Роджер Желязны «Момент бури»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Психологическое | Философское | Социальное
- Место действия: Вне Земли (Планеты другой звёздной системы )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Стихийные бедствия, природные катаклизмы
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
На пограничной планете Земля Лебедя в патрульной службе служит Годфри Джастин Холмс, родившийся на Земле. Неожиданно начинается буря, которая продолжается несколько дней, за это время Годфри несколько раз придётся пересмотреть определение человека...
Входит в:
— журнал «The Magazine of Fantasy and Science Fiction, June 1966», 1966 г.
— антологию «The Best from Fantasy and Science Fiction, Sixteenth Series», 1967 г.
— сборник «Двери лица его, пламенники пасти его», 1971 г.
— антологию «A Day in the Life», 1972 г.
— антологию «Modern Classics of Science Fiction», 1991 г.
— антологию «Момент бури», 1991 г.
— антологию «Роджер Желязны, Роберт Силверберг, Альфред Бестер. Мастера американской фантастики», 1991 г.
— журнал «Сфинкс 1991`1», 1991 г.
— антологию «Месть роботов», 1992 г.
— антологию «Жизнь коротка», 2005 г.
— сборник «Power & Light», 2009 г.
— антологию «The Very Best of Fantasy & Science Fiction: Sixtieth Anniversary Anthology», 2009 г.
— антологию «Созвездие Льва-3», 2017 г.
Номинации на премии:
номинант |
Хьюго / Hugo Award, 1967 // Короткая повесть | |
номинант |
Небьюла / Nebula Award, 1966 // Короткая повесть |
- /языки:
- русский (15), английский (10)
- /тип:
- книги (22), периодика (2), аудиокниги (1)
- /перевод:
- В. Баканов (10), М. Стерлигов (3)
Периодика:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Sergio Blanc, 7 сентября 2024 г.
Я не открою никакого секрета, если скажу, что во многих творениях Желязны ФАНТАСТИЧЕСКОЕ есть лишь фон для понимания и осмысления ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО.
Рассказ «Момент бури» лишнее тому подтверждение. Герой рассказа, 597 летний человек, 562 года из них провёл странствуя по космосу, разумеется в состоянии анабиоза. Куда он летит? От кого/чего он бежит? Что ищет? На эти вопросы можно дать разные ответы. Желязны почти всегда многозначен.
Очередная остановка нашего героя случилась на Терре-дель-Сигнис, Земле Лебедя. Ещё раз хочется отметить потрясающее мастерство писателя во всём том, что касается создания и описания очередного мира, придуманного силой его могучего воображения.
Судите сами — один абзац и перед нами чудный дивный мир. Цитата: «Как кратко описать целый мир? Чуть меньше Земли и более богатый водой. Что касается материка... Приложите зеркало к Южной Америке так, чтобы шишка оказалась не справа, а слева, затем поверните изображение на девяносто градусов против часовой стрелки и переместите в северное полушарие. Сделали? Теперь ухватите за хвост и тащите. Вытяните еще на шесть или семь сотен миль. Разбейте Австралию на восемь частей. Разбросайте их по северному полушарию и окрестите соответственно первыми восемью буквами греческого алфавита. Насыпьте на полюса по полной ложке ванили и не забудьте перед уходом наклонить ось глобуса на восемнадцать градусов. Спасибо.»
Ещё пара предложений и нам понятны климатические особенности. Ещё немного текста и мы знакомимся с представителями фауны, кстати очень агрессивной. Все эти орги, резохваты и прочие кукольные панду вызвали у меня живые аллюзии с «Неукротимой планетой» Гарри Гаррисона. Описаны все эти опасные создания просто, коротко и прекрасно.
А страшная буря, поставившая героев повести в экстремальные условия, как лакмусовая бумажка проявила в людях их истинные черты.
Финал трагичен и красив. Так что есть Человек? На этот вопрос, поставленный писателем в самом начале рассказа каждый после прочтения этого текста может дать свой ответ. Для каждого человека есть своё время и место. Герой автора решает лететь дальше, но сможет ли он убежать от себя, от смерти и от любви?
История у автора получилась. Поэтично. Драматично. Эстетично. Фирменная вещь от Желязны периода его становления как настоящего Мастера Слова.
amak2508, 20 июля 2022 г.
В принципе, этот рассказ вполне можно бы было написать и без переноса действия на другую планету. Его замысел достаточно прост и далеко не нов — показать как в экстремальных ситуациях сразу же с предельной чёткостью становится ясно, кто человек, а кто всего лишь его физическая оболочка. И никакие изощрённые определения при этом не понадобятся.
Правда, надо признать, что фантастический антураж позволяет автору сделать рассказ более увлекательным. Все эти апокалиптические ураганы и экзотические хищные животные, рыскающие по улицам погибающего города, не только привлекают внимание читателя, но и помогают Желязны более ярко и чётко отразить отдельные элементы его задумки.
В общем, ничего особенного, но написано вполне профессионально и чувства неприятия вещица отнюдь не вызывает. Впрочем, также как и ощущения её шедевральности :).
mputnik, 17 ноября 2019 г.
Разница восприятия. Как в «Кин-дза-дза» — два разных цветовых сигнала на индикаторе, разделяющих гуманоидов на пацаков и чатлан («...что это — этническое, физиологическое, генетическое?.. — Ты что — дальтоник? Не видишь? Цвет сигнала — разный...»).
Вот, вроде бы, всё при всём в этом тексте — и суть, и техника исполнения — но... ничего, кроме отторжения не вызывает. «Сю-сю-сю» — вот и первое и второе впечатление. И третье — тоже. И это даже не реакция на авторскую наивность, увы (ибо — Автор данного текста никоим образом не может быть идентифицирован с малограмотным графоманом). Это именно осознанная авторская Позиция, попытка донести до читателя свой собственный Взгляд на жизнь, это — посыл такой, мозгам и сердцу.
Так вот — абсолютно чуждая позиция, абсолютно провокационный посыл. По аналогии с упомянутой выше сценой из «Кин-дза-дза»: не знаю, что это — менталитет, вероисповедание, образование, ещё что, но... дичайшим образом «против шерсти». Попытка внушить мне что-то из области чего-то, абсолютно для меня чуждого, что отторгается на уровне инстинктов.
Вот такое кино
Сказочник, 26 июня 2018 г.
Один из самых красивых и лиричных рассказов Желязны. Вообще ранний Желязны — это сплошь шедевры, как в крупной форме, так и в малой. Образ героя красив, его горечь практически осязаема. По крайней мере, читатель очень четко понимает, как главгерой себя чувствует. А это самое важное. Ну, и человечность, конечно же...
fatkh, 4 августа 2014 г.
Рассказ едва ли может служить цели описания философской концепции; или убеждения читателя в чем-то. Не тот формат. Но лучшие рассказы делают очень нежно задевают за живое, выводят человека из зоны комфорта — и заставляют задуматься над вопросом, волнующим автора.
«Тогда другое чувство стало постепенно овладевать мною, и это было действительно кошмарное чувство: для каждого человека должно найтись наиболее соответствующее место и время. Вдумайтесь. Где и когда во всем необъятном космосе хотел бы я прожить остаток своих дней? В полную силу? Да, прошлое мертво, но, может быть, счастливое будущее ожидает меня на еще не открытой планете, в еще не наступивший момент. Как знать? А если счастье мое находится в соседнем городе; или откроется мне здесь, через пять лет?»
Как человеку найти свое место в этом мире, как обрести счастье и покой, как найти себя? И автор говорит нам — прежде чем искать ответ на этот вопрос, поймите — кто вы. Что за существо человек, чем он особенный среди породившей его природы? Действительно ли, как полагает главный герой рассказа, «Человек есть сумма всех его свершений, надежд на будущее и сожалений о прошлом»? Автор помещает своего героя в экстремальную ситуацию, чтобы обнажить его чувства, эмоции, переживания — и явить ту его часть, что и определяет человеческое. Но вдруг так окажется, что человек определяется не только тем, кто он есть сейчас, но и тем, кем он был, — и тем, кем он будет?
Oreon, 4 декабря 2016 г.
Рассказ показался достаточно слабым в идейно-логическом плане, со спорными причинно-следственными связями. С первых абзацев декларируется желание дать определение человека, но к концу рассказа автор об этом уже не вспоминает, в процессе чтения были и другие вопросы по сюжету. Сами проблемы героя добровольно и давно обрёкшего себя на одиночество, тоже не затронули. Но весь рассказ вытягивает атмосфера, она получилась великолепной. Вселенская буря изливающая тонны воды и буквально топящая город в окружающих джунглях, джунгли выплёскиваются на улицы города вместе с потоками воды. Но опять не понятно и не логично: этот городок — передовой форпост человечества в космосе, перевалочная база на пути к еще более дальним мирам. Так вот этот технологический форпост с космодромом сносит буря, какой смысл мародёрствовать? Ведь вопрос выживания города — вопрос вашего выживания! По-моему даже самому тупому уркагану будет ясно, что вертолет, телевизор, деньги, да будь-что — бессмысленно без топлива, без электричества, в одиночестве посреди враждебных джунглей наполненных красивыми и добрыми на вид кровожадными монстрами. А какой смысл был в таком месте ставить базу если её сносит дождь, обычный в этом мире, как они вообще там окопались и развились до описанного уровня, что их не смыло до сих пор?
Если бы не атмосфера и не живописные картины катастрофического бессилия человечества перед природой, за идейное наполнение больше 6-и — не поставил бы.
vam-1970, 27 февраля 2016 г.
Рассказ как аналогия освоения Запада Америки. Только на другой планете. Борьба со стихией, жертвы, страдания и радость от того, что выжили. Очень лирический рассказ о герое.
Потеря любимой женщины и этот мир уже не мил. Улетает на освоение других миров.
MarchingCat, 11 августа 2015 г.
Друг, как известно, познаётся в беде. На самом деле это частный случай. При большой беде, при стихийном бедствии, познаётся каждый, в том числе и ты сам познаёшь себя. Человек не становится лучше или хуже, беда вытаскивает наружу то глубинное, что всегда было в человеке.
Так получилось и рассказе. Даже в небольшом городке стихийное бедствие обнажило весь срез человеческого общества. И, ещё раз убедившись, что люди везде одинаковы, и ещё раз ощутив боль потери, герой рассказа продолжил свой путь...
Философская зарисовка на антураже, который, если бы не жертвы, можно было бы назвать красивым.
Критопанк, 11 сентября 2014 г.
Красивая, лиричная, грустная история, рассказанная под грохот непрекращающегося дождя и воющего ветра...
В непогоду завалиться на диван и отправиться в другой, далекий, чужой дождь...
Gourmand, 10 декабря 2014 г.
Читал в переводе Баканова. И хоть текст ровный, но осталось ощущение незавершённости. Начало рассказа, рассуждения о том, что есть «человек», не нашли в полной мере, на мой взгляд, развития в поведении людей во время бури. Да и сам ГГ вполне стандартен: одинокий перекати-поле.
В рассказе есть образность, и это его спасает. Есть о чём поразмышлять после прочтения. Буря — как метафора жизненных перипетий, Любовь — как якорь, способный удержать в шторм.
Поэтичный, слегка философский рассказ.
artem-sailer, 6 августа 2015 г.
Человеку, любящему дождь и ненастье, такому как я например, не может не понравиться эта повесть. Настолько насыщенная осадками и бурей атмосфера, что чуть ли не льётся на тебя с книжных листов, я даже чихать начал. Не знаю, кому как, а мне повесть показалась уютной и тёплой, если не считать последних страниц, где автор рисует мрачные картины стихийного бедствия. Концовка, соответственно, тоже не понравилась — к чему было нарушать идиллию? Глубинного философского смысла в произведении я не разглядел. Думаю, автор и не ставил перед собой таких задач. В целом, понравилось.
god54, 5 июля 2011 г.
Глубоко философский рассказ, а потому и состоит как бы из двух частей. Первая часть — это набор размышлений автора о понятии человек, а вторая часть — это события, связанные с невиданным ураганом, который проявляет человеческие черты характера, обнажая сущность человека, словно под рентгеном. За последнее десятилетие человечество пережило такое количество глобальных катастроф на земле, что события рассказа просто меркнут перед газетными публикациями. Может потому он и не вызывает такой острой реакции на прочитанное.
AlisterOrm, 2 февраля 2011 г.
История сильного человека, который добровольно отказался от всего в жизни, и потерявший вновь приобретённое. Несмотря на то, что рассказ эиоционален и романтичен, ни сердца, ни ума он не затронул, возможно, из-за того, что нечто подобное уже не раз встречал в творчестве Ле Гуин. Хотя, возможно, дело не в этом...
Mandor, 11 декабря 2008 г.
ЧЕРТ! Я так и знал, что ОН ЭТО СДЕЛАЕТ, что ОН снова УБЬЕТ ее, Я ЗНАЛ с самого начала, с САМЫХ ПЕРВЫХ строк, С ЕГО — ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА, ну прямо вот с ЭТОГО — «Человек есть сумма всех его свершений, надежд на будущее и сожалений о прошлом».
Это очень в ЕГО духе — навести накал эмоций до предела, ввергнуть человека в бездну, опустить на самое дно, дать надежду и... отправить во второй круг.
Редкий случай — в этот РАЗ — Человечность (псевдо?)... и Смирение....(кхм?)
kkk72, 20 апреля 2009 г.
Один из лучших рассказов Желязны. Очень лирическая вещь. Образ почти бессмертного героя не в первый раз встречается у Желязны, но в этот раз его история как-то особенно меня задела. Может быть потому, что в этот раз герой получился очень уж человечным, способным на сильные чувства. И не только по отношению к любимой женщине, но и по отношению к тому месту, к городу Бетти, который стал его второй родиной. С какой любовью описан этот город. И нельзя не посочувствовать этому сильному человеку, который не смог спасти то, что так ему дорого.