Роджер Желязны «Вернись к месту убийства, Алиса, любовь моя»
- Жанры/поджанры: Фэнтези (Научное фэнтези ) | Фантастика
- Общие характеристики: Приключенческое
- Место действия: Другой мир, не связанный с нашим
- Время действия: Неопределённое время действия
- Сюжетные ходы: Клоны и клонирование
- Возраст читателя: Любой
На скромной вилле в Константинополе живет садовод-любитель по имени Калифрики. Но в действительности этот человек обладает богоподобным могуществом, основанным на фундаментальных знаниях законов природы. По совместительству он ещё и убийца с совестью, крайне редко убивающий невиновных.
На дне Мраморного моря спрятан космический корабль, доставивший на Землю женщину по имени Алиса, последнюю из восьми Алис, оставшуюся в живых.
Вдвоём им предстоит пройти в зазеркальный мир и вступить в бой с поджидающими Алису чудовищами.
Входит в:
— цикл «Калифрики»
— сборник «The Road to Amber», 2009 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Тимолеонт, 2 сентября 2024 г.
Это очень интересная и оригинальная история про клонов, с кучей интриг и тайн. Но зачем-то Желязны решил дополнительно его переусложнить и запутать. Нет, наверно, я всё-таки не тупой и сумел разобраться в сюжете, но почему он оставляет такое неизбывное чувство мутного болота, в котором надо пробираться наощупь? Или это редактор так удружил автору и не заставил Желязны привести рассказ в нормальный вид.
mr_logika, 18 февраля 2017 г.
Варкалось. Хливкие шорьки / Пырялись по наве, / И хрюкотали зелюки / Как мюмзики в мове. /
О, бойся Бармаглота , сын! / Он так свирлеп и дик, / А в глуще рымит исполин — / Злопастный Брандашмыг!
Л. Кэрролл «Алиса в Зазеркалье»
В Зазеркалье Кэрролла «бывает по шесть, семь пятниц на неделе», почему бы в Зазеркалье Желязны не оказаться сразу восьми Алисам? У Кэрролла Алису представляют Бараньему Боку. «Бараний Бок поднялся с блюда и поклонился Алисе; та тоже ему поклонилась, так и не решив, смешно это или страшно». У Желязны Алиса разговаривает с изуродованными трупами своих клонов (здесь не важно, что она сама клон). Другое время, другие читатели. Но и в Зазеркалье Желязны есть свои Бармаглот и Брандашмыг, и вместе с одним из этих чудовищ оригинал Алисы падает в очень глубокий колодец, который тоже есть у Кэрролла, хотя и в другой сказке про Алису.
Но в повести Желязны есть то, чего не могло быть в первоисточнике, а именно — то, что я называю техническими Бармаглотами. Вот парочка таких «артефактов». «Кристаллическая решётка из чистого углерода с пропущенным через неё антигравитационным полем...»; «Окружность сечения нити составляет меньше трёхсот шестидесяти градусов, — ответил Калифрики. — Отрицательное давление антигравитации воздействует на геометрию окружающего пространства. Этот отсутствующий угол является моим ключом в другие пространства». Идея технического Бармаглота принадлежит английскому астроному Эддингтону. В книге «Природа физического мира» он замечает, что описание элементарной частицы, которое даёт физик, — по сути такой же «Бармаглот»: слова обозначают «нечто неизвестное», которое делает «неведомо что». Далее он пишет: «Узнав, что в одном атоме содержится восемь электронов, а в другом семь, мы начинаем постигать разницу между кислородом и азотом. У кислорода по наве пыряются восемь хливких шорьков, а у азота — семь. Если ввести несколько чисел, то даже «Бармаглот» станет научным. Теперь можно отважиться на предсказание: если один из шорьков сбежит, кислород прикинется азотом. В звёздах и туманностях мы, действительно, находим таких волков в овечьих шкурах, которые здесь были бы для нас полной неожиданностью». (Итоговое издание Алисы, М. АСТ, 2015).
Кроме двух вышеприведённых, в повести Желязны можно найти ещё несколько замечательных бармаглотоподобных научно-технических описаний, заставляющих отнести её (повесть) к твёрдой разновидности НФ, где местом действия является, кроме реальных мест на Земле, ещё и «самоподдерживаемый запрограммированный аккреционный диск, информационное поле которого подверглось неустранимым повреждениям». Алиса и её обладающий почти безграничными техническими возможностями спутник проходят в этот чудесный и ужасный мир именно через одно из таких повреждений, позволяющих пройти через горизонт событий чёрной дыры внутрь сферы Шварцшильда. В этой полной смертельных ловушек вселенной происходит нечто непредсказуемое, в результате чего из Зазеркалья выходят три другие Алисы, а та, которая прилетела на находящемся под водой корабле, навсегда остаётся в неизменном для внешнего наблюдателя состоянии в полном соответствии с теорией Чёрных дыр.
Эту повесть можно без преувеличения отнести к числу самых волшебных созданий Автора, почти не уступающих вершине его творчества — «Хроникам Амбера». Причина этой глубинной близости чистого фэнтези и научно-фантастической повести заключается как раз в происхождении последней от такого неиссякаемого источника, как история кэрролловской Алисы.
Нортон Коммандер, 1 декабря 2018 г.
Не очень люблю такого рода произведения. Пока события происходили на Земле — было интересно, необычное сочетание фэнтези и настоящей научной фантастики. Но когда действие перешло в другой мир, стало слишком много психоделики. Такое в фантастике встречается довольно часто — мы видим придуманный автором мир, но не знаем, по каким законам он работает, что в нём возможно, а что нет. Так и в этой повести — кто-то умирает, кто-то воскресает, что-то исчезает, что-то появляется. Никакой причины происходящим событиям мы не видим, поэтому и вовлечения в происходящее не происходит.
Сказочник, 3 августа 2011 г.
Простенький сюжет, скажем прямо, без свойственных Мастеру изысков. Я бы даже сказал, что его вполне можно отнести к этакому стёбу над квестами или РПГ-игрушками, если бы не было написано на полном серьезе.
god54, 14 июля 2011 г.
Сам по себе сюжет, особенно его детективная часть довольно простая и не представляет большого интереса для разгадывания. А вот литературная часть, конечно, бьет через край. Автор похоже превзошел самого себя в придумывании ситуаций по созданию атмосферы страха, напряжения, нереальности, фантасмагоричности, неопределенности, ужаса... И, по-моему, это и есть главное в рассказе, именно этот фон, эти эмоции.
Mandor, 17 ноября 2008 г.
Чисто эмоциональная реакция — ЖУТКАЯ ВЕЩЬ!!!
Именно жуткая, другого синонима и не подобрать. Всегда задавался вопросом, что же заставило Мастера написать ее? Что это было? Что он переживал, когда писал ее?
ГЛУБИНАМ ЧЬЕГО СОЗНАНИЯ ПОСВЯЩЕН ДАНЫЙ ЭКСКУРС??? (мурашки бегут...)
Или это просто имитация, игра ума, какая-то тонкая ссылка на кого-то (на что-то), которую я не понял, не уловил...
Впервые читал довольно давно и уже подзабыл этот КОШМАР, оживший под пером Мастера, а тут недавно наткнулся, перечитал... ЖУТЬ-ЖУТКАЯ!!!... :bigeyes2:
Или это чисто индивидуально? Строго мое? Мой личный кошмар?
Н-не знаю... выяснять как-то не хочется...
cmpen, 24 марта 2009 г.
А мне вот первый рассказ понравился больше. Конечно, и здесь Желязны на высоте — сцены такие же красочные, атмосфера такая же необычная(разве что более жуткая), Калифрики в образе слепого лучника... слов не хватает. Вот только сюжет мне показался в этом рассказе слабее(банальнее что-ли), поэтому и снизил оценку. Но всё-равно, если вам понравился первый рассказ, читайте и этот! Удовольствия получите не меньше.
Ensis, 5 октября 2008 г.
Никогда не забуду этот рассказ.Ничего более жуткого,страшного и необычного в жизни не читала.Атмосфера просто неподражаема.Возможно,где-то уже были подобные идеи,но то,как они оформлены...такое неизгладимое впечатление могла произвести только оригинальность Желязны.Можно было бы — поставила бы все 20!!!Но...
Андромаха, 5 сентября 2008 г.
Мое самое нелюбимое произведение у Желязны.
После прочтения меня не покидало какое-то скверное чувство. Мне наверное когда-то снился кошмар очень похожий на этот рассказ.
квинлин, 7 сентября 2007 г.
НАмного интересней, чем первый рассказ. Чаша весов веры и справедливости склоняется то на одну, то на другую сторону. Но лично я на стороне Калифрики: то есть просто наблюдаю и не вмешиваюсь. Все-таки вся эта компашка Алис и Нельсора заслужила того, что получила...
olvegg, 24 января 2008 г.
От форменного сюрреализма первого рассказа Желязны здесь перешел как будто бы к научной фантастике. Но это «как бы» НФ; неисчерпаемой фантазии Желязны трудно удержаться в рамках одного жанра.
Uldemir, 26 ноября 2005 г.
Очень любопытно, на сторону кого из участников драмы можем встать мы, читатели? У меня так и не получилось ответить на этот вопрос. Ведь каждый из героев по своему прав…