FantLab ru

Урсула К. Ле Гуин «Стрекоза»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.61
Оценок:
534
Моя оценка:
-

подробнее

Стрекоза

Dragonfly

Другие названия: Ящерка

Повесть, год; цикл «Земноморье»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 63
Аннотация:

По времени, события этой повести, происходят через несколько лет, после описанных в романе «Техану», перед романом «Иной ветер».

Стрекоза жила на острове Уэй, в краю, который назывался Ирия. Была она из знатной, но обедневшей семьи. Мать её умерла родами, а отец, поручив воспитание девочки экономке, напрочь забыл о ней. Девочка росла сущей дикаркой, чувствуя себя в обществе собак, лошадей и коров, намного лучше чем в обществе людей.

С этим произведением связаны термины:

Входит в:

— антологию «Легенды», 1998 г.

— сборник «The Found and the Lost», 2016 г.

— сборник «The Books of Earthsea», 2018 г.


Номинации на премии:


номинант
Всемирная премия фэнтези / World Fantasy Award, 1999 // Повесть

Похожие произведения:

 

 


Легенды
1999 г.
Сказания Земноморья
2003 г.
Сказания Земноморья
2004 г.
Земноморье. Полная летопись волшебной страны
2007 г.
Сказания Земноморья
2007 г.
Сказания Земноморья
2010 г.
На иных ветрах
2016 г.
Книги Земноморья
2020 г.
Сказания Земноморья
2021 г.

Издания на иностранных языках:

Legends: Short Novels By The Masters of Modern Fantasy
2001 г.
(английский)
Tales from Earthsea & The Other Wind
2001 г.
(английский)
Tales from Earthsea
2012 г.
(английский)
The Found and the Lost: The Collected Novellas of Ursula K. Le Guin
2016 г.
(английский)
The Books of Earthsea: The Complete Illustrated Edition
2018 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по актуальности | по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Цикл о похождениях волшебника Джеда по островам Земноморья произвел на меня должное впечатление, причем, положительное. А означенная повесть немного его подпортила. Почему? На то есть несколько причин.

Во-первых, о самом Джеде здесь уже не говорится, ибо он растерял свою волшебную силу и фактически выбыл из игры, оставив Школу Магов без адекватного руководства. Теперь ее делами ведает Совет Девяти, в котором уже нет прежнего единства. Поэтому дела волшебников идут ни шатко, ни валко, а сама магия начинает слабеть и терять свой авторитет. Один из членов Совета предсказывает, что вскоре на остров Рок явится новый кандидат, который сумеет придать волшебству иную форму и направление...

Во-вторых, сюжет повести продуман не совсем хорошо, из-за чего действие фактически останавливается, как только героиня высаживается на берег Рока. Здесь явная параллель со второй частью цикла — историей становления Тенар, будущей спутницы Джеда. Писательница сократила и упростила ее, выкинув из нее самое ценное, что сразу же лишило произведение интриги (она сохраняется только до момента отплытия Стрекозы с Пути). Скорее всего, ле-Гуин не имела никакого внятного сценария для продолжения цикла, а только наметки его, но постеснялась отказать Силвербергу в его просьбе и просто «продублировала» уже испробованный сюжет, добавив в него несколько отличий. Но задумку не спасла даже финальная сцена с появлением дракона — слишком уж занудными и непонятными оказались «подковерные» интриги и разногласия в руководстве Школой. Там, где нужно было всё разложить по полочкам и разжевать, автор, напротив, запутала и усложнила. А суть самого конфликта осталась невыясненной для тех, кто сам думать не любит и надеется на пояснения автора. Хотя я лично понял двойственность (или двусмысленность) названия повести: термином dragonfly (драконья муха) в англоязычных странах называют обычную скрекозу, а в раздельном написании (dragon fly) его уже следует понимать как «полет дракона». Мораль этой сказки сразу становится ясной: при нормальном воспитании и подготовке любая стрекоза может превратиться в дракона. Только вот эту мысль автор до читателя так и не донесла.

В-третьих, сюжет повести не столько развивает наши представления о мире Земноморья, сколько противоречит им. Это и история разделения единой расы на людей и драконов, и пресловутое Правило Рока, которое отчего-то работает «в обе стороны», и принципы обучения в Школе волшебству, и даже моральные принципы ее выпускников. Всё это становится заметным невооруженному взгляду, стоит только прочитать хотя бы два первых романа.

Всё вышесказанное подтверждает известное правило: спешка и торопливость способны испортить любое хорошее начинание. Не то, чтобы я был против «тематических» сборников в фантастике, но считаю, что великих произведений вы в них не найдете. Если только их не предложит на ваш суд сам составитель.

---------------

РЕЗЮМЕ: рассказ о Гадком Утенке, который сумел превратиться в прекрасного Лебедя вопреки мирской суете. Стремление автора, конечно, похвально, только вот мастерства (или времени) ей на реализацию своей идеи явно не хватило...

Оценка: 7
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Написанная в 1998 году, эта повесть является сюжетным «мостиком» между «На последнем берегу» (1972) и «На иных ветрах» (2001), минуя «Техану» (1990). Точнее, в ней есть кое-какие ссылки на те же события, что упоминаются в «Техану», а кроме того, встречается еще имя Ириотха из «На Верхних Болотах». В хронологии Земноморья, таким образом, действие «Стрекозы» происходит немного позже или почти одновременно с «Техану» и за несколько лет до событий, описанных в «На иных ветрах».

Главная задача повести, как я ее понимаю, – подготовить почву для переворота в миропорядке Земноморья, который Ле Гуин учинила три года спустя. Сознательное разрушение ею всего мироздания, которое мы видим в «На иных ветрах», берет свое начало именно здесь. Оказывается, и Гед с Лебанненом сделали неправильно, что вернулись живыми из своего похода в страну мертвых, и стена на ее границе неправильная и стоит не так уж и крепко… Естественно, чтобы «подогнать» новые идеи к тому, что читателю о Земноморье уже известно, требуются определенные натяжки и внесенные задним числом изменения (два примера приведены выше, но есть и другие, прежде всего трактовка образа Мастера Заклинателя).

Из-за этих изменений, а также из-за чрезмерно затянутой вводной части «Стрекоза» оставляет впечатление в целом не слишком приятное. Под вводной частью я понимаю все, что предшествует прибытию девушки по имени Ириан – той самой Стрекозы – на остров Рок. Главные-то события происходят как раз на Роке, но они занимают столько же места, сколько вводная часть, в которой событий, можно сказать, почти и нет, а есть лишь неторопливое описание жизни и взросления Ириан. В результате получается, что сначала она у себя на Уэе не один год пыталась понять о себе или отыскать в себе непонятно что, а потом – раз-два – она оказывается на Роке и с ходу, за несколько дней, разом решает все вопросы, заодно вызвав серьезный раскол в рядах мастеров и учеников Школы. К этому противостоянию и к обретению Ириан своей сущности все, собственно, и сводится. Для повести все-таки как-то маловато содержания, а вот для короткого рассказа было бы в самый раз.

Нашедшую себя Ириан

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
(точнее, уже Орм Ириан)
мы еще увидим в «На иных ветрах», где она будет играть одну из четырех ведущих ролей. Так что, если вы намереваетесь читать «На иных ветрах», прочтите лучше сначала, в качестве подготовки, «Стрекозу» – так и станет понятнее, кто такая Ириан, и сами события в «На иных ветрах» уже не станут для вас такими шокирующими.

Оценка: 6
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Недурной этюд о времени перемен, хотя мне и сдается, что авторских предпочтений в нем больше, чем авторских размышлений. Живой мертвец, как символ прошлого, и девушка, не знающая собственного имени, как символ будущего. Для Ле Гуин Торион не плох — просто он мёртв. Может быть, для неё и Ириан не хороша — просто она уже есть, а его уже нет. В сущности, разворачивающееся в повести противостояние вне какой-либо привычной нам этической парадигмы. Мастер Зова не делает ничего плохого (я, во всяком случае, этого не вижу), а девушка с Пути не делает ничего хорошего. Здесь нет добра и зла, здесь есть только новое, перед которым бесполезно закрывать двери. В таком рафинированном виде, в каком этот принцип выражен в завершающих сценах повести, он выглядит неоспоримым. Но и страшноватым. Невольно напоминает, что «в долгосрочной перспективе мы все мертвы». Не знаю, может быть, я всё же ошибся, и какие-то глубоко личные авторские мысли тоже стоят за этой историей. Уходя — уходи, неправильно вызывать самого себя из мертвых, даже если тебе кажется, что это твой долг... И традиционно для Ле Гуин, конечно, весьма хорошо написано.

Оценка: 9
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Этим рассказом, можно сказать, была обозначена новая эпоха в истории Земноморья. После него были созданы «Сказания...», чуть позже — вызвавший у меня противоречивые чувства «Иной ветер»... Но всё началось с «Легенд» и нового рассказа Урсулы.

Здесь вновь ожила поэзия «Земноморья», стала явной его магия. Она уже с разных сторон раскрывалась в цикле, но здесь всё-таки находит некоторый компромисс между «высокой поэзией» Трилогии и «зачаровывающим бытом» «Техану». Мудрецы-маги Рока мудры и сильны, но они так много потеряли на пути к вершине... Кто напомнит им о потерянном, кто пресечёт распрю внутри Дома и вдохнёт жизнь в сообщество чародеев? Прямая, честная, упорная, и такая близкая к силам природы девушка Ириан...

В некотором роде, Ле Гуин вернулась к теме первого «Волшебника...» — теме поиска себя, познания своей сущности. Недаром ведь сторону девушки с Уэя принимают те, кто проник в самые глубины магического искусства Земноморья — Путеводитель, Ономатет и Привратник. Зло же здесь олицетворяет Заклинатель. В чём их различие? Заклинатель познал тайны смерти, войдя в неё целиком. А трое иных Мастеров слушают Истинные Имена природы, вслушиваются в шелест листьев Имманентной Рощи, находя ответ не в собственной силе и умениях, не в контроле над природой, а в её познании. А что может быть наибольшим олицетворением стихии, чем дракон...?

Оценка: 9
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Эта история оказалась изящной, воздушной и легкой, как та Стрекоза, имя которой носит героиня. Историей, наполненной приглушенным светом, который проникает через густую листву деревьев и прохладным морским бризом. Такую можно сочинить, сидя на песчаном пляже тропического полинезийского острова, наблюдая, как алый шар Солнца медленно опускается в море, прочерчивая огненную дорожку в бесконечность. Тогда легко можно представить, как подсвеченные пламенем заката облака рассекает крыло могучего дракона, наполняя мир свободой полета и радостью бытия.

Сюжет простой и ... емкий. В короткой повести — почти вся история жизни юной Ириан с острова Ириан. Девочка, оставленная без присмотра отцом, растет, как дикий цветок в окружении природы и животных. И одновременно в ней зреет понимание, что простая и серая жизнь деревенской девушки — не ее, что есть где-то путь, который позволит обрести собственное «Я». И это упрямое желание стать самой собой заставляет Ириан проделать долгий путь на остров Колдунов, нарушить все писанные и не писанные законы и казавшиеся вечными традиции. Чтобы обрести желаемое и одновременно — помочь Мастерам острова Рок найти путь очищения.

Маленькая, полная поэзии и скрытого волшебства слов, повесть о становлении, поиске и обретении предназначения. И Ле Гуин вновь поражает мастерством владения словом: там, где другим нужны десятки страниц, ей — всего лишь короткая фраза, чтобы мир предстал живым и законченным, чтобы передать таинство рождения Дракона, мощь и волшебную силу живой природы.

Оценка: 9
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Перепития судьбы девушки Стрекозы интересны, да, признаюсь. Но какая-то она сама уж слишком прямая. Без души как будто. Я бы никогда не стала симпатизировать такой героине, если бы она была главным персонажем большого романа. Нет, такие герои только для рассказов хороши. Любопытная, искристая вся такая линия взаимоотношений чародея и героини как-то завяла, до конца не дотянула и пояснений к этому никаких нет. Ну ладно, тут нам вместо чародея целую девятку подкинули — самих Мастеров с Рока. Их взаимоотношения со Стрекозой — вообще тайна покрытая мраком! Причем здесь «женщина с Гонта», я так и не поняла. В «Техану» предполагаемая женщина с Гонта (предполагаемая мною, конечно), обратилась в дракона, и тут та же фишка. Штамп уже какой-то, право слово.

Но сам рассказ очень свеж, особенно по сравнению с остальными рассказами сборника. Только за это — 9 баллов.

Оценка: 9
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Полагаю, повесть может понравится только феминисткам или интересующимся гендерными вопросами. К сожалению, чисто литературно эта вещь значительно уступает лучшим образцам из Земноморского цикла, очевидно, что в «Стрекозе» все подчинено именно раскрытию темы взаимоотношения полов, все остальное вторично и постольку-поскольку...

Оценка: 5
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Я не люблю стиль Ле Гуин, но полностью признаю ее литературный талант. Меня рассказ совсем не тронул, финал не совсем понятен (из цикла читала только первую книгу, возможно поэтому). Да и интрига слабовата.

Моя шкала оценок: 10 — шедевры уровня «Властелин колец», «Песня огня и льда», «Ведьмак», 9 — очень-очень хорошие произведения, попавшие в разряд любимых, который будут перечитываться не раз, 8 — хорошие произведения, которые однозначно надо читать. Дальше по ниспадающей.

Оценка: 5
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Может быть, кто-то со мной не согласится, но «Волшебник Земноморья» — цельное, законченное произведение в 4 книгах, которые я с удовольствием прочитал. И дополнения излишни – опять же сугу-бо мое личное мнение.

Оценка: 6
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Я было уже начал удивляться, как это Ле Гуин, будучи женщиной, уже на протяжении стольких страниц цикла не напишет какую-то любовную историю, закрученную на проблеме венца безбрачия магов. Ну вот. Дождался... целой первой половины рассказа, где на передний план выходит волшебник-казанова. А любви так и не получилось. Стрекоза упорхнула спасать мир. Ведь это куда важнее...

Оценка: 7
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Опять невнятица (я про Техану), мешанина мыслей и женщина превращающаяся в дракона (это уже было). Слабо и неинтересно.

Оценка: 2
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Очень понравился этот рассказ — женщина-женщина не быть тебе магом — оказывается даже на либеральном и сверхдемократичном Острове Рок есть замшелые предрассудки. Этот рассказ (да и другие её рассказы) следует читать, не оглядываясь на трилогию, и тогда понимаешь, что у каждого из них есть своё очарование. По-моему самый сильный и непонятный из поздних рассказов о Земноморье. Не бросайте эти рассказы лишь потому, что их написали не так как о Волшебнике Земноморья

Оценка: 9
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение ,

В общем-то так ничего... Раздражает: ты женщина! низя тебе сюда! А Школу строили и женщины, и мудрость Рока они хранили (пока не пришел Выдра и не произвел там реформации).

Но, конечно, самое светное мое воспоминание — это первая часть трилогии. Все остальное уже от нее...

Оценка: 9
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Как и всегда у Ле Гуин, под незамысловатым и вялотекущим сюжетом всегда можно найти еще что-нибудь. Но, такие книги сильно под настроние, по крайней мере, у меня.

Оценка: 7
–  [  -1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

рассксазы должны сбивать на повал , это же бьет как муха ...или точнее стрекоза

Оценка: 4


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх