Роберт И. Говард «Сокровища Гвалура»
- Жанры/поджанры: Фэнтези (Героическое фэнтези )
- Общие характеристики: Приключенческое
- Место действия: Другой мир, не связанный с нашим
- Время действия: Древний мир
- Сюжетные ходы: Путешествие к особой цели
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Конан пробирается в Алкмеон, древнюю столицу королевства Кешан, чтобы выкрасть сокровища, известные как «Зубы Гвалура»...
«The Servants of Bit-Yakin» — оригинальное название, данное произведению Робертом Говардом.
Входит в:
— цикл «Конан» > цикл «Конан. Классическая сага»
— журнал «Weird Tales, March 1935», 1935 г.
— сборник «King Conan», 1953 г.
— сборник «Конан-воин», 1967 г.
- /языки:
- русский (14), английский (8), французский (3), польский (1)
- /тип:
- в планах (1), книги (23), периодика (1), цифровое (1)
- /перевод:
- А. А. Михайлов (2), П. Луине (1), А. Циммерман (7), Р.Е. Шмидт (1), Д. Щигельский (2)
В планах издательств:
Издания:
Периодика:
Электронные издания:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
ivan2543, 30 октября 2024 г.
Конан отправляется в таинственный заброшенный город Кешан, скрытый почти неприступным кольцом гор. Там, в изолированной долине, среди руин стоит храм, а в нём – нетленное тело богини… и, конечно, сокровища – священные камни «Зубы Гвалура»! Киммериец не зря спешит, с огромным риском карабкаясь по скалам: за реликвией началась настоящая охота, и у его соперников преимущество – они знают тайный проход в долину.
Еще один рассказ о Конане-авантюристе. Да, могучий варвар зарабатывал на жизнь не только подвигами на поле брани, но и «чёрной археологией». Хотя и в первом, и втором случае, это для него было не столько способом обогащения, сколько образом жизни. Ибо какая жизнь для варвара без приключений, драк и опасности?
В «Сокровищах Гвалура», как полагается, наличествуют и таинственная атмосфера, и зловещие древние тайны, а сюжет неожиданно радует парой интересных поворотов. Хотя рассказы Говарда о Конане вообще не так прямолинейно «устроены», как произведения его последователей.
И всё-таки интересно, что случилось с мощами Елайи? Неужели её магии хватало лишь для защиты от тления?..
Zombie 1st class, 4 июля 2023 г.
История в «плутовском» духе. Конан, нашедший работу наемным полководцем при дворе очередного восточного владыки, направляется в одиночку в затерянный город посреди джунглей, чтобы разжиться там ритуальными драгоценностями, которые ему нужны в рамках придворной борьбы с соперниками. Клад, естественно, охраняется зловещими древними силами и нетленным телом находящейся в магическом стазисе священной пророчицы. Соперники тоже не дремлют – причем там несколько группировок с разным целями и мотивами, от религиозных, до финансово-политических, и все готовы пойти на любые аферы, гадости и подлости.
Вся эта кутерьма читается довольно скучно, честно сказать, да и беготня по руинам храма тоже не вызывает особого интереса. Рассказ выглядит переусложненным, а сюжетные повороты и открытия, предполагавшиеся как внезапные и шокирующие – вовсе не выглядят таковыми. Монстров здешних я тоже уже где-то видел. Мне не очень понравилась эта вещь.
Darth_Veter, 10 сентября 2022 г.
Итак, третья новелла сборника также посвящена приключениям в заброшенном городе. На этот раз это священный город кешан Алкменон (непонятно, отчего имя его напоминает имена греческих полисов). Вся история крутится вокруг легендарных сокровищ, известных как «зубы Гвалура». Их домогаются как главный герой цикла Конан, так и его зембабвейский конкурент Татмекри (впрочем, по национальности он — стигиец). Вопрос, кто из них доберется до сокровищ первым...
Несмотря на схожесть сюжета, эта новелла привлекает к себе гораздо больше внимания, чем две первых. Дело тут в большей ее атмосферности и лучшем качестве сюжета. По большому счету, это даже не фэнтези: колдовством и магией тут и не пахнет — автор искусно строит иллюзии, которые при ближайшем рассмотрении оказываются банальным мошенничеством на религиозной почве. Я бы отнес данное произведение к психологическим триллерам (недаром оно впервые было опубликовано в журнале «Ужасающие истории»). На протяжении всего рассказа читающего не покидает чувство витающей над ним угрозы. Каждый раз кажется, что она вот-вот обрушится на голову со всеми фатальными последствиями, но автор очередным приемом удерживает ее на прежнем месте, сохраняя тем самым интригу и надежду. Финал новеллы, хоть и предсказуем, но достаточно хорош: из двух удовольствий Конану достается только одно. Впрочем, он не сильно огорчается этим половинчатым успехом: ему ли привыкать к тому, что неблагодарная Судьба постоянно ставит ему подножки? С другой стороны, если герою вдруг крупно повезет, он тут же потеряет свою харизму и перестанет быть героем. В этом и состоит главный парадокс: чтобы оставаться востребованным, герой постоянно должен в чем-то проигрывать, чтобы не возгордиться собственными подвигами. Прелесть киммерийца состоит в том, что он проигрывает с достойным видом, не сожалея об упущенном шансе: сколько их у него еще будет!
------------
РЕЗЮМЕ: рассказ, главная мысль которого состоит в том, что любой культ — это обычное мошенничество, за которым стоят вполне определенные силы и мотивы. При этом неважно, какому именно богу ты поклоняешься — Сету, Митре, Крому или Иисусу Христу — цели и методы будут везде примерно одинаковы. Вот почему прагматики никогда не испытывают никакой надобности в сверхъестественном (см. к примеру известный советский фильм «Праздник Святого Йоргена»).
BroonCard, 9 мая 2018 г.
«Сокровища Гвалура» на сегодняшний день — это стандартное приключенческое фэнтези-произведение с очень слабо проработанными сторонними героями и неприемлемым, по сегодняшним стандартам многоуровневых персонажей и проработанных историй, показанием женского героя. В данном случае конечное впечатление остается двоякое, ибо с одной стороны понимаешь, что написан был рассказ давно, но в то же время проверку временем он если и прошёл, то с большой натяжкой. Что в нём однозначно впечатляет, так это профессионально выстроенная цепочка интриг, в рамках столь небольшого расскзаа особенно примечательная. Пожалуй, ради хитросплетений мотиваций разных сторон, одной из которых и является знаменитый Конан-варвар, следует прочесть эту повесть, в которой очень мастерски показано, насколько действительно умён и изабретателен этот сильный, не наделённый, на первый взгляд, герой героического романа фэнтези.
То есть, рассказ в принципе неплох, но в своей проработке он достоин внимания в политических перепетиях и в изучении персоналии Конана, то есть художественный интерес к истории как таковой и интерес академический к персонажу — вот, что способно заинтересовать читателя в данном именно случае. В ином: рассказ тривиален и на сегодняшний день довольно груб, хоть авторский язык Роберта Говарда, как всегда, поэтичен, размашист и проффесионален, в данном случае кое-где даже напоминая псевдодокументалистику Говарда Лавкрафта. Пожалуй, это тоже можно отметить, как плюс.
say2014, 24 декабря 2017 г.
Рассказ из периода странствий Конана по Чёрным Королевствам после гибели Бёлит. Не самый удачный из рассказов Говарда (который тянет на небольшую повесть), тем не менее, это всё же классика, отзвуки которой встречаются в других произведениях Саги... Поэтому прочесть — однозначно стоит... Конан показан здесь больше с благородной стороны, хотя и варварская хитрость здесь имеет место быть. :)
Vlad lev, 15 апреля 2013 г.
Выбор Конана — девушка или богатство? Что важнее — Жизнь человека или прибыль?
Фактически Р.И.Говард отразил этим рассказом своё отношение к миру.
AlisterOrm, 2 апреля 2013 г.
Конан в очередной раз залез в какой-то заброшенный город, чтобы свиснуть очередное завалявшееся сокровище — всё как всегда. Однако, как выясняется, воровская суть в Конане не вытесняет определённого благородства — ведь камушками он пожертвовал ради спасения женщины. Значит, не богатство в жизни Конана главное, а именно процесс его приобретения.
А варвар-то, оказывается, не так прост — он ещё и полиглот, и читать и писать умеет на многих языках. И где он успел всему этому выучиться?...
god54, 16 мая 2012 г.
Очередное приключение Конана в затерянном городе. Не сказать, что выдающийся рассказ, но в рамках всего сериала, а если еще читать их все подряд, то вполне обычное произведение, со стандартным набором событий, описанных вполне читабельным языком. Главное, что крови мало, а интриги много, а концовка, как всегда счастливая, да, если рядом красивая женщина, что еще надо, чтобы убить несколько десятков минут, чтобы ознакомиться с рассказом.
Stirliz77, 12 февраля 2012 г.
От блеска золота у варвара разыгралось воображение, он весь сгорал от желания поскорее добраться до скрытого в недрах дворца клада.
В далеких знойных джунглях Юга спряталось небольшое черное государство Кешан. Во многих странах Севера и Запада само его существование многие ставили под вопрос и считали рассказы о нём всего лишь легендами. Кешанцы же, ничего такого «легендарного» ни в себе, ни в своей стране не ощущали и жили понемногу: рождались и взрослели, старились и умирали, торговали и воевали. И были в том Кешане, в свою очередь, свои легенды, одна из которых рассказывала о спрятанном в кольце гор древнем мертвом городе Алкменоне, в котором некогда проживали кешанские властители. Причин, по которым город был покинут людьми, уже никто не мог упомнить, он зато все твердо знали, что оставили там бывшие его жители. За скальной стеной осталась бессмертная прорицательница Елайя и «Зубы Гвалура» — невероятной ценности драгоценные камни, считавшиеся настоящими зубами поверженного божества. Вот эти-то «зубы» и привлекли внимание странствовавшего в те времена по Черным королевствам Конана. Искушение завладеть одним из самых величайших сокровищ на свете оказалось слишком сильным и варвар решил, не откладывая дело в долгий ящик, наняться на службу к властителю Кешана, якобы для того, чтобы поднять боеготовность местного войска, благо слава о киммерийце уже успела дойти и до этих весьма отдаленных мест. А там уже, устроившись на вполне законных основаниях при дворе, можно будет поподробнее разузнать о местонахождении самого Алкменона и камешков, скрытых в нём.
В конце девятнадцатого, начале двадцатого веков в приключенческой литературе тема затерянных городов была весьма модной и востребованной. Писать об этом любили многие из авторов того времени, у кого-то выходило лучше, у кого-то — хуже, а у кого-то и совсем не выходило. Вот и Говард оказался совсем не чужд этому модному течению и посветил теме затерянных городов не одно своё произведение. Были у него и весьма удачные истории и не очень. Написанный в 1935-ом году рассказ «Сокровища Гвалура» можно отнести скорее ко второй категории, чем к первой. Вроде бы все ингридеенты на месте: присутствует тайна, есть тот самый затерянный город и «великое-невероятное-опупенное» сокровище, и Конан имеет все возможности, чтобы блеснуть накаченной мышцой и, как оказывается, немеренным интеллектом, он даже с богини юбку стащить умудряется, — но вот не захватывают эти приключения, нет в них той атмосферы, которая заставляет лихорадочно перелистывать страницы, чтобы поскорее узнать финал. И ладно бы — не умел автор. Так нет же — умеет, да ещё как умеет! Достаточно вспомнить о посещении Конаном и Валерией таинственного и зловещего Ксухотла, описанном в рассказе «Гвозди с красными шляпками». Правда «Гвозди» написаны через год после «Сокровищ», но неужели всего за год литературное мастерство Говарда так выросло? Непонятно... Более того — годом ранее он написал весьма интересную историю «Сплошь негодяи в доме», так что в неумении создавать нужную атмосферу его тоже обвинить никак нельзя. Так что, видимо, его муза просто взяла небольшой отпуск как раз в то время, когда Говард сочинял «Сокровища Гвалура». Ну, что ж, и музам нужно отдыхать. Как бы там ни было, но в конце концов у автора получилась очередная история об очередном походе северянина в очередной затерянный город за очередным сокровищем и спасении очередной «дамы нетяжелого поведения». К тому же мистике и магии в этом рассказе места практически не нашлось — из всех проявлений лишь нетленное тело пророчицы да племя неких довольно крупных и почти разумных серых обезьян.
Итог: проходная история об очередном походе Конана за сокровищами. Единственное, что выделяет её на фоне остальных, так это упоминание того, что варвар, оказывается, лингвист-самоучка и вообще человек не только разговаривающий, но и читающий на множестве языков и наречий, что несколько не вяжется с его имиджем брутального самца. Если не читать сей рассказ, то потеряете немного, если прочитать — то тоже. Решать вам.
opasnoeleto, 12 марта 2010 г.
Не понравился этот рассказ. Во-первых, сюжет, на мой взгляд, откровенно вымучен. Во-вторых, несмотря на вымученность, сюжет как-то слишком наворочен, интриги персонажей смысл которых не очень понятен, вконец убивают желание читать новеллу дальше.
glupec, 30 ноября 2009 г.
Не люблю этот рассказ. Нет, я всё понимаю — есть произведения, в которых Конан благородный воин, есть — в которых он грубоватый и не стесняющийся в средствах искатель наживы, а есть (и таких большинство), где он нечто среднее между первым и вторым.
Этот рассказ относится ко второй категории. Жулики они все в этом рассказе — и Мюрьела (кстати, Мюриэль — обычное западноевропейское имя... откуда оно в Хайбории:confused:), и её наниматель-колдун, и негры... и сам Конан, прямо скажем, ненамного лучше. Тогда как в «Гвоздях с красными шляпками» или «Ползущей тени» он выступает, скорее, защитником слабых.
Bingam, 16 апреля 2009 г.
Интересная история. Вот мое любимое место: «...Конан не колебался, он даже не взглянул на шкатулку, таившую в себе богатства целой эпохи. Со стремительностью, превосходившей бег голодного гепарда, он бросился на камни и в тот миг, когда ослабевшие пальцы соскользнули с гладкого камня, успел схватить девушку за руку...» Эх... какой мужчина!))