FantLab ru

Все отзывы посетителя keellorenz

Отзывы

Рейтинг отзыва


Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  3  ]  +

Василий Головачёв «Бич времён»

keellorenz, 12 января 01:16

Это не художественное произведение, а обладающий слабыми литературными качествами философский трактат и природе времени и параллельных мирах.

Напоминает конечно же «Розу Мира» Андреева, отчасти возможно тут было влияние Лема и (чрез него или напрямую) Стэплдона. В отличие от указанных авторов Головачев не справился ни с сюжетом, ни с философской стороной книги. Объяснения неимоверных по масштабности концепций мироздания сочетаются с примитивным боевичком и оставляют ощущение крайней сумбурности и бездоказательности. Если возьметесь читать, то учтите, что ближе к последней трети книги философские рассуждения идут нескончаемым потоком и похожи на индуистские религиозные трактаты. Ставлю 1 за критическую нечитабельность текста и умозрительность (если не сказать бредовость) всей философской конструкции.

Оценка: 1
–  [  4  ]  +

Антология «Сибирская жуть»

keellorenz, 12 января 01:05

Один из первых сборников «страшилок»-легенд, охватывающих сибирский регион РФ. Не ясно, какая часть из них выдумана, какая действительно имела место. Все очень напоминает статьи из серии «Антология непознанного» из журнала «Техника молодежи». Верить или нет — на усмотрение читателя.

Первая часть серии вполне себе подойдет, чтобы скоротать время в поездке, но остальные... Примерно к 3-му тому начинается уже откровенный бред и выдуманность историй становится очевидной.

Из негатива добавлю известную ура-патриотическую, антисемитскую и антимасонскую позицию и Бушкова и Буровского. Чувствуется какой-то истерический или даже погромный тон в стиле газет «Советская россия» и «Завтра». Задумка интересная, местами любопытно, но из-за политических воззрений авторов ставлю только 2.

Оценка: 2
–  [  1  ]  +

Вера Крыжановская «Маги»

keellorenz, 3 января 22:34

Знаковый антисемитский роман своего времени — прямо таки эталон. Ставится знак равенства между евреями и слугами антихриста в близком будущем. Как это произведение вообще переиздают, не ясно. Тянет на уголовную статью.

Если говорить вообще о цикле — то да, это многоплановая конспирологическая НФ, которая будь бы она лишена шовинизма и антисемитизма, могла бы стать вехой в жанре. А так... противно даже брать в руки. Уголовщина.

Оценка: 1
–  [  7  ]  +

Константин Циолковский «Будущее земли и человечества»

keellorenz, 3 января 22:11

Есть мнение, что существует целый научный труд о Циолковском и его психическом заболевании, хранящийся в институте имени Сербского в библиотеке.Для внутреннего пользования, конечно.

Думаю, что после прочтения «Будущее земли и человечества» у вас отпадут сомнения в здоровье его автора — это был литературный фантазер, чьи сокровенные фантазии кажутся упырским бредом даже по сравнению с творчеством Гитлера.

Крайне опасная философская система, предлагающая для «счастья атомов» уничтожать негодные биологические существа. Под ними мистер Циолковский подразумевает и хищников, и низшие (как он думает) человеческие расы.

В первую очередь под раздачу, в таком случае, попадают, например, бушмены Африки и готтенготты — по настоящему генетически «чистые» расы людей, без примеси неандертальских и прочих генов. Фактически остатки прородительской расы Хомо Сапиенс Сапиенс...

Автор лишен не то что морали, а вообще даже элементарных представлений о человеческом общежитии. Убить всю биосферу, истребить целые расы, выводить людей как породы собак, действуя где лаской, а где и силой закона, построить концлагерь размером с планету — а в перспективе раздуть его на всю вселенную!

Зато атомы (!) скажут вам спасибо... Ведь радость жизни по Циолковскому — создать для атомов уютненькое тельце для их счастливой жизни. По мнению философа космос суть потенциально живой набор элементов-атомов, который мы (самосознательные существа) должны раскладывать по телам-ячейкам. Тела-ячейки высоких эволюционных стадий сами станут трансцендентными богами, познающими суть и первопричину Космоса.

В редких независимых (от влияния фанатов) биографиях Циолковского есть эпизод, как его самого чуть не казнили большевики в гражданскую войну, как буржуазного мыслителя. Но мыслитель от этого только встрепенулся и уже в 30е пел оды Иосифу Сталину.

Т.е. рабское изворотливое служение Советам в Константине Эдуардовиче сочеталось с призывами к геноциду и холокосту катастрофических, планетарных масштабов. Чудовищная моральная позиция, не оправданная ни временем, ни «логикой». Тот же Стэплдон в 30е выводил необходимость модификации людей из совсем других оснований, считая, что без этого нам не пережить изменение биосферы и оценивает это с точки зрения морали и гуманизма. Циолковский же обосновывает необходимость модификации людей по самому жесткому варианту бездоказательной мистикой и примитивной, как «Майн Кампф» и т.п. логикой.

Оценка: нет
–  [  6  ]  +

Игорь Волознев «Звездный полицейский»

keellorenz, 28 декабря 2018 г. 00:04

Термоядерный трэш с оторванными пенисами и кровавыми мозгами, в основе сюжета имеющий, однако, подробно описанную идею странного вида обессмерчивания — коспополицейский получает от инопланетянина укол бессмертия и становится неуязвимым ко всему вообще. И вот он вступает в поединок с космическими пиратами... Написано не так плохо, как писал основатель журнала Юрий Петухов, но конечно чтение одноразовое. Рассчитано на любителей рассказов с порносайтов и страшных историй на форумах: стиль и творческий метод (кровь ведрами, порно) как раз соответствует. Если бы был термин «научно-фантастическое порно» то вот это оно и есть.

Ставлю заслуженную 2 — за изобретательность.

Оценка: 2
–  [  11  ]  +

Юрий Петухов «Погружение во Мрак»

keellorenz, 25 декабря 2018 г. 01:44

Произведение проще всего оценить не с литературной, а с психиатрической точки зрения. Авторский стиль мало того, что чисто графоманский, но и включает себя абсурдные события, не вяжущиеся ни с логикой, ни с наукой. Причем метания главгероя по планете-тюрьме сопровождаются таким количеством даже не нацистских, а каких-то уже совсем кромешных, но одновременно русско-православных высказываний и мыслей, что книга тянет на уголовный срок.

Зло и мрак, ненависть и ярость и одновременно необразованность автора во всех сферах человеческой жизни зашкаливает, он придерживается, например, теории, что если русских не станет, то и планета не нужна вместе с иллюминато-масонским человечеством. Ну а русские сразу в рай, как говорит Путин.

То, как Петухов понимает православие правильнее назвать уже прямо — русским православным фашизмом в наихудшей его версии.

Еще относительно взглядов автора: на Книжной ярмарке году в 2002 я как-то спросил (спровоцировал) его на вопрос, что он думает по поводу улучшения человечества методами евгеники «как собак», как это предлагает фантаст Григорий Климов (прямо убивать инородцев, геев, евреев и подозрительных «дегенератов»)? Гений (в облике юркого бизнесмена, как помнится) тогда оживился, взял меня за локоток и заговорщицки сказал, что мол да, так и надо разводить людей — как собак. Главное только, чтобы рычаги евгенической селекции не были в масонско-иллюминатских руках. Так что, читатели, не думайте, что тут у нас стеб...

Оценка: 1
–  [  4  ]  +

Уильям Хоуп Ходжсон «Ночная земля»

keellorenz, 23 ноября 2018 г. 01:28

Роман «Ночная земля» Ходжсона представляет собой уникальное произведение, протоптавшее дорожку десяткам работ в жанре НФ (Саймак,Лавкрафт,Стэплдон,Кларк Эштон Смит, Вэнс, Джин Вулф): удачное сочетание детального, более-менее научно правдоподобного описания цивилизации, живущей на земле сверхдалекого будущего с квестом в стиле «Пикника на Обочине» по усеянной артефактами загадочной территории интригует, а фон происходящего поражают воображение. Манера письма напоминает сразу и Лавкрафта и Стэплдона: загадочные и грандиозные космические явления интерпретируются с позиций кристально чистой логики, а рационализм помогает герою выжить в условиях враждебного окружения. На уровне сюжета это путешествие выходца из «дизельпанковского» города-пирамиды, служащего убежищем целой цивилизации последних людей, в соседний город ради спасения телепатически связанной с ним девушки. Он в общем-то вполне стандартен, но вот фон происходящего, а именно планета Земля, пережившая некую катастрофу (видимо столкновение с астероидом) и дожившая до эволюции солнца в «черный карлик» озадачивает и пугает. Автору прекрасно удалось описать и характер людей будущего, и историю планеты (длиной миллионы лет, отсчитывая от эпохи, которая сама начинается относительно нас через сотни миллионов лет!), и технологии, снабдив шпаргалкой, как считал, напр. критик Сэм Московец, самого Стэплдона с его «Последними и Первыми людьми». Так, например, впервые в английской литературе подробно и красочно дается фрагментарная история запредельно далекого будущего, описывается социальная организация общества, живущего в экстремальных условиях и технологии, которые помогли человечеству пережить остывание Солнца.

С научной точки зрения ляпы конечно есть, но по меркам своего времени это конечно уникальное произведение — уступая Уэллсу в литературном стиле, Ходжсон превосходит его в умении комплексно и подробно (я бы даже сказал с трудолюбием Толкина), описать иную цивилизацию с позиции философии, психологии, технологии и социологии. «Широкоэкранное барокко», как сказал бы Брайн Олдисс.

Язык произведения да, архаичен, много нудных описаний мелких бытовых деталей, но послевкусие от произведения останется у вас точно. Сопоставимых по грандиозности, детальности и фантазии произведений такого уровня исчезающе мало.

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Аркадий и Борис Стругацкие «Пикник на обочине»

keellorenz, 25 марта 2018 г. 02:43

История жизни сталкеров, охотящихся за инопланетными артефактами в некой Зоне, оставшейся после визита НЛО на Землю хорошо написана с литературной точки зрения, но плохо — с идеологической. Если во время написания она казалась революционной по отношению совковой НФ ближнего прицела, то сейчас повесть читается как апологетика некоего умеренного радужного социализма. Авторы с жаром парной баньки с веником бичуют загнивающий, населенный моральными уродцами и несчастными людьми мещанский мирок, по географическому месту совпадающий с Канадой, подразумевая при этом сладостную альтернативу — некий утопический «хороший» СССР, напоминающий НИИ, в котором смелые и светлые душой ученые ведут поиск Истины. А жадные и алчные канадцы чудодействинные инопланетные артефакты не изучают, а (гаденыши какие!) прикручивают к буржуинским фордам как батарейки.

Т.е. авторы по сути-то создают ситуацию для критики не СВОЕГО общества, а капиталистического. Но не реального, а вычитанного из советских журналов. Читать это тягостно.

Ставлю 5 за идеи, и снимаю 5 баллов за политическую ангажированность левого толка.

Оценка: 5
–  [  2  ]  +

Сэм Московиц «Олаф Стэплдон: жизнь и творчество»

keellorenz, 6 марта 2018 г. 22:56

Исключительно подробная, хотя и небольшая по объему биография Стэплдона, написанная легендарным фэном и критиком Московицем из США: важнейшая работа по творчеству автора, совершенно обязательная для исследователей его творчества.

Оценка: 10
–  [  2  ]  +

Алексей Иванов «Корабли и Галактика»

keellorenz, 24 февраля 2018 г. 16:23

Чудовищный текст , словно сгенерированный сетевым графоманом для конкурса за один вечерок. По жанру скучная космоопера в антураже НФ примерно так 40-х годов. Как раз и язык похож — многословное вязкое месиво с детальными описаниями мелочей в стиле «пальцами руки взял бластер и поднес его к себе, переводя рычажок огня с очереди на одиночный выстрел» и пафосными масштабами. Нечитабельно.

Оценка: 1
–  [  4  ]  +

Олаф Стэплдон «Разделенный человек»

keellorenz, 17 февраля 2018 г. 03:06

Никакая это не автобиография — это мелодрама о любовном треугольнике с использованием некоторых мотивов из жизни Стэплдона. Текст почти без диалогов и рассчитан на большого любителя. Не плохо и не хорошо. Текст имеет только историческую ценность как проливающий свет на некоторые обстоятельства и воззрения автора в их развитии.

Оценка: 4
–  [  7  ]  +

Олаф Стэплдон «Из смерти в жизнь»

keellorenz, 17 февраля 2018 г. 02:23

Этот неплохой, вполне читабельный, хотя и спорный роман-эссе похоже что оказал влияние на таких авторов как Ричард Бах («Чайка по имени Джонатан Левингстон») и Лем («Одна минута Человечества») — во всяком случае по моей информации оба этих писателя были неплохо знакомы с творчеством Стэплдона, да и идейное и стилистическое созвучие налицо. Попытаться передать ощущение об этой занятной книге едва ли возможно... Полет чайки над приморским городом перед бурей, показанный глазами ЧАЙКИ — вот подходящее сравнение. Язык романа очень странный и как-то неуловимо напоминает сразу Балларда, Лема и Баха, заехавших в гости к Стэплдону на пикник. Коктейль смешать, но не взбалтывать...

Космические просторы, вторая мировая война, Иисус и Антихрист-Гитлер, Сократ, будущее сверхдалекое и сверхдалекое же прошлое, миг и вечность, гибель и воскресение, коллективный Прометей-Иисус-Будда против Яхве-«Создателя звезд», звезды, облака, брызги в лицо, секс, семья и дети, энтропия...

На уровне сюжета это посмертные «мытарства» военного летчика, погибшего во вторую мировую войну (кстати сын и дочь Стэплдона тоже в ней в разной степени участвовали, но не погибли), который видит, подобно герою «Создателя звезд», очередной вариант жизни и гибели Вселенной. Затем он сливается с коллективом космических разумов (мистико-телепатическим способом) и уже этот коллектив задает нелицеприятные вопросы «Создателю Звезд», который тут по некоторым признакам напоминает трансцендентного иудейского Яхве. Вопросы остаются без ответа, но коллективный Дух Космоса видит уже в самом своем существовании некий смысл. И смысл этот наподобие Теслы, запущенной Илоном Маском к поясу астероидов — уловили красоту момента (длиной в миллиард лет) и поставили точку. Шрифт красивый, буквы ровные, самолет с главным героем падал эпически и оставил яркий мазок на общем полотне Времени...

В «Футураме» герои, добравшись на машине времени до конца Вселенной еще и пивка там бухнули!

Стэплдон смотрит и рефлексирует на тему жертв Второй мировой через призму своей собственной спорной теории о мировом Духе (коллективном информационном поле цивилизации) и идей позднего Уайтхэда (дополненных идеями ислама и иудаизма). Чувствуется рука гуманиста-пацифиста, пережившего некий надлом во время 2-й мировой и пытающегося как-то примириться со всем этим ужасом. Рационализм автор на сей раз оставляет на земле, и пишет местами чуть ли не белым стихом поэму о человечестве. Любителей раннего Стэплдона книга удивит, т.к. в ней есть что-то упадническо-писсимистическое даже по сравнению с «Последними и Первыми людьми». Возможно дело в шоке и испуге самого автора, когда его дети чуть не погибли во второй мировой войне, при том, что он сам пережил этот ад уже второй раз (Стэплдон имел награды за участие еще в Первой мировой). Тут уже любой оптимист сломается. Не сломался в подобной ситуации тот же Станислав Лем, например, но он был евреем и у него пессимизм был видно «уже сразу в крови».

Лем был больше осведомлен о науке и более рационалистичен, может быть просто крепче духом — и не давал волю чувствам, как не плачет хирург на операции. Поэтому пан Станислав сразу встал на точку зрения, что бог трансцендентен до такой степени, что даже его существование есть тайна и не стоит забивать себе голову разными там домыслами. Стэплдон на такое не решился и в метафизическом смысле «трепыхается» как рыбка на крючке, пытаясь средствами искусства выискать в трансценденции логику и смысл.

Ошибался он или нет — судить читателям.

Оценка: 6
–  [  3  ]  +

Григорий Климов «Князь мира сего»

keellorenz, 16 февраля 2018 г. 02:14

Образцовый конспирологический антисемитско-гомофобский роман, где 1% правды перемешаан с 99% слухов и домыслов, которые советский перебежчик с вытаращенными глазами вычитал из бульварной прессы. В основе сюжета — герой из спецслужб по типу реальных красных эзотериков из НКВД Барченко и Бокия исследует власть имущих и гениев, приходя к выводу, что вообще все вокруг — следствие духовных метаний евреев-гомосексуалистов. Чего только стоит заявления, что Сталин и Гитлер были евреями-геями-садистами, устроившими 2-ю мировую ради сложных чувств друг к другу или там теория, что Иисус был геем. Неокрепший ум соскочит с цепи, не дочитав и до середины.

Человек, разбирающийся хоть мало-мальски в вопросах, беспокоивших Климова, найдет у него явный психический диагноз. Причем я бы не сказал, что Климов шизофреник — вся его писанина логически обоснована, но проблема в самом основании: факты люто подтасовываются, искажаются и истолковываются. Книга рассчитана на малограмотного читателя, плохо разбирающегося в медицине, психологии, социологии и т.п. Для россии — одна из самых вредных книг, достойная запрещения именно из-за крайней токсичности для малообразованного населения.

Оценка: нет
–  [  4  ]  +

Олаф Стэплдон «Тьма и Свет»

keellorenz, 15 февраля 2018 г. 16:24

Книга представляет малоудачную попытку философа заняться политологией в самый разгар 2-й мировой войны. Оба пути развития цивилизации в близком будущем противоречат идеям из «Последних и первых людей», но сами по себе малоправдоподобны, если не сказать смехотворны. Основной недостаток — слабые познания автора в собственно науке, что выражается в ее переоценке или наоборот — недооценке. Читать можно только как альтернативную историю близкого будущего, причем развилочка там в 41 году. Язык упрощенный, без цветистых метафор... Словно роман писался в спешке как попытка образумить человечество на пике войны с Гитлером.

Никакой ценности книга не представляет, кроме разве что исторической.

Оценка: 3
–  [  2  ]  +

Олаф Стэплдон «История Джона»

keellorenz, 15 февраля 2018 г. 15:49

Текст представляет собой исключенный из романа «Последние люди в Лондоне» фрагмент, из которого позднее вышел роман «Странный Джон». Кстати в самом «Странном Джоне» есть также два наброска: написанный в дальнейшем роман «Создатель звезд» (ее написал сам Странный Джон) и глава «Жаклин» — видимо запланированный, но нереализованный «мужской» взгляд на бессмертных мутантов — вариант «Странного Джона» (сама мутантша Жаклин в «Странном Джоне» спасается от облавы нормальных людей на мутантов).

Оценка: 6
–  [  3  ]  +

Олаф Стэплдон «Создатель туманности»

keellorenz, 15 февраля 2018 г. 15:37

Роман от 1932г является первым наброском книги «Создатель звезд». Рукопись была положена в стол после критических замечаний писательницы Наоми Митчисон (знакомой Стэплдона) летом 1933 года и при жизни автора о ее существовании не было известно. Хотя похожий текст Стэплдон «застолбил» с помощью краткого упоминания в финальных главах «Странного Джона» (собственно его текст герой-мутант Странный Джон и написал после медитации), различия между «Создателем Звезд» и «Создателем туманностей» принципиальны. Странно, что центральный драматический эпизод книги Стэплдон не включил в «Создателя звезд», хотя позднее эти его идеи вошли в эссе «Святые и революционеры». Скорее всего революционное начало в самом авторе оказалось в шоке от событий в фашистской германии, поэтому он сконцентрировался в «Создателе Звезд» на критике фашизма как такового и пересмотрел свои политические позиции.

В основе сюжета книги противостояние двух разумных представителей расы звездных туманностей (и соответственно двух походов к реформированию людей и общества), одна из которых является репликой Ульянова-Ленина, а другая списана с Махатмы Ганди и Христа. Конфликт решается не в пользу «Махатмы ганди», но в исторической перспективе в проигрыше оказались все.

Вцелом произведение любопытное само по себе как раскрывающее точку зрения знаменитого космиста на революционные события начала 20 века.

Оценка: 6
–  [  7  ]  +

Уильям Хоуп Ходжсон «Дом в порубежье»

keellorenz, 11 февраля 2018 г. 00:18

Роман очень странный и напоминает одновременно рассказы Уэллса и Лавкрафта.

Разбит на 3 части с общим главным героем, путешествующим из своего дома-портала по мирам будущего.

Первая часть — «Долина безмолвия»: мрачная мистика про вымершее в сверхдалеком будущем человечество и оставшихся не у дел богов, которых человечество и придумало.

Вторая часть — «Битва со свинорылами»: словно сценарий фильма ужасов про битву с монстриками (по сюжету похоже, что свинорылы — одичавшие потомки людей в будущем).

Третья часть «Полёт в будущее» — загадочная экскурсия, в которой правдоподобно и подробно (в стиле даже не Уэллса/Стэплдона, а астрономических фантазий Камиля Фламмариона!) описана гибель Земли вместе с Солнцем после попадания в центр Галактики (по мысли автора, все звезды упадут на центральную мега-звезду, или как бы сейчас сказали — центральную черную дыру).

Логические странности романа компенсируются эффектом изумления от прочитанного. Космогоническая фантастика примерно в стиле «Создателя Звезд» — вот похожее сравнение.

Оценка: 7
–  [  2  ]  +

Пётр Курков «История Галактики»

keellorenz, 24 декабря 2017 г. 01:20

Повесть представляет собой примитивный и бессюжетный набросок истории вселенной, основанной на различных произведениях зарубежных (Саймак) и наших (Павлов,Пухов.Головачев,Снегов) авторов. В отличие от аналогичного романа Стэплдона — «Создатель звезд», автор описал эволюцию жизни в Галактике на протяжении миллиардов лет в стиле «железнодорожное расписание». Ни осмысления, ни анализа, ничего... Каталог из идей (ворованных, разумеется). Научная сторона примитивна: гиперпространство, сверхскорости, роботы, коллективный разум, Предтечи, звездные империи... Штампы и еще раз штампы. Масштаб завораживает, но тратить время на эту книгу не советую. Лишнее подтверждение того, что ни масштаб изображаемого, ни наличие и концентрация НФ идей не спасет произведение, если автору нечего сказать читателю.

Оценка: 2
–  [  2  ]  +

Александр Чижевский «Теория космических эр»

keellorenz, 10 декабря 2017 г. 01:34

Подробное интервью с Циолковским, в котором он детально излагает историю эволюции людей вплоть до некоего космического плазменного существа в сверхдалеком будущем. Фактически 100% предсказана идея романа Йена Макдональда «Дни Соломона Гурского» — хотя я не удивлюсь, что Макдональд как раз Циолковского и читал (напр. другой похожий американский автор — Дж.Зебровски прямо циолковскому в предисловии к «Макрожизни» и обращается).

Оценка: 6
–  [  7  ]  +

Олаф Стэплдон «Странный Джон»

keellorenz, 13 ноября 2017 г. 00:45

Роман «Странный Джон» Олафа Стэплдона при относительном литературном несовершенстве на редкость богат разнообразными философско-социальными идеями. Особенно это чувствуется в сопоставлении его с аналогичными произведениями собратьев по перу — в первую очередь с романом Вейнбаума «Новый Адам». Если вейнбаумовский мутант-свехчеловек подан в ключе романтики, чувств, любви, то стэплдоновский более рационален в своих действиях и ближе к образам и стилям послевоенной фантастики (в первую очередь вспоминается Станислав Лем). Вейнбаум написал романтическую сказку с метаниями главного героя-мутанта по жизни, испытаниях его в разных ипостасях и оборванным сюжетом в конце — словно не понимал, куда в конце-концов приведет его супермена жизненный путь. Стэплдон подчинил историю о кучке несовершенных, но могущественных в интеллектуальном смысле генетических мутантов во главе с их лидером (сочетающим черты сразу Ленина,Христа,Сократа и Будды) стройной логике,которая не скатывается в хаотичный сюжетный произвол и решает строго определенные литературные задачи — критически осмысливает современное автору человечество через восприятие существ, мыслящих не совсем человеческим образом (тут заметно влияние современных автору бихевиористических концепций из психологии). Ничего случайного у Стэплдона нет и в помине, каждый эпизод — как подогнанное и уложенное в мозаику стеклышко. Видно, что автор именно что не развлекает (развлекается), а ведет с читателем диалог. Манера письма Стэплдона до странности напоминает подход Лема: он сам задается вопросами, отвечает на них в логике, допустим «обывателя» (все легко и просто), а потом их же и переосмысливает с точки зрения философа и ученого. По сравнению с «Последними и Первыми людьми» автор заметно эволюционировал как писатель, и маленький вставной эпизодик из упомянутой книги он перенес в наш мир, развернул его как веер в «нормальное» литературное повествование, приспособив тем самым под более рядового читателя НФ. По большому счету кредо Стэплдона-философа высказано именно в этой книге — ее можно прочитать и как осмысление событий «Последних и первых людей» с точки зрения морали, нравственности, гуманизма. В чем-то его воззрения напоминают русских космистов, во многом — современных автору сторонников генетической трансформации людей и соответствующих трансформациях общества (Холдейн,Хаксли,Бернал).

Почти вечный (как библейский Агасфер) мутант-уродец, носитель IQ в сотни тысяч пунктов Странный Джон, пройдя путь от странного подростка-уродца до лидера таинственного клана сверхлюдей, по ходу сюжета выдвигает диковинную трансгуманистическую по своей сути теорию «2х путей» к обретению смысла существования. Первый проходит через деятельное преобразование человечества через науку (сначала его генетического когда, а потом и всей цивилизации) с целью построения гармоничного, насыщенного высокими технологиями хипстерского общества из соединенных телепатическим «интернетом» свободных, голых и счастливых «илонов масков». Второй путь более заковырист и идет тропой буддистских,йогических и сексуально-тантрических практик к эктазу-оргазму (агностик Стэплдон внезапно использует в тексте баптистский термин «служение через восхваление» — сказалась квакерская молодость) телепатического слияния с Космосом в стиле примерно того, чем занимались хиппи под лсд в 60е и Константин Циолковский (без лсд) в 20-е. Предполагается, что и первый и второй путь поднимают Дух по сказочных перспектив, сулящих райское и едва ли не сексуальное блаженство для его носителей-людей (под духом Стэплдон понимает что-то вроде коллективного опыта человечества за всю его историю, обобщаемого через информационные каналы всевозможной природы: от книг до телепатического интернета или ноосферы Вернадского).Удивительно, что идея следующего романа Стэплдона — «Создателя звезд» описана в «Странном Джоне». Это итоговый философский трактат, который сообщество мутантов вывели из коллективной йогической медитации перед гибелью от рук глупого, завистливого и коварного человечества. «Главный вопрос жизни, Вселенной и всего остального» подан с «Странном Джоне» как некое космическое откровение. В метафорическом смысле его описание концептуально восходит больше к «Последним и первым людям», чем к идеям Уайтхэда/Спинозы, как в «Создателе Звезд».

Кстати у Странного Джона был... реальный прототип (!) — некий мальчишка Кристиан Хейнекен из города Любек (Германия), живший в 18 веке и неофициально считающийся носителем самого высокого IQ чуть ли не за всю историю. Его история заметно повлияла на ряд «мутанстких» романов начала 20 века.

Интересно также, что автор подробно описывает причины будущей мировой войны и анализирует фашизм, совмещая при этом социальные теории и психологию с неким общественным томлением (в терминологии Стэплдона — духовным кризисом). Причиной всех бед, которые приведут в будущем к войне (в которой он не сомневался начиная еще с 1930 года!), по мнению писателя, станет отсутствие космического мышления — аналог «всеединства» и «монизма» Циолковского. Почувствовав ответственность за существование человека как биологического вида, живущего на хрупком земном шаре в окружении страшного и загадочного космоса, люди должны отбросить фашизм, национализм и прочие «измы» и сосредоточится в области модернизации общества на принципах прогресса, науки и т.п. Гуманизм при этом не отбрасывается, но видоизменяется с позиций толерантности — например гомосексуализм (в те времена в Англии за него грозила тюрьма) предлагается считать нормой.

Отдельно стоит отметить некоторые характерные моменты — Стэплдон явно увлекался социализмом, но при этом не отбрасывал и гуманизм. Теории, вокруг которых вращается сюжет, лежат далеко за пределами современной автору реальности 30-х годов — например ведется дискуссия не только между гуманизмом и трансгуманизом (модернизация биологии человека), но и между трансгуманизмом и постгуманизмом (модернизация общества). Сексуальные (главный герой романа — бисексуал!), религиозные и даже социальные табу он подвергает пересмотру, что выделяет его даже на фоне поздней НФ 20 века. Также Стэплдон наводнил свой роман аномальным количеством самых разных внутрижанровых сюжетных ходов, которые позже кто только не применял, но при этом проработал научную сторону своей книги на редкость подробно (вплоть до анатомических подробностей и физиологических особенностей) и пугающе реалистично (и столь же пугающе психологически достоверно). Текст похож на отель «все включено» — только задаешься вопросом, как автор тут же подает ответ на блюде — расписано буквально все до мелочей: как мутанту-сверхчеловеку набраться знаний, как протекает его сексуальная жизнь (и есть ли в ней место любви), верят ли мутанты в бога и если да, то в какого, существует ли дьявол для атеистов и т.п. и т.д. Похоже, что этим романом вдохновлялись создатели и комиксов вселенной «Марвелл» в США (например со Странного Джона списан Магнето),и сериала «Горец», и серий про кланы вампиров-долгожителей.

Сам же Стэплдон, судя по некоторым источникам, вдохновлялся в том числе и романом «Орландо» Вирджинии Вулф, с которой был знаком и которую очевидно вывел как персонаж в главе «Жаклин». Во всяком случае я лично не зная о такой взаимосвязи двух авторов почувствовал тематическое родство между так никогда и не экранизированным «Странным Джоном» и экранизацией романа Вулф в 1992г. Вероятно в планах Стэплдона стоял роман о «женской» версии Странного Джона, т.к. сюжетные наброски его есть в самом тексте книги — о нереализованных планах стоит только сожалеть...

Читать в первую очередь любителям авторов типа Кларк,Лем,Оруэлл,Хаксли,Рэнд — это серьезная и ясная, как небо после дождя литература размышлений. Книга написана простоватым (но не примитивным!) языком и обладает интригующим «конспирологическим» сюжетом (особенно проникнутся почитатели фильмов «Человек с Земли» и «Интервью с Вампиром»). Она полна логических ловушек ,меняющих восприятие реальности у читателя, но без обычного для подобного рода литературы давления на читателя или самодовольного проповедования.

И да, готовьтесь, что вам будут рассказывать о неприятных вещах в мире вокруг и в вас самих — Стэплдон прежде всего писатель-реалист, а уж потом — фантаст. Он «режет» сразу по живому, беспощадно и даже с каким-то особым язвительным цинизмом. Наверняка вы не раз смутитесь, тяжко задумаетесь или даже всплакнете при чтении. Стэплдон очень чуткий, ЖАЛОСТЛИВЫЙ и тонкий писатель, в котором человечность, гуманизм и психологизм сочетаются с рационализмом философа-позитивиста. Ближе всего к Стэплдону подходит сравнение с Лемом, который как-то прямо сказал, что сожалеет, что сэр Олаф его хронологически опередил.

Его романы — эталон трансгуманистической НФ, написанной еще без юмора «Доктора Хауса», но уже с ехидством Станислава нашего Лема.

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Роберт А. Уилсон, Роберт Шей «Illuminatus»

keellorenz, 27 августа 2017 г. 01:00

Серия представляет собой выдающееся произведение на тему «всемирного мирового заговора»: авторы не только создают параноидальную «шахматную доску» с участием атлантов, иллюминатов, мистиков, пришельцев из космоса — даже Исуса Христа! — но и мастерски втягивают читателя в игру с отгадыванием кодов и знаков, окончательно убеждая последнего в том, что все процессы взаимосвязаны между собой и руководятся «мировой закулисой».

Сюжет пересказать едва ли возможно... Масса сюжетных линий, сотни персонажей. Если фразы вроде «общая семантика»,«дискjрдианство»,«Вейсгаупт»,«темплиеры»,«иллюминаты»,«голландец Шульц»,«федеральная резервная система» для вас ничего не значат, то читать его без Википедии под рукой не стоит и пытаться! Книга местами смотрится как путеводитель по всем конспирологическим теориям сразу. И да — Умберто Эко для своего «Маятника Фуко» часть тем и даже сюжетных ходов элементарно сплагиатил.

Если очень коротко — два клана атлантов тысячелетия враждуют между собой: одни пытаются стать бессмертными за счет людей (также потомков атлантов — но низшего уровня), другие этому мешают. И вот к середине 70-х годов 20 века начинается последняя битва — «Имманетизация Эсхатона». Несколько простых смертных волею случая втягиваются неким современным аналогом Капитана Немо — странным мистиком на подводной лодке Хагбардом Челлине в игру с участием различных тайных орденов и кланов, не подозревая о конечной цели игры.

Сюжет романа очень запутан, но не хаотичен. Многократно он переворачивается с ног на голову, за каждым заговором стоит новый заговор, а мнение относительно его природы меняют даже сами заговорщики-герои романа

А вот на какую сторону встать — это читатель должен решить уже сам... И ответ не так очевиден, как можно подумать — авторы искушают и загоняют его в логические ловушки, выбраться из которых можно только изменив свое мировоззрение.

Отличительной чертой серии является то, что все события там «зыбки» — даже про положительных героев невозможно сказать, состоят ли они в заговоре или нет. Некоторые события книги по разному интерпретируются и описываются с разных точек зрения. Чья паранойя более параноидальна? Не зомбируют ли АВТОРЫ книги читателя, сами являясь частью заговора?

Если смотреть еще глубже, то книга пропагандирует теорию анархо-капитализма, противопоставляемого тоталитарному капитализму и коммунизму. Авторы сравнивают политические системы по степени «открытости» для конкуренции и «взаимоопылению» умов ради прогресса человечества вцелом.

Тут и сатира, и юмор, и сложная философия, и детектив, и шпионский роман, и мистические видения...

Самые ближайшие аналогии — «Чапаев и Пустота» Пелевина, «Конгресс футурологов» Лема, «Маятник Фуко» Умберто Эко.

Книга написана в очень своеобразном лихорадочном стиле (чего стоит только пролог, где повествование ведется от лица белки на дереве в «Централ-парк» Нью-Йорка), но читается легко, так как события не пускаются на самотек а как кирпичики укладываются в единую... пирамиду с глазом в «макушечной точке».

Это произведение — первое, величайшее, космически-масштабное и едва ли кем-либо превзойденное творение на тему конспирологии, но оно же, как ни парадоксально, пропагандирует гуманизм и ценности прогресса. Эдакий «Дугин наоборот», зовущий не в средневековье, а в сияющий мир внутренней свободы, которая не уравнивает всех под одну гребенку, а заставляет конкурировать — но (ключевое слово!) на РАВНЫХ условиях.

Правила игры должны быть одинаковыми у всех! — вот девиз этой книги.

Оценка: нет
–  [  4  ]  +

Олаф Стэплдон «Сириус. История любви и разлада»

keellorenz, 22 июля 2017 г. 18:57

Соглашусь с мнением bvelvet, что это лучшее из того, что написал Стэплдон. Явно недооцененный роман, прошедший мимо читателей и в СССР, и в России. В небольшом по объему творческом наследии Стэплдона книга занимает примерно то же место, что и «Маска» у Станислава Лема. В некотором смысле он тематически связан с книгой «Странный Джон», но уровень дискуссии о человеческой сущности (видимо не без влияния военных событий своего времени) автор снизил с космических просторов до тем психологии, секса, толерантности, биологии, противопоставления животного и рационалистического начала в человеке и обществе. «Телесность» и толерантность «Сириуса» заметно выделяет его на фоне чуть ли не всей мировой фантастики. Стэплдон в очередной раз блестяще показал, что он стоит ближе к кругу авторов типа Хаксли, Уэллс, Оруэлл, чем к американскому фэндому.

Сюжетно книга представляет биографию собаки, ставшей разумной в результате научного эксперимента, при этом автор использует данный прием не только для того, чтобы посмотреть на современное ему общество со стороны, но и для того, чтобы разобраться в психологии его представителей.

Стоит предупредить, что роман гораздо масштабнее чем «очередная умилительная книжка про разумную собаченьку» и совершенно революционен в части... скажем так, попрания жанровых табу. И попрание это настолько радикально, что наши рецензенты с критиками обходят роман бочком. Не хочу оставлять спойлеров, но один из них заложен уже в названии: под любовью тут понимаются отношения не между двумя людьми и не только романтическо-платонические... Тут уж либо встать на позиции толерантности, либо прикинуться, что такой книги вообще не существует.

Видимо этим обусловлена незавидная издательская судьба «Сириуса» — просто не понятно, как ее можно поставить на одну полку с обычной фантастикой! Пришлось бы, наверное, закатывать в полиэтиленовый пакет, чтобы не дай бог дети не полистали...

Оценка: 10
–  [  3  ]  +

Альфред Ван Вогт «Мир Нуль-А»

keellorenz, 4 мая 2017 г. 00:12

Присоединяюсь ко мнению про гениальность романа — она в данном случае в том, что автор перенес приемы детектива-нуар в жанр НФ. В итоге появилось вообще первое из когда-либо написанных произведений, которое пусть и коряво, но лежит в русле традиционной литературы. Это потом уже появились Ф.Дик там, новая волна, но первым был все же именно Ван-Вогт — в этом романе переданы... черт возьми — чувства и переживания, рефлексия главного героя. Причем героя, который заведомо не знает, с чем он столкнулся. Роман отчасти читается как классический детектив. Из более ранних примеров такого рода вспоминается только «Новый адам» Вейнбаума и «Странный Джон» Стэплдона, но они менее литературны и скорее напоминают трактат. Тут же именно литература «как она есть».

Оценка: 7
–  [  2  ]  +

Алексей Николаевич Толстой «Аэлита»

keellorenz, 10 июля 2016 г. 01:12

Добавлю одно небольшое замечание к этой замечательной повести: помимо всего прочего она содержит одно из первых описаний истории будущего марсиан (землян-атлантов), начиная с их жизни в Атлантиде. Более того, судя по всему это первая история далекого будущего в русской НФ и вторая по хронологии в истории жанра (первая — Камиль фламмарион «Гибель мира»).

Оценка: нет
–  [  -2  ]  +

Джек Вэнс «Станция Эйберкромби»

keellorenz, 22 июня 2016 г. 02:12

Во всех энциклопедиях НФ данное произведение фигурирует как первое в НФ детальное описание орбитальной космической станции-космопоселения

Оценка: нет
–  [  2  ]  +

Андрей Платонов «Потомки Солнца (Фантазия)»

keellorenz, 20 июня 2016 г. 01:35

Произведение до крайности мутное, но пафосное и удивительное, если брать год создания. Сюжет действительно предвосхищает эпопеи Стэплдона и т.п. космогоническую фантастику:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
герой-инженер, убитый горем после смерти любимой, перекраивает сперва Землю (явное предсказание терраформирования) , а потом и всю вселенную — то ли с целью уничтожения, то ли с целью создания новой, более «счастливой» ее версии.
Впервые в жанре высказывается мысль о перезапуске Вселенной с иной конструкцией бытия.

Оценка: нет
–  [  7  ]  +

Станислав Лем «Осмотр на месте»

keellorenz, 7 июня 2016 г. 21:28

Читал давно, но послевкусие осталось и сейчас... Роман с одной стороны выигрывает у романа Стэплдона «Последние и первые Люди» (в полемике с которым очевидно и написан) за счет более глубокой и научной разработки мотива истории человечества как единого потока в пространстве и времени, с другой... не хочу конечно обидеть фанатов Лема, но для современного читателя очевидно, что живший и писавший в социалистической Польше Лем должен был маскировать свои идеи под гротеск, сатиру и юмор... В результате в книге сюжета нет вообще: начало похоже на приключенческий памфлет в обычном стиле Йона Тихого (сам Йон и есть действующее лицо), середина книги — просто бесконечная летопись иной цивилизации (как раз самая стэплдонская часть романа), рассматриваемая под различным углами: философии, религии, науки и т.п. Конец же оказался просто вставкой из статьи Лема «Системы оружия 21 века» и какой-то сюрреалистической антивоенной сатиры (высмеиваются социалистическое общество и гонка вооружений). В финале просто обрыв чуть ли не на полуслове. Словно автор просто утомился и поставил точку.

Лучше бы уж Лем написал сразу свой вариант «Последних и первых Людей» и успокоился — о чем он грезил много лет и подступался уже ранее в «21 путешествии Йона Тихого» (кстати этот рассказ тоже перебрался в центральную часть романа).

А так... мне кажется в отличие от работ Стэплдона кентавр Лема не жизнеспособен как литературное произведение. Это и не трагический миф, и не сатира, а некий винегрет из разнородных овощей. Причем в разных частях романа тональность варьируется от космического трагизма до сортирного юмора и наивного дессидентского кукиша властям. Сюжет провисает, линии оборваны, финала нет...

Современный читатель скорее всего просто прочитает середину текста и забудет все остальное. Так писать нельзя...

Оценка: 3
–  [  1  ]  +

Роберт А. Уилсон, Роберт Шей «Иллюминатус!»

keellorenz, 3 мая 2016 г. 22:16

Серия представляет собой выдающееся произведение на тему «всемирного мирового заговора»: авторы не только создают параноидальную «шахматную доску» с участием атлантов, иллюминатов, мистиков, пришельцев из космоса — даже Исуса Христа! — но и мастерски втягивают читателя в игру с отгадыванием кодов и знаков, окончательно убеждая последнего в том, что все процессы взаимосвязаны между собой и руководятся «мировой закулисой».

Сюжет пересказать едва ли возможно... Масса сюжетных линий, сотни персонажей. Если фразы вроде «общая семантика»,«дискрдианство»,«Вейсгаупт»,«темплиеры»,«иллюминаты»,«голландец Шульц»,«федеральная резервная система» для вас ничего не значат, то читать его без Википедии под рукой не стоит и пытаться! Книга местами смотрится как путеводитель по всем конспирологическим теориям сразу. И да — Умберто Эко для своего «Маятника Фуко» часть тем и даже сюжетных ходов элементарно сплагиатил.

Если очень коротко — два клана атлантов тысячелетия враждуют между собой: одни пытаются стать бессмертными за счет людей (также потомков атлантов — но низшего уровня), другие этому мешают. И вот к середине 70-х годов 20 века начинается последняя битва — «Имманетизация Эсхатона». Несколько простых смертных волею случая втягиваются неким современным аналогом Капитана Немо — странным мистиком на подводной лодке Хагбардом Челлине в игру с участием различных тайных орденов и кланов, не подозревая о конечной цели игры.

Сюжет романа очень запутан, но не хаотичен. Многократно он переворачивается с ног на голову, за каждым заговором стоит новый заговор, а мнение относительно его природы меняют даже сами заговорщики-герои романа

А вот на какую сторону встать — это читатель должен решить уже сам... И ответ не так очевиден, как можно подумать — авторы искушают и загоняют его в логические ловушки, выбраться из которых можно только изменив свое мировоззрение.

Отличительной чертой серии является то, что все события там «зыбки» — даже про положительных героев невозможно сказать, состоят ли они в заговоре или нет. Некоторые события книги по разному интерпретируются и описываются с разных точек зрения. Чья паранойя более параноидальна? Не зомбируют ли АВТОРЫ книги читателя, сами являясь частью заговора?

Если смотреть еще глубже, то книга пропагандирует теорию анархо-капитализма, противопоставляемого тоталитарному капитализму и коммунизму. Авторы сравнивают политические системы по степени «открытости» для конкуренции и «взаимоопылению» умов ради прогресса человечества вцелом.

Тут и сатира, и юмор, и сложная философия, и детектив, и шпионский роман, и мистические видения...

Самые ближайшие аналогии — «Чапаев и Пустота» Пелевина, «Конгресс футурологов» Лема, «Маятник Фуко» Умберто Эко.

Книга написана в очень своеобразном лихорадочном стиле (чего стоит только пролог, где повествование ведется от лица белки на дереве в «Централ-парк» Нью-Йорка), но читается легко, так как события не пускаются на самотек а как кирпичики укладываются в единую... пирамиду с глазом в «макушечной точке».

Это произведение — первое, величайшее, космически-масштабное и едва ли кем-либо превзойденное творение на тему конспирологии, но оно же, как ни парадоксально, пропагандирует гуманизм и ценности прогресса. Эдакий «Дугин наоборот», зовущий не в средневековье, а в сияющий мир внутренней свободы, которая не уравнивает всех под одну гребенку, а заставляет конкурировать — но (ключевое слово!) на РАВНЫХ условиях.

Правила игры должны быть одинаковыми у всех! — вот девиз этой книги.

Оценка: нет
–  [  4  ]  +

Кларк Эштон Смит «Зотик»

keellorenz, 7 апреля 2016 г. 23:07

Цикл Смита вплоть до полной неотличимости напоминает цикл Вэнса «Умирающая земля», хотя написан на десятка два лет ранее. Сказочно красивые картины умирающей из-за остывания солнца планеты напоминают «Сказки 1001 ночи», но при существенном отличии: герои Смита почти не делятся на плохих и хороших , а сюжет оканчивается как правило отнюдь не хэппи-эндом. Для своего времени (30-е годы 20 века!) это было радикальным разрывом с традицией жанра.

Причем «Зотик» не воспринимается как фантастика для подростков — это рассчитанная на взрослого читателя поэтизированная авантюрная проза в котором уже один фон повествования задает мрачный философский настрой всему происходящему. Гумилев, Лавкрафт, сказки и легенды Иберии, полотна Дали или Брюса Пеннингтона приходят как сравнения (собственно Смит был известен в США 30-х больше как именно поэт). Стивен Кинг им восхищался и как поэтом в том числе, например.

Сладостная декадентская осень человечества — вот как хочется охарактеризовать цикл Смита. Его хорошо читать под винцо на травке под лучами августовского солнышка...

Оценка: нет
–  [  2  ]  +

Чарльз Харнесс «The Rings of Ritornel»

keellorenz, 5 апреля 2016 г. 01:15

Философская и психологическая фантастика в фантике из космооперы. Авантюрный сюжет

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
герой теряет брата-поэта, влюбляется в дочку космотирана и потом отправляется уничтожать неугодную планету, что в конце концов приводит его во что-то наподобие пространства Дирака
основан на решении философской проблемы — будет ли следующая после нашей вселенная копией, или наши действия в НАШЕМ времени приведут к изменению следующей вселенной в ЕЕ собственном времени. Образы закольцованного времени и эволюционирующих вариантов вселенных (и зародившихся из-за этого в будущем религий) напоминают роман Стэплдона «Создатель звезд» (1937).

Скромные художественные особенности книги (критики отмечали сумбурный сюжет, излишне приторный романтический пафос и художественную незрелость автора — при грандиозности и смелости идей) закрыли ей доступ на российский рынок.

Оценка: 4
–  [  4  ]  +

Джордж Зебровски «Macrolife»

keellorenz, 5 апреля 2016 г. 00:58

Грандиозная фрагментарная история будущего человечества, прослеженная от 20 века до гибели вселенной из-за ее схлопывания в сингулярность

(события последней главы отнесены на 100 миллиардов лет вперед).

Автор много места уделяет колонизации космоса посредством полых астероидов-космопоселений (он разделяет идеи именно Циолковского), генетических трансформаций человечества как вида (в частности поднята тема клонов) и проблеме перемещения в иные вселенные в сверхдалеком будущем.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
коллективные богоподобные разумы из предыдущих вселенных помогают главному герою и разуму его (нашей) вселенной пережить точку схлопывания вселенной

По стилю больше похоже на трактат, чем а роман. Сильным недостатком является, однако, устаревание физической концепции сжатия вселенной после расширения до некоторого предельного состояния. По той же причине сейчас уже не сооветствует астрономическим данным роман Йена Макдональда «Дни Соломона Гурского», с которым роман Зебровского имеет много общего.

Цитата:

«Артур Кларк приветствовал «Макрожизнь» как «в целом достойного преемника „Создателя звезд“ Олафа Степлдона».

Оценка: 4
–  [  2  ]  +

Пол Андерсон «Чёлн на миллион лет»

keellorenz, 2 апреля 2016 г. 01:52

Произведение из серии «замах на рубль, удар — на пятак». Вдохновившись, очевидно, эпопеей Стэплдона «Последние и первые люди» (см. вставной эпизод с бессмертным мутантом во второй цивилизации первого вида людей), рассказом Саймака «Грот танцующих оленей» и серией «Дети Мафусаила» Хайнлайна автор расписал тему на неимоверный по толщине том, из которого хоть какой-то интерес представляет первая часть — примерно до 19 века. Да и то автор разрабатывает жилу в стиле приключений — без анализа с философской или психологической стороны. Вернее сказать, что анализ есть, но... как бы это поделикатнее сказать, сделан он на недостаточном для высокой литературы художественном уровне. Андерсон просто имеет скудный багаж знаний по психологии/культурологии и т.п. — ему нечего сказать читателю и он скатывается в банальности. 20 век и далее описаны очень наивно, причем никаких миллионов лет нет и в помине — в последней части действие переносится в слащаво-сиропное будущее на борт звездолета (герои улетели с земли ради новых открытий).

Чертовски хочется просто переписать роман заново! Интригующая идея загублена прямо скажем халтурным исполнением. Именно для жанра НФ может и не плохо,

но даже в сравнении с работами Хайнлайна эта книга проигрывает. Унылое серое повествование, где каждый эпизод легко просчитывается.

Оценка: нет
–  [  4  ]  +

Альфред Дёблин «Горы моря и гиганты»

keellorenz, 25 марта 2016 г. 23:12

Роман воспринимается как растянутые на книгу первые главы из романа Стэплдона «Последние и первые люди», однако Деблин более «писатель», чем философ-Стэплдон, поэтому в его произведении много место уделяется конкретным человеческим судьбам на фоне неимоверных, циклопических событий , затрагивающих и ломающих все — от психологии людей до геологии планеты.

В принципе читабельно, если сделать скидку на время написания. Не стоит пугаться его «сюрреализма» — как мыслитель Деблин логичен и напоминает своей всесторонней оценкой описываемых событий авторов вроде Лема или Стэплдона. Просто там, где у иных авторов предсказания, и Деблина — видения, призванные создать впечатление, а не показать структуру события (например мировой войны).

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Книга разбита на части, сами по себе они очень объемны и насыщены событиями.

В первых частях описаны последствия индустриализации для общества. Затем идет мировая война и ее последствия для философского состояния ее участников. Травмированное человечество приводит к власти своеобразного «гитлера», которого побеждают любовью. В истории с «гитлером» (книга «Мордук») самое примечательное — множество сексуально-эротических мотивов, драмы, убийства и самоубийства, истязания плоти и духа, подвиги и предательства. Это самая интересная часть книги со множеством персонажей, которым сопереживаешь.

Затем идет описание проектов английских технократов-заговорщиков по растоплению Гренландии.

Тут тоже вплетены сексуальные мотивы, служащие фоном для конфликта европейского и исламского миров. Далее — применение радиации для планетарной инженерии вызывает мутации и появление мостров разного вида (даже динозавров). Для борьбы с монстрами создаются циклопические люди-горы, которые побеждают монстров, но при этом технологии генной инженерии приводят к появлению богоподобных бессмертных сверх-существ. От новой расы людей и прочих невзгод прежнее человечество прячется в подземных городах до тех пор, пока одна из сверх-людей, некая бисексуальная женщина-Веласка уговаривает своих соплеменников уйти с исторической сцены. Человечество в финале снова стоит перед новыми возможностями — но уже с поправкой на экологический дискурс.

В целом по красочности, странной машинерии это что-то вроде литературного варианта апокалиптических анимэ типа «Евангелиона», по языку — напоминает Платонова, по идеям — практически аналог Стэплдона. Но это «стэплдон для модернистов». И на нем лежит печать истинного гения. Другой такой книги не было за весь 20й век.

Оценка: 10
–  [  5  ]  +

Джон Райт «Золотой век»

keellorenz, 25 марта 2016 г. 22:39

В первом томе так и не изданной до конца в РФ эпопеи Райта «Золотой Век» действие происходит в запредельно далеком «стэплдонианском» будущем Земли: через миллионы лет человечество заселило солнечную систему, разделилось на множество наций, видов и сущностей (от разумного океана до компьютерным программ), но при этом сохранило в почти неизменном виде логику, право и финансы. Власть имущие олигархи, нищеброды (на Плутоне), биржевые сделки и суды на основе римского права — все это хитрое человечество пронесло сквозь века! А иначе как устоять цивилизации, если нет денег и справедливого суда? С одним умом на базар не ходят, господа, и через миллион лет!

Но не служит ли этот мир ширмой для таинственных закулисных интриг? И каков их масштаб?

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

В последующих томах романа обнаруживается, что глобальный заговор разумных программ вращается вокруг теоремы математика Гёделя о неполноте, которая увязывается с вопросами существования Вселенной.

Все это придется узнать «княжескому сынку», обнаружившему, что его память стерта и начавшего расследование в стиле детектива из нуар-кинематогрофа 40-х.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
в первом томе он обнаруживает циклопический звездолет для колонизации соседних звезд, построенный им из-за того, что его самого создали как продукт виртуальной реальности при моделировании устойчивости общества. Бунт против властей оборачивается локальным поражением в правах

Очень жаль, что проект по изданию серии закрыт в РФ на вечные времена в связи с низкими продажами первого тома. А жаль! Райт — достойный ученик Олафа Стэплдона и Кордвайнера Смита., один из самых необычных авторов 21 века

Оценка: нет
–  [  7  ]  +

Моисей Марков «Ошибка физиолога Ню»

keellorenz, 16 марта 2016 г. 22:25

Герои повести едут в поезде и неторопливо сочиняют непрерывную (то есть буквально событие идет за событием без разрывов на невообразимом интервале времени) историю Марса от момента появления там человекообразных марсиан до гибели их последней цивилизации спустя миллионы лет. По масштабам и некоторым сюжетным деталям (коллективный разум, киборгизация, телепатия) произведение напоминает роман Стэплдона «Последние и первые люди». Написан в 30-е годы, в то же время, что и произведения английского «коллеги», однако пришел к читателю лишь в 80-е. Это единственный уникальный образец детальной (непрерывной!) истории будущего считай что человечества (марсиане не отличаются от людей, а люди — их потомки) в советской НФ.

В повести чувствуется некоторое влияние идей К.Э.Циолковского.

С литературной точки зрения текст слаб и перемежается неуместным и странным по сегодняшним меркам гротеском. Например посадочное поле для корабля пришельцев заботливо прикрывают «красивым ковром» (хорошо хоть котиков на него не сажают).

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Пережившие много эпох, достигшие технического расцвета и философского просветления марсиане стоят на развилке: либо вечная молодость через генную инженерию, либо киборгизация. Генная инженерия могла бы подойти сразу с двух сторон — от ангелоподобных пришельцев с планеты Х, либо от собственных экспериментов. Однако политический конфликт с Х и первый неудачный опыт омоложения (тот самый физиолог Ню из названия превратился в младенца) приводит к выбору варианта бессмертия через киборгизацию и духовную кастрацию. В результате возникает общество бессмертных киборгов, которые затем превращаются в летающие сферы-мозги, затем в сообщества разумов, а затем в единый сверхразум, окутавший как туманом всю планету. Попытка начать войну все с тем же Х приводит к гибели обеих цивилизаций, а жизнь продолжается от потомков марсиан , расселившихся на Земле во время проекта по ее колонизации .»

В мировой литературе именно непрерывных описаний будущего на миллионы лет вперед очень немного — Стэплдон («Последние и первые люди»),отчасти Фламмарион («Гибель мира»), Станислав Лем («Осмотр на месте») и наш Марков полностью исчерпывают список подобных авторов.

Оценка: 5
–  [  4  ]  +

Камиль Фламмарион «Гибель мира»

keellorenz, 14 марта 2016 г. 23:31

Давний роман, в котором довольно подробно и относительно правдоподобно (для своего времени) описана история столкновения Земли с чем-то вроде кометы. Эта (первая) часть книги напоминает фильм «Столкновение с бездной» и относительно литературна. Очень многие авторы после Фламмариона писали на похожий сюжет, но тут тема разработана впервые и очень детально — вплоть до чертежей! Фламмарион был настоящим ученым-астрономом и неплохим социальным мыслителем: конец мира и стадии реакций на него людей показаны пугающе-правдоподобно.

Во второй части книги автор внезапно шокирует читателя летописным изложением событий грядущего примерно на миллион (!) лет в будущее — вплоть до гибели планеты

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
остыло вначале ядро Земли, а потом начало остывать и Солнце
В последних главах темп повествования замедляется и описывается судьба последних людей на Земле. Книга отчасти напоминает роман Стэплдона «Последние и первые люди», но уступает ему в литературном мастерстве при сопоставимых масштабах. Вероятно она — самый первый образец непрерывной истории будущего в литературе и самое первое описание эволюции Земли с точки зрения геологии и космологии.

Сама история будущего описана как вставка в первые главы второй части и содержит в себе предсказание не только биологической (появление телепатии) эволюции людей (и обезьян — эта часть в русском издании вырезана цензорами из-за дарвинизма), но и социально-философских преобразований

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
построили коммунизм
. Стиль там правда такой: «минули столетия, и человечество решило расселиться в городах-садах, подпитывающихся электроэнергией от приливных электростанций. Прошло еще сто тысяч лет, и изменился институт брака...».

Из предсказаний и видений книги можно выделить: мотив разумных обезьян, махолеты на электрической тяге, видеосвязь, автоматические станки, приливные электростанции, синтетическую еду, эволюцию людей как биологического вида, накрытые куполами поселения (для сохранения тепла), различные социальные эволюции. В последних главах описан Юпитер, передвинутый (не объяснено как именно) живущими там инопланетянами поближе к Солнцу.

Оценка: 5
–  [  4  ]  +

Филип Фармер «Тёмное солнце»

keellorenz, 14 марта 2016 г. 23:16

Воистину это произведение — описание одного из самых далеких вариантов будущего в НФ. Время событий — десятка полтора миллиардов лет вперед

(у Стэплдона в «Последних и первых людях» — жалкие 2 миллиарда!).

В описанном мире человечество исхитрилось пережить: гибель Солнца, гибель галактики и дожить до времени, когда гибнет уже вся вселенная из-за процесса обратного сжатия в точку.

Красочные картины астрономических явлений сочетаются с неплохим жюль-верновским квестом в поисках выхода из ловушки бытия.

Главный герой проходит путь от дикаря до полноправного члена удивительного коллектива потомков человечества, блуждающего

по упаднической земле в поисках выхода из гибнущей вселенной! Руины цивилизации, артефакты, запредельные масштабы астрономических

событий... В книге чувствуются отголоски книг Вэнса (Умирающая Земля), а финал навеян, вероятно, эпизодом из книги «Город» Саймака.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
герои нашли портал в параллельный мир и сбежали от конца света
Данный роман — уникальная попытка заглянуть в будущее дальше самого Олафа Стэплдона!

Оценка: нет
–  [  7  ]  +

Олаф Стэплдон «Создатель звёзд»

keellorenz, 26 августа 2012 г. 19:20

Роман Олафа Стэплдона «Создатель Звезд» (1937) являет собой едва ли не уникальное произведение в жанре НФ — шутка ли: росчерком пера охватить все мироздание и ответить на все вопросы бытия. Ничего подобного не писали ни до, ни после — хотя попытки полемизировать именно со Стэплдоном заметны в творчестве Станислава Лема. И там, где Лем с шутками и прибаутками рассказывает о Боге, мироздании и «вообще вокруг», Стэплдон торжественно поет трагическую балладу о жизни, вселенной и энтропии. Балладу, надо отдать должное, основанную на самых прогрессивных идеях и физических концепциях своего времени. Чего тут только нет! Список предсказаний, тем, гипотез и концепций покажется бесконечной энциклопедией жанра НФ. Остановлюсь лишь на двух: автор прямо предвосхищает «эвереттовскую» интерпретацию квантовой механики (расщепляющиеся параллельные миры!) и описывает разнообразные астроинженерные конструкции, включая Сферу Дайсона. Тут только руками развести — и подивится силе человеческой фантазии. Фантазии, впрочем, основанной на глубоком знании автором кучи философских и физических концепций 30-х годов, включая даже труды Уайтхеда (в споре с которым автор выпустил целый научный труд в свое время).

Сюжетно книга построена примерно так же, как и «Последние и Первые люди» — вначале это телепатическая экскурсия, устроенная коллективом связанных сознаний инопланетян (к которым присоединяется и сам автор) по планетам, наподобие Земли. Затем детальное описание иных цивилизаций сменяется контактом с империей «больцмановских мозгов» (!!!), состоящих их газовых туманностей. Далее подробно описывается политическая и философская жизнь галактики (тут единицами разума становятся разнообразные галактические империи), напоминающая по масштабам и детальности «Сильмариллион» Толкиена, которая завершается точкой высшего космического слияния всей разумной жизни галактики в единый телепатический «компьютер». Именно полубожественный мозг галактики выходит на вселенский простор, наблюдает историю Вселенной от большого взрыва до энтропийного заката и выходит на контакт с самим Создателем звезд.

Последняя четверть книги описывает явления, находящиеся за пределами нашей Вселенной. Эта часть шокирует больше всего. По Стэплдону Бог — что-то типа спонтанно возникшей флуктуации, которая вроде Брахмы из индуизма или больцмановского мозга генерирует в себе фантазии на тему иных вселенных (разной физической конструкции!), совершенствуясь по мере творения до тех пор, пока не создает идеальный и почти равный себе мир-Вселенную. А потом — перезагрузка и по новой... До тех, видимо пор, пока сама флуктуация-бог не рассосется в первичном вакууме. Бог Стэплдона это скорее не бог Спинозы, а бог Декарта, которого автор согласует с современными ему теориями из статистической физики. Это ребенок-творец, самообучающийся больцмановский мозг, которому поклоняться и смысла-то нет. Можно ли его боготворить? У выходца из богатенькой семейки Стэплдона да, подгибаются коленки, в то время как переживший холокост Лем, дойдя до тех же рассуждений (в «Солярисе» и множестве прочих «постстэплдонианских» трактатов) просто машет на все рукой и замечает, что «бог есть тайна до такой степени, что может его и нет вообще».

Как на самом деле — точно и не известно. Намекну только, что самые последние теории о Вселенной говорят, что мы точно не в матрице и не в больцмановском мозгу, но вполне может быть, что мы сами и есть «Создатели Звезд», которые пишут на досуге историю выдуманных вселенных... Есть авторы идущие еще дальше, которые считают, что в основе вселенной лежат мыслящие и самосознающие математические структуры, а конфигурация вселенной с непротиворечивой математически физикой порождает самосознающие компьютеры, часть (из множества) которых решила назвать себя людьми. Т.е. человечество — деталь от трансвселенского компьютера, которая наделяет математического бога разумом, и мы сами и есть «боги»...

Оценка: 10
–  [  10  ]  +

Олаф Стэплдон «Последние и первые люди: история близлежащего и далёкого будущего»

keellorenz, 10 июня 2012 г. 22:18

Близко знавшие Олафа Стэплдона рассказывают, что идея этой книги возникла у него во время наблюдения за морем и его обитателями: оно навеяло ему мысль о цикличности человечества – как цивилизации и как биологического вида. Подъем в сияющую высь – и спад в глубочайшую пропасть. Он – насмотревшийся крови ветеран-орденоносец 1-й мировой войны (водитель при госпитале), профессиональный преподаватель промышленной истории и философии не строил иллюзий относительно способности «духовных скреп», религий, традиций и ложных философских идей помешать сползанию общества в хаос и катастрофу… Одна из катастроф была позади, другая – ощущалась впереди: в Германии уже кидали «зигу», в России – готовили Голодомор и 37 год. На таком фоне волей-неволей станешь смотреть на цивилизацию без поросячьего визга радости от всестороннего прогресса науки и техники, но со стальной логикой, лишенной всяких эмоций.

Думаю, у человека его судьбы с годами появился некий психологический прием отстранения от эмоций и умение смотреть на человечество с космической, планетарной точки зрения. Вот он и смотрел… Модернистом, подобно его коллеге по перу и автору второй великой космической эпопеи 20 века – Альфреду Дёблину он не был, поэтому вместо метафор и ощущений изложил в своем труде все грядущие события в ключе викторианских романтиков с поправкой на железную логику, английский здравый смысл и науку как таковую... Эйнштейн, ядерная физика, разнообразная альтернативная энергетика, редактирование генокода, атомные космолеты, планетарная инженерия, межзвездные корабли поколений, космический парус, интернет, автоматизация промышленности, колонизация солнечной системы — идей в этой диковинной книге на энциклопедию, как отмечал большой ценитель и последователь многих идей Стэплдона — Станислав Лем (любознательных читателей отсылаю к его трактатам «Фантастика и футурология» и «Сумма технологий»).

Взяв за отправную точку футурологические труды выдающихся английских ученых Джона Бернала, Джона Холдейна и Джуллиана Хаксли (и во многом невольно повторив более ранние изыскания Циолковского), Стэплдон размотал клубок своей истории начиная с 1930 года на 2 миллиарда лет вперед, продемонстрировав на этом неимоверном и захватывающем дух масштабе что такое человечество в космическом контексте, какие ловушки природы и рукотворных технологий ждут его в будущем и есть ли план спасения.

Собственно план-то есть – об этом и книга, да вот только Стэплдон прозорливо полагал, что идиотов в обществе большинство и человечество еще хорошо отделается, если не слишком сильно будет наступать на грабли на пути его реализации. Про то, чтобы вообще «не наступать» и речи нет… Прав ли он был в своих рассуждениях на страницах этого романа? Ужасающе прав! Прогнозы относительно близкого будущего (война России и фашистской Германии, локальная ядерная война и гонка вооружений) сбудутся чуть ли не буквально: всего через 10 лет его собственный сын-моряк будет сражаться с Гитлером (через пол- века он получит за папу-мечтателя литературную премию!), а он сам с семьей будет пережидать бомбежки в деревенском доме, прозорливо построенном подальше от целей бомбометания.

Через 15 прогремит первый ядерный взрыв, а через 56 Рейган с Горбачевым поедут в Исландию (Рейкьявик) договариваться о прекращении ядерной гонки вооружений (такой эпизод есть в романе буквально!). В принципе на описании близкого будущего иной автор и остановился бы – так поступил Деблин в «Горах морях и гигантах» (1924), но туда, куда не решился заглянуть модернист, продвинулся романтик и логик Сэполдон. После примерно трети текста (как раз рухнула Вторая цивилизация первых людей и случился ядерный Чернобыль пополам с Хиросимой) читатель словно садится на санки и съезжает с горки со все большим ускорением: тут уже Стэплдон не сдерживает фантазию и изощренно (некоторые считали садистски-реалистично и сатанински-кощунственно) в масштабе сотен миллионов (!) лет «троллит « читателя безрадостными перспективами. В некоторых местах я бросал чтение, чтобы успокоиться, настолько сильно воздействие некоторых эпизодов книги (вроде истории очередного «Христа» или морально-нравственные аспекты выживания людей, переживших ядерную катастрофу). Дело тут в беспощадном реализме и логике, роднящих Стэплдона с другим ветераном войн — Джорджем Оруэллом. Ничего смешного. Все так и будет (ну или примерно так — не суть важно, главное — концепция). Ресурсы исчерпываются, эволюция заводит хомо-сапиенс-сапиенс в тупик, генная инженерия порождает эпоху сексуально-садистских безобразий, нападают загадочные марсианские облака из микроорганимов, Луна сходит с орбиты, взрывается Солнце, гибнет вся галактика! И каждый раз волею то случая, то научной смекалки, то хитрости (иногда хочется сказать русское словцо покрепче, особенно в эпизоде зачистки Венеры от коренного населения) человечество спасается, строит несколько раз Утопию, пока в конце концов не оказывается одновременно перед лицом и Высшего потустороннего Разума (галактического электромагнитного «телепатического» интернета — привет Винджу!), и предела существования нашего сектора галактики.

И вот пришло время держать ответ перед самими собой – правильно ли мы все делали, за что это все нам и как с этим грузом доживать последние миллионолетия? В уста одного из последних представителей последней, 18й разновидности людей, автор вкладывает наконец Ответ – он сочетает в себе одновременно мизанропию, сократовский стоицизм, экстатически-сексуальный восторг (К.С.Льюис сгоряча назвал это кристально чистым поклонением Дьяволу), буддистскую нирвану и главное, быть может, радость художника за написанное полотно.

Да оно (Человечество) ужасающе, но в ужасе есть и красота: красота подвига, преодоления себя, победы (пусть и локальной) разума и науки над Судьбой. В несовершенстве людей и бессилии перед природой была его слабость, но в животном витальном инстинкте, обузданном и направляемом разумом (логикой, наукой, знанием), в самой борьбе за свое существование – его же великая сила Прометея, позволившая пронести огонь хотя бы на 2 миллиарда лет.

Красив был человек – и в добре, и во зле, говорит автор, велик в делах, да пришел и ему конец. Не как кара, а просто так, по стечению обстоятельств — Будда чихнул, хлопнул в ладошки и все кончилось. И чтобы протянуть подольше, думайте пожалуйста головой, дорогие предки, будьте самокритичнее и опирайтесь на логику (в добро автор после 1й мировой уже не верил), не стройте иллюзий, любите науку, да смотрите на себя почаще с точки зрения космоса – телепатически, сквозь 2 миллиарда лет обращается через автора последний из всех людей к читателям. К Первым людям. К нам.

Оценка: 10
⇑ Наверх