FantLab ru

Эрик Фрэнк Рассел «И не осталось никого…»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.38
Голосов:
501
Моя оценка:
-

подробнее

И не осталось никого…

…And Then There Were None

Другие названия: "Загадка планеты Гандов"; "Тайное измерение"; "Упрямая планета"

Повесть, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 83
Аннотация:

Космический корабль находит планету, на которой общество — функционирующая анархия. Нет никакого правительства и лидерства — визиторам приходится лицезреть политико-экономическую систему, полностью основанную на сотрудничестве и доверии, а не на принуждении (хвала мудрому индусу Ганди). И, главное, эта система начинает быстро нравиться твоим подчиненым, объединенным отсутствием интереса к собственному начальству.

© ozor
Примечание:

Повесть составила основу заключительной части романа The Great Explosion (1962)

Входит в:

— сборник «Major Ingredients», 1998 г.

— антологию «Exiles», 1977 г.

— антологию «Science Fiction Hall of Fame Volume 2A», 1973 г.

— антологию «Science Fiction: the Great Years», 1973 г.

— журнал «Искатель» 1975'6», 1975 г.

— антологию «Англо-американская фантастика ХХ века», 1990 г.

— антологию «The Mammoth Book of Vintage Science Fiction: Short Novels of the 1950s», 1990 г.

— антологию «Тайна чёрной шкатулки», 1990 г.

— антологию «Над бездной», 1996 г.

— антологию «Give Me Liberty», 2003 г.

— антологию «Stories for Tomorrow», 1954 г.

— роман «Великий взрыв», 1962 г.


Похожие произведения:

 

 


Англо-американская фантастика ХХ века
1990 г.
Тайна чёрной шкатулки
1990 г.
Единственное решение
1993 г.
Миг возмездия
1993 г.
Над бездной
1996 г.
Зловещий барьер
2002 г.
Эта безумная Вселенная
2005 г.

Периодика:

«Искатель» № 6, 1975 год (№90)
1975 г.

Аудиокниги:

Англо-американская фантастика XX века
2007 г.

Издания на иностранных языках:

Stories for Tomorrow
1954 г.
(английский)
Stories for Tomorrow
1955 г.
(английский)
Science Fiction: The Great Years
1973 г.
(английский)
Science Fiction: The Great Years
1974 г.
(английский)
Science Fiction: The Great Years
1977 г.
(английский)
Give Me Liberty
2004 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  16  ]  +

Ссылка на сообщение , 20 марта 2012 г.

Написано с обычным для Рассела блеском и юмором. Но это одна из книг, где содержание интереснее формы. По содержанию — анархо-капиталистическая утопия. Воплощённая мечта Айн Рэнд: все отношения между людьми сведены к коммерческому договору («ты мне, я тебе»), все функции государства приватизированы, абсолютная личная свобода (в рамках упомянутого договора, конечно). Плюс ненасилие, которое вообще-то необязательно. У Винджа есть более реалистичный вариант подобного общества с частными армиями и правосудием. Книга написана в стиле всех плохих утопий: сторонники утопии поголовно мудры, противники — исключительные идиоты, дискуссия с их стороны сводится к беспомощному блеянию, разбивающемуся об непоколебимые доводы гандов. Кому как, но мне общество людей, связанных друг с другом исключительно куплей-продажей, отвратительно. Очень характерный эпизод — землянин пытается угостить девушку мороженым «просто так», та в ужасе отказывается — ведь она попадёт к нему в долг! Непрерывная калькуляция обов, отсутствие понятий «бескорыстие», «дружба», «подарок»... Любопытно, а как они поступают с инвалидами, которые физически не в состоянии расплатиться? Устойчивость и эффективность общества также порождает сомнения. Как осуществляется финансирование науки и других областей, не приносящих немедленной пользы? Что делать, если Ленивые Джеки объединятся в вооружённую банду? Или вместо расселовских беспомощных землян прилетит кто-нибудь пожёстче? И т.д.

Оценка: 6
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение , 16 июля 2016 г.

[p]История о том, что власть существует лишь там и тогда, где и когда управляемые согласны подчиняться командирам. Рассел сделал попытку развить в планетарном масштабе теорию ненасильственного сопротивления Махатмы Ганди. В результате у писателя получилось анархическое общество, в котором отсутствует вертикаль власти, а все организационно-экономические взаимодействия строятся на основе горизонтальных ассоциаций и обмена. Мечта анархистов. И в целом весьма привлекательная для жизни разумного и трудолюбивого человека среда.

[p]Однако, существовать такая среда может только там, где практикующие властную вертикаль сопредельные цивилизации достаточно продвинулись в развитии, чтобы воздерживаться от силового урегулирования конфликта в обход закона. Офицеры земного космофлота у Рассела действуют строго по уставу, и устав этот достаточно корректен — в нем четко прописаны полномочия каждого офицера и случаи, когда может быть применено насилие. А уровень личной сознательности офицеров и самого капитана таков, что нарушение устава для них неприемлемо — они люди правила. Именно поэтому визит имперского посла на непокорную планету завершился поспешным отлетом землян, а не кровавой бойней.

[p]Рассел попытался противопоставить общество, основанное на принуждении, которому подчиняются, и общество свободное, где никто не вправе приказывать другому. Но, как часто бывает в социальной фантастике, показал он нечто иное и, наверное, большее. Свобода возможна лишь там, где ей не противостоит грубая тупая сила.

[p]Махатма Ганди учил: «Моё убеждение таково, что никакой человек не теряет свободу иначе как через свою собственную слабость».

[p]На примере повести мы видим, что свобода возможна лишь там, где собственную слабость не проявляет каждый человек. Сопротивление всегда индивидуально, но эффективно оно лишь тогда, когда сопротивляется каждый индивидуум. Земляне неожиданно открывают для себя эту истину. И одни остаются с гандами, а другие улетают.

[p]Улетают, и тем самым показывают, что на иерархической имперской Терре общество тоже изменилось. При всех недостатках, это общество, в котором работают принципы из пушкинской «Вольности». И только поэтому самоуверенные ганды остались живыми свободными.

[p]Повесть поучительная и немного грустная. Увы, но нам до уровня самосознания гандов — как до Луны пешком. И до уровня самодисциплины капитана имперского космического корабля столько же. Но предложенный вариант будущего всё-таки обнадеживает — есть к чему стремиться, не всё так плохо в гомо сапиенсах.

Оценка: 10
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение , 29 июня 2013 г.

Прекрасная повесть. Смешная сатира — лучшая из возможных. По ходу чтения возникло стойкое подозрение, что нечто подобное я уже читал, причём довольно давно. Долго мучился, потом вспомнил: неподражаемо смешное общение землян и гандов очень напоминает допрос генералом Баан-Ну одного жевуна в повести Александра Волкова «Тайна заброшенного замка». Решительно никаких обвинений, но уверен, что эту повесть Рассела Александр Мелентьевич читал.

Видимо в случае с этой историей, как и во многих других его произведениях, где ярко проявляется антимилитаристская и антинасильственная позиция автора, главным для Эрика Рассела было ещё разок щёлкнуть по носу всё то, что он так не любил. А именно: милитаристов, военщину а-ля пентагоновские ястребы, сторонников теории «сильной руки». И откровенно говоря, удалось ему это блестяще. Но вместе с тем, произведение оставляет по себе больше вопросов, чем ответов. Создавая общество, способное противостоять оголтелому авторитаризму, писатель сделал его таким, что мне лично из этих двух вариантов более симпатичен именно авторитарный, а не тот рациональный индивидуализм, что царит на планете гандов. Справедливо подмечено в предыдущих отзывах, что совершенно непонятно, как в таком социуме могут выживать инвалиды, сумасшедшие. Наверняка нелегко приходится и людям творческих профессий — музыкантам, художникам, поэтам. На планете настоящий триумф честности, зато пропали, истаяли дымкой бескорыстие и великодушие. Кроме того, моё чувство недоверия просыпается в тот момент, когда один из гандов отказывается выполнять приказ землянина даже под угрозой смерти — мол с мёртвого нельзя получить вообще ничего, так зачем тебе меня убивать? К сожалению, из реальной жизни мы все знаем, насколько зыбко и ненадёжно это суждение. Убить можно и из-за тупой злобы или ярости и в холодном расчёте запугать этой смертью следующую жертву. И зря Рассел приплёл сюда Мохатму Ганди, который и вправду изобрёл и применил пассивное сопротивление как форму социальной борьбы, но впоследствии он же первый и призвал отказаться от этого метода, когда решил, что индийский народ не готов к нему.

Но заканчиваю с критикой — её слишком много как для положительного отзыва и оценки десять. Несмотря на всё вышесказанное, повесть была, есть и остаётся одной из лучших не только в творчестве автора, но и во всей британской фантастике.

Оценка: 10
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение , 14 марта 2012 г.

Если я попадаю в похожую на патовую ситуацию я всегда повторяю фразу «И не осталось никого...». недоумевающим поясняю, — что это — очень точный по смыслу перевод названия гениальной повести Эрика Френка Рассела.

Люди, отказавшиеся от насилия и при этом победившие его крайнюю форму. Да, это звучит наивно, но тихая мирная спокойная жизнь ради жизни — не этому ли каждый рано или поздно приходит?

Однако, есть и другое, что меня на всю жизнь замагнитило — название! Что-то тоскливо-обреченное, грустное, интеллектуально схожее с вечными и безнадежными поисками человеком смысла существования...

Оценка: 10
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение , 9 декабря 2008 г.

Этот рассказ очень типичен для творчества Рассела. Автор терпеть не мог бестолковые армейские порядки, бюрократизм, и неоднократно высмеивал их очень жестко. А вот в этом рассказе Рассел попытался показать альтернативный вариант развития человеческого общества, основанный на непротивлении злу силой, на самоорганизации. И все получилось очень хорошо и убедительно. Вот только существование такого общества без принципиального изменения человеческого характера, увы, невозможно. Ну а второй недостаток данного рассказа — он несколько скучноват. Нет в нем ни ярких героев, ни насыщенного действия.

Оценка: 7
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 31 октября 2013 г.

Я перечитывала эту повесть Рассела раз 5. Первый раз она вызвала у меня бурный внутренний протест: этого не может быть. Да, человек может не бояться смерти (что, все общество поголовно?), но все боятся боли для себя или близких. Механизмы запугивания и принуждения отработаны веками. Вот интересно, как в этом обществе дети расплачиваются с родителями? Ведь к совершеннолетию ребенок стоит дороже яхты? А чем может заплатить врачу безнадежно больной?

А потом задумалась, зачем понимать так буквально. Это ведь не готовый рецепт. Это даже не совет — намек. Каждый человек должен уметь (хотя бы раз в жизни) твердо сказать «Нет и точка». Это примерно тоже самое, что русский классик выразил фразой «выдавливать из себя раба». И если вам лезут в душу, или пытаются в нее плевать, надо уметь ответить «ЗАССД«! Это и есть внутренняя свобода. Другое дело, что обратная сторона любой свободы — одиночество. Абсолютно свободен только тот, кто одинок. Именно поэтому ганды боятся принять то, за что они могут не расплатиться. Это вопрос выбора. Я думаю, эта история о выборе, о преимуществах и цене свободы.

Оценка: 10
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 12 марта 2012 г.

У меня есть три любимых произведения Рассела:

1. И послышался голос...

2. Аламагуса

3. И не осталось никого...

Особенно люблю его неподражаемый ироничный стиль. Он вообще один из лучших фантастов-сатириков (если такое определение вообще корректно). «И не осталось никого...», на мой взгляд, вообще шедевр. Причем, отнести эту повесть к фантастике вообще можно лишь с большой натяжкой. Космический антураж здесь не более, чем декорация к очень едкой и в то же время очень смешной сатире.

Я эту вещь впервые прочитал в возрасте 13 лет в «Искателе» и после этого перечитывал не меньше 10 раз.

Очень рекомендую всем

Оценка: 10
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 15 июня 2011 г.

Был у меня этот номер «Искателя». Дрожала над ним, дрожала, но все равно, чьи-то «добрые ручки» утащили. Зато сколько было радости спустя 15 лет, когда приобрела сборник Рассела! Первое, что следует отметить — великолепный язык и потрясающий юмор. Отдельно хочется сказать «СПАСИБО» и выразить уважение переводам Ю. Зараховича. Это высший класс! (У меня еще есть советское издание «Дневников «Адриана Моула» в его блистательном переводе. Современные переводчики — в пыль не попадают! За два его слова — «чухня» и «раскосец» — нужно премии давать.)

И второе — идея гражданского неповиновения в стиле М. Ганди! Да, может, наивно, но стоит задуматься: при современных инф. технологиях подбить какую-то пассионарную часть общества заявить «ЗАССД», «НЕТ — и точка!»

Это уже и не так уж наивно...

Оценка: 10
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 9 мая 2008 г.

Интересно, что бы делали эти непротивленцы, если бы военные применили силу.

Оценка: 7
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 31 октября 2012 г.

А мне рассказ понравился! Можно, конечно, покопаться в поисках глубокого смысла, или порассуждать о недостатках подобной общественно-экономической системы, а можно просто прочитать и получить удовольствие и от сюжета, и от стиля изложения, что я и предпочла сделать))

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 4 апреля 2007 г.

Такое возможно только в очень маленьком обществе. Правильно было сказано, что все в городе знают друг друга, да и в других городах есть знакомые. И не была затронута проблема преступлений. Отказ работать это не то.

Оценка: 9
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 24 сентября 2010 г.

Отличная утопия, показывающая, каким могло быть наше общество, если бы все были честными. Естественно, это нереально в принципе, что для утопии характерно, за что я утопические идеи и не люблю. Однако, данная повесть понравилась очень и очень. А поверх утопии наложена меткая антибюрократическая и антивоенная сатира. Всячески рекомендую к прочтению.

Оценка: 10
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 13 марта 2007 г.

Рассказ, прочитанный в детстве в «искателе» запомнился накрепко. Иванов не прав — принципиальное отличие описанного общества от капитализма/коммунизма/социализма в том, что это — действующая анархия.

Вот только прав Kurok — такое общество устойчивым не будет, природе человека не соответствует. Важная поправка, с которой такая модель может заработать приведена в [work=4770]рассказе Громова «Уступчивые»[/work]

Оценка: 9
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 28 августа 2006 г.

Наличку заменил безналом — вот и всё уникальное общество. А так — обычный капитализм, только меры воздействия несколько иные. Я бы в таком мире жить категорически не захотел. Сразу видно, что автор советских утопий не читал :)

Оценка: 7
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение , 25 августа 2008 г.

Патернализм — это название системы, в которой власти удовлетворяет наши потребности, и взамен имеют право навязывать нам определенное поведение — и публичное, и частное.

Система очень хорошо действует внутри «Babylon System».

Здесь можно было бы возразить, но вспомните о взаимопроникновении бесконечности систем.

Нет, и Точка

---

моё мнение с удовольствием не совпадёт с истиной

Оценка: нет


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх