Роджер Желязны «Византийская полночь»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Философское | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Не определено )
- Время действия: Очень далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Искусственный интеллект | Роботы
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Роботы-охранники настороженно поворачивались к нему и не подпускали к Автоматическому Наблюдательному Устройству. Ему предстояло доказать машинам, что он не Уильям Батлер Йетс, не ирландский поэт и драматург, в лице которого он обвинялся в писании на стенах уборной.
Нельзя употреблять запрещенные семантические единицы для письма. Как доказать, что ты не виноват, когда ты в туалете, а при тебе четыре спички и зажигалка.
Входит в:
— журнал «Amazing Stories, December 1962», 1962 г.
— сборник «Threshold», 2009 г.
- /языки:
- русский (5), английский (2)
- /тип:
- книги (6), периодика (1)
- /перевод:
- В. Серебряков (5)
Периодика:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Тимолеонт, 30 сентября 2024 г.
Достаточно любопытный образец будущего, в котором восторжествовала запредельная логика и последовательность. Даже механикусы рядом с такими покажутся человечными, ибо адмехи хотя бы верить не разучились. А вообще больше понравился ГГ — этакий романтик, юноша пылкий со взглядом горящим и на фоне холодных машин. Да и вообще всю историю можно интерпретировать как попытку обыграть знаменитые логические парадоксы, которые вечно губят всякие машинные разумы.
Sergio Blanc, 21 октября 2021 г.
Типичный образчик «новой волны». Снаружи — чёрт-те что, смесь «бульдога с носорогом», сорри, тела и металла, типичный киборг. Внутри — поэт, да не просто поэт, а настоящее воплощение Духа человеческого. Это я про главного героя текста. Идеи рассказа, в разной степени, Желязны потом всю жизнь воплощал в разных своих произведениях. Так что, добро пожаловать в рубрику: «Желязны. Новая волна. Начало»
Учите матчасть господа. Её нужно знать. Творчество великого автора этого заслуживает.
Да и рассказ сам по себе не так уж плох, скорее наооборот. Присутствует и нормальный сюжет, и правильная мораль.
Читать.
Сказочник, 4 августа 2017 г.
Классика от Желязны в чистом виде. Что может быть интереснее, чем симбиоз/противостояние человека и машины от настоящего рупора литературы Новой Волны, когда от звездно-галактической ипостаси фантастика уже начинает двигаться в сторону космоса внутри человека?
Доктор Вова, 3 марта 2011 г.
Один из ранних рассказов Желязны. Но тема, которую затронул Автор, стала с тех пор еще более актуальной и злободневной. Цивилизация за 50 лет сделала просто гигантский технический скачок. Природа не терпит пустоты или как гласит закон, сформулированный Ломоносовым: «Ежели в каком-то месте что-то убудет, то в другом месте непременно прибудет». Вот и у меня создается стойкое ощущение, что научно-технологический взлет с лихвой компенсируется духовным обнищанием, которое проявляется в падении нравственных устоев ( однополые браки, ДОМ-2, выхолащивание литературного языка (причем не только русского)) и в извращении жизненных ценностей (когда мерилом успеха является материальное обогащение и карьерный успех любой ценой) ! И с этой позиции то, что описал Великий Желязны, может восприниматься как гениальное предвидение и серьезное предостережение всем нам. Подумайте, люди! Все в этом мире относительно и только музыка- вечна! Поэзия- это музыка слов! А музыка (я так считаю) — это звуковые колебания и вибрации наших чувств, эмоций, страстей, ДУШИ!
Спасибо Автору за этот рассказ!
god54, 14 июля 2011 г.
Сам по себе сюжет рассказа хорошо и детально прописан не в одном десятке произведений: человек и машина и их постепенное слияние, вытеснение машиной всего человеческого. Но, как мне кажется, не это было главное... Автор стремился в атмосферном произведении показать, что инакомыслие будет жить всегда и его невозможно уничтожить, ибо это единственный путь прогресса, любое достижение истины, рая есть начало деградации и падения. Кратко, атмосферно, емко.
alex1970, 5 июня 2011 г.
На нескольких страницах автор нарисовал очень безрадостную картину далекого будущего, где человек уже перестал быть человеком.
На мой взгляд, чем-то напоминает «451 по Фаренгейту».
интересная постановка вопросов: Что отличает совершенный машинный разум от человеческого? и Что же нужно для полного счастья?
archi, 12 марта 2009 г.
Как понятно из рассказа исскуственный разум никогда не сможет оценить человеческого исскуства.Как бы этот разум не пытался.И не сможет его никогда уничтожить.
Ensis, 5 октября 2008 г.
Как Поэт,готова хоть подписаться под главной идеей рассказа!Против свободы творчества бессильно воистину все...
квинлин, 3 октября 2007 г.
К черту подробности, которыми наполнен рассказ. Главное -идея. Даёшь свободу мысли и стихов! Машина никогда не поймёт смысла поэтического творения...
an2001, 3 октября 2007 г.
Множество псевдотехнических подробностей, которым посвящена львиная доля текста, не способствуют концентрации читателя на основной идее рассказа.