FantLab ru

Марина и Сергей Дяченко «Ритуал»

Ритуал

Роман, год (1995 год написания)

Перевод на украинский: О. Негребецкий (Ритуал), 2010 — 1 изд.
Перевод на польский: И. Чапля (Rytuał), 2008 — 1 изд.

Жанровый классификатор:

Всего проголосовало: 103

 Рейтинг
Средняя оценка:8.50
Голосов:1436
Моя оценка:
-
подробнее

Аннотация:


Из века в век родом свирепых драконов-оборотней правит ритуал, и всякий дракон обязан хоть раз в жизни свершить его: в процессе сложной и величественной церемонии пожрать похищенную принцессу. Мучимый комплексом неполноценности, но не находящий в себе силы свершить ритуал как следует, последний потомок по имени Арман находит для себя лазейку — ведь если похищенную принцессу освободит в поединке с драконом благородный рыцарь, у дракона не будет оснований презирать себя за несвершение ритуала...

Но по закону освободитель должен жениться на освобожденной — кто захочет жениться на похищенной Арманом (по ошибке) принцессе Юте, уродине, известной к тому же своим ершистым норовом? Арман оказывается в западне — теперь хочешь не хочешь, а придется свершить ритуал...

Входит в:

— сборник «Ритуал»

— сборник «Ритуал»


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 199

Активный словарный запас: чуть выше среднего (2988 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 65 знаков, что гораздо ниже среднего (81)

Доля диалогов в тексте: 17%, что гораздо ниже среднего (37%)

подробные результаты анализа >>


Экранизации:

«Он – дракон» 2015, Россия, реж: Индар Джендубаев



Похожие произведения:

 

 


Ритуал
1996 г.
Ритуал
2000 г.
Ритуал
2002 г.
Магам можно все
2004 г.
Ритуал
2004 г.
Ритуал
2007 г.
Магам можно все
2009 г.
Хозяин Колодцев
2010 г.
Ритуал
2016 г.

Аудиокниги:

Ритуал
2003 г.
Ритуал
2010 г.

Издания на иностранных языках:

Rytuał
2008 г.
(польский)
Ритуал
2010 г.
(украинский)




Доступность в электронном виде:

 

Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  27  ]  +

Ссылка на сообщение , 1 сентября 2008 г.

В любой книге десять читателей могут найти десять разных идей (если, конечно, книга эта не пустышка, где днем с огнем самой дохленькой мыслишки не сыскать — но это не про Дяченко) и каждый будет по-своему прав. Ведь каждый найдет, то что зацепит его больше всего, покажется самым важным в прочитанном произведении...

«Ритуал» — так называется книга. Только ли потому, что сюжет начинается с выполнения древнего ритуала? Для меня — нет.

Ритуалов в книге множество.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Похищение принцессы драконом — это ритуал.

Обязательный брак со спасенной принцессой — ритуал. И ведь не будь этого ритуала, неужели не нашлось бы желающих прославиться, спасти Юту из лап дракона?

Ритуал, один из факторов, что на пару с уязвленной гордостью движут Остином, едущим спасть Юту. Да и вся его жизнь похожа на их сложную комбинацию.

Сеть ритуалов оплетает Юту после свадьбы с Остином, не давая ей вздохнуть свободно.

Ритуал побуждает Арм-Анна отправиться за море.

И даже появление морского чудовища и жертва у скалы — тоже не более чем ритуал.

И для того чтобы вырваться из «душной сети Ритуалов» нужно обладать не только мужеством, но и ясным умом, могущем позволить человеку жить самому, не опираясь на костыли, созданные поклениями предков.

А сколько ритуалов в нашей с вами жизни? Сколько среди них ненужных, а порой и неприятных действий, которые совершаются только потому, что «так надо» или «так все делают»?

Спасибо авторам за то, что заставили меня задуматься над этим вопросом.

Оценка: 10
–  [  24  ]  +

Ссылка на сообщение , 29 марта 2010 г.

Повесть стала уже своеобразным эталоном «сказки наоборот». Авторы взяли за основу расхожую мифологему – спасение принцессы от дракона.

Как в детском стишке «Погода была прекрасная, принцесса была ужасная…» Да нет, не так ужасна и принцесса, не так ужасен дракон – да и вообще в этой повести все не так, «как в старой сказке». Скорее – как в жизни.

Снова авторам удалось оживить простую сказочную историю. Для раннего дяченковского фэнтези характерен именно такой прием – абсолютно сказочный антураж и при этом – совершенно реалистичные, до мелочей проработанные характеры, убедительности которых могли бы позавидовать многие классики реализма. Никаких искусственных мотиваций – вполне обычные личности в необыкновенном мире. Даже дракон, хоть и окружен атмосферой легенды, но при этом совершенно понятен и близок читателю.

Идея повести – не все так просто, как в сказках и легендах. Меняются люди, обстоятельства – и уже непонятно, кто герой, а кто злодей. Человеческие чувства и отношения одинаково сложны в любом мире и во все времена.

Как легко перепутать любовь с влюбленностью или привычкой, человека с представлением о нем? Авторы предупреждают – проще простого. Люди, да и не только, живут в плену стереотипов, из которого трудно вырваться – а зачастую, и невозможно – и тогда истинная сущность постигается методом проб и болезненных ошибок.

Даже принцесса Юта, резко отличающаяся от сестер умом и способностью понимать – даже она свернула не неверный путь, вообразив, что сможет жить, как любая на ее месте. Забыв, что она первая, кому удалось найти общий язык с драконом – легче, чем с людьми. Забыв, как относился к ней принц Остин (скорее уж – никак) до ее похищения. Что уж говорить о драконе, напрочь дезориентированном по жизни несоответствием реальности с идеалом.

И здесь появляется вторая идея – частое несоответствие человека его роли в жизни. Принцесса должна выйти замуж за принца и соблюдать этикет, дракон должен кушать принцесс, принц – спасти принцессу и победить ящера. Все предписано мертвыми ритуалами, но люди – живые. Им тяжело втиснуться в шаблон, предписанный положением, но, даже есть шанс все перевернуть и отказаться от предписанной роли – все равно продолжают попытки быть теми, кем их хотят видеть. Или кем они должны быть.

Частный случай – личность, не видящая своего истинного предназначения и таланта. Таков Арм-Анн, желающий быть кровожадным монстром – не потому, ему так надо, а потому, что ему внушили, что он должен быть таким. Он чувствует себя неполноценным, не понимая, что мал кому из его предков было дано понять и почувствовать то, что может почувствовать и понять он. Ум и поэтический дар он с легкостью променял бы на силу и злость – если бы такой обмен был возможен.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
И, как чаще все у Дяченко – открытый финал, обрывающий на самом напряженном месте повествование. Важно ли, что было дальше? Можно быть оптимистом и попытаться себе представить, что все обойдется. Можно притвориться реалистом и распутывать клубок событий. Но логика повествования показывает – будет «все, как у людей». Заканчивать повесть определенностью бессмысленно – как говорил один персонаж Г. Л. Олди: «Ответы – убийцы вопросов», а задача авторов – напомнить нам, что эти вопросы по-прежнему актуальны. И каждый сам найдет для себя ответ.

О выразительности произведения и сказать нечего – книга не уступает «Привратнику», а местами превосходит его. Паломничество Арм-Анна к Прадракону оставляет совершенно мистическое впечатление (напоминая, правда, «Земноморье», Урсулы Ле Гуин, влияние которой на ранних Дяченко ощутимо). Ну, а в описании чувств с Дяченко мало кто сравнится.

Итог: великолепная вещь, сказочная по форме и атмосфере и до горечи реальная по сути. Не ставлю высший балл только из-за несколько мелкой тематики – Все закручено только вокруг принцессы и дракона, прочие же персонажи схематичны. Однако, повесть и не претендует на философскую глубину «Скитальцев». Это прото грустная и романтичная история о пленниках вечных ритуалов.

Оценка: 9
–  [  19  ]  +

Ссылка на сообщение , 6 февраля 2015 г.

Прочитав половину романа «Ритуал», я уже представляла себе отзыв, в котором будет написано что-то вроде: «Милая, добрая, наивная сказка о том, как дракон похитил принцессу и ждал, что за ней явится принц». Сейчас, по прочтении, я хочу расширить этот отзыв до: «с мрачным, почти что не сказочным финалом, где на последних строчках решится судьба и принцессы, и принца, и даже самого дракона». Я ведь как ждала? Что сказка протянется до конца и закончится «и умерли они в один день» с уничтожением, конечно же, злодеев. Только не вышло. Сказка превратилась в трагедию, где главная роль была отведена борьбе за счастье.

Да и сказка ли это? В сказке дракон похищает прекрасную принцессу, а в «Ритуале» что? Принцесса далеко не прекрасная, а дракон далеко не дракон. Да и принц, скажем честно, принцем был до некоторых пор, и всё больше в мечтах принцессы. Зато всю половину романа я наслаждалась именно милой, доброй, наивной сказочной историей, в которой принцесса обживалась в замке дракона и даже – даже! – помогала ему разбирать некие тексты. Такой верой веет от этой первой половины, что так и хочется воскликнуть: «Всё, пусть они останутся вместе, эти дракон и принцесса, к чёрту принца, давайте занавес!»

И снова не вышло. Жестокие авторы оставили в голове принцессы мысли о том, что принц всё же явится, и хотя явился он не столько по своей воле, сколько будучи взятым, пардон, на понт, сюжет начал заворачивать прочь от сказки, «и жили они долго и счастливо» вдруг начало относиться совершенно к другой паре, нежели ожидал читатель, и всё как будто рухнуло. Нет, стойте, принцесса же обрела счастье? Обрела. Принц обрёл? Тоже вроде обрёл. А в чём же тогда дело?

А дело в драконе. Ох уж этот дракон!

Вторая часть романа – настоящее испытание для нервов читателя, который уже поселился в замке дракона вместе с принцессой. Как так, спрашивает читатель, как принцесса может быть счастлива с принцем, если она и дракон?.. если они?.. ну как, блин?

Кто-нибудь обращал внимание на тот факт, что сказки о похищенных принцессах заканчивались примерно в том месте, где принц повергает дракона, а сам женится на спасённой деве? Так вот «Ритуал» в этом плане – сказка о том, что было дальше со всеми эти персонажами, с учётом, конечно же, того, что дракон остался жив. Как будто то, чтобы было до сражения (господи, какое там сражение!..), просто подготавливало читателя к последующим событиям, как бы намекало: «Это, читатель, ещё цветочки, амуры и колокольчики. Дальше надо будет пожинать плоды».

И они пожинали. Все трое. И на это было тяжело смотреть. Психологически. Было сомнение, что авторы сохранят одному из троих жизнь. Или что фраза «и жили они долго и счастливо» найдёт-таки себе применение. До самого последнего абзаца были сомнения.

Это книга не о том, как счастливо выйти замуж, и не о том, что ломать стереотипы – правильно. Она прежде всего об умении видеть не оболочку, а нутро, а потом – о мечтах, о пророчествах, о надеждах, которым, кажется, уже не суждено сбыться.

+9

Оценка: 9
–  [  17  ]  +

Ссылка на сообщение , 29 ноября 2011 г.

Начало было очень многообещающим. Стиль радовал: вроде бы легкий и развлекательный, но в то же время с изящным оттенком мифопоэтики. Персонажи увлекали: оригинальная принцесса, необычный дракон... Но в ходе чтения меня ждали некоторые, пусть и не очень жестокие, разочарования. Собственно, у меня к роману две претензии. Первая — совершенно механистическое, рваное развитие персонажа Остина. Такое ощущение, что авторы сами не знали, чего от него хотят. Или несколько раз меняли свои планы на принца по ходу. Сперва возникает впечатление, что ситуация не совсем такая, как кажется на первый взгляд, что

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
красавец Остин привязан к дурнушке Юте больше, чем сама девушка осмеливается заметить. Он не одобряет насмешек Оливии, он бросается на помощь Юте, когда ту похищает дракон.
Но потом эти рассыпанные в начале намеки не срабатывают:
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
принц не спешит вызволять Юту, а после и вовсе из довольно симпатичного персонажа резко становится негодяем.
Вторая же моя претензия более важная — к развязке.
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Дяченки старательно формируют образ нестандартной принцессы — смелой, умной, действенной — чтобы в результате отвести ей совершенно избитую роль «девы в беде». Я ожидала, что Юта поведет себя по-другому, что после выхода на открытый конфликт с Остином она сама сделает свой выбор, сбежит от мужа и вернется в замок дракона, чтобы стать той путеводной звездой, которая поможет Арману сделать то, чего не смог никто из предков — вернуться из путешествия за море. Без этого его полет к земле Прадракона стал совершенно излишней сюжетной деталью, а образ Юты утратил и логику, и очарование необычности.
Не скажу, что чтение не доставило мне удовольствия, но целостного ощущения от романа не осталось.

Оценка: 7
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение , 25 октября 2007 г.

Мне так хотелось, что бы в кой-то веки у героев Дяченок сложился-таки хэппи-энд, что при всей неоднозначности финала я трактую его в пользу героев. Да здравствует всепобеждающая, жертвенная, чистая, верная, всепрощающая и разделенная любовь на долгие годы!

Любителям тонкого психологизма, нестандартных характеров и тонкого ненавязчивого юмора, свойственных перу Дяченок — читать обязательно.

Ценителям эпического жанра, подробного описания мира, кровавых баталий — отставить в сторонку, что бы не портить по прочтении рейтинг этой воистину замечательной, романтической сказки. :)

Оценка: 10
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение , 13 марта 2015 г.

Прежде чем писать отзыв, пыталась найти созвучие своим мыслям в других рецензиях. И удивлялась, удивлялась, удивлялась. Вот это — «милая, добрая, наивная сказка»? Вот именно это, вы уверены? Мы точно читали один текст? Меня он поразил безысходностью, отчаянием. Он давил на меня морально. Да, мне хотелось, чтобы все закончилось хорошо. Да, я сразу видела, что эти двое созданы друг для друга. Но я также видела, сколько они оба нагромоздили вокруг себя, внутри себя. Через какие дебри им нужно перебраться, а чтобы перебраться нужно не только желание, а надежда, которой и нет. Так что, возможно, я и единственная среди читателей, но я не прочитала роман на одном дыхании. Я дозировала чтение, отдыхая от эмоций разрывающих сердце.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Да, я сразу заподозрила, что прекрасный принц не так уж и прекрасен. А как иначе, если она определенно предназначена другому? Но, чем дальше длилось повествование, тем с большей безысходностью я понимала, что обратной дороги нет. Принцесса предала дракона, а Дракон предал и ее, и себя, даже не попытавшись бороться за любовь и счастье.
И поэтому там, где другие увидели светлый финал, я увидела лишь «бум». Это в том смысле, когда герой прыгает с большой высоты без парашюта и какое-то время наслаждается свободным падением, потом приходит осознание, что земля все ближе, а парашюта нет, а воздух в ушах свистит все сильнее, а потом «бум».
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Она прикована к скале, он смертельно ранен, а за скалами спрятались вооруженные люди и в первую очередь муж, который ее ненавидит, и которому ну очень кстати будет победа над драконом — кто потом вспомнит, что дракон уже умирал? Вы это называете хэппи-эндом?
Поэтому я даже подумала, что, может, я чего-то не поняла, ведь мне обещали «и жили они долго и щастливо». Наверно, тут страниц не хватает. Ан нет, все на месте.

Так что роман прекрасен, спору нет. Язык великолепен. Характеры выписаны мастерски. Эмоционально роман насыщен сверх меры, а значит, не может оставить равнодушным. Но роман ничем не отличается от других произведений Дяченко и пронизан мироощущением «да, все могло бы быть хорошо, если бы люди сами все не разрушили». А великолепные белые стихи, пронзительно-грустные, звучащие в сердце непередаваемой мелодией, только усиливают это ощущение. И оценка не высшая, пожалуй, только за это мироощущение. Все-таки хочется, чтобы после чтения появились силы жить, а не наоборот.

Оценка: 8
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение , 17 марта 2011 г.

Придумывая сюжет к роману Ритуал Дяченко решили не особо заморачиваться, а взять старую сказку о бедных принцессах, похищаемых злобными летающими рептилиями, которых (принцесс, естественно, а не драконов) должен/обязан освободить доблестный рыцарь без страха и упрека. Ну и, разумеется, чтобы внести новизну, авторы несколько переиначили старую сказку в духе «профессор был неправ, на самом деле было так...»

Собственно сюжета как такового хватает максимум на повесть, ну уж никак не на цельный роман. Поэтому большую часть времени посвящено на описание внутреннего мира героев, их чувств, перемежая изредка какими-либо действиями. Но только изредка.

Дяченко львиную долю времени тратят на описание внутреннего мира героев, оставляя как коту на слезы на описание мира, в котором и происходят страдания героев. В романе правда присутствует пару острых моментов, как то бой с драконом, но и там львиную долю описания боя приходится на рассказ о чувствах боевого коня рыцаря, что тот делал, как жалобно ржал...

Собственно это даже не мир, а некий набор декорация, связанных иногда между собой: основное действо происходит в замке (неизвестно когда, кем, как построенного специально для драконов), ну и еще паре мест, упоминается и три королевства с небольшой ремарочкой об их взаимоотношениях. Но все равно это не делает мир целостным и живым, тут авторы, как и в предыдущих романах, казались бессильны.

По роману драконы оборотни — то есть могут быть драконами, а могут людьми ( в другие жизненные формы в романе не превращались). Это также не ново в фентези, ну не об этом речь. Почему-то в романе даже самые закостенелые сторонники традиций /коим был дед ГГ/ немалую часть времени проводят в человеческом обличье. Но вот самое интересное — по ходу сюжета Арман (дракон) будучи в обличье человека напился и, превратившись в дракона, отправился летать. При этом он остался пьяным, хотя масса дракона в разы больше человеческой, а значит и процент алкоголя в крови должен был значительно понизиться. Но тут — типа мужик пьян, значит он пьян. Авторы решили не особо заморачиваться с физиологией оборотней.

Кроме того, метания и душевные муки героев довольно сильно (точнее просто напросто копируются) похожи на аналогичные в романе Шрам: также есть пара — парень девушка, также над одним тяготит фобия и он бедненький метается в поисках выхода, а девушка — хрупкая такая, но со стальным стержнем помогает своему возлюбленному.

Еще что не понравилось в романе — его герои, они все добрые и чересчур уж правильные, как в детской сказке — этим, кстати, роман сильно похож на Ключ от королевства. Нет в романе по настоящему отрицательных героев, даже подлость совершают герои через себя. Все уж такие прямолинейные, как лом.

Как итог могу сказать, что роман разочаровал меня, наверное надо сделать перерыв в ознакомлении с творчеством Дяченко

Оценка: 6
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение , 26 ноября 2006 г.

Наше общество, из которого как-то уж очень быстро исчезают, испаряются такие понятия, как любовь, верность, честь, совесть, на мой взгляд, очень нуждается в таких книгах. И если кого-то хорошие книги сделают хоть чуть-чуть лучше, значит мы еще небезнадежны:smile: Вы помните? «Искушенный читатель прочтет эту историю и пожмет плечами: стоило ли так волноваться. Он скажет слова, способные погасить солнце: «Что же тут особенного!» И романтики стиснут зубы и отойдут в сторону». Щемящая вещь...

P.S. Позвонил мой родственник из другого города, которому я с оказией подсунул книгу. Захлебывался, рассказывая, как он читал всю ночь и т.д. После чего вскользь сообщил, что он сегодня(!) сломал ногу. Комментарии нужны?

Оценка: 10
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение , 12 декабря 2015 г.

В преддверии фильма решила прочитать книгу и... ну, не сказать, чтобы в восторге. Честно. Видно, я уже вышла из того возраста, когда подобные произведения способны меня по-настоящему увлечь, так как в мире «Ритуала» мне определенно не хватило... чего-то.

Наверное, деталей. Быта в средневековом антураже. Реализма, что ли. Получилась именно сказка, та сама, в которой никому не интересно, какие страны граничат с царством Ивана-царевича, на какие сословия делится общество и так далее. Описания мира как-то скудны, легковесны, и даже история драконов вызвала разве что удивление: что, и это все, что можно сказать о славных предках Арм-Анна? Никакой культуры, никаких обычаев, кроме вышеупомянутого Ритуала, никаких поверий? Да, я понимаю, что повествование зациклено на главных героях и их трагической любви, но это ж, вроде как, роман? В котором по умолчанию должно быть много и со вкусом?

Ну, и пара слов тогда о главных героях. Драконе и человеческой принцессе. Оба созданы друг для друга — она некрасива, он считает себя «выродком» — так что уже с начала было ясно, чем все закончится. История любви, кстати, получилась не такая уж плохая. Наивная во многом, с этим почти детским поведением героев, но вполне завершенная. Сами герои... ну, типичный образец «страдашек», которые вечно себя за что-то тиранят, укоряют и видят только плохое, так что им обязательно требуется некто, кто сказал бы, что он(а) красив(а) и добр(а). Сделаю скидку на год издания книги, но теперь это — один из самых распространенных штампов в любовном фэнтези.

Так что... ну, получилась легкая книжка-сказка с мрачновато-обреченным антуражем. Прочитать можно.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Концовка, кстати, доставила: обессилевший дракон, связанная принцесса, а буквально за бугром — вооруженное до зубов войско и король, который Юту ненавидит всей душой. Хэппи-энд такой хэппи-энд...

Оценка: 8
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение , 14 июня 2013 г.

Как быть,если и дракон — не дракон, и принцесса — не принцесса? Как быть,если дракон обязан питаться молодыми принцессами,а принцесса — не так уж и красива, чтобы принцы строились в очередь за ее рукой? «Ритуал» описывает 2 житейские ситуации, внезапно пересекшиеся по прихоти Судьбы. Юта — молодая принцесса, с нелегким характером,откровенно комплексующая на фоне красавиц-сестер. Арм-Анн — дракон, последний потомок великих драконов, питавшихся королевишнами, не способный убить человека. Оба этих персонажа не вписываются в привычные рамки, не выполняют ритуалы, предписанные им предыдущими поколениями. Нам внушается веками — если принцесса,то прекрасна до зубовного скрежета, если дракон, то обязан есть девственниц на завтрак,обед и ужин. Сюжет избит до невозможности. Но авторы с присущим им изяществом переворачивают все с ног на голову. Дракон — очень человечен, эмоционален, пишет пробирающие до дрожи стихи. Принцесса — некрасива,но в обществе Арм-Анна раскрываются ее обаяние, детская непосредственность, все то,что было зажато при жизни во дворце. Принц — красив внешне, но спасает Юту только лишь потому ,что его фактически взяли на слабо . Разве это ли поведение настоящего принца? Разве не обязан он лететь на своем белом коне спасать похищенную принцессу, только лишь уляжется пыль за улетающим драконом? Нет, этот принц прекрасен внешне, но эгоистичен, подл. Не эти ли черты привыкли приписывать глупому ящеру, поедающему прекрасный генофонд Тридевятых королевств?

Арм -Анн, привязавшись к Юте, пытается спасти ее от себя, избавить от жизни в холодном,совсем не пасхально-красочном замке. Подстроив чудесное спасение принцессы, он постепенно сходит с ума от одиночества, хотя и радуясь ,что где то там Юта счастлива. Разве не так поступают в сказках прекрасные, благородные принцы? Разве не они из последних сил летят спасти принцессу от гибели,зная,что летят на смерть?

Конец неоднозначен, читатель сам должен понять, как закончится сказка. Сказать о нем больше нечего, надо прочесть. Линия фэнтези здесь лишь фон, подчеркивающий обыденный, к сожалению такой реальный сюжет...

Через сотни ночей к последнему утру тянусь.

Не зови меня. Я и без зова

Явлюсь.

Оценка: 10
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение , 5 декабря 2011 г.

Супруги Дяченко являются одними из моих самых любимых авторов, поэтому отзыв будет, наверное, немного предвзятым. «Ритуал» прочла на одном дыхании и уже не один раз. Это достаточно небольшое произведение вызвало такую бурю эмоций, что я еще долгое время ходила под впечатлением. Как уже кто-то писал в отзывах — книга не для тех, кто любит детально выписанные миры и развернутые описания. Она нацелена именно на тех, кому ближе психологичность романов, кто большее внимание уделеляет внутреннему миру героев. Читая ее настолько сливаешься с главными героями, что складывается впечатление, что ты сам участвуешь в описываемых событиях, причем ты можешь быть как принцессой Ютой, так и драконом Арманом. Расплывчатое окончание заставляет переживать: а как же было дальше? Но все-таки хочется верить в лучшее.

А если кратко — мне очень понравилось, «Ритуал» стал для меня такой книгой, которую мне хочется перечитывать несколько раз.

Оценка: 10
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение , 8 июля 2009 г.

Наверное, своим малодружелюбным отзывом я вряд ли смогу пролить бальзам на душу страждущих дяченколюбов. Для авторов, имхо, вещь проходная.

Не могу в точности выразить чувство, посетившее меня по окончании чтения. В любом случае, особо не впечатлился. Некая смесь «Аленького цветочка» и принаряженной банальности среднестатистической русской сказки, повествующих о трех сыновьях. Авторская инверсия в виде трёх дочек любопытна, но воображение не поражает. Виной ли тому общая избитость образов (прынцесса, дракон, лыцарь, мудрый монарх, записная кокетка и т.д.), недостаток «изюминок» в характерах персонажей, нехватка захватывающих отступлений — не знаю, всего по чуть-чуть. Предсказуемость и мелодраматичность сюжета также не способствует воодушевлению. Антураж новизной и своеобразием не отличается, психологической достоверностью персонажи не блещут. Последним я неприятно удивлён. Юмор удручающе прост, хотя и не натужен.

Спасает положение общий тон (стиль) повествования, язык, местами удачные (порой взрывные) фразы и некоторые пассажи лирического характера. Читать это произведение можно порекомендовать барышням юного возраста или читателям, соскучившимся по доброй (местами дремуче-наивной) сказочно-романтической литературе.

Оценка: 6
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение , 8 ноября 2016 г.

Это, собственно, не роман вовсе, а милая детская сказочка про любовь. С участием принцессы, принца и дракона. Шаблонный сюжет «Красавицы и Чудовища», небрежно переодетый: Чудовище стало милым воспитанным драконом, Красавица стала вовсе не красавицей, но все-таки принцессой. Красивый, но неприятный принц также присутствует. В конце happy ever after, совершенно очевидное, хоть и прямо не прописанное.

Из литературных приемов присутствуют: ложный конец (спасение не-красавицы злобным принцем), осознание чудовищем своих чувств к не-красавице в результате взаимодействия с третьей силой (у Диснея, помнится, третьей силой выступал говорящий чайник. У Дяченок уровень пафоса значительно выше, так что это Пра-дракон) и комические элементы в виде неудач некрасивой принцессы.

На самом деле, это все говорится не в укор книжке — она очень милая, очень легко читается и от нее не успеваешь заскучать. Несмотря на то, что концовка понятна буквально с момента появления очеловеченного дракона, от текста не устаешь, он написан очень живо, с милыми деталями быта и характера, придающими реалистичность, которой нет в сказках. Формат «неуклюжая пара влюбленных, которые кроме друг друга никому не нужны», тоже достаточно избит, и «Служебный роман» вряд ли переплюнет какое-то другое решение, но здесь его реализация тоже хороша. На самом деле, я очень болела за принцессу и дракона, и их медленное, но верное сближение прописано очень здорово — насколько это возможно для детской сказки, конечно, без особых драм, но с таким накалом и медлительностью, который бывает только в женских романах и фанфикшене обычно.

Хотя, должна сказать, героическая драконова жертва выглядит очень нелогично даже в контекте этого романа, с его прочими нелогичными допущениями и героями-функциями. Точнее даже, не драконова жертва, а прицессина слепота. Хочется сказать, ну да ладно, девочка, ты тут столько времени провела, практически человеком стала под крылом у дракона — и вдруг согласилась на спасение от первого попавшегося принца? Да еще в таком очевидно подставном формате. Не верю.

Но это, конечно, необходимо для создания пущего драматического накала к концу.

В целом по содержанию эту историю вполне можно читать детям младшего школьного возраста. Тем, кто старше — только если хочется полностью расслабить голову, я лично получила удовольствие от процесса и скрасила себе перелет.

Оценка: 6
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение , 20 июля 2011 г.

Необыкновенный, возвышенно-лиричный и психологически верный, человечный роман о любви. Философский роман, в котором фэнтезийная составляющая — лишь антураж. Изумительные герои, в которых нельзя не влюбиться. Он — существо с тонкой душевной организацией, поэт, философ, художник, способный увидеть и оценить красоту мира и красоту души. Она — словно гадкий утенок, оборачивающийся вдруг прекрасным лебедем, невзрачный бутон, раскрывающийся в роскошный цветок. Вместе они составляют на удивление гармоничную пару. Способность к полету — это свойство души, и дается она далеко не каждому. Им — дана.

Очень убедительно авторы ведут этих двоих (и нас вместе с ними) по пути прозрения. Все, казавшееся когда-то правильным, важным, единственно возможным, то, что освящено традициями и Ритуалом, оказывается вдруг пустым, несущественным. Герой девичьих грез на поверку оказывается мелким, трусливым и подлым, абсолютно чужим человеком, не способным понять и тем более полюбить. Сам смысл жизни вдруг заключается в том, чтобы отдать ее ради спасения любимого человека. Счастье не выдерживает тесных рамок ритуалов, потому что сами ритуалы — не более чем отжившая дань традиции.

Пусть говорят, что в романе недостает интриги, действия. Сюжет разворчивается в психологическом плане и так напряжен, что от книги не оторваться.

Оценка: 10
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение , 13 декабря 2010 г.

Не знаю, как можно ругать эту сказку. Ну пусть есть принц, принцесса и дракон, но ведь наполнение совершенно необыкновенное. Не просто дракон, а еще и человек, мучимый собственной несопособностью соблюсти ритуал поедания девушки, пытается откупиться просто похищенной принцессой и сбаргить ее первому приехавшему за ней принцу. Только вот принцесса не та — нунужная никому дурнушка. За ней никто не едет, но чем дольше живет она в замке дракона, тем ближе становится она дракону. Они поочередно спасают друг друга: она зажигает маяк в непогоду, изгоняет драконьи кошмары, он вытягивает принцессу из трясины и из лап коварного украшения. Ну вот, уже все понятно, кажется, любовь... однако мечущийся в сомнениях дракон сначала провоцирует принца на подвиг, а потом отдает ему принцессу. И снова все не так — принцесса мечется в четырех стенах и все делает не так, принц, уже король не любит жену, а дракон тоскует про отпущенной девушке. Тоскует, совершет паломничество и понимает, что только он и сможет ее спасти от коварного мужа и чудовища, которому тот хочет отдать жену.

Книга очень психологична. Это не сказка, это притча. Перечитывая, не смогла отораваться.

Оценка: 10


Ваш отзыв:

— делает невидимым текст, преждевременно раскрывающий сюжет, разрушающий интригу