Дмитрий Глуховский «Пост»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Постапокалиптика ) | Хоррор/Ужасы
- Общие характеристики: Приключенческое | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: Близкое будущее
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя | Болезнь/эпидемия/пандемия (включая инвазии) | Техногенные катастрофы
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Для взрослых
Последняя великая война вдребезги разбила мировое сообщество: страны перестали существовать, связь между разрозненными очагами цивилизации ненадёжна и коротка. России, съеденной междоусобицей во время войны, не стало; Московия во главе с Императором — ныне единственная власть в зоне досягаемости Ярославского Поста.
Пост на западном берегу Волги с момента своего основания был лишь данью порядку. Ведь никто и никогда не приходил по мосту с той стороны...
Первоначально роман вышел в формате аудиокниги.
Входит в:
— цикл «Пост»
— журнал «Вестник Европы 55», 2021 г.
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 245
Активный словарный запас: низкий (2598 уникальных слов на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 46 знаков — на редкость ниже среднего (81)!
Доля диалогов в тексте: 28%, что немного ниже среднего (37%)
Номинации на премии:
номинант |
Книга года по версии сайта Lubimyczytać.pl / Książka Roku Lubimyczytać.pl, 2021 // Научная фантастика (1 701 голос) | |
номинант |
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2021 // Книги — Лучшая отечественная книга |
- /языки:
- русский (6), английский (1), немецкий (4), испанский (1), французский (1), итальянский (1), шведский (2), датский (1), финский (1), чешский (1), польский (3), словацкий (1), болгарский (2), венгерский (1), турецкий (1)
- /тип:
- книги (12), периодика (1), аудиокниги (12), цифровое (2)
- /перевод:
- К. Андре (2), В. Велчев (2), Г. Вурал (1), Д. Зайтц (4), А. Морандуццо (1), Х.Х. Муссарра Рока (1), М. Надь (1), П. Подмётко (3), М. Райер (4), Р. Ржежабек (1), П. Робер (1), М. Слиз (1), В. Сонькин (1), А. Тайтто (1), Л. Янсен (1)
Периодика:
Аудиокниги:
Электронные издания:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Ev. Ponomarchuk, 24 августа 2019 г.
О романе. Зомби-апокалипсис в мире пост-апокалипсиса. Все плохо, главные герои еле ноги унесли… Остальные не заслужили в силу ущербности и нищеты духа. Ля-ля-ля и все такое.
О подаче. Замечательно, что автор озвучил собственную книгу! Интонацией, эмоцией, паузами, музыкальными вставками – он добавил в текст недостающее. Без озвучки текстовая часть сама по себе ущербна, даже поразительно ущербна. Халтура, на уровне переводных крутых детективов 40-х годов. И кроме того, вспоминается как Глуховский в интервью «КУДЖИ-подкаст» распинался о работе писателя сродни архитекторской – сколь многое надо продумать, рассчитать эмоции, свести время, замотивировать персонажей. И? Ничего нет в этом тексте: мотивация персонажей неубедительна, что мальчик (его жертва, вообще, непонятна — творчество для него лишь на десятом месте, вначале неудовлетворённое либидо, затем положение в семье, после иерархия в обществе, еще далее мессианство, и так далее, и когда он лишает себя слуха – жертва не оценивается читателем как задумал автор), мотивация девочки чрезвычайна сомнительна, отца еще более, только мать мотивирована упрощенно правильно; эмоции – прописаны слабо, например, когда девочка отдается заезжему офицеру (дорогому автору, надо больше учится у мастеров, почитал бы и скопировал аналогичное у Горького, хочешь больше аристократизма – у Толстого). И, прочее, прочее, прочее…
Оценка книги – 4.
Об авторе, милом авторе, уши которого не просто торчат из-за угла, он здесь весь, нараспашку, гниющей кучей мерзости. Много умничающий – но мало знающий, пытающийся говорить об отношениях в воинском коллективе. Всю жизнь благополучный и сытый, не знавший горя – пытается писать о бедности и голоде, получается мерзко. Пропагандирующий либерал вложивший правильные слова и ценности в уста заведомо отрицательным персонажам, тем самым запятнав эти самые идеи. Обгадивший в этом тексте понятия дружбы, товарищества, верности. Человеконенавистник – презирающий тех самых малых мира сего, кормящих тебя и подобных тебе. Просто и первобытно примитивно у него все – и Москва сжирающая и подавляющая всё и вся, и определение вины по детсадовски «кто первый начал», разделенная токсичностью Россия, все живущие за «Садовым кольцом» — зомби, и десять банок килограммовой тушенки, засунутых под куртку в оплату секса (кроме гадкого образа, здесь еще и не знание реалий автором, не бывает тушенки в жести на 1 килограмм, а даже если бы и было, как может девушка засунуть десять банок под куртку).
Уж лучше читать и слушать русское ЛИТРПГ – пусть это и глупые, блин, но ДОБРЫЕ сказки.
Автору же хочется пожелать (по совету обессмертившего себя этими словами Р. Трахтенберга) взять шарфик на шее и хорошенько завязать его — чтобы бурлящее внутри говно не выплёскивалось наружу.
serjww, 25 января 2021 г.
Жуть. Самая настоящая. Причем настолько атмосферная, что пока слушал, сам начал чувствовать запахи, видеть зеленый пар везде, слышать лязги ворот, звук поезда, непонятные звуки из темноты.
Прочитал все произведения Глуховского, и эта книга очень запала. Хочется, чтоб постапокалипсис был не такой ужасный, если уж они там в Москве решат нас всехх тут порешить, пусть сделают это гуманнее. Бррр, надо срочно вернуться в реальность, книжку как начал слушать, так и почти ни разу не останавливался, разве что, перерыв на ночь и на еду. Прослушал за сутки. Спасибо за эмоции, Дмитрий!!
Андрей Юрков, 22 августа 2021 г.
Задумано, видимо, как некая притча с глубоким философским подтекстом, то есть претензии к реалистичности, вероятно, неуместны (а реалистичность на уровне самых тупых книжек из серии с.т.а.л.к.е.р, ну да ладно). По содержанию — темник «Эха Москвы» с минимальной художественной переработкой. Я сам далеко не охранитель и не имперец, но эти куски текущей повестки, торчащие из текста, смотрятся отвратительно даже для меня. Персонажи никакие, просто функции, ходячие иллюстрации тяжелой российской житухи.
Бесовская молитва — идея из «Мобильника». Хотя «абадон, шигаон, церштор» запомнилось, можно так ругаться. И на том спасибо.
Dobkachleo, 28 июня 2019 г.
«Путь»
Рецензия на «Пост. Часть I» Дмитрия Глуховского
Дмитрий Глуховский прославился трилогией «Метро», отдельными романами «Будущее» и «Текст», а также сборником «Рассказы о Родине». Некоторые его также знают как сценариста игр серии «Метро» и переводчика мультфильма «Девять». Особняком стоят американские и прочие англоязычные читатели, удостоившиеся в 2016 году эксклюзивного для США графического романа «Пост». Мы все думали, что он рано или поздно выйдет и у нас… раз уж с телесериалом о развалившейся России не вышло. Однако Дмитрий снова пошёл на эксперимент и обратил внимание на новую площадку для вещания творчества. Подкасты. Аудиоформат.
Считаю нужным признаться, что я не аудиал. Звуковую информацию воспринимаю с трудом, хотя на слух не жалуюсь. Я благодарен автору за возможность оценить «Пост» в более привычном для меня виде. Разумеется, при чтении акценты расставляются иначе, не так, как задумал автор или поняли режиссёр и актёры озвучки. Но в голове разворачивается такая картина, какой и поделиться не с кем. Оказываешься с ней наедине и сбежать от неё не можешь, потому что Дмитрий умеет не просто захватить внимание, а завлечь в самый мир описываемый.
Написав об ином восприятии аудиосериала в текстовом формате, я внезапно понял одну жутковатую вещь: жуть воображённая, конечно, пронизывает, но тот сюжетный поворот, что припрятал в рукаве автор, должен разорвать воображение слушателя, напугать его ещё больше, чем это могут прочитанные молча строки. Тем не менее, и так последние несколько эпизодов перевернули моё восприятие «Поста» с ног на голову и не по одному разу. Я действительно не сразу пришёл в себя после прочтения, настолько мощный отклик нашло произведение в моей душе. Оно жёсткое, даже кровавое, с характерными для Дмитрия Глуховского элементами и оглушающе сильное.
Постапокалиптика Дмитрия Глуховского строится на двух-трёх основополагающих факторах: главное поселение сюжета граничит с неизвестностью, откуда лезут какие-то упыри, а большая цивилизация сидит под боком, чванливая, высокомерная, заносчивая. «Метро 2033» такое: ВДНХ — последний форпост человечества на севере оранжевой ветки, что защищает всё метро от нашествия зловещих «чёрных», а Ганза и остальные не шибко рвутся помогать. «Метро 2034» такое: Севастопольская — последний форпост человечества на юге серой ветки (на самом деле нет, но им так кажется), что защищает, возможно, всё метро от нашествия зловещих упырей, а заодно обороняется от трупоедов с другой стороны линии; Ганза опять больше сосредоточилась на своих проблемах, нежели на отрезанной от неё станции-крепости. «Метро 2035» слегка меняет интонацию: здесь уже выжившие думают, что они последние свободные люди в разбомблённой России и должны защищаться от злобных натовцев-оккупантов и их шпионов, чтобы спасти метро, да только всё это — масштабный спектакль упивающихся властью Невидимых наблюдателей.
«Пост» не относится к миру «Метро» никак. Затрудняюсь вычислить дату войны и количество минувших с неё лет, и даже до конца не уверен, была ли война ядерная или хотя бы какая-нибудь Третья мировая, или всё ограничилось восстанием регионов, которое вылилось в что-то совсем иное. Полагаю, конец света наступил где-то в 2020-х годах (почему-то грешу на 2024 год), с тех пор минуло лет десять-пятнадцать. Определённо использовалось два вида оружия: химическое и ещё какое-то, определить которое я до конца не смог. Волга (наверное, и другие реки) отравлена, и Ярославский Пост — граница Московской империи (Московии) между пустоватым оплотом цивилизации, где что-то забыли китайцы, и полнейшей неизвестностью. Впоследствии выясняется, что Посту найдётся занятие на уровне ВДНХ и Севастопольской в мире «Метро», но сейчас я хочу сосредоточиться… на Москве.
Москвы в романе нет. Со времени «Будущего» Дмитрий не покидал в литературе родной город. Ну, то есть, недавно вышла игра «Метро: Исход», однако Москва там тоже есть, так что не считается. И всё же Москва описывается. С ней говорит Пирогов, о ней рассказывают местные жители… Складывается ощущение, что автор почему-то перешёл на антимосковскую риторику. Уже не власти (вымышленные — император явно не тот, на кого можно сперва подумать), а сами москвичи обвиняются в наглости, высокомерном пренебрежении соотечественниками, жестокости и себялюбии. Понятное дело, всё это подаётся от лица не живущих в столице, но сколько в них от Дмитрия — не берусь судить. Для меня важно не это. Так уж сложилось, что я могу различать метафоры, а вот воспринимать желаю нечасто. В общем, у меня сложилось впечатление, что то, что герои рассказывают о Москве, то, что слепо наблюдает по проводному телефону Полкан, — ничто иное как… ложь! Что не всё так чудесно и радостно в Москве, что творится там какая-то муть, которую ещё предстоит раскрыть Дмитрию. Недаром же он называет написанное первым сезоном. Грядут новые. Может, в них мы узнаем, что на самом деле творится на просторах Московии и в самом её сердце.
Есть ещё одна тема, о которой я ещё не сказал, но которая впервые вышла на первый план в реалистическом романе «Текст». Айфоны. Смартфоны. На мёртвых средствах связи с кучей дополнительных примочек выстроена одна из сюжетных линий (с натяжкой даже полторы). Соответствующие сцены с Егором напомнили пару похожих сцен в «Тексте», но поданные уже в другом антураже. Тут же не замедлила появиться мысль, что название аудиосериала (экс-комикса, экс-телесериала) может быть своеобразной отсылкой к нему. Ведь «пост», по одному из значений, — «публикация», запись в социальной сети или ещё где-то. Обычно текстовая. Но, думаю, это уже излишний смысл.
И всё-таки «пост» содержит больше смыслов, чем просто Ярославский Пост. Есть здесь и кусок названия жанра — «постапокалиптика», на что намекает и лаконичный слоган «После вас», и религиозный (фактически вынужденный) пост, и даже должность, крест, ноша. Открывая одно значение за другим, я поражался, насколько они отражают суть происходящего. И таких смысловых матрёшек Дмитрий оставил много. Если я все попытаюсь раскрыть, получится или чересчур сумбурно, или чересчур спойлерно, или и то, и другое. Сведу это к короткому тезису: «Пост» многогранен, он затрагивает множество тем, и получающаяся смесь вышла более чем взрывоопасной. Начинаясь как обычный камерный сказ, «Пост» сперва подробно останавливается на взаимодействии основных и второстепенных персонажей (благо три линии от лица совершенно разных героев тому способствуют), выписывая обстановку, переживания и отношения людей так убедительно, что невольно пронеслась мысль, что Дмитрий Глуховский в будущем может стать потрясающим бытовым писателем (в наилучшем смысле этой характеристики).
Несколько ярких событий, одно другого оглушительнее, врываются в сюжет, подстёгивают его, и третье из насчитанных пускает события на такую скорость, что пилотам «Формулы-1» впору увольняться. Финал потрясает во всех смыслах, и звуковое воспроизведение сделает его ещё более пробирающим до костей. Но потом всё кончается, и остаётся острое желание узнать, что будет дальше. А ещё — полная ошарашенность произошедшим. Равнодушным «Пост» точно никого не оставит!
Silcon, 1 марта 2020 г.
Неприятное, тяжелое произведение.
Я бы отнёс жанр к Horror.
Избыточное заигрывание с религией, Множество молитв, заунывных проповедей.
Жалею что потратил время и вдвойне жалею что дослушал до конца.
Norman_Sur, 1 сентября 2023 г.
Крохотное пограничное селение на Волге. Волга – это теперь восточная граница Московской империи, все что за нею – уже не Россия и не Московия, а черт знает что; скорее всего, радиоактивная пустыня. В селении живет сотня человек. Живут как могут: доедают консервы со склада, берегут старинные сокровища, типа гитары или телефона. По инерции еще стерегут границу, но толку в этом мало. То, что осталось от России, никому уже не нужно – поскольку для жизни почти непригодно. Только Москва до сих пор рассылает какие-то казацкие отряды: восстановить великую, понимаешь, родину; вернуть, понимаешь, утраченное. Отряды, естественно, не возвращаются… А потом, как-то раз, из-за Волги приходит в поселок некто… нечто. Ответка Москве за былую войну. Зло.
Прежде всего «Пост» порадовал меня меткостью речи. Главы коротки, описания сжаты, предложения просты – строго по делу. Сказано ровно столько, чтобы читатель ощутил атмосферу жуткого этого местечка – и ни словом больше. Приятно видеть, когда каждое слово для автора – ценность. Не пулеметные очереди, а снайперские выстрелы.
Персонажи хороши: обладают характерами, согласно которых и действуют, и говорят. Последнее особенно приятно. Автор выдерживает манеру речи для каждого героя; с полуслова понимаешь, кто говорит.
Поистине качественно выдержан триллер. В лучших традициях Кинга, добрые две трети текста идет обычная жизнь (то есть, обычная – для постапокалипсиса). Герои переживают о своем, о мелком; влюбляются, телефоны ищут, выклянчивают у Москвы тушенку… А ужас вкрапляется в их жизнь понемножку, мелкими черточками, изначально даже не страшными, а просто странными… И лишь потом, когда саспенс отработал по полной, когда напряжение выросло до запредельных высот – потом уж взрывается. Да так взрывается, что даже мне, любителю и знатоку ужастиков, не показалось мало.
Помимо прочего, порадовал меня политический контекст. Бесконечная война превратила Россию в ядовитый пустырь, но даже в таком состоянии Москва все еще рвется кого-то покорить и что-то захватить. А некая вселенская справедливость – то ли бог, то ли кто еще – готовит уже для Москвы возмездие. Очень все это звучит актуально. Но и без политических аллюзий роман хорош.
Из недостатков назову лишь один: женские персонажи. Как и у многих русскоязычных авторов, женщины у Глуховского – неприятные существа: или стервы, или полубезумные дуры, или то и другое вместе. Мужчинам в отношениях отводится роль униженных подкаблучников, либо безответно влюбленных. Ни в «Посту», ни в «Тексте» ни одного примера хороших отношений я не обнаружил. Как сказали бы психологи, не дает литература здоровых примеров… Но поскольку данная книга все-таки не об отношениях, то этот недостаток почти не портит ее.
robotov, 21 декабря 2020 г.
Не впечатлило. Такое ощущение, что автор пересмотрел недавно американский фильм Event Horizon. Конечно, пишет Глуховской лучше среднестатистических авторов в смысле стиля, но стиль — это часто ещё и графомания. Все псевдорелигиозные измышления коробят так же, как и нецензурщина.
garris1969, 17 декабря 2023 г.
В далеком 2019 году я, валяясь на больничной кровати после операции и маясь от скуки, качнул себе на планшет этот опус. Хотел похохотать, ибо читал, играл и не ждал от автора иных коммерческих изделий. Прочитал — и прошел в негодование! Как он смел! Кто он такой? Находясь в нынешней реальности, я начинаю думать о том, что перспективы, описанные в книге, имеют место быть уже сейчас. Сами-знаете-что за ресурсы длится сами-знаете-сколько и это только начало.
Lartis, 10 февраля 2022 г.
В романе «Пост» Дмитрия Глуховского всё достаточно просто, и даже сюжет, в основном, линейный. «Пост» это – постап, хоррор и антиутопия в одном переплёте. Автор рассказывает нам про обманутую и обречённую страну, концентрируясь на судьбе нескольких персонажей. Их история не требует дополнительных разъяснений, надо просто дочитать роман до конца. А дочитать нетрудно, потому как книга беспросветная, но увлекательная. Можно и не читать, выпущена аудиоверсия «Поста» в исполнении автора. Глуховский говорит, что аудио и печатный вариант несколько отличаются, для книжного издания он подбирал местами другие слова. Действительно, слова бывают разные. Императорская власть в романе подобрала для взбунтовавшегося населения слова особенные, магические, предающие анафеме, «выблевала в мир зло» от которого спасает только полная глухота, протыкание барабанных перепонок...
И какой бы вариант для ознакомления с «Постом» вы не выбрали, ощущение полнейшей безнадёжности и безысходности, робко перебиваемое финальной нотой надежды, обеспечено.
whynot, 24 октября 2022 г.
Во-первых, даже по прошествии трёх дней я всё ещё под большим впечатлением. История страшная, изложение жёсткое, да ещё и постоянные аллюзии на реальность, происходящую вокруг прямо сейчас. По отзывам видно, что многим не понравилась политическая подоплёка и непроглядная чернуха — ну что же, вот мы в 2022, видим, как пропаганда сродни бесовской молитве пробудила в людях страшную и иррациональную ненависть друг к другу...
Во-вторых, интересная игра слов в названии, нейминг гениальный:
- ПОСТ — как часть слова «постапокалипсис» и обозначения временного промежутка — всё происходит после какой-то страшной войны, о которой нам так мало известно.
- ПОСТ — укрепление на границе государства Московии, на западном берегу Волги.
- ПОСТ — как религиозный обряд «усмирения плоти», воздержания от пищи. Вынужденное голодание обитателей поста благодаря проповедям становится благодеянием верующего.
В-третьих, с удивлением узнал, что Дмитрий Глуховский — блестящий чтец собственных (и не только, на очереди к прослушиванию — «Мы» Замятина в его прочтении) произведений. Сделать роман изначально в формате аудиокниги — блестящая затея, прочитать это всё самому, вложив в каждого персонажа индивидуальные черты, да так мастерски, что узнаваемы они все даже просто по проговариванию реплик, без называния их имён, — труд большой и достойный восхищения. Всегда считал, что исполнение песни автором — это лучшая версия в сравнении с любым кавером или исполнением профессиональным певцом, потому что только автор знает на 100%, как должно звучать каждое слово, какие интонации, чувства должны быть вложены в определенный момент. Вот в прочтении книг это справедливо ещё сильнее. Глуховский — внезапно лучший чтец из всех, кого слушал на данный момент.
IgorLutiy, 13 августа 2024 г.
С творчеством Глуховского я познакомился в тех далеких годах, когда еще только начали расходится первые волны популярности от «Метро 2033». Книга была по своему интересная и необычная, а выстроенный мир заслуженно оказался живуч. Но чрезмерных восторгов у меня не было, поэтому далее с творчеством автора я не пересекался до текущего лета.
На новые подвиги, то бишь чтение его книг, сподвигли просмотренные на ютубе интервью с Дмитрием. Казалось, что человек очень неглупый, со своими убеждениями и определенным мировоззрением. Кажется, именно там я и услышал про «Пост», книгу, название которой можно воспринимать и как постапокалипсис, и как пост на границе, и как церковный пост. Вроде как наслоение различных смыслов, попытки предсказать будущее и все в таком духе.
Первым делом «Пост» почему-то напомнил мне все то же «Метро». Снова постапок, снова железнодорожные пути, снова молодой парень с упрямым характером и собственным путем… Будто начал читать продолжение первой книги автора, но с событиями, которые происходят уже не под землей, а наверху и не в Москве, а у черта на куличках.
Тем не менее, чтение затянуло. Слегка картонные герои? Есть такое. Окружающий мир набросанный отдельными мазками тоже имеется. Слишком прямолинейное поведение отдельных героев, некоторые несуразности происходящего. Да, недостатков у романа хватает. Но, справедливости ради, его интересно читать.
По структуре и форме текст книги почему-то показался похожим на сценарий. Написано сухо и просто, но зато происходящее отлично разбивается на отдельные сцены, хоть бери да снимай на камеру. Вполне возможно, автор при написании и мыслил такими категориями — написать сценарий и продать какой-нибудь киностудии. Я бы не удивился. И фильм посмотрел бы.
Идея интересная. По поводу реализации можно спорить, но с точки зрения создания динамичного романа действия автор справился. А искать здесь каких-то особых глубин бессмысленно по определению. Хотя здравые мысли и поводы о чем-то задуматься есть. Иногда так и хочется заткнуть уши и закрыть глаза, чтобы остановить поток входящей информации.
После прочтения оказалось, что есть продолжение, вторая книга. Но желания ее читать нет. Мир стал понятен после первой, идея тоже вполне раскрыта, а экшен ради экшена мне не сильно интересен. Тем не менее о прочтении данной книги не жалею. Это было интересно.
ужик, 5 февраля 2021 г.
Умеет ли Глуховский пугать? Да, умеет. Достаточно «Сумерки» вспомнить. Но для мистического триллера «Пост» несбалансирован — в нем очень много натаскано из других подобных произведений и провисает середина текста. В качестве доказательства — давайте поразмышляем над «инкубационным периодом» местной «эболы». Два человека, работающие вместе, уничтожили друг друга за пару дней «инфицирования». В то же время другие «зараженные» действуют на удивление слаженно и могут находится в запертом помещении продолжительное время, не уничтожив друг друга. Как так? Ну вот никак, поезд под парами — это ж так романтиШно! «Наш паровоз вперед летит...» и все такое... Это ж не бытовуха — кишки наружу, реки крови.
В описании быта и семейных отношений, как и героев, автор беспомощен.
1. Рессурсы. Пост — приграничное поселение у единственного моста через Волгу — не обеспечивает себя продовольствием и зависит от внешних поставок, но 103 жителя живут в коммунизме: «от каждого по способностям — каждому по потребностям». Даже когда еда заканчивается и начинается голод, никто не попрекает разбитых инсультом стариков куском хлеба. Героиня воротит нос от предложенной работы- с детьми она работать не хочет. По-моему, странно. Нет ограничения в передвижении. Любой человек может свободно отправиться в Москву, которая, как мы знаем, и до постапокаллипсиса — «не резиновая». ))) Аборигены удивленно переспрашивают «– Какой еще паспорт, Егор? Ты с ума сошел? Нет у тебя паспорта никакого!». Ну действительно, постап-мир без барьеров! Правда, есть Московия, царь, казаки и центральная власть. Зачем местным пасспорт? Alle Wege führen nach Moskau! А жители Поста ну просто там живут возле ядовитой речки... Экология нравится! Что им та Москва с форнарями на Садовом?
2. Семья Палкана и Тамары... Тамара у нас истеричка, которая обвиняет мужа в том, что он действует по приказу а не по ее капризам, а значит это предательство « и второго она не потерпит!». Где же гибкость? Неужели, чтобы добиться своего, нужно только лбом стены прошибать и «не разговаривать» с единственным союзником?
3. Главные герои. Это пацан по имени Егор и девушка Марсель. В силу «цеховой солидарности» я больше внимания уделяла Марсельке... А Марселька у нас — это Нина из «Текста», только без татуировки-штрихкода. Ну снова вот эта трепетная женственность, сумасшедшая любовь с одного траха ( и когда успела?), какие-то необоснованные претензии к секс-партнеру и полное перекладывание ответсвенности за беременность на мужчину. Девушке вообще пофиг что у нее будет ребенок, и зачала она его от случайного мужика, бывшего в городке проездом на одну ночь. Отношение как к забытому в гостях шарфу — ну, будешь идти мимо — зайдешь, заберешь. Лежит... Есть не просит... Ну в самом деле, ну что такое лишний рот в этом мире победившего коммунизма в одной отдельно взятой влачащей полуголодное существование коммуне? «А если случайно и двойня прибудет — никто с вас не спросит, никто не осудит», как поется в песне...
Но Глуховский явно старается попробовать себя в разных жанрах и пишет разные книги с претензией на интеллектуальность (это ни в коем случае не упрек. Уважаю за амбициозность). Поэтому мне показалось, что в романе изрядно политической сатиры что ли, на злобу дня. По крайней мере, в некоторых главах есть целые куски, забавно перекликающиеся с днем сегодняшним. ( Ну, или мне пора завязывать с просмотром новостей ))), По крайней мере, антивоенная тематика мне понравилась, хотя ей тоже не хватает четкости, акцентирования.
В целом, на уровне ощущений — местами было нудно, но к финалу стало страшно. Правда, и здесь как-то... перебор с маленькими детками. Ох уж эта пресловутая «слезинка ребенка«! Достала!!!!!
Логически — сырая книга. Недоработанная. С явными недостатками. Ингридиенты насыпали от балды и плохо перемешали, поэтому получилось местами непропечено, местами — обугленно. Автору,м не кажется, не достает хорошего редактора, который прочитал бы рукопись, покачал головой и сказал: «Дима, пусть отлежится пару месяцев. Потом перечитаешь и подправишь»...
tapok, 20 сентября 2019 г.
Пост Посту – волк
***
Дмитрий Глуховский – писатель, чьи произведения постоянно вызывают резонанс. Так, например, фанаты «Метро 2033» не оценили «Текст», в то время как «Текст» вообще выбивается из общей канвы авторского стиля. «Будущее», к слову, тоже отличается от остальных книг Дмитрия. В этом отношении «Пост» борозды не портит – книга снова выделяется на фоне творчества Глуховского. Во-первых, это аудиосериал. Формат аудиокниг не нов, но их обычно выпускают после бумажных изданий. А тут роман существуют только в аудиоформате. Во-вторых, «Пост» озвучил сам Глуховский. Оставим за скобками актерские способности Дмитрия, но определенно стоит отметить, что в таком случае автор привносит кое-что свое в озвучку – интонацию, акценты и так далее. Ведь только сам писатель знает, как должно звучать произведение. Наконец, место действие «Поста» уходит от Москвы, хотя и здесь она упоминается.
Итак, поговорим о сюжете и наполнении романа. Близкое будущее, постап, Ярославль. Именно здесь находится «Пост» — последний пункт между Великой Московией и остальным миром. Главные герои романа – жители этого самого «Поста». Егор – юноша, у него нет отца, зато есть отчим – начальник «Поста» — Полкан. Егор мечтает стать музыкантом, он критически относится к тому, что его мать якобы видит будущее. А ещё Егор влюблен в Мишель – местную девушку-звезду. Как вы понимаете, Мишель нет дела до Егора. «Пост» живет своей жизнью. Кто-то работает в детском саду, кто-то сидит с автоматами около моста, чтобы никого оттуда не пускать. А еще есть река, которая состоит не столько из воды, сколько из яда. Жители перебиваются с воды на перловку, изредка получая тушенку. Если Московия отправит её вовремя. Рутинная жизнь кардинально меняется, когда на Пост заявляется незваный гость…
Глуховский очень скуп на описание мира. Что стало причиной постапа? Везде ли вымерли люди? Что с Сибирью? В общем, вопросов много. Автор дает ответы, но уже в самом конце. Хотя кое-какие вопросы все равно остаются. В целом же картина мира достаточно мрачная. Глуховский уходит от тематики монстров, ведь это уже было, это уже успело набить оскомину. Вместо это монстрами выглядят…сами люди. Особенно после откровений Полкана.
Заключение: «Пост» — проект интересный. Получился он или нет? Определенно получился. Но будем откровенны – после «Текста» стоило ждать большего. Дмитрий умеет делать не просто злободневный текст, но может сделать его без лишних художественных плясок с бубном. В «Метро 2033» ему пришлось писать постап, чтобы раскрыть тематику. В «Будущем» были рамки антиутопии. В «Тексте» злободневность проявилась и без элементов фантастики. Возвращение к проторенному пути…не то, чего хочется ждать от Глуховского. Остается надеяться, что когда-нибудь Дмитрий перейдет не только к серьезному наполнению, но и к серьезной форме, чтобы люди не пугались формы (возрастная группа у «Текста» намного старше, чем у «Метро-2033»; такой вывод сделан на основе многодневных наблюдений за покупателями в книжном магазине).
8 постов из 10.
Vigolfr, 15 октября 2023 г.
После серии метро, автор не особо вызывал у меня доверие, но почитал отзывы и решил ознакомиться сам.
Как писатель, автор все таки шагнул вперёд в некотором плане. Во всяком случае герои тут прописаны более менее нормально и уже не вызывают ощущения совсем картонных болванчиков. Да конечно роман далеко не идеал в описании персонажей и наделения их «чувствами и характером», но более менее.
ГГ лично мне показался очень неприятным и как бы не хотелось сочувствовать и переживать за него. Эдакая нетакуся с подростковыми комплексами (а если судить по возрасту героя, вроде бы основной такой рубеж должен был уже пересечен). Вот уж не знаю, то-ли у автора такая фишка для атмосферы произведения, то-ли просто так само по себе выходит (в той же первой метро ГГ дубина с уровнем развития школьника), здесь хоть наделил и более описал характер и на этом спасибо.
Сюжет и «вселенная».
Не знаю кому как, но мне опять не зашла эта вселенная. Ну не вызывает она отклика и не кажется какой то реальной. Говорят атмосфера гнетущая получилась. Не знаю, на мой взгляд это не атмосфера гнетущая, а просто сам мир так описан, рубленно непонятно и неинтересно. И оставляет себя эдакое послевкусие. Это возможно спутать с гнетущей атмосферой мира, а на самом деле просто оставляет туман в голове по причине своей серости и потому что не получается у писателя погрузить читателя в этот мир и сделать его «живым и реальным». Ну естественно это моё мнение.
Сюжет.. Далеко на любителя, подаётся рубленно. Местами интересные моменты чередуются с откровенно мутными и читая тянешься через них. Ну и по идеи как и что будет и кто виноват по сути можно догадаться ещё в самом начале завязки. Пропадает интерес.
А когда например смотришь как ГГ с трупами у себя в уме разговаривает, возникает что смотришь плохую театральную постановку. Понятно что автор хотел добавить какой то атмосферы, получилось так себе
Другие персонажи так же как то не вызывают отклика. Вроде как и говорил, реально писатель старался сделать для них душу, но вот судьба их все равно неинтересна. Девчонке точно соперживать неохота, да и
Мать ГГ вообще какая то карикатура, так и не понял зачем делать акцент на её национальности (не раз за книгу). Чтобы оправдать то что она говорит и заставить верить? Клише какое то
Отчим ГГ помоему единственный вненяемый человек.
Ещё интересно касательно продовольствия. Земля отравленная, вот сельскохозяйственную продукцию выращивать нельзя. Хотя другие выращивают
В общем роман оставил после себя какое-то неприятное чувство. И дело не в тягущей атмосфере, а просто ноль интереса вызывает. Не советую
demius11, 4 марта 2021 г.
Прочитал только что... пока под впечатлением. Двоякое чувство, признаться, от прочитанного. С одной стороны, это было сильно, страшно и безысходно... Безусловно, это не серия «Метро», автор значительно повзрослел, заматерел, что ли ) Но это чувствовалось уже и в антиутопии «Будущее». Но и вопросов осталось очень много. Хотя, наверное, автор нарочно оставил эти нюансы без разъяснения. Ну, например: 1) Пост уже много лет/десятилетий находится на страже моста и никто ни разу элементарно не сходил на ту сторону моста, хотя тот же Егор в драном противогазе смог это дважды за пару дней, 2) Что за дрянь течет в реке, испуская такие пары? Любая река за столь длительное время даже при сильном загрязнении давно бы очистилась за счет водных источников в истоках, 3) Что за оружие такое с явным дьявольско-мистическим оттенком использовала Москва для уничтожения регионов? Возможно, это вообще аллегория — столица порабощает разум жителей, превращая пропагандой их в безвольных зомби? Пойду дальше переваривать прочитанное, впечатление достаточно сильное. Есть предположение, что автор решил поэксперименировать в иных жанрах — например, в жанре сплаттерпанк. Если так, то довольно неплохо получилось. Ко всему прочему, концовка такова, что совершенно непонятно, будет ли продолжение.