FantLab ru

Урсула К. Ле Гуин «Техану. Последнее из сказаний о Земноморье»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.50
Голосов:
1306
Моя оценка:
-

подробнее

Техану. Последнее из сказаний о Земноморье

Tehanu: The Last Book of Earthsea

Другие названия: Техану. Последняя книга Земноморья

Роман, год; цикл «Земноморье»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 99
Аннотация:

Гед завершил своё путешествие в те места, где нет места живущим, и смог вернуться назад. Постаревший и обессиленный приходит он к Тенар, женщине которую он когда то вытащил из мрачных подземелий Атуана.

Входит в:

— сборник «The Books of Earthsea», 2018 г.


Награды и премии:


лауреат
Небьюла / Nebula Award, 1990 // Роман

лауреат
Локус / Locus Award, 1991 // Роман фэнтези

лауреат
Великое Кольцо, 1993 // Крупная форма (перевод)

Номинации на премии:


номинант
HOMer Awards, 1990 // Роман фэнтези

номинант
Мифопоэтическая премия / Mythopoeic Awards, 1991 // Мифопоэтическая премия фэнтези

номинант
Премия альманаха "Gigamesh" / Premio Gigamesh, 1992 // Фэнтези - Роман (США)

номинант
Премия Академии НФ, фэнтези и хоррора / Cena Akademie Science Fiction, Fantasy a Hororu, 1997 // Фэнтези (США)

Похожие произведения:

 

 


Техану. Гробницы Атуана
1993 г.
Земноморье
1994 г.
На последнем берегу
1997 г.
Техану. Гробницы Атуана
1998 г.
Волшебник Земноморья
2002 г.
Волшебник Земноморья
2007 г.
Земноморье
2007 г.
Земноморье. Полная летопись волшебной страны
2007 г.
Техану
2009 г.
На иных ветрах
2016 г.
Книги Земноморья
2020 г.
Сказания Земноморья
2021 г.

Издания на иностранных языках:

Техану
2005 г.
(украинский)
Чарівник Земномор'я
2006 г.
(украинский)
Tehanu
2012 г.
(английский)
The Farthest Shore
2012 г.
(английский)
The Books of Earthsea: The Complete Illustrated Edition
2018 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  25  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Люди, которые раздают фантастам премии, большие, знаете ли, молодцы. Благополучно проморгали всю основную трилогию о Земноморье, ежели не считать парочку робких номинаций на что-то там мифопоэтически-зелененькое. Вот пресловутого «Нейроманта», допустим, сразу наградили, а тут что-то долго мялись в сторонке, пока общественное мнение не рявкнуло критикам, что сие есть шедевр...

И тут после длительной паузы выходит в свет «Техану». И становится локусовским небьюлиатом. И у массы читателей возникает подозрение, что роман не такой уж и хороший, что это возвращают старые долги, что это нечто вроде награды за былые заслуги...

И многим откровенно не нравится эта печальная и в некотором роде депрессивная книга, разрушающая ту самую веру в чудеса, что столь тщательно пестовалась на протяжении трех предыдущих романов...

Вместо Великого Мага мы лицезреем теперь уставшего от жизни и утратившего магические способности старика, которому вроде как суждено снова пасти овец и коз на родном острове Гонт. Даже своему другу и королю Лебаннену не хочет он показаться на глаза, стыдясь своей слабости и бесполезности...

А тем, кто хотел узнать, как же сложилась судьба Тенар, предстоит познакомиться с немолодой вдовой фермера, воспитавшей каких-то неудачных детей, а теперь возящейся с обезображенной огнем дочерью нищенки...

И подробностей о козах и курах, о мелкой ворожбе деревенских колдуний, о налоговом гнете, о ворчливых арендаторах здесь больше, чем возвышенных мыслей и героических свершений. Если это и эпос, то не в духе «Илиады», а в духе «Трудов и дней» Гесиода. В смысле, такова суровая правда жизни, что гораздо больше шансов стать не магом и принцессой, а козопасом и вдовой фермера...

Но, уважаемый читатель, не ворчите на сие обстоятельство, а все же дочитайте до конца. И тогда прилетит чудеснейший дракон и перевернет все с ног на голову. И воскресит веру в чудо даже там, где и простое житейское счастье уже сродни чуду...

Оценка: 9
–  [  24  ]  +

Ссылка на сообщение ,

К сожалению вынужден присоединиться к читателям разочарованным книгой, причем разочарованным достаточно серьёзно. Все повествование не понятно о чем, о козах, грядках с луком и т.п., тянулось медленно и скучно. Книга разбавлена изрядной долей непоясненной жестокости (то что случилось с девочкой, поведение Асприна...). Гед, как многие уже писали, в предыдущей части, зная на что шел, шел мужественно и с Хоком в этой части, являет не логический бесхребетный контраст.

Так как от большой скуки читалось очень медленно, то многие первые впечатления померкли и вспоминаются теперь с трудом. Например, когда я писал отзыв про Гробницы Атуана, меня живо интересовала дальнейшая судьба жрицы Тенар, Гед ее вез в столицу Хавнор вместе с восстановленным ею кольцом, потом обещал отдать в ученицы магу Огиону. Но каково же было мое разочарование и внутреннее противление, когда на месте гордой жрицы, пускай и смущенной столицей, множеством доселе невиданных людей и событий, в этом романе мы сталкиваемся с пожилой деревенской Гохой... Уже один контраст между ТЕНАР! и «гоха»-мелкий паучек. Ну не могу и не верю, после этого даже бесхребетный и если вдуматься, не менее не логичный Гед, прячущийся за полой вонючей ведьмы от короля, который зовет его на коронацию, Гед ушедший пасти коз, уже разочаровал меня не настолько.

Ну и вообще, почти все выглядит надумано и противоречиво, и девочка которую ни за что сожгли и не понятно что потом хотели, и маг Асприн, который тоже с Рока (кто там за ним смотрел и чему учил?), который не тянет на злого гения, а так мелкий паскудник, который любит заставить людей ползать перед собой на четвереньках, сын Гохи, в первой половине еще славный малый который занимается.. пиратством (обращенная к свету жрица вырастила сына пирата, но акцент ставится по типу все нормально, популярная профессия на Гонте, вопрос о том сколько подобные пираты таких Гох с их приемными калеками могли выбросить за борт не стоит). А чего стоит «романтическая» (именно в кавычках) линия? — «Ну шо вернулся? — Ага. — Спать то в какой кровати будешь?... в моей постелить? — Ага. — Ну давай (последнее неясно подразумевает как давно она этого хотела)».

На фоне всего этого так называемый здесь «феминизм» уже раздражает не особо. Ну что такого Геду, что коз пасти, что посуду помыть — один фиг. Ну есть еще туманные как и весь роман размышления, но они тоже не выраженные и не четкие, непонятно то ли это феминистические взгляды, то ли автор просто против, что мужики посуду помыть ленятся. Другой вопрос так ли интересно в фетези-романе об этом, мытье посуды, читать...

Оценка: 5
–  [  21  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Агония. С последней вещью случилось то, что проиходит с сюжетами, которые настолько прилипают к автору, что он никак не может с ними расстаться. Чтобы освободиться писатель начинает чудить. Вот что произошло с Ле Гуин. Конан Дойль Шерлока Холмса героически умертвил. А старая феминистка своего героя кастрировала, точно нашкодившего кота. Все в порядке вещей.

Оценка: 4
–  [  20  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Я очень-очень люблю Ле Гуин, но все-таки вещи у нее сильно различаются. И претензии к этому роману связаны даже не с тем, что он представляет собой гимн оголтелому феминизму, в котором большинство мужчин, за исключением пары старых и больных, воплощают собой квинтессенцию необоснованного зла. А в том, что в нем нет цельности, нет какого-то внятного сюжета и цели, к которой должен прийти читатель вместе с текстом. Признание маленькой калеки Техану «дочерью драконов» подозрительно напоминает сброшенный на читателя из кустов рояль, и что с этим делать, совершенно непонятно.

Ле Гуин играет на несвойственном для нее поле, и проигрывает. Обычно в ее вещах внешнего зла и смакования ужаса и насилия практически нет, во всяком случае, до такой степени необоснованной. А тут история начинается с того, что какие-то бродяги чуть не заживо сожгли ребенка — и им за это ничего не было! Вопрос даже не в том, где власть предержащие на Гонте, а в том, почему те же фермеры не подняли их на вилы. Это какая-то тотальная пассивность, слабоумная жертвенность всех «положительных» героев вплоть до самых последних моментов. Никто не борется, все размякли и говорят, ну, наверное ребенок сам виноват. Я понимаю, что было задачей нарисовать то, как Тенар героически действует в среде бездушных идиотов, но в это совершенно не верится.

Как и во многое другое. Простите, но всю дорогу мы видим историю глазами Тенар, как она берет пострадавшего ребенка себе, опекает ее и тд. При этом как-то за кадром упоминается то, что у Тенар есть взрослые сын и дочь — казалось бы, любая мать должна о них вспоминать, переживать, скучать и тд, пусть они и живут не вместе. Но нет, ни малейших эмоций и воспоминаний. Это не настоящие дети, а какие-то картонные куклы, призванные исключительно подтвердит, что у Тенар как у женщины в жизни «все было». И когда ее взрослый сын возвращается из плавания и ведет себя не слишком воспитанно — она моментально от него «отказывается», заявляет всем, что его уже не исправить, и преспокойно бросает его, даже с некоторым злорадством — ага, ему, подлецу, придется самому мыть за собой посуду. Это так странно и смешно, что невозможно поверить.

И весь роман, по сути, состоит из таких мелких недоразумений. Какие конкретно цели преследовал маг Аспен и чем ему не угодили Тенар и Гед — загадка. Он со своими подельниками просто воплощает «зловредное мужское начало»: раз за разом подчеркивается, что он Тенар не воспринимает, потому что она женщина, и унижает, и пытается убить по этой же причине. Нет, я не спорю, такие придурки существуют, но не все же вокруг такие! Другая мотивация, связанная с событиями предыдущего тома, какая-то очень сомнительная — тем более, что Тенар к этому вообще не имеет отношения. Ровно как и погоня за ребенком-калекой — примерно с полгода никто из «злодеев» брошенную девочку не искал, а потом она им всем так понадобилась, что они решили рискнуть ради этого жизнью.

Мне было интересно читать, Ле Гуин все еще хорошо и умно пишет, но история вышла какая-то скомканная и неловкая, и «уши» мужененавистничества из нее слишком торчат. Я в курсе, что это в творчестве Ле Гуин так или иначе довольно актуальная тема, с разной степенью завуалированности в разных вещах, но вопрос не в том, что, а в том, как это подается. В «Техану» я просто не вижу никакой сверх-идеи, которая перекрывала бы эту гендерную мелочность.

Оценка: 5
–  [  18  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Кажется, Ле Гуин не мой автор. Но если предыдущие романы меня просто «не зацепили», то этот вызвал прямо-таки отторжение, что обидно, потому что он имел шансы существенным образом изменить мое отношение ко всему циклу в лучшую сторону.

Здесь фокус смещен на человеческие переживания и взаимоотношения, чего, на мой вкус, не доставало предыдущим романам о Геде. Они после прочтения «Техану» предстают в совершенно ином свете — как «расстановка декораций», чтобы иметь возможность поднять более глубокие вопросы: о могуществе и бессилии, о свободе и жизненном выборе, о страхе, который ведет ко злу («Если она будет жить в страхе, то станет творить зло...» — эта фраза мне запомнилась, пожалуй, больше всего), о жестокости, которую можно победить лишь любовью... И это далеко не все, я сейчас пишу этот отзыв, и у меня возникают все новые и новые ассоциации — определенно есть, о чем задуматься.

И вот тут мы подходим к «женской» проблематике. Она вплетена в ткань повествования настолько грубо и нарочито, что совершенно портит впечатление от произведения. И потом, какой же это феминизм — двести с лишним страниц причитать, как тяжело быть женщиной и что «все мужики сво..»? Это нытьем называется, а не феминизмом. И читать это так же неприятно, как выступать жилеткой для человека, злоупотребляющего твоим сочувствием.

Оценка: 6
–  [  18  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Последний роман цикла меня разочаровал. Крайне. Я его прочитала гораздо позже первых трех и, признаться, жалею, что прочитала. Повествование резко спустилось с высот на грешную землю. Даже не спустилось — свалилось. Честно, ну никак я не могу представить Ару-Тенар из «Гробниц Атуана» в роли простой крестьянки, которая штопает мужу носки и рожает детей. Не ее это роль. Да и сам Гед, даже потеряв магическую силу, не должен был превращаться в такое аморфное «не пойми что». Ведь не только колдовская мощь сделала его величайшим из магов Земноморья, но и кое-какие душевные качества и свойства характера. И это не могло быть утрачено вместе с магией.

При этом, в первых трех книгах, автор старательно избегала темы взаимоотношения полов, а тут все вывалилось разом, причем вплоть до физиологии. Плюс куча бесконечных описаний законов и обычаев, ассоциирующихся никак не с Земноморьем, а исключительно со средневековой Англией. Приземленно донельзя.

В общем роман сам по себе и неплох, если бы он был сам по себе. А вот в цикле «Земноморье» он откровенно лишний.

Оценка: 5
–  [  16  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Такое ощущение, что книгу писала не Ле Гуин. И дело даже не в феминизме, это дело десятое. Во всех ее книгах, которые я читала, есть мудрость. Волшебник Земноморья — классика фентези. А В Техану мудрости нет ни грамма, на мой взгляд. В первых трех книгах особенно подчеркивается, что главное в силе — это знать как ее НЕ использовать. Чем больше ты силен, тем меньше используешь силу чтобы не нарушить равновесие. И уж Гед точно не стал бы считать, что утратив силу утратил все. Его отчаяние по поводу утраченной силы в «Техану» — совершенно неестесственно, так мог бы думать тщеславный юноша, ничего не понимающий в смысле вещей, но никак не Гед. Окончание третьей книги подразумевает продолжение его пути — более глубокое, хранящее тайну... Мне тоже приятно думать, что он, более не связанный долгом, остался на Гонте, с Тенар и Огионом. Но не как забитое существо, каким он описан в Техану, а как мудрый маг, ибо Маг — прежде всего внутренний свет, а не иллюзии.

И фразы из серии «то, чему он научился на Роке — далеко не все, есть еще мудрость» тоже довольно странные. БОьшую часть своей жизни Гед провел никак не на Роке, а странствуя по всему Земноморью и мудрость получил именно в странствиях. Верховным магом он был только 5 лет, и только в это время, не считая ученичества, жил на Роке.

В общем, солидарна с остальными, высказавшимися здесь.

Оценка: нет
–  [  15  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Многие ругают «Техану, или последняя книга Земноморья». А мне только хвалить хочется. Честно говоря не увидела я в ней ничего феминистического. Гед как был главным героем, так им и остался. Если бы он остался при силе, при своем былом могуществе, то ничего хорошего бы не получилось. Он бы застрял на одном месте, перестал развиваться и окончательно потерял надежду обрести свое счастье. А так... так он продолжает расти. Если даже читателю больно за него, когда он беззащитен, то как ему самому? Главное научиться быть человеком, мужем, отцом. Видимо такая у героя судьба — постоянно учиться. А Тенар? Зачем ей могущество, когда она всю жизнь любила и продолжает любить Геда? Чтобы поменяться теперь с ним местами?

Более жесткой, но в то же время гуманной и правильной концовки цикла, я не могу представить. Автор смог не сфальшивить, смог создать Настоящий мир, а не просто сказку-потеху для публики.

Оценка: 10
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Первое впечатление после прочтения: а что это вообще было? Какая-то бледная и мутная тень отличной изначальной трилогии… Гед здесь не более чем второстепенный персонаж, а на первое место выступает Тенар. Весь сюжет фактически сводится к ее блужданиям туда-сюда, беспорядочным размышлениям и сновидениям и туманно-значительным разговорам (прежде всего с другими женщинами, потому что мужчины, оказывается, ее слушают, но не слышат). А собственно событий на двухстах с лишним страницах происходит очень мало. Все сколько-нибудь важное можно уместить в одном абзаце:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Тенар овдовела, Огион умер, и она перебралась в его дом вместе с удочеренной искалеченной девочкой; Гед, лишившийся магической силы, вернулся на Гонт на спине дракона и, не зная, куда себя деть, поселился у Тенар и стал простым работником; Тенар отчего-то возненавидел волшебник Аспен (почему – если следовать логике автора, только потому, что она женщина?) и уже почти было погубил ее вместе с Гедом (которого ненавидел уже закономерно, как «недобитый» сторонник Коба), но тут вновь прилетел дракон и спас их, а девочку назвал своей дочерью, потому что она, оказывается, не только человек, но и дракон, и это она его позвала на помощь.

По такому короткому пересказу, очищенному от словесной шелухи, видно, как измельчали события в четвертом романе о Земноморье по сравнению с эпическими масштабами первых трех. К тому же их никак не получается собрать в единую связную последовательность, чтобы одно вытекало из другого. Тут слишком много такого, что никак не следует из того, что сама Ле Гуин писала о Земноморье ранее, а просто возникает вдруг из ниоткуда («обет безбрачия» волшебников, предание о людях-драконах, само происхождение Техану и еще что-то), – мол, я сейчас это так придумала, отныне примите как данность. Кое-что вообще противоречит ранее написанному. К примеру, в «На последнем берегу» можно найти упоминание, что Кольцо Эррет-Акбе было восстановлено восемнадцатью годами ранее, а в «Техану» Тенар вспоминает, что прошло уже двадцать пять лет, хотя действие обоих романов происходит почти одновременно.

В общем, «Техану» – отличный пример невозможности войти в одну и ту же реку дважды. Замечательная «настоящая» трилогия о Земноморье, написанная в 1968-1972 гг., представляет собой цельный, законченный, связанный сквозным базовым замыслом цикл. Его логическая завершенность изначально обрекала на неудачу любое намерение создать продолжение. Так оно и получилось: попытка «перезапустить» Земноморье в 1990 году, «залив» в качестве «топлива» вместо прекрасных постулатов о душевном взрослении человека в борьбе со злом какие-то жиденькие идейки невнятно-феминистского толка, провалилась целиком и полностью. Пожалуй, если бы их все убрать вместе с невероятным количеством прочей тоскливой мути и зауми, то из оставшихся главных событий получился бы неплохой короткий рассказ. Он мог бы просто, без впадения в патетику, успокоить читателей относительно дальнейшей судьбы Геда:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
хоть волшебную силу и потерял, но жив, здоров, живет вместе с Тенар на Гонте и понемногу осваивает занятия сельским хозяйством и сексом.
Ну, а то, что вышло на деле, стоит один раз прочитать «для галочки» и больше не возвращаться к «Техану» никогда.

Оценка: 3
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Книга скатилась до описания житейских проблем, неурядиц, и взаимоотношений между мужчинами и женщинами. А ее окончание ничего кроме недоумения и разочарования не вызывают. Верховный маг повержен (психологически), женщины торжествуют. Как написал об этом Сапковский («Надломленный и уничтоженный Гед приползает на коленках к своей аниме» и «А зазнавшихся чародеев на острове Рок ожидает безрадостное будущее — работа в фирме под началом директора женщины»).

Оценка: 2
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Все, что имеет начало, имеет и конец. И великие сказания совсем не исключение. Если не дать героям вовремя уйти, кто знает, к чему это приведет.

Роман, конечно, получился не похожим ни на «Волшебника Земноморья», ни на классификацию Фантлаба: ну, скажите, где тут героическое и эпическое фэнтези, где приключения? Даже взросления главного героя здесь как такового нет. Вместо этого есть бытовое описание жизни на ферме в глубинке с небольшими вкраплениями магии, драконов и короля. Да и само Земноморье изменилось: появились бандиты на дорогах, преступления (то ли раньше их не было в принципе, а вызваны они изменением мира в «На последнем берегу», то ли раньше героями были сильные мира того, а «проблемы индейцев» их не волновали), король, чьего пришествия так рьяно ждали, занимается какими-то непонятными вещами: укрепляет вертикаль власти, борется с преступностью, покушается на святое — пиратство на Гонте и даже налоги повышает. В общем, возникает чувство, что сказка кончилась.

Что-то похожее могло получиться, если бы после «Властелина Колец» Профессор написал бы книгу о том, как Сэм долго и счастливо жил с женой и детьми, сажал бы цветы, ухаживал за деревьями, покуривал трубочку и вспоминал бы былые славные времена. «Матрица» могла кончиться тем, что Нео и Тринити приобрели бы уютный домик с лужайкой в пригороде Нью-Йорка, а Нео (т.е. уже мистер Андерсон) получил престижную высокооплачиваемую работу. Все это было бы не хорошо и не плохо. Было бы непонятно одно: зачем.

Оценка: 6
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Самая депрессивная, монотонная и медитативная часть цикла о Геде. Начиная с «Волшебника Земноморья» в каждой книге происходит всё меньше и меньше событий, апогей — «Техану», все события которого можно уместить в паре абзацев. Упор делается на чувства\эмоции персонажей, их бесконечные беседы и рассуждения. В общем, тем, кто хочет динамики, лучше сразу проходить мимо.

Атмосфера великолепно удалась. Мир выглядит настолько безнадёжным, что кажется — Гед в предыдущей книге проиграл и жизнь продолжает уходить из Земноморья. Нет, есть конечно где-то хороший-добрый король, истинное воплощение наивного крестьянского монархизма, но он далеко, всем помочь не сможет и тут свои проблемы есть, с которыми король разбираться не будет.

Три главных персонажа хорошо прописаны — Гед стал уставшим стариком без капли магии и уверенности в себе; некогда могущественная жрица Тенар, что стала простой крестьянкой в глуши и родила двух непутёвых детей, белая в стране негров; маленькая Терру, которая и жить ещё толком не начала, а её психика и здоровье уже страшно искалечены.

Но всё заканчивается каким-то грустным хеппи-эндом. Герои получают шанс продолжить свою жизнь, может быть, даже в счастье.

Оценка: 8
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Последнее из сказаний о Земноморье?

Трилогия о волшебнике Геде была написана единым духом, едва ли не в одно время, в эпоху расцвета творчества Ле Гуин. Одинаковой поэтической силы полны «Rocannon's World», фэнтези в оболочке НФ, молчаливые холмы опустевшей Земли «City of Illusions» столь же умиротворяюще-угнетающие, что и бесконечные волны Открытого Моря, снега и льды планеты Гетен также несут в себе ту же лёгкую дымку недосказанности и нечёткости, что и острова Архипелага. Это была эпоха мощного поэтического высказывания, и «A Wizard of Earthsea» вместе с продолжениями является одним из самых ярких его памятников.

Решение вернуться в Земноморье — смелый шаг, на который решился бы далеко не каждый писатель. Основная трилогия полностью завершена, там осталось много недосказанного, это факт, но само сказание о волшебнике Геде и его пути не оставляло сомнений в поставленной точке.

А тут... «Tehanu: The Last Book of Earthsea».

Знаете, что мне не хватало больше всего?

Моря.

Здесь нет того беспокойного, вечного движения Жизни, которое всегда рефреном звучало где-то на заднем фоне происходящего на книжных страницах, даже мертвящая тишина гробниц Атуана сопровождалась весёлым журчанием речки у самых крайних тоннелей Лабиринта. Но... Мы слышим шелест листвы, шуршание травы, клацание ткацкого станка, блеяние коз, что угодно — но не жуткий немой грохот бескрайнего Моря, разделяющего острова Архипелага, даже корабль короля Лебаннена робко жмётся здесь у берега Гонта. Это ощущение навеки упущено.

И не только оно. Нет больше и той таинственной, романтичной дымки, нет этого специфического, тусклого многоцветья, которое было Земноморьем, создавало его неповторимый облик, отпечатывающийся в памяти, облик, который невозможно перепутать ни с каким другим. Ярких красок много, это краски живой природы острова Гонт... хотя нет, по большей части это блеск начищенных тарелок в посудном шкафу фермы Флинта, и блестящие изгибы свежепереплетённой овечьей шерсти.

Даже Истинные Имена... они уже звучат совсем не так, не расходятся гулким эхом, а просто виснут пустыми словами... некогда раньше, когда Мастер Ловкая Рука или тот же Гед произносили «tolk» — камень — мы верили в него, когда же его теперь произносит Тенар — нет.

В общем — Земноморье навсегда потерянно, Урсула Ле Гуин сама же замкнула ключ на этих воротах, и Мастер Привратник преградил ей путь.

Но роман написан неплохо, в нём есть стержень, мастерство опытного писателя создаёт перед нами не просто крестьянский быт, а своего рода завораживающее полотно обыденной жизни, обладающее неповторимым привкусом. Здесь есть сюжет, есть прямая связь с событиями предыдущих книг, есть логика...

...но кое-какие мелочи смущают меня, пусть это даже и не то самое Земноморье.

В третьей книге, как мы помним, путь Геда завершён — завершён с достоинством человека, отдавшего свою силу на благо других, но не потерявшего величие и мудрость, которые не зависят от текущей в крови чародейской мощи. В этом смысле легенда о приплывшем на Гонт короле Лебаннене благороднее, проще и ярче того, что изобразила Ле Гуин на страницах нового романа, почти 20 лет спустя.

И больше всего запутывает то, что и происходящее в «Tehanu», в принципе, логично. Лишившийся волшебной силы Гед, которому, как мы помним из его слов Лебаннену, кроме неё ничего не было нужно, лишился и своей внутренней сути, стал лишь пустой скорлупой себя тогдашнего... и чтобы наполнить его снова, нужно было женское начало, нужна была его любовь, его Тенар. И это тоже достойное завершение их пути с Атуана, ведь никто из читателей не сомневался в невинной, чистой любви между двумя этими очень разными людьми, и которая смогла расцвести только тогда, когда с великими делами было покончено... и даже то, что Тенар в ожидании своего ветренного Ястреба родила двух детей и стала фермершей, воспринимается как незначительный эпизод до обретения истинной Любви.

И отсюда же вытекает и другая странность. Ле Гуин пренебрежительно теперь относится к тому волшебству, которое она так тщательно создавала в предыдущие годы. Агрессия в продвижении женского начала была бы менее заметна, если бы не откровенное отрицание полноценности той магии, что есть на Роке, отрицание её подлинной мудрости. Если бы автор просто развела мужское и женское начало, показав их равноценность и необходимость друг для друга... Ан нет — Тенар и прочим дамам на этих страницах приходится с гордо поднятой головой отстаивать свою самость перед чародеями-шовинистами, пренебрегающих женщинами... чтобы, в конечном счёте, столкнуться с главной Мужской Шовинистской Свиньёй — волшебником Аспеном, один из главных грехов которого — ненависть к Тенар, по причине того, что она — женщина... Видимо, потому, что Ле Гуин отняла у волшебников... гм... мужскую гордость. Ну а как иначе-то?

В общем, симпатичный, неглупый, но довольно таки бледный роман. Главный его плюс — завершение истории любви двух людей, встретившихся некогда в гробницах Атуана, и искалеченная девочка Терру-Техану, которая постоянно молчаливо присутствует в тексте, и вызывает симпатию. Остальное же...

Но главная причина моих косых взглядов на «Tehanu» та, что это — не Земноморье.

Оценка: 7
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Мир Земноморья остаевляет достаточно неоднозначное впечатление после прочтения четвертой книги: вроде бы Гед старался улучшить все вокруг, но его попытки заканчивались ничем, ибо всегда находился кто-то, кто хотел испортить мирное течение дел. Мы узнаем, что ддаже после восшествия на престол короля, все не так радужно, как читатель могу себе представить: некоторые волшебники бунтуют, дороги между городами неспокойны а в морях множество пиратов. Несмортя на то, что картина не совсем радужная, постепенно все начинает меняться...

Но сначала о героях. Признаюсь, не такую жизнь Тенар я представлял в будущем: бывшая первая жрица, ученица великого мага становится бедной фермершей. Зато великолепно, на мой взгляд, изображена Ферру: маленькая, запуганная девочка, которую пугает все вокруг, и неудивительно: столь тяжелое было у нее детство. Хотя в ее истории мне не понравилась одна деталь, но к ней вернемся позже. Следущий герой Гед — волшебник без силы. Он потерял то единственное, что было для него ценно, то, без чего, он не представлял свою жизнь. Он растерян и тоже испуган. Предназначение Мосс мне непонятно: казалось бы, у нее важная роль, но какая??

А теперь о вещах, которые мне не понравились. К сожалению, описать их без открытия сюжета у меня не получится:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
В конце книги мы узнаем, что Ферру — дочь Калессина, то есть она дракон. так почему же дракон при соприкосновении с пламенем так обжегся? Я прекрасно понимаю, что ее человеская сущность не так сильно защищена от огня, но все-таки можно было придемать, что на нее вылилил кислоту или нечто подобное.

Второй непонравившийся момент Гед с его знанием древнего наречия. Несмотря на то, что он забыл все заклинания, он сохранил способность говорить на языке драконов. Это знание немного портит впечатление беспомощности, слабости Сокола.

Третье — нераскрытость сюжета. Женщину с Гонта искали, но непонятно, найдут или нет хоть все и указывает на то, что эта женшина Ферру. Слова Огиона:«Учи ее» и «Эту девочку будут бояться» так и не обрели смысла по ходу повествования. Мне не кажется, что Ферру откроет свое истинное происхождение и не понятно, кем она в итоге станет. Ну и к сожалению, многих задумок автора я не смог понять

В общем, впечатление от серии довольно странное: вроде бы и интересно, но в то же время как-то предсказуемо и скучно. Четвертая книга не удалась, не смогла завершить удачный цикл.

Оценка: 7
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Странно, что многие ждут от романа возобновления волшебной мощи Геда. Почему все думают, что герои книг не могут поступать, как поступают обычные люди — на закате жизни возвратиться в родные места и жить там в тиши и покое... Да, признаюсь, вначале я тоже ждала чего-то грандиозного, что вернет Геду его силы, но потом поняла, что они ему не нужны. Если он и сожалел об их утрате, в дальнейшем (и читателю предоставлена возможность увидеть это) он получил гораздо больше, чем волшебные силы. В конце концов, мужчина без волшебных сил — это мужчина. Залатав раны, Гед вернулся к Тенар, уже постаревшей и умудренной жизнью простой фермерши.

Очень интересен персонаж девочки Терру, с которой жестоко обошлись в детстве. Ее очень жалко, но с каким облегчением мы можем наблюдать, что постепенно (не сразу, далеко не сразу) она меняется к лучшему и выбирается из своей маленькой раковины. Этот роман стоило бы почитать матерям и папашам, чтобы хоть чему-то научиться. Те, кто ждал от романа продолжения фентезийной составляющей, конечно, будут несколько разочарованы, ибо составляющая здесь скорее нравственная, и здесь не найти сражений с могучими врагами, квестов в темные дали или проявления волшебных сил. Здесь все иное — бытовое, скажем так. Но лично я не могу сказать, что это бытовое лишено очарования или его совсем нельзя сопоставить с первыми тремя книгами цикла. Нет, это достойное окончание, я так считаю. Хорошему человеку — хорошую старость. А что было бы для Геда лучше, чем обрести дом и любимую женщину?

P.S. Опять стойкие ассоциации с Пратчеттом. Не могу отделаться от ощущения, что читала «Творцов заклинаний»…

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх