Владимир Михайлов «Сторож брату моему»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Социальное | Приключенческое
- Место действия: Вне Земли (Планеты другой звёздной системы )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Спасение мира | Экспедиция/подготовка к экспедиции
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Он плохо помнит день своих похорон. Зато день гибели у него до сих пор перед глазами.
Именно так — могущество науки воскресило капитана Ульдемира и его товарищей — спартанца Георгия, Иеромонаха, силача Питека, индейца Гибкая Рука и рыцаря Уве-Йоргена. Но воскресили их не для пустого безделья. Целая цивилизация, неведомая планета оказалась на краю гибели. Вот-вот вспыхнет звезда Даль, а в ее системе — потомки одной из первых земных экспедиций. И шестеро, гибель уже видевшие, должны ее спасти. Только местные жители, люди немного странные и чудаковатые, вовсе не торопятся признавать их за всемогущих спасателей...
Значит, надо успеть. Предотвратить катастрофу. Чтобы не заговорили вновь автоматы. Чтобы понять — кто он, сторож брату своему или же защитник?
Первый роман В.Д.Михайлова, открывший цикл о капитане Ульдемире.
Впервые: В. Михайлов. Сторож брату моему: [Отрывок из романа] // Наука и техника, 1975, №5 – с.40-43; №6 – с.40-43; №7 – с.36-39; №8 – с.40-43.
Входит в:
— цикл «Ульдемир» > роман-эпопею «Капитан Ульдемир»
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 330
Активный словарный запас: очень низкий (2275 уникальных слов на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 56 знаков — на редкость ниже среднего (81)!
Доля диалогов в тексте: 40%, что близко к среднему (37%)
- /языки:
- русский (10), латышский (1), польский (1)
- /тип:
- книги (11), самиздат (1)
- /перевод:
- П. Зирнитис (1), И. Чапля (1)
Самиздат и фэнзины:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Writ-ovich, 2 мая 2020 г.
«Сторож брату моему» — история о том, как группа астронавтов, пытаясь спасти жителей обреченной, как они полагают, планеты, едва не становятся причиной их гибели.
Книга произвела на меня двойственное впечатление.
С одной стороны, ее основная идея — мысль о недопустимости вмешательства в жизнь непонятного тебе общества — хотя и не оригинальна, на кажется глубоко пережитой автором и представлена с неожиданной новизной. В. Михайлову удалось, как мне кажется, передать все возрастающую угнетенность героев романа, их недовольство собой. возникающее в результате конфликта между долгом (необходимостью спасти жителей планеты от гибели против их воли) и симпатией, которую вызывают члены этого странного, на первый взгляд, общества.
Несомненную заслугу писателя я вижу в создании образа нового, не похожего на описанные в других фантастических произведениях общества какого-то полупервобытного коммунизма. Его устройство искусственно, но обеспечивает всем жителям планеты спокойную и счастливую жизнь, какую не знали до этого главные персонажи-земляне.
Автору романа удается почти до самого конца удерживать интригу, скрывая от читателя и от главных героев суть и причины такого общественного устройства, а также некоторые его важные детали. Их непонимание приводит к трагическим событиям и способно вызвать существенные изменения в мировоззрении землян. Однако эти изменения, если и происходят, то остаются за кадром: роман обрывается в полный драматизма момент, решающий судьбу планеты.
Такой открытый финал представляется мне скорее вынужденным, чем специально задуманным автором романа, и объясняется, как я полагаю, тем, что изменения в мировоззрении героев можно показать только в том случае, если вполне понятно его начальное, исходное состояние. А с этим у автора проблемы.
Дело в том, что весьма интересная и достойная воплощения в самостоятельном произведении идея использовать в качестве астролетчиков людей из разных периодов развития человечества (от первобытного состояния до современного нам общества) не была и не могла быть реализована в романе, поскольку требует от писателя более широких познаний об обществах разных эпох, чем те, которые имеются у Михайлова. Я полагаю, что если бы автор был чуть более одарен талантами психолога и драматурга, этот прием мог бы стать основой еще одного фантастического романа.
Серьезным недостатком книги является, на мой взгляд, некоторая однотипность персонажей, обусловленная тем, что связь между их характерами и породившим их временем (да и сами характеры) обозначена несколько схематично, что сказалось на достоверности изображения. Меня, например, почти насмешила речь персонажа-монаха, похожая по стилю на язык произведений самых незадачливых из советских писателей-деревенщиков. Полагаю, что если бы все астронавты оказались по своему происхождению современниками, роман бы нисколько не проиграл.
Невнятна и любовно-лирическая линия романа. Первый контакт главного героя с инопланетянами оказывается встречей с девушкой, настолько похожей на его возлюбленную из прошлой жизни, что создается впечатление попадания героя в виртуальную реальность или в роман «Солярис». Между тем это сходство оказывается простым (!) совпадением, поэтому внезапная готовность девушки полюбить незнакомца, а затем отказ от любви только из-за того, что ей якобы оказали мало внимания, выглядит неубедительно.
НЕ очень удачна, как мне кажется, и структура романа. Вопреки канонам жанра, требующим с первых же слов увлечь читателя, начало романа настолько затянуто и скучно, что не хотелось продолжать чтение. Только к середине романа тайна населения обреченной планеты стала вызывать у меня интерес, и надо сказать, мои ожидания не были обмануты.
Kobold-wizard, 28 апреля 2015 г.
http://kobold-wizard.livejournal.com/737997.html
Это была моя вторая попытка познакомиться с творчеством «патриарха отечественной фантастики». Причем теперь уже через один из самых нашумевших его романов. И опять мимо. В основном, по-видимому, потому что я вырос в другой ментальности. Это значительно перекликается с текстом романа, где люди одной эпохи не способны отринуть свой опыт, чтобы принять точку зрения людей другой формации.
История начинается с гибели главное героя. Но впереди его ждали не ангелы с белоснежными крыльями, а Будущее. Такое посткоммунистическое общество, в котором само слово коммунизм уже не играет никакой роли — все, что было ранее, забыто как плохой сон и стало интересом лишь очень старательных историков. Главными техническими достижениями стали — технология путешествий через сопространство и технология «вытаскивания» людей из прошлого. Последние необходимы потому, что людям Будущего непонятны героизм, самопожертвование и насилие. Сама мысль о том, что они сами или еще кто-то испытают дискомфорт по вине другого, кажется им кощунственной. Но именно целеустремленность и готовность к невзгодам требуются для межзвездной экспедиции, поэтому экипаж набирают из людей из Прошлого, спасенных за минуту до смерти.
В результате экспедиции неожиданно нашлась населенная людьми планета, рядом с которой горит солнце, грозящее стать сверхновой. И эта вспышка грозит не только местным жителям, но и жителям Земли. Космонавты способны погасить звезду, но перед этим нужно как-то разобраться с нежданными братьями. Вот здесь и начинаются трения между разными мировоззрениями.
Книги необходимо воспринимать в контексте их написания, но контекст прочтения всегда сильнее. В данном случае открытым текстом проглядывает реакция на чехословацкие события 1968ого года. Да и сам Михайлов не скрывал первоисточника. Но прошедшие полвека сильно изменили восприятие, и вот теперь это светлое желание найти достоевское решение проблемы смотрится... наивно печальным. И не скажу, что оно стало так смотреться лишь в постсоветское время. Просто было, видимо, в 1968-ом году какое-то кратковременное чувство безоговорочной правды за плечами, которое нынче огрубело от оговорок, костылей и исключений.
Где-то на середине я наконец понял, что эта книга мне напоминает. «Капитан Ульдемир» — это булычевский мир, лишенный детства. Там, где детская и подростковая литература вытягивает на симпатии к героям и азарте, здесь остались хилая боевка да то самое рафинированное желание добра. В результате временами повествование напоминает движение между восковыми фигурами, которые говорят тривиальные христианские истины. Это связано не в последнюю очередь с тем, что автор ввел в роман персонажей из разных культур, но передать их взгляды он пытался на уровне учебника истории за 6-7 класс. На фоне этого бывший немецкий летчик прямо пышет жизнью, ведь для создания образа явно использовались послевоенные тексты, в которых показаны правдивые внутренние конфликты.
Итого: Честно говоря, понять эффект этой книги мне тяжело. Если Адамов сейчас смотрится наивным и милым, Стругацкие — мощными, то Михайлов писал, на мой вкус, очень пресно. Не «Фаэты» Казанцева, конечно, но зачем уж сравнивать с полным идеологическим дном?
vvmonahov, 10 ноября 2013 г.
После прочтения книги я хотел занести автора в свой «чёрный список», и только потом осознал, что он же написал в своё время очень добрую и светлую книгу «Люди и корабли». Разочарование автора в идее прогресса и торжества разума, его метания и переход к отрицанию того, во что он раньше верил, не пошли ему на пользу.
Сюжет совершенно идиотский: выдернули из разных эпох прошлого набор дегенератов (другое слово для этих людей трудно найти), якобы наиболее приспособленных и адаптивных, и решили их сделать представителями человечества. Естественно, идиотский по сути эксперимент провалился, и абсолютно не адаптивные, упёртые и эгоистичные «представители человечества» в результате кроме конфликтов и проблем ничего не получили. А куча философствований на фоне дурацкой идеи и не менее дурацкой её реализации мной лично воспринимается как попытка автора разобраться в своих сумбурных мыслях — мыслях запутавшегося человека, потерявшего ориентиры. И никакой глубины в романе нет — есть только потеря ориентиров.
Итог: идеи — 0 баллов из 3 (хотя полагался бы минус), жизненность и проработанность персонажей — 1 балл из 3, язык — 1 балл из 3, бонус за оригинальность 0 баллов из 1. Итого 2 балла из 10 возможных.
Ctixia, 5 сентября 2017 г.
«Мы хотели как лучше, а получилось как всегда...».
Отдохновение для души любителя фантастики.
Несмотря на все прелести романа, больше всего меня зацепила Земля будущего. До такой степени развить эмпатию, любовь к ближнему и чувство общности с окружающими людьми — вот общество, на которое я бы с удовольствием посмотрела. Психиатрия — точная наука! Кто бы мог подумать! Но и общество, представленное нашему взгляду у планеты звезды Даль — выглядит не менее утопично, хоть и с другой стороны.
И все происходит из благих намерений, которыми, как известно, выстлана та самая дорога.
389955, 28 апреля 2017 г.
Скучно жить в коммунистическом обществе будущего. Скучнее читать про такое будущее.
Только у шестерых «давно живших» героев романа из докоммунистической эпохи есть харизмы. Они живые, со всеми своими недостатками, мечтами, понятиями.
Ужасна цивилизация Дали-2 без основных инстинктов. Женщины без материнского инстинкта, «мужики» без инстинкта размножения.
Нет, у нас жизнь хотя и более нервная и страшная, но зато и веселее, интереснее.
7 из 10.
Алексей1965, 15 апреля 2012 г.
Хорошая книга.
После чтения многих современных авторов — как глоток свежей воды.
Нормальные люди. Нормальные проблемы. Понятные поступки — причем, зачастую нелогичные — но понятные в рамках заданного мира и правил игры. Человек валяет дурака, потому что влюблен безответно — но валяет его он по-нашему, ныряя в опасную реку, а не занимаясь, скажем, расчлененкой соседей.
Хорошее, хотя и небеспроблемное будущее. Непростые задачи (хотя, на первый взгляд, довольно простые). Новый мир, непонятный, хотя на первый взгляд, понятный, и все его проблемы, кажется, так просто решить. А вот и нет! И в этом большая прелесть книги.
Ну и нормальный язык. Описания, отступления, распространенные предложения. А не клипово-примитивный. Все-таки советские писатели были профессионалами.
Кстати, при желании — можно найти массу антисоветчины. Но ведь не нашли, значит — и желания особого не было.
Буду читать дальше.
фрейзи, 27 октября 2013 г.
Книга о том как опасно смотреть на мир зашоренным взглядом. Можно совершить массу непопрпвимых вещей. Причём не со зла, а искренне пытаясь помочь.
Вот мы можем себе представить, что если на тебя автомат наставили, то стрелять будут вверх, чтоб не задеть случайно? А обитатель системы звезды Даль считает именно так. Можно представить что скоординированными усиллиями множества людей можно спасти целую звезду? А обитатель системы звезды Даль знает точно — это так.
К сожалению, выяснить все основополагающие различия землян и их далёких потоков удалось выяснить поздновато, хотя и главное удалось исправить. Поэтому — главная задача спасателя городов и планет научитьс смотреть на мир широко.
И очень радует что почти все задачи герои решают головой, а не руками-ногами-автоматами.
Грант, 18 июля 2011 г.
И всё-таки — годы спустя — эта книга не просто остаётся одной из моих любимых, но и по достоинству занимает место на полке лучших книг отечественной НФ. Действительно, дело в какой-то неуловимой загадке прозы Михайлова. Современный читатель не встретит здесь детективной динамики, взрывного экшена, погонь за блондинками и тому подобного. А вот любитель социальной фантастики...
Очень оригинальная идея, уникальность темы персонажей, взятых из прошлого, хорошо прописанные характеры (хотя бы соревнование в беге между Георгием и Питеком), отличная поэтичность прозы. Все это создает своеобразный ореол романтизма в этой книге.
Соглашусь с каждым словом fan2mas:
«может быть, и получше надо было «раскрыть тему», но лично для меня эта книга полна какой-то невыразимой прелести и удивительной атмосферы. Далеко не каждый роман даже маститых авторов может такую ауру явить. Михайлову удалось. Он решал чисто технические, политические и прочие проблемы колонизации средствами, будто бы и негодными для НФ — почти поэтическими».
Вот, наверное, секрет. И годы спустя я не могу понять, что же такого притягивает меня в этой книге. Начальные ли строки или простенький с виду финал — и то, и другое врезалось в память намертво? Романтизм, своеобразность характеров, очень смело поднятая социальная проблематика? Уникальность фантастической идеи? Текст, служащий лекарством для настроения? А может, одно, другое и третье? В любом случае, на полку, строго на полку — романтикам, любителям подумать, попереживать и вообще умных книг. Рискну рекомендовать. Финал, в любом случае, оставляет ощущение катарсиса. «Так не будем жалеть себя!» с удовольствием взял девизом.
fan2mas, 2 марта 2011 г.
Книга, которую я прочитал с интересом — и с сомнениями. Частенько хотелось оспорить автора, но... ладно, думаю, дочитаю лучше. Не знаю, может быть, и получше надо было «раскрыть тему», но лично для меня эта книга полна какой-то невыразимой прелести и удивительной атмосферы. Далеко не каждый роман даже маститых авторов может такую ауру явить. Михайлову удалось. Он решал чисто технические, политические и прочие проблемы колонизации средствами, будто бы и негодными для НФ — почти поэтическими. Но то, что получилось — хорошо. А вот продолжение СБМ, по-моему, никудышнее. Наверно, потому, что слишком все разошлось с системой Даль?
Lans, 10 февраля 2009 г.
Это замечательная и добрая повесть. Ее основа — не в создании команды людей из прошлого для решения непосильной потомкам задачи, и не в описании мира будущего. Главное — дух гуманности и человечности. Испытания закаляют и сплачивают героев, показывая эфемерность конфликтов прошлой жизни. Каждому дана возможность преодолеть себя, стать лучше.
Спасибо Владимиру Михайлову за одно из лучших произведений советской фантастики.
Kamil, 8 ноября 2009 г.
Эта книга сыграла важную роль в русской фантастике, ибо до этого считалось, что научная фантастика должна быть эдакой простенько-развлекательной, расчитанной максимум на подростоковый интеллект. Ну а если любители фантастики и постарше возрастом, то полагалось, что они непременно люди недалёкие, если не сказать — недоразвитые. Сложной могла быть научная составляющая, психологизм в этом жанре считался ни к месту. Михайлов был одним из тех, кто изменил это мнение.
Что ещё можно сказать. Идея романа — исключительна. Так далеко в будущее советские фантасты ещё не забредали. И общество там какое-то не героически -коммунистическое. Даже самим летать в космос кишка тонка, посылают людей прошлого. Для того времени писать так было смело.
Персонажи интересные. Особенно яркие и сложные образы Рыцаря и Ульдемира, они меняются, духовно растут к финалу. Остальные звездолётчики попроще и даны схематично.
Всё портит натянутая нравоучительность. Истины нам тут разжёвываются. Сюжет немножко затянут. И, как верно заметил KindLion, с роялями в кустах перебор, а это действует оглупляюще на любой шедевр.
марко, 6 марта 2011 г.
первая книга писателя, которую прочитал, до этого обходил стороной, поскольку никогда не слышал. Знакомство оказалось хорошим, можно сказать,что даже удивлен достаточно высоким уровнем автора. По-первых, книга не лишена некоторой философской основы, во-вторых — это неплохая социалка, в третьих- отношения между героями (психологично достоверны),в общем, книга для тех, кто любит такую ме-д-ленную социально-философскую фантастику
Северина, 23 марта 2009 г.
С этой книги началось мое знакомство с Михайловым. Был очень сложный период в жизни, я была моложе и агрессивней, но над «Сторожем» рыдала и думала, думала и рыдала. Не скажу, что стала много добрее сразу после прочтения, но какое-то влияние эта книга , безусловно, оказала. А зачем еще нужны книги?
antonns, 8 декабря 2009 г.
ДА, вторая часть и последующие — сильнее. Но мы же люди, растем и развиваемся. Да и как сказал Михайлов — «все это была присказка». И, кстати, именно эта книга с раннего детства показала мне, что «есть две стороны медали»... в любых ситуациях. Книга учит именно думать и жить. Возможно, кто то этого и не заметил, но «между строк» — все именно так.
MauroSV, 1 января 2009 г.
Одно из лучших произведений в отечественной фантастике. Действительно сопережеваеш главному герою... С точки зрения философичности роман немного проигрывает продолжению.