FantLab ru

Клиффорд Саймак «Берлога»

Берлога

Huddling Place

Рассказ, год

Перевод на русский: Л. Жданов (Берлога), 1974 — 3 изд.

Жанровый классификатор:

Всего проголосовало: 104

 Рейтинг
Средняя оценка:8.31
Голосов:530
Моя оценка:
-
подробнее

Аннотация:


Двести лет назад Джон Дж. Вебстер основал родовое имение, в котором прожили всю свою жизнь несколько поколений Вебстеров. Вместо рабов им прислуживали роботы, свет и тепло давала атомная энергия. Люди к этому времени уже вышли в космос, открыли жизнь на Марсе и познакомились с потрясающей марсианской философией. Но у них появились и новые болезни. Одна из них – почти всеобщая агорафобия, боязнь новых мест и больших скоплений народа.

© Ank

Входит в:

— условный цикл «Decade»  >  антологию «Decade: the 1940s»



Издания: ВСЕ (6)

 Библиотека современной зарубежной фантастики. Клиффорд Саймак
1974 г.
Избранные произведения в пяти томах. Том 2
1992 г.
Собрание сочинений в четырех томах. Том 1. Почти как люди
1992 г.
Миры Клиффорда Саймака. Книга 13
1994 г.

Издания на иностранных языках:

Decade the 1940s
1975 г.
(английский)
Decade the 1940s
1977 г.
(английский)



 

Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение , 31 июля 2013 г.

Какая печальная история. Невероятно печальная, грустная и удивительная от того, что человек сам добровольно себя обрек на такое затворничество в погоне за комфортом, уютом, тишиной, пылающим камином, журчащим ручьем, плещущейся в нем форелью. Не надо выходить из дома: можно сидя в кресле совершать деловые сделки, можно, нажав на рычаг, оказаться визуально в любой точке своего поместья или даже мира, можно здесь же общаться со знакомыми, опять же никуда не выходя. Это все очень замечательно, полезно и здорово облегчает жизнь. Но ради этого не стоит становиться рабом комфорта. Ведь это не заменит натуральности и естественности восприятия. Не удивительно, что люди в этом произведении Автора, являются мифом.

Такое ощущение и понимание дома перестает быть полезным и комфортным. Автор показывает катастрофическую зависимость и болезнь, передающуюся уже из поколения в поколение на примере одной семьи, когда такая болезненная зависимость берет прямо за горло главного героя при выборе: перебороть себя и спасти друга или остаться на месте, позволив болезни окончательно его сразить. Это уже не дом – это настоящая берлога и все материально полезные предметы перестают восхищать и радовать, глядя на них со стороны, со страниц этого произведения. Дом – это любимое и комфортное место, куда всегда приятно возвращаться, где тебя примут с любовью и нежностью в любое время, а не то место, которое тебя и твое будущее убивает постепенно, забирая радость, восторг и душевный покой, в поисках которых люди когда-то и покинули город.

Некоторые говорят о себе:«Когда же я буду жить спокойно?» Что значит спокойно? Спокойно – это когда тебя нет. Ведь только в бурлящем потоке жизни можно оценить тишину и покой родного очага. Для меня этот рассказ фантастический не только потому, что в нем присутствуют роботы и полеты на Марс. Я не могу себе представить мир без городов. Я люблю город с его многоэтажками, парками, автомобилями, спешащими людьми, с шумом на детской площадке и т.д. Я люблю свой дом, хоть и переезжали уже несколько раз. Я люблю из него уезжать, но я обожаю туда возвращаться – нет ничего привлекательнее дома, как бы хороши не были дальние страны. И что плохого в том, если в нашей жизни будет присутствовать дом с комфортом, уютом, тишиной, пылающим камином, журчащим ручьем и плещущейся в нем форелью. Но также будут присутствовать путешествия, встречи с друзьями на лоне природы, далекие полеты на Марс, роботы, открывающие перед тобой двери и т.д. Но всегда и в любое время нас будет ждать наш дом – милый дом, где бы он не находился.

Оценка: 9
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение , 28 октября 2012 г.

Предание второе, «Берлога», которое сначала умиротворяет спокойным течением жизни, а после оглушает концовкой.

Безжалостный рассказ. Человечество ищет себя, ищет покоя и мира, бросается из крайности в крайность, совершает ошибки и учится на них. 150 лет назад люди начали покидать Города, устав от других таких же людей, устав от тесноты, суеты и насилия. Уединились в своих поместьях, затворили ставни, закрыли ворота, посадили пса на цепь и сели с рюмкой бренди возле своих каминов. Мир, покой, уют и умиротворение – на первый взгляд так выглядит жизнь среднего землянина, а на самом деле? Люди отвыкли от пространства, поместья-берлоги поглотили их, и вот уже одиночество подкралось незаметно и схватило их мёртвой хваткой. Люди — «шумные, суетливые… чужаки, сплошь чужаки» — стали посторонними друг другу. Что ж, скажу так, что та свобода, которой человечество добивалось в первом Предании, обернулась другой стороной.

Всё это идёт фоном, подкладываются к тем событиям, которые завершаются трагическим исходом. Малодушие и нерешительность Вебстера позволили роботу решить дело самостоятельно, и если бы не страхи и сомнения Вебстера, если бы он более оперативно сказал «да» полёту на Марс, если бы он спас тогда Джуэйна, неизвестно как повернулась бы судьба человечества. А так, нет повода для благодушной надежды…

Это очень сильное Предание. Саймак мастерски усыпил бдительность читателя, неторопливо, лениво, без суеты описывая будни поместья Вебстеров. Всё там идёт мерно, своим чередом, тем более сурова концовка. Робот-дворецкий Дженкинс, принимая решение за человека, руководствуется только логикой, а в результате берлога Вебстера становится ещё теснее и ясно, что весна для него наступит не скоро. Может, и никогда…

Оценка: 9
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение , 3 августа 2012 г.

Рассказ просто вопиет о навязанном одиночестве, о добровольном замыкании личной площади «четырьмя стенками», о приобретенной боязни открытого пространства.

К.Саймака, как и его коллег-современников, можно отнести к фантастам-предсказателям. Больно видеть, насколько действительность семимильными шагами приближается к описанному им будущему: уже сейчас, сидя в своей берлоге, многим пообщаться в сети интернет проще, чем выбраться с друзьями на пикник. Обособленность в рассказе двух уровней. Первый — внешний, жилище, ограниченное пространство. Второй — внутренний, «в голове», он замыкает человека в себе, в своих мыслях, страхах, переживаниях. Вот и получается, через 200 лет домочадцы — сплошь роботы. И близкий друг главного героя умирает на Марсе, а он — единственный, кто может марсианина спасти. Дилемма, пожалуй, из самых сложных: предать друга или перебороть свой страх.

Отдельным штрихом в истории автор показывает, насколько велика пропасть между чувствами, разумом человеческим и искусственным интеллектом.

Грустно, и хочется дополнить слова автора призывом Булата Окуджавы: «Возьмемся за руки, друзья, чтоб не пропасть поодиночке».

Оценка: 9
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 16 мая 2010 г.

Отличный рассказ. Человек не может быть одиноким существом. Во времена городов человек постоянно находился в обществе, в контакте с другими людьми. Переехав в свои усадьбы, люди стали искать «общение» в окружающих местах, вещах. Они заменили им общение в живыми сородичами. И как в городах плохо себя чувствуешь без долгого общения с друзьями, другими людьми, так и сейчас вещи стали тянуть человека в свои берлоги.

Человек не может жить один — это природа.

Оценка: 9
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 1 декабря 2015 г.

Предание второе к фольклорному, символическому и, возможно, мифическому произведению «Город».

«Двести лет назад человек покинул многолюдные города, эти коллективные берлоги. Освободился от древних страхов и суеверий, которые заставляли людей жаться к костру, распростился с нечистью, которая вышла вместе с ним из пещер. Но вот поди ж ты... Опять берлога. Берлога не для тела, а для духа. Психологический родовой костер со своим световым кругом, переступить который нет сил.»

Второй рассказ, повествующий уже о будущем, где атомная энергия повсеместна, а полеты на Марс являются обычным делом. Но теперь люди стали всё чаще болеть новой болезнью — агорафобией (боязнь открытого пространства и скопления людей). Перед очередным потомком рода Вебстеров стоит сложный вопрос — преодолеть свой страх, спасти жизнь инопланетному другу-философу, возможно, продвинув на сто тысячелетий вперед философию как точную науку, или поддаться своему страху и своей привычке, проявив свойственную человеку слабость, боязнь переступить через себя, огородившись родовыми ценностями и семейными символами.

Исход раскрывать не стану, куда же склонились весы главного героя рассказа. Скажу, что данное предание органично вплетено в роман, продолжающий то, о чем говорилось ранее, и предоставляющий базис для дальнейшего развития «Города» по Саймаку. Посмотрим, что же автор приготовил далее.

Оценка: 9
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 31 октября 2011 г.

Это расказ о слабости. О слабости одного человека. Ведь, недаром говорят: — «Не было гвоздя — армия бежит». Я позволил себе пропустить несколько промежуточных последствий. Это рассказ как из-за случайного совпадения, нелепой цепи событий, мир пошел по другому пути. Я вовсе не удивлюсь, что в прошлом подобных совпадений было немало. Не исключено, что не простынь юный фламин Юпитера где-нибудь на сквознячке, мы бы в школе учили не Пушкина, а Вергилия. Так же и здесь: умному человеку, который распознал свое нездоровое состояние не хватило для излечения одного — времени. Ну, а после трагичных событий, это уже перестало иметь значение — воля Вебстера к излечению была разбита.

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 2 сентября 2009 г.

Очень грустная история о ненамеренном предательстве друга, о борьбе человека со своими привычками и слабостями. Саймак как всегда в небольшом объёме отобразил в бесподобной манере несколько различных проблем.

Здесь впервые появляется робот Дженкинс, который сразу же сыграл значительную роль в истории человечества, ведь Вебстер практически переборол свой страх, агорафобию, но Дженкинс решил всё за него. Так что за Вебстера особенно обидно: в результате стечения определённых обстоятельств он оказался в глазах человечества виновником в потере ценнейших знаний (а может, как показывает дальнейшее повествование, и не такая уж это полезная философия), запятнал весь свой род на многие столетия. Отчаяние, охватившее в результате ГГ, очень сильно передаётся читателям последними предложениями.

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 29 февраля 2012 г.

Берлога — рассказ-продолжение истории про «Город», который меня разочаровал.

Если первый рассказ открывал нам картину будущего и описывал проблемы, которые возникли у человечества в связи с наступившей реальностью — реальностью общедоступности еды, энергии и скоростного транспорта (персональных вертолетов) и в следствии освобождение человека от привязанности к городам, как к скоплению людей, — то второй рассказ открывает нам проблемы, возникшие у людей спустя 200 лет после массового переселения из городов в уединенные поместья. При этом самая суть рассказа вызывает некоторое deja vu и ведь не странно — в первом рассказе автор, по сути, противопоставляет привычку людей жить в городах (в обществе) идее уединения, а во втором — обратное, привычку уединения противопоставляет необходимости быть в обществе.

Как я уже отмечал в комментарии к предыдущему рассказу («Город») романа — лично мне не верится, что при наличии возможностей человечество массово начнет уединятся, отстраняться друг от друга, стремится жить «тише воды, ниже травы» и постарается избегать контактов друг с другом. Иначе — что такое жизнь? Ведь не зря еще в древние времена одним из самых страшных наказаний для человека было изгнание, лишение возможности общаться со своими сородичами, — а автор намекает на добровольное избрание этой участи человечеством? В этом контексте нелепым выглядит история Вебстера — жил-жил и... привык жить на одном месте! А из-за этой привычки он не может даже полететь спасти своего друга-марсианина. И я бы мог еще понять и принять данный сюжет, если бы он рассматривался автором с психологического аспекта болезни «агорафобия» — тут вроде и симптомы у главного героя на лицо, и вещи с ним дома разговаривают, просят остаться — но автор не рассуждает о причинах и последствиях, а просто повествует некоторую историю.

Другим отрицательным моментом для себя отметил — рассказ не оправдал ожидания. Я рассчитывал, что во втором рассказе будет продолжение первоначальной истории, добавятся детали окружающего мира, описание жизни «человека будущего», а в итоге мы переносимся сразу на 200 лет вперед и получаем то же самое, что и в первом рассказе — скудное описание «современного» мира и множество вопросов без ответов. Из фантастики в этом рассказе — разве что волосатые Марсиане и роботы-прислуга.

Из положительных моментов по-прежнему отмечу легкость чтения.

В целом — так себе, не зацепило.

Оценка: 4
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 15 октября 2009 г.

Эта повесть, является составляющей романа Город, повествующая о преодолении страхов конкретного человека, ради спасения друга. Но вот беда, мало было побороть внутренний страх и решиться на поступок, нужно было чтобы робот Дженкинс был к этому готов! Мало того у Джерома Вебстера было несколько причин чтобы побороть свой страх ради марсианина Джуэйна6 во-первых Джуэйн был другом Вебстера, во-вторых марсианин совершил некое открытие которое помогло и его народу и человечеству! Создаётся такая ситуация, что в конце ощущаешь весь трагизм происходящего, очень жаль ГГ, который по стечению обстоятельств( всё- таки поборов свою слабость) вынужден не только предать друга, но и всё человечество. Очень поучительная повесть, с таким грустным концом!:weep:

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 25 июля 2008 г.

эта глава вызвала тяжелое чувство «дежа вю». Ведь сколько раз в жизни каждого бывало такое, что нужно было что-то сделать, нужно было крайне необходимо, но какое-то внутренее чувство не позволяло делать этого, а раскаиваться за несовершенный поступок потом приходилось всю жизнь. Я думаю что эту главу вообще стоит включать в школьную программу, ибо другого более наглядного поучительного примера придумать трудно.

Оценка: 10
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 10 января 2011 г.

Уйдя из города, человек начинает терять связи, которые долгое время были залогом его выживания. Ему больше не нужно покидать свой обжитый уголок, весь мир в его распоряжении одним нажатием кнопки, милые сердцу вещицы заменяют друзей. У каждого есть свой надел земли, родовое гнездо воспринимается как что-то неотъемлемое от человека. Джером Вебстер должен сделать выбор преодолеть себя и спасти жизнь друга или поддаться пагубной болезни – агорафобии, но, увы, все его терзания напрасны, ведь ответ давно известен.

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение , 23 сентября 2016 г.

Достаточно грустный и тяжеловатый рассказ об одиночестве, страхе толпы и привязанности к дому.

Но, как мне показалось, концовка чересчур трагична, ибо

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
можно же было вызвать людей повторно и таки улететь на Марс.

Другое дело, сам факт, что

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Дженкинс не предупредил о прилете
, слишком травмировал и без того умученного жизнью Вебстера.

Оценка: 9
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение , 14 марта 2012 г.

Да уж...

Грустное и заставлющее глубоко задуматься произведение.

И тематика ухода от реального мира, и тематика конфликта своих ощущений со своим пониманием долга и (в завершающей части) аспект доброхотов, принимающих решения за других...

Понравилось. Весьма.

Оценка: 9
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение , 29 ноября 2007 г.

Концовка оказалась совершенно для меня неожиданной. Да и причины, её вызвавшие...

Но лично мне кажется, что проблема с агорафобией..весьма ..странновата. Хотя, кто знает:) ВДруг такое и на самом деле может случиться?

А если говорить о качестве текста, то мне этот рассказ понравился намного больше, чем первый, «Город».

Читается интереснее и живее...

Оценка: 8
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение , 29 июля 2016 г.

Самый лучший рассказ, входящий в состав «Города». Здесь есть всё, от трагедии, до внутренней борьбы, а концовка просто разбивает все надежды на осколки для калейдоскопа будущих историй «Города».

Оценка: 10


Ваш отзыв:

— делает невидимым текст, преждевременно раскрывающий сюжет, разрушающий интригу