Дэн Браун «Код да Винчи»
- Жанры/поджанры: Детектив
- Общие характеристики: Религиозное (Христианство (Католичество )) | Приключенческое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Западная Европа ))
- Время действия: 21 век
- Сюжетные ходы: Путешествие к особой цели
- Возраст читателя: Любой
Каким образом пролитая в Лувре кровь куратора музея связана с «Королевской кровью»? Где спрятан ключ к разгадке волнующих событий далёкого прошлого — в символике полотен Леонардо да Винчи или в швейцарском банке? И сумеет ли молодая шифровальщица разгадать тайну собственного имени?
Кажется, что ответы на все эти вопросы лежат на поверхности. И только Роберт Лэнгдон, признанный специалист по символике, знает, что под ними скрываются глубинный смысл и неожиданные откровения. Так тёмен обманный ход мысли человека...
Идея романа заимствована из книги Майкла Бэйджента, Ричарда Ли и Генри Линкольна «Священная кровь и Святой Грааль», изданной в 1982 году. Нужно отметить, что имя одного из главных героев книги, Лью Тибинга (Leigh Teabing), является контаминацией имен Ли (Leigh) и Бэйджента (Baigent — анаграмма Teabing).
С июня 2004 по июнь 2005 года «Код да Винчи» и четыре другие книги Брауна, также вошедшие в список 15 прошлогодних американских бестселлеров, принесли автору 76,5 миллионов долларов. Можно отметить, что за тот же период, вместе взятые первые пять книг о Гарри Поттере принесли Джоан К. Роулинг лишь около 59 миллионов долларов.
Книга стала международным бестселлером: она переведена на более 40 языков и издана общим тиражом около 50 миллионов экземпляров.
Критики называют роман Дэна Брауна «Код да Винчи» самой успешной книгой последнего десятилетия. Однако мнения разделились, ведь «...всякая вера на этой земле основана на фабрикации. В любой религии Бог описывается через метафоры, аллегории и преувеличения… Проблемы возникают, когда мы начинаем воспринимать метафоры буквально».
Такие проблемы могут возникнуть и у читателя. Легкомысленно играя с текстом Библии, выдавая догадки за истину, без пояснения, что это лишь сказка, эрудированный американец обеспечивает себе популярность, забывая о доверчивости и наивности массового читателя. Ведь «немного веры — и человек способен творить настоящие чудеса… Совсем немного веры…». Веры, которую Браун неаккуратно испытывает.
Его книгу называют скандальной, а фильм, вышедший по ней, запретили во многих странах.
Входит в:
— цикл «Роберт Лэнгдон»
Награды и премии:
лауреат |
Британская национальная книжная премия / British Book Awards (Nibbies), 2005 // Книга года - главная номинация |
Номинации на премии:
номинант |
Британская национальная книжная премия / British Book Awards (Nibbies), 2020 // Лучшая книга за 30 лет |
Экранизации:
— «Код Да Винчи» / «The Da Vinci Code» 2006, США, реж. Рон Ховард
- /языки:
- русский (20), испанский (1), украинский (3)
- /тип:
- книги (21), аудиокниги (3)
- /перевод:
- Е. Кононенко (1), Н. Рейн (13), А. Соколов (1)
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
fox_mulder, 15 июля 2008 г.
Со степенью популярности этого романа может сравниться лишь степень невежества его автора. Давно подмечено: что бы книга вызвала огромный резонанс и продалась огромным тиражом, нужны совсем не художественные достоинства и авторский стиль, а скользкая тематика и побольше разгромных рецензий. Браун смешал все точно по рецепту: откопал старенькие, но малопопулярные исторические исследования о Марии Магдалине, а PR менеджеры довершили создание шедевра, разместив на самых широких полосах высказывания Ватикана о книге и ее авторе. Вуаля! — Перед Вами книга десятилетия! Полагаю. что при данном расчете, книга была бы признана «интеллектуальным бестселлером», даже если бы она состояла из единственной страницы с парочкой анекдотов анти христианского содержания. Кстати, роман Брауна вряд ли может претендовать на звание «интеллектуального триллера», поскольку в нем напрочь отсутствует как первое, так и второе.
Все эти псевдоисторические типа отсылки к типа истории типа христианства ни на шутку забавляют. Автор с неимоверной легкостью тасует факты, как в карточной колоде, искажает общеизвестные даты и делает из них такие выводы, от которых деятели исторической науки начинают лихорадочно шарить под столом, в поисках выпавшей челюсти. Да и Бог с ними с несчастными, до сей минуты даже не подозревавшими о том, что Инквизиция и охота на ведьм в были оказывается вызваны стремлением кровожадного ордена «Опус Деи» уничтожить всех потомков Христа по женской линии. Стиль Брауна примитивен и абсолютно лишен любых изысков. Описание персонажей напоминает скупые строки, из какого-нибудь засекреченного досье: цвет глаз, длина и цвет волос, возраст, но в остальном, они полностью лишены индивидуальных черт и какой-либо мотивации. Сам стиль изложения напоминает справочник «Мировая культура для чайников». Редакторы «Кода да Винчи» определенно сэкономили кучу времени: ориентируясь, на ему одному известный читательский уровень, Браун сам по полстраницы может подробно объяснять, кто такой Ньютон, где родился, и чем собственно знаменит. Я лично с нетерпением ждал, что конце книги будет еще парочка заданий на сообразительность: найди шесть отличий Да Винчи от Фибоначчи, или страница-раскраска, посвященная Марии Магдалине , так сказать, для закрепления изученного материала. У меня вопрос: для какого уровня интеллекта сочинялось сие творение — неужели, для хронических прогульщиков?
Все остальное просто нелепо: Да Винчи, составлявший криптограммы на родном языке автора (да, да, да, английский — это просто Столп Творения, разве вы этого не знали раньше?); вся французская полиция, своей тупостью напоминающая конкурс двойников незабвенного комиссара Жюва, ночные прогулки героев по самому охраняемому музею мира, с уникальной возможностью потрогать-пощупать (как в «Секонд хэнде», чест слово!). Но окончательно, брауновский шедевр трещит по швам, именно, когда его начинаешь разбирать в узких пределах детективного жанра. Дело в том, что у плохишей, начисто отсутствуют вменяемые психологические мотивы для совершения преступления, если, конечно, не считать за таковую почти фантомасовскую жажду власти, славы, господства над миром и т.д. Одним словом: прибежали, пошумели и разбежались. В остатке — несколько трупов и грубо изнасилованная автором история христианства.
В связи со спорами и огромным интересом к книге «Код да Винчи» Дэн Браун пишет на своем веб-сайте: «Поднятая вокруг книги дискуссия — положительная, мощная сила. Чем активнее мы обсуждаем эти темы, тем лучше понимаем собственную духовность. Религии только на пользу полемика и диалог. У религии только один настоящий враг — равнодушие, а страстные споры — лучшее противоядие». Автор лукавит: данная книга не способна спровоцировать хоть сколь-нибудь серьезный спор на подобные темы. Когда сойдет эта умело поднятая волна, ее уделом станет место на пыльной полке, строго между такими проверенными временем бестселлерами, как«300 способов похудания» и «10000 рецептов приготовления блюда из морковки с редиской», что на мой взгляд, будет вполне закономерным.
Darth_Veter, 12 декабря 2024 г.
Жестокое убийство куратора Лувра Жака Соньера застает врасплох французскую полицию: убитый найден в позе «витрувианского человека» да-Винчи, а рядом на полу особым люминесцентным фломастером выведена загадочная надпись, в которой упоминается имя известного американского профессора Лэнгдона. За расследование берется не менее известный парижский следователь Безу Фаш и первым делом вызывает Лэнгдона на место происшествия. У последнего создается впечатление, что капитан хочет повесить на него обвинение в убийстве Соньера. Но происходит нечто неожиданное: в Лувр под вымышленным предлогом прибывает внучка убитого и помогает подозреваемому сбежать. Теперь они вдвоем идут по следу, проложенному рукописями Соньера, пытаясь размотать целый клубок древних тайн и загадок, что был искусно замотан еще в эпоху тамплиеров...
Несомненно, что роман Брауна — это своеобразная ода атеизму. В нем Иисус Назаретянин объявляется обычным человеком, которому церковь с определенной целью приписывает необычные качества, изображая его равным богу. А вся христианская вера изображается как искусная афера древности, призванная спасти от краха Римскую империю. Не могу ручаться на 100 процентов, но некоторая истина в рассуждениях автора всё же имеется. Хорошо известно, что никакой Библии древние евреи не создавали. Были не связанные между собой древние свитки, обнаруженные в Кумране и прибрежных пещерах Мертвого моря, в которых излагалась старая легенда о сотворении мира и деяниях наиболее известных апостолов. Поскольку Иудея в ту эпоху входила в состав Римской империи, свитки попали в руки ее прокуратора, который счел их обычными сказками. Но греки, всеми силами боровшиеся против Рима, решили использовать найденные документы в своих собственных целях, «немножечко» подправив их содержимое. Оригиналы при этом были уничтожены, а то, что получилось на их основе, было названо греками Библией (т.е. «книгой»). Что там было изначально, установить уже не удастся, хотя общая идея кажется понятной: исходя из обычных мифов и легенд, греки сумели создать цельное литературное произведение, рассказывающее о Сотворении мира и человека. И — самое главное — сделали его новой религией для всех угнетенных. Евреи сей труд, естественно, не признали, а вот другие народы, испытавшие на себе римское ярмо, начали поклоняться Библии «в пику» апеннинским завоевателям. И чем больше римляне зверствовали, тем выше был рейтинг у новой религии. Наивысшего значения он достиг в период правления Нерона, который в 64 г. специально поджег Рим, чтобы обвинить в этом деянии христиан. Результат, впрочем, оказался противоположным: император вначале показательно расправился с апостолами Петром и Павлом, после чего и сам был вынужден перерезать себе горло, чтобы не попасть в руки сенаторов. В конце концов христианство приняли и сами завоеватели: император Константин в 312 году официально крестился, чтобы спасти свою империю от назревавшей смуты. Он явно руководствовался известным принципом: если не можешь справиться с проблемой, прими ее на веру и возглавь движение сторонников, чтобы тайно контролировать весь процесс. Текст греческой Библии был срочно переписан, чтобы соответствовать заявленным целям. Впрочем, новую редакцию приняли далеко не все — греки остались верны своему варианту перевода. Это заложило в христианство «бомбу замедленного действия», которая сработала в 395 году, разделив ее на «западную» (католическую) и «восточную» (православную) версии. Хотя официально разделение произошло только в IX веке, когда католики и православные впервые провели свои Вселенские соборы по отдельности.
Что касается личности Христа, то здесь всё было и проще и сложней одновременно. Проще потому, что всё происходило уже в историческую эпоху и было на виду у всех летописцев. Сложнее же потому, что на будущего Мессию обратили внимание фактически уже после его мученической смерти. До этого он был ничем не примечательной личностью, жившей жизнью простого иудейского обывателя. Никто не знает, как и где он провел бОльшую часть своей жизни. Да и сам факт его гибели на кресте до сих пор не доказан, а могила — не найдена. Скорее всего, образ Христа-мученика был создан как пропагандистская агитка, помогавшая христианской религии бороться за свое место среди более древних верований. Как справедливо замечает сам автор, «любая вера на этой земле основана на фабрикации фактов». Само слово «вера» уже говорит о том, что ее поклонники не требуют от своих священников никаких доказательств, а просто считают всё рассказанное «непреложной истиной». Так что спорить о том, был ли Иисус богом или человеком, абсолютно бессмысленно.
Тем не менее, произведение Брауна достаточно интересно хотя бы потому, что содержит очень много исторических сведений и отсылок к древней культуре. В ее актив можно также добавить и необычную интерпретацию наиболее известных событий — к примеру, восхождение ордена тамплиеров и изменение Константином мифологии христианства. По крайней мере, эта интерпретация позволила писателю выстроить довольно увлекательный сюжет почти что детективного типа, в котором древние мифы легко вписываются в современную философию. Особенно хороши эпизоды, где герои романа разгадывают тайный смысл стихотворных изречений Жака Соньера — всё настолько идеально по сути и стилю, что хочется буквально аплодировать. Очень оригинальна идея об истинной сущности легендарного Грааля: автор играет не только словами (Graal = Sang real), но и образами (звезда Давида как единство мужского и женского начал). В общее действо вплетается не только библейская история о Марии Магдалене, но и история творчества Леонардо да Винчи, тайнопись в виде анаграмм (rose -> eros), а также «двойная жизнь» таких знаменитостей как Ньютон и Гюго. Хоть писатель и непомерно затягивает свое повествование (540 страниц описывают события двух дней), а также намеренно скрывает от читателя наиболее важные факты, интрига романа от этого только выигрывает. Особенно — концовка, где сходятся все сюжетные линии и раскрывается сразу несколько секретов — в том числе и главный (где находится могила Марии Магдалены). А после прочтения читателя так и тянет на разного рода приключения: разгадывать древние тайнописи, искать скрытый смысл в хорошо известных словах и терминах, пытаться по новому пересказать всемирную историю. Уже за одно это произведению нужно ставить высокую оценку. Что я и делаю с глубоким чувством удовлетворения.
------------
РЕЗЮМЕ: неординарный взгляд на легенду о Святом Граале и историю христианства с крепким сюжетом и очень оригинальными находками. Не буду удивлен, если кто-то из читателей после прочтения романа заинтересуется тайной историей, искусством или криптографией.
tolstyi1010, 2 августа 2022 г.
«Слепой видит то, что хочет видеть»
Второй роман американского писателя Дэна Брауна посвященный приключениям профессора Роберта Лэнгдона, и четвертый роман в общей библиографии автора, изданный в 2003 году.
Роберт Лэнгдон, профессор религиозной символики Гарвардского университета, должен распутать дело об убийстве Жака Соньера, куратора Лувра.
Очередной хайповый роман, который абсолютно ничего из себя не представляет, являясь, по сути, пустышкой, написанный автором, который живет в параллельной вселенной, откуда видимо и черпает идеи для своих книг. Единственный плюс произведения — читается легко. Книга представляет собой набор клише (которые повторяются в каждой книге автора): сюжет глобальный, главные герои не убиваемые, роялей в кустах хоть отбавляй, тайные организации и прочая. Читать скучно, все неожиданные повороты не впечатляют, «откровения» не цепляют.
Лучше не читать.
pooh-o, 20 сентября 2024 г.
Если бы я подходила к этой книге как к легкому чтиву. Если бы я не читала перед этим «Маятник Фуко»... В этом случае, возможно, я бы поставила оценку повыше, так как это стопроцентное развлекалово: прочитал и выкинул из головы. Но я кипела негодованием, потому что автор просто взял шикарное и сложное произведение Умберто Эко и частично пересказа его, ооочень сильно приукрашивая и делая из гурманского деликатеса фастфудное чтиво. Короче, не с тем настроением я взяла в руки эту книгу.
Эрик Дрейвен, 17 марта 2024 г.
Уже знакомый читателю по роману «Ангелы и демоны» Роберт Лэнгдон, спустя год после событий в Ватикане, читает лекцию в Париже. Заодно он должен был встретиться с куратором Лувра Жаком Соньером, с книгами которого Лэнгдон был знаком и чрезвычайно высоко их ценил. Лекция прошла успешно, а вот встреча не состоялась — Соньер был убит прямо в Лувре, перед смертью успев оставить для Роберта Лэнгдона зашифрованное послание, разгадка которого скрыта в работах Леонардо да Винчи ....... И вот американский профессор, за компанию с симпатичной внучкой Жака Соньера и с желающей повесить на него убийство, французской полицией на хвосте, вынужден разгадывать этот ребус. Роман слеплен из той же глины, что и предыдущий — снова тайны католической церкви, снова некая тайная организация, опять некий зловещий убийца идущий по пятам, вновь под рукой красивая напарница с обязательным поцелуем на фоне заката в финале и авансом на будущую страсть; и наконец снова госпожа Фортуна не то что повернулась лицом, а буквально залезла к Лэнгдону на плечи, свесила ножки и обеспечила господина профессора просто невероятным до неприличия количеством везения и счастливо сложившихся обстоятельств. Как и в случае с предыдущим романом, у меня сложилось впечатление что Дэн Браун начал думать о грядущей экранизации ещё до начала работы над книгой. Как и прежде, текст напоминает раскрашенный сценарий. Хотя в этот раз «картинка» получилась всё таки более красочной, впечатляющей и цельной. Не павильон, нет. Съёмки с натуры, бюджет приличный. Герои уже не картонные, а достаточно живенькие, просто наблюдает за ними читатель как бы издалека, из зрительного зала, кушая попкорн. Сама история — захватывает, загадка — интригует; всё действо нигде не провисает, а скользит как по маслу, постепенно набирая обороты и достигая кульминации как раз в тот момент, когда я уже готов был утомиться. Качественное развлекалово, когда хочется просто отдохнуть за книжкой вечерок другой и не больше. Но и не меньше, поэтому оценка высокая.
m1t0s, 15 июня 2016 г.
Вроде жвачки для глаз. Читается легко, но если пытаешься включить мозг, то книга становиться просто смешной.
Высосанные из пальца теории, нелогичные действия и несоответствующие образу персонажи (чего стоит только Ленгдон, который вроде бы и специалист по символике и даже «проффэсор», а наткнувшись на элементарный символ, с которым и школьник сталкивался не раз, раздувает из этого супер-открытие и мега-теорию).
Еще раз повторюсь, читается легко. Но это обычное бульварное чтиво, ожидать от него чего-то интеллектуального или философского (не надуманно-из пальца высосанного-философского) не стоит. Лучше уж почитать Маятник Фуко.
Baskk, 11 апреля 2024 г.
Книгу пришлось перечитать несколько раз. Вначале просто наслаждался квестом, потом вдумчиво стал перечитывать «малоизвестные факты». Выяснил, что Приорат Сиона был не «тайным обществом, основанным в XI веке», как говорит автор в предисловии к роману, а мистификацией, созданной французом Пьером Плантаром в 1956 году. Сам Браун ответил на критику так: «В этих книгах я делаю нечто сугубо намеренное и специфичное. Мысль заключается в том, чтобы смешать факт и вымысел в очень современной и эффективной манере, чтобы рассказать историю. Есть те, кто понимает, что я делаю — и они как бы запрыгивают на поезд, чтобы прокатиться и получить удовольствие, а есть другие люди — которым, вероятно, следует читать кого-нибудь другого». Признаю, что смешал очень искусно и рекомендую всем, кто хочет получить удовольствие.
Beef, 22 апреля 2024 г.
С книгами серии про Роберта Лэнгдона надо выбирать одно из двух: либо ты внимательно читаешь и каждое высказанное героями суждение или утверждение перепроверяешь хотя бы по Википедии, либо ты расслабляешь и стараешься особо не забивать себе голову всеми этими научными или псевдонаучными фактами. Я выбрал второй путь, и получил удовольствие от прочтения. С другой стороны, могу себе представить как должно быть сильно «бомбит» от этих книг у любителей науки, истории и возможно религиозных людей.
MikeGel, 25 июня 2012 г.
Наверное, самый тошнотворный роман, что читал за последние пять лет.
Да, скандальная, еретическая идея. Не только с точки зрения теизма, но и сама по себе. Да, наерняка автору понадобилась некая смелость, чтобы её реализовать.
Но боже мой, какое убогое, отвратное, низкохудожественное примитивное исполнение.
Герои даже не картонные, не деревянные, они словно манная каша — все подряд, от альбиноса до главгера.
Поступки, которые эти герои совершают, пристали больше пациентам сумасщедшего дома или младщей группе детсада.
Задачки, которые по пути разгадывают, а точне, методы, которыми их разгадывают, напоминают упражнения для дебилов.
И — тем не менее, баснословная, бешеная популярность. Вполне объяснимая, впрочем. Жвачка. Низкопробная, мельтешащая красивыми нелепостями жвачка.
Последнюю треть этого произведения я пролистал — просто физически невозможно было это в себя впитывать.
Сейчас, по прошествии пары лет, рад тому, что в памяти остались лишь смутные контуры этих рассыпчатых героев и смутное воспоминание о Граале и о кощунствах по отношению к мифологии и истории человеческой цивилизации.
tapok, 17 октября 2021 г.
А был ли мальчик?
***
Пожалуй, «Код да Винчи» – самое знаменитое конспирологическое произведение не только XXI века, но и вообще во всей истории. И дело обстоит так во многом из-за того, что церковь (и прочие ортодоксы) сама же поспособствовала хайпу. Это отнюдь не нивелирует того, что сделал Дэн Браун. А его труд – роман «Код да Винчи» – очень даже хорош.
…Лэнгдон в Париже. Он должен был встретиться с Жаком Саньером, куратором Лувра, вот только последний найден мертвым. Прямо на рабочем месте. И обстоятельства убийства весьма щекотливые. Роберт вполне может попасть под подозрения. И местный коп – Бык – клюёт на эту приманку. Он мёртвой хваткой цепляется в Лэнгдона. Но он не учёл того, что Роберту помогает Софи Невё – криптолог из полиции. Им обоим кажется, что Саньер умер не зря, что он оставил некое послание. И судя по всему, связано оно с таинственным обществом – Приоратом Сиона.
Второй роман Дэна Брауна использует всё те же, уже проверенные схемы успеха: дичайший уровень экшена; огромное количество загадок, а порой и загадок в загадках; погони-перестрелки-предательства; прекрасные твисты, которым удаётся не скатываться в deux ex machine. Добавляется чуть больше путешествий (из локаций тут Париж, Лондон и чуток ещё кое-какой страны). Интриг по-прежнему много. Сперва они крутятся вокруг личности да Винчи (очень неординарная фигура), а потом и вокруг Иисуса Христа. И не только.
А вот по части минусов Дэн Браун немного исправился. Во втором романе поменьше наивности и нелепости (да, Роберт уже не прыгает из вертолёта без парашюта). И хотя Лэнгдон всё равно выглядит немного superhero, но это неизбежно при таком-то масштабе. «Код да Винчи» раскрывает так же тот факт, что связи между романами совсем незначительные. А это значит, что раз в пять лет Дэн Браун может выдавать очередной роман до тех пор, пока «народ хавает». С одной стороны, это не так уж плохо – книги-то интересные. С другой стороны, автор не знает, чем это закончится.
Отдельным пунктом стоит отметить вопросы, которые поднимает автор. В «Ангелах и демонах» Браун обнажал конфликт между религией и наукой (главная тема книги, но есть и другие подтексты). Здесь же автор идёт дальше – он маскирует вопрос отношений между религией и наукой под внутренний конфликт самой церкви. Если подходить к этому вопросу с рациональной точки зрения (то есть постараться учесть обе стороны конфликта), а именно её и разделяет герой Дэна Брауна – Роберт Лэнгдон – то роман не покажется каким-то шокирующим откровением. Давайте честно – нынешний человек, даже воспитанный на детской библии, вряд ли будет верить в Иисуса как в Сына Божьего. Правда, те, кто воспитан в глубоко религиозной семье, воспринимают его именно так. Так вот если смотреть на Иисуса как на историческую личность, то очень много укладывается в рациональное восприятие мира. И если вам интересен именно исторический контекст, то есть смысл прочитать великолепный труд Резы Аслана – Zealot. В целом, его монография не особо противоречит позиции Дэна Брауна, высказанной в «Коде да Винчи». Но Браун пошёл дальше и развил вопрос Марии Магдалины в совершенно непопулярном ключе. Ход смелый и яркий. И судя по количеству проданных экземпляров (а так же не забывайте про оценки, отзывы, критику, экранизацию), Дэн не прогадал.
Заключение: прекрасный роман, от которого закипит у ортодоксов. Они даже и не попытаются увидеть хоть малейшее зерно истины, погрязнув в зашоренности. Главное достижение «Кода да Винчи» (помимо интереса, интриг, антуража, экшена и вопроса Марии Магдалины) – это художественный подход к исторической личности – Иисусу Христу. Читается книга легко, многие главы – чистые клиффы, что заставляет читать дальше и дальше.
10 криптексов из 10. Браво!
PS: экранизация «Кода да Винчи» однозначно лучше «Ангелов и демонов». Этот фильм во многом следует роману, хотя два крупных отличия есть – финал и промежуточная загадка в криптексе. Пусть финал соответствует букве, в фильме к нему подошли всё-таки иначе.
Kobold-wizard, 14 июля 2021 г.
https://kobold-wizard.livejournal.com/986048.html
Книжка вышла в мои школьные годы. Ее читал мой одноклассник. Затем был фильм с Хэнксом, который я порой пересматриваю. Красивая картинка вытягивает даже при раскрытой интриге. С тех пор я листал книгу пару раз в магазинах, но язык коробил киношностью: «Как и предполагал Соньер, неподалеку с грохотом опустилась металлическая решетка, преграждающая доступ в этот зал. Паркетный пол содрогнулся. Где-то вдалеке завыла сирена сигнализации. Несколько секунд куратор лежал неподвижно, хватая ртом воздух и пытаясь сообразить, на каком свете находится». То, что стало основой для хорошего кино, необязательно должно быть хорошей литературой. С окончания школы прошло 15 лет, и я решил попробовать знакомый сюжет в виде аудиокниги.
Язык лучше не стал. Голос народного артиста России Эммануила Виторгана не смог спасти книгу. Рубленные фразы концентрируются на действии, пока автор не срывается в очередную энциклопедическую выкладку или теоретические построения. Форма в результате напоминает советскую «образовательную» фантастику со второстепенными героями-лекторами. В финале понимаешь, что два дня растянуты на четыре сотни страниц. Главный герой без устали грызет историческую загадку, не заморачиваясь на сомнения, сон или нормальную еду. В фильме такое не замечаешь, а в книге бросается в глаза.
Сюжет уже знаком, поэтому интрига не будоражит. Вопросы вызывает не сама тысячелетняя тайна, а невротичная попытка людей наплодить метафоры и головоломки на ее основе. Где служба безопасности описанного Приората Сиона, стучащая кистью и зубилом по рукам каждого Леонардо да Винчи за рискованное произведение искусства? Если же наоборот, организация состоит из агентов влияния, то не тормозят ли они с растягиванием окна Овертона? Адекватность такой революционной группы неочевидна. Разве что главный герой столкнулся с ней лишь на два дня и в экстренной ситуации. Тогда большая часть написанного — фантазии, имеющие с происходящим лишь выгодные совпадения.
Итого: По прошествии лет книга не впечатляет. В России бурные христианские ереси ныне редко становятся темой для обсуждений. На Западе же препарирование Библии — давняя традиция. Для того, чтобы почувствовать себя оскорбленным, нужно быть вовлеченным в ту культуру. Иначе неясно, почему книга Брауна стала бестселлером, а укуренное «Чистилище» Йорга Кастнера — нет.
Angvat, 30 января 2018 г.
Решил ознакомиться с творчеством данного автора лишь теперь, когда вся шумиха вокруг его трудов давно отшумела, а его новые опусы вызывают лишь вялые всплески читательского интереса. Раньше как-то руки не доходили, ну оно, может, и к лучшему.
Буду краток: таки да, данный опус – очередная рекламная пустышка, сюжет и идеи которой не то что вторичны, а даже третичным. Даже ознакомься я с ней «по горячим следам», она бы не произвела на меня никакого впечатления. Потому что еще в 1999 году вышла сейчас уже мало кем помнимая игра «Габриэль Найт 3». Так вот, книга выглядит чуть ли ни ее новеллизацией – герои бродят-туда сюда по локациям, разгадывают загадки средней нелепости, расследуют таинственные смерти и деятельность какого-то тайного общества, а в итоге все приводит их к тайне потомков Христа. Разве что сначала начинать не нужно, ежели пропустил что-то важное. Только в игре еще энная доля чертовщины да вампиры были, и сами авторы к своему творению относились с энной долей самоиронии, а тут весь этот балаган подается с какой-то убийственной серьезностью. Поэтому книгу я закрыл через несколько десятков страниц и понял, что читать другие произведения автора мне навряд ли когда захочется.
amlobin, 8 декабря 2016 г.
Не очень на мой взгляд удачная книга. Версия о женатом и многодетном Христе просто убивает сам смысл Евангелия. Если он умер, а воскрес в своих детях, то что в этом особенного. Это нетрудно, вопрос сугубо биологический.
Сюжет монотонный. ГГ с подругой постоянно убегают от наемного убийцы при этом их каждый раз кто-то спасает. Разгадка ребусов как основная составляющая содержания тоже быстро надоедает.
Error, 2 июля 2017 г.
Роман весьма неплох для тех, кому нравится детективный сюжет с раскрытием реликтовых тайн и пугалками о глобальном обмане (не путать с глобальным правительством). Хорошо и органично вылажена информация, читается легко. Но...Мне бы очень хотелось понять суть восклицаний, типа, от нас всё скрывали, и всей той, уже угасшей шумихи вокруг этого «опуса» о анафеме. Тот материал, который использует Дэн Браун, даже у нас на постсоветском пространстве было столько, что ешь — ни хочу! Взять хотя бы всем известный журнал Наука и религия с великолепными статьями и материалами по религии, оккультике, эзотерике, теософии и так далее. Ну и остальную советскую периодику по атеизму и релиоговеденью. Там такого добра на которые автор «Кода» якобы открывает всем глаза, аж до немогу. Так что меня роман не впечатлил и НИ — ЧЕ — ГО!!! нового не открыл. К тому же, огорчил весьма смазанным и блёклым окончанием. Остальные произведения этого автора не стал читать, всё по той же причине — ничего нового он, то есть автор, сказать не в силах. Ах, типа все под колпаком, нам всё врут, ах за нас всё решают и обманывают.Ну и что?! Лично для меня, то важность должна выражаться не просто в предоставлении фактов и эмоциональных отрыгиваний, типа, какие все сволочи и как до жути страшно от безобразия творящегося вокруг, а в том что стоит раскрывать определённые идеи и способы, процессы их воплощения. Вот тогда можно и относительно откровенно пугаться писая кипятком. Примером тому роман Майкла Флина «Страна слепых» или произведения Френка Герберта «Создатели богов», «Улей Хельмстромма». Вот где мастерство.
P.S. : Меня в своё время поразила книга Мориса Дрюона «Книга о боге», этакое стилизованное описани жизни Александра Македонского. Так вот, автор затрагивает в своей работе тему детей богов и их появление, вернее «святое зачатие». После прочтения книга повергает и в шок и трепет от переварота сознания, что Иисус зачат не каким — то светом, словами и всякой религиозной болтавнёй, а простой человеческой спермой. К тому же, кто внимательно читает Евангелию, особенно четвёртую, то сможет даже не явно проследить родственную взаимосвязь матери Иоанна Крестителя и Марии. Второй момент заключается в том, что к обоим приходит один и тот же архангел — Гавриил, и приносит весть (весьма своеобразный посыл) о зачатии. Далее, не поленитесь сравнить сами иконы, лики, Иисуса и Иоанна Крестителя. Порозительное сходство, генетика и наследственность. Проследите их воспитание, общность взглядов и религиозных воззрений. Есть весьма много поражающих общих взглядов, фактов и... Возвращаясь к биологии, общего.... отца. И отнюдь не абстрактно небесного.
Я был не весьма верующим человеком, но то о чём писал Дрюон, от определённого понимания и додумывания о конкретном физически земном отце Иисуса меня, честно говоря воротило и рвало. Сейчас — то я понимаю почему. А тогда, после прочтения, — это был просто какой — то обвал сознания.....А вы говорите Дэн Браун, и там «Код Да Винчи». Слишком просто!
Аарон, 24 июля 2021 г.
Пишу рецензию по памяти, т.к. читал книгу в старших классах.
Начал я цикл как положено с «Ангелов и демонов», и это произведение мне достаточно понравилось. Т.ч. с интересом приступил к прочтению продолжения, но был сильно разочарован. Такое ощущение, что автор пишет одну и ту же книгу, меняя лишь некоторые персоналии и место действия. А события остаются теми же, сюжетные ходы, погони, предательства идут чуть ли не в той же последовательности, как в ранней книге и предугадываются заранее тем самым.
По вышеозначенным причинам читать продолжение не стал. И судя по экранизации, правильно сделал.