Пол Андерсон «Великий крестовый поход»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Космоопера | «Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Приключенческое | Военное | Юмористическое
- Место действия: Вне Земли (Планеты другой звёздной системы | Открытый космос ) | Наш мир (Земля) (Европа (Западная Европа ))
- Время действия: Средние века | Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Контакт | Вторжение «Чужих»
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Средневековая Англия. Именно сюда приземляется космический корабль пришельцев, которые прилетели завоевывать Землю. Но не тут-то было! «Местные» крестоносцы, как раз собираясь в очередной крестовый поход, недолго думая, захватывают этих пришельцев и теперь уже на этом космическом корабле собираются обращать инопланетных варваров в истинную веру...
В тихой английской деревушке XIV века жизнь текла своим чередом: крестьяне возделывали поля, рыцари готовились к очередному крестовому походу, а священники проповедовали слово Божье. Никто и подумать не мог, что привычный уклад вот-вот будет нарушен самым невероятным образом – прибытием огромного металлического корабля, летающего по небу.
Перевода Ю.Руфина не существует — это перевод А. Захаренкова (см. страницу переводчика Ю.Руфина).
Входит в:
— цикл «Великий крестовый поход»
— журнал «Astounding/Analog Science Fact & Fiction, August 1960», 1960 г.
— журнал «Astounding/Analog Science Fact & Fiction, July 1960», 1960 г.
— журнал «Astounding/Analog Science Fact & Fiction, September 1960», 1960 г.
— журнал «Фантастика. Детектив 1991'3», 1990 г.
— антологию «Великий крестовый поход. Оса. Чувство долга», 1991 г.
— антологию «American Science Fiction», 2012 г.
Номинации на премии:
номинант |
Хьюго / Hugo Award, 1961 // Роман |
Экранизации:
— «Космический крестовый поход» / «The High Crusade» 1994, Германия, реж. Клаус Кноссел, Холгер Нойхаузер
- /языки:
- русский (20), английский (1)
- /тип:
- книги (18), периодика (1), самиздат (2)
- /перевод:
- Д. Арсеньев (2), А. Бурцев (1), А. Грузберг (1), А. Захаренков (9), К. Петров (2)
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Reystlen, 4 февраля 2022 г.
Яркая и позитивная книга с прекрасной динамикой ,неплохим развитием сюжета и хорошим языком. Конечно же она развлекательная и относится легкой научной фантастике. В романе понравилась авантюрная идея о том, как слабость физическую(технологическую) можно компенсировать смелостью и смекалкой. Сюжет интересен, он конечно со многими условностями ,автор огибает острые углы, реализм и научный подход. Книга может показаться сырой и поверхностной, это не так, если добавить в неё реализма и научности, то она потеряют ту легковесность и летописческую эпичность. Не будем забывать, что это не роман, а летопись глазами и языком очевидца той эпохи. Хотя и к этому можно придраться-слишком быстро летописец и герои всему научились. Снова повторюсь Андерсен –обошел эти опасные углы и у него получилась прекрасная авантюра.
Отдельного внимания заслуживает юмор, он лёгкий и приятный. «Мы англичане!» –лозунг барона, и в этой фразе заложена вся сила человечества. Человеку всегда мало, человек стремиться выжить, человек живет и развивается в борьбе — про это эта книга. Любовная линия в романе носит скорее сюжетный характер, однако, она приятно дополняет произведение, раскрывает героев и их мотивацию. Во время прочтения у меня появилась мысль, что возможно из этой книги появилась та космоопера которую мы знаем, а именно средневековая атрибутика в космосе. Прочитал книгу на одном дыхании. Пол Андерсен Браво! Автор для меня открытие и очень приятное!
Рекомендую любителям нестандартной легкой средневековой космической фантастики.
Moloh-Vasilisk, 29 сентября 2024 г.
Рыцари среди звёзд.
29.09.2024. Великий крестовый поход. Пол Андесон. 1960 год.
В тихой английской деревушке XIV века жизнь текла своим чередом: крестьяне возделывали поля, рыцари готовились к очередному крестовому походу, а священники проповедовали слово Божье. Никто и подумать не мог, что привычный уклад вот-вот будет нарушен самым невероятным образом – прибытием огромного металлического корабля, летающего по небу.
«Великий крестовый поход» — уникальный гибрид научной фантастики, исторического повествования и сатиры, создавая многослойную структуру, глубоко размышляющую о природе войны, прогресса и неизменности человеческих пороков.
Одна из особенностей романа — его стиль, напоминающий средневековые хроники. Андерсон стилизует язык, создавая эффект древности, даже несмотря на футуристический контекст. Элементы архаичного слога органично переплетаются с изображением высокотехнологичного будущего, что не только придаёт произведению атмосферу и самобытность, но и создаёт контраст между старыми и новыми мирами, показывая цикличность истории и неизменность человеческих черт.
Такая языковая стилизация позволяет автору сделать историю глубже. Она как бы обманывает ожидания, погружая в рассказ о рыцарских походах, но разворачивает эпос на фоне бескрайних просторов космоса. Это напоминает героические хроники, записанные с рассказов простого наблюдателя — хрониста, что добавляет тексту нарочито субъективный оттенок, акцентируя на особенностях восприятия происходящего.
На первый взгляд «Великий крестовый поход» — это повествование о межзвёздном конфликте, военном походе крестоносцев в будущее, где феодальные армии сталкиваются с инопланетными расами. Однако за этой сюжетной линией скрывается гораздо более глубокий смысл. Андерсон тонко иронизирует над темой войны, демонстрируя её неизбежность в любой эпохе. Люди, покорившие космос, остаются верными своим старым привычкам: они так же стремятся к завоеванию, доминированию и убийствам, как и их средневековые предки. Это своеобразная аллегория на цикличность человеческой истории, которая, несмотря на технологический прогресс, возвращает нас к тем же моральным и этическим дилеммам.
Отсылки к крестоносным походам, религиозной войне и борьбе за идеалы позволяют автору поднимать вопрос о том, как высокие цели могут трансформироваться в оправдание насилия. Темы веры, этики и власти здесь рассматриваются не просто в контексте прошлого, но в универсальном ключе, что делает роман актуальным для любого времени.
Герои романа Пола Андерсона тоже заслуживают особого внимания. Персонажи романа часто предстают в виде карикатурных архетипов: рыцари с их пафосными, но абсурдными представлениями о чести, инопланетяне, не способные эффективно противостоять человеческой агрессии. С их помощью Андерсон высмеивает слабости как людей, так и более развитых цивилизаций, которые не могут адаптироваться к новым вызовам. Например, сэр Роже, несмотря на его лидерские способности, изображён как человек с излишне примитивными и жестокими взглядами, что делает его одновременно героическим и комичным. Через это Андерсон подчёркивает, что человеческие амбиции часто базируются на ложных и эгоистичных мотивах.
Однако не обошлось и без недостатков. Из-за карикатурности персонажей такие архетипы, как сэр Роже, не предоставляют возможности по-настоящему сопереживать их судьбе. Несмотря на его лидерские качества и участие в ключевых моментах сюжета, герой остаётся скорее символом человеческих амбиций и пороков, чем живым человеком, с которым можно эмоционально связаться. Такой подход подчёркивает сатирический посыл романа, но ограничивает читательское переживание, создавая дистанцию между событиями и эмоциональным откликом.
Умелое сочетание средневековой формы повествования с футуристическим антуражем и с сатирой создаёт уникальное литературное произведение, которое может понравиться широкому кругу читателей. 9 из 10.
Manowar76, 5 ноября 2019 г.
Почему решил перечитать: Крестоносцы! В космосе! Что ещё надо!
В итоге: у меня с конца восьмидесятых есть два самиздатовских томика (третья копия с печатной машинки, качественно переплётенная и даже с рисунком на обложке) — новеллизация четвёртого эпизода «Звёздных войн» и «Крестоносцы космоса». В очередной раз наткнувшись на этот томик и показав его всем близким, решил перечитать роман, благо там всего примерно полторы сотни страниц.
Да, лихо и динамично; да, отлично подан контраст между Средневековьем и технологиями будущего. Но, по гамбургскому счёту, слишком много поддавков.
У китайцев есть понятие стратагемного мышления — легендарные «36 стратагем». Западному читателю очень интересно рассказал о философии уловок немец Харро фон Зенгер в монументальном твухтомнике «Стратагемы» с сотнями примеров военных, политических и бытовых хитростей. Я «Стратагемы» ценю ничуть не меньше «Искусства войны» Сунь-цзы. Вещь на самом деле даже более универсальная и хитроумная.
Так вот похождения Роже де Турнефиля могут служить, наряду с китайским «Троецарствием», художественной иллюстрацией использования стратагем.
Если бы я не был ленив, то мог бы разобрать, где и какую стратагему использует крестоносец, вырвавшийся на просторы Галактики. А использует он практически все. Напор, блеф, показ силы при фактической слабости, удар по главарю, челночная дипломатия, ложные отвлекающие атаки, извлечение выгоды из неожиданных ситуаций и так далее.
Мой фаворит из этой россыпи уловок – барон отпустил накопившихся пленников в осаждённую планетарную цитадель, зная, что осаждаемые не смогут не принять соотечественников и понимая, что и так небольшого количества запасов им не хватит даже на пару дней при кардинально увеличившемся количестве едоков. Тем же вечером крепость сдалась.
Всегда приятно читать фантастику золотого века, где герои полагаются не столько на силу, сколько на ум, хитроумие.
necrotigr, 2 января 2024 г.
Перечитал. По-прежнему захватывающе, динамично, и прорывно — ещё один, необычный взгляд на вторжение инопланетян! Иллюстрация к тому как смелость города берёт! Многие цитаты до сих пор помню наизусть, и до сих пор мечтаю увидеть белые скалы Дувра…
Double Black, 30 апреля 2022 г.
До сих пор не знаю, как на эту книгу реагировать. Скорее всего, как на очень (два раза очень!) качественный стёб. Смешно, по доброму, а еще очень хорошо написано, как почти все, что писал Андерсен. Книга так и просится на экран, хотя, сдается мне, очень мало сегодня есть людей, способных ее превратить в такое же качественное кино. Где ты, Мэл Брукс?
Нортон Коммандер, 22 декабря 2018 г.
Есть много произведений, в которых земляне противостоят инопланетянам. Обычно земляне в таких произведениях представлены нашими современниками. Но, рассуждая логически (с учётом фантастических допущений, конечно), инопланетяне, научившиеся преодолевать межзвёздное пространство, должны настолько опережать нас в научно-техническом развитии, что для них не будет большой разницы — 21-ый век у нас на дворе или 12-ый; мы для них в любом случае покажемся варварами. Да, сейчас есть, например, ядерное оружие; но, может быть, в старину у людей были свои преимущества. И если современный человек может противостоять инопланетному вторжению, то почему бы тоже самое не сделать представителям Средневековья? И если доблестные рыцари сумели достойно дать отпор внеземному неприятелю, то почему бы не закрепить этот успех и не пойти дальше? Всё, что для этого нужно — удачное стечение обстоятельств и, обязательно, определённые личные качества — отвага, хитрость, расчёт и безрассудство. У англичан из Энсби эти качества были, а на иных планетах подзабылись за ненадобностью.
А у Пола Андерсона был великолепный литературный талант, чтобы рассказать эту историю.
PlatonT, 15 ноября 2018 г.
При продумывании отзыва об этом романе столкнулся с проблемой – трудно написать кратко о качественной книге, получается или текст на 20 листов, или фраза «Всё очень хорошо.» Но всё-таки попробую кратко написать.
Начнём с того, что повествование ведётся от лица хрониста «Великого похода» в стилистике того времени и с попыткой показа реакции средневекового монаха на достижения будущего, что, как мне кажется, очень удалось. Действия как барона, так и его вассалов, вписывается в психологию того времени, когда понятие гуманизм было эфемерно, а за либеральные, демократические и коммунистические идеи и их пропаганду просто вздёргивали на ближайшем суку. В книге очень хорошо показана языковые проблемы, и это не только проблема изучения внеземных языков, это то что сами земляне говорили на разных языках в одном баронстве: латынь для духовенства, французский для дворянства и английский для смердов. Именно языковой и понятийный барьер является одним из краеугольных понятий романа, без этой «фишки» тяжело представить всю интригу, поэтому желательно прочитать в разных переводах, а лучше в оригинале, на данный момент известно 4 перевода. Я читал в переводе А. Захаренкова и меня убило слово «требуЧет».
Что удивительно роман написан в 1960 году, но читается свежо и современно, и именно это можно отнести к показателю качественной НФ. Автор не начинает описывать «заклёпки» фантастической техники, а пишет «широкими мазками», что позволило воспринимать книгу как НФ спустя полвека.
Оценка: Хороший авантюрный НФ роман, любителям «твёрдой» фантастики рекомендую.
harrybook, 1 августа 2021 г.
Книгу прочёл несколько раз, а вот фильм смотреть не смог — он и мизинца брата Парвуса не стоит.
Классика, чего уж там. Одна из любимейших книг юности, рекомендую всем.
dxbckt, 10 декабря 2019 г.
Только сейчас дочитал этот рассказ... Читал сравнительно долго и с перерывами... И хотя «данная вещь» совсем не тяжелая, но все же она несколько... своеобразная (что ли) и написана автором в жанре: «а что если...?» Если «скрестить» нестыкуемое? Мир средневековья (очень напоминающий мир из кинофильма «Пришельцы» с Ж.Рено в главной роли) и... тему космоса и пришельцев … С одной стороны (вне зависимости от результата) данный автор был одним из первых кто «применил данный прием», однако (все же) несмотря на «такое новаторство» слабо верится что полуграмотные «Лыцари и иже с ними» способны (в принципе) разобраться «как этот железный дом летает» (а так же на прочие действия с инопланетной технологией...)
Согласно автору — «человеческие ополченцы» (залетевшие «немного не туда») не только в кратчайшие сроки разбираются с образцами инопланетной технологии, но и дают «достойный отпор» зеленокожим «оккупантам» (захватывая одну планетную систему за другой)... Конечно — некие действия по применению грубой силы (чисто теоретически) могли быть так действительно эффективны в рамках борьбы с «инопланетниками» (как то преподносит нам автор), но... сомневаюсь что все эти высокультурные «братья по разуму» все же совсем ничего не смогли бы противопоставить такому «наглому поведению» тех, кто совсем недавно ковал латы, трактовал «Святое писание» (сжигая ведьм) и занимался прочими... (подобными) делами...
В общем ВСЕ получается (уже) по заветам другого (фантастического) фильма («Поле битвы — Земля», с Траволтой и прочими), где ГГ набрав пару-сотню людей из фактически постядерного каменного века (по уровню образования может даже и ниже средневековья) — сажает их за руль «современных истребителей» (после промывки мозгов, и обучающих программ в стиле Eve-вселенной). Помню после получасового сидения (в данном фильме) — такой дикарь, вчера кидавший копья (якобы) «резко умнел» и садился за руль какого-нибудь истребителя F... (который эти же дикари называли «летающим копьем»)... В общем... кто-то может и поверит, но вот я лично))
strannik102, 6 сентября 2020 г.
Остро заточенным крестом вспорем пузцо инопланетчикам!
Был у меня период, когда пусть и не запоем, но вполне целенаправленно искал и читал Андерсона. И даже как-то, помню, откуда-то выписывал и получал по почте. И роман (который по моему разумению более тянет на повесть) «Крестоносцы космоса» тоже в своё время был прочитан. Но стало интересно, а как эта книга будет воспринята мной теперь, по прошествии нескольких десятилетий.
Андерсон для книги выбрал довольно оригинальную форму— рассказчиком выступает один из старинных летописцев, непосредственный участник событий, средневековый кондовый монах. Соответственно мы сразу получаем довольно специфический язык повествователя — не без архаизмов, с поклонами в сторону Небес и Творца (хотя в этом вся содержательная суть и интрига книги и есть), с простыми описаниями увиденного и уходом от всяких технических подробностей (что облегчило задачу автору). Конечно всю книжную кухню составляют крестоносно-рыцарские подвиги группы средневековых англичан, волею божественного провидения отправившихся в Небеса на захваченном ими звездолёте представителей иной расы. И никаких глубинных смыслов в книге нет, разве что славу Творцу можно усмотреть, однако и тут с иронией в самом финале…
Однако в качестве развлекательного чтива вполне ещё пригодно для использования. В поезде, в гостинице или на даче под шум дождя — когда выбор книг невелик или вовсе отсутствует. Как говорится, «на безрыбье и рак рыба». Конечно уже устарела книжица.
Тимолеонт, 3 августа 2015 г.
Смотрел как-то чудные фильмы «Викинги\ковбои против пришельцев», и не подозревал, что у них есть литературный предшественник. В высшей степени оригинальная, остроумная и безумно-трешевая задумка, которую гений автора превратил в шедевр.
И прелестны «Крестоносцы космоса» практически во всём. Здесь есть харизматичные персонажи, даром, что конфликт между ними внаглую спёрт из легенд о короле Артуре. Есть неплохое и захватывающее полотно захвата и разграбления огромной Империи отсталыми, хоть и находчивыми дикарями. Есть качественные диалоги и любопытные описания. Но самое главное — роман убедителен. Хоть и с кучей условностей и допущений, но всё же настолько достоверно, насколько это вообще возможно, Пол Андерсон описал, как население небольшого средневекового городка стали господами и повелителями всей Галактики.
Gourmand, 5 августа 2014 г.
Почитал отзывы — ничего не понял, как будто читал совсем другую книгу. Что я думаю: гениальный Андерсон сделал пародию на ЛЕТОПИСЬ, придворный писец-монах нафантазировал бравого графа из забулдыги и тупого вояки а-ля Ричард Львиное Сердце (напомню, Ричард умудрился разорить Англию, который он даже не правил, так как всё время был то в крестовых походах, то по тюрьмам). У Андерсона получилась красивая поделка под средневековую летопись про Ясно Солнышко и прочих Полков Игоревичей, прибивающих зачем-то щиты к Царьграду, а потом уезжающих пьянствовать на родину. И кстати, фильм абсолютно адекватен, просто не хватает закадрового голоса, который зачитывал бы эту рукопись. Скажем, вусмерть пьяный стражник роняет шлем = голос: «И закинул могучей дланью витязь свой наголовник в развершуюся пропасть, и лишь эхом отозвалась ночь». Такое ощущение, что большинство писавших отзывы все вводные фразы про «брата Парвуса» и «начинаю это повествование с Божьей помощью» пропустили. Ну, ребята, нельзя быть такими доверчивыми. Как писали АБС в ОЗ, «не так всё было на самом деле, совсем не так».
JrCherNik, 21 мая 2016 г.
1345 год. Самое начало Столетней войны. В захолустном Энеби (насколько я понял, просто некий город N в Англии) барон Роже собирает отряд добровольцев, чтобы присоединиться к королю Эдварду в войне с Францией. Однако этим планам не суждено сбыться, так как прямо на город садится корабль пришельцев с далёкого Версгора. Пришельцы оказались из космической империи, что постоянно расширяет свои границы, присоединяя подобные отсталые миры. Однако высадившись на Землю, версгорцы отхватили слишком большой для них кусок.
Люди барона захватывают корабль и убивают большую часть пришельцев. А затем с помощью пленников осваивают новую технику в надежде обратить её на пользу короля. Однако первая же попытка оканчивается предательством пленника-версгорца, отправившего корабль не во Францию, как планировалось, а на одну из планет Версгорской империи. И понеслось...
Прежде всего стоит отметить крайне необычную изначально идею. Отправить средневековых суеверных людей в космическое путешествие, показав, как они будут адаптироваться к столь резко изменившимся условиям. Да и далее развивающийся сюжет не устаёт поражать оригинальностью задумки.
Отдельно стоит отметить умение Андерсена делать действительно неожиданные повороты сюжета. То есть, возможно, для кого-то они и будут предсказуемы, но я поддался на уловку писателя. Фокус в том, что Андерсен использует обманку, в течение продолжительного времени подкидывая намёки на некий исход событий. А затем вместо ожидаемого развития ситуации мы получаем бросок в совершенно другую сторону. При этом и не пахнет богом из машины — отнюдь, такой поворот был возможен, просто казался маловероятным. Сделано очень ловко.
Кроме того, книга напичкана изящными аллюзиями на классику рыцарского романа. По сути, структура «Крестоносцев в космосе» повторяет легенду об Артуре и Камелоте, но с космосом и межрасовыми отношениями. Плюс получилось куда реалистичнее. Я знаю, что при упоминании о крестоносцах в космосе слово «реалистичнее» звучит неубедительно, но что поделать, мотивация персонажей здесь куда приземлённей, а потому поверить в неё проще.
Однако назвать «Крестносцев космоса» бриллиантом тоже нельзя. Персонажи хромают на обе ноги, а диалоги малость попахивают древесной стружкой. Само повествование довольно неровное, поскольку скачет от конкретной ситуации к краткому изложении событий за неделю или больше. Некоторые неровности позже исправляются, однако некоторые остаются неизменны. Ко многим описываемым событиям возникает просто тонна вопросов и сомнений отсноительно реалистичности происходящего. Тем удивительнее, что соседствует это наоборот, с реалистичными событиями и действиями.
Очень непросто однозначно оценить эту книгу. Первые полкниги я посмеивался и зевал, вспоминая, насколько более аутентично описывал мысли монаха Умберто Эко. Однако во второй половине, особенно ближе к финалу, я вдруг растерял скепсис и следил за событиями с возрастающим интересом. После прочтения я сначала рассмеялся, а затем учтиво присвистнул, разве что не заоплодировал Полу Андерсену.
Итого: 7 из 10. Желания вновь продираться через начало книги у меня не возникает, и вряд ли оно возникнет у вас. Можно даже больше сказать, из-за своей специфики книга вряд ли найдёт отклик у широкой аудитории. Отчасти, книга напоминает популярный ныне жанр mash-up, вроде нашеумевшего недавно «Гордость и предубеждение и зомби». Всё же лишь отчасти, и удовольствие она всё же доставляет. Несмотря на стоеросовость персонажей сопереживать им не составляет труда, а развитие истории интригует. Так что скорее да, чем нет.
P.S.: Вы не поверите, но даже к этому малоизвестному роману есть экранизация. Правда, немецкого производства, с малым бюджетом и судя по найденному в сети фрагменту, весьма посредственная. Тем не менее, впечатляет. Ах да, и в 1961 году роман получил премию Хьюго. Звучит, как вызов — найти среди номинантов того года книгу получше этой.
P.P.S.: Есть мнение, что
Роджер_Янг, 1 июня 2017 г.
Очень легкая и забавная книга о том, что крепость духа и отвага победят любых врагов. Не соглашусь, что выглядит слишком фантастично. Империя инопланетян под грузом противоречий уже дозрела до своего падения. Для этого достаточно самого маленького толчка.
redmarie, 18 марта 2013 г.
Прочитав книгу, я поняла, моя по-детски наивно-романтическая натура канула в Лету... Эх! Попадись мне эта книга лет двадцать назад... Странно, я верю в сказки: коротышка может одолеть семерых великанов, богатырь победить трехглавого змея... Верю и в преувеличенно-героические приключенческие истории: Джим Хокинс проявил чудеса смекалки среди кровожадных пиратов — не вопрос, Дик Сэнд с честью управился с трудностями управления «Пилигримом», а как же иначе! Но в историю «Крестоносцев космоса» я поверить не могу. Ушла из меня восторженная романтичность, я и не заметила.
В безоблачном детстве и пытливой юности верится в великие возможности человека. А сейчас не укладывается у меня в голове, как смогли рыцари Средневековья выполнить все описанное автором. Начиная с того, что не убоялись внезапно спустившегося с неба звездолета демонов синекожих и не приняли люк космического корабля за Врата Ада, разбежавшись кто куда в слепом страхе. Безрассудная храбрость? Допустим. Но по мне, слишком много у Пола Андерсона в этом произведении фантастических допущений, не принимаются. Дальше — больше, но уж не буду раскрывать перипетии сюжета. Скажу только, что эпилоговое развитие событий показалось чрезвычайно притянутым за уши, что сделало для меня этот роман совершенно серым и проходным.
Не вдаваясь в детали, книга о доблести, самоотверженности, тяге к победе в немыслимых условиях, любви, дружбе (и без предательства здесь тоже не обошлось). О силе веры, искре. Веря даже не в Бога, в себя и свои силы, человек способен горы свернуть! Такую литературу лучше читать в детстве, когда видишь всю картинку, не разбирая по косточкам, не выискивая ляпы и несуразности там, где этого вовсе не требуется.