Аркадий и Борис Стругацкие «Трилогия о Максиме Каммерере»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Твёрдая» научная фантастика | «Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Социальное | Философское | Психологическое | Приключенческое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь ) | Вне Земли (Планеты другой звёздной системы )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Прогрессорство | Контакт | Становление/взросление героя | Ксенофантастика
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Максим Каммерер — один из центральных персонажей Полуденного цикла братьев Стругацких. В произведениях, составивших трилогию, прослеживаются различные этапы его бурной, интересной, богатой на события жизни: девятнадцатилетний искатель космических приключений в «Обитаемом острове», сорокадвухлетний оперативник КОМКОНа-2 в «Жуке в муравейнике», восьмидесятидевятилетний писатель мемуаров в «Волны гасят ветер»…
Содержание цикла:
|
||||
|
||||
|
Награды и премии:
лауреат |
Северный клинок / Nordklinge, 2010 // Роман |
- /языки:
- русский (137), английский (8), немецкий (8), французский (6), португальский (5), итальянский (6), шведский (1), литовский (2), чешский (8), эстонский (29), украинский (1), польский (11), словацкий (2), словенский (1), болгарский (6), венгерский (3), китайский (2), японский (5), румынский (4), эсперанто (2), сербохорватский (3)
- /тип:
- в планах (1), книги (176), периодика (51), самиздат (6), аудиокниги (8), цифровое (8)
- /перевод:
- М. Асадуров (3), Д. Байт (1), О. Бормашенко (1), Э. Бромфилд (1), М. Бронштейн (2), А. Буа (3), Х. Бухнер (1), Э. Бялоленьская (1), М. Вага (24), Б. Габор (2), Г. Георгиев (3), Т. Госк (4), Фуками Дан (5), Л. Дворжак (5), С. Дельмот (3), М. Дж. Бенто (2), Х. Джейкобсон (2), Г. Дзурлино (1), И. Домейкене (2), К. Каспер (1), М. Козей (1), Ж. Лаана (2), П. Лажуа (1), В. Лажуа (2), П. Лауданьский (1), И. Левандовская (6), М. Лееметс (1), Г. Маркосян-Каспер (1), Сунин Нин (2), М. Норис (1), С. Павловский (1), В. Паризи (1), Э. Петрас (3), А. Пинейру (1), Я. Пискачек (4), К. Ренстрём (1), Л. Селлиов (1), Э. Симон (4), К. Скандура (2), М. Стоев (1), В. Стоическу (4), С. Тернавазио (1), М. Токар (2), Д. Умановскис (1), Э. Фонсека (2), И. Фёльдьяк (1), М. Чолич (3)
В планах издательств:
Издания:
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Аудиокниги:
Электронные издания:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Corwin Morgan, 1 сентября 2023 г.
Как-то даже обидно, однако — не понравилось. Каждая из повестей трилогии сначала интригует, но потом разочаровывает.
«Обитаемый остров» самоё объёмное и, на мой взгляд, значимое произведение цикла, поэтому — больше о нём.
Долго пытался почётче сформулировать свои впечатления, но как-то не преуспел, поэтому почти сырые мысли:
— после небольшой вступительной части, произведение превращается из научнофантастического в практически чистую антиутопию. Понятно, что авторы во многом «вдохновлялись» окружающей их действительностью, но я стараюсь отделять творца от его детища, поэтому в историю создания не вникал;
— где-то во второй половине повести фантастика возвращается, но вместе с этим, на мой взгляд, рушится сюжетный баланс. А конкретно, после иллюстрации классического анекдота «.... расстреляли меня, внучок» . То есть, против порочной системы воюет уже не простой человек, а уже, по современным меркам, супергерой: почти неуязвимый, этичный, сверхумный, сверхсильный. Да и Вышки, являющиеся местным краеугольным камнем, ему не страшны. И, как-то, уже становится более неоднозначной оценка того, что Максим периодически упрекает местных подпольщиков в отсутствии активных действий по изменению мира, ведь ставки явно неравнозначны;
— вообще, «Обитаемый остров» очень, очень мрачное и пессимистичное произведение. Сплошное отчаяние и безысходность. И, вероятно, мой негатив к этой повести вызван именно тем, что авторы не предлагают никакого решения. То есть, имея всю созидательную мощь научной и социальной фантастики, они, когда сюжетно представляется такая возможность, просто сворачивают лавочку, оставляя финал открытым. Понимаю, что это субъективно, но такой ход очень разочаровал.
Повести «Жук в муравейнике» и «Волны гасят ветер» имеют скорее детективную структуру, правда, той сомнительной разновидности, когда у читателя до самого конца отсутствуют необходимые для решения головоломки детали. В «Жуке...» исследуется тема общественного благополучия ценой счастья отдельного индивида и этакая разновидность самоисполняющегося пророчества. «Волны...» больше про трансгуманизм. Читать легко и в меру интересно, но в первом случае расстроил вновь обрубленный финал (я как-то не успел привязаться к героям, чтобы это могло сработать), а во втором —
Я привёл, практически, одни недостатки, но, в целом, всё не так плохо. Стругацкие, бесспорно, мастерски владеют словом — поэтому процесс чтения лёгок и приятен. Также понравился ретрофутуристический мир Земли, будто с Советских открыток.
Подумалось, что в случае с «Обитаемым островом», возможно, я не того возраста — будь я в два раза младше, подростком — меня могло бы восхитить бунтарское, безоглядное поведение Максима; или в два раза старше — тогда я был бы почти современником Стругацких и отношение к их творчеству, вероятно, было бы другим.
artem-sailer, 3 марта 2021 г.
На самом деле я бы не стал выделять эти три повести в отдельный подцикл — слишком уж разные произведения, как по стилистике, так и по затрагиваемым темам. «Обитаемый остров» вообще стоит особняком ввиду своей динамичности и подачи. «Жук в муравейнике» — более осмысленное произведение, с глубокой социально-психологической подоплёкой. «Волны гасят ветер» ещё глубже, и тут мы имеем дело с чистой философией.
Если уж на то пошло, то и давать заглавие данной трилогии по имени Максима Каммерера тоже не совсем правомерно. Безусловно главным героем Каммерер является лишь в первой повести. В «Жуке» и «Волнах», хотя повествование ведётся от его лица, гораздо важнее совсем другие люди, и их развёрнутые портреты видит читатель.
Если всё же представить три повести трилогией, то общим мотивом в них будет тема взросления Максима Каммерера — да, это есть. Последовательно и ярко даны этапы от юнца-сорви-головы в ОО, через опытного сотрудника в «Жуке» до убелённого сединами мудреца в «Волнах».
Но всё равно как-то не укладываются эти три замечательных произведения в общую канву, так сказать, на одну полку. Слишком уж разные они, эти повести, в каждой из них — свой сюжет, свой смысл, свои противоречия, свой нерв.
fsherstobitov, 16 июня 2016 г.
Не думаю, что правильно выделять эти три книги в цикл. Да, у них есть общий персонаж — Максим Каммерер, но по-моему, он является главным героем только первой повести — «Обитаемого острова». В нем показано взросление персонажа, его эволюция из наивного землянина, знающего только свой, почти идеальный, мир человека, осознающего, что в мире существуют несправедливость, осутствие свободы воли и прочие плохие вещи. И что люди, живущие в этих несовершенных мирах, могут ненавидеть тех, кто показывает им возможность лучшей жизни. В двух других повестях — «Жук в муравейнике» и «Волны гасят ветер» — Каммерер уже не играет центральной роли. В них в главной роли — Мир полудня. Его устройство, его тайны, его будущее. И главный вопрос, который ставят перед читателем авторы: правильно ли, с этической точки зрения, для более развитой цивилизации незримо вмешиваться в дела цивилизации менее развитой? Книги написаны хорошим языком, читаются легко и доставляют невообразимое количество удовольствия при прочтении. Мои самые горячие рекомендации.
Mstislav, 13 декабря 2011 г.
Что могу сказать, трилогия у братьев Стругацких получилась отличная. Произведения хоть и объединены сюжетной линией и имеют общих героев, тем не менее не похожи друг на друга… На то видимо много причин. Насколько мне известно «Обитаемый остров» первоначально вообще писался назло советской цензуре, Аркадий и Борис изобразили «сверхположительного коммуниста будущего Максима», а в противовес ему отобразили в скрытой форме диктатуру цензуры Советского Союза в социально-политическом строе планеты Саракш. Неожиданно для авторов получился отличный фантастический роман, захватывающий, динамичный и в то же время на злобу дня. В повести «Жук в муравейнике» они изменили саму структуру и стиль повествования, появляются элементы детектива. Вторя часть цикла писалась уже в другое время, «другими Стругацкими», из-за того оно уже получилось несколько более серьёзным и мрачным, тандем писателей рисует нам не самые радужные перспективы. Заключительная повесть трилогии писалась под видом мемуаров Максима Крамерера, там есть выписки из дневников, стенограммы, документы, реконструируемые воспоминания, личная оценка событий «Большого откровения» Биг-Багом. Эта часть как бы оставляет вопрос открытым, задаёт больше вопросов, чем даёт ответов, разные мнения: мнения Грабовского, Крамерера, Глумова… Читатель сам должен решить, что хорошо, что плохо для людей, авторы не навязывают читателю свою точку зрения…
pava999, 17 марта 2011 г.
Книги этой трилогии — на все времена. Особенно меня впечатлил ЖвМ. Кто же прав — Сикорски или Каммерер? Правильно ли сделал Экселенц, что застрелил Абалкина? В тексте не даётся ответов на эти вопросы. После прочтения я долго думал над этими вопросами. А если читатель думает над книгой, то значит авторам удалось произведение.
ОО тоже и по сей день актуален. Авторы в нём сравнивают настоящий комунизм с тем, что творилось у нас в стране в 30-е и 40-е. Зацепила фраза, сказанная Каммерером.
Третья книга отличается от других. Тяжеловатый текст, но какая Идея (да, с большой буквы!). 10 баллов!
aps, 4 мая 2010 г.
Замечательная трилогия. Все три книги сбалансировано сочетают в себе динамичный приключенческий сюжет, который создает основной фон, с философскими размышлениями о человеческом обшестве — социуме, о месте человека в этом обществе, его совместимости с другими людьми. Все читается на одном дыхании и не дает скучать.
На протяжении всей трилогии нас сопровождает Максим Каммерер. И мы видим как он взрослеет, как проходит свой путь от «сырого», «зеленого» члена ГСП до матерого начальника отдела Чрезвычайных Происшествий сектора «Урал-Север» КОМКОН-2. Однако даже в Каммерере из «Волны гасят ветер» можно заметить черты Мак Сима из «Обитаемого острова». Вместе с этим авторы меняют наше восприятие и будущего мира Земли: от утопии до мира со своими проблемами и своими «тараканами» в голове, однако более понятного нам, людям конца 20 века начала 21 века.
Каждая книга трилогии — это самостоятельное произведение, которое можно читать независимо от других. Но любое из них вызывает желание узнать больше о главном герое и прочитать весь цикл целиком.
P.S.: очень жалко, что А. И Б. Стругацкими не был дописан роман «Белый Ферзь» — еще одна славная страница пребывания Максима на Саракше.
Росинка, 9 февраля 2010 г.
С огромным удовольствием я всегда читаю Стругацких. Это произведение пожалуй наиболее подходит для снятия фильма. Я была безумно рада, что наконец у нас начали снимать фильмы по Произведениям. Фильм оказался..... Ну как Вам сказать... Фильм имеет отношение к книге, как доширак к мясу.
Нарезка из диалогов и действий, которые в книге являются лишь упаковкой для мыслей и вопросов. Но разговор не о фильме, к счастью.
В каждом произведении Стругацких чувствуется беспокойство за страну, чувствуются книги, лежащие под прессом в столе, которые возможно никогда не увидят свет.
Господи, как же хочется поделится что творится в душе после их книг.
Однако, Мир Камерера — это все-таки утопия. Он взял и изменил все. Просто захотел, подумал и изменил.
Эта книга для меня — Надежда, Вера. Вот только Любви там не хватает.
lubar, 16 апреля 2010 г.
Очень динамичная трилогия. Правда первая книга (ОО) в первую очередь приключенческий роман. С легко узнаваемой нашей действительностью, актуальной по сей день. Вторая (Жук) и Третья (ВГВ) книги — это детективы. Причем во-второй Максим, уже не просто мальчишка из группы свободного поиска, а сотрудник самого секретного КОМКОН2 оказывается в той же самой ситуации, что на Саркаше. То есть задание в этот раз придумал себе не он сам, а Сикорски, но при этом действует вслепую и не понимает зачем и что происходит. Победив дракона, Макс сам становится драконом. И вот уже он ведет тем же путем старательного и почти гениального Тойво Глумова по нужному ему пути, но в слепую.
Возникает ощущение, что «Хроники «Ехо» Макса Фрая это перенесенные в иной мир Сикроски (Джуфин) и Макс (Макс).
svarga, 18 января 2010 г.
Эту трилогию можно перечитывать бесконечное множество раз. С любого произведения, в любом порядке, с любой строчки. Тебя моментально засасывает внутрь произведения и не отпускает, пока не дочитаешь до конца. Сочный язык, великолепно прописанные персонажи, сюжет, интрига — всё вместе дает радость от каждой встречи с книгой.
А вот кино не получилось. Как-то там все гламурно получилось. Ни глубины, ни надрыва, присущих книгам, в фильм(-ы) не попало. А жаль.