Клиффорд Саймак «Заповедник гоблинов»
- Жанры/поджанры: Фэнтези (Научное фэнтези )
- Общие характеристики: Приключенческое | Юмористическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная ))
- Время действия: Далёкое будущее
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Действие романа происходит в отдалённом будущем, когда человечество совершило немало важнейших открытий. В частности, межпланетные путешествия стали уже едва ли не обыденностью, да и машину времени удалось создать. Питер Максвелл, профессор кафедры сверхъестественных явлений, в результате сбоя транспортной системы во время путешествия оказывается на таинственной Хрустальной планете, хранилище таких знаний, которые люди и вообразить-то не в состоянии. Вскоре он понимает, что хозяева этой планеты предлагают ему (и человечеству) все эти знания, хотя и не просто так, а в обмен на таинственный Артефакт, добытый одной из экспедиций Института времени где-то в юрском периоде. Дело осложняется тем, что Артефакт желают выкупить колёсники — странная чужая раса, живущая за пределами известного людям космоса. Вскоре становится ясно, что тут не обойтись без помощи «маленького народца» — гоблинов, троллей, фей, живших на Земле ещё до появления человечества... а ныне обитающих в резервации, которая и носит название «Заповедник гоблинов».
Впервые на русском: журнал «Смена» №№ 18-24, 1971 г., перевод И. Гуровой, рис. Г. Новожилова.
Входит в:
— журнал «Galaxy Science Fiction, April 1968», 1968 г.
— журнал «Galaxy Science Fiction, June 1968», 1968 г.
— журнал «Смена № 21, 1971», 1971 г.
— антологию «Заповедник гоблинов», 1991 г.
— антологию «Звездные короли», 1991 г.
— антологию «Мир, которого не может быть», 1991 г.
— антологию «Анаконда», 1993 г.
— «Модель для сборки», 1995 г.
— антологию «Заповедник гоблинов и другие фантастические истории в рисунках Геннадия Новожилова», 2020 г.
Номинации на премии:
номинант |
Хьюго / Hugo Award, 1969 // Роман |
Экранизации:
— «Заповедник гоблинов» 1993, Россия, реж: Валерий Обгорелов
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Доступность в электронном виде:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Max1959, 13 июля 2022 г.
Книга не просто хороша — она великолепна. Саймак щедро напихал в нее сюжетных линий каждая из которых могла бы быть развита в отдельный роман, а по нынешним временам — и цикл романов :)))
Читать, читать, и еще раз читать!
Стронций 88, 11 мая 2022 г.
«Возможно, подумал он, это произошло потому, что там, где множество самых разных рас должны жить в мире и согласии друг с другом, и «нетерпимость» и «терпимость» одинаково стали грязными ругательствами» – как, однако, неожиданно это стало актуальным.
Ну, вот и я растаскиваю роман на цитаты… А ведь он понравился мне чуть меньше остальных. Завышенные ожидания сказались? Ведь «Заповедник гоблинов» – одна из визитных карточек любимого мной Саймака, и многим этот роман очень нравится, да и есть отчего. Не знаю, был ли первым Саймак автором, слившим воедино пришельцев, полёты в космос, машину времени и «маленький народец» – гоблинов, троллей и прочих – но во впечатлениях он всё равно останется первым, заварившим такую любопытную кашу. Правда – и тут я немного разочаровался – мир-то оказался хоть и милым, но довольно поверхностным. Земля как научный центр галактики оказалась настолько не научной, что те же обитатели Заповедника гоблинов остались совсем не изучены (а ведь этим кто-то же занимался!) и герой, выпив по кружке с одним из его обитателей, выведывает больше чем все учёные. И это касается не только гоблинов и троллей, там ведь ещё и магия существует, а люди вместо того, чтобы исследовать её законы, ищут драконов (да, это намёк на героя, который, насколько я помню, должен был заниматься именно этим). Ощущение, что все эти институты – не более чем декорация, пригодная лишь для содержания экспонатов…
И колёсники. Было немного странно, что они вызывают такое отторжение у землян, тут же ведь мелькают создания и более непривычные – чем рой насекомых неприятнее говорящего краба (вспомните цитату, что я привёл в начале)?
История процентов на 60 состоит из уютных дружеских попоек с разговорами (настолько уютных, что глаз они не режут) и замечательных описаний природы, но есть и моменты столкновений, действий – и, главное, череды открытий, довольно неожиданных и любопытных; для меня лично именно они и создавали основную динамику, основной интерес.
Ну и концовка, конечно, истинно саймаковская.
Нескорений, 14 февраля 2022 г.
Спорить о том, что лучше — фэнтези или фантастика — можно так же долго и с тем же результатом, что и о том, кто кого заборет — слон или кит. К. Саймак ввязываться в этот глупый спор не стал, а просто написал свой «Заповедник гоблинов» — роман, в котором органично соединились все преимущества упомянутых литературных жанров. Этот симбиоз выглядит очень естественно и органично, единственное сожаление, которое может вызвать это произведение — слишком малый объем, ведь на данном фундаменте можно было возвести целую литературную эпопею. Здесь и путешествия во времени, и передатчик материи, и цивилизация носителей Сверхразума, и загадочный древний артефакт, и целый выводок сказочных созданий — от троллей и гоблинов до самого настоящего дракона. Кроме того, роман отличает легкость подачи материала, авторская ирония и мягкий ненавязчивый юмор, что позволяет рекомендовать эту книгу читателям всех возрастных категорий, с разными предпочтениями.
Действие романа разворачивается в далёком будущем на Земле, когда человечество уже исследовало значительную часть Вселенной, установило контакт с представителями множества разумных рас, проникло в тайны времени, решило проблему дальних странствий, изобретя передатчик материи, а также в прямом смысле сделало сказку былью, отыскав сказочных созданий — фей, троллей и гоблинов, представители которых живут бок о бок с человеком в этом невероятном мире будущего. Главный герой романа — профессор факультета сверхъестественных явлений Пит Максвелл, отправившийся в поисках дракона в систему Енотовой шкуры, но вместо этого побывавший на загадочной планете, населенной представителями мудрой сверхрасы, чье происхождение уходит в глубины миллиардов лет, задолго до того, как возникла наша Вселенная. По возвращению в родной висконсинский институт Пит с удивлением узнает, что признан на Земле умершим, т.к. чуть ранее из путешествия вернулся его двойник, погибший в результате несчастного случая. Это происшествие обещает профессору массу сложностей юридического характера.
Довольно быстро мы знакомимся с приятелями Питера, масса интересных персонажей, прописанных в романе с юмором и любовью. Здесь есть и настоящий неандерталец, привезенный из каменного века Институтом времени, который поселился в мире будущего, стал учёным, но до сих пор не избавился от многих своих первобытных привычек, и биомеханический тигрёнок Сильвестр, питающий безусловную любовь к главному герою с их первой встречи, и даже таинственный Дух, настоящий призрак, который сам не знает, чей он собственно дух. Перед нами яркий выдуманный мир, порой переливающийся оттенками иронии и гротеска, но ни на мгновение не теряющий своей цельности и достоверности. Автору достаточно намечать его отдельные аспекты, буквально кончиком пера, и все они моментально сливаются в единую эклектичную, но при этом нисколько не противоречивую картину. В этом, на мой взгляд, проявляется подлинное искусство настоящего мастера.
«Любая достаточно развитая технология неотличима от магии» — гласит третий закон Артура Кларка. По этой причине танцующие феи и тролли, живущие под мостом и способные наложить страшное проклятие на фирменный октябрьский эль гоблинов, не выглядят здесь пятым колесом, а занимают свою законную нишу в пёстром полотне фантастической вселенной автора. Действительно, если принять за факт бесконечность Вселенной и потенциальное разнообразие форм жизни в ней, то почему нельзя поверить в существование лепреконов, снежного человека или морского змея? Всё что способно родиться в воображении человека вполне может существовать где-то там... или здесь, нужно только держать глаза широко открытыми, в этом я полностью согласен с автором. Магические «технологии» тех же троллей гораздо более совершенны, нежели научные достижения человечества, ведь троллям не нужны «костыли» в виде бездушных механизмов, которым так привержены люди.
Кроме всего прочего само чтение романа представляет собой приятный квест, ведь здесь масса отсылок к известным произведениям фэнтези и фантастики. Таинственный древний артефакт, который стремятся заполучить соперники человечества — раса «колёсников» — до степени смешения похож на черный обелиск из «Космической одиссеи» А. Кларка. Мир Готики-IV, населенный ведьмами и колдунами — вероятно реверанс в сторону «Колдовского мира» А. Нортон, мрачные образы полотен вымышленного живописца из прошлого А. Ламберта воскрешают в памяти «Натуру Пикмена» Г.Ф. Лавкрафта, а неандерталец Алле-Оп вполне мог быть азимовским «Уродливым мальчуганом», необъяснимая привязанность тигрёнка Сильвестра к Питу Максвеллу — безусловно мостик к хайнлайновской «Двери в лето», ну и наконец Институт времени — организация очень напоминающая «Вечность» из «Конца Вечности», вышедшей из-под пера самого К. Саймака, т.о. круг замкнулся...
«Заповедник гоблинов» — представитель того редкого и столь желанного для каждого читателя рода произведений, которые хочется читать как можно медленнее, и как можно дольше оттягивать неизбежный момент попадания на последнюю страницу, когда против воли приходится прощаться с полюбившимися героями, и таким интересным и уютным миром, созданным фантазией доброго волшебника по имени К. Саймак. Этот роман действительно из тех, к которым хочется вернуться спустя время, пусть даже не для открытия новых смыслов и не в поиске нового прочтения, а для погружения в знакомую и приятную атмосферу — атмосферу светлой грусти, которую способна создать только яркая, багряно-золотая осень в лесу, где вечно живет неувядающая фантазия, заставляющая нас мечтать, стремиться к дальним горизонтам, заглядывать за край, искать всё новое, интересное, неведомое, именно то, ради чего стоит жить на Земле, в нашей Галактике, в этой Вселенной...
olga.sb, 19 декабря 2021 г.
Хотите краткое погружение почти во все темы фантастики? Тогда добро пожаловать в Заповедник гоблинов! Здесь вы найдете не только гоблинов (хотя и их тоже) с баньши, феями, пикси и прочими милыми мифическими существами, которых в далеком будущем научились видеть и принимать как данность. Здесь также будет привидение, которые может и не выпьет с вами кружечку эля, но составит компанию и выслушает. А еще неандерталец и сам Шекспир, которые попали из прошлого с помощью давно поставленной на поток машины будущего. Плюс милейший тигренок-биомех, восстановленный из ДНК саблезубого хищника (ну и его хозяйка).
И впридачу инопланетяне всех мастей – от вымирающих цивилизаций, которые желают передать накопленные знания за крохотный артефакт, и до подозрительных колесников, которые представляют собой рой насекомых в банке.
Вполне интригующий клубок, не находите? И в центре этой вполне стройной фантасмагории оказывается профессор, который прибывает в Англию после исследовательского путешествия на другую планету и попадает чуть ли не на собственные похороны. Буквально. Потому что его скопировали при перемещении порталом.
Приключения по распутыванию этого клубка носят не детективный, а вполне линейный характер. То есть на героя просто сваливаются неприятности и подсказки, позволяя выяснить, что творится на самом деле. Небольшая вещь вышла на удивление необычной, динамичной и по-британски душевной, как посиделки в пабе с друзьями (хоть и с перерывом на разборки с пришельцами).
Но тут пришельцы не противопоставляются человечеству, а вливаются в это пестрое и яркое будущее. Очень люблю классиков фантастики за умение динамично, бодро и со смыслом завернуть!
Есть и другие классики фантастики: от Уэллса до Хайнлайна (у которого не только Звездный десант про пришельцев хорош, но и многие другие, те же Кукловоды).
holyship, 30 октября 2021 г.
Если ваша престарелая матушка не одобряет ваше увлечение фантастикой, предложите ей сей опус.
Повышенный (или даже критически превышенный) градус мимимишности растопит любое сердце.
Смысл, правда, обнаружить вряд ли удастся (но во времена хиппи это не считалось зазорным).
URRRiy, 6 июля 2021 г.
Многоплановая вещь, сказочная фантастика, сплав научных дисциплин и остатков магического мира: гоблинов, фей, баньши и того самого артефакта, который тоже персонаж. Впрочем, формально как баньши, так и остальные сказочные народцы имеют вполне научную основу, хотя некоторые злокозненные тролли умеют колдовать.
Тем не менее, эти субъекты являются объектами изучения, собраны в соответствующем Заповеднике, и главный герой романа, профессор Максвелл, как раз и специализируется на их изучении. Профессор конечно тот ещё перец, вполне способен ввязаться в кабацкую драку, а оптимальным методом общения с репортёрами признает врезать тем по личности. В общем, с таким счастьем — и на свободе, это про него.
Вокруг соответствующие персонажи — неандерталец, биомех-саблезубый тигр, Дух (известной личности), не говоря об обычных землянах и внеземельниках. Плюс таинственный случай раздвоения этого самого Максвелла, причем один из них успевает погибнуть до момента завязки сюжета.
Как видно, автор постарался, декораций много, все — яркие, для меня же было любопытно узнавать «исходники» идей Саймака в произведениях отечественных фантастов, от Стругацких до Булычева, один Институт времени чего стоит. С другой стороны, многие сюжетные линии остались незавершёнными, то ли времени не хватило автору, то ли желания. Тем не менее, и в существующем виде книга весьма примечательная, хотя к разряду «вечных» я бы ее не отнёс, просто добротная (и добрая) развлекательная книжка, для доинтернетного поколения читателей, с интересным набором приключений, но без резкого ритма, характерного для двадцать первого века.
akm777, 6 июля 2021 г.
Фэнтази от мэтра американской фантастики. Что может быть лучше? Только читать в оригинале!
Gennadydobr, 5 мая 2021 г.
Для меня Заповедник — идеальный роман.
Он умный, щедрый и весёлый.
И добрый.
Умный — по логической непротиворечивости описанной вселенной.
Щедрый — по обилию вкусных идей, фантдопов.
Весёлый — по множеству смешных ситуаций и постоянно угадываемой авторской улыбки.
Добрый — потому что автор верит в доброту разумных и не стесняется своей веры.
Недостатки романа — продолжение его достоинств.
Чтобы по настоящему понять и полюбить роман, необходимо созвучать с каждым из его компонентов.
Что очевидным образом ограничивает количество его поклонников.
Я — из таких.
Nataly_Li, 27 марта 2021 г.
Милая история с прорисовкой вселенной на уровне компьютерного квеста. Всё очень добро, мило и можно давать читать даже маленьким детям. При этом текст вполне себе нормальный: герои интересные, приключения присутствуют, пусть и наивные, но зато разнообразные. И концовка тёплая и привносящая в этот мир толику чего-то хорошего.
Меня лично эта книга прекрасно развлекла в аудиоварианте. Я слушала сказку, чтобы мне было не лень разбирать бардак в кладовке. Результат — бардак в кладовке разобран, а бонусом — ностальгия по добрым квестам от Sierra конца прошлого века :)
Но, конечно, чтением, погружающим тебя во вселенную книги и жизнь героев, это не назовёшь. Всё очень простенько — слишком простенько для именно книги. А для аудиосказки — в самый раз.
Darth_Veter, 18 января 2021 г.
Забавное творение американского писателя, которое сложно отнести как к фантастике (гоблины, тролли и колдовство!), так и к фэнтези (телепортация, искусственная планета, машина времени). Эдакая гремучая смесь из коллекции авторских задумок. Больше всего Саймак писал фантастику, но есть у него и чистые сказки, например, «Братство талисмана» или «Зачарованное паломничество». Это вполне могло натолкнуть писателя на создание произведения смешанного жанра, где магия и технология будут присутствовать одновременно. В «Заповеднике» автор пытается разработать основу западноевропейских мифов, объявив гоблинов, троллей, фей и баньши древнейшими обитателями нашей планеты, жившими на ней задолго до человека. Мы ведь не удивляемся, что когда-то на Земле обитали два разумных вида — неандертальцы и кроманьонцы. Так что вполне могли быть и другие! Люди могли не встречаться с ними напрямую, но слышали о них от других жителей планеты. Как и все старшие, первые обитатели Земли недолюбливали людей за их агрессивное стремление жить. Те чувствовали эту антипатию и отвечали тем же. В своих мифах и сказаниях люди преднамеренно изображали древних жителей как злобных тварей, умеющих делать только пакости и боящихся солнечного света. На таком фоне легко выглядеть настоящим совершенством и борцом за справедливость. Не удивительно, что древние затаили на человека «зуб» и не особо ему доверяли. Когда институт Времени перенес кое-кого из них на миллионы лет в будущее, они предпочли не селиться вместе с человеком, а создали свою собственную резервацию. Люди тут же окрестили ее «заповедником гоблинов», хотя там жили не только гоблины. Так в земной реальности образовалась некая аномалия, где смешались все народы и времена. Живут там в целом мирно, хотя единства между обитателями нет: гоблины ссорятся с троллями, тролли пакостят гоблинам, и все недолюбливают баньши. Правда, автор описывает все эти препинания юмористическим языком, чтобы читатель не воспринимал их слишком серьезно.
Для развития сюжета в канву романа внесен некий Артефакт, добытый исследовательской группой института в Юрском периоде (около 200 млн. лет назад). Что это такое — не знает никто, и подобная загадка только усиливает интригу: все с нетерпением ждут, когда же она наконец «выстрелит». Чтобы запутать ситуацию, как в хорошем детективе, автор добавляет не менее загадочную расу «колесников», которые живут где-то в космосе и занимаются непонятно чем. (Честно скажу, это весьма странно в век космических телепортов и прогулок в прошлое! Но роман в изрядной степени пародия, и не стоит судить его за подобную вольность). Чтобы читателю совсем стало интересно, повествуется о странном сбое транспортной системы, благодаря которому главный герой романа, профессор кафедры сверхъестественных явлений Питер Максвелл, оказывается сразу на двух разных планетах. Одновременно. Один из Максвеллов попадает на экзотическую Хрустальную планету, где живет неизвестный миру народ теней. Они собрали гигантскую библиотеку, где можно найти ответ на практически любой вопрос. Ее-то и предлагают землянам в обмен на Артефакт. Но и колесники также возжелали его получить, поэтому на Землю прибывает их эмиссар, имеющий указания сорвать сделку людей с Хрустальной планетой...
Как отнестись к такому вселенскому бардаку? Если серьезно, то многие факты романа покажутся надуманными, а сцены с неандертальцем и гоблинами — оскорбительными. Если воспринять «Заповедник» как шутку, все связанное с Артефактом кажется ненужной научной нудятиной. Зачем пытаться научно обосновать доисторическую жизнь, если ее как таковой не было вовсе? А уж рассуждения об искусственной планете, которая пережила цикл сжатия Вселенной, и вовсе покажутся горячечным бредом! Так или иначе, но разбираться в этом каламбуре придется читателю. Наверно, будет правильным позабыть о всех научных реалиях и полностью отдаться на волю писательской фантазии, не критикуя его «идеи» и не задаваясь лишними вопросами. Во вселенной Хрустальной планеты возможно абсолютно всё! Недаром так нелеп ее образ и необычна библиотека (железные листы? — я вас умоляю!). Да и образ колесника тоже не образец практичности: зачем вообще ему колеса и муравьи в брюхе? Честно скажу, что объяснение автора меня слегка разочаровало. Но, как я уже упоминал, нельзя относиться к смыслу романа слишком уж серьезно. Мы же не критикуем «Алису в Стране чудес» Кэррола, хотя странностей там поболе будет!
Правда, лично я придумал бы Артефакту более интересное применение и гораздо более правдоподобную историю. Но это был бы уже другой рассказ...
----------
ИТОГ: сказочно-фантастическая история о связи времен и цивилизаций, изложенная в форме остросюжетного детектива. Начало немного затянуто, пока идет знакомство с персонажами, зато потом пружина сюжета стремительно распрямляется, и события сменяют друг друга со скоростью света! Если вы в детстве любили сказки, вам точно понравится.
amberLord, 17 декабря 2020 г.
Мои отношения с классикой складываются весьма своеобразно: признанием её несомненных заслуг, но без принятия, как недосягаемой эталонной вершины. В том числе, это касается и классической фантастической литературой. Особенно, американской. Об одном из образов такой «классической» фантастики 70-ых годов прошлого века и поговорим.
Гоблины и звездолеты?
Это пожалуй, один из самых известных и горячо любимых в СССР романов писателя. Его действие разворачивается в отдалённом будущем, когда человечество уже совершило немало грандиозных открытий. Межпланетные путешествия стали обыденностью, да и машину времени уже успели создать. Питер Максвелл, профессор кафедры сверхъестественных явлений, в результате произошедшего по непонятным причинам сбоя во время путешествия оказывается на таинственной Хрустальной планете, хранилище таких знаний, о которых люди вообразить-то не в состоянии.
Хозяева этой планеты предлагают ему (и человечеству) все эти знания, хотя и не просто так, а в обмен на таинственный Артефакт, добытый одной из экспедиций Института времени где-то в юрском периоде. Не обходится дело и без конфликта интересов — Артефакт желает выкупить другая раса, являющаяся потенциальным врагом для всего человечества.
Космические полеты, машины времени... При чем тут «гоблины» спросите вы? А вот оказывается, что «маленький народец» жил на Земле еще до появления человечества, но был вынужден уступить место под солнцем вездесущим людям. Остатки правящего некогда планетой народы теперь живут в резервации, носящей название «Заповедник гоблинов». И как можно догадаться, именно этот народец сыграет важную роль в разрешении главного конфликта романа — кому всё-таки достанутся поистине безграничные знания.
Текст пропитан верой в разум, в возможность безграничной дружбы между разными расами, в человечность и человечество в целом. Вот такой жизнеутверждающий роман.
Признаться, когда-то давным давно, лет 15 назад, я пытался взяться за этот роман. Книгу я закрыл буквально через пару десятков страниц. Жанр и стилистика оказались не теми, на которые я рассчитывал.
И вот теперь устроил второй заход. Он оказался удачнее предыдущего — но вот впечатления о книге всё равно противоречивые.
Роман вышел довольно несерьезный на первый взгляд. При этом особого юмора я увы не заметил. И многое из того, что могло бы быть лучше раскрыто — осталось лишь парой строчек. Заповедник — вот он есть, всё. Космические корабли, машины времени — есть. Присутствуют. Не более того.
А ведь перед нами одни из первых экспериментов по смешению жанров — космической фантастики и фэнтези. Удачен ли он? Скорее, да, чем нет. Но при условии, что вы очень далеки от современной литературы, которой куда успешнее удается выходить за рамки жанра.
С другой же стороны, это довольно добрая и милая книга. Этакая полу-сказка. Да, весьма предсказуемая и местами наивная, выглядящая несколько вторичной по сравнению с множеством иных работ. Но не лишенная своего очарование. Особенно если помнить, когда был написан роман.
P.S. Накину 0.5 балла за саблезубого тигра.
Юрковский, 29 августа 2020 г.
Заповедник Гоблинов бесспорно является вершиной мастерства Саймака, в очередной раз доказывающий его место среди лучших писателей НФ 20 века.
Всего на 160 страницах ему удалось смешать малосовместимые ингредиенты в виде инопланетян, космических путешествий, детектива о вселенском заговоре, гоблинов, драконов и путешествий во времени. Вместо ожидаемой белиберды получилась великолепная история о дружбе между людьми, животными, фольклорными существами и даже инопланетянами, чего менее талантливым писателям не удалось бы и достичь и в формате трёхтомника.
Книга буквально пропитана гуманностью, тонкой иронией и душевной атмосферой жизни безумно уютного университетского городка одной тихой осенью, что позволяет наслаждаться приключениями крайне колоритных персонажей снова и снова. Взять хоть Опа — неандертальца, чудом попавшего в будущее, где он весьма неплохо адаптировался, оставив при этом некоторые довольно забавные привычки, или О'Тула, ворчливого гоблина который прожил бессметное количество лет на этой земле, прячась от людского глаза, а теперь просто хочет в спокойствии варить свой знаменитый эль, в чем ему мешают надоедливые соседи по заповеднику — тролли. Еще вы познакомитесь с тигром Сильвестром, который не может устоять перед бифштексами и узнаете настоящую судьбу Уильяма Шекспира.
Также стоит отметить великолепный язык, которым написана книга. Нельзя не отдать дань уважения Гуровой за работу, которую можно ставить в пример другим переводчикам. Книга читается легко, диалоги умны и заставляют невольно улыбаться. Сюжет не отпускает ни на минуту, лишь изредка отвлекаясь на лиричные отступления. Саймак не ударяется в чрезмерное описание окружения, чем грешат другие мастистые писатели вроде Брэдбери и Толкиена, но зато делает это всегда к месту и крайне поэтично, только взгляните:
Не могу не отметить что по атмосфере рассказ немало напоминает отечественный шедевр Понедельник Начинается В Субботу.
Однозначно книга, которую стоит иметь в личной библиотеке и перечитывать когда на улице приходит сезон опадающих листьев.
EauVive, 28 мая 2020 г.
Здесь удачно сочетаются фантастика с межпланетными перемещениями, детектив с расследованием убийства, фэнтези с гоблинами и феями и романтическая линия зарождения нежного чувства к хозяйке саблезубого тигрёнка.
Молодой профессор Питер Максвелл просто хочет найти драконов, но всё это приводит к непредсказуемым последствиям. Основные события происходят за несколько дней. Но очень насыщенных. Автор почти не сбавляет темп повествования и умело и уместно вставляет юмористические эпизоды, что делает роман просто неотразимым. Один танец Шекспира на полянке чего стоит!
К тому же, тут ещё сильна сатирическая составляющая: высмеивается бюрократия образовательной и транспортной систем, которые даже в далёком будущем останутся спутниками человечества. Кстати, именно из-за этого явления люди едва и не потеряли в романе драгоценный подарок от хрустальной планеты — библиотеку двух Вселенных. В общем… земляне, как всегда, сами себе активно мешают.
А вот колёсники — стайные существа в виде мешков с насекомыми на колёсах — у меня вызывали бы ужас, столкнись я с такой штукой в реальности. Уж очень у них своеобразный вид. Они воплощают нечто отталкивающее на подсознательном уровне. Очень точно сделано.
Короче, чтение доставило массу удовольствия.
zvezdochet2009, 20 мая 2020 г.
Кроме традиционных жанров фантастики типа Sci Fi, то есть научной фантастики и всем известного народно любимого фэнтези, в фантастике существует еще и масса пограничных жанров, которые совмещают в себе разные черты, порой образуя совершенно удивительные гибриды. Однажды Клиффорд Саймак попробовал приготовить новый литературный коктейль, куда решил добавить вроде бы не совместимые компоненты и совместить два вышеназванных жанра. Но как можно скрестить вроде бы твердую фантастику, основанную на научных постулатах и сказки о драконах? Задача невыполнимая, но, как оказалось, Саймаку она по плечу. На выходе получилась интересная смесь, которую специалисты-литературоведы сейчас называют Science Fantasy, то есть фэнтезийный мир, обоснованный с позиций науки. В таком мире существуют и гоблины, и драконы, и эльфы, а также межзвездные перелеты и путешествия в машине времени. В общем, дикая смесь.
Конкретно в «Заповеднике гоблинов» фэнтезийные явления считаются частью нашего мира, просто раньше они не были официально признаны наукой. В будущем же фея или эльф вполне обыденное существо, ничем не хуже зебры или носорога, которые пока слава богу спокойно существуют в нашем мире, а сами сверхъестественные явления являются частью физических законов и тоже вполне объяснимы наукой. Просто они очень специфические, как кванты или бозон Хиггса.
Профессор Питер Максвелл непосредственно занимается изучением всего этого великолепия, но однажды его заносит на Хрустальную планету, где надо пройти некий квест по добыче загадочного артефакта в обмен на великие знания, но без сказочного народца никак не обойтись. А тут еще загадочная раса колесников проявляет неподдельный интерес к артефакту…
«Заповедник гоблинов» — чисто приключенческая фантастика, очень оригинально преподнесенная, увлекательная и насыщенная персонажами. Одна из лучших вещей в творчестве Саймака, легкая и вместе с тем очень добрая книжка, этакая сказка для взрослых, которым захотелось отдохнуть от повседневных забот и погрузиться пусть на часок в волшебство. Книжка дарит настоящую радость. Проверено на себе. Более того, роман отлично раздвигает границы мышления и делает наше воображение более гибким. Это тоже полезно, особенно в современном сумасшедшем мире.
Главное, верить в хорошее и лучшее. Наверно, в этом и заключается рецепт счастья. И тогда не придется держать сказочных существ в специальных заповедниках – ведь причиной страха перед сверхъестественным становится незнание и ожидание плохого, а если мы будем относиться к эльфам дружелюбно, они ответят нам взаимностью. Может ведь случиться наоборот, и уже человек окажется в специальной резервации.
Отличный оригинальный роман в необычном жанровом ключе.
Ctixia, 21 января 2020 г.
Моя единственная претензия к признанной классике жанра — сейчас эти произведения кажутся такими... простыми. Незатейливыми. Это уже в 21 веке авторы стали лепить метамодерн везде, куда могут дотянуться. А Саймак был предельно прост, связав фантастику и фэнтези, изобразив из напряжённого сюжета с сокровищами /Атлантиды/ трогательную человеческую заботу о ближнем своем.
Мое маленькое заблуждение — из аннотации я посчитала профессора попаданцем. Нет, это не так. И печально, что не раскрыт вопрос двойника. То есть как бы раскрыт, но не получено подтверждение...