fantlab ru

Эрик Фрэнк Рассел «И не осталось никого…»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.31
Оценок:
693
Моя оценка:
-

подробнее

И не осталось никого…

…And Then There Were None

Другие названия: Загадка планеты Гандов; Тайное измерение (И не осталось никого); Упрямая планета

Повесть, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 118
Аннотация:

Космический корабль находит планету, на которой общество — функционирующая анархия. Нет никакого правительства и лидерства — визитёрам приходится лицезреть политико-экономическую систему, полностью основанную на сотрудничестве и доверии, а не на принуждении (хвала мудрому индусу Ганди). И, главное, эта система начинает быстро нравиться твоим подчинённым, объединённым отсутствием интереса к собственному начальству.

© ozor
С этим произведением связаны термины:
Примечание:

Повесть составила основу заключительной части романа The Great Explosion (1962)


Входит в:

— антологию «Stories for Tomorrow», 1954 г.

— роман «Великий взрыв», 1962 г.

— антологию «Science Fiction: the Great Years», 1973 г.

— антологию «The Science Fiction Hall of Fame Volume 2A», 1973 г.

— антологию «Science Fiction Hall of Fame: The Novellas, Book 3», 1975 г.

— журнал «Искатель 1975'6», 1975 г.

— антологию «Exiles», 1977 г.

— антологию «The Mammoth Book of Vintage Science Fiction: Short Novels of the 1950s», 1990 г.

— антологию «Англо-американская фантастика ХХ века», 1990 г.

— антологию «Тайна чёрной шкатулки», 1990 г.

— антологию «Над бездной», 1996 г.

— сборник «Major Ingredients», 1998 г.

— антологию «Give Me Liberty», 2003 г.


Похожие произведения:

 

 


Англо-американская фантастика ХХ века
1990 г.
Тайна чёрной шкатулки
1990 г.
Единственное решение
1993 г.
Миг возмездия
1993 г.
Над бездной
1996 г.
Зловещий барьер
2002 г.
Эта безумная Вселенная
2005 г.
Ниточка к сердцу
2022 г.

Периодика:

Искатель № 6 1975
1975 г.

Самиздат и фэнзины:

Великий взрыв
2018 г.

Аудиокниги:

Англо-американская фантастика XX века
2007 г.

Издания на иностранных языках:

Stories for Tomorrow
1954 г.
(английский)
Stories for Tomorrow
1955 г.
(английский)
Science Fiction: The Great Years
1973 г.
(английский)
Science Fiction: The Great Years
1974 г.
(английский)
Science Fiction Hall of Fame Volume 2A
1974 г.
(английский)
Science Fiction Hall of Fame: The Novellas, Book 3
1975 г.
(английский)
Science Fiction: The Great Years
1977 г.
(английский)
Exiles
1977 г.
(английский)
Exiles
1978 г.
(английский)
The Mammoth Book of Vintage Science Fiction: Short Novels of the 1950s
1990 г.
(английский)
The Mammoth Book of Vintage Science Fiction: Short Novels of the 1950s
1990 г.
(английский)
Give Me Liberty
2003 г.
(английский)
Freedom!
2006 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Любимая с детства повесть, читанная в «Искателе», в чудесном переводе и иллюстрациями Макарова. Оглядываясь на этот маленький шедевр, понимаешь — это-повесть о мечте.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Мечте, в которой человечно-фермерский спокойный мирок без особых усилий дает отпор галактической империи с огромными кораблями, военщиной и бюрократией.

Хотя сейчас понимаешь, что вопросы, заданные в рецензии skein, вполне здравы.

И ведь недаром Ганди со своим непротивлением одержал победу над колониальной империей, у которой уже во многом выпали зубы. Если бы планета гандов попалась на пути каких-нибудь галактических фашистов, то... И представить страшновато. Видимо, абориген интуитивно чувствовал, что землянин все-таки стрелять не готов. А, скажем, взятые в заложники близкие, подкуп самых больших подлецов, показательные расстрелы и гуманитарные бомбардировки вполне могут привести непокорных анархистов в повиновение.

Особенно, если под чистенькими уютными деревнями находится руда какого-нибудь турбидия или бернуллия.

Так что этот рассказ (или маленькая повесть) — это именно рассказ о мечте. Очень хорошо написанный, ироничный, добрый.

Оценка: 10
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Из чего же состоит фантастический рассказ об экспедиции на неисследованную планету? В первую очередь, из множества загадок: незнакомые флора и фауна, климат и инопланетяне. То есть, интригующих моментов очень много. Вот и в рассказе Эрика Фрэнка Рассела инопланетяне — самый загадочный элемент повести. На самом деле, инопланетяне — это люди. Но столь отличимы они по своему мировоззрению от «хомо сапиенсов», составляющих экспедицию, что кажутся полными антиподами. Автору умело удалось заинтриговать меня именно загадками поведения расы гандов (людей, проживших триста лет без контактов с землянам с момента начала колонизации планеты).

Жизненный уклад на планете похож на утопию. Нет правителей, нет денежного оборота, экономика построена на взаимообмене обязанностей по принципу: «ты — мне, я — тебе». То есть, всё в этом обществе построено на доверии. Помню, как в одной из книг по выживанию в период кризисов, в том числе и экономическом, говорилось об одном канадском городке, где в ходу помимо денежных знаков, были ещё и человеко-часы. Принцип таков: скажем, стоматолог тратит своё время на лечение зуба сапожника. Потом, в нужный момент, сапожник возвращает долг, потратив время на оказание услуги стоматологу. Итог: инфляции нет, финансовых махинаций нет, а доверие друг другу создаёт приятный микроклимат в обществе.

Впрочем, автор устами одного из персонажей критикует экономическую модель планеты гандов. Поэтому нельзя сказать, что писатель витал в облаках, описывая устройство общества, построенного на доверии.

Естественно, что само слово «ганды» уже должно дать намёк читателю, почему же бывшие колонисты именно так себя назвали. И, моральное оружие, которое они применили против землян — антигандов, имеет вполне земную природу, но оказалось неимоверно эффективным, хотя и не несёт никакой физической опасности.

Рассказ, по большей части, не фантастика, а попытка автора высмеять современный уклад нашей жизни, наполненный ненужными условностями и бюрократическим беспределом. Описанием жизни гандов Рассел даёт читателю глоток свежего воздуха, чтобы через противопоставление социального уклада гандов и антигандов показать возможную жизнь в обществе, построенном на доверии и сотрудничестве.

Оценка: 9
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

На одну из сравнительно недавно заселенных планет прилетает имперский посол, которому доверено «прибрать к рукам» как саму планету, так и ее население. Но сия простая вроде бы задача оказалась невыполнимой, ибо население планеты не было настроено признавать над собой какую-нибудь власть... Любители приключенческой фантастики будут сильно разочарованы узнав, что никаких интересных событий в повести не будет, ибо перед нами — один из ярких образцов социальной фантастики. Автор литературно-развлекательным языком излагает нам очередную утопическую систему организации общества — общества «круговой поруки». Ее основу составляют не приснопамятные деньги, а т.н. «обы» — взаимные обязательства граждан друг перед другом. Мысль поменять содержание общественной ценности приходила на ум писателям постоянно. У Ефремова эквивалентом денег была общественная полезность человека, его потенциал в области внедрения новых идей и решений, а у Лукьяненко — своеобразные «трудодни», символизирующие время, затраченное на решение общественно-значимых задач. Думаю, что автор повести был далеко не первым, кто задумался о модернизации указанной проблемы. Решение, им предложенное, кстати, далеко не идеальное и потому чисто символическое (недаром для его изложения использован ироничный тон). Сработать оно могло только в том обществе, которое еще полностью не сформировалось, не успело выбрать свои принципы и цели. Поэтому автору и понадобилась девственно-чистая планета, заселенная инакомыслящими гражданами Империи. Старый порядок пришелся им не по душе и они оказались лишними во всех смыслах этого слова. Протестовать бесполезно: имперский мир уже окончательно сформирован и ревизии не подлежит. Единственный выход — улететь на неосвоенную планету и начать там всё «с нуля». Но главное всё же в произведении не это, а в столкновении нового мироустройства со старым. Оно хоть и слишком идеализировано, но всё же носит характер морального конфликта, где важную роль играют принципы каждого конкретного человека в отдельности. Грубо выражаясь, колонисты воюют оружием идейным, а не физическим. Говоря о своем видении мироустройства, они закладывают в душу своего собеседника мину замедленного действия — того самого «червя сомнения», который заставляет каждого из нас критически смотреть на окружающий его мир. Весь сюжет произведения как раз и показывает этого «червя» в действии. Результатом его работы будет полный провал имперской миссии из-за массового дезертирства личного состава корабля. Ведь общество, построенное на принципах гандизма, в середине прошлого века казалось более привлекательным, нежели общество «массового потребления».

-------------

РЕЗЮМЕ: социальная агитка о преимуществах общества, основанного на свободных личных взаимоотношениях своих граждан, перед обществом с ранжированной социальной структурой. Утопия, конечно, но не лишенная определенного изящества.

Оценка: 7
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Не смотря на мою критическую оценку по-серьёзному, всё-таки стоит отнестись к рассказу с изрядной долей юмора — это отрезвляет.

А теперь критика, сопряжённая с повесткой сегодняшнего дня.

«А если бы люди одного полушария разом прыгнули — планета сошла бы с орбиты?»

1. Тактика гражданского неповиновения по Ганди зиждется на

-Отказе от насилия

-Готовности переносить боль и страдания

Общественное поведение многогранно и пластично. Именно поэтому весьма вероятно, что Ленивых Джеков появилось бы достаточно, чтобы сколотить ОПГ. Именно поэтому весьма вероятно, что быстро найдутся вынужденные подчиниться. Практика рабовладельческого строя подтверждает это.

2. Сообщество, где интересы социального взаимодействия сильно сдвинуты в сторону удовлетворения индивидуальных потребностей, в первую очередь. Анархизм-индивидуализм + средневековый аграрный тип экономики с мелкотоварным производством. Есть намёк на анархо-капитализм, но там надо смотреть на организацию производства, а здесь она слабо описана. Коммунизмом тут и не пахнет — нет обобществлённых средств производства.

Как организована медицина, образование? Многие не представляют жизнь без туалетной бумаги и техноприблуд. Так что трижды надо подумать, если кому-то захотелось именно такой свободы.

3. На борту автономного судна, где его функционирование критически зависит от работы определённой части экипажа отсутствует полирук? Или судно не считается частью государства, а у государства нет наказания за преступления против управления и строя? Команда — сплошь скрытые анархисты, а руководство сплошь законопослушное?

4. Кроме ресурсов рабсилы есть ещё ресурсы природных недр, почвы и лесов. Как только сюда прибудут эффективный собственник и начнёт там добычу ништяков, без заботы об окружающих аборигенах, посмотрим, как эти «На'ви» будут «не сопротивляться».

5. «В таком возрасте, а позволяет кому-то собой командовать» — а я думал неповиновение по принципу «потому что — потому» называется инфантилизмом.

Заключение: Данный рассказ, хоть и выглядит, как небольшой юмористичный набросок, побуждает меня серьёзно задуматься о современном обществе, раскрыть такие понятия, как: Капитализм, Социализм, Фашизм. Сегодня, в рыночных условиях, если ты уволен, можешь сколько угодно не подчиняться. Необходимо законное неподчинение (пока оно законно) — забастовки, или незаконное, но тогда активное, с поддержкой населения. Но что-то мне подсказывает, что активная форма с поддержкой населения требует объединение ресурсов в руках сообщества, с принятием решений и их исполнения. А это явно противно части населения, но «свободно» бухтеть на кухне самое то!

Ещё раз, стоит отнестись к рассказу с изрядной долей юмора. И рекомендую к прочтению У. ле Гуин «Обездоленные», но он серьёзный и, быть может, занудный. И там, и здесь общество строится на отдельно взятой планете с идеологией за пазухой. Проведите параллели.

Оценка: 9
– [  18  ] +

Ссылка на сообщение ,

[p]История о том, что власть существует лишь там и тогда, где и когда управляемые согласны подчиняться командирам. Рассел сделал попытку развить в планетарном масштабе теорию ненасильственного сопротивления Махатмы Ганди. В результате у писателя получилось анархическое общество, в котором отсутствует вертикаль власти, а все организационно-экономические взаимодействия строятся на основе горизонтальных ассоциаций и обмена. Мечта анархистов. И в целом весьма привлекательная для жизни разумного и трудолюбивого человека среда.

[p]Однако, существовать такая среда может только там, где практикующие властную вертикаль сопредельные цивилизации достаточно продвинулись в развитии, чтобы воздерживаться от силового урегулирования конфликта в обход закона. Офицеры земного космофлота у Рассела действуют строго по уставу, и устав этот достаточно корректен — в нем четко прописаны полномочия каждого офицера и случаи, когда может быть применено насилие. А уровень личной сознательности офицеров и самого капитана таков, что нарушение устава для них неприемлемо — они люди правила. Именно поэтому визит имперского посла на непокорную планету завершился поспешным отлетом землян, а не кровавой бойней.

[p]Рассел попытался противопоставить общество, основанное на принуждении, которому подчиняются, и общество свободное, где никто не вправе приказывать другому. Но, как часто бывает в социальной фантастике, показал он нечто иное и, наверное, большее. Свобода возможна лишь там, где ей не противостоит грубая тупая сила.

[p]Махатма Ганди учил: «Моё убеждение таково, что никакой человек не теряет свободу иначе как через свою собственную слабость».

[p]На примере повести мы видим, что свобода возможна лишь там, где собственную слабость не проявляет каждый человек. Сопротивление всегда индивидуально, но эффективно оно лишь тогда, когда сопротивляется каждый индивидуум. Земляне неожиданно открывают для себя эту истину. И одни остаются с гандами, а другие улетают.

[p]Улетают, и тем самым показывают, что на иерархической имперской Терре общество тоже изменилось. При всех недостатках, это общество, в котором работают принципы из пушкинской «Вольности». И только поэтому самоуверенные ганды остались живыми свободными.

[p]Повесть поучительная и немного грустная. Увы, но нам до уровня самосознания гандов — как до Луны пешком. И до уровня самодисциплины капитана имперского космического корабля столько же. Но предложенный вариант будущего всё-таки обнадеживает — есть к чему стремиться, не всё так плохо в гомо сапиенсах.

Оценка: 10
– [  -4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Уже второй прочитанный мною длинный рассказ Расслела на социальную тематику, и начинает складываться впечатление... Автору с его крайне левыми идеями не повезло творить во времена маккартизма (не знаю тонкостей истории 1950-х в ЮК, но подозреваю что тенденции из США проникли и туда). Поэтому открыто восхищатся идеями большевиков 1920х как бы не получалось, а вот Ганди пошел на ура.

Идею книги описывать особого смысла нет. По степени продуманности она подходит где-то для аудиторий журналов «Мурзилка» и ЮТ. Любой читатель, переживший на своей шкуре безденежный, бартерный период конца 1980-х — начала 1990-х с ОБами в виде «чеченских авизо» и «билетов МММ» от подобных предложений в стиле «взять все и отказать» (С) Шариков ) будет бежать как от огня. В маня-деревеньке на сто дворов еще можно толстовничать, но вот за ее пределами.. даже не хочется тратить время на описание десятков проблем и неразрешимых вопросов. Деньги может и зло, но почему-то 99.95% цивилизаций Земли таки додумались до них, а не гандизма.

Оценка: 5
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

После прочтения этой истории в голову пришла такая мысль: интересно, сколько бы продержался весь государственный аппарат, если бы вдруг подавляющее большинство молча перестало платить налоги и выполнять приказы начальников? Ведь наше общество с точки зрения анархистов-гандистов очень странное — виноваты во всех бедах не только те, кто заставляет, но и те, кто отказывается от свободы и добровольно подчиняется...

Оценка: 9
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Перечитал и задумался: а в чём фишка-то? Обычная монетарная система, разве что расплачиваются не банкнотами а устными векселями. Уверен, через десяток-другой лет будут расплачиваться векселями письменными (так удобнее передавать свои обязательства другому, скажем, жителю другого города), а это уже практически прямое денежное обращение.

Я уж не говорю о том, что такая политическая система принципиально нежизнеспособна.

Оценка: 5
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Почему решил прочитать: вообще-то, я хотел прочитать роман «Великий взрыв» Рассела, но нигде не смог его найти. В процессе узнал, что данный роман написан на основе повести. Решил прочитать хотя бы повесть. Рассела уважаю за его остроумную и неглупую «Осу».

В итоге: Милая, но примитивная и нежизнеспособная фермерская утопия про последователей Ганди, напомнившая мне идеи Айн Рэнд.

Повесть имеет, в основном, ностальгическую и фантастиковедческую ценность, ибо, как и большинство утопий, общество натурального обмена, описанное в повести, не выдерживает никакой критики. В таком обществе не будет ни науки, ни искусства, ни социальной поддержки незащищённых слоёв. Такое анархическое, горизонтальное общество не сможет противостоять внешним угрозам, недобросовестности акторов и многим другим вызовам. Не говоря уж о человеческой природе.

7(ХОРОШО)

Оценка: 7
– [  22  ] +

Ссылка на сообщение ,

Написано с обычным для Рассела блеском и юмором. Но это одна из книг, где содержание интереснее формы. По содержанию — анархо-капиталистическая утопия. Воплощённая мечта Айн Рэнд: все отношения между людьми сведены к коммерческому договору («ты мне, я тебе»), все функции государства приватизированы, абсолютная личная свобода (в рамках упомянутого договора, конечно). Плюс ненасилие, которое вообще-то необязательно. У Винджа есть более реалистичный вариант подобного общества с частными армиями и правосудием. Книга написана в стиле всех плохих утопий: сторонники утопии поголовно мудры, противники — исключительные идиоты, дискуссия с их стороны сводится к беспомощному блеянию, разбивающемуся об непоколебимые доводы гандов. Кому как, но мне общество людей, связанных друг с другом исключительно куплей-продажей, отвратительно. Очень характерный эпизод — землянин пытается угостить девушку мороженым «просто так», та в ужасе отказывается — ведь она попадёт к нему в долг! Непрерывная калькуляция обов, отсутствие понятий «бескорыстие», «дружба», «подарок»... Любопытно, а как они поступают с инвалидами, которые физически не в состоянии расплатиться? Устойчивость и эффективность общества также порождает сомнения. Как осуществляется финансирование науки и других областей, не приносящих немедленной пользы? Что делать, если Ленивые Джеки объединятся в вооружённую банду? Или вместо расселовских беспомощных землян прилетит кто-нибудь пожёстче? И т.д.

Оценка: 6
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Повесть — в некотором роде пацифистская утопия, очень гуманная и оптимистичная. Но в тоже время совершенно слабая, пафосная и наивная до глупости. Необычное утопическое общество с ещё более необычными утопическими взаимоотношениями на проверку оказывается не более чем идеализированным, упрощённым до предела (или до идиотизма) деревенским вариантом капитализма. Читается повесть легко, но осадок остаётся неприятный, как будто читал не фантастику, а простенький и уже порядком устаревший политический памфлет, где важна только идея и совершенно не требуется никакой оболочки, формы. Как памфлет — очень хорошо, как фантастика — увы, никак ...

Оценка: 5
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

В своё время коммунисты мечтали построить такое общество, которое описано в данном произведении, но очень сильно споткнулись в самом начале в попытке вывести нового человека этого будущего. Не получился новый человек, просто не получился, так как человек всегда останется человеком и работать никогда не будет, если его не заставлять либо палкой, либо пряником. Но заставлять, хотя сейчас это называют мотивацией, правда суть всё-равно одна. А так идеалистическая мечта о несбыточном Рае.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Комментируемый рассказ из купленной мной книги: Э.Ф.Рассел-И ни осталось никого. Небольшой рассказ напоминает идеальную версию применения КОБ генерала Петрова «Обществознание» в практике... Прибывшие на планету захватчики начинают «процедуру административного приветствия и установления контакта», однако с удивлением отмечают что ни одна привычная схема получения информации и внедрения «во властные верхи» тут не работает... а «местные аборигены» то ли непроходимо тупы то ли представляют из себя жителей некоего мифического «города Солнца», где каждый живет только лишь по собственной совести и никому ничего не должен...

Оценка: нет
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Как же тяжело мне далась эта повесть... Написана в ключе Гаррисона, но, естественно, до него. Провожу некоторые параллели с другим Гигантом, любимым в России — Робертом Шекли. Сейчас объясню. У обоих рассказы, словно молнии, жалят и показывают всё красивое и отвратительное, приправляются юмором или сатирой, и подаются читателям. У обоих, как только объем начинает превышать размеры обычного рассказа, раздуваясь до повести или, того хуже, романа — вся прелесть мгновенно теряется. Тяжко написанная и поданная история.

Оценка: 3
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прекрасная повесть. Смешная сатира — лучшая из возможных. По ходу чтения возникло стойкое подозрение, что нечто подобное я уже читал, причём довольно давно. Долго мучился, потом вспомнил: неподражаемо смешное общение землян и гандов очень напоминает допрос генералом Баан-Ну одного жевуна в повести Александра Волкова «Тайна заброшенного замка». Решительно никаких обвинений, но уверен, что эту повесть Рассела Александр Мелентьевич читал.

Видимо в случае с этой историей, как и во многих других его произведениях, где ярко проявляется антимилитаристская и антинасильственная позиция автора, главным для Эрика Рассела было ещё разок щёлкнуть по носу всё то, что он так не любил. А именно: милитаристов, военщину а-ля пентагоновские ястребы, сторонников теории «сильной руки». И откровенно говоря, удалось ему это блестяще. Но вместе с тем, произведение оставляет по себе больше вопросов, чем ответов. Создавая общество, способное противостоять оголтелому авторитаризму, писатель сделал его таким, что мне лично из этих двух вариантов более симпатичен именно авторитарный, а не тот рациональный индивидуализм, что царит на планете гандов. Справедливо подмечено в предыдущих отзывах, что совершенно непонятно, как в таком социуме могут выживать инвалиды, сумасшедшие. Наверняка нелегко приходится и людям творческих профессий — музыкантам, художникам, поэтам. На планете настоящий триумф честности, зато пропали, истаяли дымкой бескорыстие и великодушие. Кроме того, моё чувство недоверия просыпается в тот момент, когда один из гандов отказывается выполнять приказ землянина даже под угрозой смерти — мол с мёртвого нельзя получить вообще ничего, так зачем тебе меня убивать? К сожалению, из реальной жизни мы все знаем, насколько зыбко и ненадёжно это суждение. Убить можно и из-за тупой злобы или ярости и в холодном расчёте запугать этой смертью следующую жертву. И зря Рассел приплёл сюда Мохатму Ганди, который и вправду изобрёл и применил пассивное сопротивление как форму социальной борьбы, но впоследствии он же первый и призвал отказаться от этого метода, когда решил, что индийский народ не готов к нему.

Но заканчиваю с критикой — её слишком много как для положительного отзыва и оценки десять. Несмотря на всё вышесказанное, повесть была, есть и остаётся одной из лучших не только в творчестве автора, но и во всей британской фантастике.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх