FantLab ru

Урсула К. Ле Гуин «Техану. Последнее из сказаний о Земноморье»

Техану. Последнее из сказаний о Земноморье

Tehanu: The Last Book of Earthsea

Другие названия: Техану. Последняя книга Земноморья

Роман, год; цикл «Земноморье»

Перевод на русский: И. Тогоева (Техану, Техану. Последнее из сказаний о Земноморье, Техану: Последняя книга Земноморья), 1993 — 9 изд.
С. Славгородский (Техану), 1994 — 1 изд.
Перевод на украинский: А. Саган (Техану), 2005 — 2 изд.

Жанровый классификатор:

Всего проголосовало: 78

 Рейтинг
Средняя оценка:7.53
Голосов:1138
Моя оценка:
-
подробнее

Аннотация:


Гед завершил своё путешествие в те места, где нет места живущим, и смог вернуться назад. Постаревший и обессиленный приходит он к Тенар, женщине которую он когда то вытащил из мрачных подземелий Атуана.

Входит в:


Награды и премии:


лауреат
Небьюла / Nebula Award, 1990 // Роман

лауреат
Локус / Locus Award, 1991 // Роман фэнтези

лауреат
Великое Кольцо, 1993 // Крупная форма (перевод)

Номинации на премии:


номинант
HOMer Awards, 1990 // Роман фэнтези

номинант
Мифопоэтическая премия / Mythopoeic Awards, 1991 // Мифопоэтическая премия фэнтези

номинант
Премия альманаха "Gigamesh" / Premio Gigamesh, 1992 // Фэнтези - Роман (США)

номинант
Премия Академии НФ, фэнтези и хоррора / Cena Akademie Science Fiction, Fantasy a Hororu, 1997 // Фэнтези (США)


Техану. Гробницы Атуана
1993 г.
Земноморье
1994 г.
На последнем берегу
1997 г.
Техану. Гробницы Атуана
1998 г.
Волшебник Земноморья
2002 г.
Волшебник Земноморья
2007 г.
Земноморье
2007 г.
Земноморье. Полная летопись волшебной страны
2007 г.
Техану
2009 г.
На иных ветрах
2016 г.

Издания на иностранных языках:

Техану
2005 г.
(украинский)
Чарівник Земномор'я
2006 г.
(украинский)
The Farthest Shore
2012 г.
(английский)



 

Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  20  ]  +

Ссылка на сообщение , 6 сентября 2013 г.

Люди, которые раздают фантастам премии, большие, знаете ли, молодцы. Благополучно проморгали всю основную трилогию о Земноморье, ежели не считать парочку робких номинаций на что-то там мифопоэтически-зелененькое. Вот пресловутого «Нейроманта», допустим, сразу наградили, а тут что-то долго мялись в сторонке, пока общественное мнение не рявкнуло критикам, что сие есть шедевр...

И тут после длительной паузы выходит в свет «Техану». И становится локусовским небьюлиатом. И у массы читателей возникает подозрение, что роман не такой уж и хороший, что это возвращают старые долги, что это нечто вроде награды за былые заслуги...

И многим откровенно не нравится эта печальная и в некотором роде депрессивная книга, разрушающая ту самую веру в чудеса, что столь тщательно пестовалась на протяжении трех предыдущих романов...

Вместо Великого Мага мы лицезреем теперь уставшего от жизни и утратившего магические способности старика, которому вроде как суждено снова пасти овец и коз на родном острове Гонт. Даже своему другу и королю Лебаннену не хочет он показаться на глаза, стыдясь своей слабости и бесполезности...

А тем, кто хотел узнать, как же сложилась судьба Тенар, предстоит познакомиться с немолодой вдовой фермера, воспитавшей каких-то неудачных детей, а теперь возящейся с обезображенной огнем дочерью нищенки...

И подробностей о козах и курах, о мелкой ворожбе деревенских колдуний, о налоговом гнете, о ворчливых арендаторах здесь больше, чем возвышенных мыслей и героических свершений. Если это и эпос, то не в духе «Илиады», а в духе «Трудов и дней» Гесиода. В смысле, такова суровая правда жизни, что гораздо больше шансов стать не магом и принцессой, а козопасом и вдовой фермера...

Но, уважаемый читатель, не ворчите на сие обстоятельство, а все же дочитайте до конца. И тогда прилетит чудеснейший дракон и перевернет все с ног на голову. И воскресит веру в чудо даже там, где и простое житейское счастье уже сродни чуду...

Оценка: 9
–  [  17  ]  +

Ссылка на сообщение , 5 марта 2009 г.

Кажется, Ле Гуин не мой автор. Но если предыдущие романы меня просто «не зацепили», то этот вызвал прямо-таки отторжение, что обидно, потому что он имел шансы существенным образом изменить мое отношение ко всему циклу в лучшую сторону.

Здесь фокус смещен на человеческие переживания и взаимоотношения, чего, на мой вкус, не доставало предыдущим романам о Геде. Они после прочтения «Техану» предстают в совершенно ином свете — как «расстановка декораций», чтобы иметь возможность поднять более глубокие вопросы: о могуществе и бессилии, о свободе и жизненном выборе, о страхе, который ведет ко злу («Если она будет жить в страхе, то станет творить зло...» — эта фраза мне запомнилась, пожалуй, больше всего), о жестокости, которую можно победить лишь любовью... И это далеко не все, я сейчас пишу этот отзыв, и у меня возникают все новые и новые ассоциации — определенно есть, о чем задуматься.

И вот тут мы подходим к «женской» проблематике. Она вплетена в ткань повествования настолько грубо и нарочито, что совершенно портит впечатление от произведения. И потом, какой же это феминизм — двести с лишним страниц причитать, как тяжело быть женщиной и что «все мужики сво..»? Это нытьем называется, а не феминизмом. И читать это так же неприятно, как выступать жилеткой для человека, злоупотребляющего твоим сочувствием.

Оценка: 6
–  [  16  ]  +

Ссылка на сообщение , 15 января 2011 г.

Агония. С последней вещью случилось то, что проиходит с сюжетами, которые настолько прилипают к автору, что он никак не может с ними расстаться. Чтобы освободиться писатель начинает чудить. Вот что произошло с Ле Гуин. Конан Дойль Шерлока Холмса героически умертвил. А старая феминистка своего героя кастрировала, точно нашкодившего кота. Все в порядке вещей.

Оценка: 4
–  [  15  ]  +

Ссылка на сообщение , 23 июля 2008 г.

Последний роман цикла меня разочаровал. Крайне. Я его прочитала гораздо позже первых трех и, признаться, жалею, что прочитала. Повествование резко спустилось с высот на грешную землю. Даже не спустилось — свалилось. Честно, ну никак я не могу представить Ару-Тенар из «Гробниц Атуана» в роли простой крестьянки, которая штопает мужу носки и рожает детей. Не ее это роль. Да и сам Гед, даже потеряв магическую силу, не должен был превращаться в такое аморфное «не пойми что». Ведь не только колдовская мощь сделала его величайшим из магов Земноморья, но и кое-какие душевные качества и свойства характера. И это не могло быть утрачено вместе с магией.

При этом, в первых трех книгах, автор старательно избегала темы взаимоотношения полов, а тут все вывалилось разом, причем вплоть до физиологии. Плюс куча бесконечных описаний законов и обычаев, ассоциирующихся никак не с Земноморьем, а исключительно со средневековой Англией. Приземленно донельзя.

В общем роман сам по себе и неплох, если бы он был сам по себе. А вот в цикле «Земноморье» он откровенно лишний.

Оценка: 5
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение , 7 мая 2013 г.

К сожалению вынужден присоединиться к читателям разочарованным книгой, причем разочарованным достаточно серьёзно. Все повествование не понятно о чем, о козах, грядках с луком и т.п., тянулось медленно и скучно. Книга разбавлена изрядной долей непоясненной жестокости (то что случилось с девочкой, поведение Асприна...). Гед, как многие уже писали, в предыдущей части, зная на что шел, шел мужественно и с Хоком в этой части, являет не логический бесхребетный контраст.

Так как от большой скуки читалось очень медленно, то многие первые впечатления померкли и вспоминаются теперь с трудом. Например, когда я писал отзыв про Гробницы Атуана, меня живо интересовала дальнейшая судьба жрицы Тенар, Гед ее вез в столицу Хавнор вместе с восстановленным ею кольцом, потом обещал отдать в ученицы магу Огиону. Но каково же было мое разочарование и внутреннее противление, когда на месте гордой жрицы, пускай и смущенной столицей, множеством доселе невиданных людей и событий, в этом романе мы сталкиваемся с пожилой деревенской Гохой... Уже один контраст между ТЕНАР! и «гоха»-мелкий паучек. Ну не могу и не верю, после этого даже бесхребетный и если вдуматься, не менее не логичный Гед, прячущийся за полой вонючей ведьмы от короля, который зовет его на коронацию, Гед ушедший пасти коз, уже разочаровал меня не настолько.

Ну и вообще, почти все выглядит надумано и противоречиво, и девочка которую ни за что сожгли и не понятно что потом хотели, и маг Асприн, который тоже с Рока (кто там за ним смотрел и чему учил?), который не тянет на злого гения, а так мелкий паскудник, который любит заставить людей ползать перед собой на четвереньках, сын Гохи, в первой половине еще славный малый который занимается.. пиратством (обращенная к свету жрица вырастила сына пирата, но акцент ставится по типу все нормально, популярная профессия на Гонте, вопрос о том сколько подобные пираты таких Гох с их приемными калеками могли выбросить за борт не стоит). А чего стоит «романтическая» (именно в кавычках) линия? — «Ну шо вернулся? — Ага. — Спать то в какой кровати будешь?... в моей постелить? — Ага. — Ну давай (последнее неясно подразумевает как давно она этого хотела)».

На фоне всего этого так называемый здесь «феминизм» уже раздражает не особо. Ну что такого Геду, что коз пасти, что посуду помыть — один фиг. Ну есть еще туманные как и весь роман размышления, но они тоже не выраженные и не четкие, непонятно то ли это феминистические взгляды, то ли автор просто против, что мужики посуду помыть ленятся. Другой вопрос так ли интересно в фетези-романе об этом, мытье посуды, читать...

Оценка: 5
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение , 26 ноября 2008 г.

Многие ругают «Техану, или последняя книга Земноморья». А мне только хвалить хочется. Честно говоря не увидела я в ней ничего феминистического. Гед как был главным героем, так им и остался. Если бы он остался при силе, при своем былом могуществе, то ничего хорошего бы не получилось. Он бы застрял на одном месте, перестал развиваться и окончательно потерял надежду обрести свое счастье. А так... так он продолжает расти. Если даже читателю больно за него, когда он беззащитен, то как ему самому? Главное научиться быть человеком, мужем, отцом. Видимо такая у героя судьба — постоянно учиться. А Тенар? Зачем ей могущество, когда она всю жизнь любила и продолжает любить Геда? Чтобы поменяться теперь с ним местами?

Более жесткой, но в то же время гуманной и правильной концовки цикла, я не могу представить. Автор смог не сфальшивить, смог создать Настоящий мир, а не просто сказку-потеху для публики.

Оценка: 10
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение , 17 мая 2010 г.

Такое ощущение, что книгу писала не Ле Гуин. И дело даже не в феминизме, это дело десятое. Во всех ее книгах, которые я читала, есть мудрость. Волшебник Земноморья — классика фентези. А В Техану мудрости нет ни грамма, на мой взгляд. В первых трех книгах особенно подчеркивается, что главное в силе — это знать как ее НЕ использовать. Чем больше ты силен, тем меньше используешь силу чтобы не нарушить равновесие. И уж Гед точно не стал бы считать, что утратив силу утратил все. Его отчаяние по поводу утраченной силы в «Техану» — совершенно неестесственно, так мог бы думать тщеславный юноша, ничего не понимающий в смысле вещей, но никак не Гед. Окончание третьей книги подразумевает продолжение его пути — более глубокое, хранящее тайну... Мне тоже приятно думать, что он, более не связанный долгом, остался на Гонте, с Тенар и Огионом. Но не как забитое существо, каким он описан в Техану, а как мудрый маг, ибо Маг — прежде всего внутренний свет, а не иллюзии.

И фразы из серии «то, чему он научился на Роке — далеко не все, есть еще мудрость» тоже довольно странные. БОьшую часть своей жизни Гед провел никак не на Роке, а странствуя по всему Земноморью и мудрость получил именно в странствиях. Верховным магом он был только 5 лет, и только в это время, не считая ученичества, жил на Роке.

В общем, солидарна с остальными, высказавшимися здесь.

Оценка: нет
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение , 23 октября 2008 г.

Мир Земноморья остаевляет достаточно неоднозначное впечатление после прочтения четвертой книги: вроде бы Гед старался улучшить все вокруг, но его попытки заканчивались ничем, ибо всегда находился кто-то, кто хотел испортить мирное течение дел. Мы узнаем, что ддаже после восшествия на престол короля, все не так радужно, как читатель могу себе представить: некоторые волшебники бунтуют, дороги между городами неспокойны а в морях множество пиратов. Несмортя на то, что картина не совсем радужная, постепенно все начинает меняться...

Но сначала о героях. Признаюсь, не такую жизнь Тенар я представлял в будущем: бывшая первая жрица, ученица великого мага становится бедной фермершей. Зато великолепно, на мой взгляд, изображена Ферру: маленькая, запуганная девочка, которую пугает все вокруг, и неудивительно: столь тяжелое было у нее детство. Хотя в ее истории мне не понравилась одна деталь, но к ней вернемся позже. Следущий герой Гед — волшебник без силы. Он потерял то единственное, что было для него ценно, то, без чего, он не представлял свою жизнь. Он растерян и тоже испуган. Предназначение Мосс мне непонятно: казалось бы, у нее важная роль, но какая??

А теперь о вещах, которые мне не понравились. К сожалению, описать их без открытия сюжета у меня не получится:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
В конце книги мы узнаем, что Ферру — дочь Калессина, то есть она дракон. так почему же дракон при соприкосновении с пламенем так обжегся? Я прекрасно понимаю, что ее человеская сущность не так сильно защищена от огня, но все-таки можно было придемать, что на нее вылилил кислоту или нечто подобное.

Второй непонравившийся момент Гед с его знанием древнего наречия. Несмотря на то, что он забыл все заклинания, он сохранил способность говорить на языке драконов. Это знание немного портит впечатление беспомощности, слабости Сокола.

Третье — нераскрытость сюжета. Женщину с Гонта искали, но непонятно, найдут или нет хоть все и указывает на то, что эта женшина Ферру. Слова Огиона:«Учи ее» и «Эту девочку будут бояться» так и не обрели смысла по ходу повествования. Мне не кажется, что Ферру откроет свое истинное происхождение и не понятно, кем она в итоге станет. Ну и к сожалению, многих задумок автора я не смог понять

В общем, впечатление от серии довольно странное: вроде бы и интересно, но в то же время как-то предсказуемо и скучно. Четвертая книга не удалась, не смогла завершить удачный цикл.

Оценка: 7
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение , 3 августа 2013 г.

Возвращение к данному роману, спустя значительное время спустя после первого прочтения и ознакомления с дальнейшими произведениями цикла – «Сказаниями Земноморья» и «На Иных Ветрах» — что продолжали идейную тематику «Техану», позволило более понять смысл и направление этого далеко неоднозначного по содержанию и идее романа.

Вернувшись к своему миру годы спустя автор пошла на смелый шаг – на перезагрузку такового, переосмысление значения многих явлений и вещей мира Земноморья, взгляда на них с иной стороны и с иной точки зрения, параллельно дав начало новым идеям и направлениям. Надо сказать что Ле Гуин имела на это полное право так как во первых это мир Ее, во — вторых явно ориентируется в собственном мире и знала о чем пишет, хотя конечно же далеко не совсем можно согласиться и далеко не принимается так просто.

Неспешно идет продолжение описания и раскрытия мира Земноморья, и в «Техану» он становится куда более подробный и детальный, жизнь героев – волшебников, жриц, принцев и эпохальных свершений сменяются описанием жизни простых жителей глубинки, на фоне начавшихся после спасения мира и воцарения Лебанена изменений. «Все изменилось» — последние слова Огиона, являются неким девизом книги. Сюжет книги стоит на втором плане – акцент более поставлен на описание судеб и размышлений героев у которых старая жизнь оказалась позади и необходимо начинать новую смело встречая новые вызовы и испытания.

Огион он же Айхал Молчаливый – один из величайших магов своего времени и учитель Ястреба. Здесь идет описание ухода старого мастера, которое является символом ухода прошлого, и началом новых времен. Из всех героев он выглядит наиболее достойно, встретив смерть как подобает великому волшебнику верящему что смерть – это не конец а новое начало. (подозреваю что аппатия Геда отчасти вызвана смертью Огиона, как не как Ястреб желал встретить старого учителя, и думаю Огион нашел бы пожход к уже немолодому ученику).

Тенар с Атуана – она же Гоха и Ястреб – Гед – главные герои всего цикла. Начать с того надо что образ Тенар далеко не ущербный – она не старуха (раз ей немногим более сорока) и не бедная фермерша так как ее покойный супруг был владельцем целой фермы и сдавал в аренду участки, и она имела силу удочерить покалеченную девочку Терру. Да Тенар не стала темной или светлой королевой которую хотел бы видеть читатель, но и сложившаяся судьба не зазорна. Прошлая жизнь – замужество, семья, дом у одной, и пост Верховного Мага, с путешествиями и свершениями позади, растерянность сегодняшнего дня когда все это в прошлом, а впереди — туман. Итог все же оптимистический – только идя вперед вместе Тенар и Гед нашли силу жить дальше и оберегать ввереного самим Калессином дитя. В этом и заключается счастливый исход книги.

Главные темы книги – феминизм и концепция люди – драконы. В принципе по большей части феминизм сводился к бытовому причитанию сельских жительниц, по настоящему серьезная проблема которая была затронута – это запрет на изучение Высших Искусств (и соответственно учебы в школе магии на Рок) женщинами в мире Земноморья. В принципе уже в классической трилогии заметно что высшей магией занимаются только мужчины, а Мастера Рока неодобрительно смотрят даже на визит княгинь вместе с супругами в школу, а об обучении Высшим Искуствам женщин и речи не было) В рамках тех произведений на этот момент не было уделено внимание, здесь же дана оценка, и впоследствии, автор будет возвращаться к этому вопросу. Вторя тема – взаимоотношения между людьми и драконами и природа самих драконов. В предыдущих книгах драконы представлены загадочными существами, единственные кто владеет Истинной Речью которые могут быть как и верными союзниками так и грозными противниками и которых невозможно подчинить своей воле. В Техану же раскрывается и история драконов и людей и тех кто является одновременно и драконами и людьми. Данная тема будет иметь продолжение в последующих книгах.

Оценка: 8
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение , 10 августа 2010 г.

Странно, что многие ждут от романа возобновления волшебной мощи Геда. Почему все думают, что герои книг не могут поступать, как поступают обычные люди — на закате жизни возвратиться в родные места и жить там в тиши и покое... Да, признаюсь, вначале я тоже ждала чего-то грандиозного, что вернет Геду его силы, но потом поняла, что они ему не нужны. Если он и сожалел об их утрате, в дальнейшем (и читателю предоставлена возможность увидеть это) он получил гораздо больше, чем волшебные силы. В конце концов, мужчина без волшебных сил — это мужчина. Залатав раны, Гед вернулся к Тенар, уже постаревшей и умудренной жизнью простой фермерши.

Очень интересен персонаж девочки Терру, с которой жестоко обошлись в детстве. Ее очень жалко, но с каким облегчением мы можем наблюдать, что постепенно (не сразу, далеко не сразу) она меняется к лучшему и выбирается из своей маленькой раковины. Этот роман стоило бы почитать матерям и папашам, чтобы хоть чему-то научиться. Те, кто ждал от романа продолжения фентезийной составляющей, конечно, будут несколько разочарованы, ибо составляющая здесь скорее нравственная, и здесь не найти сражений с могучими врагами, квестов в темные дали или проявления волшебных сил. Здесь все иное — бытовое, скажем так. Но лично я не могу сказать, что это бытовое лишено очарования или его совсем нельзя сопоставить с первыми тремя книгами цикла. Нет, это достойное окончание, я так считаю. Хорошему человеку — хорошую старость. А что было бы для Геда лучше, чем обрести дом и любимую женщину?

P.S. Опять стойкие ассоциации с Пратчеттом. Не могу отделаться от ощущения, что читала «Творцов заклинаний»…

Оценка: 8
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение , 27 октября 2006 г.

Книга скатилась до описания житейских проблем, неурядиц, и взаимоотношений между мужчинами и женщинами. А ее окончание ничего кроме недоумения и разочарования не вызывают. Верховный маг повержен (психологически), женщины торжествуют. Как написал об этом Сапковский («Надломленный и уничтоженный Гед приползает на коленках к своей аниме» и «А зазнавшихся чародеев на острове Рок ожидает безрадостное будущее — работа в фирме под началом директора женщины»).

Оценка: 2
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение , 28 января 2014 г.

Самая депрессивная, монотонная и медитативная часть цикла о Геде. Начиная с «Волшебника Земноморья» в каждой книге происходит всё меньше и меньше событий, апогей — «Техану», все события которого можно уместить в паре абзацев. Упор делается на чувства\эмоции персонажей, их бесконечные беседы и рассуждения. В общем, тем, кто хочет динамики, лучше сразу проходить мимо.

Атмосфера великолепно удалась. Мир выглядит настолько безнадёжным, что кажется — Гед в предыдущей книге проиграл и жизнь продолжает уходить из Земноморья. Нет, есть конечно где-то хороший-добрый король, истинное воплощение наивного крестьянского монархизма, но он далеко, всем помочь не сможет и тут свои проблемы есть, с которыми король разбираться не будет.

Три главных персонажа хорошо прописаны — Гед стал уставшим стариком без капли магии и уверенности в себе; некогда могущественная жрица Тенар, что стала простой крестьянкой в глуши и родила двух непутёвых детей, белая в стране негров; маленькая Терру, которая и жить ещё толком не начала, а её психика и здоровье уже страшно искалечены.

Но всё заканчивается каким-то грустным хеппи-эндом. Герои получают шанс продолжить свою жизнь, может быть, даже в счастье.

Оценка: 8
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение , 11 июня 2009 г.

Не являясь поклонником Урсулы Ле Гуин, тем не менее отношусь к ее творчеству с уважением. Вот и этот роман — мастерство автора сомнений не вызывает: прекрасная манера изложения, интересно, легко читается. Но.. это не фантастика. Та мизерная фантастическая составляющая, что в тексте присутствует, играет в произведении даже не второстепенную, а еще меньшую роль. Скорее это драма, выписанная в лучших традициях соцреализма: судьба человека, утратившего смысл жизни. Сможет ли он вернуться к жизни или нет — зависит как от него самого, так и от окружающих его людей. Тема в литературе далеко не новая, но роман Ле Гуин среди аналогичных книг затеряться не должен.

Только вот в цикле «Земноморья» эта книга выглядит, как бы помягче сказать, «белой вороной». За три предыдущие книги читатели уже привыкли к неторопливому фэнтезийному повествованию и теперь, неожиданно, столкнулись с романом совершенно другого плана...

Оценка: 6
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 20 июля 2009 г.

Может быть, это странно, но мне книга о Техану понравилась больше остальных книг о волшебнике Земноморья. И я почти не увидела здесь феминистических мотивов. Да, Гед приходит (а, вернее, прилетает) обессиленный, но летел он не к Тенар на поклон, а к Огиону за помощью. И Тенар искренне и так по-женски ворчит на этих глупых мужчин, но обойтись без мужчины она не может. Не хватает ни сил, ни разума. Зато хватает любви, чтобы помочь и любимому, и детке.

А Гед, как когда-то в юности прятался от зловещей тени, пытался одолеть ее, одолеть свой собственный страх перед тьмой, так и сейчас должен победить свой страх перед своей же слабостью и тем самым одолеть ее.

Мне нравится психологизм, с которым Ле Гуин рисует нам историю человеческих отношений. Нравится и некая недосказанность, которую она оставляет читателям едва ли не в каждой строчке. Все-таки, это очень красивая история.

Оценка: 8
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 26 сентября 2008 г.

Не понравилось. Резко и сильно. Всё хорошее в книге — делают женщины и дракон, всё плохое — мужчины. Гимн феминизму, не прикрытый даже фиговым листком.

У меня книга не вызвала ничего, кроме резкого неприятия позиции автора, которая совершенно осознанно принижает мужчин, обвиняя их во всех смертных грехах, и возвышает женщин, которые умышленно сближаются с драконами. Честно говоря, меня удивило то, что Огион и Гед в романе выведены хотя бы нейтрально (да и то не во всём), а не отрицательно, как другие мужчины.

Очень жаль, что автор позволила своим кардинальным жизненным взглядам выплеснуться на страницы прекрасного мира, созданного ранее. Лучше от этого Земноморье в моих глазах точно не стало...

P.S. 6/10 — поставил за МИР, сам роман оценил бы разве что на четвёрку...

Оценка: 6


Ваш отзыв:

— делает невидимым текст, преждевременно раскрывающий сюжет, разрушающий интригу

  




⇑ Наверх