего в реальность коммунизм. Через радиоактивную смерть в рай, что называется... Описываются подвиги во славу науки, контакт со всегалактическим разумом вообще и инопланетянами в частности, причём все это густо переложено лекциями и рассказами популяризаторского характера. Персонажи мыслят и говорят так странно с точки зрения логики, что это уже явно не первая, если проводить аналогии со Стэплдоном, разновидность людей. Да и люди ли это вообще? Тот же Стэплдон понимал, что описать мысли людей с иной биологией или цивилизационно отстоящих от нас на десятки тысяч лет невозможно — получится страшно и неправдоподобно. Ивана Антонович это совершенно не смущает. В тексте не ясно, насколько люди приемственны относительно , скажем , людей ссср, да и вообще к цивилизации 20 века... Читается все это как будто персонажи — существа с иной философской школой.

В некотором роде роман подпадает под определение «история будущего», тк там мельком излагаются , с таинственной недосказанностью «Мы» Замятина , события прошлых тысячелетий. Как отмечают рецензенты ниже, история прошлых периодов в романе сама по себе интересна и возможно автору стоило писать не сиквелы, а как раз приквелы. И кстати сам текст не понятно, с точки зрения кого написан — автор осведомлён о мире будущего, но изьясняется какими-то тёмными намёками, как будто некий разум будущего водит рукой Ефремова, но не договаривает часть истории. Создается впечатление, что рассказчик ничего не знает о мире 20 века. Моральная и философская позиция автора — мешанина эзотерики/экстрасенсорики (советские гностики) в стиле Барченко и Бокия, перетюпанная, что та пюрешка, с мракобесием ленинистов раннего периода (вроде Богданова). Человек ничто, винтик в системе, пушечное мясо для общества, права его — мусор, всем правят махатмы из политбюро, детей воспитывают в детских домах, пропагандируется жертвенность за идеи и науку, пылают какие-то алтари в древнеиндийском стиле... Есть немного (довольно смело и годно) про секс и что-то вроде нудистско-свингерской оргии, что нехарактерно для нф тех лет. Многие отмечают также некоторую легкую вуаль однополых отношений между женщинами — все конечно намеками и фетишами, но во множестве... Из серии «просто подружки, любим купаться голыми». Чувствуется некоторое влияние творчества Олафа Стэплдона (есть отсылки в тексте, например эпизод с испытаниями юношей и девушек подвигами Геракла, идея Великого кольца разумов — галактического интернета ну и те места, где про нудизм и половую мораль), но его мир утопии 18й разновидности людей в романах «Последние и первые люди» и «Последние люди в Лондоне» не настолько радикальный. Марксизм на минималочке — да упаси святой Ильич, «свастика» по плану Циолковского — вот наш советский размерчик. Современного читателя просто оторопь берет от воззрений гения. Если это и есть вершина русской фантастики — то у меня плохие новости для тех, кто с нуля возьмётся писать по ней диссертацию.

P.S. я уже было хотел закончить отзыв, но меня не отпускало чувство, что где-то я уже читал что-то похожее. И я вспомнил! В таком же стиле написана «Страна Гонгури» Итина в 20е и вторая часть «Странного Джона» Стэплдона. Не уверен, что Ефремов читал первого, но со вторым был знаком почти наверняка — там как раз описывается общество пост-людей в подобном роде (со всеми подробностями), хотя конечно не привозносится до небес. Смешно ещё, что у Ефремова ничего нет про генную инженерию , видимо самоцензура не давала в этом свободы. А может внутренний индуист-эзотерик противился. Моя оценка — 5 баллов, накидываю только из-за смелости в описании секса , изящную эротику и изощренную футуристическую эстетику далекого даже по меркам зарубежной фантастики будущего.

Оценка: 5
– [  3  ] +

Умберто Эко «Маятник Фуко»

keellorenz, 11 апреля 20:25

Трудное чтение. Сразу видно, что для Эко сюжет был делом десятым , поэтому текст напоминает скорее трактат на тему философии, чем литературное произведение. Фабула довольно простая — герои от издательского мира ради троллинга придумывают некий воображаемый заговор, тянущийся из глубины веков до наших дней, пока через годы не обнаруживают, что он материализовался через идиотов-конспирологов буквально. Причём туда засосало до кучи и реального представителя метафизических сил (ну или ,скажем так, наделенного суперспособностью уникума) , что окончательно замкнуло дуралеев в их собственном виртуальном мире из темплиеров, масонов, розенкрейцеров и т.п. Трагические события не заставили себя долго ждать , ибо если долго вглядываешься в бездну , не удивляйся, что она (бездна) посмотрит на тебя самого... Теперь о том, что слегка покоробило: во-первых роман вторичен , т.к. чуть менее, чем полностью берет идеи из книг «Иллюминаты» Уилсона и Ши и «Паразиты сознания» Колина Уилсона. В одном месте обнаружился персонаж (квантовый постчеловек) прямо перепрыгнувший в книгу из чужого произведения... После этих двух работ читать все то же самое в третьей покажется скучным. Во-вторых философские глубины мысли так щедро перемешаны Эко с конспирологией, что текст сам по себе читается как энциклопедия эзотерики и я не уверен, что читатель отличит иронию от проповедования тайных знаний. Особо заглубленные любители телеканалов вроде РЕН-ТВ конечно же запишут самого Эко в члены глобального заговора... К прочтению рекомендую, но не воспринимайте все это слишком серьезнно. Если не понравится, то хотя бы научитесь всем годным приёмчикам для споров с конспирологами типа Дугина.

Оценка: 10
– [  1  ] +

Альфред Бестер «Дьявольский интерфейс»

keellorenz, 5 апреля 17:02

Произведение вроде и читабельное, но очень странное. Речь идёт о приключениях клана бессмертных в близком будущем. Сюжет хаотичен и полностью погружён в стиль новой волны, типа книг Дика. Какой-то набор эпизодов , где основная идея едва просматривается…Описанный тип бессмертия носит биологическую , но не генетическую природу и повторен был в романе Умберто Эко «Маятник Фуко» и серии «Иллюминаты!» Уильяма и Ши. Что не понравилось — развязный стиль повествования, написанный на молодежном слэнге и описание ( и оправдание) автором педофилии. В те годы это может и было ок, но сейчас все это смотрится странно. На описании того, как девочка-ребенок 10+ с задатками гения лезет к бессмертным тысячелетним мужикам в штаны я знакомство с романом и закончил. Это уж перебор. Правы те, кто говорят, что в книгах старцев дамы сами лезут к мужчинам.

Оценка: 8
– [  0  ] +

Клиффорд Саймак «Мир красного солнца»

keellorenz, 3 апреля 20:57

Рассказ Саймака плох всем, т.к. при ничтожных литературных достоинствах еще и паразитирует на творчестве других авторов, что опята на тех деревьях. Два мужика построили машину времени в точности как у Уэллса и переместились на миллиарды лет вперёд, в эпоху угасания солнца. А там — встреча с немного замаскированными для вида чуваками эпохи четвертого

человечества из романа Олафа Стэплдона «Последние и первые люди»: людская цивилизация централизованно управляется через телепатию. Развязка рассказа, которой все восхищены, вторична и не красит автора. По итогу это просто какой-то внутрижанровый фанфик и энтузиазма не вызывает.

Оценка: 1
– [  -1  ] +

Эдмонд Гамильтон «Звёздные короли»

keellorenz, 5 февраля 21:06

«Звёздные кророли» в СССР стали в своё время суперхитом, открывшем читателям мир журнальной НФ США, но после того, как на рынок в 90е хлынул поток зарубежной фантастики, стала очевидна его ущербность даже для 49 года... Мужик меняется разумом с дворянином из будущей галактическрй империи и поневоле вынужден нести бремя власти, принимая непростые политические решения, спасая принцесс и уничтожая флоты пришельцев и скопления звёзд из компактной аннигиляционной пушечки. В реальном времени. В 40е годы уже были романы с описанием орбитальных городов, астропоселений, роботов и киборгов, виртуальной реальности и интернета, а тут из высоких технологий есть только бластеры и звездолеты. Автор вообще не думает о научной стороне дела от слова совсем: люди спокойно дышат на любой планете воздухом, переносят сверхсветовые скорости, все инопланетяне могут жить на Земле... По итогу это максимально оглупленное произведение, не имеющее никакой ценности. Ни литературной, ни исторической, проигрывающее в сравнении не то что с авторами 40х, но и 30х — вроде Мэннинга, Стэплдона, Каттнера, Хаксли.

Оценка: нет
– [  2  ] +

Эдмонд Гамильтон «Странствующие миры»

keellorenz, 4 февраля 22:06

Удивляет, почему все местные фантастоведы так хвалят идею звездолета с целую планету? Мол это оправдывает халтурность автора. Давайте посмотрим: впервые планеты с движком появились ещё в 19 веке в романе Фламмариона «Гибель мира». Там юпитериане переместили свой дом ближе к Солнцу, так как дожили до эпохи его остывания (а земляне не смогли и вымерли от холода). В 1930 Стэплдон в «Последних и первых людях» описывает переделанные в звездолеты малые планеты солнечной системы с ядерными движками (вся техническая сторона описана подробно и более-менее в рамках науки). В чем же тогда заслуга Гамильтона? Увы...

Оценка: нет
– [  -1  ] +

Герберт Уэллс «Машина времени»

keellorenz, 31 января 21:11

Евгений Замятин как-то писал, что исчезни фантастика из литературы, ее можно было бы придумать заново из одного только романа Уэллса «Машина времени»,ведь в нем сконцентрирован фантастический метод в чистом, кристаллизованном виде. Действительно ,все характерные черты жанра в наличии: чудесное изобретение, социальная и научная футурология... Однако оглядываясь назад видно, что книга устарела впринципе. В отличие от подобного романа Олафа Стэплдона «Последние и первые люди», фантазия Уэллса промахнулась практически во всем, если не считать общего посыла про обреченность людей как биологических существ, живущих на недолговечной ,в масштабе космоса, планете. Путешественник во времени встречает, например, разделившихся на биологические виды богатеев и живущих в подземных городах «рабочих»-каннибалов, потом наблюдает, как оба вида выродились в кроликов, а по итогу — вымершую жизнь вообще из-за остывания Солнца. Глубоких идей тут нет кроме , пожалуй, одной — человечество смертно и динамично в плане своей эволюции. Опасность для него заложена в его природе. Идея для своего времени новая, но сейчас это уже смотрится странно. В первом мире позднее было множество более научных и глубоких работ подобного рода , начиная с 30х годов 20 века (или даже конца 19 — вспомним литературно слабую, но масштабную и в разы более научную «Гибель мира» Фламмариона). Чего не скажешь об СССР- вот тут-то книга Уэллса , написанная вопреки учению Ленина и Маркса, несла в себе футурологическое послание , эдакую бомбу замедленного действия под советскую идеологию.

Оценка: нет
⇑ Наверх