Урсула К. Ле Гуин «Техану. Последнее из сказаний о Земноморье»
- Жанры/поджанры: Фэнтези (Героическое фэнтези )
- Общие характеристики: Приключенческое
- Место действия: Другой мир, не связанный с нашим
- Время действия: Неопределённое время действия
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Гед завершил своё путешествие в те места, где нет места живущим, и смог вернуться назад. Постаревший и обессиленный приходит он к Тенар, женщине которую он когда то вытащил из мрачных подземелий Атуана.
Входит в:
— цикл «Земноморье» > цикл «Сказания Земноморья»
— сборник «The Books of Earthsea», 2018 г.
Награды и премии:
лауреат |
Небьюла / Nebula Award, 1990 // Роман | |
лауреат |
Локус / Locus Award, 1991 // Роман фэнтези | |
лауреат |
Великое Кольцо, 1993 // Крупная форма (перевод) |
Номинации на премии:
номинант |
HOMer Awards, 1990 // Роман фэнтези | |
номинант |
Мифопоэтическая премия / Mythopoeic Awards, 1991 // Мифопоэтическая премия фэнтези | |
номинант |
Премия альманаха "Gigamesh" / Premio Gigamesh, 1992 // Фэнтези - Роман (США) | |
номинант |
Премия Академии НФ, фэнтези и хоррора / Cena Akademie Science Fiction, Fantasy a Hororu, 1997 // Фэнтези (США) |
- /языки:
- русский (13), английский (3), украинский (2)
- /тип:
- книги (18)
- /перевод:
- А. Саган (2), С. Славгородский (1), И. Тогоева (12)
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
AlisterOrm, 18 мая 2021 г.
Последнее из сказаний о Земноморье?
Трилогия о волшебнике Геде была написана единым духом, едва ли не в одно время, в эпоху расцвета творчества Ле Гуин. Одинаковой поэтической силы полны «Rocannon's World», фэнтези в оболочке НФ, молчаливые холмы опустевшей Земли «City of Illusions» столь же умиротворяюще-угнетающие, что и бесконечные волны Открытого Моря, снега и льды планеты Гетен также несут в себе ту же лёгкую дымку недосказанности и нечёткости, что и острова Архипелага. Это была эпоха мощного поэтического высказывания, и «A Wizard of Earthsea» вместе с продолжениями является одним из самых ярких его памятников.
Решение вернуться в Земноморье — смелый шаг, на который решился бы далеко не каждый писатель. Основная трилогия полностью завершена, там осталось много недосказанного, это факт, но само сказание о волшебнике Геде и его пути не оставляло сомнений в поставленной точке.
А тут... «Tehanu: The Last Book of Earthsea».
Знаете, что мне не хватало больше всего?
Моря.
Здесь нет того беспокойного, вечного движения Жизни, которое всегда рефреном звучало где-то на заднем фоне происходящего на книжных страницах, даже мертвящая тишина гробниц Атуана сопровождалась весёлым журчанием речки у самых крайних тоннелей Лабиринта. Но... Мы слышим шелест листвы, шуршание травы, клацание ткацкого станка, блеяние коз, что угодно — но не жуткий немой грохот бескрайнего Моря, разделяющего острова Архипелага, даже корабль короля Лебаннена робко жмётся здесь у берега Гонта. Это ощущение навеки упущено.
И не только оно. Нет больше и той таинственной, романтичной дымки, нет этого специфического, тусклого многоцветья, которое было Земноморьем, создавало его неповторимый облик, отпечатывающийся в памяти, облик, который невозможно перепутать ни с каким другим. Ярких красок много, это краски живой природы острова Гонт... хотя нет, по большей части это блеск начищенных тарелок в посудном шкафу фермы Флинта, и блестящие изгибы свежепереплетённой овечьей шерсти.
Даже Истинные Имена... они уже звучат совсем не так, не расходятся гулким эхом, а просто виснут пустыми словами... некогда раньше, когда Мастер Ловкая Рука или тот же Гед произносили «tolk» — камень — мы верили в него, когда же его теперь произносит Тенар — нет.
В общем — Земноморье навсегда потерянно, Урсула Ле Гуин сама же замкнула ключ на этих воротах, и Мастер Привратник преградил ей путь.
Но роман написан неплохо, в нём есть стержень, мастерство опытного писателя создаёт перед нами не просто крестьянский быт, а своего рода завораживающее полотно обыденной жизни, обладающее неповторимым привкусом. Здесь есть сюжет, есть прямая связь с событиями предыдущих книг, есть логика...
...но кое-какие мелочи смущают меня, пусть это даже и не то самое Земноморье.
В третьей книге, как мы помним, путь Геда завершён — завершён с достоинством человека, отдавшего свою силу на благо других, но не потерявшего величие и мудрость, которые не зависят от текущей в крови чародейской мощи. В этом смысле легенда о приплывшем на Гонт короле Лебаннене благороднее, проще и ярче того, что изобразила Ле Гуин на страницах нового романа, почти 20 лет спустя.
И больше всего запутывает то, что и происходящее в «Tehanu», в принципе, логично. Лишившийся волшебной силы Гед, которому, как мы помним из его слов Лебаннену, кроме неё ничего не было нужно, лишился и своей внутренней сути, стал лишь пустой скорлупой себя тогдашнего... и чтобы наполнить его снова, нужно было женское начало, нужна была его любовь, его Тенар. И это тоже достойное завершение их пути с Атуана, ведь никто из читателей не сомневался в невинной, чистой любви между двумя этими очень разными людьми, и которая смогла расцвести только тогда, когда с великими делами было покончено... и даже то, что Тенар в ожидании своего ветренного Ястреба родила двух детей и стала фермершей, воспринимается как незначительный эпизод до обретения истинной Любви.
И отсюда же вытекает и другая странность. Ле Гуин пренебрежительно теперь относится к тому волшебству, которое она так тщательно создавала в предыдущие годы. Агрессия в продвижении женского начала была бы менее заметна, если бы не откровенное отрицание полноценности той магии, что есть на Роке, отрицание её подлинной мудрости. Если бы автор просто развела мужское и женское начало, показав их равноценность и необходимость друг для друга... Ан нет — Тенар и прочим дамам на этих страницах приходится с гордо поднятой головой отстаивать свою самость перед чародеями-шовинистами, пренебрегающих женщинами... чтобы, в конечном счёте, столкнуться с главной Мужской Шовинистской Свиньёй — волшебником Аспеном, один из главных грехов которого — ненависть к Тенар, по причине того, что она — женщина... Видимо, потому, что Ле Гуин отняла у волшебников... гм... мужскую гордость. Ну а как иначе-то?
В общем, симпатичный, неглупый, но довольно таки бледный роман. Главный его плюс — завершение истории любви двух людей, встретившихся некогда в гробницах Атуана, и искалеченная девочка Терру-Техану, которая постоянно молчаливо присутствует в тексте, и вызывает симпатию. Остальное же...
Но главная причина моих косых взглядов на «Tehanu» та, что это — не Земноморье.
Ученик Дьявола, 4 декабря 2019 г.
Первое впечатление после прочтения: а что это вообще было? Какая-то бледная и мутная тень отличной оригинальной трилогии… Гед здесь не более чем второстепенный персонаж, а на первое место выступает Тенар. Весь сюжет фактически сводится к ее блужданиям туда-сюда, беспорядочным размышлениям и сновидениям и туманно-значительным разговорам (прежде всего с другими женщинами, потому что мужчины, оказывается, ее слушают, но не слышат). А собственно событий на двухстах с лишним страницах происходит очень мало. Все сколько-нибудь важное можно уместить в одном абзаце:
По такому короткому пересказу, очищенному от словесной шелухи, видно, как измельчали события в четвертом романе о Земноморье по сравнению с эпическими масштабами первых трех. К тому же их никак не получается собрать в единую связную последовательность, чтобы одно вытекало из другого. Тут слишком много такого, что никак не следует из того, что сама Ле Гуин писала о Земноморье ранее, а просто возникает вдруг из ниоткуда («обет безбрачия» волшебников, предание о людях-драконах, само происхождение Техану и еще что-то), – мол, я сейчас это так придумала, отныне примите как данность. Кое-что вообще противоречит ранее написанному. К примеру, в «На последнем берегу» можно найти упоминание, что Кольцо Эррет-Акбе было восстановлено восемнадцатью годами ранее, а в «Техану» Тенар вспоминает, что прошло уже двадцать пять лет, хотя действие обоих романов происходит почти одновременно.
В общем, «Техану» – отличный пример невозможности войти в одну и ту же реку дважды. Замечательная «настоящая» трилогия о Земноморье, написанная в 1968-1972 гг., представляет собой цельный, законченный, связанный сквозным базовым замыслом цикл. Его логическая завершенность заранее обрекала на неудачу любое намерение создать продолжение. Так оно и получилось: попытка «перезапустить» Земноморье в 1990 году, «залив» в качестве «топлива» вместо прекрасных постулатов о душевном взрослении человека в борьбе со злом какие-то жиденькие идейки невнятно-феминистского толка, провалилась целиком и полностью. Пожалуй, если бы их все убрать вместе с невероятным количеством прочей тоскливой мути и зауми, то из оставшихся главных событий получился бы неплохой короткий рассказ. Он мог бы просто, без впадения в патетику, успокоить читателей относительно дальнейшей судьбы Геда:
kerigma, 13 февраля 2018 г.
Я очень-очень люблю Ле Гуин, но все-таки вещи у нее сильно различаются. И претензии к этому роману связаны даже не с тем, что он представляет собой гимн оголтелому феминизму, в котором большинство мужчин, за исключением пары старых и больных, воплощают собой квинтессенцию необоснованного зла. А в том, что в нем нет цельности, нет какого-то внятного сюжета и цели, к которой должен прийти читатель вместе с текстом. Признание маленькой калеки Техану «дочерью драконов» подозрительно напоминает сброшенный на читателя из кустов рояль, и что с этим делать, совершенно непонятно.
Ле Гуин играет на несвойственном для нее поле, и проигрывает. Обычно в ее вещах внешнего зла и смакования ужаса и насилия практически нет, во всяком случае, до такой степени необоснованной. А тут история начинается с того, что какие-то бродяги чуть не заживо сожгли ребенка — и им за это ничего не было! Вопрос даже не в том, где власть предержащие на Гонте, а в том, почему те же фермеры не подняли их на вилы. Это какая-то тотальная пассивность, слабоумная жертвенность всех «положительных» героев вплоть до самых последних моментов. Никто не борется, все размякли и говорят, ну, наверное ребенок сам виноват. Я понимаю, что было задачей нарисовать то, как Тенар героически действует в среде бездушных идиотов, но в это совершенно не верится.
Как и во многое другое. Простите, но всю дорогу мы видим историю глазами Тенар, как она берет пострадавшего ребенка себе, опекает ее и тд. При этом как-то за кадром упоминается то, что у Тенар есть взрослые сын и дочь — казалось бы, любая мать должна о них вспоминать, переживать, скучать и тд, пусть они и живут не вместе. Но нет, ни малейших эмоций и воспоминаний. Это не настоящие дети, а какие-то картонные куклы, призванные исключительно подтвердит, что у Тенар как у женщины в жизни «все было». И когда ее взрослый сын возвращается из плавания и ведет себя не слишком воспитанно — она моментально от него «отказывается», заявляет всем, что его уже не исправить, и преспокойно бросает его, даже с некоторым злорадством — ага, ему, подлецу, придется самому мыть за собой посуду. Это так странно и смешно, что невозможно поверить.
И весь роман, по сути, состоит из таких мелких недоразумений. Какие конкретно цели преследовал маг Аспен и чем ему не угодили Тенар и Гед — загадка. Он со своими подельниками просто воплощает «зловредное мужское начало»: раз за разом подчеркивается, что он Тенар не воспринимает, потому что она женщина, и унижает, и пытается убить по этой же причине. Нет, я не спорю, такие придурки существуют, но не все же вокруг такие! Другая мотивация, связанная с событиями предыдущего тома, какая-то очень сомнительная — тем более, что Тенар к этому вообще не имеет отношения. Ровно как и погоня за ребенком-калекой — примерно с полгода никто из «злодеев» брошенную девочку не искал, а потом она им всем так понадобилась, что они решили рискнуть ради этого жизнью.
Мне было интересно читать, Ле Гуин все еще хорошо и умно пишет, но история вышла какая-то скомканная и неловкая, и «уши» мужененавистничества из нее слишком торчат. Я в курсе, что это в творчестве Ле Гуин так или иначе довольно актуальная тема, с разной степенью завуалированности в разных вещах, но вопрос не в том, что, а в том, как это подается. В «Техану» я просто не вижу никакой сверх-идеи, которая перекрывала бы эту гендерную мелочность.
k2007, 4 мая 2021 г.
Роман представляет из себя историю о том, что случилось с героем после совершения им главного подвига его жизни. Рассказ очень растянутый, изобилующий совершенно необязательными и удивительными для меня подробностями. Великий маг и прочее, Властитель Земноморья, двадцать лет находившийся на вершине власти, потеряв эту силу и власть, не находит ничего лучшего, как спрятаться за шторкой и велеть хозяйке дома, где эта шторка, сказать, что его нет. Даже если у него черная депрессия, она очень странно проявилась. Очень странно описывается жизнь на острове Гонт и полное засилье бандитов, которые творят практически все, что хотят. Странные рассуждения о женщинах и мужчинах и об отношении волшебников к женщинам.
В общем, не так должна заканчиваться эта история
dsmir77, 30 мая 2020 г.
Читал сразу по прочтении основной трилогии, так что сравнения свежие и актуальные.
Получилось продолжение по принципу нынешних ненужных сиквелов и перезапусков в кинематографе — скучным, с сильно измененным миром и правилами, с насильственно внедрённым современным социальным подтекстом и, да, просто ненужным. Всё что можно было сказать о Геде, сказано, он уплыл в закат и там закончил свою жизнь, сотворив все свои подвиги. В старых книгах любили эпилоги, где подробно расписывали, как герои жили после событий книги и как умерли, с легкой ностальгией и в пару-тройку абзацев. Зачем понадобилось растягивать это на целую книгу, непонятно. Также непонятно зачем понадобилось так извращать мир. Волшебники теперь гордецы в башне слоновой кости, презрительно взирающие на бренный мир. Женщин все вокруг угнетают, а они стонут, но продолжают спасать мир вопреки мужчинам-гордецам. Что ужасное сотворено с Гедом, да он потерял волшебную силу, но приобрёл трусость и слабость.
Но есть последняя глава. Там есть и динамика и магия и драконы и хоть какой-то смысл. Читать следует только её.
Raidou, 16 сентября 2022 г.
Прекрасный пример того, как феменизм может испортить даже талантливого автора. Все мужики тупые, слабаки или трусы. И только женщины могут исправить ситуацию.
Incnis Mrsi, 19 февраля 2022 г.
Для меня в данном романе было наиболее интересно увидеть, как за два десятилетия изменилась сама писательница. Былой анархо-коммунизм ранних романов как ветром сдуло. Общество «обделённого» Анарреса уничтожило частную собственность, аборигены из «Слова для леса…» тоже жили коммунами, а вот в написанном 60-летней писательницей романе вполне позитивно описывается управление частной фермой, обязанности наёмных работников, наследование права собственности и даже финансы. В упомянутых ранних романах Урсула исходила ненавистью к военно-иерархическим структурам, где «сержанты могут приказывать рядовым, лейтенанты — сержантам, и так далее», а тут королевские(!) вооружённые силы доблестно борются против бандитизма. Причём лишь после того, как король построил должным образом чиновников.
Так что не жалею о времени, потраченным на чтение (хотя в текст проникло многовато политкорректности, а также основанный на комплексе жертвы, дурного толка феминизм). Но жаждущим приключений и ненавистникам тягостных описаний быта читать тут точно нечего.
Нортон Коммандер, 20 января 2022 г.
Многие отзывы на роман «Техану» негативные. Не могу с ними согласиться. Для меня этот роман — полноценное возвращение в мир Земноморья. В сравнении с предыдущими романами он намного менее масштабный — всё действие происходит только на острове Гонт, даже на небольшой его части. Градус эпичности повышается только в те моменты, когда появляется драгон Калессин. В целом же «Техану» более камерный, бытовой и психологичный роман с акцентом на феминизм. Центральные персонажи здесь бывшая жрица Тенар и её приёмная дочь Терру.
Есть много произведений (в том числе и классическая трилогия о «Земноморье»), где изображается становление героя, его путь к славе и величию. «Техану» же редкий пример истории героя безвозвратно утратившего силу. Речь, конечно, о волшебнике Геде, который потерял магическую силу и из Верховного мага превратился в простого старика с опустошённой душой, который, тем не менее, остался человеком.
«Техану» не превосходит уровень романов «Волшебник Земноморья» и «На последнем берегу», но это достойное продолжение истории мира Земноморья.
Oreon, 7 мая 2013 г.
К сожалению вынужден присоединиться к читателям разочарованным книгой, причем разочарованным достаточно серьёзно. Все повествование не понятно о чем, о козах, грядках с луком и т.п., тянулось медленно и скучно. Книга разбавлена изрядной долей непоясненной жестокости (то что случилось с девочкой, поведение Асприна...). Гед, как многие уже писали, в предыдущей части, зная на что шел, шел мужественно и с Хоком в этой части, являет не логический бесхребетный контраст.
Так как от большой скуки читалось очень медленно, то многие первые впечатления померкли и вспоминаются теперь с трудом. Например, когда я писал отзыв про Гробницы Атуана, меня живо интересовала дальнейшая судьба жрицы Тенар, Гед ее вез в столицу Хавнор вместе с восстановленным ею кольцом, потом обещал отдать в ученицы магу Огиону. Но каково же было мое разочарование и внутреннее противление, когда на месте гордой жрицы, пускай и смущенной столицей, множеством доселе невиданных людей и событий, в этом романе мы сталкиваемся с пожилой деревенской Гохой... Уже один контраст между ТЕНАР! и «гоха»-мелкий паучек. Ну не могу и не верю, после этого даже бесхребетный и если вдуматься, не менее не логичный Гед, прячущийся за полой вонючей ведьмы от короля, который зовет его на коронацию, Гед ушедший пасти коз, уже разочаровал меня не настолько.
Ну и вообще, почти все выглядит надумано и противоречиво, и девочка которую ни за что сожгли и не понятно что потом хотели, и маг Асприн, который тоже с Рока (кто там за ним смотрел и чему учил?), который не тянет на злого гения, а так мелкий паскудник, который любит заставить людей ползать перед собой на четвереньках, сын Гохи, в первой половине еще славный малый который занимается.. пиратством (обращенная к свету жрица вырастила сына пирата, но акцент ставится по типу все нормально, популярная профессия на Гонте, вопрос о том сколько подобные пираты таких Гох с их приемными калеками могли выбросить за борт не стоит). А чего стоит «романтическая» (именно в кавычках) линия? — «Ну шо вернулся? — Ага. — Спать то в какой кровати будешь?... в моей постелить? — Ага. — Ну давай (последнее неясно подразумевает как давно она этого хотела)».
На фоне всего этого так называемый здесь «феминизм» уже раздражает не особо. Ну что такого Геду, что коз пасти, что посуду помыть — один фиг. Ну есть еще туманные как и весь роман размышления, но они тоже не выраженные и не четкие, непонятно то ли это феминистические взгляды, то ли автор просто против, что мужики посуду помыть ленятся. Другой вопрос так ли интересно в фетези-романе об этом, мытье посуды, читать...
Myrkar, 24 марта 2018 г.
Каждую книгу цикла Земноморье можно по одной и той же логике называть именем центрального персонажа, которым в любом случае является ребёнок, встретившийся с великой тьмой. Это всегда история взросления и воспитания особой нравственности, путь от получения истинного имени до его обретения. С появлением такого человека меняется равновесие сил в мире Земноморья и само устройство этого мира. Сначала это был Гед, открывший путь в мир теней, потом Тенар, жившая по соседству с древней тьмой, третьим стал новый король всего Земноморья Лебаннен, совершивший путешествие в преисподнюю и обратно. На этот раз главной героиней стала девочка Техану, павшая жертвой насильников, собирающихся после издевательства сжечь собственную дочь. При этом в центре повествования вовсе не она, а все остальные герои сказаний, наблюдать за которыми на протяжении этой книги очень неприятно: из полусказочной притчи рассказ превратился в низкопробный бестселлер для домохозяек. Наличие у персонажей бытовых имён превращается в раздвоение личности при споре с самим собой, и это очень напоминает ситуацию, когда в типичном женском романе целенаправленно выбравшая семейную жизнь бабенка включает истеричку, потому что внутри у неё «богиня», «принцесса/королевишна», либо жрица Атуана. Здесь нет никаких приключений и взаимодействий с чудесным. Побег от тьмы — банальный страх перед преступниками и своевольными магами, приютившими тьму внутри. Несмотря на то, что в Земноморье появляется единый правитель, это все ещё тот самый «деградировавший» мир, из которого ушло волшебство.
Да, равновесие пошатнулось, и волшебство ушло от волшебников, ушло светлое волшебство, мудрое волшебство, упорядоченное знанием. Что значит, что оно пришло в другие места. Пилигримаж больше не стезя волшебников, и даже обычные морские авантюристы пострадали от нового порядка и введённого контроля. Мир делает единым другие силы — не волшебство с его силой истинных имён, а королевская власть. Поэтому темой для раскрытия секретов волшебных начал становится проблема драконов: в диком виде волшебник является драконом. И теперь не так уж важно, какого он пола и блюдёт ли обет неприкосновенности к противоположному полу.
В целом «Техану» читается тяжело. Эта книга состоит из обрывков жизней чуждых людей. Все в ней происходит просто так и не имеет смысла, потому что не ясна цель. Великое ушло, и остаётся говорить о бытовом, о типичных взаимоотношениях родственников и соседей, собственников и законников. А то, что даёт этой истории право называться сказанием Земноморья, вообще чуть ли не предсказание звёзд, хотя и во второй книге был немаловажен подсчёт точной даты рождения по светилам. Раньше этот мир верил в возвращение короля, а теперь в какую-то женщину, которую все будут бояться и которую ищут вместо нового Верховного Мага, но об этом сообщат в самом-самом конце вместе с истинным именем героини. Вся книга была при этом лишь блужданиями и намеками, ступенькой к новому равновесию, о котором мы из неё ничего не узнаем. Земноморье просто меняется, хоть мы и узнаем, что циклично, а создателем нового цикла становится новый Сегой — Гед. Вот время первого создания — время драконов и дикого волшебства. Но какой толк в этом понимании, если мы в том самом деградировавшем мире, где не знакомо сказание о нем?
Molekulo, 17 февраля 2016 г.
Все, что имеет начало, имеет и конец. И великие сказания совсем не исключение. Если не дать героям вовремя уйти, кто знает, к чему это приведет.
Роман, конечно, получился не похожим ни на «Волшебника Земноморья», ни на классификацию Фантлаба: ну, скажите, где тут героическое и эпическое фэнтези, где приключения? Даже взросления главного героя здесь как такового нет. Вместо этого есть бытовое описание жизни на ферме в глубинке с небольшими вкраплениями магии, драконов и короля. Да и само Земноморье изменилось: появились бандиты на дорогах, преступления (то ли раньше их не было в принципе, а вызваны они изменением мира в «На последнем берегу», то ли раньше героями были сильные мира того, а «проблемы индейцев» их не волновали), король, чьего пришествия так рьяно ждали, занимается какими-то непонятными вещами: укрепляет вертикаль власти, борется с преступностью, покушается на святое — пиратство на Гонте и даже налоги повышает. В общем, возникает чувство, что сказка кончилась.
Что-то похожее могло получиться, если бы после «Властелина Колец» Профессор написал бы книгу о том, как Сэм долго и счастливо жил с женой и детьми, сажал бы цветы, ухаживал за деревьями, покуривал трубочку и вспоминал бы былые славные времена. «Матрица» могла кончиться тем, что Нео и Тринити приобрели бы уютный домик с лужайкой в пригороде Нью-Йорка, а Нео (т.е. уже мистер Андерсон) получил престижную высокооплачиваемую работу. Все это было бы не хорошо и не плохо. Было бы непонятно одно: зачем.
Wolde, 24 февраля 2019 г.
В отрочестве мне в руки попало издание, объединившее романы «Гробницы Атуана» и «Техану». Тогда в отрыве от основных произведений цикла книги показались мне слишком запутанными. В зрелом возрасте я решил взяться за Земноморский цикл основательно, прочитав всё по порядку. И вот «Техану» предстал передо мной совсем в другом свете, заиграл новыми красками.
Первое, с чего бы я начал, это справедливо отмеченное другими читателями отличие романа от других произведений цикла. События развиваются неторопливо, экшен практически отсутствует. Именно за это произведению многие присвоили, на мой взгляд несправедливо, низкую оценку. Если вы жаждете героического фэнтези, то «Техану» вам лучше обойти стороной.
Второе, на чём я хочу особо заострить внимание, уникальная атмосфера произведения. Именно за неё я поставил роману более высокую оценку, чем другим произведениям цикла. «Техану» — роман о людях, а не о супергероях. Заберём у Геда его мастерство, а у Тенар — высокий жрический статус. И останутся многое повидавшие рефлексирующие люди, пытающиеся разобраться в себе, своих чувствах, найти своё место в мире. И если Тенар думала, что нашла его, то Гед, напротив, начал жизнь с чистого листа. История их трогательной поздней любви вообще заслуживает отдельной рецензии.
Третье, — фигура искалеченной девочки Ферру, чья история раскрывается в самом конце произведения. На мой взгляд, Ле Гуин — удивительный мастер нарратива. Там, где другие авторы уже через десяток страниц сделали интригу прозрачной и бестолковой, Урсула дарит нам лишь тонкие намёки, очеловечивает героя, делает его по-настоящему живым.
Четвёртое, — отрицательные персонажи. В романе зло банально, приземлённо, обыденно. Только в самом конце произведения мы видим, как зло пустило человеческие корни на Гонте в виде высокомерных магов, одержимых властью мелких феодалов, пиратов и просто жестоких людей, рвущихся к успеху в тёмные времена. Простые человеки кидают ребёнка в огонь, забивают до смерти беременную женщину, эксплуатируют слабых. И это тоже показательно.
Отдельно хотел бы пройтись по критике автора, обвинению её в феминизме. При всём желании я не смог бы назвать «Техану» феминистским произведением. Если мысли женщины о её месте в мире — феминизм, то Ф. Герберт в своих «Капитуле Дюны» и «Еретиках Дюны» — прожжёный феминист, а Суэнвик в ДЖД — феминист третьей волны.
Резюмируя, «Техану» — прекрасный роман для взрослых, влюблённых в Земноморье. Магию, экшен, супергероев и суперзлодеев ищите в других произведениях цикла.
Elloko, 25 июля 2019 г.
Полный бред написанный к сожалению автром, до этого создавашим достаточно хорошие произведения. Видимо ИДЕЯ крайнего феминизма плотно вошла в мозг афффтора под влиянием неких собственных жизненных неурядиц. Оценку дать нельзя... полное тьфу.
rumpelsteelskin, 15 января 2011 г.
Агония. С последней вещью случилось то, что проиходит с сюжетами, которые настолько прилипают к автору, что он никак не может с ними расстаться. Чтобы освободиться писатель начинает чудить. Вот что произошло с Ле Гуин. Конан Дойль Шерлока Холмса героически умертвил. А старая феминистка своего героя кастрировала, точно нашкодившего кота. Все в порядке вещей.
Кузьмичч, 18 декабря 2017 г.
В сравнении с предыдущими частями цикла, включая рассказы, «Техану» сильно отличается тем, что тут почти отсутствует динамика действий, магия и потрясения. Герои Земноморья легендарны, но не вечны. И не всегда бывает так, что они уходят красиво, геройски погибая в битве с могучим соперником, унося его жизнь вместе с собой. «Техану» показывает нам, что даже у великого Верховного мага Земноморья есть свой предел.
Итог: эта история вышла тихой, грустной, может даже несколько затянутой, но не лишенной некоего очарования.