Пол Андерсон «Три сердца и три льва»
- Жанры/поджанры: Фэнтези (Героическое фэнтези )
- Общие характеристики: Приключенческое
- Место действия: Параллельный мир/вселенная
- Время действия: Средние века
- Сюжетные ходы: Путешественники (попаданцы) (в другой мир ) | Спасение мира
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Хольгер Карлсен был родом из Дании. В юности он исколесил пол-Европы, затем добился стипендии в одном из американских университетов, после получения диплома устроился на неплохое место, но началась война, и Хольгерт отправился на родину, где, участвуя в действиях Движения сопротивления, пережил весьма неординарные приключения в мире мифов и древнеевропейских легенд…
Журнальный вариант — 1953 г., расширенный книжный — 1961. В журнальной публикации отсутствовали главы 12–14, 18 (2-я половина), 19, 20 (кроме сцены с дикарями), 21 (окончание), 22.
В мире, придуманном Полом Андерсоном, также происходит действие рассказа Гарри Тертлдава «The Man Who Came Late».
Входит в:
— журнал «The Magazine of Fantasy & Science Fiction, September 1953», 1953 г.
— журнал «The Magazine of Fantasy and Science Fiction, October 1953», 1953 г.
— антологию «Dark Imaginings», 1978 г.
— антологию «Темный мир. Три сердца, три льва», 1991 г.
— сборник «Going for Infinity», 2002 г.
— антологию «Золотой Век фантастики», 2005 г.
Награды и премии:
лауреат |
Фэнтези: 100 лучших книг / Fantasy: The 100 Best Books, 1988 |
Номинации на премии:
номинант |
Хьюго / Hugo Award, 1954, ретроспективная // Повесть |
- /языки:
- русский (16), английский (7)
- /тип:
- книги (20), периодика (2), самиздат (1)
- /перевод:
- А.В. Александрова (1), А. Бурцев (1), А. Бушков (4), Э. Гюннер (9), В. Ковалевский (1), И. Труфанова (2)
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Podebrad, 12 декабря 2011 г.
По-моему, одна из лучших книг в мире фэнтези. Собственно, это не совсем фэнтези. Это попытка возродить мир легенд европейского средневековья на языке, понятном современному читателю. У большинства авторов получился бы в лучшем случае стандартный боевик с эльфами и гномами, в худшем — очередной шедевр юмористического фэнтези. А у Андерсона с его чувством истории получилась уникальная вещь. В меру героическая, в меру романтическая, в меру наивная, в меру ироничная. Особенно поражает мера иронии. Ее ровно столько, сколько нужно, чтобы пройти по границе между легендой и игрой в легенду, не разрушить обаяние сказки и не стать серьезным до смешного. Даже то, что Ожье Датчанин, он же Хольгер Карлсен иногда вспоминает что-нибудь из учебников физики, химии или биологии, не портит впечатление, а помогает автору сохранить равновесие между жанрами.
Роман читал в двух переводах. Первый (кажется, Гюннера) пытается отчасти передать дух эпохи. Второй близок к обычному сленгу фэнтези. Впечатления от прочтения существенно отличаются. Мне кажется, первый перевод адекватнее, во всяком случае, ближе к другим книгам Андерсона из средневекового цикла.
Закрывая эту книгу, поневоле ждешь продолжения. Продолжения не последовало. Может быть, это и правильно. Только в «Буре в летнюю ночь» Хольгер промелькнет в одном эпизоде и снова исчезнет.
Kaisar89, 19 июля 2016 г.
Мне было 17 лет, когда я прочитал эту повесть. Наверное, всегда так – книги, прочитанные в подростковом возрасте, всегда оставляют наиболее глубокий след в душе. Тогда мы, мальчишки, с детства читающие правильные книги, видели мир только в контрастах: есть только плохое и хорошее, существует только добро и зло.
Себя мы представляли героями, которые борются за торжество добра и справедливости. При этом, не важно, каким образом мы будем отстаивать свои идеалы: будучи воинами с оружием, врачами, спасающими жизни или даже адвокатами, защищающими только невинных.
И мы не задумывались, о том, что между черным и белым существует огромная пропасть серого, в котором нам предстоит блуждать во взрослой жизни.
«Три сердца и три льва» Андерсена повествует о герое, каким хотел бы стать каждый взрослый мужчина в детстве. С одной стороны, он герой поневоле, так как он никогда не желал стать ипостасью одного из величайших рыцарей нескольких миров. С другой стороны, до того как стать рыцарем, он, как простой солдат, добровольно сражался на войне против не менее великого зла, чем силы ада.
Именно, ему Хольгеру Карлсену, простому американцу датского происхождения, предстоит защитить мир от надвигающейся тьмы. Потому, что с древнейших времен повелось так: когда зло наступает, когда миру грозит уничтожение, и, когда человечество в отчаянии, всегда появляются герои. Люди, готовые взять в руки оружие и защитить мир.
Может, многим искушенным читателям данная повесть покажется ничем не примечательным произведением, не достаточно глубокой, чтобы претендовать на звание шедевра.
Однако в отличие от современных фэнтезийных романов, эту повесть отличает простота изложения, отсутствие ненужного пафоса и фирменный легкий юмор Андерсена.
Умудряясь лаконично изложить повествование, Андерсон, при этом, закладывает в повести простую и светлую мысль: какие бы бедствия не обрушились на людей, всегда появляется герой-защитник. И этим героем может стать любой человек. Даже Вы.
Доктор Вова, 30 декабря 2010 г.
На мой субъективный взгляд — это лучшее произведение у Пола Андерсона! Я прочитал его впервые более 20 лет назад, но те впечатления живы по сей день. Безусловно, для меня эта книга стала в какой-то мере жанроопределяющей. И сам Пол Андерсон, благодаря первым впечатлениям об этом произведении, уверенно и прочно занял место в первых строках моего собственного рейтинга любимых авторов. Были после этого и другие произведения Великого Мастера (прочел почти всё из переведенного) и некоторые были не хуже, но лучшим и любимым остается именно «Три сердца и три льва» !
Спасибо Мастеру за произведение, привившее любовь к Фантастике и Фэнтези, непроходящую с годами!
Гриф Рифт, 7 июля 2010 г.
Прочитав этот роман я жутко рассторился, потому что хочу узнать продолжение этой великолепной истории о рыцаре Хольгере Карлсене в одном мире и Ожье Де Дане в другом. Хочется узнать об этом герое гораздо больше чем изложено в романе. Изложено мастерски — до этого я у Пола Андерсона прочитал только цикл «Патруль времени» и был от него в полном восторге, но здесь автор открывает свою колоритную сущность в полном объёме. Осмелюсь предположить что фэнтезийный жанр — очень капризная вещь, и далеко не каждый автор способен превратить фэнтезийный роман в шикарное полотно фантазий, а не в скучную тягомотину. Полу Андерсону такое полотно создать удалось с блеском. Здесь присутствует и путешествие в пространстве и времени, и шикарно описанный волшебный мир переливающийся всеми красками. Здесь присутствуют и дева -лебедь, и фея Моргана и русалки и оборотни, вообщем почти все сказочные персонажи придуманные человеком. Хотелось бы остановиться на каждом из ключевых героев в отдельности, не судите строго я попытаюсь это сделать, пока живо впечатление. Хольгер Карлсен живший в Америке 20 столетия оказывается втянут в войну с немцами, и когда тот до конца сражался и его должны убить, он перемещается чудесным образом в потусторонний сказочный мир. Где его ожидают великие свершения и победы, а главное он обзаводиться друзьями. Он совершенно нечего не помнит о том мире где оказался, и не помнит уто он, но все ему при первом знакомстве пытаются помочь, а кто и помешать его цели. которую он до конца не сразу понимает. Но отрывочные воспоминания к нему постепенно возвращаются. Хуги (лесной гном). которого Хольгер встречает на своём пути становиться его проводником в этом мире, а в дальнейшем и другом и верным соратником в поисках ГГ. Дева- лебедь -прекрасная Алиенора, в которую наш рыцарь влюбляется без оглядки, почти сразу, но метаясь в своих сомнениях не сразу открывается ей, любовь эта оказалась взаимной. Хольгер Карлсен оказывается втянут в интриги в борьбе Порядка И Хаоса, ибо он является ключевой фигурой в этой битве, об этом он узнаёт от королевы фей- Морганы, которая сама стоит на стороне Хаосаи страстно желает заполучить к себе рыцаря. Она же и отправила его в будущее стерев ему память, играет с ним кк с мышонком.Моргана коварна, и жестока, не раз ставит на пути наших героев препоны. Карау -сарацин который ищет Хольгера, знает кто он, на самом деле, и хотя тайна откроется лишь в конце, когда рыцарь и меч Кортана, главная реликвия и источник силы, воссоединятся с хозяином, роман оказывается ещё интереснее. Конечно может я какие-то тайны и приоткрыл, характеризуя главных героев, и конечно может эта характеристика вышла далеко не полной и не неказистой, за это вы меня простите. Но те эмоции которые переполняют меня в данный момент, не могут быть отражены ни одним отзывом. В написании романа проскакивает аллегория с Муркоком, в произведениях которого происходит вечная борьба Порядка с Хаосом. Одно я знаю точно, я очень жалею, что нет продолжения этой истории, потому что в конце романа остаётся много нераскрытых тайн и вопросов, ужасно не хочется прощаться с героями романа. На мой взгляд этот роман как затравка к чему-то большему и жалко что автор не написал продолжения.:weep: А так это культовая вещь, браво:appl:, 10 баллов!
aloy, 20 сентября 2019 г.
Мое знакомство с фэнтези началось именно с этого романа. Будучи подростком ко мне в руки попала книженция в бумажном переплете журнального формата. Я зачиталась. Для меня той, не евшей ничего слаще морковки, этот роман был как тортик... лучшее, что я читала :) Да сейчас, наверное, он подустарел, но я все равно его обожаю, как любимое блюдо детства.
Кропус, 18 апреля 2015 г.
У кого как, а у меня никогда не было ощущения незаконченности этого произведения. Слишком ударной была концовка. Продолжение могло быть, а могло и не быть. Наверное современный читатель просто слишком избалован бесконечными сериалами. Главный герой ключевая фигура в обоих мирах, но если в магическом результаты его действий очевидны, то в нашем незаметны, зато с далеко идущими последствиями. (В эпилоге про это намекаеться напрямую.) Вот некая сила и бросает Хольгера из мира в мир, что бы разрулить ситуации.
Кстати, что продолжения нет, это не совсем верно. Прямого действительно нет, но Хольгер ненадолго мелькнёт в качестве второстепенного персонажа в «Буре в летний день». Оттуда станет известно, что наш мир он в конце концов всё таки покинул, но до мира описанного в оригинале «не долетел». Но помощь ему была обещена, так что скорее всего всё будет хорошо.
Кел-кор, 18 апреля 2009 г.
Великолепная книга. Один из образчиков жанра.
Для меня это оказалось первое знакомство с творчеством Пола Андерсона. И оно оказалось очень удачным! История Хольгера увлекательна и оригинальна. Конечно, перемещение человека из нашего мира в иное пространство — тема не новая, но этот роман написан очень хорошо, очень талантливо!
lima3, 25 августа 2010 г.
Что могу сказать об этом произведении, несомненно качественная вещь, чтобы писать в жанре фэнтези действительно нужен талант. Андерсон обычно пишет в несколько ином плане видимо решил попробовать занять свою нишу и в жанре фэнтези. Частично наверное у него это получилось, по крайне мере в этом произведении не произошло никакого отторжения. Получилась атмосфера, герои прописаны удачно, они законченные, выразительные, запоминаемые. Единственное что немного напрягает это конец, осталась какая та недосказанность, долгое время я искренне полагала что это объемное полотна и у него есть продолжение.
elvad, 8 января 2009 г.
Отличный роман (по мне так скорее повесть) в жанре фэнтэзи. Вызывают недоумение некоторые отзывы о шаблонности и штампах, если учесть, что это произведение было написано в 1953 году. Что в те годы было ещё кроме Толкиена и Говарда?
Вертер де Гёте, 4 ноября 2007 г.
Одна из наиболее известных книг в жанре классического героического фэнтези. И хотя здесь нет такой детальной проработки волшебного мира, как, например, у Толкина, читается книга легко и увлекательно. С хорошим «поландерсоновским» юмором. Всё по законам жанра, на основе средневековых легенд о Короле Артуре и Роланде — Добро против Зла, Благородство против Подлости, Меч и Молитва против сил Тьмы, Порядок против Хаоса. Книга оказала огромное влияние на литературу фэнтези, в частности, на такого мастера, как Муркок и его концепцию о Вечном Воителе и борьбе Хаоса и Порядка.
Сноб, 30 января 2018 г.
Красивая, добрая и добротная фантастическая сказка. Одновременно наивная и увлекательная. Книга и о нашем предназначении, когда ГГ, совершенно обычный и ничем не примечательный в современном мире, в ином является могучим рыцарем, способным в одиночку решать судьбы мира в вечной борьбе добра и зла.
Природная смекалка помогает ему не просто освоиться и выжить в фантастическом мире легенд и сказаний, но и побеждать, вести за собой. Изрядная доля иронии вызывает улыбки, но сражений и драк тоже хватает, а руки, более привычные к автоматическому стрелковому оружию, все «прекрасно помнят» и действуют как бы сами по себе.
Быстро становится своим, как в нем родился (этом чуждом мире) и привычным и антураж — Моргана, гномы, драконы, тролли другие сказочные создания.
Короткий и динамичный роман насыщен событиями и приключениями ГГ и его «группы поддержки», и конечно, все нешуточные препятствия будут преодолены.
Концовка чем то напоминает судьбу всех «вечных» героев» — и у Муркока, и у Каттнера («Ярость»). в том смысле, что такие выдающиеся личности появляются и востребованы только в решающие переломные моменты истории, а, пока нет в них нужды, могут
Кузьмичч, 20 декабря 2017 г.
Этот роман можно отнести к классическому фэнтези с небольшими оговорками. Если не сильно обращать внимание на то, что главный герой из нашего мира (попаданец), и на конфликт сказочных существ с христианской верой (хоть в этом романе он выражен не так ярко, как в «Сломанном клинке» например), то роман смело можно отнести к классическому фэнтези.
Написано с юмором, интересно. Автор здоров обыграл идею магии. Герой, человек из нашего мира, попадает в мир сказочных существ и магии и пытается объяснить все невозможное рациональным способом. Выглядит это забавно и ничуть не выделяется из повествования. Сюжет не сильно закручен, что только к лучшему. Единственное замечание лично у меня к концовке романа. Вышло немного скомкано, но не сильно подпортило впечатление.
Итог: очень неплохой фэнтези-роман для моего первого знакомства с автором.
Лорд Алексий, 9 апреля 2015 г.
Отличное «Героическое фентези«! Небольшое,Богатое и Насыщенное!
ЛитАлхимик, 6 мая 2017 г.
Третий по счету из прочитанных мной фэнтези-романов. Включаю его в свою личную фэнтези-двадцатку. Неоднократно перечитан зимними вечерами в уютном кресле с кружечкой глинтвейна.