FantLab ru

Генрих Альтов «Легенды о звёздных капитанах»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.34
Голосов:
183
Моя оценка:
-

подробнее

Легенды о звёздных капитанах

Цикл

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 29
Аннотация:

В начале шестидесятых годов, когда только первые спутники робко проникали за пределы атмосферы, Генрих Альтов написал цикл рассказов — легенд, что живут среди людей, давно освоивших космос, и повествуют о первопроходцах, открывших человечеству путь к звёздам.

Содержание цикла:

7.17 (279)
-
8 отз.
6.95 (203)
-
5 отз.
7.03 (254)
-
7 отз.

Обозначения:   циклы   романы   повести   графические произведения   рассказы и пр.


Входит в:


Похожие произведения:

 

 



В планах издательств:


Издания:

Альфа Эридана
1960 г.
Легенды о звездных капитанах
1961 г.
Капитан звездолета
1962 г.
Фантастика и путешествия. Том 1
1965 г.
Библиотека современной фантастики. Том 15. Антология советской фантастики
1968 г.
Создан для бури
1970 г.
Огненный Цветок. Из легенд о звездных капитанах
1981 г.
Летящие по Вселенной
2002 г.
Наша старая добрая фантастика. Под одним солнцем
2017 г.

Периодика:

Знание - сила № 9, 1958
1958 г.

Издания на иностранных языках:

Легенди про зоряних капітанів
1967 г.
(украинский)
The Ultimate Threshold
1970 г.
(английский)
The Ultimate Threshold
1978 г.
(английский)
Le Livre d'or de la science-fiction : La science-fiction soviétique
1984 г.
(французский)
Chlapík z pekla
1986 г.
(чешский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  16  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Давайте говорить прямо — романтика в фантастических произведениях частенько отдает фальшью. Сюскающие герои восторгаются какой-то лабуде на фоне умильно-прилизанных декораций.

Но к Альтову это не имеет ни малейшего отношения. «Легенды о звездных капитанах» — это романтика дальних дорог, подвига, человеческого гения, светлого будущего в самом светлом, незамутненном смысле. Этот короткий цикл рассказов стоит особняком даже в контексте фантастов — певцов оттепели. Это удивительно тонкая, поэтичная, хрупкая вещь. Наивная в своей чистоте. Но может ли абсолютное добро не быть наивным?

Это поющая, ликующая проза. И единственное сравнение, которое мне приходит на ум — это Горьковская «Песнь о буревестнике», которую, несмотря на усмешки любителей пнуть мертвого льва, я считаю одной из сильнейших вещей в русской литературе 20-го века.

Но весть, которую нес Альтов, была другой. Это была весть о эпохе победившего разума, чистом и справедливом мире, эпохе, ради которой стоило жить и умирать. И которую похоронили те, кто из всех вестей предпочитает «Биржевой вестник».

Я давно не перечитываю Легенды. Мне стыдно перед этими людьми. Ведь в том, что их никогда не будет, наверное, есть и моя вина. Ведь я тоже просто живу, плывя по течению, один из молчаливого большинства. Простите меня, звездные капитаны...

Оценка: 10
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Прекрасный цикл. Крайне нетипичный для советской НФ того периода.

Настоящая поэзия в прозе — красивая без слащавости, гордая без пафоса.

Очень трогательные рассказы о звездах и людях.

Уникальная попытка создать новую мифологию покорения Вселенной.

Название честно предупреждает — не надо искать здесь твердую НФ, это именно МИФЫ о капитанах, вместо флотского устава изучающих древние заповеди, борющихся с плазменными бурями, ищущих в межзвездной тьме свет Огненного Цветка

Это настоящая Литература с большой буквы, рассказывающая о Людях с большой буквы, свободных и смелых.

Да, местами наивная, детская, потому что в реальной жизни таких Людей не бывает и мир устроен намного грязнее и отвратительнее — но может ли легенда не быть наивной?

Как с этой прекрасной романтической книгой можно сравнивать поделия графоманов Колпакова и Парнова — понять не могу.

Оценка: 9
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Да, писатель Альтов был не ахти какой. Написал немного, читать его было скучно даже тогда, в детстве. История с «Гриадным крокодилом» тоже его не украсила. Но цикл «Легенды о звездных капитанах» стал его лучшей, непревзойденной работой. Романтика? Поэзия фантастики? Да как ни назовите, но если спустя сорок лет после первого и единственного прочтения я помню мельчайшие детали прочитанного и состояние восторга, я снимаю шляпу и низко кланяюсь автору. После таких книг фантастика в твоей жизни остается навсегда.

Оценка: 10
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Настоящая, высокая Поэзия.

Поэзия фантастики.

За простотой и сказочностью языка проступает неистребимая вера в Человека, вера в разум, в прекрасное и светлое будущее.

Недостижимое — теперь уже — будущее.

Оценка: 8
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Только издание 1961 года — по сути дела — «разрешило» Генриху Сауловичу «быть писателем». Сколько времени мурыжил рукопись Детгиз — пока кто-то не догадался дать ее «Клубу любителей научной фантастики» в Доме Детской книги (ул Горького, д. 43). Руководила им З. П. Смирнова, сестра писателя Н. П. Смирнова... но об этом в другой раз. Короче говоря, мнение школьников почему-то возымело действие, Альтшуллеру (Альтову) «разрешили» издать книгу, а нам, участникам ДДК, даже разрешили присудить (дважды) антипремию «Гриадный крокодил»... Полвека прошло с тех пор, и грустно думать, что писатели-фантасты будущего лишь едва-едва успели «прикоснуться» к этому детищу хрущевской оттепели.

Однако это все-таки было. Я не рискну сейчас перечитать эту книгу.

Но некое «право быть фантастом» дала мне именно она.

Полвека тому назад.

И теперь, когда на школьников. защищавших Альтова, льют грязь за то. что они посмели проявить хороший вкус и не купиться на краденую «Гриаду» Колпакова, жаль тех, кто понятия не имеет о том, чем была их борьба, и скольким из них она стоила жизни.

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Три романтические истории о покорителях космоса из очень далёкого будущего. И как верно замечено в классификации Фантлаба, эти люди уже не совсем люди.

Каюсь, я не смог проникнуться романтизмом и оптимизмом Генриха Альтова. Даже если воспринимать эту трилогию, как некую поэму в прозе, здесь очевиден перебор с пафосом. Персонажи Альтова лишены привычных человеческих имён, простых и понятных слабостей, а на подвиг они отправляются, как мы с вами утром на работу. Третья новелла, «Огненный цветок» представляет собой новую версию мифа о Прометее. Так вот, древнегреческому титану можно было сопереживать. Он в одиночку пошёл против богов и жестоко за это расплачивался. Сочувствовать звездным капитанам Генриха Альтова, извините, невозможно в принципе. Здесь остается только восхищаться и аплодировать стоя.

Оценка: 6
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Полностью согласен с неомутом. Альтов — личность очень странная. И даже сомнительная — из за той истории с крокодилом. Читал я как то то его интервью, где он и про крокодила рассказал и про свою неприглядную роль в этом. Кстати после этого интервью у меня зародилось сомнение — а он ли вообще написал эти рассказы? Этот косноязычный завистливый человечек? И вдруг написал эту поэтику? Не знаю — но даже если он — то значит был такой высокий взлет. В любом случае эти три рассказа заслуживают того, чтобы жить вечно! И будут жить!

ps А мне собственно интересно, за что мне ставят минусы? Это родственники Альтова что ли?)) Нет? Да вы почитайте сами то его интервью, где он косноязычно рассказывает об этой истории. И как он сам рассказывает как он С УДОВОЛЬСТВИЕМ натравливал детей на Колпакова.

Оценка: нет
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Простой и гениальный стиль, отточенность каждой фразы, романтика без перебора с пафосом, внимание к научно-фантастическим деталям умеренное, страхующее от быстрого устаревания. Эти рассказы — законсервированные эмоции, которые можно пробудить в любой момент, раскрыв книгу.

Альтов — теоретик творчества в этих рассказах продемонстрировал как надо творить. Это образцы применения его теорий, возможно, созданные еще до того, как эти теории были достаточно проработаны, но уже предощущались им.

Оценка: 10
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Ужасный примитивизм! А подготовка автора по фундаментальным научным дисциплинам — это просто шок-контент! Этому человеку не стоило бы писать НФ вообще, никогда! Даже палповые рассказики из американских журналов 50-х годов смотрятся оригинальней и лучше демонстрируют преимущества жанра научной фантастики, кем этот романтизированный недо-научный китч.

Оценка: 4
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Альтов оставил в фантастике двойственный след. Его ранние пафосные рассказы мог написть даже школьник. Они были простые и понятные. В них нет особого литературного мастерства. В детстве я тоже читал их с удовольствием, дух времени они передавали, но были и другие, не менее достойные писатели. Альтов же, возомнив себя великим талантом, в рассказах которого бьётся «Пепел Клааса» пробивался в фантастику по костям других, не худших писателей. Он организовал банду сомнительнах школьников в ДДК и затеял хамскую акцию с «Гриадным крокодилом», опорочив пионера советской космооперы А. Колпакова. Второй жертвой стали Емцов и Парнов. Еремей Парнов, дважды лауреат премий Еврокона (1976, 1984), автор знаменитого «Ларца Марии Медичи», по уровню литературного мастерства стоит на голову выше Альтова, который, кроме сомнительных изобретений в своих рассказиках ничего для литературы не оставил, а всё литературное наследство Альтова, если отбросить написанное с В. Журавлёвой, уместится в тоненькой книжечке, объёмом в 250 страниц? Так можно ли Еремея Парнова назвать графоманом?

Оценка: 9
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Гимн Человечеству, Науке, Надежде. Все имеют право на счастье. Но каждый его находит сам. Такой поэзии о Космосе и Людях я больше нигде не встречала.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх