FantLab ru

Роберт Шекли «Цивилизация статуса»

Цивилизация статуса

The Status Civilization

Другие названия: Omega!, Тоже цивилизация, Статус-цивилизация

Роман, год

Перевод на русский: В. Баканов (Цивилизация статуса, Тоже цивилизация), 1988 — 24 изд.
В. Федоров, И. Лифшиц (Статус — цивилизация), 1992 — 1 изд.
Ю. Руфин (Статус-цивилизация), 1994 — 1 изд.
Перевод на украинский: Ол. Коваленко (Злочинна цивілізація), 1991 — 1 изд.

Жанровый классификатор:

Всего проголосовало: 182

 Рейтинг
Средняя оценка:8.51
Голосов:2211
Моя оценка:
-
подробнее

Аннотация:


Люди будущего. Кем они станут? Куда занесут их столь обычные для всей человеческой породы пороки, предрассудки и лихая жажда наживы? Многие писатели уже размышляли на эту тему, перебирая огромное количество повторяющихся вариантов и набивая оскомину у читателей. Но только не Роберт Шекли! Его сюжеты и образы всегда ярки, оригинальны и остроумны, а фантазия поистине безгранична.

© duke

Примечание:


Перевод Ю. Руфина представляет собой слегка отредактированный перевод В. Фёдорова и И. Лифшиц.

Входит в:

— антологию «Библиотека фантастики в 24 томах. Том 18/2. Американская фантастическая проза», 1990 г.

— антологию «Долина проклятий», 1991 г.

— антологию «Звездные короли», 1991 г.

— журнал «Знание-сила» 1988'4», 1988 г.

— журнал «Знание-сила» 1988'5», 1988 г.

— журнал «Знание-сила» 1988'6», 1988 г.

— журнал «Знание-сила» 1988'8», 1988 г.

— журнал «Сокол 1 (5), 1992», 1992 г.

— журнал «Знание-сила» 1988'7», 1988 г.


Награды и премии:


лауреат
Великое Кольцо, 1988 // Крупная форма (перевод)

Похожие произведения:

 

 


Американская фантастическая проза. Книга 2
1990 г.
Долина проклятий
1991 г.
Звездные короли
1991 г.
Избранные произведения в двух томах. Том 1
1992 г.
Носитель инфекции
1992 г.
Координаты чудес и другие произведения
1993 г.
Миры Роберта Шекли. Книга 3
1994 г.
Собрание сочинений в четырёх томах. Том 3
1994 г.
Цивилизация статуса. Тигр! Тигр!
1996 г.
Корпорация «Бессмертие»
1997 г.
Корпорация
1999 г.
Цивилизация статуса. Повести. Рассказы
2000 г.
Координаты чудес
2003 г.
Цивилизация статуса
2003 г.
Координаты чудес
2004 г.
Цивилизация статуса
2005 г.
Координаты чудес
2007 г.
Цивилизация статуса
2009 г.
Абсолютное оружие
2015 г.
Абсолютное оружие
2017 г.

Периодика:

«Знание-сила» 4/88
1988 г.
«Знание-сила» 5/88
1988 г.
«Знание-сила» 6/88
1988 г.
«Знание-сила» 7/88
1988 г.
«Знание-сила» 8/88
1988 г.
Сокол 1 (5), 1992
1992 г.

Аудиокниги:

Цивилизация статуса
2010 г.
Фантастика и приключения
2012 г.

Издания на иностранных языках:

The Status Civilization
1986 г.
(английский)
Злочинна цивілізація. Координати чудес
1991 г.
(украинский)



 

Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  22  ]  +

Ссылка на сообщение , 23 марта 2012 г.

«Зачем ты купила эти серьги. ты же не любишь побрякушки?»,- спросила я недавно у своей знакомой, которая в очередной раз мучилась от безденежья. Ответ не порадовал: «Ты что! В отделе у всех есть. Хочешь, чтобы подумали, что я нуждаюсь?».

Это к чему это я? Вспомнился вдруг один из самых сильных социальных романов в истории НФ — «Цивилизация статуса». Это же сколько лет уже прошло с 1960 года, когда великий Шекли живописал эту чудную нашу черту, доставшуюся нам от наших обязьяноподобных предков и с тех пор трепетно сохраняемую: определить свой статус в человеческой стае и ревностно его поддерживать. Эволюция не дала нам ярких перьев, пушистых хвостов или развесистых рогов/ впрочем, последние — у кого как/. И наши мозги тут же изобрели новые способы, чтобы найти себе теплое и сытое место и обзавестись четкими статусными маяками. В одном случае это будут мобильники, квартиры, машины, дорогие побрякушки, в другом — пистолеты и яды, в третьем — униформа и властные полномочия, но, как правило, не образование или мозги.

По Шекли цивилизация преступников — аморальна и жестока с ее убийствами и лозунгом «Выживает сильнейший», но и с виду мирная и благополучная цивилизация обывателей — не менее аморальна и жестока, со своим тотальным контролем за умами граждан и подавлением малейшей инициативы и самостоятельности. На самом деле они мало отличимы по своей сущности: в основе лежит все тоже определение статуса, только немного разными методами.

И таковой будет любая цивилизация, где материальное стало более значимым, чем духовное. Вчитайтесь : как узнаваемы в романе разговоры обывателей о своем статусе и их сытое удовлетворение достигнутым результатом. Прислушайтесь, и Вы услышите эти напевы вокруг Вас на работе, на улице, с экранов телевизоров и со страниц книг. Ну и теперь, после всего сказанного: а Ваш статус какой?

Оценка: 10
–  [  20  ]  +

Ссылка на сообщение , 20 декабря 2007 г.

В романе Цивилизация Статуса Шекли рисует перед нами две абсолютно противоположные цивилизации. Настолько отличающиеся друг от друга, что общее между ними только одно — все граждане общества в строгом порядке имеют свой статус, определяющий положение в обществе. Пожалуй, такие яркие противопоставления не часто встречаются в литературе, что несомненно большая заслуга автора (даже Амбер и Хаос у Желязны имели достаточно много общего). Особенно хорошо подчеркивает разницу законы и религия. Проповеди священников вообще представляют собой стилистический прием — текст остается практически без изменений, за исключением ключевых слов, которые и отражают основную суть. Но всеже гораздо больше внимания автор уделяет обществу, где преступность возведена в культ (Оно и понятно, ведь общество противоположное этому является главной загадкой и интригой книги). Здесь поклоняются злу, здесь есть закон, но выживет только тот, кто умеет его нарушать, здесь поощряются убийства, более того убивать приходится или убьют тебя, а помощь ближнему наказывается. Это парадоксальное общество, которое пожирает само себя, тем не менее, существует уже долгое время, за счет существующих традиций и постоянного притока новых граждан. Очень важный аспект этого общества — иерархия. Но почему-то Шекли не захотел показать читателю всю взаимосвязь классов и сложности местных законов. Еще очень важный момент — закон. Не знание не освобождает от ответственности, но незнание чуть ли не основной принцип местного законодательства, каждый класс знает только то, что должен знать.

Теперь о главном герое — он, как и все на планете Омеге преступник, не помнящий своего прошлого на Земле. Что ж такой противоречащей самой себе личности трудно себе представить. Он чередует глупость и ум, решительность и робость, осторожность и опрометчивость, потому что это угодно автору для продвижения персонажа по сюжету, но реалистичности, и главное логичности в мотивы всех его поступков, это не добавляет. Появившись на планете полной преступников, убийц, воров он отправляется прогуляться… Спасает его только чудо. Кстати, о чудесах: Просто нереальная везучесть главного героя, тоже не идет на пользу повествованию, так как лишает его реалистичности. Став свободным гражданином он заводит свое дело(магазин ядов). Очень хорошо. Но зачем в обществе где убийство поощряется, афишировать свою к нему неприязнь и пытаться доказать свою невиновность? А так же игнорировать требования местного закона (участвовать в играх, религиозных обрядах и т д.)? Однако, это все не помешало за время пребывания на Омеге совершить пять-шесть убийств. Он не слушает врачей, когда говорят “Нельзя”, а потом пугается и передумывает. Список можно продолжать достаточно долго. Вообще крайне странная личность получилась.

Теперь о местном населении. Перед нами планета преступников? Глядя на них, в это порой с трудом верится. Почти все очень вежливы, дурного слова не скажут. Нет в них той злости, какой они поклоняются, многие достаточно приятные люди, непонятно вообще, зачем они кого-то убивают? Ладно, хоть строем не ходят. Налицо противоречие.

Теперь о хорошем. Роман достаточно динамичен и интересен, легко и интересно читается.

Идеи лежащие в нем не двусмысленны, но всегда актуальны. К тому же подача идей выполнена на отлично. Насилие и жестокость не должны становится нормой общественной жизни, не должно быть единого стандарта. Шекли протестует против бесчеловечной системы, позволяющей множится насилию. Он презирает жестокость, человеконенавистничество, душевную черствость. Не одна идея не должна доводиться до абсурда. Обе цивилизации в романе не способствуют развитию общества, это общества застоя, и только слияние этих цивилизаций даст толчок развитию.

Это хороший роман, который стоит прочитать. Серьезным недостатком, как это не странно, является его малый объем. Возможно, распиши автор по подробнее характеры героев (которые вышли в основном крайне статичными, за исключение главного героя ну а про него я сказал выше), уклад общества, его иерархию, законы, произведение получилось бы более цельным и интересным, затерялись бы многие недостатки и ошибки. А так имеем, что имеем – хороший фантастический динамичный и интересный роман и с хорошо поданными идеями, но не без недостатков. Не больше, не меньше.

Оценка: 7
–  [  19  ]  +

Ссылка на сообщение , 29 октября 2010 г.

Роман оставляет двойственные впечатления, с одной стороны читается легко и быстро, сюжет динамичный, есть интрига... С другой стороны — несколько сумбурный и недосказанный, не хватает более глубокого раскрытия личностей, сюжетных линий; портят впечатления некоторые недомолвки и логические несуразности. А без этого, я считаю, шедевра, или отличного романа не получится. Сюжетные упущения и недомолвки, нормальные для короткого рассказа, перенесенные в формат романа, сказываются на произведении не в лучшую сторону. Я мало с чем могу сравнить, но до Хайнлайна ему все таки далеко.

Теперь попробую раскрыть несколько более подробно:

- Герою предельно везет, при этом осторожней он от этого не становится, эдакий герой боевика — мало мыслей, зато избыток действий.

- Цивилизация на Омеге аморальна, преступна, стремится к самоуничтожению, но тем не менее живет и развивается, причины приведшие именно к такой цивилизации не понятны. Я думаю и в преступном мире будет место гуманизму и состраданию, тем более, что туда попадали люди не только сугубо криминальные, но и политические. От фальшивомонетчика или вора глупо ждать только жестокости и убийств. При этом не следует забывать, что память преступников стерта, им как бы дается второй шанс, сделаться лучше. Тем не менее автор пытается убедить нас в обратном — человек человеку враг, убийства возведены в ранг законов и совершаются на праздники, так сказать для поддержания праздничной атмосферы. Я даже боюсь думать какие у них обычаи отношений между полами, логично было бы предположить что женщины бы там гибли сразу в первые дни после высадки (они тем не менее живут и успешно травят своих мужей). В общем нравы и обычаи Омеги оставляют неприятный осадок, можно было как противовес развить несколько положительных линий, но этому места в романе не нашлось...

- На Омеге присутствует целый квартал мутантов (их много), я сначала думал, что это представители аборигенов планеты, но нет — это люди. Вопрос откуда они там, автор упускает.

- Статус планеты предполагает наличие огромных просторов, но что творится за пределами города автор тоже упускает. Никому уйти и основать собственное общество, клан, царство в голову не пришло, даже подполью. Видимо и подполье наслаждается жизнью убивая друг друга (это необходимо для выживания, своего рода закон зла).

- На Земле вот уже 800 лет войн не было, общество атрофировалось, не развивается и зомбируется с детства, но единственный полицейский хочет объединиться с Омегой дабы дать человечеству толчок к развитию. Я почему-то думаю, что бандиты их вырежут на арене, по праздниках и т.п., а потом вымрут сами от голода.

В общем это роман утопия, где много крайностей и скомканная концовка — так и не понял чем кончилось — объединились, или нет, получили толчок, или съели друг друга?.

Оценка: 8
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение , 3 сентября 2013 г.

Мне очень понравился роман. Он замечательный, но такой короткий, что прочитывается практически за одно мгновение – именно столько протекает времени за время чтения – мгновение. Роман производит впечатление и сейчас, спустя 60 лет, несмотря на то, что столько находок, невообразимых миров, интересных героев родилось за многие годы разными писателями. Несомненно, он один из запоминающихся.

Конечно, при ближайшем рассмотрении можно заметить огрехи, нестыковки, некоторую недосказанность, но на этом не хочется заострять внимание, всё это проходит мимо, благодаря стройному сюжету, лёгкости изложения, напряжённым моментам, точным фразам, которые не дают расплыться истории, а чётко концентрируют внимание на сюжете. Стремительным вихрем проносится перед глазами невероятная история Уилла Барента.

Мир Омеги произвёл сильное впечатление. Мир, в котором всё порочное, аморальное и греховное для нормального человека, возведено в ранг узаконенного и привычного, где всё подчинено убийству, всё от него отталкивается, где вся жизнь строится только вокруг убийства и наркотиков, где неподчинение этим правилам считается преступлением и жестоко карается – такой мир не поддаётся пониманию и восприятию. И в этом мире Уилл Барент, у которого нет укоренившейся жажды убийства, выделяется очень ярко. Он не может противиться своему внутреннему миру даже под воздействием неизбежных обстоятельств. Его образ революционера по случайности несколько идеализирован, как будто он создан из граней разных личностей, которые могли всё изменить. Его невероятная способность выживания и где-то даже везучесть, приводит, в конце концов, к тому, что он стал первым и пока единственным, кому удалось сделать, казалось бы невозможное. Но для него это не конец и не начало, а продолжение – продолжение неизбежное. Открытие Уиллом ещё одной крайности – его родного реального мира с тотальным контролем над разумом и поведением каждого жителя Земли. И эта борьба с самим собой в финале – очень красочная, напряжённая, жёсткая – отличное решение для итога истории.

Земля и Омега – две совершенно разные и далекие друг от друга планеты, на которых властвуют две противоположности – добро и зло. Но Автору удалось показать, что они, тем не менее, очень похожи – достаточно вспомнить проповеди священников, которые находясь в разных обществах и на огромном расстоянии, пропагандируют одно и то же. И это удивительно, что ценности, преподносимые служителями церкви, приемлемы и в жестоком, уничтожающем мире Омеги и в добром и равноправном, таком райском мире Земли. Но в итоге, всё же, понятно, что оба варианта развития этих планет приводят в тупик – в одном мире это моральное разложение и неизбежное самоистребление, а в другом – деградация и саморазрушение.

Роман классный, с хорошо поданными интересными идеями, очень динамичный, отлично передающий две полярные крайности миров, развитие которых в отдельности не является идеальным.

Оценка: 10
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение , 6 июня 2013 г.

Мне кажется нескоро на фантастическом горизонте появятся авторы уровня Роберта Шекли. И как бы не расхваливали писателей «новой волны» научной фантастики- Роберта Уилсона, Уоттса или же Питера Гамильтона, но до уровня великих фантастов двадцатого века им ой как далеко, а хвалебные оды, которые им сейчас поют основываются все-таки по принципу «на безрыбье и рак рыба».

Роман «Цивилизация статуса» является для меня любимейшим произведением в творчестве Роберта Шекли. В нем гармонично сочетаются динамичный сюжет и прекрасные свежие идеи.

Планета Омега, одна из планет отдаленных от Земли. Население Омеги состоит исключительно из людей , нарушивших законы на Земле. Это общество, в котором преступления не только прощаются, но и поощраются; общество в котором уклонение от правил судится единственно по степени успеха.Это своего рода криминальное общество с абсолютными законами, предназначенными для нарушения.

Именно в такое общество попадает Уилл Баррент совершивший убийство на Земле и сосланный на Омегу в город Тетрахид, где средняя продолжительность жизни составляет не более трех лет. Все преступники попадающие на Омегу частично или полностью лишаются памяти. Все факты говорят за то, что Уилл Баррент преступник и убийца. Но тогда у него должна быть предрасположенность к убийству, а она у него напрочь отсутствует. Так шаг за шагом, начинается раскручиваться ниточка, и скоро мы узнаем, что не Уилл является убийцей. А если не он, то кто тогда и кому было выгодно чтобы он исчез с Земли? Об этом мы узнаем при прочтении этого шикарного произведения.

Персонажи у Шекли получились выше всяческих похвал. Друзья нашего героя-маленький вор Джо и служащий Дэнис Фоэрен, они хоть и редко встречаются, но прописаны очень хорошо. Очень интересным получился персонаж Свена Эйлана-начальника Группы Два,настоящего лидера и человека при помощи которого возможен побег на Землю. Ну и конечно же очаровательная и загадочная Моэра с появления которой в этом романе и начинаются настоящие приключения!

Рекомендация: Шедевр!

Оценка: 10
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение , 15 мая 2012 г.

«Цивилизация статуса» — моё наилюбимейшее произведение из ряда фантастических книг. Но странное дело, до сих пор то обилие чувств и впечатлений, которые оно вызывает у меня при очередном прочтении, никак не могли уложиться в систематизированном порядке в отзыв. Навряд ли он и сейчас получится достаточно внятным и стройным, но всё же я должен посредством этих строк хоть частично сбросить то невероятное смешение чувств, восторженных ахов и вздохов, которые неизменно переполняют меня, когда я вспоминаю и снова переживаю все приключения Уилла Баррента. Полный набор невероятных событий, сменяющих друг друга с калейдоскопической скоростью, не даёт оторваться от этой чудесной книги ни на минуту. Бывают у меня случаи, когда со временем отношение к прочитанному и оценка ему меняются, но этот роман из того ряда, для представителей которого оценка «10» останется навсегда единственно верной. Да, сейчас взгляд всё чаще останавливается на каких-то огрехах, недосказанностях, провисаниях сюжетных линий, — это всё в «Цивилизации…» присутствует, если говорить откровенно, — но «старая любовь не ржавеет».

Роберт Шекли представил 50 лет назад взору читателя большое количество всеразличных идей и мотивов, где-то может быть спорных, где-то невозможных, где-то пророческих, и неизменно при всём этом – интересных и искромётных. Говоря словами Руди Рюкера из предисловия к одной из книг Пола Ди Филиппо, роман «состряпан из деликатесов воображения, модных интеллектуальных заморочек». Одни идеи – те, что уже были ранее озвучены писателями-фантастами — Шекли эксплуатировал и чаще всего без какого-либо развития и самобытности, например, мутантов, способных к пси-контакту и извлечению из чужого мозга нужной информации. Равно как и сама идея планеты-тюрьмы, включение в сюжет этих скреннеров не ново, и другие писатели-«воображатели» вероятно подавали их более правдоподобно или информативно, но и в «Цивилизации статуса» всё это на своём законном месте. А взять дихотомию Добра и Зла, эту извечную философскую и даже теологическую задачку: сколько про это писали, думали и спорили, но и здесь Шекли «одел» её в свою «одежду», прибавив по своему обыкновению к серьёзности обсуждения изрядную долю иронии. Характеристики Добра и Зла в устах каждой из противовесных сторон звучат практически одними и теми же словами и выглядит это на бумаге весьма забавно («…где-то я уже это слышал, — подумал Баррент).

Некоторые другие сюжетные ходы Шекли позаимствовал у самого себя, из более ранних произведений: например, Охота на Дичь уже использовалась в «Седьмой жертве», а бои на Арене, Игры напоминаю те, что мы видели уже в «Премии за риск» и прочих историях. Но и в этотм романе они смотрятся вполне органично.

Да, недостатки романа хорошо известны. По большому счёту, история подана поверхностно, «по верхам», Шекли не особо углублялся в некоторые сюжетные линии, иные и вовсе забрасывал. Так, по-моему, вполне ожидаемой представлялась мне love-story между Баррентом и Моэрой, но Мастер ограничил их отношения неделей на Озере Облаков. Идея с классами и статусами отличная, но в итоге дальше объяснения в начале книги Квестором некоторых моментов и правил поведения не пошла. Баррент лихо пронёсся по классам почти к самой вершине положения в омегианском обществе, перескакивая через ступени, но каких-то интересных подробностей Шекли нам не выдал. Также лично мне слишком уж утрированной показалась подача факта, что на Омеге «антирелигиозность» и «нерасположенность к наркотикам» это страшные преступления, которые сурово наказываются. Понятно, что на планете-тюрьме главенствует очень простой и жестокий закон: «будь преступникам, веди себя аморально, убивай – и будешь жить, и жить хорошо», но акцент поставлен слишком гротескно.

Философия романа также проста в применении – многовековая стабильность, однообразие, отсутствие конкуренции и высоких стремлений ведёт в тупик навстречу застою. Неразвивающаяся цивилизация, которая варится, по сути, в собственном соку, медленно, но верно умирает и спасти её может лишь внешнее «хирургическое» вмешательство. Так же, как в животном мире необходим баланс между хищниками и травоядными жертвами, особые пропорции, так и омегианский уклад жизни (и смерти) неизбежно должен соседствовать с земным укладом. Антиутопия-Омега и Утопия-Земля неразделимы.

Ещё мне подумалось, что ярковыраженная классовость и статусность на Омеге далеко не выдумка Шекли. Он лишь донельзя утрировал эту особенность человеческой натуры. Всё это есть в нашей жизни, как в прошлом, так и в настоящем, и уж наверняка в будущем. Так, мне почему-то вспомнились российские молодые 90-е годы: разве малиновые пиджаки, бритые затылки, «ролексы», кожаные куртки это не признаки некой классовости? Примеров можно привести массу, хоть из новейшей истории, хоть из викторианской Англии, хоть с Дикого Запада, а Шекли только показал слегка искажённое отражение в зеркале.

«Цивилизация статуса» — прекрасный образец приключенческо-философской книги. Динамичное, бурное течение сюжета увлекает в самую гущу событий, а вопросы идеологических столкновений дают пищу для размышлений на разные темы: так ли совершенен этот мир, как может мы улучшить его, как достичь равновесия между Добром и Злом и многих других. Рекомендации к прочтению этого потрясного романа, думаю, излишни – в любом возрасте и настроении, и даже в любом … статусе эта увлекательная история не оставит равнодушным никого.

Оценка: 10
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение , 10 сентября 2008 г.

Великолепный роман, в котором рассмотрены два вероятных пути развития общества. Ведь по большому счёту, Омега и Земля это не две планеты, а две модели, два варианта, по которым может пойти развитие ( если это можно назвать развитием, а не деградацией) общества. Нынешнее общество, более или менее успешно, балансирует между «добром» и «злом». Между добропорядочностью и законнопослушностью возведённой в абсолют, и между полным отрицанием каких либо законов. Как выясняется, одинаково плохи обе эти крайности — на выходе мы получаем либо общество, готовое к самоистреблению, либо общество, стагнация которого достигла такого предела, что это общество уже нежизнеспособно.

И всё это, произошло в общем то от благих намерений, от выработки механизма, призванного защитить ту или иную общественную модель. Но в реальности, защита стала главным и самым страшным врагом для того, кого призвана была защитить.

Роман написан великолепным, легко читаемым языком. ГГ романа, хоть и отличается какой то сверхвезучестью, не раздражает этим. Проглатывается всё повествование, что называется «влёт».

Итог: Великолепный роман, который может и должен быть рекомендован к обязательному прочтению.

Оценка: 9
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение , 7 мая 2009 г.

Условно книгу можно разбить на две части и первая является сплавом боевика и социальной фантастики, то вторая – социальной и психологической фантастики.

Начинается повесть, как стандартный современный боевик: главный герой отправлен на планету-тюрьму, где вынужден с первого дня бороться за свое существование. Казалось бы, существует множество подобных сюжетов, например фильмы «Побег из Нью-Йорка» и «Новая Земля». И вначале, кажется, что читаешь стандартный боевик. Однако с развитием сюжета автор все дальше и дальше уходит в сторону социальной фантастики. Меньше приключений, перестрелок в духе Дикого Запада не стало, но вместе с тем все более подробно описывается мир-тюрьма: сложившиеся обычаи и традиции, законы, своеобразная религия, социальный устои, иерархия жителей. Выясняется, что имеются даже свои революционеры. Автор мастерски, не теряя в динамике, заставляется задуматься читателя не только о том, кто кого подстрелит и как выжить, но и о проблемах и недостатках общества, где на первом месте стоит сила и агрессия. Познание мира-тюрьмы читателем происходит на фоне становления главного героя, определения его выбора.

Вполне логичным и, можно сказать, банальным выглядит его попытка бегства, однако на этом предсказуемость заканчивается. Бегство главного героя позволяет нам взглянуть на его родной мир. Этот мир внешне вполне благополучен, однако он разучился бороться, и в нем установлен тотальный контроль за разумом и поведением каждого жителя планеты. В нем с детства ведется психологическая обработка каждого жителя, и преодолеть ее практически невозможно.

Авто показал в книге два социальных варианта развития общества и не одно из них не является идеальным (от себя хочу добавить, что ни в одном из них я бы жить не хотел). Под одной обложкой произошло объединение боевика, психологии, социальной составляющей без ущерба для сюжета и динамики – книгу просто интересно читать. Читать, а если будет настроение, то и перечитывать.

Оценка: 9
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение , 9 сентября 2013 г.

При чтении данного романа сожаление возникло только по причине того, что он закончился.

Шекли в романе «Цивилизация статуса» изобразил сразу два разных типа антиутопического общества будущего. Причём оба эти типа общества настолько необычны и противоестественны, что главный герой, человек со стёртой памятью (а вместе с ним и мы), не перестаёт удивляться, знакомясь с устройством общества сначала на планете-тюрьме Омеге, а затем и на Земле. Однако, подобные невероятные, в чём-то несуразные модели построения общества возникли не на пустом месте. Где гарантия, что в будущем нас не ждёт что-то подобное?

Очень оригинальное произведение. Многие считают, что Роберту Шекли плохо удавалась крупная форма и не всегда получалась интересная концовка. Но это не тот случай. Это классика социальной научной фантастики.

Оценка: 10
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение , 2 октября 2010 г.

Шекли — гениальный выдумщик. Он просто фонтанирует интересными оригинальными идеями! Пожалуй, в ЭТОМ смысле он — лучший писатель-фантаст. Поэтому его романы получались явно хуже, нежели рассказы. Видимо идей у него было столько, что он просто не успевал их разрабатывать:smile: и романы получались относительно короткими и торопливо написанными что ли.

То же относится и к «Цивилизации статуса». Отличное произведение. Глубокая вложенная мораль. Великолепный сюжет. Но такой динамичный, что так и хочется сказать автору во время чтения: «Тр-р-р-р, притормозите!». Порой не хватает неспешности, обстоятельности и детального описания мира. Главный герой мечется словно затравленный зверь, но с другой стороны спокоен как танк и с него все как с гуся вода. Одним словом — супермен. Вообще это у Шекли излюбленная тема — гонимый, преследуемый человек.

Видимо по причине высокой динамики не хватает здесь, и вообще в большинстве произведений Шекли, душевности, лиричности, психологичности, даже философичности — лично мне так кажется. Но слихвой компенсируется потрясающим юмором. Наверное тут в действии правило Михайлы Ломоносова: «Если что в одном месте поубавится, то в другом обязательно присовокупится»:smile: Если бы было и то и другое, то перед нами, читателями, предстал бы писатель супер-гений, который «подмял» бы и Азимова, и Хайнлайна...

Оценка: 9
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение , 25 января 2008 г.

Цивилизация Статуса… я нахожу это произведение достойным самого пристального внимания. И не только за сюжет, интересный, странный мир героев.

Самое любопытное для меня стало разделение планет – «планета добра» и «планета зла». Что та, что другая –пути тупиковые. На Земле сколотили, какой никакой, Рай, где все хорошие, правильные и не надо больше стоять перед выбором – все решено за тебя. Но такой Рай приводит к полной деградации, ведь больше не к чему стремиться. Всем правит Система, вбиваемая в саму суть личности. Глупый и правильный мир. Осталось только думать о своем статусе.

То же самое, но с другим знаком происходит и на Омеге, полная свобода для порока и греха – кажется вот то, к чему стремиться человек – абсолютное моральное разрешение и поощрение греха. Нет совести, нет проблем. Что еще желать? Когда можно прожить короткую, насыщенную жизнь, быть охотником за статусом и разбудить инстинкты. Но и это тупик. Извращенность этого общества, где все перевернуто, но является отражением среды, из которого изгнали этих людей...

Два общества, две ошибки. И только объединение способно изменить картину. Вот она дуальность мира.

Очень интересна была самая последняя страница,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
где стало ясно почему и как происходит суд. Это блестяще! Вбить человеку в подсознание все законы и правила. И мозг сам примет решение, автоматически, сверяя его с данными. Нет проблемы выбора, совести и прочих исканий решения. Все решено за человека, ему останется просто расслабиться и наслаждаться жизнью. Ошибется – сам себя накажет. Что еще надо? Идеал для тоталитарного мира.

И опять же главный герой — бунтарь по случайности, революционер, который сам собой получился, нечаянно выжил везде где только можно. Образ несколько идеализированный, будто он собран из всех тех кто смог бы изменить ситуацию.

И еще одно замечание – охота, суды и пр — затягивают, но не вызывают напряжения, остроты из-за уверенности что с героев все будет хорошо, разве что пару царапин. Хотя он тут наверное не самый главный персонаж – он как проводник по двум цивилизациям, дающий, местами остроумные, комментарии.

Оценка: 9
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение , 22 марта 2009 г.

Даже если бы Роберт Шекли не написал в своей жизни ни одного романа, его имя все равно навсегда осталось бы в золотом фонде мировой фантастики. Его неистощимая фантазия создала огромное количество удивительных картин, которые нашли отражение в рассказах и романах. И если рассказы Шекли прекрасны без всяких оговорок — редкому из них поставишь оценку ниже девятки, — то в большой форме он иногда чувствует себя неуютно. Нет, его фантазия и тут создает великолепные сюжеты, он четко знает пункт А и пункт В, но вот дорога между ними иногда получается чересчур ухабистой.

Так и с «Цивилизацией статуса» — великолепная задумка, сочный приключенческий сюжет и... постоянный зуд на окраинах сознания, мешающий полностью получить удовольствие от книги. Вот Шекли проскакивает крайне интригующий эпизод на четвертой передаче, даже не оглядываясь — а мне хотелось бы его посмаковать, чай роман все-таки, а не рассказ. События происходят настолько быстро, что наваливаются в кучу, разгребать которую в голове приходится уже после чтения.

Вот перед ншими глазами Омега — жестокий мир преступников, живущий по своим законам. Сложный мир — чересчур сложный для того, чтобы быть организованным преступниками. Я в него не поверил — и при всей своей яркой приключенческой составляющей (тоже, ИМХО, перенасыщенной — слишком много зрелища тоже приедается, если ты не ребенок-максималист) омегианская часть романа оставила не самый приятный привкус.

Концовка же романа очень сильная — этот тот самый пункт В, в который стремился Шекли и прописан он мастерски. Она искупает многое — но, к сожалению, не все. Хороший роман, к сожалению, так и не стал великолепным...

Оценка: 10
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение , 6 сентября 2008 г.

Этот роман находится в числе первых произведений, прочитанных мною у Шекли. И, надо сказать, после него я ещё больше заинтересовался творчеством этого писателя.

Сам по себе роман невелик, но на этих ста с небольшим страницах Шекли сумел вместить многое. С одной стороны, динамичный сюжет со множеством неожиданных поворотов, благодаря которому книга читается на одном дыхании. Да, быть может, амнезия главного героя — Уилла Баррента — в начале книги покажется многим избитым сюжетным ходом, а его невероятная везучесть вызовет недоверие, но в данном случае эти недостатки не повлияли на мое в целом положительное впечатление от романа.

Впрочем, даже не сюжет стал тем, что заставит меня в будущем перечитывать этот роман. Фактически, в это произвдение Шекли ввел черты антиутопии, описав два противоположных по своей сути общества на планетах Земля и Омега. Они совершенно различны — и в то же время в чем-то очень друг на друга похожи. Стоит даже сравнить проповеди священников с Омеги и с Земли. И вроде бы, оба этих мира достаточно стабильны. Но в конечном итоге становится понятно, что оба варианта являются тупиковыми: в одном случае — постепенное затухание, в другом — неизбежное самоистребление.

И напоследок отмечу что эти миры (а в особенности мир Омеги) местами напоминают мне наше с Вами общество. Ведь и у нас статус человека в обществе фактически определяет его возможности, а умение «нарушать закон, не нарушая» нередко становится залогом успеха... Как говорится, «в каждой сказке есть доля правды».

Оценка: 9
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 28 декабря 2016 г.

Неплохой роман, даже очень хорошая антиутопия, но неожиданно не хватило объёма. Очень внезапно случается конец и... И всё?

Если жизнь Омеги, планеты-тюрьмы, расписана достаточно ярко (но больше подробностей прошло бы на пользу общей картине), то мир Земли набросан схематично, и опять же тема не раскрыта полностью, у меня ещё к нему куча вопросов.

Герои. То же самое. Если с Уиллом всё более-менее ясно, так как он центральный персонаж и мы видим его развитие и становление, то ни один из второстепенных не привлекает внимание, и все они остаются статистами.

Было бы здорово развить из этого полноценный роман, но увы.

Оценка: 7
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 8 апреля 2016 г.

Идеальное общество каждый представляет себе по-своему — обыватели, ведущие травоядное существование, мечтают о товарном изобилии по низкой цене, о стабильности и сытом покое. В то же время активные, пассионарные личности, знающие вкус к свободе, превыше всего ставят понятие чести, возможность реализовать себя, кровью и потом проложить себе путь к месту под солнцем, их идеал — неравенство, мир, где каждый получит своё в зависимости от личностных качеств. В «Цивилизации статуса» автор дает нам возможность посмотреть со стороны на общество, построенное руками преступников — сначала оно покажется диким и нереальным, но если убрать весь гротеск, то придет узнавание нашей реальности, которая для представителя иной цивилизации покажется не менее абсурдной и дикой, чем социум Омеги.

Само явление преступности напрямую вытекает из врожденной тяги человека к богатству, власти и славе, которых хочется достичь кратчайшим путем. В нашем мире решающее значение имеет статус индивида, принадлежность его к той или иной обособленной группе. Чтобы не ходить далеко, достаточно вспомнить российское тюремное сообщество, живущее по понятиям — там есть чётко выделенные касты, жестко регламентированные традиции и ритуалы, предусматривающие передвижение человека вверх или вниз по иерархической пирамиде. Любое замкнутое мужское общество — это проверка человека на прочность, когда начав с самых низов ты пытаешься подняться как можно выше, завоевав уважение и признание окружающих. Внешним выражением статуса могут быть наколки, как на зоне, или количество звёзд на армейских погонах — это не важно, главное, что каждый из нас от природы заряжен на конкурентную борьбу, на естественный отбор — хотим мы этого или нет, но каждому придется занять свое место в социальной пирамиде.

Р. Шекли удалось создать наиболее достоверный концепт преступной цивилизации в вакууме, ведь что ни говори, а за решеткой порядки строятся не на пустом месте, во многом они копируют то, что существует на воле, только в более острой, рельефной форме. Права никогда не давались даром, но всегда брались и ни у кого не спрашивались — чем отличается первобытный вождь в бусах из вулканического стекла, забивший дубиной из берцовой кости всех своих конкурентов, от современного банкира в салоне «Порше» — только тем, что банкир вместо берцовой кости пользуется услугами профессиональных киллеров. Стремление к статусу не зависит от возраста — даже в школе, в детском саду дети меряются айфонами, приставками, планшетами, создавая собственную иерархию, где выделяются альфы, беты и омеги. Статус родителя распространяется на ребенка, одаряя его необходимым стартовым капиталом для скорейшего достижения вершин в обществе неравных возможностей.

Возвращаясь непосредственно к роману, хотелось бы сказать пару слов о сюжете. Главный герой Уилл Браннер, обвиненный на Земле в преднамеренном убийстве, попадает на тюремную планету Омега в единственный здесь город Тетрахид. Чтобы выжить в новых условиях, ему предстоит приложить все свои силы и умения. Общество Омеги делится на строго очерченные классы, начиная с бесправных пеонов и далее, до свободных граждан и привилегированных каст. Общество строится на принципе «человек человеку — волк», социальные лифты жестко привязаны к убийствам — если хочешь поднять статус нужно убивать и самому оставаться в живых. Тем не менее, анархии не наблюдается — действует строгий Закон, защищающий интересы верхушки и провозглашающий государство высшей ценностью — знакомая ситуация, не правда ли? Знание закона — привилегия избранных, а умение грамотно его обходить, избегая ответственности, поощряется и ценится выше законопослушного поведения. Такое чувство, что у автора где-то был припрятан хрустальный шар, в котором он прозревал наше настоящее и особо яркие моменты брал на карандаш.

Местная религия прославляет зло и является разновидностью сатанизма, но риторика проповедников и стремление к финансовой выгоде до боли напоминает крупнейшую религиозную корпорацию наших дней. Употребление наркотиков приветствуется, ведь доходы идут в казну государства — вспомним наши табачные и алкогольные акцизы. Интересна идея с магазином снов, который позволяет вернуть утраченные воспоминания о Земле — сразу приходит на ум известнейший рассказ Ф.К. Дика «Мы вам всё припомним», который был написан позже романа Шекли. Четкая связь имеется с циклом «Жертва» — на Омеге регулярно проводится Охота, правда Жертва здесь находится в гораздо более сложных условиях, чем Охотники. Также упоминаются местные Игры, напоминающие состязания гладиаторов в римском Колизее — эту идею автор изрядно разовьет и украсит в романе «Первая жертва», где подробно описываются Сатурналии, завершающие очередной сезон Охоты.

Внимательный читатель обязательно заметит наличие в Тетрахиде квартала мутантов, учитывая отсутствие упоминаний об источниках радиации на Омеге, возникают определенные подозрения по поводу того, как эта категория оказалась среди ссыльных уголовников. Любовная линия в романе намечена, но развития не получила, хотя загадочная незнакомка, которая явно знает гораздо больше, чем хочет показать, имеется в наличии. Боевые сцены прописаны ярко, но поверхностно, им явно не хватает драматизма. Также напрягает, что главный герой стреляет из иглолучевика не хуже, чем Робин Гуд из лука, хотя весь его практический опыт основан на занятиях в местном тире — вряд ли за несколько недель, или пусть даже месяцев, можно приобрести такие навыки. Роману серьезно не хватает объема — автор просто фонтанирует интересными идеями, но до конца их не раскрывает, возможно сказывается то, что это только второе произведение крупной формы в его творческом багаже.

Само название планеты-тюрьмы также прозрачно намекает, что если есть омега, то где то обязательно существует альфа. Добро и зло, свет и тьма, конец и начало — эти понятия, несмотря на диаметральную противоположность, не могут существовать друг без друга — дуалистическое мировоззрение вообще свойственно творчеству Р. Шекли. Особое внимание стоит обратить на детективную линию, которая до поры до времени кажется вторичной, но в итоге раскрывается великолепно. О финале стоит сказать особо — за это можно с легкостью простить отмеченные ранее недочеты — концовка выполнена в фирменном шеклиевском стиле и способна нехило перевернуть сознание читателя. Подобно японской пагоде финал имеет несколько ярусов, завершая историю как на макро- так и на микроуровне. Считаю этот роман одной из вершин творчества мастера, особенно интересен он будет читателям неравнодушным к утопиям и антиутопиям, но немного подуставшим от классических сюжетных схем Оруэлла и Хаксли.

Оценка: 10


Ваш отзыв:

— делает невидимым текст, преждевременно раскрывающий сюжет, разрушающий интригу